Государство и право Древнего Египта. Государство и право древнего
Скачать 2.27 Mb.
|
Hazzard R. A. Did Ptolemy I Get His Surname from the Rhodians in 304? // Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. 1992. Bd. 93. P. 52–56. 2 См. главу «When did Ptolemy II Style His Father as Ptolemaios Soter?» в книге См Там же. P. 15–16. 4 Pfeiff er S. Th e God Serapis, His Cult and the Beginnigs of the Ruler Cult in Ptolemaic Egypt // Ptolemy II Philadelphus and His World / Edited by Paul McCechnie and Philippe Guillaume. Leiden, 2008. P. 394–395. 271 § 4. Институт верховной государственной власти в период правления Птолемеев Лафур Филометр. Птолемей X (107–88 гг. до н.э.) именовался еще и Александром. Птолемей XI (80 г. до н.э.) — также имел дополнительное имя Александр. У Птолемея XII, который правил спои с 55 до 51 года до н.э., было многословное дополнительное имя Теос Филопатор Филадельф Новый Дионисий. Современники добавили к нему еще и прозвище Авлет (Играющий на флейте. Птолемей XIII, правивший вместе со своей старшей сестрой Клеопатрой с 51 по 47 год до н.э., имел в качестве еще одного имени прозвание Теос Филопатор. Их брат Птолемей XIV, деливший с самой знаменитой египтянкой трон в 47–44 годах до н.э., звался Филопатором Филадельфом. И наконец, Птолемей XV, сын Клеопатры от Юлия Цезаря, считавшийся соправителем своей матери с 44 до 30 года до н.э., именовался также Филопатором Фило- метром и прозывался Цезарионом. Что же касается римских цифр, которыми обозначаются в исторических трудах фараоны династии Птолемеев, то они в ту эпоху не применялись, но позднее были придуманы историками для того, чтобы отличать их друг от друга. Культ Сераписа был создан Птолемеем I с помощью греческого мистика Тимотеуса и египетского жреца Манефона 1 . Название этого бога было образовано из имени Осирис-Апис или Осира- пис, которым звался каждый умерший священный буйвол Апис, являвшийся при жизни телесным воплощением бога Птаха, а после смерти соединявшийся с богом Осирисом. Культ Осириса- Аписа возник в Мемфисе, в среде проживавших там греков, задолго до прихода Птолемея в Египет. Преобразование его в культ Сераписа произошло путем включения в него элементов культа ряда греческих богов Зевса, Гелиоса, Дионисия и других. Главным культовым центром Сераписа стал возведенный в Александрии храм Серапеум 3 , тогда как главным местом культа Осириса-Аписа (Осираписа) был Мемфис Stiehl R. Th e Origin of the Cult of Sarapis // History of Religions. 1963. Vol. 3. № 1 (Summer). P. 21–33. 2 Апис — греческое имя священного буйвола. На египетском языке оно звучало как слово «хапи» или «хеп». 3 См McKenzie J. S., Gibson Sh., Reyes A. T. Reconstructing the Serapeum in Alexandria from the Archaeological Evidence // Th e Journal of Roman Studies. 2004. Vol. 94. P. 73–121. Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта Апис мыслился египтянами в качестве источника, из которого фараон получал производительную силу. Осирис же выражал идеи спасения и возрождения. Серапиус вобрал в себя все, что в сознании египтян связывалось с Аписом и Осирисом, но главное его значение было в другом в том, что он мог стать общим богом для египтян, македонцев и греков. Культ Сераписа содержал в себе элементы культов египетских, македонских и греческих богов и потому был способен играть объединяющую роль. Такой религиозный культ был необходим для поддержания стабильности полиэтнического социально-политического образования, возникшего в Египте в период правления Птолемеев. Македонцы и греки уже в III веке до н.э. составляли значительную по своей численности и очень влиятельную часть населения Александрии. Представители этих этнических групп занимали основные должности в государственном аппарате, они являлись основной силой в птолемеевской армии. Государственная идеология Птолемеевской династии неизбежно должна была в этих условиях эллинизироваться. Однако для основной массы населения Египта ив особенности для египетских жрецов и знати Птолемеям надлежало оставаться фараонами, их власть должна была выступать соответственно в традиционной идеологической оболочке. Факты показывают, что они сохранили в своей титулатуре звания и эпитеты, присущие египетским фараонам. Так, Птолемей II именовался как царь Верхнего и Нижнего Египта, господин обеих Земель, мощный силой Ра, возлюбленный Аммона, сын Ра, обладатель короны, Птолемей» 1 . В другой надписи он звался мощным силой Ка Аммона, возлюбленным Ра» 2 . В титулатуре Птолемея III были такие определения Наследник (двух) братских богов, избранный Ра, живое воплощение Аммона» 3 . Птоле- мей IV звался следующим образом Наследник (двух) благодетельных богов, избранный Птаха, мощный силой Ка Ра, живое 1 Цит. по Huß W. Ptolemaios der Sohn // Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. 1998. Bd. 121. S. 230. 2 Th e Th rone-Names of the Ptolemies (translated by F. L. Griffi th) // Mahaff y J. P. A History of Egypt under the Ptolemaic Dynasty. P. 255. 3 Ibidem. 273 § 4. Институт верховной государственной власти в период правления Птолемеев воплощение Аммона» 1 . Птолемей V — Наследник (двух) отце- любивых богов, избранный Птаха, мощный силой Ка Ра, живое воплощение Аммона» 2 . Птолемей IX — Наследник (двух) очевидных богов, избранный Птаха, поступающий по правилам Аммона, живое воплощение Ра» 3 . Птолемей X — Наследник благодетельного бога и благодетельной богини, избранный Птаха, поступающий по правилам Ра, живое воплощение Аммона» 4 Птолемей XI — Наследник (двух) благодетельных богов, избранный Птаха, поступающий по правилам Аммона, живое воплощение Ра» 5 . Птолемей XIII — Наследник бога, который спасает, избранный Птаха, поступающий по правилам Аммона, живое воплощение Ра» 6 Местом своего коронования на фараонский трон Птолемеи выбирали, как правило, Мемфис. Птолемей XII короновался в 76 году до н.э. в Александрии, но обряд возложения короны на него совершал верховный жрец храма Аммона из Мемфиса. Священный для египтян город Птолемеи посещали также для того, чтобы принести жертвоприношения священному буйволу Апису, которого в Мемфисе продолжали чтить и после того, как в Александрии утвердился культ Сераписа. Птолемеи были македонцами по своему этническому происхождению, но их монархия не была македонской. В тоже время и египетской назвать ее трудно. В исторической литературе до последнего времени всецело доминировало представление о Птолемеях как неограниченных монархах. Выражая его, английский историк Уильям Тарн писал в статье, посвященной Птоле- мею II: Царь был государство, безусловно, и во всех отношениях ограничения как таковые, налагавшиеся на македонских царей старинной квази-конституцией Македонии, не существовали для Птолемеев; они являлись автократами подобно фараонам. Первый Птолемей, первоначально сатрап сына Алексан- 1 Mahaff y J. P. A History of Egypt under the Ptolemaic Dynasty. P. 255. 2 Ibidem. 3 Ibid. P. 256. 4 Ibidem. 5 Ibidem. 6 Ibidem. Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта дра, впоследствии потребовал Египет для себя как территорию, завоеванную копьем (spear-won territory), которая по македонскому праву переходила к царю и за пределами трех греческих городов, Навкратиса, Александрии и Птолемаиса, Птолемей II владел каждым дюймом египетской почвы, включая храмовые земли и земли старой феодальной знати, которая была упразднена другие, по его доброму желанию, могли пользоваться частью его почв и плодов, нона его условиях. Армия и флот были его он являлся источником правосудия, и его рескрипты имели законную силу министры и чиновники были исключительно его людьми, которыми он распоряжался по своему выбору. Только одна македонская черта сохранилась в его монархии каждый подданный все еще имел право представить свою петицию лично ему, и, хотя многие петиции не шли далее местных правителей, некоторые достигали дворца и рассматривались царем. Во втором столетии даже эта черта исчезла, и петиции больше не доходили до царя. В другом месте своей статьи Уильям Тарн отмечал, что основу экономической системы Птоле- меевской монархии составляла земля, которая принадлежала Птолемею». Часть земли Птолемей предоставлял в пользование другим однако значительная часть — возможно, в Дельте — и бóльшая часть в Фаюме находилась в его собственных руках и обрабатывалась для него туземными крестьянами она называлась царской землей и земледельцы являлись царскими людьми, царскими крестьянами» 2 Подобное воззрение на характер Птолемеевской монархии выражали американский историк русского происхождения МИ. Ростовцев. С самого начала своего правления в Египте, — писал он, — Птолемеи приняли решительную политическую линию подавления элементов, ослаблявших и дезинтегрировавших центральную власть. Они присвоили себе политико-религиозный принцип, который составлял когда-то базис египетского государства. Сущность этого принципа состояла в том, что царь единолично держал абсолютную власть и неограниченные права распо- 1 Tarn W. W. Ptolemy II // Th e Journal of Egyptian Archaeology. 1928. Vol. 14. № 3/4 (Nov.). P. 247–248. 2 Ibid. P. 255. 275 § 4. Институт верховной государственной власти в период правления Птолемеев ряжения материальными ресурсами страны в целом и богатством индивидов в частности» 1 Представление о Египетском государстве вовсе эпохи его существования, в том числе ив период правления Птолемеев, как государстве деспотическом всецело доминирует ив российской историко-правовой науке. Сложившиеся и восходящие к глубокой древности формы древнеегипетской деспотии, с неограниченной властью фараона, с разветвленным аппаратом многочисленных чиновников, активным вмешательством в хозяйственную жизнь были сохранены Птолемеями» 2 , — пишет в своей книге о Птолемеевском Египте Д. В. Кузнецов. Исследования массы документов о земельных отношениях в эллинистическом Египте, обнаруженных в последние десятилетия, и новое прочтение тех, которые были найдены ранее, радикально изменили представления историков о характере Птолеме- евской монархии. В настоящее время в исторической литературе все более утверждается мнение о том, что Птолемеям не удалось 1 Rostovtzeff M. I. Th e Foundations of Social and Economic Life in Egypt in Hellenistic Times // Th e Journal of Egyptian Archaeology. 1920. Vol. 6. № 3 (Jul.). P. 164. 2 Кузнецов Д. В. Эллинистический Египет основные тенденции развития в конце IV – второй трети I века до н.э.: Учебное пособие. Благовещенск, 2005. С. 72. 3 Профессор-историк Калифорнийского государственного университета Стэнли Бёрштейн следующим образом показывает, как изменилось в последнее время толкование содержания важнейших документов птолемеевского правления Так, внимательный анализ обнаружил, что Налоговые законы (Податной устав) Птолемея II” описывают недействительное осуществление Птолемеев- ской масляной монополии, но нереалистичную правительственную идею о том, как такая монополия должна работать. Подобным же образом другой документ, так называемый план посева культур, который первоначально считался ежегодно составлявшимся в Александрии планом, который устанавливал детально для каждого региона Египта, сколько культур должно быть засеяно в следующем году, оказался вместо этого докладом, составленным центральным правительством на основе умозрительных исчислений местных чиновников будущих урожаев их округов. Его целью было нерациональное планирование египетского сельского хозяйства, но грубая оценка размера будущего правительственного налога. Точно также Инструкции Диокетеса для своего хозяйства былине официальным учебником для управленцев, но литературным произведением, описывающим обязанности и характер идеального чиновника (Burstein S. M. Reign of Cleopatra. Connecticut, 2004. P. 39–40). Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта создать в Египте сильного, в высшей степени централизованного, единого государства. Их монархическая власть была свободна от ограничений, с которыми должны были считаться македонские цари, но она вынуждена была сталкиваться с ограничениями другого рода. Центральный аппарат Птолемеевской монархии состоял в значительной мере из македонцев и греков, тогда как местная администрация формировалась из египтян. Раскол государства по вертикали — между верховной властью и местным управлением дополнялся раздроблением его по горизонтали. Вследствие этого Птолемеевский Египет представлял собой конгломерат территорий, управлявшихся во многих отношениях самостоятельно местными органами власти, которые действовали в значительной мере независимо от монарха, носившего звание египетского фараона. Успехи того или иного представителя династии Птолемеев в качестве носителя верховной государственной власти были связаны сего способностью обеспечить компромисс в своих отношениях с местными правящими элитами, сохранять баланс интересов различных этнических групп (египтян, македонцев, греков, евреев и др, поддерживать равновесие между различными группировками в государственном аппарате. Простые египтяне относились к чужой для них государственной власти довольно неприязненно. Там же, где размер налогов, взимаемых в пользу Птолемеев, был чрезмерным, отношение к ним местного населения становилось открыто враждебным. В таких случаях египтяне нередко поднимали восстания. Но они носили в основном локальный характер и не представляли серьезной опасности для Птолемеев. Искусно лавируя среди различных групп местного населения, представители македонской династии успешно выходили из любых внутренних кризисов. Не имея опоры в среде простых египтян, Птолемеи сумели привлечь на свою сторону египетских жрецов. Щедрые финансовые пожертвования Птолемеев в пользу храмов, постоянная демонстрация ими уважения к египетским религиозным традициям сделали жречество настоящим союзником Птолемеевской монархии. Профессор Стэнфордского университета Джозеф Мэннинг, исследовав государственную организацию Египта в период правления Птолемеев, пришел к двум основным выводам 1) «Птоле- меевское государство намного более институционно гетерогенное, чем обыкновенно предполагается, было изначально успеш- 277 § 4. Институт верховной государственной власти в период правления Птолемеев ным в установлении равновесия ив достижении главной своей цели — получения налогов. 2) «Птолемеи управляли своей основной территорией путем осуществления власти не над обществом, но скорее через него. По мнению американского историка, старое воззрение на Птолемеевское государство как в высшей степени централизованное, навязанное Виттфогелевской 2 деспотической моделью, необходимо пересмотреть. Следовавший из нее анализ, который исключал возможность частной собственности, оказался попросту ошибочным Демотические свидетельства земельного держания в Фиваиде 3 показывают, что древняя практика небольших держаний земли в рамках храмового имущества продолжалась в период Птолемеев и что существовала ясно выраженная концепция частной собственности» 4 В условиях, когда фараон имел право собственности лишь на какую-то, весьма ограниченную в размерах, часть земель, а по отношению к основной массе земельных угодий страны его властные полномочия ограничивались исключительно правом собирать налоги, могущество государства зависело в значительной мере от качества организации и эффективности работы бюрократического аппарата, от его способности поддерживать государственный порядок и обеспечивать поступление налогов в казну. Птолемей II Филадельф и Птолемей III Эвергет имели в своем распоряжении государственный аппарат, способный эффективно исполнять указанные функции, поэтому во времена их правления — с 283 по 1 Manning J. G. Th e Last Pharaohs: Egypt Under the Ptolemies, 305-30 BC. Princeton, 2010. P. 1. 2 Имеется ввиду Карл Август Виттфогель (Karl August Wittfogel, 1896–1988), разработчик весьма примитивной теории восточного деспотизма, автор целой серии работ об этом вымышленном западноевропейскими историками феномене. См Wittfogel K. A. Oriental Despotism: A Comparative Study of Total Power. Yale: University Press, 1957. 3 Фиваида включала в себя обширный регион, состоявший из тринадцати номов Верхнего Египта, от Абидоса до Асуана Manning J. G. Land and Power in Ptolemaic Egypt. Th e Structure of Land Tenure. Cambridge, 2003. P. 233. 5 При Птолемее II Филадельфе в Египте ежегодно собиралось налогов в среднем на сумму 14 800 талантов. Это намного больше, чем при других Птолеме- ях. Помимо налоговых сборов Птолемей II имели другие весьма существенные источники пополнения казны. В итоге своим наследникам он оставил 740 тысяч Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта годы до н.э. — эллинистическое государство в Египте переживало период расцвета. Птолемеевская держава занимала тогда господствующие позиции в Средиземноморье и на Ближнем Востоке. Она отличалась процветавшей экономикой и самой мощной армией среди государств указанного региона. Власть египетского монарха распространялась на обширные территории за пределами его страны. Во втором веке до н.э. экономика Птолемеевского Египта начала клониться к упадку. Собирать налоги стало труднее, и размер их не возрастал, как прежде. В решении данной проблемы Птоле- меи пошли по пути расширения бюрократического аппарата, но это лишь увеличивало расходы государственной казны. Вместе стем более активное вмешательство государственной власти в экономическую жизнь и повышение размера налогов влекло за собой усугубление экономического кризиса и обострение отношений между македонско-греческой политической элитой и египетским обществом. В последнее десятилетие существования Египта в качестве независимого государства ко всем его бедам добавилась засуха. Она привела к обмелению Нила и каналов. Следствием этого стало еще большее падение урожайности. Египет охватили бунты голодных людей 1 Шаткость социальной базы монархии и оскудение государственной казны ослабляли верховную власть и раскалывали клан Птолемеев на враждующие группировки, борьба между которыми принимала иногда чрезвычайно жестокий характер. В качестве примера здесь можно привести историю Птолемея VIII Эвергета, который со 170 года до н.э. правил в Египте вместе с братом Пто- лемеем VI Филометором, а в 164 году изгнал его из Александрии. В следующем году браться сошлись между собой в битве. Птоле- мей VI одержал в ней победу и возвратился натрон. В 145 году он умер, и корона досталась его сыну Птолемею VII. Птолемей VIII талантов. См |