Государство и право Древнего Египта. Государство и право древнего
Скачать 2.27 Mb.
|
Арриан. Поход Александра. М Миф, 1993. С. 111. 2 6 километров 231 § 3. Александр Македонский как египетский фараон торые бьют в других местах. В полдень вода в нем холодна на вкуса на осязание кажется совсем ледяной. Когда солнце склоняется к вечеру, она становится теплее, от вечера и до полуночи все теплеет ив полночь делается совершенно горячей. С полуночи она постепенно охлаждается, на рассвете она уже холодна ив полдень совершенно ледяная. Эти изменения совершаются постепенно и каждый день. Есть там и соль, которую уже в готовом виде выкапывают из земли. Жрецы Аммона привозят ее в Египет. Отправляясь туда, они кладут ее в корзиночки, сплетенные из листьев финиковой пальмы, в подарок царю или кому другому. Зерна у нее крупные (попадались больше чем в три пальца) и чистые, как хрусталь. Египтяне и прочие благочестивые люди пользуются этой солью при жертвоприношениях, считая, что она чище морской. Александр пришел в изумление и восторг от этого места он вопросил бога и, услышав ответ, который, по его словам, пришелся ему по душе, вернулся в Египет той же самой дорогой, как рассказывает Аристобул. Птолемей, сын Лага, говорит, что он пошел другой — прямо на Мемфис. В Мемфис пришли к нему многочисленные посольства из Эл- лады и не было человека, которого бы он отпустил, не исполнив его просьбы Египет он устроил таким образом назначил в Египте двух номархов египтян, Долоаспа и Петисия, и между ними и поделил египетскую землю. Когда Петисий отказался от своей должности, Долоасп принял всю власть. Фрурархами он назначил друзей в Мемфисе Панталеонта из Пидны, в Пелусии Полемона, Мегаклова сына, из Пеллы. Командовать чужеземцами он поставил этолийца Ликида; писцом у них Эвгноста, Ксе- нофантова сына, одного из друзей, а наблюдателями Эсхила и Ефиппа, сына Халкидея. Управление соседней Ливией он поручил Аполлонию, сыну Харина, а управление Аравией, прилегающей к Героополю, Клеомену из Навкратиса. Ему было приказано оставить номархов управлять их номами по их собственным обычаям, как установлено исстари ему же собирать с них подати, которые им велено было вносить. Стратегами в войске, которое оставалось в Египте, он назначил Певкеста, сына Макартата, и Балакра, сына Аминты, навархом же Полемона, сына Ферамена… Говорят, что Александр разделил власть над Египтом между многими людьми, восхищаясь природой этой страны, которая представляла собой Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта естественную крепость поэтому они счел небезопасным вручить управление всего Египта одному человеку» 1 Профессор департамента классических и религиозных исследований факультета искусств в университете Оттавы Эдмунд Фредерик Блоедов в статье, посвященной главной цели похода Александра Македонского в Египет, высказал мысль о том, что для ее установления необходимо проанализировать его действия в этой стране. Описание пребывания македонского полководца в Египте, данное Аррианом и другими античными историографами, показывает, что он совершил здесь четыре основных поступка во- первых, принес в Мемфисе жертву разным богам, в том числе и Апису, и установил празднество с состязаниями гимнастическими и мусическими»; во-вторых, основал город-порт Александрию в-третьих, посетил храм Аммона в оазисе Сива; и наконец, в-четвертых, дал распоряжения об организации управления Египтом и назначил высших должностных лиц в новую египетскую администрацию. Совершение обряда жертвоприношения не могло быть, по мнению Э. Блоедова, главной целью египетской экспедиции Александра Македонского. Не было у него какой-либо необходимости идти в Египет и для того, чтобы издать распоряжения относительно системы управления страной и о назначении высших должностных лиц египетской администрации. Что же касается основания Александрии, то профессор Блоедов выразил в своей статье уверенность в том, что решение об этом Александр Македонский принял только в Египте. По его словам, нет даже самого легкого намека в дошедших до нас источниках на то, что существовал предварительный план этого» 3 Рассмотрев деятельность македонского полководца в Египте, Э. Блоедов сделал следующее заключение относительно главной цели его пребывания в этой стране Так как никакие распоряжения об управлении страной не требовали его присутствия там и 1 Арриан. Поход Александра. С. 112–114. 2 Диодор Сицилийский, Помпей Трог (в пересказе Юстина) и Квинт Кур- ций Руф относили принятие Александром решения обосновании Александрии ко времени после посещения им храма Амона в оазисе Сива. 3 Bloedow Ed. F. Egypt in Alexander’s Scheme of Th ings // Quaderni Urbinati di Cultura Classica. New Series. 2004. Vol. 77. № 2. P. 94. 233 § 3. Александр Македонский как египетский фараон основание города Александрия не являлось заранее планировавшейся целью, то остается только одна возможность — визит к оракулу Аммона в Сиве. Это, как оказалось, было главной целью его похода в Египет. И мотив для него был двояким затмить своих предков, Персея и Геракла, испросить оракула о своем божественном происхождении, те. добиться подтверждения этого. Соответственно, в решающий момент карьеры Александра его действия определялись нерациональными и военно-стратегическими соображениями, как можно было бы ожидать и что так долго поддерживалось современными критиками, но личными, субъективными предпочтениями, а именно религиозными, романтико- героическими устремлениями, обуревавшими его до того, как он покинул Македонию» 1 Посещение храма Аммона в оазисе Сива действительно было наиболее значимым поступком Александра Македонского вовремя пребывания в Египте. И вряд листало случайным то, что никакой другой эпизод его египетской эпопеи не был изложен античными историографами так подробно, как этот. Диодор Сицилийский начал свое описание египетского похода Александра Македонского с сообщения, что он был радостно принят египтянами, потому что персы оскорбляли их святыни и правили с помощью силы 2 . После этих слов греческий историограф сразу же приступил к рассказу о том, как македонцы добирались до храма бога Аммона и какие тяготы им приходилось испытывать на этом пути. Уладив все дела в Египте, Александр отправился к Амону вопросить бога. В середине пути встретили 1 «Since neither arrangements for governing the country required his presence there, nor the founding of the city of Alexandria was a pre-planned objective, we are left with only one possibility — the visit to the oracle of Ammon at Siwah. Th is, it turns out, was his principal reason for going to Egypt. And the reason for this was two- fold: to upstage his relations, Perseus and Heracles, and to consult the oracle about his divine fi liality, i.e., to seek confi rmation thereof. Accordingly, at a major junction in his career, Alexander’s actions were determined by, not rational and strategic military considerations, as one would expect and which for so long has been maintained by modern critics, but by personal, subjective inclinations: religious, roman tic heroism — preoccupations that predate his departure from Macedonia» (ibid. P. 98–99). 2 Диодор. Историческая библиотека. Книга XVII / Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. С приложением сочинением Диодора, Юстина, Плутарха об Александре. МС Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта его послы из Кирены 1 , везшие ему венец и великолепные дары, в том числе 300 боевых коней и 20 превосходнейших лошадей для колесниц четверней. Приняв их, он заключил сними дружественный союз и вместе со своими спутниками отправился дальше к храму. Подойдя к безводной пустыне, он запасся водой и продолжал путь по стране, где песок лежал горами. Запас воды вышел за 4 дня найти ее было негде. Всеми овладело отчаяние, как вдруг разразился ливень, который поразительным образом спас людей, нуждавшихся вводе они, неожиданно спасенные, приписали этот случай промыслу богов. Набрав в какой-то впадине столько воды, сколько хватило бы на 4 дня, они после четырехдневного пути вышли из безводных мест. Дорога потерялась среди безбрежного песка, и проводники объявили царю, что вороны, карканье которых слышится справа, указывают дорогу, ведущую прямо к святилищу. Александр счел этот случай счастливым предзнаменованием и, решив, что бог с радостью его примет, ускорил свой путь. Сначала он наткнулся на так называемое Горькое озеро, а затем, пройдя 100 стадиев, миновал города Аммона” и через один день пути подошел к священному участку» 2 Общение Александра Македонского с оракулом Аммона Дио- дор описал так, будто сам при нем присутствовал Когда жрецы ввели Александра в храм ион увидел бога, старший пророк, человек очень преклонного возраста, подошел к нему со словами Привет тебе, сын мой Так обращается к тебе бог. Принимаю 1 Кирена — город-государство, основанный в VII в. греческими колонистами с острова Фера. Вовремя персидского господства над Египтом Кирена входила в состав египетской сатрапии. Факт вручения Александру Македонскому короны послами из Кирены, свидетельствующий о признании его верховной власти над этим городом, не приводится Аррианом. 2 Диодор. Историческая библиотека. Книга XVII. С. 303–304. 3 Французский перевод этого фрагмента из семнадцатой книги Диодоровой Исторической библиотеки, сделанный аббатом Террассоном, более смысловой и точнее выражает то, что происходило на самом деле «A l’égard d’Alexandre qui avoit été introduit dans le temple par les Prêtres; il contemploit la statue du Dieu, lorsque le plus ancien d’entr’eux l’aborda & lui dit d’un ton de Prophéte, ô mon fi ls! recevés cette dénomination de la part du Dieu (Что касается Александра, введенного жрецами в храм то он рассматривал статую Бога, когда самый старый из них подошел вплотную и сказал ему тоном пророка Омой сын Прими от Бога это наименование (Histoire Universelle de Diodore de Sicile. Traduit en François 235 § 3. Александр Македонский как египетский фараон твой привет, — ответил Александр, — и впредь буду называться твоим сыном, если только ты дашь мне власть над всей землей. Жрец вошел в святилище, и пока люди, несшие бога, двигались, подчиняясь указаниям божественного голоса, он сказал Александру, что бог обязательно исполнит его просьбу. Напоследок открой мне то, что я ищу узнать настигли я всех убийц моего отца или кто-то еще остался — Не кощунствуй, — закричал жрец, — нет на земле человека, который мог бы злоумыслить на того, кто родил тебя Убийцы же Филиппа понесли наказание. Доказательством же твоего рождения от бога будет успех в твоих великих предприятиях и раньше тыне знал поражений, а теперь будешь вообще непобедим. Александр обрадовался этому предсказанию и, почтив богов великолепными приношениями, вернулся в Египет» 1 Квинт Курций Руф описание египетского похода великого македонца начал, также как и Диодор, с рассказа о том, как тепло он был встречен местным населением. Египтяне, давно уже враждебно относившиеся к персидским правителям, считая, что они алчны и высокомерны, с нетерпением ожидали прибытия Александра. Ион вступил на египетскую землю в качестве не завоевателя, но освободителя. Послав пеших воинов в Пелусий, ключевой город дельты Нила, Александр с отборным отрядом воинов и без обоза поплыл по реке к Мемфису. Персидские гарнизоны никакого сопротивления ему не оказывали. От Мемфиса по той же реке, — продолжает свой рассказ Квинт Курций Руф, — царь проникает во внутренние области Египта и, организовав все par Monsieur l’Abbé Terrasson, de l’Académie de Françoise. Tome cinquième. A Paris, M. DCC. XLIV (1744). P. 100). В 1846 г. был опубликован новый перевод на французский язык Исторической библиотеки Диодора. Приведенный фрагмент семнадцатой книги был изложен в несколько измененном содержании «Lorsqu’ Alexandre fut introduit dans le temple et qu’il apercu la statue du dieu, le prophète, home très-âge, s’avança ver lui et lui dit: “Salut, ô mon fi ls, recevez se nom de la part du dieu”» (Bibliothèque Historique de Diodore de Sicile. Traduction Nouvelle avec une preface, des notes et un index par Ferd. Hoefer. Tome 3. Paris, 1846. P. 231). 1 Диодор. Историческая библиотека. Книга XVII. С. 304–305. 2 Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. С приложением сочинением Диодора, Юстина, Плутарха об Александре. МС Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта управление так, чтобы нив чем не нарушать отеческих обычаев египтян, решил отправиться к оракулу Юпитера-Аммона» 1 Примечательно, что Александр Македонский не отказался отрешения посетить храм Аммона даже после того, как узнал, что дорога к нему проходит через жаркую, безводную и труднопроходимую пустыню, причем занимает она несколько дней. Ему предстоял путь, едва доступный по трудности лишь немногими притом опытным людям, — писал Квинт Курций Руф. — Там недостает влаги на земле ив воздухе, простираются бесплодные пески, пышущие невыносимым жаром, и почва, раскаленная от солнечных лучей, обжигает ноги. Там надо бороться не только с жарой и засухой, но еще и с сыпучими очень глубоким песком, в котором вязнут ноги. Египтяне преувеличивали значение этих трудностей, но Александра побуждало страстное желание дойти до храма Юпитера, которого он, не довольствуясь происхождением от смертных, считал своим прародителем, или хотел, чтобы его таковым считали» 2 Четыре дня Александр и его воины шли по пустыне, пока не добрались до святилища бога. У храма их встретил старейший жрец, который назвал македонского царя сыном Аммона. Александр сказал в ответ, что принимает и признает данное звание, отрекаясь от человеческого жребия. Затем, согласно рассказу Квинта Курция Руфа, он спросил, надо всем ли миром отец его предназначил ему иметь власть. Жрец, продолжая льстить ему, объявил, что он будет правителем всех земель. После этого царь спросил, всели убийцы его отца наказаны. Жрец ответил, что его отец недоступен для преступления, но убийцы Филиппа наказаны он добавил, что царь будет непобедим, пока не отойдет к богам» 3 Далее историограф сообщил, что Александр совершил жертвоприношение и поднес дары жрецами богу. Его спутникам также было разрешено обратиться к Юпитеру-Аммону с вопросами, но они, по его словам, ни о чем другом не спросили, как о том, разрешает ли им Юпитер воздавать своему царю божеские почести. Жрец ответил, что Юпитеру тоже приятно (чтобы они воздава- 1 Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. С. 62. 2 Там же Там же. С. 64. 237 § 3. Александр Македонский как египетский фараон ли божеские почести своему царю-победителю). Правдиво и свято верящим ответы оракула могли, конечно, показаться пустыми но судьба часто побуждает тех, кого приучила полагаться лишь на нее, более жаждать славы, чем быть достойными ее» 1 Страбон, рассказывая в своей Географии о визите Александра Македонского в храм Аммона, привел некоторые, взятые у Каллисфена, весьма интересные подробности, о которых умолчали другие античные историографы. Посетовав, что писатели, рассказывавшие до него о подвигах великого македонца, сообщая «кое-что, достойное доверия, прибавляли много лести, Стра- бон написал далее Александр выступил из Паретония и попал в полосу южных ветров, но был вынужден продолжать путь, сбившись затем с пути от поднявшихся облаков летучего песка он был спасен наступившими ливнями и двумя воронами, которые указали ему дорогу. Этот рассказ уже является лестью, такого же рода и следующий о том, что жрецы разрешили только одному царю войти в храм в обычной одежде остальные же должны были переодеться и (кроме Александра) слушать изречения оракула, находясь вне храма, и только он — из храма. Ответы оракула давались не словами, как в Дельфах и у Бранхидов, но большей частью кивками и знаками, как у Гомера: Рек и во знаменье черными Зевс помавает бровями (Ил. I, Причем прорицатель принимал на себя роль Зевса. Однако прорицатель в точных выражениях сказал царю, что он — сын Зевса» 2 Из приведенных описаний посещения Александром Македонским храма Аммона в оазисе Сива видно, что и сам он придавал данному мероприятию повышенное значение. Но можно ли это посещение считать главной целью его египетского похода Думается, для македонского полководца важное значение имело не само по себе общение с оракулом бога Аммона, нота ценность, которая приобреталась им в результате его участия в этой религиозной церемонии, а именно — религиозно освященный, а значит, законный и общепризнанный титул египетского фараона Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. С. 64. 2 Страбон. География в 17 книгах / Перевод, статья и комментарии ГА. Стратановского. МС Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта Бог Аммон считался в Египте со времен Среднего царства главным богом Египта и звался господином тронов обеих земель Верхнего и Нижнего Египта. В связи с этим мыслилось, что именно от него каждый верховный властитель получает властные правомочия. По словам Гастона Масперо, «Амон являлся сдав- них времен в Фивах ив колониях не только верховным богом- господином, но и предком, от которого происходили все фараоны, являвшиеся настоящими суверенами Египта. Таким образом, он унаследовал права бога Ра, который был первым главой божественных династий, а затем человеческих все монархи имели в своих венах кровь Ра или, по-фивански, кровь Амон-Ра» 2 Церемония наделения нового фараона властными полномочиями совершалась в храме Аммона в Карнаке. Вовремя нее фараон объявлялся сыном Аммона и властителем над всей землей. Самый ранний из известных случаев восшествия натрон посредством такой церемонии связан со вторым фараоном XII династии, именуемым в исторической литературе как Сенурсет I (приблизительно 1971–1926 гг. до н.э.). Текст, написанный на папирусе Весткар 3 , содержит следующее заявление бога Аммона, сделанное в процессе церемонии восшествия на престол царицы Хатшепсут: Я даю тебе всю жизнь и удовлетворение, всю стабильность, всю радость сердца со мной Я даю тебе все здоровье, все земли Я даю тебе все страны, всех людей. Еще один пример подобной церемонии есть в тексте, начертанном на папирусе Харриса 5 . Здесь приводятся благодарственные слова Рамсеса III в адрес Аммона. Именно 1 Данная надпись сопровождает образ бога Аммона, начертанный насте- не погребального храма Рамсеса III, расположенного в западной части Фив (см |