Главная страница

Государство и право Древнего Египта. Государство и право древнего


Скачать 2.27 Mb.
НазваниеГосударство и право древнего
АнкорГосударство и право Древнего Египта
Дата11.12.2022
Размер2.27 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаtomsinov_v.pdf
ТипКнига
#838514
страница20 из 39
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   39
Арриан. Поход Александра. С. 99.
4
См. о титуле македонского царя Errington R. M. Macedonian ‘Royal Style’ and Its Historical Signifi cance // Th e Journal of Hellenic Studies. 1974. Vol. 94. P. 20–
37; Hammond N. G. L. Th e King and the Land in the Macedonian Kingdom // Th e
Classical Quarterly. New Series. 1988. Vol. 38. № 2. P. 390.

247
§ 3. Александр Македонский как египетский фараон
ком много ограничений со стороны общества при ее осуществлении В этих условиях для Александра было вполне логичным принять на себя титул царя Азии. Однако данный титул не имел исторических основ и не опирался на какую-либо традицию. В связи с этим он был лишен какого-либо идеологического наполнения и политического значения. Звание царя Азии могло получить идеологически и политически весомый смысл только водном случае — если оно становилось общим выражением совокупности традиционных титулов верховных властителей если не всех, то хотя бы крупных и влиятельных государств азиатского региона. Титул египетского фараона имел для Александра в данной ситуации особое значение.
Во-первых, это был самый древний, а значит, покоящийся на самой прочной религиозно-политической традиции монархический титул. Во-вторых, он предполагал божественность верховного властителя, а значит, высшую степень его авторитета в обществе. В-третьих, он имел богатейшее духовное наполнение. Титул фараона Египта выражал в концентрированной форме целую систему политико-религиозной мифологии, особый тип мировоззрения и соционормативной культуры. В-четвертых, идеология, составлявшая духовное наполнение данного титула, была в значительной мере не только египетской, но и общечеловеческой. Неслучайно многие из богов, которым поклонялись египтяне, являлись одновременно богами греков, македонцев и других народов.
В-пятых, титул фараона был универсальным по своему характеру. Пространством его власти считался весь мир египетский фараон мыслился верховным властителем, ответственным завесь космос, за всю землю, все народы.
Универсальность фараонского титула особо подчеркивалась ритуалом, совершавшимся при его принятии в храме Аммона, когда оракул объявляло том, что фараон является сыном этого бога и получает власть над всей землей. Со времен Нового царства местом, где происходила данная церемония, был, как правило, храм Аммона в Фивах. Александр Македонский предпочел
1
Samuel A. E. Philip and Alexander as Kings: Macedonian Monarchy and Merov- ingian Parallels // Th e American Historical Review. 1988. Vol. 93. № 5 (Dec.). P. 1270–
1278.
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
ему другой храм — в оазисе Сива, несмотря на то, что до последнего добраться было намного труднее, чем до первого. Фиван- ский Аммон был до персидского завоевания Египта самым авторитетным среди данного рода богов. И это неслучайно Фивы являлись до этого момента важнейшим египетским политическими религиозным центром. Они оставались таковым даже после того, как резиденция фараонов переместилась на север — на территорию дельты Нила. Но ко времени прихода в Египет македонского полководца Фивы были в явном упадке. Фиванские храмы, разграбленные персидскими завоевателями, таки не восстановились. И среди храмов Аммона самым большим авторитетом пользовался тогда тот, который располагался в оазисе среди ливийской пустыни. Он был известен не только египтянам, но также македонцам, грекам, римлянами другим народам Средиземноморья. Бог, которому был посвящен храм в оазисе Сива, считался ими Зевсом или Юпитером. При этом для египтян он оставался Аммоном
2
. Для Александра Македонского, желавшего получить законный и признаваемый не только в Египте, но и во всем Средиземноморье титул фараона, трудно было придумать более удачное место совершения необходимых для восшествия на фараонский трон ритуалов, чем храм Аммона в оазисе Сива. Да и сам титул фараона, освященный в храме бога, который признавался авторитетным не только в Египте, но и во многих других странах, а по сути, на всем пространстве военных походов македонского полководца, приобретал универсальное зна-

1
Есть немало свидетельств тому, что греки отождествляли бога Аммона с Зевсом по меньшей мере за два века до Александра Македонского. Геродот Гали- карнасский изложил во второй книге своей Истории легенду, услышанную им вовремя пребывания в греческом городе Додоне: Две черные голубки однажды улетели из египетских Фив, одна — в Ливию, а другая к ним в Додону. Сев на дуб, голубка человеческим голосом приказала воздвигнуть здесь прорицалище Зевса.
Додонцы поняли это как волю божества и исполнили ее. Голубка же, прилетевшая в Ливию, как говорят, приказала основать там прорицалище Аммона. И это также — оракул Зевса. Это мне рассказывали додонские жрецы (Геродот. История в девяти книгах. МС. Из этого сообщения Геродота следует, что в середине V века до н.э. отождествление бога Аммона с Зевсом было уже традицией См. об этом Maspero G. C. Ch. Comment Alexander devint Dieu en Égypte.
P. 275.

249
§ 3. Александр Македонский как египетский фараон
чение. Его носитель вполне мог начинать строить обширную им- перию.
Согласно Арриану, перед последней битвой с Дарием III Александр Македонский просил своих военачальников сказать солдатам, что в этом сражении они будут сражаться не за Келесирию,
Финикию или Египет, как раньше, аза всю Азию решаться будет, кто должен ею править (курсив мой. — ВТ. По сообщению
Плутарха, Александр после этой битвы, состоявшейся под Гавга- мелами, был провозглашен царем Азии. Данное провозглашение состоялось после того, как он стал в результате совершения необходимых религиозных церемоний законным фараоном Египта. Вряд ли это было простым совпадением.
После битвы под Гавгамелами Александр направился в Вавилон. Факты о его пребывании в этом городе, приведенные Арри- аном, позволяют утверждать, что македонский полководец был официально возведен натрон вавилонского царя. По словам историографа, когда он был недалеко от Вавилона и вел войско уже в боевом порядке, навстречу ему всем народом вышли вавилоняне с правителями и жрецами, каждый с дарами. Город, кремль и казна были сданы. Александр, вступив в Вавилон, приказал вавилонянам восстановить храмы, которые Ксеркс велел разрушить, в том числе и храм Бела, бога, особенно чтимого вавилонянами
3
Сатрапом Вавилона он поставил Мазея; начальство над войском, оставленным Мазею, поручил Аполлодору из Амфиполя, а сбор податей Асклепиодору, сыну Филона. Сатрапом в Армению он отправил Мифрена, который сдал ему в Сардах акрополь. В Вавилоне встречался он, конечно, с халдеями, выполнил все пожелания халдеев относительно вавилонских храмов и принес, между прочим, жертву Белу по их указаниям. Действия, которые совершал в Вавилоне, согласно рассказу Арриана, Александр Македонский в особенности жертвоприношение Белу-Мардуку, который отождествлялся с египетским Аммоном и греческим Зевсом, и издание распоряжения о восстановлении храмов, — мог совер-
1
Арриан. Поход Александра. С. 118.
2
Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Том 2. С. 139.
3
Другое наименование этого бога — Бел-Мардук.
4
Арриан. Поход Александра. С. 124.
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
шать здесь, как ив Египте, лишь человек, имевший официальный царский титул
1
По сравнению с титулом египетского фараона звание вавилонского царя было на тысячу с лишним лет менее древним, но зато оно превосходило древностью другие титулы верховных властителей на территориях тогдашней Азии, на которые распространялась власть Александра Македонского. Вместе стем это звание опиралось на мощную религиозную традицию, хранителями которой были вавилонские жрецы-халдеи. Титул египетского фараона в соединении с титулом вавилонского царя возвышал Александра Македонского над всеми правителями средиземноморских и азиатских государств, придавая надлежащий политический смысли авторитет принятому им на себя званию царя Азии».
По роковому стечению обстоятельств именно с Вавилоном и Египтом оказалась связана и посмертная судьба великого маке- донца.
Умер Александр 10 июня 323 года в Вавилоне во дворце Наву- ходоносора
2
. Но похоронить себя завещал в Египте. Перед смертью
1
См. о принятии Александром титула вавилонского царя Fredricksmeyer E. A.
Alexander the Great and the Kingship of Asia // Alexander the Great in Fact and
Fiction / Edited by A. B. Bosworth and E. J. Baynham. Oxfor, 2000. P. 146–147.
2
О причинах смерти Александра Македонского историки до сих пор спорят, сталкивая между собой версию его кончины от какой-либо болезни и версию его отравления. См, например Bosworth A. B. Th e Death of Alexander the
Great: Rumour and Propaganda // Th e Classical Quarterly. New Series. 1971. Vol. 21.
№ 1 (May). P. 112–136; Engels D. A Note on Alexander’s Death // Classical Philology.
1978. Vol. 73. № 3 (Jul.). P. 224–228. Очевидно, что любые высказывания о причине смерти великого македонца могут быть лишь предположениями. Содержащиеся в сочинениях античных историографов описания состояния Александра в последние дни его жизни дают много оснований утверждать, что умер он от какой- то болезни (например, малярии. Однако, в данных сочинениях приводится немало фактов, пусть и косвенных, говорящих в пользу версии отравления. Многие думают, — писало возможной причине смерти Александра Квинт Курций
Руф, — что он был умерщвлен ядом, который дал ему по приказанию отца сын
Антипатра, по имени Иола, бывший среди слуг царя. Часто, правда, слышали слова Александра, что Антипатр претендует на царское достоинство, что он, гордясь своей победой над спартанцами, считает себя по силе выше обычного военачальника и что все получаемое от царя приписывает себе. Думали также, что Кратер был послан для убийства с отрядом ветеранов. Сила яда, добываемого в Македонии, такова, что он разрывает даже подковы, но копыто животного его выдерживает. Источник, из которого добывают этот яд, называют Стиксом; его

251
§ 3. Александр Македонский как египетский фараон
он распорядился, чтобы тело его было отвезено в храм Аммона»
1
И готовили его к погребению египетские и вавилонские жрецы
2
Праху умершего фараона придавалось в Египте религиозно- мистическое и одновременно политическое значение. Забота о его погребении в соответствии с традициями страны, оказание ему надлежащих почестей, сохранение памяти о нем — все эти действия были для фараона живого непросто выполнением одной из главных его функций они составляли одно из важнейших свидетельств его легитимности. Считалось, что умерший фараон продолжает властвовать через фараона живого, питая его духовной энергией, исходящей из погребения, которое в соответствии ста- ким воззрением рассматривалось в качестве обители души того, чье тело упокоено в нем.
Данное воззрение на умершего верховного властителя получило в Египте наивысшее развитие и выразилось в самых ярких привез Кассандр и передал брату Иоле, а этот влил его в питье царя. Как бы этому слуху ни верили, его заставило забыть могущество тех, кого он задевал. Ведь
Антипатр захватил царство Македонское, а также и Грецию. Власть его переняли его потомки, так как были истреблены все, кто остался в каком-либо родстве с Александром (Квинт Курций Руф
. История Александра Македонского. С. 244). На вероятность смерти Александра от яда указывали и другие античные историографы. См Арриан. Поход Александра. С. 244–245; Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Том 2. С. 164; Диодор. Историческая библиотека. Книга XVII. С. 346–347. Юстин писал Когда Александр Великий скончался во цвете лет на вершине славы, во всем Вавилоне воцарилось скорбное молчание Все варварские народы, недавно им побежденные, оплакивали его не как врага, но как отца. И мать царя Дария, которая, потеряв сына и сменив царственное величие на положение пленницы, тем не менее до этого дня не жаловалась на свою жизнь — настолько милостив был к ней победитель, — когда услыхала о его смерти, наложила на себя руки, не потому что она врага предпочла сыну, но потому, что в том, кого она боялась как врага, она встретила сыновнюю почтительность. Напротив, македонцы радовались, как будто потеряли не согражданина своего, столь великого царя, но врага, проклиная и его чрезмерную строгость, и постоянные военные опасности. Кроме того, вожди войска домогались царства и власти, а рядовые воины — сокровищ и несметных запасов золота, считая их нежданной своей добычей одни намеревались стать преемниками высшей власти, другие — наследниками огромных богаств, ибо в казне было пятьдесят тысяч талантов и податные сборы давали ежегодно по тридцать тысяч талантов (Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «Historiarum Philippicarum». С. 110).
1
Квинт Курций Руф
. История Александра Македонского. С. 233.
2
См Там же. С. 243.
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
формах, нов различных своих вариантах и формах, пусть менее развитых и ярких, оно было распространено во всей Азии, атак- же в Греции и Македонии. В связи с этим борьба за власть, разгоревшаяся после смерти Александра между его соратниками, неизбежно становилась, помимо прочего, еще и борьбой за его прах
1
По этой причине тело Александра оставалось не погребенным почти два года. В конце концов, все случилось так, как и должно было случиться в борьбе за царский прах победил тот соратник Александра, который получил в управление Египет, а именно
Птолемей Лаг. Тело Александра было, наконец, перевезено Пто- лемеем, которому достался Египет, в Мемфиса оттуда, через несколько лет, — в Александрию. Имении памяти его там воздаются всяческие почести. Такими словами Квинт Курций Руф закончил свою Историю Александра Македонского, умолчав о том, каким образом Птолемею удалось завладеть прахом царя.
Рассказ об этом можно найти у Павсания — древнегреческого путешественника и писателя, жившего во II веке н.э. В его Описании Эллады» содержится следующее сообщение о Птолемее: По смерти Александра он восстал против тех, которые хотели передать всю власть Арридею
3
, сыну Филиппа он оказался главным виновником того, что отдельные народы распались на отдельные царства. Он сам переправился в Египет, убил Клеомена, которого Александр поставил в качестве сатрапа над Египтом, считая его сторонником Пердикки
5
и поэтому человеком, которого нель-
1
См. об этом Erskine A. Life aft er Death: Alexandria and the Body of Alexan- der // Greece & Rome. Second Series. 2002. Vol. 49. № 2 (Oct.). P. 167–171.
2
Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. С. 233.
3
Сводный брат Александра Македонского Арридей был провозглашен после его смерти новым царем под именем Филиппа В действительности Птолемей получил Египет при распределении между военачальниками управления провинциями империи Александра Македонского. Египет счастью Африки и Аравии, — писал об этом Юстин, — первым получил Птолемей, некогда за доблесть назначенный Александром в полководцы из рядовых. В помощники для управления провинцией ему дают Клеомена, построившего Александрию (Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «Historiarum
Philippicarum». СВ других вариантах рукописи произведения Юстина указывалось, что Помпей получил Египет счастью Африки, Азии и Ливии.
5
Пердикка был военачальником Александра Македонского, занимая в момент его смерти принадлежавший прежде Гефестиону пост хилиарха, начальни-

253
§ 3. Александр Македонский как египетский фараон
зя считать верными преданным ему, Птолемею; македонян, назначенных перевезти тело Александра в Эги, он убедил передать тело (Александра) ему. Ион похоронил его по македонскому обряду в Мемфисе зная, что за это Пердикка пойдет на него войною, он держал Египет на военном положении. Для того, чтобы дать этому походу благовидный предлог, Пердикка взял с собою Арри- дея, сына Филиппа, и мальчика Александра, родившегося от Рок- саны, дочери Оксиарта, и Александра (Македонского. — ВТ на самом же деле он злоумышлял против Птолемея, желая отнять у него царство над Египтом. Изгнанный из Египта, когда и другие военные дела шли у него не блестяще, а кроме того, оклеветанный перед македонянами, он был убит своими телохранителями»
1
Страбон писал в своей Географии, что «Птолемей, сын Лага, успел отнять у Пердикки тело Александра, когда тот перевозил его из Вавилона и свернул в Египет, движимый алчностью и желанием присвоить себе страну»
2
Диодор же привел в восемнадцатой книге своей Исторической библиотеки другой вариант этой истории. По его рассказу, Арридей
3
, в течение двух лет занимавшийся изготовлением и украшением катафалка для перевозки праха Александра, получил поручение доставить его из Вавилона в Египет. И Птолемей для оказания почестей Александру прошел со своей армией, превращенной в конвой, до Сирии. Он принял тело с самыми высокими знаками уважения. Он решил более подходящим в тот момент перевезти его не в храм Юпитера Аммона, нов город, основанный Александром, который уже стал почти самым знаменитым в мире. Им был сооружен здесь храм, который своим величием ка царской гвардии и личной охраны. После смерти Александра он стал регентом при новом царе — страдавшем слабоумием Арридее, а затем и при родившемся вначале октября 323 г. сыне Александра Македонского от Роксаны, который был объявлен еще одним царем. См. о регентстве Пердикки: Bosworth A. B. Perdiccas and the Kings // Th e Classical Quarterly. New Series. 1993. Vol. 43. № 2. (1993). P. 420–
427.
1
Павсаний.Описание Эллады / Перевод с древнегреческого С. П. Кондра- тьева. СПб., 1996. С. 53–54.
2
Страбон. География в 17 книгах. СВ данном случае имеется ввиду не сводный брат Александра, а другой македонец, но имевший такое же имя, как ион Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
и красотой был достоин славы Александра он совершил торжественную погребальную службу, чествуя его героическими жертвоприношениями и великолепными играми. Птолемей был сполна вознагражден людьми и богами за оказание такой чести памяти Александра. Благородство и величие души Птолемея привлекло в Александрию множество иностранцев, пожелавших служить в его армии и хотя им вскоре предстояло биться с царской армией, они не пренебрегали опасностями, которые передними вставали, и все были готовы отдать свою жизнь за Птолемея»
3
По рассказам Гая Светония Транквилла и Луция Кассиуса Диона, в 30 году до н.э. тело Александра осматривал, будучи в Александрии, Октавиан Август. Саркофаг Александра Македонского видел вовремя пребывания в Александрии в период с 20 погоды до н.э. путешественник Страбон
5
Таким образом, античные писатели по-разному представляли судьбу праха Александра Македонского. Диодор и Страбон полагали, что, перевезенный в Египет, он был сразу же доставлен в Александрию и там погребен навеки вечные. Квинт Курций Руф и Павсаний сообщали о том, что сначала тело Александра было погребено в Мемфисе и только по прошествии какого-то времени его переместили в Александрию. При этом если первый указывал,
1
Героическими жертвоприношениями и грандиозными играми Александр Македонский чествовался как основатель Александрии Диодор имеет ввиду армию под командованием военачальника Александра Македонского Пердикки.
3
Bibliothèque Historique de Diodore de Sicile. Traduction Nouvelle avec une preface, des notes et un index par Ferd. Hoefer. Tome 3. Paris, 1846. P. 326–327.
4
В это же время он осмотрел тело Великого Александра, гроб которого велел вынести из святилища в знак преклонения он возложил на него золотой венец и усыпал тело цветами. А на вопрос, неугодно ли ему взглянуть и на усыпальницу Птолемеев, он ответил, что хотел видеть царя, а не мертвецов (
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   39


написать администратору сайта