Главная страница

Государство и право Древнего Египта. Государство и право древнего


Скачать 2.27 Mb.
НазваниеГосударство и право древнего
АнкорГосударство и право Древнего Египта
Дата11.12.2022
Размер2.27 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаtomsinov_v.pdf
ТипКнига
#838514
страница22 из 39
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   39
Юстин. XIII. 2. 14)
2
. Однако это решение не поддержала македонская пехота (фаланга. Возмущенные тем, что им не позволили участвовать в его принятии, пехотинцы провозгласили царем сводного брата Александра Македонского
Арридея, приказав ему именоваться по отцу — Филиппом. Диадохи вынуждены были уступить своим воинам. Они пошлина то, чтобы признать царем Арридея, но при этом сохранили право натрон и для сына Александра, если он родится.
Птолемей сперва отказался признать Арридея царем, объяснив свою позицию тем, что сводный брат Александра был рожден
1
Скорее всего, вавилонянкой была супруга Мазаеуса: на это предположение наводят вавилонские имена его детей. См Badian E. Th e Administration of the
Empire. P. 175.
2
Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «Historiarum Philippicarum». М РОССПЭН, 2005. С. 112.

263
§ 4. Институт верховной государственной власти в период правления Птолемеев
от блудницы и страдал слабоумием (Юстин. XIII. 2. 11)
1
. Однако затем он, по всей видимости, согласился с таким поворотом событий. Получить Египет в свое управление Птолемей мог лишь при условии, если он назначался туда сатрапом, но полномочие сделать это назначение имел только царь. Право жена трон сына Александра Македонского и Роксаны Птолемей признал сразу. Мальчик родился вначале октября 323 года, получил имя своего отца и спустя некоторое время был провозглашен диадохами еще одним, в дополнение к Арридею-Филиппу, носителем царской власти.
Арридей-Филипп являлся царем шесть лети четыре месяца. В декабре 317 года до н.э. он был убит по приказу Олимпиады, матери Александра Македонского. Александр IV остался в одиночестве на царском троне.
Сохранился текст декрета Птолемея Лага, изданный приблизительно в 312–311 годах до н.э., который свидетельствует о том, что он признал сына Александра Македонского египетским фараоном. Александр IV был назван в этом акте любимцем богов, давших ему достоинство его предков, золотым Хором, господином во всем мире, царем Верхнего и Нижнего Египта, господином обеих Земель, усладой сердца Аммона, избранным Солнца, сыном Солнца. Сам Птолемей обозначил себя сатрапом Египта, действующим от имени египетского фараона Александра Арридей был сыном царя Филиппа II от танцовщицы Филинны из фесса- лийского города Ларисса. Родился он примерно водно время с Александром Македонским Cохранились изображения картуша Арридея-Филиппа и надписи, свидетельствующие о том, что он считался египетским фараоном, водном из храмов Гермополиса (см Weihinschrift des Königs Philippus-Arridäus aus dem Tempel von Hermopolis (Aschmunen) // Hieroglyphische Urkunden der griechisch-römischen
Zeit. Bd. 1. Bearbeitet von Kurt Sethe. Leipzig, 1904. S. II. 9) ив большом храме Ам- мона в Карнаке (Bauinschrift desselben Königs Philippus-Arridäus in dem von ihm neu erbauten granitsanktuar des grossen Amontempels von Karnak // Ibid. P. II. 10).
3
Описание этого убийства см. в главе 11 девятнадцатой книги Исторической библиотеки Диодора (Bibliothèque Historique de Diodore de Sicile. Traduction
Nouvelle avec une preface, des notes et un index par Ferd. Hoefer. Tome 4. Paris, 1846.
P. 13–14).
4
Ein Decret Ptolemaios’ des Sohnes Lagi, des Satrapen // Zeitschrift für
Ägyptische Sprache und Alterthumskunde / herausgegeben von Prof. Dr. R. Lepsius
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
В 309 году до н.э. сын Антипатра Кассандра приказал своим подручным убить вдову и наследника Александра Македонского. Смерть Александра IV означала, что Египет остался без фараона. Однако Птолемей не стал спешить с принятием на себя титула египетского верховного властителя и продолжал править страной в прежнем качестве. И только в 305/304 году до н.э. он возложил на себя данный титул
1
Совершить этот поступок Птолемея побудило событие, произошедшее годом ранее. После убийства Александра IV царский трон, дававший со времен Александра Македонского официальную власть над обширными территориями Азии, более трех лет оставался свободным. Ни один из диадохов не считал для себя возможным претендовать на него. Ситуация изменилась в 306 году, когда сын диадоха Антигона Деметрий начал борьбу с Птолеме- ем за Кипр. В решающем морском сражении ему удалось нанести сатрапу Египта сокрушительное поражение. После этой победы
Антигон и Деметрий приняли на себя звание басилевса, которое носил Александр Македонский Berlin unter Mitwirkung von Prof. Dr. H. Brugsch. 1871. Bd. 9. S. 1. Оригинальный текст указанного декрета был написан древнеегипетскими иероглифами — он приводится в этой публикации. В подстрочнике дан перевод его на немецкий язык. См. также публикацию этого текста в переводе с немецкого на английский язык Decree of Ptolemy Lagides, the Satrap // Records of the Past: being English
Translations of the Assyrian and Egyptian Monuments. Published under the sanction of the Society of Biblical Archeology. Vol. 10. Egyptian Texts. London, 1878. P. 69.
1
В «Паросской хронике об этом событии говорится После осады Родоса и с тех пор, как [Пт]олемей наследовал трона произошло это, когда Эвк- сенипп был архонтом в Афинах, прошел 41 год (http://ancientrome.ru/antlitr/
marble/part3-f.htm). Так как отправной точкой при летоисчислении «Паросская хроника берет 264/263 г. до н.э., то и получается, что Птолемей принял на себя звание верховного властителя в 305/304 г. до н.э.
2
Перед началом этого сражения у Птолемея было 210 кораблей, и все они, за исключением ми, были потоплены или захвачены Деметрием в качестве добычи По сообщению Плутарха, Антигона и Деметрия басилевсами провозгласил, после победы над Птолемеем, народ. Отца друзья увенчали диадемой немедленно, а сыну Антигон отправил венец вместе с посланием, в котором называл Деметрия царем (Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах. Том 2. МС. См. об этом также Диодор. ХХ. 53 (Bibliothèque Historique de Diodore de Sicile. Tome 4. Paris, 1846. P. 162).

265
§ 4. Институт верховной государственной власти в период правления Птолемеев
Действия, предпринятые ими в дальнейшем, заставляют думать, что царские титулы были приняты ими исключительно для того, чтобы получить хоть какое-то легитимное основание для захвата Египта. Македонская империя была к тому времени окончательно разделена (Антигон, в частности, получил в управление
Фригию, Ликию и Памфилию), и вряд ли в тех условиях можно было восстановить ее прежнее единство под властью одного человека. Но отобрать у Птолемея Египет Антигону и Деметрию было вполне по силам.
Первым шагом на пути решения такой задачи стала их попытка захватить Родос, находившийся под покровительством Птоле- мея. Целый год Деметрий осаждал остров, но безуспешно. Выдержать осаду родоссцам помог Птолемей, регулярно поставлявший им продовольствие.
Во время этой осады Птолемей и решился возложить на себя титул верховного властителя Египта. Любопытно, что официально данный титул выразился в звании не фараона, а басилевса. Это показывает, что Птолемей принял его прежде всего для того, чтобы защитить свою власть над Египтом от притязаний Антигона и Деметрия, которые, сделавшись басилевсами и преемниками Александра Македонского, получили формальные основания претендовать на нее.
Титул «басилевса» ничего не значил для египтян, лишь ума- кедонцев и греков его носитель считался обладателем верховной государственной власти. Антигон и Деметрий восприняли указанный титул в качестве звания, дающего власть над всеми территориями бывшей империи Александра Македонского, для Пто- лемея же он был титулом, подтверждавшим легитимность его власти только над Египтом и землями, которые он получил при разделе империи. Поскольку главная опасность для Птолемея как властителя исходила из Македонии и Греции, то и титул он взял македонско-греческий.
Однако перед египтянами ему надлежало представать только в качестве представителя фараона или самим фараоном. Признавая Александра IV фараоном, Птолемей тем самым подчеркивал легитимность своего статуса правителя Египта в качестве сатрапа. Но после убийства сына Александра Македонского статус представителя фараона перестал быть легитимным, поскольку фара- онский трон опустел. Чтобы сохранить власть над Египтом, Пто-
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
лемею ничего не оставалось делать, как стать новым фараоном. Ион стал им. Об этом свидетельствует его изображение в фара- онском одеянии на одной из печатей, обнаруженных при археологических раскопках на египетской территории, а также тот факт, что его имя писалось в картуше, то есть способом, которым обыкновенно писались имена египетских фараонов. Нов какой именно момент Птолемей возложил на себя звание египетского фараона, трудно сказать. Вероятнее всего, это звание было принято им вместе с титулом басилевса в 305/304 году до н.э. Но Птолемей вполне мог стать фараоном раньше или позднее указанного времени. Единственное, что кажется несомненным он не мог взойти на фараонский трон ранее 309 года — в то время, когда был жив официально считавшийся египетским фараоном Александр Нос другой стороны, есть основания утверждать, что намерение стать верховным властителем Египта появилось у него в самом начале правления в этой стране. На это указывает настойчивость, проявленная им в борьбе за тело умершего Александра Македонского. Птолемей приложил максимум усилий для того, чтобы оно было погребено в Мемфисе. При этом он не проявил никакого желания унаследовать власть царя Азии. Более того, когда после убийства Пердикки Птолемею предложили занять его место регента при слабоумном Арридее-Филиппе и малолетнем Александре, он отказался от этой должности, несмотря на то, что данное предложение было поддержано армией. Отсюда очевидно, что погребения праха Александра Македонского на территории Египта
Птолемей добивался не для того, чтобы увеличить свои шансы в соперничестве с другими диадохами за власть над его империей,
1
См. иллюстрацию в книге Mahaff y J. P. A History of Egypt under the Ptolemaic
Dynasty. London, 1898. P. 25.
2
См. картуш Птолемея I в издании Dodson A. Th e Hieroglyphs of Ancient
Egypt. London, 2001. P. 132. Рисунок очень похожего на него картуша приводится в сборнике иероглифических документов греко-римской эпохи, изданном Кур- том Зете. См Bruchstück von einem Denkstein eines der beiden ersten Ptolemäer, vermutlich Soter I // Hieroglyphische Urkunden der griechisch-römischen Zeit. Bd. 1.
Bearbeitet von Kurt Sethe. Leipzig, 1904. S. II. 22–23.
3
По приказу Птолемея в Карнаке была возведена его статуя-колосс. Александр представлен в ней в одежде фараона. См Mahaff y J. P. A History of Egypt under the Ptolemaic Dynasty. P. 37.

267
§ 4. Институт верховной государственной власти в период правления Птолемеев
но исключительно с целью придать легитимное основание своему правлению в этой стране.
До сих пор не обнаружено каких-либо документальных свидетельство совершении Птолемеем религиозных церемоний, необходимых для восшествия натрон фараона. Вследствие этого можно, конечно, предположить, что он не совершал их. Но следует иметь ввиду, что Птолемей сопровождал Александра Македонского в его египетском походе и присутствовал при совершении данных церемоний как в Мемфисе, таки в храме Аммона, расположенном в оазисе Сива, и должен был хорошо понимать их значение. Скорее всего, необходимые для принятия титула фараона церемонии он совершил, но сведений о них не сохранилось.
Прибыв в Египет, Птолемей с самого начала повел себя так, будто был фараоном. Так, он приказал казнить Клеомена, выполнявшего в Египте функции сатрапа. Павсаний утверждал, что
Птолемей убил его потому, что видел в нем сторонника Пердик- кии, следовательно, человека, на верность и преданность которого не мог положиться (Павсаний. I. 6. 3). Возможно, в этом действительно таилась главная причина, по которой Птолемей решил подвергнуть Клеомена смертной казни, но для будущего фараона в данном случае было важнее другое чрезвычайно жадный до денег Клеомен установил такие высокие налоги и настолько погряз в различного рода финансовых махинациях, что восстановил против себя практически все слои египетского общества. Он обложил грабительскими поборами храмы и нагло нарушал египетские традиции. Египетские жрецы воспринимали его как врага. Предав Клеомена казни, Птолемей показал египтянам, что будет защищать их интересы самым решительным образом.
Вместе стем Птолемей стал заботиться о египетских храмах, восстанавливать те из них, которые за время персидского правления были разрушены или обветшали. В тоже время он продол-
1
Махинации Клеомена разоряли не только египтян, но также афинян и других греков. Об одной из них рассказал в своей речи против Дионисодора греческий оратор Демосфен. По его словам, наместник Египта Клеомен со времени своего прихода к власти принес немало зла Афинам, а еще больше — остальным эллинам, именно тем, что он, занимаясь перепродажей, вздувал цены на хлеб ион сами его подручные (Демосфен. Речи. В трех томах. Том 2. МС Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
жил строительство в Египте новых храмов, развернувшееся после его посещения Александром Македонским. Одновременно им были предприняты меры по возвращению из Азии вывезенных персами из Египта культовых ценностей.
Противостояние между Птолемеем, с одной стороны, и Анти- гоном с Деметрием, с другой, было одновременно противоборством двух различных представлений о верховной государственной власти. Новоявленные басилевсы Эллады и Азии придавали слишком большой вес титулу верховного властителя. Согласно их представлениям, данный титул имел самостоятельное значение и не зависел от фактического владения территорией. Они полагали, что обладать титулом верховного властителя какой-либо страны можно даже в том случае, если фактическая власть над ней принадлежит другому.
Птолемей же считал, что титул верховного властителя той или иной страны производен от фактической власти над ней, от способности контролировать происходящее на ее территории, собирать налоги с ее населения и формировать армию из местных жителей. Сего точки зрения, обладатель фактической власти вполне мог обойтись без титула. «Птолемей сохранил Египет как собственность, завоеванную мечом, — написал Диодор (XVIII. 39. Эта мысль казалась историографу настолько важной, что он повторил ее в несколько ином выражении «Птолемей сохранил Египет как завоевание после того, как он, против всякого ожидания, разбил Пердикку и уничтожил царскую армию (Диодор. XVIII.
43. У Птолемея ив самом деле имелось достаточно оснований смотреть на Египет как на свою добычу. Но он хорошо понимал, что невозможно удержать эту добычу в своих руках с помощью одной силы, что нельзя управлять страной без поддержки подданных, а следовательно, без идеологической оболочки, соответствующей их религиозно-политическому сознанию.
Устроив погребение праха Александра Македонского в Мемфисе, Птолемей I поступил в полном соответствии с египетскими религиозно-политическими традициями, сточки зрения кото-
1
Bibliothèque Historique de Diodore de Sicile. Tome 3. P. 336.
2
Ibid. P. 339.

269
§ 4. Институт верховной государственной власти в период правления Птолемеев
рых каждый правящий фараон получает энергию для своей власти из духа своего предшественника натроне. Великий македонец непросто признавался египтянами настоящим фараоном, но был безмерно уважаем ими зато, что освободил Египет от персов, которые вели себя в этой стране бесцеремонно и грубо нарушали исконные египетские традиции. На связь Птолемея с Александром призваны были указывать и монеты сего изображением, которые начали чеканить в Птолемеевском Египте еще до 300 года до н.э.
В последнее десятилетие правления Птолемея центром культа Александра как бога стала Александрия. Приблизительно в 290–
289 годах до н.э. здесь был создан институт ежегодно сменявшихся жрецов-эпонимов бога Александра. Их именами стали обозначаться следующие один за другим года.
Представляя себя в качестве преемника Александра Македонского, Птолемей придавал своей власти легитимность в глазах египтян. Но одновременно он внушал уважение к ней македонцами грекам.
Наследник Птолемея I натроне его сын от Береники Птоле- мей II соединил культ Александра с культом своего отца. Была создана легенда о том, что он родился в действительности не от Лага, но от македонского царя Филиппа II
2
. Наряду с празднествами в честь Александра, считавшегося родоначальником династии Пто- лемеев, в Александрии стали устраиваться празднества в честь его непосредственного преемника на египетском троне Птолемея Для поддержания культа отца Птолемей II ввел в обращение золотую и серебряную монету сего изображением. Впервые двадцать два года его правления чеканились монеты с надписью на реверсе, на греческом языке, «Птолемей басилевс». Затем появились монеты со словами «Птолемей Сотер».
Добавленное к имени Птолемея I прозвище Сотер представляло его в качестве Спасителя, но кого Павсаний писал, что имя Со- тер Птолемею, сыну Лага, дали родосцы (Павсаний. I. 8. 6)
3
. Пто- лемей действительно спас Родос от захвата Деметрием в 305/304 1
См. об этом Taylor L. R. Th e Cult of Alexander at Alexandria // Classical
Philology. 1927. Vol. 22. № 2 (Apr.). P. 162–169.
2
См Collins N. L. Th e Various Fathers of Ptolemy I // Mnemosyne. Fourth
Series. 1997. Vol. 50. Fasc. 4 (Aug.). P. 436–476.
3
Павсаний. Описание Эллады. Кн. I–IV. СПб., 1996. С. 57.
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
году до н.э. Но никаких документальных подтверждений тому, что именно родосцы присвоили Птолемею это почетное имя, несу- ществует
1
. Факты показывают, что Сотером Птолемея I нарек его сын Птолемей II. Причем сделал он это не ранее, чем на двадцать третьем году своего правления, то есть в 263/262 году до н.э.
2
Сохранились документальные свидетельства о том, что Птолемей I и
Береника именовались вначале правления Птолемея II «Сотерами Спасителями, подразумевая, по всей видимости, что они спасли своего сына, ставшего фараоном, от каких-то опасностей. Одно из них — посвящение, начертанное на маяке в Фаросе: «Состра- тос, сын Дексифаноса, посвящает это Богам Сотерам от имени тех, кто плавает по морям. Другое представляет собой надпись о совершении дара богу Серапису и богине Изиде от имени баси- левса Птолемея, сына Птолемея и Береники, Спасителей. Индивидуально же, к одному Птолемею I, прозвище «Сотер» стало применяться лишь во второй половине правления его сына.
В дальнейшем каждый из Птолемеев имел помимо основного дополнительное имя. Так, Птолемей II, правивший с 283 до
246 года до н.э., звался Филадельфом (Любящим сестру. Птоле- мей III (246–221 гг. до н.э.) — Эвергетом (Благодетелем. Птоле- мей IV (221–205 гг. до н.э.) — Филопатором (Любящим отца. Пто- лемей V (205–180 гг. до н.э.) — Эпифаном (Великолепным. Пто- лемей VI (180–145 гг. до н.э.) — Филометром (Любящим мать.
Птолемей VII (145 г. до н.э.) — Неос Филопатором (Новым любящим отца. Птолемей VIII, являвшийся соправителем своего брата Птолемея VI в 170–163 годах, имел такое же второе имя, какое было у Птолемея III, то есть — Эвергет. Птолемей IX, правивший со 116 до 107 года и затем с 88 до 81 года до н.э., звался дополнительным именем, составленным из нескольких прозвищ Сотер
1
См
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   39


написать администратору сайта