Главная страница

Государство и право Древнего Египта. Государство и право древнего


Скачать 2.27 Mb.
НазваниеГосударство и право древнего
АнкорГосударство и право Древнего Египта
Дата11.12.2022
Размер2.27 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаtomsinov_v.pdf
ТипКнига
#838514
страница34 из 39
1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   39
§ 5. Источники права закон, обычай, судебное решение,
договор
Существовавшая в Древнем Египте, начиная с эпохи Старого царства, организация государственной власти была довольно сложной по своему устройству и не могла функционировать без применения правовых инструментов. Она предполагала интенсивную законодательную деятельность монархов, издание множества различных правовых актов законов, инструкций, рескрип- тов, предназначенных для исполнения как населением страны в целом, таки чиновниками государственного аппарата в частности. Вместе стем древнеегипетская экономика уже в указанную эпоху и тем более позднее находилась на такой стадии развития, на которой хозяйственные отношения обыкновенно выступают, в значительном своем объеме, в правовых формах, и при этом основным способом разрешения конфликтов являются судебные процедуры.
Последние археологические открытия на территории Египта дают основание полагать, что письменность существовала здесь
1
Lorton D. Th e King and the Law // Varia Aegyptiaca. 1986. Vol. 2. P. 57.
2
На английском языке, в переводе с древнеегипетского Курта Пфлюгера, данная фраза из Указа Хоремхеба выглядит следующим образом «I have taught them the (right) course of life (by) guiding them to justice» (Pfl üger K. Th e Edict of
King Haremhab // Journal of Near Eastern Studies. 1946. Vol. 5. № 4 (Oct.). P. 265). Словом «justice» К. Пфлюгер перевел древнеегипетский термин «маат».См. также Peasant» // Journal of Near Eastern Studies. 1992. Vol. 51.
№ 1. P. 9–10.

381
§ 5. Источники права закон, обычай, судебное решение, договор
еще до эпохи Раннего царства. Следовательно, уже тогда имелась возможность записи каких-то царских распоряжений и договоров между частными лицами. До начала эпохи Старого царства письменность в Древнем Египте развивалась в течение нескольких столетий за этот срок в ее рамках вполне могла сформироваться зрелая знаковая система для выражения правовых норм. Дитер Мюлер в своей рецензии на составленный Гансом Годике сборник древнеегипетских частных правовых надписей, относящихся к Старому царству, отметив, что юридические документы названной эпохи трудны для понимания, объяснил, что они являются таковыми частью из-за их высокоразвитой юридической фразеологии, частью из-за нашего незнания юридической системы, на которой они основываются»
3
Рассказывая о судопроизводстве в Древнем Египте, Диодор сообщал, что вовремя рассмотрения дел перед судьей лежали все законы, составленные в восемь томов, а истец должен был детально описать содержание своего искового требования. I. 75). Данный факт не подтверждается известными древнеегипетскими документами. Однако обнаруженные натер- ритории Древнего Египта письменные памятники содержат немало свидетельств существования в этой стране обширного законодательства и практики ведения записей судебных решений. Так, папирус, датируемый временем правления XIII династии и называемый по месту его хранения Бруклинским, зафиксировал названия законов, действовавших в то время это — 1) закон, касающийся тех, кто дезертирует, 2) закон, касающийся того, кто умышленно дезертирует на шесть месяцев (или более) закон, касающийся умышленного оставления работ,
4) закон, касающийся того, кто убегает, не выполнив поручен В 1988 г. немецкий египтолог Гюнтер Дрейер обнаружил в Абидосе, в могиле одного из древнеегипетских царей, правившего примерно в XXXII в. до н.э., слоновые пластинки с нанесенными на них иероглифами.
2
Die privaten Rechtsinschrift en aus dem Alten Reich / By Hans Goedicke. Wien,
1970.
3
Journal of the American Research Center in Egypt. 1971–1972. Vol. 9. P. 139.
4
Bibliothèque Historique de Diodore de Sicile. Traduction Nouvelle avec une preface, des notes et un index par Ferd. Hoefer. Tome 1. P. 85.
Глава восьмая. Основные черты древнеегипетского правопорядка
ного ему, 5) закон, касающийся того, кто совершает побег из тюрьмы»
1
Другой пример — инструкция тжати Рекхмире, датируемая приблизительно серединой XV века до н.э.: в ней упоминаются сорок кожаных свитков, которые тжати следовало иметь перед собой развернутыми вовремя судебного заседания. Публикуя этот документ на русском языке, ИМ. Лурье заметил в примечании к этой фразе Имеются ввиду кожаные свитки с записанными на них законами. Возможно, что это действительно были записи законов, хотя также вполне вероятно, что кожаные свитки содержали тексты судебных решений. В наставлении фараона при назначении Рекхмиры на должность тжати говорилось Что касается помещения, в котором ты судишь, есть в нем просторная комната, заполненная записями (?) всех (прошлых судебных решений, не поступай своевольно в делах, относительно которых известен закон»
5
В древнеегипетском языке имелось понятие закона — оно обозначалось термином из двух согласных букв «хп (hp)», которое звучало приблизительно как слово «хеп». Профессор свободного университета города Брюсселя Аристид Теодоридес, изучавший его употребление на протяжении истории Древнего Египта, пришел к выводу, что оно охватывало установленные фараоном нормативные правила, применявшиеся к совокупно Цит. по Jasnow R. Egypt. Middle Kingdom and Second Intermediate Period //
A History of Near Eastern Law // Edited by Raymond Westbrook. Leiden, Boston,
2003. P. 255.
2
Должностная инструкция везирю // Лурье ИМ Очерки древнеегипетского права XVI–X веков до н.э. Памятники и исследования. Л, 1960. С. 136.
3
Там же Faulkner R. O. Th e Installation of the Vizier // Th e Journal of Egyptian
Archaeology. 1955. Vol. 41. P. 22–23. В публикации ИМ. Лурье данная фраза переведена следующим образом Что касается зала, в котором ты судишь, — есть в нем помещение с рукописями всех (прошлых) судоговорений» (Назначение везиря // Лурье ИМ Очерки древнеегипетского права XVI–X веков до н.э. СИМ. Лурье перевел эту фразу таким словами Не твори своего желания в вещах, относительно которых известен закон (Лурье ИМ Очерки древнеегипетского права XVI–X веков до н.э. С. 135).

383
§ 5. Источники права закон, обычай, судебное решение, договор
сти территорий, и что оно отсутствовало в период, предшествовавший Среднему царству. По его словам, тексты Среднего царства используют “хеп (hep)”…, но аутентичные документы Старого царства игнорируют “хеп (hep)”, хотя в действительности, нельзя сомневаться, что законы тогда имелись. Слово
hp появилось в египетском языке в Среднем царстве (примерно в 2000 г. до н.э.)»
4
, — отмечается в статье американского египтолога Чарльза Нимса, посвященной этому термину.
Термин «хеп» применялся для обозначения закона ив эпоху Нового царства, ив позднейшие времена. Он встречается в юридических документах и Птолемеевского Египта
5
Чарльз Нимс изучал употребление указанного слова в текстах древнеегипетских юридических документов, написанных на де- мотике в период правления династии Птолемеев
6
. В результате он пришел к следующим выводам «A. Демотический термин hp обозначает право он имеет иногда значения обычая, порядка, правосудия или субъективного права (right), в зависимости от свое Th
éodoridès A. La coutume et la loi dans L’Égypte pharaonique // La coutume:
Custom. Première partie — First Part. Antiquité, Afrique noire, Amérique, Australie.
Antiquity, Black Africa, America, Australia. De Boeck Université, 1990. P. 42.
2
Ibid. P. 43.
3
Ibidem. Дэвид Лортон полагает, что не только законы, но и термин «хеп», обозначавший их, существовал уже в период Старого царства. По его словам, наличие данного термина не удостоверено отчетливо во времена ранее Среднего царства тексты, содержащие его, которые предположительно проистекают из более раннего периода, такие как Максимы Птаххотепа и Предостережения египетского мудреца, неизвестны по копиям, предшествовавшим Среднему царству, и есть поэтому вероятность, что в них были заменены слова или вставлен новый материал. Это не означает, однако, со всей необходимостью, что в Старом царстве не было ни кодифицированного права, ни термина хп (hp)» (Lorton D.
Th e Treatment of Criminals in Ancient Egypt: Th rough the New Kingdom // Journal of the Economic and Social History of the Orient. 1977. Vol. 20. № 1. P. 59).
4
Nims Ch. F. Th e Term Hp, “Law, Right”, in Demotic // Journal of Near Eastern
Studies. 1948. Vol. 7. № 4 (Oct.). P. 243.
5
Джозеф Мэннинг приводит в своей книге о последних фараонах текст закона, цитируемого водном из исковых заявлений периода правления Птолемеев в Египте. При этом он отмечает, что термин, примененный для обозначения понятия закон в цитате из закона, был египетским словом hp» (Manning J. G. Th e
Last Pharaohs. Egypt under the Ptolemies, 305–30 B.C. Princeton, 2010. P. 195).
6
Ibid. P. 260.
Глава восьмая. Основные черты древнеегипетского правопорядка
го употребления. B. В контрактах hp лучше всего переводить как субъективное право (right). С. Право на имущество относится к праву собственности на это имущество. D. Право, упоминаемое в документе, относится к правам, предоставляемым или передаваемым указанным документом, включая не только юридические привилегии и обязательства, выраженные в нем (его условия, но также подразумеваемые правовыми нормами, которые касаются ситуаций, предусмотренных документами такого рода. Е. Фраза осуществлять hp” означает осуществлять право или осуществлять правосудие ив отдельных случаях имеет специальные значения»
1
От закона (хеп) древние египтяне отличали обычай. Последний обозначался в ряде текстов термином, звучавшим примерно как слово «нета». Об этом свидетельствует содержание Указа Хо- ремхеба
2
. Обычай, как и закон, по египетским представлениям, должен был также соответствовать маат
Французский папиролог Даниэль Бон, изучавший на основе папирусных документов систему управления водами Нила, пришел к выводу о том, что их распределение регулировалось в большей мере не законами фараонова местными обычаями. Итакой порядок действовал на всем протяжении древнеегипетской истории. Даже цари династии Птолемеев признавали, что орошение земельных угодий должно регулироваться посредством обычаев. При этом оговаривалось, что они должны применяться в той мере, в какой соответствуют справедливости, то есть маат
3
Помимо законов древнеегипетские монархи издавали акты, имевшие форму инструкций, наказов, наставлений. Для их обозначения существовал даже специальный термин из четырех согласных букв — «тп-рд (tp-rd)», который появился, скорее всего, лишь во времена Среднего царства в документах предшество-
1
Manning J. G. Th e Last Pharaohs. Egypt under the Ptolemies, 305–30 B.C. Prin- ceton, 2010. P. 260.
2
См. об этом Kruchten J.-M. Le decret d’Horemheb : traduction, commentaire epigraphique, philologique et institutionnel. Bruxelles, 1981. P. 166–168.
3
См. об этом Bonneau D. La coutume en matière d’irrigation dans L’Égypte ancienne // La coutume: Custom. Première partie — First Part. Antiquité, Afrique noire, Amérique, Australie. Antiquity, Black Africa, America, Australia. De Boeck
Université, 1990. P. 53–60.

385
§ 5. Источники права закон, обычай, судебное решение, договор
вавшей эпохи он отсутствует. Данным термином именуется, в частности, документ, известный под названием Инструкция тжати
Рекхмиры». ИМ. Лурье высказал предположение, что указанная инструкция и текст возведения везира (тжати) в должность, является лишь незначительной частью того обширного должностного законодательства, которое существовало в Египте. В обоснование этого мнения ученый сослался на упоминающиеся в древнеегипетских текстах наставление для войск, наставление для жрецов».
Значение источника права имели в Древнем Египте, помимо обычаев и актов, издававшихся царями, также судебные решения. Тот факт, что в зале судебного заседания всегда находились, кроме законов, также свитки с записями судебных тяжб, позволяет предположить существование в древнеегипетских судах практики вынесения решений на основании не только законов, но и вынесенных по аналогичному делу предыдущих судейских вердиктов.
Наиболее древние образцы из найденных археологами текстов договорного характера относятся к концу правления третьей династии. Но их буквально единицы. От последующих времен таких документов сохранилось значительно больше. В качестве примера можно привести датируемую временем правления IV династии запись на папирусе обряда сделки по обмену небольшого дома наотрез полотна для одежды.
В начале этого документа указывается время совершения сделки год после третьего случая подсчета скота Нижнего и Верхнего Египта, третий месяц сезона Перет, двадцать шестой день в Инерти-Импу». Затем описываются предложения (оферты) сторон. Первая сторона заявляет Я предлагаю с моей стороны сделки дом в 16 кабитов длиной и 15 — шириной. Египетский кабит был равен 52 см. Следовательно, для обмена на одежду предлагался дом длиной 8,32 метра и шириной 7,8 метра, а площадью —
64,9 кв. метра. Вторая сторона предлагала для обмена на этот дом отрез полотна в 15,5 кабита. Запись данной сделки содержала фор-
1
Лурье ИМ Очерки древнеегипетского права XVI–X веков до н.э. Памятники и исследования. Л, 1960. С. 96.
2
House Purchases from the Gebelein Papyri // Strudwick N. C. Texts from Pyra- mid Age / Edited by Ronald J. Leprohon. Atlanta, 2005. P. 185.
Глава восьмая. Основные черты древнеегипетского правопорядка
мулу, которая произносилась при ее совершении свидетелем Так как царь живет, Нетжерсен гарантирует, что Маат будет установлена и я удовлетворен относительно ее»
1
Эпохи Среднего и Нового царств оказались более богатыми на юридические документы частного характера, нов массе всего обнаруженного археологами древнеегипетского письменного материала этих эпох записи договоров составляют весьма незначительную часть. И это вполне объяснимо для основной массы договоров было вполне достаточно устной формы. Многие же соглашения, которые из-за повышенной значимости для сторон их предмета предполагали фиксацию их условий в письменном виде, опирались на местные обычаи, придававшие необходимую юридическую силу той или иной договоренности между частными лицами без какой-либо ее записи. Впрочем, особенности древнеегипетской экономики и организации общества были таковы, что оставляли слишком мало пространства для договорного способа правового регулирования. По этими другим причинам развивался он медленно, что особенно очевидно на фоне той эволюции, которая происходила в сфере договорных отношений в обществах древней Месопотамии.
Тем не менее, договор входил в число основных источников права в Древнем Египте. Более того, в условиях, когда многие важнейшие сферы общественной жизни — в том числе земельные отношения, владение и распоряжение недвижимостью, отношения между работниками и владельцами хозяйств, брачные отношения между мужчиной и женщиной и т. доставались не урегулированными законом и лишь в малой степени регулировались обычаями, договор являлся часто единственным источником вещных прав для индивидов, единственным источником правовых норм для них. Правомочия владения и распоряжения имуществом, по House Purchases from the Gebelein Papyri. P. 185.
2
Следует заметить, что подобное значение договор имеет ив современном праве. Ведущий российский специалист в области коммерческого права профессор Б. И. Пугинский пишет поэтому поводу Итак, стороны в договоре сами устанавливают право, хотя ив известном смысле и только для самих себя. Они могут устанавливать любые правила в отношении предмета своего соглашения, если только не нарушают при этом каких-либо запретов. Право признает созданные сторонами в договоре правила, те. обеспечивает их принудительное осуществление и защиту. Очевидно, что договаривающиеся стороны

387
§ 6. Судоустройство и судопроизводство
лученные каким-нибудь лицом на основании надлежащим образом заключенного и оформленного договора, признавались государством и защищались его органами от посягательств со стороны любого другого индивида. Иначе говоря, права, приобретенные кем-либо по договору, обязаны были уважать все члены общества, причем даже в тех случаях, если считали их полученными незаконно. Можно было отнять у кого-либо вещь, купленную на основании договора, но нельзя было лишить прав на нее, предоставленных посредством законного договора. А признать договор недействительными не порождающим вследствие этого прав и обязанностей мог только суд, действующий от имени общества и государства. Данный принцип был основополагающим элементом правопорядка, существовавшего в Древнем Египте. И благодаря именно этому принципу договор получал здесь значение источника права.
Роль договора в регулировании общественных отношений заметно возросла в Египте в условиях фактической политической раздробленности, существовавшей в VIII ив первой половине
VII века до н.э. Однако самые благоприятные условия для развития договорного правового способа регулирования общественных отношений сложились в этой стране в эпоху правления династии
Птолемеев — в обстановке существовавшего здесь в то время по- лиэтнического общества и плюралистического правопорядка 6. Судоустройство и судопроизводство

О судебной системе Древнего Египта сохранилось, также как и оправе, мало сведений. Они дают лишь фрагментарное представление о судебной власти в этой стране.
Древнеегипетский суд являлся неотъемлемой частью государственного управления в качестве судей выступали чиновники. Высшим судьей был соответственно глава государственного аппарата тжати. По этой причине в древнеегипетском языке не сложилось терминов, специально предназначенных для обозначе- выступают при этом как “мини-законодатели”, законодатели в отношении самих себя (Пугинский Б. И Теория и практика договорного регулирования. М Зерцало. С. 63).
Глава восьмая. Основные черты древнеегипетского правопорядка
ния суда. И при характеристике судоустройства Древнего Египта можно говорить лишь об органах государственного управления, которые наряду с административными, исполняли также судебные функции.
Высший суд воплощал царь. Его судебная функция вытекала из его царской должности, предполагавшей поддержание маат — природного и общественного порядка, устроенного на началах божественной справедливости и разумности. Место, где он вершил суди объявлял об изданных законах или назначениях высших должностных лиц, именовалось залом Хора. Сохранилось, правда, мало документов, показывающих, как именно верховный властитель судил. Это заставляет думать, что древнеегипетский царь был скорее символом верховного правосудия, нежели действительным его вершителем.
Реально действовавшим высшим судом являлся в Древнем Египте суд тжати. Данный факт подтверждается многими документами. В инструкциях или наставлениях своим тжати фараоны неизменно призывали их проявлять особую заботу о правосудии.
Судебные функции имели, по всей видимости, и ведомства центрального государственного управления. В документальных материалах эпохи Старого царства нередко встречается название шесть великих домов, обозначающее государственные органы, осуществлявшие, помимо управленческой, судебную функцию. Надзирателем над великими домами являлся, как правило, тжати.
Основной объем судебной деятельности на территории страны выполняли во времена Старого и Среднего царств государственные органы управления, имевшие название, которое звучало примерно как «джаджат». Они ведали одновременно налоговыми сборами и выступали в качестве инстанции, удостоверявшей договоры о передаче земельных участков и строений. Позднее термин «джаджат» стал употребляться чаще в религиозной литературе ив значении негосударственного органа, но судебной функции судилища
1
В документах эпохи Нового царства наиболее распространенными обозначениями государственных органов, вершивших
1
См Лурье ИМ Очерки древнеегипетского права XVI–X веков до н.э. С. 42–43.

389
§ 6. Судоустройство и судопроизводство
суд, стали названия со словом «кенбет (knb-t)». Суд, заседавший в столице, назывался Великим кенбетом». В его состав входили высшие сановники, а председательствовал на нем тжати. Некоторые тексты свидетельствуют, что Великий кенбет мог давать обязательные для выполнения распоряжения нижестоящим судам
1
Например, какому-нибудь городскому кенбету или кенбету округа. На местах тоже были свои кенбеты — местные административные органы с судебной функцией. Все кенбеты являлись коллегиальными органами в них заседало от восьми до четырнадцати человек. Они небыли знатоками права, ново всех кенбетах была предусмотрена должность писца, который фактически готовила нередко и вел судебные заседания, одновременно фиксируя то, что на них говорилось. Помимо чиновников гражданского управления в кенбеты входили служащие храмов. При этом жрецы высокого ранга входили в Великий кенбет или в кенбеты городов.
Наконец, существовали храмовые кенбеты. Это были, как правило, советы жрецов, управлявшие хозяйствами храмов. В их юрисдикцию входили и дела исключительно светского характера связанные, например, с передачей земельных участков, с наймом на работу, уплатой долга и другими конфликтами по поводу иму- щества.
Органы государственного управления не могли иметь одинаковых названий, поэтому термин «кенбет» обозначал скорее всего какой-то общий для многих из них элемент — например, совет авторитетных людей в той или иной местности. На эту мысль наводит зафиксированный многими источниками факт присутствия в составе кенбетов представителей различных социальных групп жрецов, работников, чиновников. По словам российского египтолога ИМ. Лурье, общепринятый перевод, который мы даем kbn-t суд, «Gericht», хотя и согласуется в юридических текстах сих применением, является в действительности неточным он самопроизвольно вызывает представление о том, что knb-t — это институт, подобный тем, которые существуют в настоящее время и чьим единственным делом являются юридические процедуры. В действительности роль knb-t нив коей мере не ограничивалась юридическими функциями. Члены knb-t действовали
1
См. об этом Allam S. Egyptian Law Courts in Pharaonic and Hellenistic
Times // Th e Journal of Egyptian Archaeology. 1991. Vol. 77. P. 111.
Глава восьмая. Основные черты древнеегипетского правопорядка
как придворные. В ленинградском папирусе 3 Б ro. 2–3 можно прочитать, что они (те. члены knb-t) вышли после того, как исследовали здоровье (фараона) согласно их ежедневному обычаю. Они надзирали также за сбором налогов и их доставкой в соответствующее место. Таким образом, функция knb-t была значительно шире, чем роль суда. С учетом этого данное слово не должно переводиться как суд, правильным переводом будет слово палата или “совет”»
1
В период с VIII до IV века до н.э. название «кенбет» вышло из употребления. Вместо него для обозначения судебной деятельности во времена правления основателя XXVI династии Псаммети- ха I (655–610 гг. до н.э.) стал применяться термин впи (wpi) враз- личных его вариантах. Такая перемена в терминологии явно указывает на то, что в указанное время в Древнем Египте произошла какая-то реорганизация государственного строя, повлекшая за собой выделение судебной функции в самостоятельный род государственной деятельности. Псамметих I был египтянином, ставшим фараоном после целой эпохи правления в Египте иноземных монархов (ливийских и кушитских). Вряд ли он оставил в стране прежнее устройство государственного управления, а значит и судебной власти.
Древнеегипетское судопроизводство являлось письменным сочень давних времен. Неслучайно одной из главных фигур в древнеегипетских судах был уже в эпоху Старого царства писец. Многие тексты обнаруживают, — отмечает профессор университета в Тюбингене Шафик Аллам, — что писец играл удивительно активную роль в юридических процедурах. Он не только получал жалобы, составленные спорящими сторонами, добивавшимися возбуждения юридической процедуры, он должен был иногда открыто обвинять лицо, вовлеченное в скандал. Вовремя судебных разбирательств писец не только вел записи, он часто помогал в допросах он мог непосредственно задавать сторонам вопросы, способствующие прояснению их юридической ситуации. Посту Lourie I. A Note on Egyptian Law-Courts // Th e Journal of Egyptian Archaeology.
1931. Vol. 17. № 1/2 (May). P. 63–64.
2
Тексты, в которых встречается данный термин, приводятся в статье Ша- фика Аллама о египетских судах в фараонские и эллинистические времена. См
Allam S. Egyptian Law Courts in Pharaonic and Hellenistic Times. P. 117–119.

391
§ 7. Суд оракула
пая таким образом, он был в поиске истины и его допрос определенно служил правосудию. В процедуре, где в качестве верховного судьи выступал бог, писец также был уполномочен вмешиваться в порядок определения божественного приговора. Когда исследование спорного дела требовало, чтобы факты были проверены на достоверность судящим органом, писец принимал в этом эффективное участие 7. Суд оракула

Юридическую силу при разрешении конфликтов между индивидами имели в Древнем Египте, начиная со времени правления династии, изречения оракулов. Несколько случаев применения такой процедуры для урегулирования взаимоотношений в древнеегипетском обществе описаны на папирусе № 10335, хранящемся в настоящее время в Британском музее. Вот описание одного из них:
«Второй год правления царя, третий месяц акхета, первый день. Слуга Амунемуиа взывает к Аммону Ре-Кхенти
2
на его прекрасном празднике, фестивале Харим, говоря Помоги мне, Ам- мон Ре-Кхенти, мой добрый и возлюбленный господин Надзиратель за скотом алтаря заставил меня остаться здесь, в Ре-Кхенти, у жителей, охраняя его склад и выполняя его обязанности и люди пришли ко мне ночью и украли пять туник моей цветной одежды. Мой добрый и возлюбленный господин, кто мне возвратит украденное И бог очень приветливо кивнул. И слуга Амунемуиа повторил ему (имена) всех жителей городка и бог кивнул при (имени) земледельца Петхауемдиамуна, говоря, что это он их украл. И земледелец Петхауемдиамун сказал в присутствии бога Это ложь, это не я украл их. И бог был чрезвычайно разгневан. После этого Петхауемдиамун представал перед богом Аммоном двух других округов Фив, и оба раза оракул объявлял его виновным
1
Allam S. Egyptian Law Courts in Pharaonic and Hellenistic Times. P. 112–113.
2
Ре-Кхенти — название округа в Фивах с храмом, посвященным местному богу Аммону.
3
Цит. по Blackman A. M. Oracles in Ancient Egypt // Th e Journal of Egyptian
Archaeology. 1925. Vol. 11. № 3/4 (Oct.). P. 250–251.
Глава восьмая. Основные черты древнеегипетского правопорядка
в воровстве. Затем он еще раз предстал перед Аммоном Ре-Кхенти и, обратившись к нему с просьбой о помощи, спросил Это я взял одежду Бог в ответ приветливо кивнули сказал Это ты взял их. И назначил ему телесное наказание, которое надлежало исполнить в присутствии горожан. Тогда Петхауемдиамун произнес клятву в присутствии бога и признался в совершенной краже. По завершении данной процедуры преступник предстал перед инспектором дома по перевозке царского трона, который назначил ему сто ударов пальмовой палкой. Выдержав их, Петхауемди- амун дал следующую клятву Если я возьму назад то, что я сказал, пусть меня бросят крокодилу»
1
В своем анализе описанных сцен публикатор приведенного текста Айлуорд Блэкмэн обратил внимание на тот факт, что обвиняемый в преступлении богом Петхауемдиамун без каких-либо колебаний отвергает данное обвинение. Это бросает интересный свет на отношение сознания египтян к божественности, — замечает ученый, — он, очевидно, думал, что может предпринять попытку обмануть бога с таким же успехом, как попытаться обмануть чиновника»
2
От эпохи Нового царства сохранилось немало обращений египтян к богам с просьбой вернуть имущество, украденное ворами. Так, водно из них, датируемое временем правления фараона
Рамсеса IV, говорится о том, что воры проникли в дом и украли
2 больших печения и 3 ломаных печения, разлили масло, открыли амбар с полбой, украли какую-то вещь из свинца, вошли в береговой склад и украли часть вчерашнего хлеба керешт и вылили масло. В другой день вошли в склад и украли 3 больших хлеба, 8 печений саб и сосуд с печением, утащили пивной сосуд. Перечислив украденное, египтянин обращался к богу Омой владыка, верни мне все утраченное мной»
3
Перечень украденных вещей показывает, что обращение к богу об их возврате исходило от небогатого человека. Документы свидетельствуют, что чаще всего именно такие люди обращались
1
Blackman A. M. Oracles in Ancient Egypt // Th e Journal of Egyptian Archaeo- logy. 1925. Vol. 11. № 3/4 (Oct.). P. 251–252.
2
Ibid. P. 255.
3
Обращение к богу с просьбой вернуть украденное имущество // Лу-
рье ИМ Очерки древнеегипетского права XVI–X веков до н.э. С. 316.

393
§ 7. Суд оракула
к оракулам в храмах для разрешения тех или иных бытовых конф- ликтов.
И. М. Лурье, специально изучавший суд оракулов, отмечал, что подавляющее большинство известных нам решений богов по судебным делам касаются имущественных споров. В условиях Древнего Египта это были, в основном, споры о земле и о воде.
В своей книге о древнеегипетском праве ИМ. Лурье привел документ о решении оракулом спора о принадлежности колодца, датируемый временем правления XXII династии. Из его содержания видно, что данный спор возник между сановником фараона
2
по имени Уахаст, занимавшим должности начальника орошаемой земли, жреца нескольких богов (Гаторы
3
, Хора и Сехмет
4
, Суте- ха, местного правителя Оаза с центром в поселении Сауахет, и жрецом Сутеха Несисубастом. Отстаивая свои права на колодец,
Несисубаст говорил Уахасту: Вот оросительная вода, которая вытекает, иона здесь поблизости от этого истекающего колодца
Убенра. Рассмотри его, этот истекающий колодец Пера, вблизи которого ты находишься, — этот колодец частный (?), ион принадлежит моей матери Таухент, мать которой зовут Хентнетеру»
6
В ответ на это Уахаст предложил Несисубасту предстать для разрешения спора перед Сутехом. И оба они предстали перед богом. И первый его оракул сказал, как бы передавая слова Сутеха: Прав Несисубаст, сын Пади. Оросительная вода, которая к северо Лурье ИМ Очерки древнеегипетского права XVI–X веков до н.э. СИМ. Лурье предполагает, что это Шешонк I.
3
Гатора — старинная египетская небесная богиня, поклонение которой берет свое начало еще в додинастическую эпоху. Считалась матерью Хора, на что указывает написание ее имени в виде образа сокола, показываемого в пределах здания — дома Хора. Со второй половины эпохи Старого царства Гатора мыслилась в качестве жены, дочери и глаза бога Ра.
4
Сехмет — богиня, изображавшаяся в виде женщины с львиной головой. Считалась, также как и Гатора, дочерью и глазом бога Ра. Воплощала собой власть и военное могущество фараона Сутех — другое название бога Сета, старейшего египетского бога — брата Осириса. С древнейших времен Сет воплощал собой хаос в космосе, в обществе ив человеческой душе. В эпоху Нового царства он выступал более в качестве выражения силы, хитроумной, способной всех защитить власти Оракул, решивший дело о принадлежности колодца // Лурье ИМ Очерки древнеегипетского права XVI–X веков до н.э. С. 183.
Глава восьмая. Основные черты древнеегипетского правопорядка
западу от истекающего колодца Убенра, этого колодца Пера, находящаяся в Сауахет, принадлежит Таухент, его матери. Закрепи ее ему сегодня. Второй оракул уточнил Нет двух истекающих колодцев, принадлежащих Убенра, и колодца (по названию) Пера, находящихся в Сауахет, кроме истекающего колодца, имеющегося в описи колодцев и плодовых садов Пера, которую управитель
Анхеф, сын Сетнахта, выдал как копию свитка описи фараона, ж. з. б, Пеусенеса, ж. з. б, великого бога, в й год. Третий оракул вынес следующий вердикт от имени бога Сутеха: Что касается каждого истекающего колодца, который находится в округе вала, который в округе к западу Сауахет, то они непосредственно вытекают из истекающих колодцев Хеви, каких называют. Это воды
немху, и нет среди них вод фараона. Они принадлежат немху, которые могут вывести их сегодня. Четвертый оракул как бы поставил точку в судебном решении поэтому делу. Что же касается истекающих колодцев, относительно которых жалуется Несису- баст, сын Пади, — сказал он от имени бога, — он может вывести почву вместе с истекающим колодцем его матери Таухент. Закрепи их ему, и они да будут закреплены для сына его сына — наследника его наследников, его жене и его детям. И пусть не будет другого
немху ребенка Таухент, который имел бы в них часть, кроме Неси- субаста, сына Пади»
3
. Все приведенные изречения оракулы делали в присутствии многих свидетелей, имена которых перечислялись в конце рассматриваемого документа.
Данный пример решения спора судом оракула примечателен, помимо прочего, еще и тем, что его выносило несколько оракулов. Таким образом, указанный суд мог быть и коллегиальным, как обычные, светские суды.
Суд оракула позволял жрецам поддерживать свое влияние на низшие слои населения — слуг, простых работников, ремесленников, жрецов начальных ступеней. Государственные чиновники, исполнявшие судебные функции, благосклонно относились к божественному суду. Более того, бывали случаи, когда они сами передавали какой-либо рассматривавшийся ими спорна реше-
1
То есть живого здравствующего бога Оракул, решивший дело о принадлежности колодца. С. 184.
3
Там же

395
§ 7. Суд оракула
ние оракулу. И это вполне объяснимо. Права мелких производителей на земельные участки и на распоряжение водой регулировались преимущественно обычным правом. Следовательно, споры о них могли успешнее разрешаться в местных судах. Суд оракула являлся самым авторитетным среди них и при решении имущественных споров был эффективнее суда чиновника. Такие споры затрагивали, как правило, интересы многих людей, их трудно было решать на основе одних законов. Они всегда были чреваты острыми конфликтами, поэтому в интересах сохранения стабильности общественной жизни их старались не оставлять нерешенными. Суд оракула, покоившийся на правосознании и представлениях о справедливом, был гибким. Это позволяло найти решение самому запутанному имущественному спору. Авторитет же данного суда обеспечивал высокую степень признания вынесенного им решения со стороны общества

396 ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   39


написать администратору сайта