Главная страница

Государство и право Древнего Египта. Государство и право древнего


Скачать 2.27 Mb.
НазваниеГосударство и право древнего
АнкорГосударство и право Древнего Египта
Дата11.12.2022
Размер2.27 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаtomsinov_v.pdf
ТипКнига
#838514
страница7 из 39
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   39
§ 4. Хронология истории Древнего Египта в трудах европейских ученых эпохи Возрождения
специалистов, это был очень неудачный перевод. Неслучайно при издании в 1847–1864 годах семнадцатитомного собрания сочинений Джеймса Усшера был напечатан не английский, а латинский текст его «Анналов»
1
В результате многолетних трудов ирландскому священнику удалось создать то, чего до него никто не создавал, — настоящий свод хронологии всемирной истории. По объему материала, синтезированного в этом произведении, ему нет равных среди сочинений по хронологии — 1600 печатных страниц. Джеймс Усшер свел воедино в своих Анналах материалы многочисленных античных и средневековых хроник, исторических, географических и астрономических сочинений и изложил отраженные в них события человеческой истории в хронологической последовательности от сотворения мира до 70 года н.э.
Основываясь научении о Юлианском периоде, разработанном
Жозефом Скалигером, Джеймс Усшер вычислил время сотворения мира с точностью до дня. По его мнению, завершение этого процесса и, следовательно, начало мировой истории, пришлось на 710 год Юлианского Периода, и случилось вдень юлианского октября. Указанная дата соответствует 4004 году до н.э. Она была признана англиканской церковью наиболее приемлемой, как и другие даты библейских событий, выведенные с опорой на нее. Си до 1900 года определенные Джеймсом Усшером даты основных библейских событий печатались в заметках на полях перевода Библии на английский язык, осуществленного английским королем Яковом I (Джеймсом I). В этих заметках, в частности, говорилось Бог создал небеса и землю в 4004 году до Христа
(B. C.), потоп покрыл землю в 2348 году до Христа, Исход случил Они составили четыре тома данного собрания — с го пой (тома 8,
9, 10 и начало го Annales veteris Testamenti, a Prima Mundi Origine deducti, una
cum Rerum Asiaticarum Aegypticarum Chronico, a temporis historici principio usque
ad Maccabaicorum initia producto. Jacobo Usserio Armachano digestore на основе издания г. Том 11: Annalium pars posterior, in qua, praeter Maccabaicam et Novi
Testamenti historiam, Imperii Romanorum Caesarum sub Caio Julio et Octaviano ortus,
rerumque in Asia et Aegypto gestarum continetur chronicon... (на основе издания
1654 г.
2
Th e Annals of the World… Collected from all history, as well sacred, as pro- phane, and methodically digested by James Ussher. London, 1658. P. IV.
Глава вторая. Хронология истории древнеегипетского государства
ся в 1491 году до Христа, Давид стал королем Израиля в 1056 году до Христа и народ иудейский был пленен в 593 году до Христа.
Датой подлинного рождения Иисуса Христа Джеймс Усшер считал 4 год до Христовой эры.
Вплоть до середины XVIII столетия 4004 год до н.э. признавался датой сотворения мира масонскими организациями. Произошедшая потом коррекция масонского календаря была сделана с учетом подлинной даты рождения Иисуса Христа — годом появления света (Anno Lucis) масоны стали считать 4000 год до н.э.
«Анналы» Джеймса Усшера были особо примечательны и тем, что представляли намного полнее, чем какие-либо другие подобные произведения эпохи Возрождения, хронологию древнеегипетской истории, которая таила в себе немало фактов, подрывавших основы библейской хронологии.
Возникновение Египетского государства Усшер датировал
2526 годом Юлианского периода, который соответствует 2188 году до н.э. Эту дату ирландский хронологист вывел из Анналов византийского историка и поэта XII века Константинуса Манассеса умер в 1187 г, согласно которым Египетское государство существовало до завоевания его персидским царем Камбизом в течение лет. По мнению Усшера, именно на 2188 год до н.э. приходится образование Мицраимом, сыном Хама, своей колонии в
Египте.
С 2630 годом Юлианского периода или 2084 годом до н.э. Ус- шер связывал вторжение в Египет с граничивших с ним арабских территорий завоевателей, которых египтяне прозвали гиксосами. Они захватили Мемфис и земли нижнего Египта, примыкающие к Средиземному морю. Ссылаясь на сообщение Манефона, приводимое в сочинении Иосифа Флавия Против Апиона», Усшер отмечал, что Салатис, первый из гиксосских правителей, властвовал в Египте девятнадцать лет. Наследовавший ему Бнон — сорок четыре года. Начало его правления датировано в рассматриваемых
1
Анналы Константинуса Манассеса были напечатаны в 1573 г. в Базеле. См Constantinus Manasses. Annales ... nunc primum in lucem prolati, & de Graecis
Latini facti, per Jo. Lewenclaium. Ex Jo. Sambuci bibliotheca. Accessit index rerum & verborum locupletiá. Basel, ex offi cina Episcopiana, 1573. Вероятно, именно из этого издания Джеймс Усшер извлек сообщение о продолжительности истории Египетского государства до завоевания его персами.

69
§ 4. Хронология истории Древнего Египта в трудах европейских ученых эпохи Возрождения
«Анналах» 2065 годом до Христа. Далее ирландский хронологист перечислял имена египетских властителей, названных Манефо- ном, с указанием числа лет пребывания их натроне, перемежая все это событиями библейской истории.
Освобождение египтян от ига гиксосов Усшер датировал
1825 годом до Христа, повторяя вслед за Манефоном, что освободителем выступил фараон фиванской династии по имени Тет- мосис.
Приход к власти XIX династии фараонов, при которой Египет достиг своего могущества, Усшер относил к 1511 году до н.э.
События VII–VI веков до н.э. в истории Египта, вплоть доза- воевания его персами, Усшер описывал в своих Анналах, главным образом, по Диодору Сицилийскому и Геродоту Галикарнас- скому. В изложении дальнейших событий египетской истории он следовал сообщениям Страбона, Арриана, Фукидида, Эпифана,
Лукиана, Порфирия и др. В датировке же их полагался, в основном, на фрагменты из Хроники Евсевия Кесарийского, напечатанные Скалигером.
Начало правления в Египте династии Птолемеев ирландский хронологист датировал 305 годом до н.э., когда Птолемей сын Лага (Птолемей Сотер) был провозглашен верховным властителем Египта.
В конце жизни он назначил своего сына Птолемея (Птолемея
Филадельфа) соправителем. Джеймс Усшер определил, опираясь на Хронику Евсевия и данные астрономических наблюдений, записанные Клавдием Птолемеем в «Альмагесте», что это событие произошло в 285 году до рождения Христа. Смерть фараона Пто- лемея Сотера он датировал 283 годом до н.э. Его сын и наследник
Птолемей Филадельф правил, по Усшеру, до 246 года. Усшер подробно пересказал в своих Анналах легенды о создании «Септуа- гинты» вовремя его правления.
После Птолемея Филадельфа власть унаследовал Птолемей
Эвергет, который правил двадцать пять лет. В 221 году до н.э. на египетский престол вступил Птолемей Филопатор, по смерти его — в 204 году до н.э. — египетский трон перешел к его сыну
Птолемею Эпифану, который правил 24 года. В определении этой даты Усшер опирался на сведения из сочинений Климента Александрийского, Порфирия, Евсевия Кесарийского и др. Подобным
Глава вторая. Хронология истории древнеегипетского государства
же образом он описывали датировали все дальнейшие события египетской истории птолемеевского периода.
Сравнение дат этих событий, обозначенных в Анналах Ус- шера, сих датами, приводимыми в работах по древнеегипетской истории, которые вышли в последние десятилетия ХХ века, показывает, что хронология истории эллинистического Египта, составленная ирландским священником, жившим в конце XVI – впервой половине XVII века, мало чем отличается от хронологии, принятой современными египтологами.
Этого нельзя сказать об усшеровской хронологии истории Древнего Египта более ранних эпох. Усшер не сумел в датировке происходивших в эти эпохи событий вырваться из рамок библейской хронологии. Впрочем, это было трудно сделать ученым светских званий, а священникам надлежало в силу их сана держаться библейских схем в изложении начальных эпох человеческой истории. Атанасиус Кирхер (Athanasius Kircher, В год, когда умер французский иезуит Дионисиус Петавиус, в Риме вышел в свет первый том трехтомного произведения немецкого иезуита Атанасиуса Кирхера Египетский Эдип»
1
. В нем приводилась хронологическая таблица правлений египетских верховных властителей, составленная на основе арабских манускриптов, и таблица, созданная на базе материалов Ветхого Завета и сведений по истории Египта, изложенных в Хронике Евсевия
Кесарийского
3
Хронологическая таблица, составленная Атанасиусом Кирхе- ром по арабским источникам, начиналась с перечисления власти Kircher A. Œdipus Ǽgyptiacus, hoc est Universalis Hieroglyphicæ Veterum
Doctrinæ temporum inuria abolitæ INSTAURATIO. Opus ex omni Orientalium doctrina & sapientia conditum, nec non viginti diversarum linguarum authoritate stabilitum. Tomus I. Romǽ, 1652. Две отдельные части второго тома этой книги были напечатаны в Риме в 1653 г, третий том — в 1654 г.
2
См Series Regum Aegypti ab Orbe condition usque ad universale Orbis diluvium secundum relations Arabum // Kircher A. Œdipus Ǽgyptiacus…Tomus I.
Romǽ, 1652. P. 79–82.
3
См Chronologia Regum Aegipti, Regum Deorum sev Heroum // Ibid. P.
103–111.

71
§ 4. Хронология истории Древнего Египта в трудах европейских ученых эпохи Возрождения
телей Египта времен, предшествовавших потопу («Reges Aegypti ante diluvium»). Первые египетские властители здесь обозначались как вожди первых смертных, или патриархи человеческого рода (duces primaevi mortalium, sive Patriarchae generis humani)». За ними шли имена Адама, Сетха, Каина и других библейских персонажей. В числе властителей Египта, перечисленных Атана- сиусом Кирхером, были Енох, который именовался одновременно Идрисом, Осирисом и Гермесом. Он якобы начал править в Египте в 1000 год от сотворения мира. А также Хам, Ноев сын, творец первой египетской колонии»
1
Рассматриваемая таблица доводила список египетских властителей до Фуиса (Phuis), который якобы вступил на престол в
3281 году от сотворения мира. Большинство имен, перечислявшихся Атанасиусом Кирхером, небыли знакомы ни античным, ни средневековым европейским историкам. Скорее всего, это объясняется тем, что они были переведены на латынь с арабского языка, но возможно, средневековые арабские манускрипты зафиксировали каких-то древнеегипетских властителей, о которых не было известно европейским историкам.
Вторая из приводимых в сочинении Атанасиуса Кирхера хронологических таблиц была подробнее первой она содержала более длинный перечень древнеегипетских властителей. Наряду сих именами здесь указывались два варианта дат от сотворения мира один — по хронологии, разработанной на основе латинской Библии, другой — по хронологии, извлеченной из Хроники Евсе- вия Кесарийского, которая базировалась на сведениях из «Септуа- гинты».
Первым египетским властителем в этой таблице выступал Хам, Ноев сын, Сатурн, именуемый Зороастром (Cham filius
Noё, Saturnus dictus Zoroaster)»
3
. Начало его правления датировалось по хронологии латинской Библии 1636 годом от сотворения мира, а по Евсевию — 2242 годом от сотворения мира (в обоих случаях временем потопа. За ним следовал «Мисраим, Хамов сын
1
Kircher A. OEdipus Ǽgyptiacus, hoc est Universalis Hieroglyphicae Veterum
Doctrinae temporum inuria abolitae INSTAURATIO.
Tomus I. Romǽ, 1652. P. 81.
2
Ibid. P. 82.
3
Ibid. P. 103.
Глава вторая. Хронология истории древнеегипетского государства fi lius Chami)»
1
, начало правления которого по датировке Кирхера падало на 1810 год от сотворения мира по хронологии латинской Библии (дата по Евсевию не указана. После Мисраима Египтом якобы правил Юпитер и Осирис I Египетский (Iuppiter
& Osiris I Aegypti)». Дата начала его правления по Кирхеру — 1948 год от сотворения мира в хронологической версии Вульгаты.
Потом правили, согласно хронологической таблице Атанаси- уса Кирхера: Меркурий (Mercurius), Вулкан (Vulcanus), Сотис (у
Кирхера — «Sosis, Sothis vel Sochis»), Осирис и Изида (Osiris & Isis), Хор (Horus). Из них только для Хора указана дата — началом его правления обозначен 2006 год от сотворения мира по Вульгате.
После Хора правили, как указано Кирхером, властители XVII египетской династии. В качестве первого фараона этой династии
Кирхер назвал Менеса (Menas), а датой его вступления на престол обозначил 2109 год от сотворения мира по хронологии Вульгаты и 3460 год от сотворения мира по хронологии «Септуагинты», который соответствует 1740 году до н.э.
Имена египетских властителей с XVIII по XXXII династии, приведенные в рассматриваемой хронологической таблице Атана- сиуса Кирхера, весьма похожи на варианты имен древнеегипетских фараонов, названных в списке Манефона, который пересказан в Хронике Евсевия Кесарийского. Имена фараонов династии
Птолемеев, начиная с Птолемея, сына Лагуса, и заканчивая Клеопатрой, даны в том виде, в котором они обыкновенно называются в хрониках средневековых историков. Даты их правлений, указанные Кирхером, весьма близки к датам из произведения Исчисление времен Дионисиуса Петавиуса.
В целом хронологические таблицы истории Древнего Египта, составленные Атанасиусом Кирхером, вполне укладывались в рамки официальной библейской хронологии. Вместе стем в них имелись, по меньшей мере, два очень серьезных отклонения от последней. Во-первых, нельзя не обратить внимания на то, что возникновение Египетского государства Кирхер относил ковре- менам, предшествовавшим потопу. А во-вторых, на то, что перечень имен египетских властителей в таблице, составленный им на основе арабских источников, открывался вождями первых
1
Chronologia Regum Aegipti, Regum Deorum sev Herom // Kircher A. Œdipus
Ǽgyptiacus…Tomus I. Romǽ, 1652. P. 103.

73
§ 5. Формирование основ современной хронологии древнеегипетской истории
смертных» — людьми, предшествовавшими Адаму, первочеловеку по библейским легендам 5. Формирование основ современной хронологии древнеегипетской истории. Попытка построить хронологию на основе сведений о календаре древних египтян

Основы современной хронологии истории Древнего Египта были сформированы на протяжении XIX – впервой половине века в трудах ведущих европейских египтологов барона К. К. Й. Бунзена
1
, Дж. Г. Уилкинсона
2
, КР. Лепсиуса
3
, Ф. О. Мари- этта
4
, Г. Ф. К. Бругша
5
, Г. К. Ш. Масперо, УМ. Флиндерса Петри,
Эд. Мейера
6
, Э. АТ. Баджа
7
, Дж. Г. Брэстеда
8
, КГ. Зете и др. Предпосылки для этого были созданы в XVIII столетии, когда в среде европейских интеллектуалов произошло переосмысление хронологических конструкций, созданных в эпоху Возрождения Жозе- фом Скалигером, Дионисиусом Петавиусом, Джеймсом Усшером, Джоном Маршамом и др.
Одним из первых, кто весьма критически посмотрел на труды по хронологии всемирной истории, написанные в эпоху Возрождения, был английский политический деятель и мыслитель Ген Полное имя — Кристиан Карл Йосиас Бунзен (Christian Karl Josias Bunsen,
1791–1860)
2
Джон Гарднер Уилкинсон (John Gardner Wilkinson,1797–1875).
3
Карл Ричард Лепсиус (Karl Richard Lepsius, 1810–1884).
4
Франсуа Огюст Фердинанд Мариэтт.
5
Генрих Фердинанд Карл Бругш (Heinrich Ferdinand Karl Brugsch, 1827–
1894).
6
Эдуард Мейер (Eduard Meyer, 1855–1930).
7
Эрнест Альфред Томпсон Бадж (Ernest Alfred Th
ompson Wallis Budge, 1857–
1934).
8
Джеймс Генри Брэстед (James Henry Breasted, 1865–1935), хотя и был по происхождению американцем, сам себя относил к немецкой школе египтологии, а в исследованиях по хронологии древнеегипетской истории шел последам немецкого египтолога Эд. Мейера.
9
Курт Генрих Зете (Kurt Heinruch Sethe, 1869–1934).
Глава вторая. Хронология истории древнеегипетского государства
ри Сэнт-Джон лорд Болингброк (Henry St. John, lord Bolingbroke,
1678–1751). В 1735 году он писал об исторических исследованиях древних обществ Нужно обладать моим равнодушием к похвалам или порицаниям, чтобы открыто заявить о полном презрении к занятиям этих ученых мужей, ко всем исследованиям древности, ко всем системам хронологии и истории, которыми мы обязаны великим трудам таких деятелей, как Скалигер, Бошар, Пета- вий, Ашер
1
и даже Маршем. В их распоряжении одни и те же материалы, которые, однако, немногочисленны, и почти невероятно, чтобы их когда-нибудь стало больше. Эти ученые использовали их в каких угодно комбинациях. Они высказывали предположения, догадки, соединяли разрозненные отрывки разных авторов и фрагменты преданий неясного происхождения, различных народов и веков, отстоящих также далеко друг от друга, как и от нашего времени. Словом, они испробовали абсолютно все возможности даже совершенно фантастическое звуковое сходство служило им основой для создания целой теории. Исторические же источники, которыми они располагают, не только скудны, но и нередко (даже те, что считаются лучшими и наиболее достоверными) весьма сомнительны, что некоторые из этих ученых сами при- знают.
Юлий Африкан, Евсевий
3
и Георгий Монах открыли основные источники науки, но загрязнили ее воды. Они поставили своей целью согласовать светскую историю и хронологию со священной историей, хотя хронология последней очень далека от ясности и определенности, чтобы можно было руководствоваться ею. Древние исторические памятники, которые названные писатели передали потомству, были ими обработаны в соответствии с теми принципами, которых они придерживались, и ни один из памятников не дошел до нас в первозданной чистоте и форме. Так, Династии Манефона» Евсевий превратил в груду фрагментов, из ко Имеется ввиду Имеется ввиду автор Канона египетской, еврейской, греческой хронологии с исследованием (Marshamus Joannes. Canon Chronicus
Ægyptiacus, Hebraïcus, Græcus, cum disquisitionibus. London, 1672).
3
Имеется ввиду Евсевий Кесарийский (Памфил).
4
Имеется ввиду византийский монарх-историограф второй половины
VIII – начала IX в. Георгий Синкелл.

75
§ 5. Формирование основ современной хронологии древнеегипетской истории
торых вставлял в свою работу те, которые соответствовали его замыслу. Вот все, чем мы располагаем. Георгию Монаху мы обязаны, и для нас это — единственный источник. Поэтому не может не вызывать изумления, что такой ученый, как сэр Джон Маршем, подвергает его сомнению на одной странице, а наследующей строит на нем целую систему. Судя по легкости суждения (если мне не изменяет память, так как я давно уже не заглядывал в его труды, он даже не слишком озабочен тем, каков фундамент под его системой, раз уж он продемонстрировал искусство ее создавать и включил глубокую египетскую древность в рамки древнееврейского летоисчисления. Короче говоря, милорд, все эти научные системы — нечто иное, как заколдованные замки они кажутся чем-то реальным, а в действительности — лишь видимость, и, подобно этим замкам, они исчезают без следа, как только снято заклятие. Чтобы разрушить чары, нужно вернуться к началу. Это выражение может показаться странным, нов нем есть свой смысл. Мы должны тщательно и беспристрастно исследовать основания, и когда обнаружим, что они маловероятны или вовсе невероятны, будет нелепо ожидать чего-либо лучшего ввоз- двигнутом на таком фундаменте сооружении»
1
Критическое отношение многих историков к накопленным сведениям по истории Древнего Египта ив особенности, к состоянию хронологии древнеегипетской истории не ослабло и после того, как усилиями ученых (главным образом, Томаса Юнга и Жана Франсуа Шампольона
2
) была расшифрована иероглифическая письменность древних египтян и египтологи научились читать древнеегипетские тексты, а также после обнаружения в результате археологических раскопок, проводившихся в конце XIX – начале XX века, огромной массы новых памятников египетской древности. Историк Олаф Тофтин писал в своем исследовании по древней хронологии, опубликованном в 1907 году Наше знание египетской хронологии в настоящее время далеко от удовлетворительного. Этим оно обязано, однако, не скудности материалов, но
1
Болингброк. Письма об изучении и пользе истории. МС См. об этом главу Разгадка тайн древнеегипетской письменности. Являлся ли их первооткрывателем французский египтолог Жан Франсуа Шампольон?» в книге Томсинов В. А. Краткая история египтологии. М Зерцало, 2004. С. 111–
157.
Глава вторая. Хронология истории древнеегипетского государства
скорее их изобилию. Эти материалы, дошедшие до нас из различных источников 1) из Библии 2) из ассирийских и вавилонских монументов 3) из классических авторов 4) сверх всего, из монументов самих египтян — представляют так много противоречий, что египтологии историки радикально расходятся в своих теориях по египетской хронологии»
1
В начале XX века египтологам стало очевидным, что хронологию истории Древнего Египта необходимо строить не на базе фрагментарных сведений и субъективных описаний египетского общества в сочинениях античных и средневековых историков, нона основе более объективных по своему характеру зафиксированных в древнеегипетских документах фактах астрономических на- блюдений.
Ключ к созданию подлинной хронологии истории Древнего Египта египтологи увидели в особенностях традиционного древнеегипетского календаря, которые описывались во многих сочинениях античных авторов.
В самую раннюю, архаичную эпоху своей цивилизации египтяне, по всей видимости, применяли лунный календарь. Год в нем состоял из двенадцати месяцев, к которым иногда добавлялся тринадцатый месяц. Месяц, в свою очередь, насчитывал 29 или
30 дней. Началом нового месяца в этом календаре считался первый день, в который старая луна переставала быть видимой. Впоследствии лунный календарь стал применяться в Древнем Егип-
1
Tofft
een O. A. Ancient Chronology. Part 1. Chicago, 1907. P. 149.
2
Существует мнение, согласно которому тринадцатый месяц искусственно добавлялся египетскими жрецами в лунный год для того, чтобы совпадавшее с восходом солнца появление звезды Сириуса следовательно, и торжество в честь этого события, приходилось на один и тот же месяц. Однако в действительности различная протяженность лунного года, включавшего в себя чаще двенадцать месяцев, но иногда тринадцать, была естественной. Римский интеллектуал первой половины III в. н.э. Цензорин (Censorinus) писал в 239 г. вначале главы своего сочинения Книга о дне рождения. К Квинту Церелию (De Die Natali Liber ad Q. Caerellium)»: Когда в древних государствах Греции заметили, что за время пока солнце в годичном движении совершает свой круг, новая луна появляется то 12, то 13 раз попеременно, тогда решили, что 12 с половиной лунных месяцев соответствуют природному году, и ввели такие государственные годы, которые составляли то 12, то 13 месяцев по отдельности их называли годичными оборотами, а в парном соединении — большим годом (Cholodniak Joh. Censorini de die natali liber. Petropolis, 1889. P. 7).

77
§ 5. Формирование основ современной хронологии древнеегипетской истории
те, главным образом, для фиксации времени проведения религиозных праздников. Для светских же целей египтянами был создан искусственный календарь, продолжительность года в котором приблизительно соответствовала времени обращения Земли вокруг солнца и периоду между появлениями при восходе солнца на восточном горизонте неба звезды, называвшейся древними греками Сириусом, а египтянами Сотисом.
Год в этом календаре, который историки назвали гражданским, состоял из 365 дней. В нем выделялось двенадцать месяцев, в каждом из которых было тридцать дней. По окончании последнего месяца начинался особый период из пяти дней, который египтянами не считался частью какого-либо года. Об этом свидетельствует выражение год и пять дней, следующих за ним, встречающееся иногда в иероглифических текстах, а также тот факт, что каждый из указанных пяти дней имел посвящение одному из богов, а именно Осирису, Изиде, Хору, Сету и Нефтису
1
. Данные пять дней являлись, таким образом, своеобразным переходным периодом от одного года к другому.
Течение года египтяне делили натри сезона по четыре месяца в каждом сезон «экхет» (наводнения, сезон «перет» (выхода земли из воды) и сезон «шему» (недостаток воды. Месяцам поначалу не давалось специальных названий — они обозначались номерами, показывавшими очередность следования месяца внутри сезона то есть использовались выражения типа первый месяц сезона «экхет», второй месяц сезона «шему» и т. д. Впоследствии каждый месяц стал называться именем божества, в честь которо-
1
Диодор Сицилийский приводил другие имена богов Осирис, Изида, Тифон, Аполлон и Венера, отмечая при этом, что их рождение падало на каждый из пяти дней, дополнявших год египтян (Histoire Universelle de Diodore de Sicile.
Traduite en François par Monsieur l’Abbé Terrasson. Tome premier. À Paris, 1787.
P. 29).
2
Указанные смыслы слов «экхет (εh.t)», «перет (pr.t)» и «шему (šmw)» предложил немецкий египтолог Курт Зете. См Sethe K. Die Zeitrechnung der alten
Ägypter im Verhältnis zu den anderen Völkern // Nachrichten von der königlich
Gesellschaft der Wissenschaft en zu Göttingen. Philosophisch-historische Klasse. Berlin,
1919. S. 294. В статье Египет, опубликованной в Католической энциклопедии издания 1914 г, считающегося классическим, термин «перет» переводится как время сева, а «шему» как время жатвы.
Глава вторая. Хронология истории древнеегипетского государства
го в его рамках устраивалось торжество. Например, первый месяц года назывался именем бога Тота.
Египтяне не знали деления на недели и вместо этого выделяли в каждом месяце три десятидневки. День они делили, в свою очередь, на 24 часа.
В исторической литературе обыкновенно высоко оцениваются достоинства описанного древнеегипетского календаря. По словам Дж. Г. Брэстеда, создание этого удобного и практичного, хотя и искусственного календаря было достижением, не имеющим параллелей нив какой другой древней цивилизации»
1
Продолжительность года в гражданском календаре Древнего Египта не вполне соответствовала времени обращения Земли вокруг солнца он был короче так называемого солнечного года на шесть часов или на четвертую часть суток. Приблизительно настолько же времени год по древнеегипетскому календарю был короче периода, проходившего между появлениями звезды Сириус (Сотис) при восходе солнца на восточном горизонте неба, то есть так называемого сириусного (сотисного) года. В результате по истечении каждых четырех лет начало нового года по древнеегипетскому календарю сдвигалось на сутки назад относительно начала солнечного года или сириусного (сотисного) года. Спустя сто двадцать лет этот сдвиг достигал месяца, а по прошествии четырехсот восьмидесяти лет он распространялся на целый сезон. Отсюда вытекало, что новое совпадение начала года по древнеегипетскому календарю с началом солнечного или сириусного (со- тисного) года наступало после каждых 1460 лет.
Древнегреческие историки считали этот древнеегипетский календарь, в котором начало года смещалось разв четырехлетие на один день по отношению к солнечному году, довольно странными называли его блуждающим календарем. Для египтян же «блуж- даемость» их гражданского календаря составляла одно из главных его преимуществ. Благодаря ей празднество в честь какого Ancient records of Egypt. Historical documents from the earliest times to persian conquest, collected, edited and translated with commentary by James Henry
Breasted. Vol. 1. Th e First to Seventeenth Dynasties. Chicago, 1906. P. 25.
2
Солнечный год не был полностью равным по своей продолжительности сириусному (сотисному) году, но расхождение между ними настольно незначительно, что на практике их считали равными друг другу.

79
§ 5. Формирование основ современной хронологии древнеегипетской истории
либо египетского бога не закреплялось за одним каким-то днем, но справлялось в течение солнечного или сириусного (сотисного) периода поочередно вовсе дни календарного года. Этим подчеркивалось, что все боги находятся в равной чести. А поскольку за каждым богом стояла определенная социальная группа, население какого-то региона Древнего Египта, то очевидно, что «блуждае- мость» календаря способствовала в конечном счете поддержанию социального равновесия в древнеегипетском обществе.
Дж. Г. Брэстед полагал, что данный календарь был создан в
4241 году до н.э. По мнению американского египтолога, невозможно, чтобы этот календарь был впервые введен в такое позднее время, каковым является двадцать восьмое столетие, в середине эпохи высочайшей культуры Древнего Царства. Более того, пять дополнительных дней в конце года, доказывающих использование перемещающегося года из 365 дней, упоминаются в текстах пирамид, которые намного древнее Древнего Царства. Поэтому календарь существовал до Древнего Царства но если это правда, то мы должны допустить его изобретение в то время, когда три сезона приблизительно совпадали с природными сезонами, как это должно было быть при его введении. Это ведет нас в еще более далекое прошлое от момента его совпадения в Древнем Царстве то есть календарь был введен в середине сорок третьего столетия до н.э. (4241 год до н.э.)»
2
Эдуард Мейер при изучении фактов, касающихся древнеегипетского календаря, пришел к выводу, что он должен был появиться в 4241–4238 годах до н.э.
3
При этом немецкий египтолог сделал
1
В статье Египет, опубликованной в упоминавшемся уже мною одиннадцатом издании Британской энциклопедии, сообщается, что указание на эти, дополнявшие год, дни («the epagomenal days») было обнаружено не только в самых древних текстах пирамид, но и на одном из монументов пятой династии. Эти пять дней считались несчастливыми и, может быть, именно поданной причине ни возведение монументов, ни составление юридических документов не датировались указанными днями, хотя они назывались в тех случаях, когда требовалось указать точное время какого-либо события Ancient records of Egypt. Historical documents…, collected, edited and trans- lated with commentary by James Henry Breasted. Vol. I. P. 30.
3
Meyer E. Aegyptische Chronologie // Philosophische und historische Abhand- lungen der Königlich Preussischen Akademie der Wissenschaft en aus dem Jahre 1904.
Berlin, 1904. S. 41.
Глава вторая. Хронология истории древнеегипетского государства
весьма любопытную оговорку. Он высказывал мысль о том, что введение календаря, в котором начало нового года, приходившееся на 19 июля, совпадало с появлением при восходе солнца в восточной части горизонта звезды Сириус, возможно было только на широте юга Дельты — в местности, где были построены города Мемфис и Гелиополь
1
Рассматриваемый календарь не был единственным, применявшимся в Древнем Египте. Известно, что жрецы пользовались своим священным — календарем, который соответствовал природным циклам, то есть солнечному и сириусному (сотисному) году. Простые египтяне также применяли календарь, базировавшийся на природных циклах. Те, кто занимался земледелием, обращали больше внимания на регулярно повторявшиеся подъемы и спады воды в Ниле, чем на движение солнца. Начало наводнения и было для египтян-земледельцев началом нового года, независимо оттого, на какую дату оно падало по общегосударственному календарю. Однако именно этот, искусственно созданный, календарь, в котором продолжительность года не соответствовала продолжительности солнечного или сириусного (сотисного) года, использовался в летописях при обозначении времен правлений древнеегипетских фараонов и при датировке особо примечательных событий.
Египтологи увидели в данной особенности традиционного египетского календаря хорошие возможности для построения более или менее точной хронологии истории Древнего Египта. К этому мнению пришел, в частности, Эд. Мейер, а вслед за ними Дж. Г. Брэстед. В статье Хронология, опубликованной в первом томе Древних письменных памятников Египта, американский египтолог писал, что созданный в Древнем Египте календарь имеет неоценимое значение для установления хронологии египетской истории. По его словам, там, где совпадающий с восходом солнца восход Сотиса документально зафиксирован в датах календаря, определить, с разницей в четыре года, в ка Meyer E. Aegyptische Chronologie. S. 41. См. об этом также Ginzel F. K.
Handbuch der mathematischen und technischen Chronologie. Das Zeitrechnungswesen der Voelker. Bd. 1. Leipzig, 1906. S. 186.

81
§ 5. Формирование основ современной хронологии древнеегипетской истории
ком году до Христа этот восход случился, есть дело простейшей арифметики»
1
Из фактов, приводимых в Книге о дне рождения римского писателя Цензорина, египтологи вывели одну из дат совпадения начала года по древнеегипетскому традиционному календарю с появлением звезды Сириус при восходе солнца. В XXI главе указанного сочинения говорится о том, когда в Египте начинался новый календарный год Но год всегда начинается в первый день месяца, который египтяне называют Тотом, — день, который в этом году соответствует седьмому дню до июльских календ
2
, в то время как сто лет назад, во второе консульство императора Антонина Пия и при римском консуле Бруте Прэзенте, этот день приходился на тринадцатый день перед августовскими календами
3
, — на время, в которое в Египте имеет обыкновение восходить созвездие Пса. Вследствие этого можно узнать, что в настоящее время исполняется столетняя годовщина годичного оборота того большого года, который, как сказано выше, называется солнечными псовыми божественным годом. Второе консульство императора Антонина Пия, принявшего верховную власть над Римской империей июля 138 года, приходилось наследующий год. Эта дата и обозначает момент, когда начало года по древнеегипетскому календарю совпало с началом солнечного или сириусного
(сотисного) года Ancient records of Egypt. Historical documents from the earliest times to persian conquest, collected, edited and translated with commentary by James Henry
Breasted. Vol. 1. Th e First to Seventeenth Dynasties. Chicago, 1906. P. 31.
2 25 июня 21 июля Самая яркая звезда этого созвездия — Сириус (Сотис).
5
То есть сириусным (сотисным).
6
«Sed horum initia semper a primo die mensis eius sumuntur, cui apud Aegyptios nomen est Th oth, quique hoc anno fuit ante diem VII kal. Iul., cum abhinc annos centum imperatore Antonino Pio II Bruttio Praesente Romae consulibus idem dies fuerit ante diem XIII kal. Aug., quo tempore solet canicula in Aegypto facere exortum. Quare scire etiam licet anni illius magni, qui, ut supra dictum est, solaris et canicularis et dei annus uocatur, nunc agi vertentem annum centensimum» (Cholodniak Joh. Censorini de die natali liber. Petropolis, 1889. P. 10).
Глава вторая. Хронология истории древнеегипетского государства
Но если указанное совпадение имело место в 139 году н.э., то предшествовавшие ему подобные события случались, следовательно, в мим годах до н.э.
1
Другая дата совпадения начала года по древнеегипетскому традиционному календарю с появлением звезды Сириус при восходе солнца была обнаружена египтологами в тексте Кахунско- го папируса (Kahun papyri). Это название он получил, потому что был обнаружен в Кахуне. В тексте, начертанном на этом папирусе указывалось, что в й день месяца Фармутхи, в седьмой год правления Сенусерта III наблюдался восход Сириуса (Сотиса).
Сенусерт III — пятый по счету фараон XII династии. Седьмой год его правления был м годом правления в Египте XII династии. й день месяца Фармутхи являлся м днем после начала нового года. Так как сдвиг назад момента наступления календарного года по отношению к началу года сотисного происходил в темпе, равном одному дню в четыре года, то сдвиг в 225 дней мог занять
900 лет со времени совпадения начала календарного нового года с последним появлением звезды Сотис при восходе солнца. Это совпадение имело место приблизительно в 2780 году до н.э. Следовательно, й год правления в Египте XII династии пришелся на
1880 год до н.э. А это означает, в свою очередь, что XII династия начала править в 2000 году до н.э. (или, если учесть погрешность в четыре года, — между 2000 и 1996 годами до н.э.)
2
. В составленной Дж. Г. Брэстедом хронологической таблице правлений древнеегипетских властителей начало правления XII династии датируется именно 2000 годом до н.э.
3
Подобным же образом, основываясь на приводимых в древнеегипетских текстах сотисных датах,
1
ОД. Берлев водной из своих последних статей указал в качестве даты самого раннего наблюдения в Египте появления при восходе солнца звезды Сириус г. до н.э. См Берлев ОД. Два периода Сотиса между Годом 18 царя Сену, или Тосортроса, и Годом 2 фараона Антонина Пия // Древний Египет язык–
культура–сознание. МС. Эд. Мейер в качестве дат, в которые начало года по светскому древнеегипетскому календарю совпадало с началом сириус- ного (сотисного) года, называл 19 июля 140–141 гг. до н.э., 19 июля 1321–1320 гг. до н.э., 19 июля 2781–2780 гг. до н.э., 19 июля 4241–4240 гг. до н.э. См Meyer E.
Aegyptische Chronologie. S. 28.
2
См Meyer E. Aegyptische Chronologie. S. 57–58.
3
См Ancient records of Egypt. Historical documents…, collected, edited and translated with commentary by James Henry Breasted. Vol. I. P. 42.

83
§ 5. Формирование основ современной хронологии древнеегипетской истории
Дж. Брэс тед, Э. Мейер и другие египтологи определили хронологию правлений в Древнем Египте многих фараонов.
Эта хронология могла бы считаться более или менее точной, если бы расхождение между продолжительностью года по искусственно созданному календарю и длительностью сотисного года было постоянной величиной. То есть если бы новое совпадение начала года по древнеегипетскому календарю с началом сириусно- го (сотисного) года наступало всегда строго по прошествии 1460 лет. Египтяне называли этот большой — почтив полторы тысячи лет — промежуток времени великим сириусным (сотисным) периодом. КР. Лепсиус, специально занимавшийся исследованием проблем хронологии Древнего Египта, пришел к выводу о том, что ко времени восшествия натрон правителей шестой династии в частности, фараона Пепи I) египтяне стали считать продолжительность сотисного периода влет вместо прежних 1460. Они якобы заметили, что расхождение между сириусным (сотисным) годом, с одной стороны, и годом по созданному ими календарю, с другой, составляет не шесть часов ровно, а пять часов сорок восемь минут сорок восемь секунд
1
Хронологию, составленную на основе так называемых сотис- ных дат, можно было бы назвать достоверной, если бы документы древнеегипетской истории убедительно свидетельствовали о незыблемости гражданского календаря на протяжении всей истории Древнего Египта. Однако таких документальных свидетельств нет, но зато имеются факты, которые заставляют предполагать как раз обратное, а именно то, что указанный древнеегипетский календарь неоднократно менялся.
В частности, известно, что первую решительную попытку внести изменения в действовавший на территории Египта гражданский календарь с целью приведения его в полное соответствие с природным, чтобы его месяцы падали всегда на один и тот же природный сезон, предприняли гиксосы. Десятки, а возможно, и сотни лет в Египте действовал какой-то новый календарь. После того, как гиксосы были изгнаны из Египта, старый гражданский календарь был восстановлен См Lepsius K. R. Die Chronologie der Aegypter: Einleitung und erster Th eil.
Kritik der Quellen. Berlin, 1849. S. 211.
Глава вторая. Хронология истории древнеегипетского государства
По свидетельству друга Цицерона римского философа и астролога Нигидия Фигула (Nigidius Figulus, 98–45 гг. до н.э.), после изгнания гиксосов древнеегипетские фараоны стали давать вовремя ритуала коронации клятву ни месяца, ни числа дополнительных дней, ни праздников не переменять, но сохранять (в календаре) 365 дней, как это было установлено древними. Это свидетельство подтверждает неопределенные сведения о реформе гражданского календаря, осуществленной гиксосскими властителями. Если бы этот календарь оставался все время незыблемым, фараонам не было бы никакого смысла приносить клятву верности ему.
В 238 году до н.э. фараон Птолемей III Эвергет
2
ввел своим декретом, одобренным ассамблеей египетских жрецов, небольшое изменение в рассматриваемый календарь он распорядился добавлять к двенадцати месяцам каждый четвертый год с нового календарного года, который наступал тогда 22 октября, не пять дней как обычно, а шесть. Этим нововведением продолжительностью года по древнеегипетскому календарю сближалась с длительность си- риусного (сотисного) года. Египтяне восприняли реформу своего календаря весьма прохладно, и фараон Птолемей IV
3
вынужден был отменить декрет своего предшественника натроне и восстановить тем самым традиционный египетский календарь.
Вторая попытка реформы данного календаря была предпринята после того, как Египет вошел в состав Римской империи. С 23 года до н.э. к истекшим двенадцати месяцам по древнеегипетскому календарю снова стали добавлять каждый четвертый год не пять, а шесть дополнительных дней. Древнеегипетский календарь привели, таким образом, в соответствие с действовавшим в Риме юлианским календарем. Египтяне снова показали свою при «Neque mensem, neque diem intercalaturos se neque festum diem immutaturos, sed CCCLXV dies peracturos, sicut institutum sit ab antiquis». Цит. по Meyer E.
Aegyptische Chronologie. S. 31.
2
Птолемей III Эвергет правил Египтом в 246–222 гг. до н.э.
3
Птолемей IV Филопатор правил Египтом в 222–204 гг. до н.э.
4
Новый календарный год начинался тогда 30 августа См. подробнее об этом Ginzel F. K. Handbuch der mathematischen und technischen Chronologie. Bd. 1. S. 224–228.

85
§ 5. Формирование основ современной хронологии древнеегипетской истории
верженность к старому календарю, но греческая и римская части населения Египта охотно приняли это нововведение.
Очевидно, что для построения на основе сведений о древнеегипетском календаре подлинной хронологии истории Древнего Египта необходимо было множество дополнительных фактов, которые позволили бы определить, какому времени современного летоисчисления соответствуют периоды правлений фараонов или их династий, зафиксированные в различных древнеегипетских документах. По мере изучения исторических документов египтологи обнаруживали все больше таких фактов, но все они, как правило, допускали возможность неоднозначного толкования. Поэтому среди египтологов, занимавшихся реконструкцией хронологии древнеегипетской истории, всегда существовали серьезные расхождения во мнениях относительно дат тех или иных событий.
В качестве примера этих расхождений можно привести хронологические таблицы правлений древнеегипетских фараонов, составленные американским египтологом Дж. Г. Брэстедом и английским египтологом УМ. Флиндерсом Петри. Обе они были напечатаны в книгах, которые вышли в свет в один и тот же 1906 год.
Слева — даты, предложенные Дж. Г. Брэстедом, который представил в своей таблице хронологию правлений первых двадцати шести династий фараонов. Справа — датировка УМ. Флиндерса
Петри, представившего данные по двадцати четырем династиям. Все даты приводятся в годах до нашей эры год
— введение календаря год
— восшествие на престол Менеса (и начало первой династии) — 5510 год годы — первая и вторая династии — 5510–4945 годы годы — третья династия — 4945–4731 годы годы — четвертая династия — 4731–4454 годы годы — пятая династия — 4454–4206 годы годы — шестая династия — 4206–4003 годы годы — седьмая и восьмая династии — 4003–3787 годы годы — девятая и десятая династии — 3787–3502 годы годы — одиннадцатая династия — 3502–3459 годы
Глава вторая. Хронология истории древнеегипетского государства годы — двенадцатая династия — 3459–3246 годы годы — с тринадцатой по семнадцатую династии —
3246–1580 годы годы — восемнадцатая династия — 1580–1322 годы годы — девятнадцатая династия — 1322–1202 годы годы — междуцарствие —
1
?
1200–1090 годы — двадцатая династия — 1202–1102 годы годы — двадцать первая династия — 1102–952 годы годы
— двадцать вторая династия — 952–755 годы годы
— двадцать третья династия — 755–721 годы 718–712 годы
— двадцать четвертая династия — 721— ?
712–663 годы
— двадцать пятая династия — ?
663–525 годы
— двадцать шестая династия — В. В. Струве отмечал, что более или менее достоверную хронологию истории Древнего Египта возможно провести только со времен правления XII династии, поскольку, как он полагал, лишь с этих времен возможна проверка хронологических данных Ма- нефона сведениями, отраженными на древнеегипетских памятниках. Однако в исторической литературе даты, касающиеся XII и всех последующих династий древнеегипетских властителей, варьируются весьма значительно, хотя и не в такой большой степени, как даты, относящиеся к более ранним династиям.
Так, например, Манефон относил начало правления Аме- немхета I, родоначальника XII династии, к дате, соответствующей году до н.э. Указанный год называли в качестве времени восшествия Аменемхета I натрон историки Дж. Г. Брэ- стед
5
и Ю. Я. Перепелкин
6
. Современные французские египтологи МА. Бонхем и А. Форго связывают начало правления Аменемхе-
1
УМ. Флиндерс Петри не выделяет в данном времени периода междуцарствия См Flinders Petrie W. M. Researches in Sinai. London, 1906. P. 175.
3
См Ancient records of Egypt. Historical documents…, collected, edited and translated with commentary by James Henry Breasted. Vol. I. P. 40–47.
4
Струве В. В. Подлинный манефоновский список царей Египта и хронология Нового царства. С. 400–401.
5
См Ancient records of Egypt. Historical documents…, collected, edited and translated with commentary by James Henry Breasted. Vol. I. P. 42.
6
Перепелкин Ю. Я. История Древнего Египта. С. 193.

87
§ 5. Формирование основ современной хронологии древнеегипетской истории
та I и соответственно XII династии древнеегипетских верховных властителей с 1990 годом до н.э.
1
Немецкий египтолог фон Ю. Бе- кератх, специализирующийся, если судить по его работам последних лет, на теме хронологии истории Древнего Египта, датирует вступление Аменемхета I натрон годом до н.э.
3
Расходятся мнения египтологов и при определении времени правления позднейших государей Древнего Египта. Манефон относил завоевание этой страны персами и восшествие на фараон- ский престол персидского монарха Камбиса, положившего начало
XXVII династии, к дате, которая соответствовала 526 году до н.э.
4
Г. Бругш называл для этого события 527 год до н.э.
5
Дж. Г. Брэстед и Ю. Я. Перепелкин — 525 год до н.э.
6
Большинство современных египтологов также указывают 525 год до н.э. в качестве даты установления первого персидского владычества над Египтом 1
См Bonhêm M.-A., Forgeau A. Pharaon: les secrets du Puvoir. Paris, 1988.
P. 329.
2
См. его книгу Beckerath J. Chronologie des ägyptischen Neuen Reiches.
Hildesheim, 1994.
3
Beckerath J. Nochmals zur Chronologie der XII Dynastie // Orientalia.
Commentarii trimestres a facultate studiorum orientis antiqui pontifi cii instituti biblici in lucem edidit in urbe. Roma, 1995. Vol. 64. P. 445–449.
4
См Струве В. В. Подлинный манефоновский список царей Египта и хронология Нового царства. С. 431.
5
См Бругш Г. История фараонов // Все о Египте. МС Перепелкин Ю. Я. История Древнего Египта. С. 436.
7
См Bonhêm M.-A., Forgeau A. Ibid. P. 330. Египтологи П. У. Пестман и Л. Депуи предприняли недавно попытку доказать, что начало правления Кам- биса в Египте приходится наг. (см Pestman P. W. Les papyrus démotiques de Tsenhor (P. Tsenhor). Les archives privées d’une femme égyptienne du temps de
Darius Ier. Transcriptions hiéroglyphiques et paléographie établies par P. W. Pestman et S. P. Vleeming. V. I: Textes. Leuven, 1994; Depuydt L. Murder in Memphis: Th e
Story of Cambyses’s Mortal Wounding of the Apis Bull // Journal of Near Eastern
Studies. Chicago, 1995. V. 54. P. 119–126). Эту новую датировку постарался опровергнуть современный французский историк Д. Девошель. Основываясь на текстах документов, он показал, что 525 г. до н.э. — наиболее достоверная дата вступления Камбиса натрон фараона Древнего Египта (см Devauchelle D.
Un problème de chronologie sous Cambyse // Transeuphratène. Paris, 1998. V. 15.
P. 9–17).
Глава вторая. Хронология истории древнеегипетского государства
В 1906 году американский египтолог Джеймс Брэстед писало чрезвычайно запутанном состоянии современной хронологии ранней египетской истории, ион имел все основания для такой оценки. В статье Египет, опубликованной в 1910 году в одиннадцатом издании Британской энциклопедии, были сведены в одну таблицу даты начала правления Менеса, которые указывали в своих работах наиболее авторитетные египтологи. Получилась весьма впечатляющая картина.
Английский египтолог УМ. Флиндерс Петри в качестве времени восшествия Менеса на престол называл сначала — 4777 год до н.э.
3
, затем — 5510 год. Французский египтолог Ф. О. Мариэтт относил начало правления Менеса к 5004 году до н.э., немецкий египтолог Г. Бругш и английский египтолог Э. Бадж называли в качестве даты этого события 4400 год до н.э., немецкий египтолог К. Лепсиус — 3893 года Дж. Брэстед — 3400 год, немецкий египтолог Курт Зете — 3360 год, немецкий египтолог Э. Мей-
1
Ancient records of Egypt. Vol. 1. P. 25.
2
Encyclopaedia Britannica. Vol. 9. Cambridge: Th e University Press, 1910. P. 79. Одиннадцатое издание Британской энциклопедии именуют классическим — вероятно, потому что оно стало первым, издаваемым рокфеллеровской «Standard
Oil Company». Предшествовавшее одиннадцатому девятое издание (десятое никогда не выходило) Британской энциклопедии было выпущено издательством
«Adam and Charles Black» в 1875–1890 гг., те. там, где она была основана. Десятое издание никогда не выходило, после покупки Британской энциклопедии кланом Рокфеллеров к выпуску было подготовлено почему-то сразу одиннадцатое издание, которое вышло в свет в Нью Йорке в 1910–1911 гг. в издательстве
«Encyclopedia Britannica, Inc.».
3
В 1894 г В книге Исследования в Синае», опубликованной в 1906 г. См Flinders
Petrie W. M. Researches in Sinai. London, 1906. P. 175. В 1929 г. УМ. Ф. Петри датировал время восшествия Менеса натрон верховного египетского властителя
4553 г. до н.э.
5
КР. Лепсиус назвал эту дату в книге Хронология египтян, вышедшей в свет в 1849 г. См Lepsius K. R. Die Chronologie der Aegypter: Einleitung und erster
Th eil. Kritik der Quellen. Berlin, 1849. S. 284.
6
В первом томе собрания Дж. Г. Брэстеда Древние письменные памятники Египта. См Ancient records of Egypt. Vol. 1. P. 40.
7
В работе К древнейшей истории египтян. См Sethe K. Beitrage zur altesten Geschichte Aegyptens // Untersuchungen zur Geschichte und Altertumskunde
Aegyptens. Bd. III. Leipzig, 1905.

89
§ 6. Условный характер современной хронологии истории древнеегипетского государства
ер — 3180 год, К. Бунзен — 3059 год, сотрудник Британского музея Р. С. Пул — 2717 год, английский египтолог Дж. Уилкинсон
2691 год
2
Как видим, расхождение между первой и последней датами в приведенном списке достигает 2819 лет. Правда, все приведенные даты египтологи представляли в качестве приблизительных, но и при такой оговорке разногласия между ними были чрезвычайно большими 6. Условный характер современной хронологии истории древнеегипетского государства

Хронология истории Древнего Египта всегда являлась одной из самых сложных проблем египтологии. На трудности определения временных рамок древней египетской истории указывал еще ученый-энциклопедист XVII века Атанасиус Кирхер. Столько разных мнений, столько путаницы в различных летописях, до такой степени различны и разнообразны установленные течения времени, извращения имен собственных, что хронологию древнего Египта можно назвать непознанной наукой, — восклицал он в книге Египетский Эдип». Непознанной наукой хронология истории Древнего Египта оставалась ив, ив веках. На ее характер мало повлияли разгадка тайн древнеегипетской письменности впервые десятилетия XIX века и открытия, сделанные в процессе археологических изысканий на территории Египта в конце XIX – начале ХХ века.
Археологические раскопки, проводившиеся в Египте в течение ХХ века, изучение текстов, начертанных на древнеегипетских
1
В книге История древних египтян, опубликованной в 1887 г. См Meyer E.
Geschichte des alten Egyptens. Berlin, 1887.
2
В книге Популярный очерк о древних египтянах Дж. Г. Уилкинсон высказывал предположение о том, что Менес стал верховным правителем в Египте между 2000 и 3000 гг. до н.э. См Wilkinson J. G. A popular account of the ancient
Egyptians. New York, 1854. Vol. 1. P. 307.
3
Kircher A. Œdipus Ǽgyptiacus, hoc est Universalis Hieroglyphicæ Veterum
Doctrinæ temporum inuria abolitæ INSTAURATIO. Opus ex omni Orientalium doctrina & sapientia conditum, nec non viginti diversarum linguarum authoritate stabilitum. Tomus I. Romǽ, 1652. P. 83.
Глава вторая. Хронология истории древнеегипетского государства
монументах и папирусах, — все это дало египтологам массу новых материалов о Древнем Египте. Однако состояние хронологии древнеегипетской истории осталось к началу XXI века в целом таким же, каким оно было столетие назад. Как ни удивительно, но следует осознать, что зафиксировать подлинные и безусловные даты египетской хронологии чрезвычайно трудно, — такой вывод сделал в своей книге Летописи фараонов, вышедшей в свет в 1994 году, английский египтолог Питер Клэйтон.
Сведения, приведенные в «Египтиаке» Манефона, перестали рассматриваться в современной египтологии в качестве основы для построения хронологии династической истории Древнего Египта. При определении дат пребывания у власти той или иной династии историки стараются ныне опираться на новые материалы, добытые в процессе археологических раскопок. Но эти материалы часто дают основания для самых различных датировок правления одной и той же династии. Поэтому расхождения в хронологии древнеегипетской истории не стали меньше в современной египтологии. В настоящее время ученые, как и прежде, по- разному датируют не только ее основные события, но и правления конкретных древнеегипетских фараонов.
Английский историк У. Уод одну из основных причин этих расхождений видит в характере материалов, находящихся в распоряжении египтологов. По его мнению, на их базе точная хронология истории Древнего Египта не может быть построена, поскольку из них вытекают самые различные датировки одних и тех же событий. Подобный вывод делал когда-то и русский египтолог Юрий Яковлевич Перепёлкин (1903–1982). За недостаточностью данных, — отмечал он, — точное летоисчисление для большей части фараоновской древности неосуществимо 1
Clayton P. Chronicles of the Pharaohs. London: Th ames and Hudson, 1994.
P. 12.
2
Об этом довольно категорично заявляет в своей статье К. Китчен. См
Kitchen K. A. Th e Historical Chronology of Ancient Egypt. A Current Assessment //
Acta Archaeologica. Kobenhavn, 1996. Vol. 67. P. 1.
3
См Ward W. A. Th e Present Status of Egyptian Chronology //Bulletin of the
American Schools of Oriental Research. Cambridge, 1992. Vol. 288. P. 53–66.
4
Перепёлкин Ю. Я. История Древнего Египта. СПб., 2000. С. 70.

91
§ 6. Условный характер современной хронологии истории древнеегипетского государства
Специалист по истории древнееврейской библии профессор
Вандербильтского университета Джэймс Барр назвал свою статью о библейской хронологии «До-научная хронология, подразумевая, что есть еще и научная хронология. К сожалению, все предлагаемые ныне в исторической литературе хронологии истории Древнего Египта являются до-научными.
Недостаток документальных материалов является, конечно же, серьезным препятствием на пути построения достоверной хронологии истории Древнего Египта. Но, думается, главная причина неудач египтологов в этом деле заключается в отсутствии надлежащей научной методики датировки событий древнеегипетской истории. Любая хронология древнеегипетской истории, когда- либо предлагавшаяся и предлагаемая в настоящее время в исторической литературе, носит поэтому в значительной мере условный характер.
Это обстоятельство необходимо иметь ввиду, приступая к изучению истории древнеегипетского государства. Когда египтологи датируют с точностью до года исторические события, происходившие в птолемеевском Египте, то есть в последние три века существования Египта в качестве самостоятельного государства, это кажется вполне нормальным. В данном случае вполне можно поверить в то, что у них есть серьезные основания для таких датировок. И действительно, называемые в исторической литературе годы правлений Птолемея I Cотера (305–283 годы до н.э.),
Птолемея II Филадельфа (285–246 годы до н.э.), Птолемея III Эвер- гета (246–222 годы до н.э.) и всех остальных египетских властителей династии Птолемеев подтверждаются множеством различных фактов. Но когда в исторической литературе называются с точностью до года периоды правлений фараонов, живших в третьем тысячелетии до н.э., это не может не вызвать удив ления.
Так, например, с точностью до года определяются начало и окончание различных периодов древнеегипетской истории в книге французских египтологов Ж. Хьюссон и Д. Вальбелля Государство и институты в Египте. По их мнению, период Древнего царства начался около 2635 года до н.э., а завершился около 2140 года,
1
Barr J. Pre-scientifi c chronology: the Bible and origin of the world // Proceedings of the American philosophical society. 1999. Vol. 143. № 3. September. P. 379–387.
Глава вторая. Хронология истории древнеегипетского государства
соответствующие даты Среднего царства — 2022 и 1650 годы, Нового царства — 1539 и 1069 годы и т. д.
1
С точностью до года указывает даты правления древнеегипетских фараонов современный российский египтолог В. В. Солкин. Хронология Древнего Египта представляется им в следующих цифрах:
Древнее царство
Ок. 2707–2170 гг. до н.э.
III династия
(2707–2639)
Небка (2707–2690), Джосер (2690–2670), Сехемхет (2670–2663),
Хуни (2663–2639), Хаба (2663–2639)
2
IV династия
(2639–2504)
Снофру (2639–2604), Хафра (2572–2546), Хуфу (2604–2581),
Менкаура (2545–2511), Джедефра (2581–2572), Шепсескаф (Датировка событий египетской древности, происходивших несколько тысячелетий назад, в столь точных цифрах неизбежно порождает вопросы о том, откуда берутся такие цифры и какова методика этой датировки.
Очевидно, что правильная хронология истории Древнего Египта должна основываться не только на понимании особенностей древнеегипетского календаря, но и на сведениях о социальном и политическом устройстве этой страны, на знаниях о том, как развивалось государство Древнего Египта. Ведь для того, чтобы определить даты правлений фараонов, необходимо знать, в каком порядке они сменяли друг друга на престоле, сколько лет каждый из них правил, всели они были единоличными правителями и не было ли таких периодов в древнееги-
1
Husson G., Valbelle D. L’etat et les institutions en Égypte. Des premiers pharaons aux empereurs romains. Paris, 1992. P. 337–338.
2
Одинаковые даты правлений у двух фараонов — это не моя ошибка, такие даты называются в книге Солкина.
3
См Солкин В. В. Египет вселенная фараонов. МС. Условный характер современной хронологии истории древнеегипетского государства
петской истории, когда несколько фараонов правили одновре- менно.
По мере получения новых знаний по истории Древнего Египта у египтологов всякий раз появлялись и новые хронологии ее. Можно суверенностью предположить, что датировки различных периодов и событий в развитии древнеегипетского государства будут меняться ив дальнейшем

94 ГЛАВА ТРЕТЬЯ
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   39


написать администратору сайта