Главная страница

Государство и право Древнего Египта. Государство и право древнего


Скачать 2.27 Mb.
НазваниеГосударство и право древнего
АнкорГосударство и право Древнего Египта
Дата11.12.2022
Размер2.27 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаtomsinov_v.pdf
ТипКнига
#838514
страница10 из 39
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   39
ОБЩИЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ХАРАКТЕР ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
История древнеегипетской государственности — одно из самых удивительных явлений в человеческой истории. Она удивительна своей продолжительностью и насыщенностью катастрофическими событиями. На протяжении, по меньшей мере, трех с половиной тысяч лет на территории Древнего Египта возникали, развивались, гибли и опять возрождались государства. Возрождались как будто для того, чтобы спустя определенное время снова погибнуть.
Почти пятьсот лет или более существовало так называемое Старое царство. Однако, став могущественнейшей на Земле державой, оно по каким-то причинам начало клониться к упадку ив конце концов распалось. Некоторые египтологи считают, что гибель Старого царства была обусловлена в значительной мере изменениями в климате Древнего Египта, вызвавшими обмеление Нила. Для такого мнения есть основания, но думается, причину распада единого древнеегипетского государства эпохи Старого царства необходимо искать ив самой его организации, ив переменах, происходивших в XXIII–XXII веках до н.э. в его социальной базе.
Больше столетия не было в Древнем Египте единого для всей его территории и всех его жителей государства. За этот срок, казалось бы, должна была исчезнуть даже память о подобной форме организации. Тем не менее такое государство здесь снова появилось. Египтологи назвали его Средним царством
Глава четвертая. Общий взгляд на историю Древнего Египта
Просуществовав триста или более лет, единое государство эпохи Среднего царства также погибло, причем под влиянием, главным образом, внутренних процессов. Возможно, и на этот раз роковую роль сыграли природные катаклизмы. Наибольшего могущества Среднее царство достигло вовремя правления XII династии (приблизительно с 1990 дог. до н.э.): это был период, когда Нил являлся столь же полноводным, как и вовремя расцвета Старого царства. С началом же правления XIII династии совпадает наступление нового периода обмеления Нила. И любопытно, что именно с этого момента верховная государственная власть в Древнем Египте начала слабеть. Ее носители, имевшие своей резиденцией город Мемфис, стали терять контроль над северными и южными территориями. Местные правители начали превращаться в монархов, а подвластные им административно- территориальные образования — в самостоятельные государства. Одно из них возникло в дельте Нила его монархи, обосновавшиеся в Аварисе, представлены в «Египтиаке» Манефона в качестве
XIV династии. Другое — на юге от Мемфиса, в районе Фив. Его монархи будут позднее причислены к XVII династии. Таким образом, единое государство эпохи Среднего царства раскололось в период правления XIII династии натри самостоятельных госу- дарства.
Этим воспользовались вожди чужеземных семитских племен из Палестины, называвшиеся словом, которое звучало приблизительно как Хикау-кхосует и означало вожди пустынь. Водной из версий «Египтиаки» Манефона, цитируемой в произведении Иосифа Флавия Против Апиона», они были названы «гиксоса- ми, то есть вождями кочевников. По рассказу Манефона, их племена вторглись в Египет вовремя правления фараона Тутмо- са
3
. Египтологи долгое время воспринимали рассказ Манефона как достоверный. Археологические раскопки, проводившиеся на
1
Изложение результатов исследования уровня полноводности Нила во времена правления XII династии смотри в статье Bell B. Climate and the History of Egypt: Th e Middle Kingdom // American Journal of Archaeology. 1975. Vol. 79. № 3
(Jul.). P. 226–247.
2
См Ibid. P. 269.
3
См Th e Aegyptiaca of Manetho // Manetho / with English translation by W. G.
Waddell. Cambridge, London, 1964. P. 78–81.
Глава четвертая. Общий взгляд на историю Древнего Египта
территории Египта в последние десятилетия, позволили получить материалы, которые заставили отнестись к нему критически.
Многие факты свидетельствуют, что так называемые «гиксо- сы» начали осваивать земли в дельте Нила еще в период политической раздробленности Древнего Египта, наступивший после распада государства эпохи Старого царства. Обосновавшись на новом для себя месте, они постепенно взяли под свой контроль почти всю территорию дельты. Продвигаясь на юг, они смогли в конце концов возобладать ив районе Мемфиса. Примерно в 1700 году до н.э. один из гиксосов, имя которого Манефон передал как
Саит (Saites)
1
, объявил себя верховным властителем Египта и заставил жителей северной и центральной частей страны платить ему дань. При этом южная ее часть осталась под контролем правителей из египтян. По какой причине гиксосы отказались от захвата Фив, трудно сказать. Думается, вряд ли фиванское государство было способно им противостоять. Возможно, гиксосы были связаны сего монархами родственными отношениями иначе почему Манефон считал XVII династию состоявшей наполовину из пастушьих царей, а наполовину — из фиванских, то есть египетских Как бы тони было, фиванское государство, существовавшее в течение всего периода господства гиксосов в Египте, сохраняло и продолжало после распада единого государства эпохи Среднего царства традицию исконной египетской государственности.
Именно из этой традиции выросло впоследствии новое единое древнеегипетское государство — так называемое Новое царство. К началу XVI века до н.э. небольшое египетское государственное образование, являвшееся обломком единого государства эпохи Среднего царства, усилилось настолько, что сумело одержать верх над гиксосами и изгнать их из пределов страны.
Скорей всего именно это событие было представлено в еврейской религиозной литературе в качестве исхода из Египта евреев во главе с Моисеем. Современный египтолог Майкл Райс пишет поэтому поводу Глубоко иронично, что мифы о египетском плене, исходи жизнь Моисея-законодателя — все это имеет проис-
1
Th e Aegyptiaca of Manetho. P. 90–91.
2
См Ibid. P. 95.
Глава четвертая. Общий взгляд на историю Древнего Египта
хождение в периоде не рабства, а господства, по меньшей мере, над частью Египта семито-говорящих завоевателей. Вовремя палестинского вторжения в Египет невозможно, конечно, говорить об израильтянах (Hebrews) и тем более о евреях (Jews); таких различий просто не существовало. Возможно, даже вероятно, однако, что среди сиро-палестинских орд, пришедших в это время в Египет, были предки некоторых из тех, кто в первом тысячелетии станут израильтянами»
1
Возникшее в Египте после изгнания гиксосов новое единое государство стало самой величественной в истории Древнего Востока державой, причем как сточки зрения экономической и военной мощи, таки по уровню развития культуры. Египетские властители эпохи Нового царства вели успешные завоевательные походы и расширили его территорию до небывалых прежде размеров. Египетское государство превратилось в империю. Однако судьба Нового царства оказалась столь же плачевной, как и судьба предшествовавших царств — Старого и «Среднего».
Во время правления XXI династии многие города и провинции Египта попали под контроль ливийских вождей и перестали подчиняться центральной власти. В развитии древнеегипетской государственности наступила новая эпоха — так называемого Новейшего царства».
Приблизительно в 920 году до н.э. один из ливийских вождей, опираясь на военную силу, взошел натрон и основал XXII династию фараонов. Но воссоздать на территорииДревнего Египта мощное государство ливийцы не смогли. С каждым новым правлением находившаяся в их руках верховная государственная власть все более слабела. И к середине VIII века древнеегипетское государство снова распалось на несколько самостоятельных государственных образований.
В этой обстановке верховная государственная власть оказалась в руках сформировавшегося на территории Нубии Кушитского Эфиопского) государства. Вожди кушитов приняли на себя ти-
1
Rice M. Egypt’s Legacy. Th e Archetypes of Western Civilization 3000–30 B. C.
London and New York, 2003. P. 147.
2
См. об этом Adams W. Y. Th e First Colonial Empire: Egypt in Nubia, 3200–
1200 B.C. // Comparative Studies in Society and History. 1984. Vol. 26. № 1 (Jan.).
P. 68.
Глава четвертая. Общий взгляд на историю Древнего Египта
тул фараона, составив XXV династию, ас ними звание властителя обеих земель, однако единой для всей страны государственной организации им создать не удалось, если только они действительно стремились к этому. Вовсе время правления кушитских (эфиопских) фараонов Египет оставался в состоянии государственной раздробленности и пребывал под властью клановых объединений местной знати. С началом VII века до н.э. в борьбу с кушитами эфиопами) за контроль над Египтом вступили ассирийцы. Это соперничество ослабляло клан кушитских вождей, правивших Египтом, и создавало условия для возрождения египетской госу- дарственности.
Она вызревала в небольших местных государственных образованиях, пользовавшихся большой степенью самостоятельности и независимости от центральной власти. В середине VII века до н.э. один из египетских вождей сумел установить контроль над всей территорией страны. Возродившееся древнеегипетское государство так называемое Позднее царство — было слабым по своей организации его единство поддерживалось в большей мере немощью верховной государственной власти, не бюрократией, но договорами фараонов с местными правителями и кланами местной знати.
Такое государство не могло противостоять персидскому войску во главе с Камбисом, вторгшемуся в 525 году до н.э. в пределы страны. В результате Египет на восемь десятилетий попал под власть персов, войдя в состав персидской империи. По сообщению
Геродота, преемник Камбиса на царском престоле Дарий разделил персидскую державу на 20 сатрапий (округов, назначив их правителей сатрапов и установив для каждой сатрапии определенный размер податей. Египет вместе с Ливией и Киреной составил шестую сатрапию, с которой должно было собираться 700 талантов серебра. Больше нее платила лишь сатрапия, состоявшая из Вавилона и части Ассирии, — 1000 талантов (Геродот. III. Освободились египтяне от владычества персов приблизительно в 404 году до н.э. Созданное ими государство прожило всего шесть десятилетий. Это время составило эпоху так называемого Позднейшего царства. С самого ее начала Египетское государство было вынуждено вести борьбу против стремившейся его по Геродот. История в девяти книгах. МС Глава четвертая. Общий взгляд на историю Древнего Египта
корить персидской державы. Египтяне успешно противостояли могучему противнику, несмотря на частую смену правителей натроне и слабость центральной власти, нов конце концов их силы истощились. Приблизительно в 343 году до н.э. правивший тогда в Египте фараон Нектанеб II, поняв, что не сможет удержать власть под напором войск персидского царя Артаксеркса III, покинул свою резиденцию город Мемфис и бежал с родственниками и приближенными в Эфиопию. Он был последним фараоном из египтян. После него трон верховного властителя в Египте занимали исключительно чужеземцы.
По некоторым данным, египтяне многократно поднимали восстания, не желая мириться с персидским владычеством. И не всегда безуспешно. Египтолог Ю. Я. Перепёлкин писал об этом Загадочно и то, что произошло в Египте после разгрома его Арта- ксерксом III. Всего одно короткое десятилетие отделяет падение
Нахти-хуру-хбу (Нашт-хер-хбо)
2
(в 343 г) от прихода в Египет Александра Македонского (в 332 г. И вот, в какие-то нам ближе неизвестные годы этого десятилетия только что поверженный, разоренный, ограбленный Египет, без стен вокруг городов, без средств, без наемников нашел в себе силы воспрянуть, восстать и, пускай ненадолго, но все-таки сбросить персидское иго. Это событие связано с именем фараона, чье имя условно читается как
“Хабибиш”»
3
. Перепелкин считал, что факт царствования данного фараона где-то между 342 и 332 годами до н.э. не подлежит сомнению. Имеется, — отмечал он, — брачный договор верхнеегипет- ского происхождения, помеченный м годом царствования этого фараона, с именем свидетеля, значащимся и на деловом памятнике от 324 года. Известна также надпись от го года царствования
1
Согласно Манефону, за это время в Древнем Египте сменилось три династии фараонов XXVIII династию представил лишь один властитель, правивший
6 лет XXIX — четверо, правивших в общей сумме 21 год, ХХХ династию составили три фараона, которые правили по варианту «Египтиаки» в переложении Юлия Африканского — 38 лет, по варианту этого произведения, пересказанному
Евсевием Памфилом, — 20 лет (см Th e Aegyptiaca of Manetho // Manetho / with
English translation by W. G. Waddell. Cambridge, London, 1964. P. 182–185).
2
Ю. Я. Перепелкин прочитал таким образом имя фараона XXX династии, более известного в исторической литературе под именем Нектанеба II.
3
Перепелкин Ю. Я. История Древнего Египта. СПб., 2000. С. 461.
Глава четвертая. Общий взгляд на историю Древнего Египта
царя Хабибиша, повествующая о сооружении им каменного гроба для священного быка Хапи (Аписа греков) и напоминающая надписи Нахти-хуру-хбу (Нашт-хер-хбо, Нектанеба II). Этот Хаби- биш, видимо, владел как Верхним, таки Нижним Египтом»
1
Поражение армии персидского царя Дария III в битве смаке- донскими войсками при Иссе в ноябре 333 года до н.э. повлекло за собой падение персидской власти над Египтом. В декабре следующего года сюда прибыл Александр Македонский. Они стал следующим фараоном Древнего Египта. По египетской территории были расставлены македонские гарнизоны. Начался новый период в истории древнеегипетской государственности — эпоха Эллинистического государства».
После смерти Александра Македонского в 323 году до н.э. его империя была разделена между диадохами — македонскими военачальниками. Египет достался в управление соратнику македонского полководца Птолемею Лагу, который стал править Египтом в качестве сатрапа. В 305/304 году до н.э. он принял титул баси- левса (царя) и египетского фараона. Основанная им династия правила Египтом до 30 года до н.э. — больше, чем какая-либо другая династия египетских верховных властителей. Все пятнадцать царей этой династии носили имя Птолемея. Их социальной опорой былине только египетские жрецы и аристократы, но и довольно многочисленный слой македонцев и греков, поселившихся в основном на севере Египта, в районе основанного Александром Македонским города Александрии. Египетская духовная культура, религия, политическая идеология, организация государственной власти, бытовая культура, экономика и т. д. развивались в период правления Птолемеев под большим влиянием македонских и греческих традиций. По этой причине данный период в истории древнеегипетской государственности, охвативший 275 лет, именуется эпохой Эллинистического государства».
Последними верховными властителями этого государства были Клеопатра VII и ее сын от Юлия Цезаря Птолемей XV Цезарь, занимавший египетский трон с 44 года до н.э. в качестве соправителя своей матери августа 30 года до н.э. в Александрию вступил со своими войсками Октавиан. Клеопатра спустя несколько дней (примерно
1
Перепелкин Ю. Я. История Древнего Египта. СПб., 2000. С. 462.
Глава четвертая. Общий взгляд на историю Древнего Египта августа) покончила с собой. Перед смертью она, желая спасти своего сына от расправы, отправила его юг Египта. Оттуда Птоле- мея Цезаря, прозванного Цезарионом (Цезаренком) должны были переправить в Индию. Однако наставник последнего египетского царя Родон уговорил его возвратиться в Александрию, внушив юноше надежду на то, что Октавиан отдаст ему Египет в управле- ние.
Октавиан же после недолгих размышлений принял решение убить Птолемея Цезаря. Нет ничего хорошего в многоцезар- стве», — якобы сказал он, отдавая приказ об убийстве юноши.
Египет после трехсотлетнего правления Птолемеев был страной, богатой материальными ресурсами и культурными ценностями. Александрия по праву считалась в то время главным интеллектуальным центром Средиземноморья. Для Рима Египет, славившийся своими урожаями зерновых, имел большое значение и как поставщик продуктов. Поэтому Октавиан никому не передал эту страну в управление, носам стал ее верховным властителем. Непосредственно же управлять Египтом от его имени стали назначавшиеся им из числа знатных римлян префекты. Египет превратился в провинцию Римской империи и прекратил свое существование в качестве самостоятельного государства * Первый взгляд на столь долгую и катастрофическую историю вызывает впечатление, что перед нами история не одного, а нескольких государств. В 1882 году в Париже вышел в свет третий том Всеобщей истории Мариуса Этьена Фонтана (Marius Etienne
Fontane, 1838–1914)
1
с весьма оригинальным названием «Египты
1
Первый том своей Всеобщей истории Мариус Фонтан посвятил истории иранцев (Fontane M. Les Iraniens. Zoroastre (de 2500 à 800 av. J.-C.). Paris,
1881), второй — истории ведической Индии (Fontane M. Inde Vedique (de 1800 à
800 av. J.-C.). Paris, 1881). Четвертый том его Всеобщей истории был посвящен истории ассирийцев, евреев и финикийцев (Fontane M. Les Asiatiques. Assyriens, hébreux, phéniciens (de 4000 à 559 av. J.-C.). Paris, 1883), пятый — истории Греции
(Fontane M. Le Grèce (de 1300 à 480 av. J.-C.). Paris, 1885), шестой — истории Афин
(Fontane M. Athènes (de 480 à 336 av. J.-C.). Paris, 1889), седьмой — истории варваров, восьмой истории Европы (Fontane M. L’Europe (de 872 à 1122 av. J.-C.). Paris, 1902), девятый — исто-
Глава четвертая. Общий взгляд на историю Древнего Египта Égyptes)»
1
. Причина, по которой французский историк употребил слово Египет во множественном числе, видна из содержания его книги. Он обратил внимание на то, что на каждом этапе своей древней истории египетская цивилизация представала в новом виде. В частности, неоднократно перемещалась резиденция фараонов из Тиниса — в Мемфис, из Мемфиса — в Фивы, из Фив — в Элефантин или Танис. Смена династий была в целом ряде случаев не переходом верховной власти от одного клана египетских фараонов к другому, но представляла собой захват монархического трона иностранцами ливийцами, эфиопами, персами, греками, римлянами. Каждая из этих перемен означала глубокую революцию, возникновение на территории Египта другого мира. Дух мемфисского Египта, — писал Мариус Фонтан, — отличается отдуха Египта фиванского, и дух эфиопского Египта равным образом обладает своей оригинальностью. Северный или Нижний Египет, центральный или Средний Египет, южный или Верхний Египет — каждый из них имеет свой религиозный, социальный, политический характер. Это — не три враждебных народа, но это — три совершенно различных Египта и когда династии правили по отдельности, в Нижнем Египте, в Среднем Египте ив Верхнем Египте, не следует видеть здесь исторически один народ, разделенный амбициями суверенов, и искать, где находится легитимность а подобает просто констатировать, что в этот момент истории три Египта перестали повиноваться одному единственному фараону»
2
Попытка взглянуть на развитие Древнего Египта как на историю нескольких различных «Египтов» была как будто не замечена современными ему египтологами. Отреагировал на нее, насколько мне известно, только Габриэль Шарм. Возражая против по- рии эпохи Возрождения (Fontane M. La Renaissance (de 1250 à 1516 av. J.-C.). Paris,
1910).
1
Fontane M. Histoire universelle:Les Égyptes (de 5000 à 715 av. J.-C.). Paris,
1882.
2
Ibid. P. 74–75.
3
Габриэль Шарм (Gabriel Charmes, 1850–1886) был по профессии журналистом и специализировался на освещении и анализе событий международной политики. Заболев туберкулезом, он переселился, по совету докторов, на Ближний Восток и посвятил себя путешествиям по Египту, Марокко, Тунису, Сирии, Па
Глава четвертая. Общий взгляд на историю Древнего Египта
нимания древнеегипетской истории, представленного Мариусом Фонтаном, он привел в пример историю средневековой Франции Разве говорят о Франциях по той причине, что при Меровин- гах и Каролингах наша страна была разделена между различными суверенами?»
1
Соглашаясь стем, что Египет под властью гиксо- сов отличался от Египта, управлявшегося фараонами египетского происхождения, Г. Шарм тем не менее не считал это отличие достаточным основанием для того, чтобы говорить об истории не Египта, а Египтов. По его словам, Франция также подчинялась игу иностранцев, ее столица оказалась в руках англичан, ее легитимный государь вынужден был удалиться в провинцию, где родина была чудом сохранена»
2
Примеры, подобные тому, который привел Габриэль Шарм, можно обнаружить в прошлом не только Франции, но и многих других стран. Однако для развенчивания представления о древнеегипетской истории как об истории не одного, а нескольких Егип- тов совсем необязательно выходить за ее пределы.
Второй после катастрофичности удивительной особенностью истории Древнего Египта является высокая степень традиционности, преемственности светской и религиозной культуры общества, политических форм его организации и государственной идеологии. Регулярно происходившие в Древнем Египте политические катастрофы сделали его историю прерывистой эпохи, когда здесь существовало единое государство, оказались отделенными одна от другой периодами анархии, одновременного правления нескольких властителей, каждый из которых был полновластен лишь водной какой-то местности. При таком характере египетской истории было бы вполне естественным для фараонов, возрождавших на территории Египта единое государство, начинать его историю заново. Но фараоны во всех подобных ситуациях поступали ровным счетом наоборот — они представляли свое государство продолжением прежнего общеегипетского го- сударства.
лестине. Историю Древнего Египта Г. Шарм изучал на территории самого Египта, знакомясь с результатами археологических раскопок, которые проводили там французские египтологи.
1
Charmes G. L’Égypte. Archéologie. Histoire. Littérature. Paris, 1891. P. 253.
2
Ibid. P. 254.
Глава четвертая. Общий взгляд на историю Древнего Египта
Единое государство эпохи Среднего царства отделялось от единого государства периода Старого царства, по меньшей мере, столетием государственной анархии. И несмотря на это династии верховных правителей Среднего царства ставились в один ряд с династиями Старого царства. Подобно тому, как государство эпохи Среднего царства считалось преемником государства Старого царства, государство периода Нового царства рассматривалось в качестве продолжения государства времен Среднего царства».
Но самое главное заключается в том, что преемственность каждого нового единого для всего Египта государства по отношению к общеегипетскому государству, ему предшествовавшему, не только мыслилась в общественном сознании, но и была фактом общественном практики. Общественный и государственный строй Древнего Египта не оставались в неизменном состоянии, они развивались стечением времени, но это развитие было эволюцией тех основ, которые сложились еще в процессе формирования общеегипетской государственной организации. Причем наибольшая степень традиционности была присуща развитию явления, составлявшего стержень древнеегипетской государственности, а именно институту верховной власти.
Данная традиционность не нарушалась при смене одной династии египетских фараонов на другую, она сохранялась и тогда, когда верховная государственная власть в Древнем Египте оказывалась в руках чужеземцев. Завоевав Египет и воссев натрон верховного властителя, иностранные правители как будто попадали в плен египетской политической и религиозной традиции они принимали на себя все традиционные атрибуты власти египетского фараона, его статус и функции, титулы, церемонии и ритуалы, идеологические догматы и нормы поведения. Более того, стремились представить себя в качестве наследников прежних фараонов- египтян.
Так поступали, например, гиксосы, установившие на рубеже
XVIII и XVII веков свою политическую власть над северной и центральной частями Египта. Источники зафиксировали, по меньшей мере, несколько попыток этих чужеземных вождей представить себя в качестве традиционных египетских властителей. Взойдя натрон, гиксосы принимали вместе с верховной властью их титулы, включая имена Хора и Ра. Причем данные титулы изображались
Глава четвертая. Общий взгляд на историю Древнего Египта
египетскими иероглифами и таким точно способом, каким это делали прежде египтяне. Гиксосы старались соблюдать и все ритуалы, сопровождавшие осуществление власти традиционным египетским правителем
1
Правители-эфиопы, захватив верховную власть над Египтом, продолжали оставаться эфиопскими правителями, но только в своей Эфиопии. В Египте же они старались править в манере, свойственной египетским фараонам. Персидские цари, захватив Египет и включив его в состав персидской державы, делали все, чтобы предстать перед египтянами в качестве настоящих фа- ранов: они поддерживали жрецов, строили храмы, не нарушали привилегий местной знати, они принимали на себя фараоновские титулы, а некоторые из персидских царей брали себе даже специальные, фараонские, имена (Камбис, Дарий I, Дарий II). Дарий I построил храм в честь египетского бога Аммона
2
, покровителя египетских фараонов. Возлюбленный Аммона» — такое имя принял на себя Дарий Еще более показательным было в этом смысле поведение в Египте Александра Македонского. Могущественнейший правитель, не встретивший со стороны египтян ни малейшего военного сопротивления и вообще ничего, что могло бы противодействовать его власти, тем не менее покорился египетским традициям. Завоеватель всего Востока пришел в Египет как наследник египетских фараонов, защитник исконных египетских тради- ций.
С конца эпохи Старого царства велась в Древнем Египте традиция, согласно которой каждый египетский монарх носил среди своих титулов звание любимца Аммона — космического божества воздуха (или ветра, который наполняет собой весь видимый мири дает дыхание всему живущему. Данное звание было свидетельством единения древнеегипетского верховного властителя с главными природными силами. Позднее Аммон стал воплощать собой вообще все мироздание. Твоя сущность — солнце, плоть твоя —
1
Chimko C. J. Foreign Pharaohs: self-legitimization and indigenous reaction in art and literature // Th e Journal of Society for the Study of Egyptian Antiquities. 2003.
Vol. 30. P. 17.
2
Аммон — это греческий вариант имени египетского бога, которое звучало приблизительно как «Амун».
Глава четвертая. Общий взгляд на историю Древнего Египта
дыхание для каждого носа, тобою дышат, дабы жить, ты — небо, ты — земля, ты — преисподняя, ты — вода, ты — воздух между ними, — говорилось в гимнах, сложенных в честь Аммона в период Нового царства»
1
Если новый верховный властитель был сыном предыдущего египетского фараона, то он считался легитимным уже в силу одного этого факта. Но когда натрон верховного властителя вступал чужеземный завоеватель, не имевший родственных связей с предыдущим фараоном, то ему для того, чтобы сделать свою фактическую власть легитимной в глазах египтян, необходимо было прежде всего стать сыном бога Аммона посредством специальной церемонии. Александру Македонскому, чтобы ее совершить в храме Аммона, который был расположен в оазисе Сива, надлежало идти несколько дней по безводной пустыне. Ион без раздумий пустился в этот трудный путь и побывал в храме.
Еще более примечательным стал факт распространения среди египтян, с ведома или даже усилиями самого Александра Македонского, легенды, согласно которой он был физически рожден от связи его матери Олимпии с последним египетским фараоном
Нектанебом II
2
. Приняв титул египетского фараона, Александр возродил угасший после свержения с трона последнего египетского фараона Нектанеба II культ фараоновой души (ка) в храме Люксора. Тем самым он еще раз убедительно показал египтянам, что пришел в их страну в качестве не завоевателя, но осво- бодителя.
Птолемеи, воцарившиеся в Египте после смерти Александра Македонского, также относились уважительно к египетским традициям. Они специально изучали их, дабы узнать, что должен делать в соответствии сними хороший египетский правитель См Павлова О. И. Амон Фиванский. (Ранняя история культа V–XVII династий. МС Наиболее подробное изложение этой легенды дано в эфиопской версии истории Александра Македонского, которая была написана неизвестным автором от имени Калисфена, сопровождавшего македонского полководца в его походах. См Th e Ephiopic Version of Pseudo-Callisthenes // Th e Life and Exploits of Alexander the Great, being the Series of Translations of the Ephiopic Histories of
Alexander by the Pseudo-Callisthenes and Other Writers with Introduction of E. A.
Wallis Budge. London, 1896. P. 3–30.
Глава четвертая. Общий взгляд на историю Древнего Египта
На чем же держалась эта удивительная по своей продолжительности и силе традиционность древнеегипетской государственности Данное свойство было заложено в самом ее характере. Государственность Древнего Египта непросто освящалась религией, она в значительной мере сама была религией.
Дошедшие до нас списки древнеегипетских правителей, зафиксированные на так называемом Туринском папирусе, Палермском камне или в «Египтиаке» Манефона, называют первых из них богами. Это воззрение было общепринятым. И оно заставляло каждого нового верховного властителя представлять себя преемником предшествовавших египетских правителей, потому что в этих условиях разорвать данную преемственность означало для него утратить связь с богами.
Неразрывная связь государственности и религии проявлялась ив характерном для государственной идеологии Древнего Египта на всех этапах его истории воззрении на верховного властителя как на воплощение бога. Косвенным образом это воззрение выражалось в представлении о фараоне как сыне бога Ра или Аммона: оно означало, что фараон рождался от бога и, следовательно, само его тело имело божественную природу. Прямым выражением воззрения на верховного властителя как на бога являлся его титул. Он состоял из пяти частей и четыре из них так или иначе отождествляли его носителя с богом. Сохранилось и немало гимнов, в которых фараоны воспевались в качестве богов. При этом фараоны, тем не менее, сами считали себя и считались в общественном сознании нуждающимися в покровительстве других богов. Дона- ших дней дошли тексты молитв, обращенных к богам с просьбами оказать помощь фараону, даровать ему жизнь и власть на многие
1
Согласно списку древнеегипетских властителей, начертанному на Туринском папирусе, первая их династия состояла из 11 богов, правивших в общей сложности 7700 лет. В «Египтиаке» Манефона указываются не только цифры, обозначающие, сколько лет правили боги (в варианте Юлия Африканского, по Георгию Синкеллу, в общей сумме — 967 летно также имена этих богов Гефест, Гелиус, Агафодемон, Кронос, Осирис и Изис, Тифон (см Th e Aegyptiaca of
Manetho // Manetho / with English translation by W. G. Waddell. Cambridge, London,
1964. P. 14–17).
2
См. об этом Posener G. De la divinité du Pharaon. Paris, 1955. P. 3.
Глава четвертая. Общий взгляд на историю Древнего Египта
лета
1
. Подобные факты означают, что верховные властители занимали в пантеоне древнеегипетских богов не самое высокое место. Но иначе и быть не могло фараоны признавались лишь земными богами. Главной их функцией было поддержание порядка на Земле, на вверенной им государственной территории. Забота о порядке во вселенной лежала на других богах.
Отсюда вытекали особый взгляд на деятельность носителя верховной государственной власти она мыслилась в качестве особой формы религиозного служения. И поэтому носила в значительной мере ритуальный характер. Исполнение религиозных ритуалов — это функция специальных служителей, жрецов. В Древнем Египте, в силу того, что государственная деятельность представлялась в качестве деятельности религиозной во всем своем содержании, жреческие должности неизбежно сливались с государственными, а государственные — со жреческими. Фараон же считался главным служителем любого египетского бога, единственным посредником между богами и людьми.
Вместе стем сам характер древнеегипетской официальной религии предполагал ее развитие исключительно в форме государственной идеологии. Сущностью данной религии было не приобщение людских душ к богам, но поддержание сотрудничества богов и фараонов с целью сохранения в обществе соответствовавшего законам мироздания порядка («маат»). Древнеегипетские храмы небыли местом общения индивидов с богами, они не объединялись в единую для всей страны самостоятельную корпорацию, но являлись элементами государственной ор- ганизации.
Государственный характер древнеегипетской религии, с одной стороны, и религиозный характер древнеегипетской государственности, с другой, не гарантировали существовавшее на территории Древнего Египта единое государство от разрушения под действием каких-либо факторов. Но любое возникавшее в этой стране единое государство, даже если период политической анархии растягивался на столетия, неизбежно приобретало устройство, в котором государственные институты сливались с религиозными
1
См Posener G. De la divinité du Pharaon. Paris, 1955. P. 23–27.
2
См. об этом Перепелкин Ю. Я. Переворот Амен-Хотпа IV. Часть 2. МС Глава четвертая. Общий взгляд на историю Древнего Египта
в неразрывное целое. Преемственность каждого нового общееги- петского государства с предыдущим возникала, таким образом, сама собой. Оставалось лишь признать ее. И фараоны охотно это делали. Потому что, признавая свое государство продолжением предыдущего, они тем самым освящали его стариной и делали авторитетнее для населения свою власть

136 ГЛАВА ПЯТАЯ
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   39


написать администратору сайта