Главная страница
Навигация по странице:

  • УДК 371

  • Тема 9: Особенности этико-нравственного поведения и воспитания подрастающего поколения 83

  • 1. Происхождение и взаимосвязь понятий этика, мораль, нравственность, этикет. 2. Педагогическая этика как научная дисциплина. 3.

  • 1. Происхождение и взаимосвязь понятий этика, мораль, нравственность, этикет ЭТИКА

  • Лаврентьева Н.Б. Педагогическая этика. Гоу впо алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова


    Скачать 1.32 Mb.
    НазваниеГоу впо алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова
    АнкорЛаврентьева Н.Б. Педагогическая этика.pdf
    Дата28.01.2017
    Размер1.32 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛаврентьева Н.Б. Педагогическая этика.pdf
    ТипУчебное пособие
    #875
    страница1 из 14
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
    Министерство образования и науки Российской Федерации
    ГОУ ВПО Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»
    Н.Б. Лаврентьева, А.В. Нечаева ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА Учебное пособие Рекомендовано Алтайским государственным техническим университетом им. И.И. Ползунова в качестве учебного пособия для студентов АлтГТУ, обучающихся по специальности 050501 Профессиональное обучение, а также магистров и аспирантов педагогических специальностей. Издательство Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова Барнаул - 2010

    3
    УДК 371
    ББК 751.4 Л
    Лаврентьева, Н.Б., Нечаева, А.В. Педагогическая этика / Н.Б. Лаврен- тьева, А.В. Нечаева. – Барнаул изд-во АлтГТУ, 2010.- с.
    ISBN В учебном пособии рассмотрены основные компоненты педагогической этики нравственное сознание педагога, этические основы его профессионального общения, специфика взаимоотношений педагога и обучающегося, проблемы речевого и поведенческого этикетов. Учебный материал поможет студентами слушателям всех форм обучения профессионального образования не только осознанно и прочно усвоить материал курса, но и научиться разнообразным способам анализа и оценки ситуаций в области общенаучной и педагогической этики, анализировать и оценивать результаты своего педагогического общения в соответствии с этико-нравственными нормами профессии. Пособие предназначено для бакалавров, студентов, магистров, аспирантов педагогических специальностей и преподавателей при освоении ими дополнительной квалификации Преподаватель и Преподаватель высшей школы, может быть полезно слушателям ФПК, учителям средних школ и ПТУ. Рецензент Кафедра психологии и педагогики высшей школы и образовательных технологий Алтайского государственного университета Рекомендовано Алтайским государственным техническим университетом им. И.И. Ползунова в качестве учебного пособия для студентов АлтГТУ, обучающихся по специальности 050501 Профессиональное обучение, а также магистров и аспирантов педагогических специальностей. Протокол № 7 от 21 апреля 2010 г.
    ISBN
    ©
    Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, 2010
    ©
    Н.Б.Лаврентьева, А.В. Нечаева, 2010
    Содержание Введение Тема 1: Предмет и задачи педагогической этики
    8
    1.1. Происхождение и взаимосвязь понятий этика, мораль, нравственность, этикет
    8 1.2. Педагогическая этика как научная дисциплина
    11 1.3. Педагогическая этика в контексте исторического развития 1.4. Основные категории педагогической этики Тема 2: Современные проблемы педагогической этики

    17
    2.1. Гуманизация процесса воспитания проблемы и противоречия 2.2. Нормативно-правовые документы оправах ребенка 2.3. Воспитание обучающихся в духе прав человека Тема 3: Нравственное сознание современного педагога 26
    3.1. Педагогическая этика о нравственном сознании преподавателя 26 3.2. Структура нравственного сознания преподавателя
    26 3.3. Эталоны и аксиомы нравственного профессионализма Тема 4: Этические основы профессионального общения 34
    4.1. Общая характеристика педагогического общения, его функции и этические принципы 34 Этика человеческих контактов. Эмпатия и симпатия в общении 4.3. Стиль общения педагога и его влияние на обучение, воспитание и развитие личности учащегося 4.4. Этическая защита в педагогическом общении Тема 5: Нравственная культура педагогического общения и пути ее формирования Основные компоненты культуры педагогического общения и способы ее формирования
    46 5.2. Этика педагога в общении с родителями обучающихся
    47 Педагогический такт как компонент нравственной культуры преподавателя Тема 6: Речевой этикет в профессиональной деятельности преподавателя
    53
    6.1. Понятие культуры речи и ее элементы
    53 6.2. Этикетные нормы общения. Речевой этикет
    56 6.3. Пути совершенствования речевого мастерства преподавателя 6.4. Формирование культуры речевого общения в ученической группе
    Тема 7: Этико-психологические отношения в педагогическом коллективе Общие этические принципы и характер делового общения
    64 7.2. Особенности общения в педагогическом коллективе официальные и неофициальные формы общения
    66 7.3. Конфликты в педагогическом коллективе нравственно-этический аспект 7.4. Этика взаимоотношений руководителя образовательного учреждения с педагогическим коллективом Тема 8: Формирование этики педагогического профессионализма. Профессионально значимые качества личности преподавателя 8.2. Кодекс профессиональной этики преподавателя
    77 8.3. Источники и программы формирования этики педагогического профессионализма
    79 8.4. Этические заповеди современного преподавателя
    81
    Тема 9: Особенности этико-нравственного поведения и воспитания подрастающего поколения
    83
    9.1. Динамика этико-нравственного становления личности в условиях современного общества
    83 9.2. Поступок как исходный момент нравственного поведения воспитанника. Коллизии и мотивы нравственного поведения личности Контрольный блок Педагогическая копилка Использованная литература Приложение 1-5. Ответы на вопросы Приложение 6. Словарь терминов Приложение 7. Исторический обзор этико-педагогических идей
    109
    Приложение 8. Деловая этика и деловой этикет
    126
    Приложение 9. Клятва Сократа
    ВВЕДЕНИЕ Введение курса Педагогическая этика в цикл программ по общей и профессиональной педагогике обусловлено тем, что в эпоху социальных перемен произошла смена ценностных ориентаций и переоценка нравственных идеалов. Это означает, что на практике осваиваются новые формы жизни, поведения и взаимоотношения людей. Для человека эпохи перемен складывается совершенно особая ситуация в жизни и профессиональной деятельности, когда он выбирает, отвергает, осваивает тоновое, что появляется в жизни. И оттого, какие ценности станут доминирующими, зависит будущее. Современный педагог, чей нравственный облик является зеркалом общественной морали, должен уметь ориентироваться в окружающем его мире, оценивать появляющиеся в жизни и профессии новшества. Педагог может лишь тогда стать профессионалом, когда овладеет тончайшим инструментом воспитания- наукой о нравственности, морали. Именно он помогает сформировать духовный мир своего подопечного, нравственные ориентиры, дать ему общие представления о нормах поведения в обществе, прививает моральные качества. Поэтому особо актуальными становятся вопросы профессиональной этики педагога, его нравственного облика. Необходимость данного пособия определяется, прежде всего, двумя причинами. Во-первых, этот курс занимает особое место в системе подготовки преподавателей именно он призван формировать будущего педагога как носителя высоких духовных идеалов, который в норме должен отличаться гуманностью, интеллигентностью и высокими моральными качествами. В эпоху кризисов и перемен как никогда усиливается социальная потребность в этическом воспитании молодежи ив повышении нравственной направленности педагогического процесса. Как писал М. Монтень, тому, кто не постиг науку добра, всякая иная наука приносит лишь вред. Во-вторых, современных и доступных учебников и учебных пособий по педагогической этике мало. Можно назвать лишь несколько авторов таких пособий В.И. Писаренко,
    И.Я. Писаренко (1973); Э. Костяшкин (1970); Э.А. Гришин (1977); Я.С. Ко- тингер, В.И. Чамлер (1984); В.Н. Чернокозов, И.И. Чернокозов (1983); Л.Л.
    Шевченко (1997); В.Н. Наумчик, Е.А. Савченко (1999). В процессе обновления средней и высшей профессиональной школы наблюдается множество подходов, которые существуют как равноценные для совершенствования воспитательно-образовательного процесса. Студент, который готовится к педагогической деятельности, знакомясь с этим разнообразием, испытывает трудности в оценке и выборе наиболее целесообразных и культуросообразных форм и методов его будущей профессионально- педагогической деятельности. Предлагаемый курс предполагает теоретическое и практическое овладение основными компонентами культуры педагогического общения развитие и совершенствование у будущего педагога личностных качеств, обеспечивающих его психологически адекватное общение с обучающимися, их родителями и коллегами. Программа курса интегрирует знания и умения студентов по педагогике, психологии, философии, полученные ими на предшествующих этапах обучения, и является завершающей в системе изучения психолого-педагогических дисциплин. Мы выстраивали курс с учетом осуществляющихся социальных перемени прежде всего 1) обогащения индивидуальных и общественных ментальных качеств данного социума общечеловеческими нравственными ценностями, способствующими диалогу культур) коррекцию и преобразование в необходимых случаях тех ценностных жизненных ориентиров, которые, как на личностном уровне, таки на уровне социума в целом, определяют поведение и поступки людей (Б.С. Гершун- ский). Цель курса углубить знания студентов в области общенаучной и педагогической этики способствовать формированию этико-нравственной культуры будущего педагога. Эти знания обусловливают успешное выполнение наиболее важных профессионально-педагогических функций
    культурно-образовательной, которая направлена на культурно-духовное развитие обучающихся, формирование грамотных, образованных, соци- ально-зрелых специалистов с системой научных знаний и взглядов;
    формирующе-преобразовательной, которая проявляется как сохранение и интеграция создаваемых культурных ценностей, их умножение создание новых культурных образцов и норм социальной и профессиональной жизни на основе принципов гуманизма, демократизма и толерантности осуществление культурной преемственности и общественных традиций;
    селективной, реализующейся в отборе наиболее просоциальных жизненных и профессиональных форм нравственной культуры сточки зрения ее соответствия будущему оценочной, предполагающей усвоение норм, ценностей, образцов, форм жизнедеятельности и профессии, значимых для гармоничного развития личности в переходный период оценка социальных отношений и культурных форм на основе выработанного обществом идеала и критериев социального развития как отдельной личности, таки всего общества;
    регулятивно-воспитательной, нацеленной на формирование у будущего специалиста-педагога просоциальных ценностных установок, отношений, позиций, ориентаций, развитие этико-нравственной культуры, умения контролировать и регулировать свое поведение, культуры взаимоотношений и т.д.
    В процессе изучения курса Педагогическая этика у студентов есть возможность познакомиться с историей зарождения и развития этических учений в области воспитания и обучения подрастающего поколения систематизировать знания и умения в области понимания внутреннего мира своего подопечного. По итогам изучения курса студенты должны уметь этически грамотно организовывать педагогическое общение с обучающимися разного возраста, устанавливать деловые отношения с родителями и коллегами иметь просо- циальные моральные ориентации и установки, отвечающие этико- нравственным нормам педагогического общения обладать навыками эмпа-

    8
    тийного понимания обучающегося, его эмоционально-чувственной сферы грамотно руководить процессом накопления положительного нравственного опыта поведения воспитанника. Учебное пособие состоит из девяти основных тем по курсу, педагогической копилки, а также включает глоссарий, список литературы по теме Педагогическая этика и ряд приложений. Каждая тема имеет базовый информационный блок, который мы рекомендуем студентам дополнить высказываниями известных ученых и педагогов из Педагогической копилки, а также Вопросы для размышления, которые позволят активизировать мыслительную деятельность студентов на занятиях. Каждая тема завершается контрольным блоком, состоящим из вопросов для самостоятельной проверки изученного, и разнообразными практическими заданиями. С целью более глубокого усвоения курса к каждой теме прилагается список литературы. К наиболее сложным заданиями вопросам в приложении даны ответы. Учебное пособие заканчивается контрольным тестом по курсу, который студенты выполняют самостоятельно и имеют возможность, используя ответы в приложении, оценить свои знания. Те студенты, которые проявили наибольший интерес к курсу, могут пожеланию написать реферат по одной из выбранных тем (примерная тематика рефератов указана в приложении. Разрабатывая содержание вузовского курса педагогической этики, мы основывались наряде этических представлений о том, что является должным для любого человека безотносительно к его профессии, поскольку педагогическая этика отражает общечеловеческие отношения и воспроизводит в своей сфере гуманные отношения между людьми Не делай другим ничего такого, чего бы ты сам не хотел претерпеть со стороны других, оказавшихся в похожей ситуации (И. Кант Этика есть безграничная ответственность за все, что живет (А. Швей- цер). Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (Р. Нозик). Страшен не грех, но бесстыдство после греха (Иоанн Златоуст. Данный курс вносит свой вклад в современное педагогическое образование, которое становится необходимым условием оптимальной социализации и инкультуризации личности в процессе ее подготовки к педагогической деятельности. Он построен в логике учебно-методического пособия Педагогическая этика (сост. ИВ. Тимонина.- Кемерово, 2000.- 136 с, которое нами переработано и адаптировано для курса Общая и профессиональная педагогика. Пособие адресовано не только студентам, но также и магистрам, аспирантам, слушателям ФПК. Для них предусмотрены задания повышенной сложности, требующие обращения к дополнительной литературе, умений интегрировать знания, методы и средства с целью решения поставленной задачи. Эти задания отмечены звездочкой (*). Авторы признательны рецензенту за критические замечания и советы по улучшению учебного пособия.
    Тема 1: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ План темы
    1. Происхождение и взаимосвязь понятий этика, мораль,
    нравственность, этикет.
    2.
    Педагогическая этика как научная дисциплина.
    3.
    Педагогическая этика в контексте исторического развития.
    4.
    Основные категории педагогической этики.
    1. Происхождение и взаимосвязь понятий этика, мораль, нравственность, этикет ЭТИКА – это одна из древнейших отраслей философии, наука о морали нравственности. Термин ЭТИКА происходит от древнегреческого слова
    «ethos» (нрав, обычай, местопребывание, характер и др) Процесс формирования этики начался в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии, Китае. Впоследствии Аристотель (384-
    322 гг. дон. э, написавший такие работы, как «Никомахова этика, Большая этика и др, ввел в науку понятия этика, этический, чтобы обозначить ими группу добродетелей, относящихся к характеру человека, подчеркивающих мужество, уверенность, щедрость и другие качества личности. Науку, которая призвана изучать данные этические добродетели, Аристотель назвал ЭТИКОЙ. Так впервые появился этот термин в науке. Однако Аристотеля не следует считать первым «этиком». Еще до Аристотеля различными проблемами морали активно занимались Платон (428-348 гг. дон. э) и Сократ (469-399 гг. дон. э. Таким образом, и V веке до нашей эры этические учения начинают занимать важное место в духовной культуре, что явилось следствием социально-экономического и духовного развития человечества. Мыслители античности рассмотрели очень многие проблемы морали и создали тот культурный задел, который предопределил в значительной мере развитие этики в последующих столетиях. Этика средних веков стала непосредственным преемником античной культуры (Х вв.) Ново взглядах ученых этой эпохи (Иоанн Златоуст, Ав- густин Аврелий, Фома Аквинский и др) доминировали христианские догматы в связи с тотальным господством в обществе религии и церкви. В относительно самостоятельную дисциплину этика выделилась в конце
    XVIII века. Причиной этому послужило то, что в реальной жизни мораль не существовала изолированно, ее принципы пронизывали все виды человеческой деятельности. Знание о морали формировалось в результате деятельности не только этиков, но и психологов, педагогов, социологов, историков, литературоведов ив ряде других наук, которые непосредственно касаются изучения человека [81]. Этическая мысль конца XIX и всего XX веков представляет собой довольно пеструю картину она рассматривает вечные проблемы человека с
    различных мировоззренческих позиций. Это глубоко раскрывается в духовных исканиях Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, В.С. Соловьева, НА. Бер- дяева, С.Н. Булгакова и др.
    1. ЭТИКА - учение о нравственности (морали, ее происхождении и развитии, о правилах и нормах человеческого поведения, об их обязанностях по отношению друг к другу, к обществу, к государству (Философский словарь. ЭТИКА - это философское учение (объектом которого является мораль, объясняющее и описывающее происхождение и природу нравственности, структуру и социальные функции этого явления. Это наука, ориентированная на повседневные нужды человеческой жизни [17]. Однако есть и второе значение этого слова.
    2. ЭТИКА - это нормы поведения, мораль человека какого-либо класса, общественной или профессиональной группы (Словарь русского языка- М Русский язык, 1988). Этика - это кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их профессиональной этики [92]. Таким образом, этика изучает нравственные проблемы жизни человека, дает определение добра и зла, рассматривает различные модели межчеловеческих отношений и поведения человека в обществе. МОРАЛЬ (от лат. «moralis» - нравственный) - это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль - важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни (семья, быт, наука, политика, труд и др. Нормы морали получают свое идейное выражение в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Мораль всегда предполагает наличие определенного НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческом времени и социальном пространстве, те. в различные исторические эпохи у разных народов. Однако в морали должное не всегда совпадает с сущим, с реально существующей нравственной реальностью, фактическими нормами поведения людей [84]. Специфика норм морали заключается в следующем ее предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применимы в самых различных жизненных ситуациях, моральные нормы опираются на авторитет общественного мнения и нравственные убеждения отдельного человека. НРАВСТВЕННОСТЬ есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение личности, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести. НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - это единство внешней и внутренней культуры личности, одним из составных элементов которой является ЭТИКЕТ. Категории морали и нравственности, безусловно, оказывают влияние (и порой существенное) на характер РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ. При этом большинство философов сегодня не поддерживают идею существования какой-то одной, единственно верной теории морали. В отечественной литературе последних лет специально подчеркивается, что недостаточно понимать мораль как форму общественного сознания или особый механизм регулирования поведения людей, что она является особым духовно- практическим отношением человека к миру. Вместе стем самые разные концепции морали при обращении к толкованию ценностей жизни оперируют общими понятиями добра и зла, долга и совести, справедливости, счастья и др. [17]. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ (мораль есть конкретизация общечеловеческих принципов морали применительно к условиям деятельности данной профессии. Можно говорить о специфической нравственности врача, юриста, учителя и т. д. Конкретные проявления профессиональной нравственности изучает, анализирует профессиональная этика. Профессиональная нравственность и профессиональная этика помогают конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях подчас сложных, необычных. ЭТИКЕТ (от франц. etiquette - ярлык, этикетка) - установленный порядок поведения где-либо. Это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда. Этикет совпадает с общими требованиями вежливости [84]. Отсюда РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ - это порядок речевого поведения, установленный в данном обществе. Этикет - явление историческое. Правила поведения людей изменялись с учетом условий жизни общества, конкретной социальной среды. Элементы этикетных норм поведения появились еще на ранних ступенях развития человеческого общества (например, определенные правила поведения рядового члена общества по отношению к вождю племени. Но большинство исследователей считают, что этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Этикет всегда выполняли выполняет определенные функции разделение починам, сословиям, знатности рода, званиям, имущественному положению. Особенно строго соблюдались и соблюдаются правила этикета в странах Дальнего и Ближнего Востока. В русский язык слово этикет вошло в XVIII столетии при Петре I, когда устанавливались широкие культурные и политические связи России с другими государствами. В это время создавались особые руководства по этикету для молодых людей, в них подробно указывалось, как следует вести себя в обществе. В 1717 г. была издана переводная книга Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов. В ней давались советы молодым дворянам, как, соблюдая этикет, добиться успеха при дворе ив свете. Основы же современного служебного этикета фактически были заложены Генеральным регламентом Петра I, где были заимствованы наиболее апробированные зарубежные этикетные нормы [17].
    Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают на единство двух его сторон
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта