Главная страница

Государство и право Древнего Египта. Государство и право древнего


Скачать 2.27 Mb.
НазваниеГосударство и право древнего
АнкорГосударство и право Древнего Египта
Дата11.12.2022
Размер2.27 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаtomsinov_v.pdf
ТипКнига
#838514
страница5 из 39
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39
(Josephus Justus Scaliger, Главным направлением научной деятельности французского гуманиста Жозефа Жюста Скалигера было изучение античного литературного наследия, исправление ошибок и устранение противоречий и неясностей в текстах древнеримских и древнегреческих писателей, подготовка их к изданию. И следует отметить, что он достиг в этом больших успехов. Как и большинство французских гуманистов, Жозеф Скалигер был по складу своего научного мышления не творцом, но скорее систематизатором и комментатором. Именно в этой роли он выступил, обратившись к хронологии всемирной истории.
Основная работа Жозефа Скалигера в этой области носит следующее название Новое произведение об исправлении хронологии Иосифа Скалигера сына Юлия Цезаря, разделенное на восемь книг, в которых помимо метода древней хронологии, продуманной доктрины, правильного представления о гражданских днях, месяцах, веках и эпохах, а также новых видов года, предложено прове-
1
Филологические труды Жозефа Петавиуса рассмотрены и оценены впер- вом томе книги современного английского историка Энтони Грэфтона «Жозеф
Скалигер: Исследование по истории классической учености (Graft on A. Joseph
Scaliger: A Study in the History of Classical Scholarship. Vol. 1. Textual Criticism and
Exegesis. Oxford, 1983).

51
§ 4. Хронология истории Древнего Египта в трудах европейских ученых эпохи Возрождения
ренное и тонко выверенное исправление самих древних. Первым изданием это произведение вышло в свет в Париже в 1583 году, в
1593 году оно было перепечатано во Франкфурте. Второе, существенно переработанное его издание напечатали в Лейдене в 1598 году. Самоназвание основного произведения Скалигера по хронологии, приведенное в полном его виде, показывает, что французский ученый не претендовал на коренной переворот в данной области научного знания. Дважды в этом названии встречается латинское слово «ēmendātio», которое можно перевести на русский языки как исправление, и как улучшение, и как усовершенствование, но которому по смыслу всего названия в целом и, исходя из содержания произведения, в наибольшей степени соответствует именно «исправление».
Основной текст сочинения Скалигера Об исправлении хронологии посвящен описанию того, как исчисляли время различные древние народы греки, халдеи, иудеи, индусы, египтяне, персы и др. В третьей его книге говорится, например, о традиционном египетском годе (De anno Aegyptiaco) и годах Набонасса- ра и Филиппа (De annis Nabonassari et Philippi Aegyptiacis), в четвертой рассматривается вопрос о египетском актийском юлианском годе (De anno Aegyptiorum Iulino Actiaco).
1
De emendatione temporum Iosephi Scaligeri Iulii Caesari f. (fi lii — сына) Opus novum in octo libros tribitum, in quo praeter dierum civilium, mensium, annorum et epocharum cognitionem exactam, doctrinam accuratam, priscorum, temporum methodus, ac novorum annorum forma, aut ipsorum veterum emendatio examinanda et dignoscenda acute proponitur. Parisiis, MDLXXXIII (1583).
2
De emendatione temporum Iosephi Scaligeri Iulii Caesaris f. Opus novum absolutum perfectum octo libris distinctum, in quo praeter dierum civilium, mensium, annorum et epocharum cognitionem exactam, doctrinam accuratam, priscorum temporum methodus, ac novorum annorum forma, aut ipsorum veterum emendatio examinanda et dignoscenda acute proponitur. Omnibus politioris literaturae, inprimis
Historiarum & Philosophia studiosis utile & necessarium. Cum privilegio Caesareae
Majest. Francofurti: Apud Ioannem Wechelum, Sumtibus Nicolai Bassaei Typographi.
MDXCIII (1593).
3
Лучшим изданием этого произведения является женевское 1629 г. В нем учтена правка, внесенная автором во второе издание. По существу, это новое, третье по счету издание. См Scaliger J. J. Opus de emendatione temporum. Hac postrema editione, ex auctoris ipsius manuscripto, emendatius, magnáque accessione auctius. Genève: Roverus, MDCXXIX (1629).
Глава вторая. Хронология истории древнеегипетского государства
Седьмая книга произведения Скалигера Об исправлении хронологии содержит описание календарных расчетов религиозных торжеств, принятых у иудеев, эфиопов, арабов, армян, греков и др. Восьмая книга называется О годе небесном и тропическом
(de anno coelesti et tropico)»: она посвящена способам исчисления лет по солнечными лунным календарям, которые были приняты у различных древних народов.
Собственно же хронология истории древних народов приводится только в пятой книге и частично в шестой произведения
Жозефа Скалигера. При этом хронологии истории Древнего Египта уделяется очень мало внимания. Специально говорится только о временах восшествия на престол Птолемеев — Филадельфа
(Скалигер называет в качестве времени его вступления на престол год до н.э.) и Филометра (180 г. до н.э.). Некоторые даты египетской истории приводятся при изложении хронологии библейской все они связаны с пребыванием в Египте евреев.
Сотворение мира Иосиф Скалигер датировал 3949 годом до н.э. А дату смерти иудейского царя Ирода, позволяющую определить приблизительное время рождения Иисуса Христа, — м годом до н.э.
1
Только в этих датировках он был по-настоящему оригинален, поскольку шел наперекор мнениям большинства из современных ему ученых, занимавшихся хронологией мировой истории.
В 1601 году Жозеф Скалигер обнаружил в Парижской библиотеке рукопись на греческом языке «Хронографической эклоги монаха Георгия Синцелла, в которой пересказывалась, как он решил, почти вся Хроника Евсевия Кесарийского ив том числе фрагменты ее, не переведенные на латынь Иеронимом и потому до тех пор неизвестные европейским интеллектуалам. Скалигер
1
О том, как Жозеф Скалигер получил эту дату, он описал вначале первой части шестой книги сочинения Исправление хронологии в главе Об истинном годе рождения Царя Мессии (De vero anno natalis Regis Messiae)». См De emendatione temporum Iosephi Scaligeri... Francofurti, 1593. P. 256–257.
2
После того, как был найден и изучен полный текст Хроники Евсевия Кесарийского в переводе на армянский язык, стало ясным, что Скалигер заблуждался, полагая, что обнаружил это сочинение в почти полном объеме. Благодаря этой находке историки также установили, что Евсевий Кесарийский сделал в своей Хронике немало заимствований из сочинения Юлия Африканского.

53
§ 4. Хронология истории Древнего Египта в трудах европейских ученых эпохи Возрождения
решил подготовить издание всех известных фрагментов Хроники на греческом языке.
Воплощение этого замысла привело к появлению нового произведения Скалигера по хронологии. Оно вышло в свет в Лионе в
1606 году под названием Сокровищница времени вторая книга канона хронологии всемирной истории палестинского епископа
Евсевия Памфила Кесарийского, истолкованная Иеронимом, извлеченная из древнейшего списка также содержатся все остальные повествования из Евсевия и Иеронима, как и до сих пор неизданные греческие фрагменты обеих частей хронологического канона Евсевия, которые оказалось возможным собрать. Сочинение и исследование Иосифа Юстуса Скалигера, сына Юлия Цезаря из
Бурдена, а также примечания и критические заметки Иосифа Ска- лигера на греческий текст Евсевия и на его латинский перевод Ие- ронима, как и введение Иосифа Скалигера к третьей книге хронологического канона»
1
Чтобы оценить этот поступок Жозефа Скалигера, необходимо вспомнить, что в Хронике Евсевия Кесарийского содержалось немало сведений, противоречивших официальной исторической доктрине, скроенной по библейским легендам. И распространение сколько-нибудь полного текста этого сочинения церковной бюрократией не приветствовалось См Th esaurus temporum. Eusebii Pamphili Caesareae Palaestinae episcopi
Chronicorum С omnimodae historiae libri duo, interprete Hieronymo, ex fi de vetustissimorum codicum castigati. Item Auctores omnes derelicta ab Eusebio et
Hieronymo continuantes. Ejusdem Eusebii utriusque partis Chronicorum Canonum reliquiae Graecae, quae colligi potuerunt, antehac non editae. Opera ac studio
Josephi Justi Scaligeri, Iulii Caesaris a Burden fi lii. Ejusdem Josephi Scaligeri Notae
& Castigationes in Latinam Hieronymi interpretationem et Graecae Eusebii. Ejusdem
Josephi Scaligeri Isagogicorum Chronologiae Canonum libri tres ad Eusebii Chronica
& doctrinam de temporibus admodum necessarii. Lugduni Batavorum excudebat
Th omas Basson sumptibus commelinorum, MDCVI (1606). В 1658 г. в Амстердаме было напечатано второе издание данного произведения. До слов «Iulii Caesaris a
Burden fi lii» его название было аналогичным названию первого издания, но после них здесь было добавлено «Editio Altera; In qua Ejusdem Josephi Scaligeri tertia fere parte Auctiores Notae & Castigationes in Latinam Hieronymi interpretationem et Graecae Eusebii, suprema autoris cura emendatae. Ejusdem Josephi Scaligeri
Isagogicorum Chronologiae Canonum libri tres ad Eusebii Chronica & doctrinam de temporibus admodum necessarii. Cum Duobus Indicibus Rerum & Autorum.
Amstelodami: Apud Joannem Janssonium, MDCLVIII (1658).
Глава вторая. Хронология истории древнеегипетского государства
В частности, из Манефоновых списков, которые приводились в напечатанном Жозефом Скалигером греческом тексте Хроники Евсевия, следовало, что история Египетского государства началась не только раньше потопа, но и еще до сотворения мира. По мнению Скалигера, некоторые династии древнеегипетских фараонов, которые Манефон представил сменявшими одна другую, на самом деле правили водно и тоже время. Но даже при этом допущении французский ученый относил начало правления первого египетского верховного властителя Менеса на 5702 год до н.э., то есть на время, предшествовавшее любой называвшейся христианскими теологами дате сотворения мира. Подобный же вывод неумолимо вытекали относительно образования Вавилонского государства из пересказанных в Хронике фрагментов исторических описаний халдейского жреца Беросса. Скалигер предельно отчетливо это понимал. Ион не мог не сознавать, что с распространением в среде западноевропейских интеллектуалов греческого текста сочинения Евсевия Кесарийского создавалась почва для серьезных сомнений в правильности официальной (то есть библейской) хронологии всемирной истории. И тем не менее французский ученый сделал все, чтобы его книга Сокровищница времени с антибиблейскими историческими текстами Хроники Евсевия Кесарийского вышла в свет.
Одним из главных мотивов антицерковного поведения Жозе- фа Скалигера была, безусловно, присущая ему любовь к древним сочинениям, которые он желал сохранить от гибели и потому всячески стремился напечатать типографским способом. И за свою жизнь ему удалось посредством типографского издания спасти немало ценных манускриптов, содержавших тексты древних авторов Затри года до выхода в свет первого крупного труда Скалигера по хронологии всемирной истории от имени главы папы Григория XIII был опубликован мартиролог римско-католической церкви, в котором объявлялось, что мир был сотворен залет до рождения Христа. В новом издании мартиролога при папе Урбане VIII в 1640 г. указанная дата сотворения мира была подтверждена В качестве примера здесь можно привести следующий факт. После того, как вышло в свет первое издание произведения Об исправлении хронологии
Жозеф Скалигер обнаружил несколько листов, на которых были записаны на греческом языке фрагменты из древних исторических сочинений. При подго-

55
§ 4. Хронология истории Древнего Египта в трудах европейских ученых эпохи Возрождения
Вместе стему Жозефа Скалигера имелся еще один мотив для такого поведения. Будучи ученым, он не был человеком индифферентным по отношению к политическим движениям своего времени. Еще в молодые годы — в возрасте около двадцати двух лет — Жозеф отошел от римско-католической церкви и примкнул к гугенотам. Он был участником жестоких религиозных войн на территории Франции. Расправа католиков над гугенотами в Варфоломеевскую ночь заставила его бежать в Женеву и скрываться в этом тогдашнем европейском оазисе религиозной свободы вплоть до 1574 года.
В свете таких фактов неудивительным кажется свободомыслие Жозефа Скалигера в его работах по хронологии всемирной истории. Этими работами он в каком-то смысле продолжал борьбу с римско-католической церковью. И есть основания думать, что главной целью хронологических изысканий Жозефа Скалигера было не установление подлинных исторических дат, не создание настоящей хронологии всемирно-исторического процесса, но разрушение тех постулатов хронологии человеческой истории, которые составляли одну из несущих конструкций в идеологии римско-
католической церкви.
Отсюда вытекает парадоксальная на первый взгляд мысль все бросаемые в адрес Жозефа Жюста Скалигера обвинения в том, что он внес своими трудами хаос в хронологию всемирной истории, придал ей в высшей степени сомнительный характер и т. д. и т. п, являются на самом деле похвалой ему, невольным признанием того, что он достиг своей цели.
Вывод о том, что главной целью хронологических изысканий
Жозефа Скалигера было разрушение постулатов хронологии всемирной истории, составлявших одну из несущих конструкций в идеологии римско-католической церкви, позволяет объяснять, по моему мнению, весьма странное нововведение, сделанное им в систему летоисчисления. К уже применявшимся в его время отсчетам лет от рождения Христа и от сотворения мира французский ученый добавил летоисчисление по так называемому Юли- товке второго издания указанного труда Скалигер присоединил эти листы к его основному тексту в качестве приложения под названием Избранные древнегреческие фрагменты (Veterum Graecorum fragmenta selecta)», сопроводив их пяти- десятистраничным сводом своих замечаний.
Глава вторая. Хронология истории древнеегипетского государства
анскому периоду, который был им составлен из 7980 юлианских лет, прошедших, по его вычислениям, между моментами совпадения начала двадцативосьмидневного солнечного цикла с началом девятнадцатидневного лунного цикла и с первым днем римско- католического индикта
2
По свидетельству ирландского епископа Джеймса Усшера, о периоде влет, составленном по вышеуказанной методике, первым заговорил епископ Херфорда Роберт Лотаринг (Robert
Lotharing, Bishop of Hereford), и это было за пятьсот лет до того, как Жозеф Скалигер приспособил этот период для своих хронологических вычислений, назвав его именем Юлианского периода, потому что он содержал цикл из такого множества юлианских лет»
3
Согласно расчетам, сделанным Скалигером при подготовке первого издания сочинения Исправление хронологии, ближайший момент окончания Юлианского периода приходился на
3267 год Христовой эры. Это означало, что ближайшее начало данного периода падало на 4713 год до рождения Христа. Называвшаяся Скалигером дата сотворения мира — 3499 год до рождения Христа — приходилась на 765 год Юлианского периода 1
Юлианским этот год называется потому, что соответствует юлианскому году (Iulianam vocavimus: Quia ad annum Iulianum duntaxat accommodate est)», — пояснял Жозеф Скалигер в заключительных строках введения к пятой книге сочинения Исправление хронологии, имея ввиду год по Юлианскому календарю, введенному в Риме Юлием Цезарем (De emendatione temporum Iosephi
Scaligeri... Francofurti, 1593. P. 198).
2
Индикт — установленный в рамках христианской церкви приблизительно в IV в. пятнадцатилетний период, по истечении которого представлялся финансовый отчет о церковных доходах и расходах Th e Annals of the World deduced from the origin of time, and continued to the beginning of the Emperour Vespasians reign, and the totall destruction and abolition of the temple and common-wealth of the Jews: containing the historie of the Old and New
Testament, with that of the Macchabees, also the most memorable aff airs of Asia and
Egypt, and the rise of the empire of the Roman Caesars under C. Julius, and Octavianus.
Collected from all history, as well sacred, as prophane, and methodically digested by
James Ussher. London, 1658. P. IV.
4
Время, в которое Скалигер делал указанные расчеты, он датировал 6295 г. Юлианского периода. Эта дата соответствует 1582 г. Христовой эры.
5
См De emendatione temporum Iosephi Scaligeri... Francofurti, 1593. P. 198.

57
§ 4. Хронология истории Древнего Египта в трудах европейских ученых эпохи Возрождения
С какой целью Скалигер ввел летоисчисление по Юлианскому периоду Согласно мнению, выраженному в Британской энциклопедии и распространенному в исторической литературе, сделал он это для того, чтобы избежать операций с отрицательными числами при датировке событий, происходивших до рождения Христа. Намой взгляд, это объяснение является слишком упрощенным многочисленные хронологии всемирной истории, в которых при датировке используются отрицательные числа (годы до рождения Христа, показывают, что от этого не возникает никакой путаницы.
Мне кажется, необходимо обратить внимание на тов каком месте своего произведения Исправление хронологии Жозеф
Скалигер излагает доктрину Юлианского периода и определяет год его начала по Христовой эре. Оказывается, он делает это перед самым началом главы О сотворении мира (De Mundi condi- tu)», которая следует сразу за введением к пятой книге, называющейся. По всей видимости,
Скалигер стремился противопоставить до предела идеологизи- рованному римско-католической церковью летоисчислению от сотворения мира более нейтральную в идеологическом отношении, независимую от библейских легенд, систему летоисчисле- ния.
1
Скалигер изложил в этой главе хронологию основных событий всемирной истории от сотворения мира до основания города Константинополя и его освящения. Из библейских событий он уделил особое внимание, помимо сотворения мира, также потопу, исходу евреев из Египта, постройке и освящению Храма Соломона и др. См De emendatione temporum Iosephi Scaligeri... Francofurti, 1593.
P. 198–207. Из событий последующей истории его внимание привлекли первая греческая олимпиада, основание Рима, смерть Ромула, восшествие на престол персидских царей Кира, Камбиза и Дария, изгнание царей из Рима и консульство
Юния Брута, поражение персов при Марафоне, восшествие на престол Ксеркса и смерть его, начало Пелопоннесской войны, завоевательный поход Александра Македонского в Азию и смерть его, восшествие на престол египетских фараонов
Птолемея Филадельфа и Птолемея Филометра, введение Юлианского календаря Юлием Цезарем, приход к власти в Риме Октавиана Августа, Тиберия, Калигулы, Клавдия, Нерона, Веспасиана, Тита, Домициана, Нервы, Траяна, Адриана, Антонина Пия, Диоклетиана, Константина, разрушение Иерусалима и Никейский собор и др. См Ibid. P. 208–249.
Глава вторая. Хронология истории древнеегипетского государства. Дионисиус Аврелианенсис Петавиус
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39


написать администратору сайта