Главная страница
Навигация по странице:

  • Эллинский (классический) период

  • Эллинистический период

  • Императорский (эллинистическо-римский) период

  • Задачи двойного построения

  • Греция. Зачет Вопрос 1


    Скачать 295.98 Kb.
    НазваниеГреция. Зачет Вопрос 1
    АнкорGretsia_Zachet.docx
    Дата24.12.2017
    Размер295.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаGretsia_Zachet.docx
    ТипДокументы
    #12790
    страница2 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    Периодизация древнегреческой литературы:

    1. Доклассический (архаический) период – конец II тысячелетия до н.э. – I треть I тысячелетия до н.э. Период разложения первобытно-родового строя. В этот период господствует устное народное творчество. Литература этого периода не дошла до нас, известна лишь по памятникам поздней античной литературы. Целиком дошли опубликованные VI веке до н.э. и созданные в VIII веке до н.э. поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

    2. Эллинский (классический) период – VII – конец IV века до н.э., период развития полисов. В связи с развитием внутреннего мира человека появляются различные формы лирики, драмы, прозы (Пиндар, Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан, Платон, Аристотель, Демосфен, Менандр и др.).

    3. Эллинистический период – III век до н.э. – I век н.э. Время ослабления творческих сил народа и преобладания изысканных форм в искусстве. Дифференциация субъективной жизни человека (появление личной жизни), деградация классической литературы, хотя этот процесс продолжается до IV века н.э. Возникновение нового литературного жанра – идиллии, появление буколической (пастушеской) поэзии (Каллимах, Теокрит, Филет, Аполлоний Родосский).

    4. Императорский (эллинистическо-римский) период – I – V век н.э., время римского господства. Период заканчивается переходом к феодальному строю: возникновение новых христианско-византийских традиций (Лукиан, Плутарх), развитие греческого романа.


    Вопрос №4. Особенности сюжетостроения и композиции поэмы Гомера «Илиада».

    1. Героический эпос возник на ранних ступенях социальной дифференциации и государства, так как для эпоса требовалось выделение личности из общины при сохранении родовых связей;

    2. Героический эпос опирается на традицию фольклора;

    3. Сложение эпического повествования в течение нескольких столетий, объединявшего отклики на реальные события, отстоящие далеко друг от друга. Отсюда – совмещение исторических реалий, принадлежащих различным временным слоям. Эпос – «примат общего над индивидуальным» (Лосев). Это находит отражение в эпической фабуле. Эпос содержит народную поэтическую концепцию исторического прошлого, коллективный патриотический пафос. Эпос всегда историчен, так как выражает народный взгляд на историю. При этом неважно, используются ли мифологические или исторические образы.

    4. Концентрация действия вокруг какого-нибудь военного события из прошлого. Это действие в глазах следующего поколения принимает общенародное значение.

    «Илиада» – образец героического эпоса. В ней описываются события на десятый год Троянской войны. При этом попутно сообщается о многих событиях первых девяти лет войны. Эта черта героического эпоса реализуется в «Илиаде» очень своеобразно, что говорит о наличии творческой манеры автора. Фабула «Илиады» ограничивается гневом Ахилла, и в пределах этого эпизода развивается действие. Циклу песен такая манера несвойственна. Цель Гомера – описание Троянской войны. Используется лишь один эпизод, посредством включения других эпизодов создаётся картина Троянской войны. Гнев Ахилла – плод фантазии Гомера, хотя в мифах был такой мотив. Творческой задачей, а не компиляцией можно объяснить некоторые особенности повествования, в которых учёные видят противоречия (поединки и события, которые не могут быть отнесены к десятому году осады Трои – поединок Париса и Менелая, описание кораблей, смотр со стены). Желание поэта символично осмыслить весь ход войны, двоякость построения действия.

    Задачи двойного построения:

    1. Развить связанную с темой гнева единую фабулу поэмы;

    2. Вызвать ассоциации значимых явлений всей войны;

    Уже эпическое вступление показывает картины Троянской войны (принцип интенсификации мотивов). Он последовательно реализуется во всей «Илиаде». Каждая песнь композиционно закончена. В «Илиаде» показано 50 (про другим версиям – 49) дней войны. «Илиада» – кульминация войны. Завязка событий определяется решающими эпизодами войны (гибель Патрокла и поединок Ахиллеса с Гектором). Для композиции поэм характерен принцип симметрии: это отражается на всех уровнях поэмы. Доминирующие композиционные приёмы – круговая композиция (симметричное распределение частей вокруг центра) и параллельное деление. Симметрия композиции имеет не формальный характер, а теснейшим образом связана с концепцией развития поэтики конфликта.

    Поэтика – вся система средств литературного произведения. Историческая основа точно не датируется (примерно 12-11 вв до н.э. – поход на Трою, объединивший греческие народы). Мифологическая основа – похищение Елены как повод для войны, до этого – яблоко раздора.

    Циклический эпос – поэмы, исполняемые блуждающими певцами. “Илиада” – лишь часть войны – 51 день, нет покорения. Несколько драматических линий, пременное чередование статики и динамики для передышки слушателю

    Тема поэмы объявлена в первом же стихе, где певец обращается к Музе, богине песнопения: «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына».

    «Илиада» охватывает в качестве событий всего 50 дней последнего года войны. Гнев Ахилла и его последствия. «Илиада» - военно-героическая эпопея, где центральное место занимает рассказ о событиях. Аристотель писал, что Гомер гениально выбрал сюжет. Действие поэмы протекает в двух параллельных планах, человеческом - под Троей и божественном - на Олимпе. Троянская война разделила и богов на два лагеря, между которыми постоянно происходят грубые пререкания, изображенные не без значительной примеси комического элемента. В земном плане все определяется последствиями гнева Ахилла, в небесном – волей Зевса. Но его воля не всеобъемлюща. Зевс не может распорядиться судьбами греков и троянцев. Он использует золотые весы судьбы.

    Композиция: чередование земной и небесной линии сюжета, которые к концу смешиваются. Гомер свою поэму на песни не разбивал. Впервые ее разбили александрийские ученые в 3 в до н э. Главы нумеруются по буквам греческого алфавита.

    Гомер показывает, что родовая коллективность уходит в прошлое, начинает формироваться новая нравственность, где на первый план выходит представление о ценности собственной жизни.

    Сюжет:

    События в «Илиаде» развиваются поступательно и последовательно.

    Гомер впервые дает нам опыт сравнительной характеристики. (III песнь «Илиады»: Елена рассказывает о героях. В расспросах Приама и ответах Елены встает ряд образов -величавый Агамемнон, «многоумный» Одиссей, могучий Аякс (Аянт)) Боевые картины «Илиады» чередуются с трогательными сценами в стенах осажденной Трои и несколько комическими пререканиями на Олимпе

    Длинным перечнем кораблей, племен и вождей греческого войска («каталог кораблей»), а также троянских сил, выступающих из города под предводительством своего храбрейшего витязя Гектора, сына царя Приама, заканчивается II книга.

    3-я книга знакомит с виновниками войны - Парисом, Менелаем, Еленой. Парис «перед началом сражения вызывает храбрейшего из ахейцев на единоборство, но в страхе отступает перед оскорбленным мужем Елены; лишь упреки Гектора заставляют его вернуться обратно; В единоборстве Менелай уже почти оказывается победителем, но Афродита похищает Париса с поля сражения. Смотр со стены.

    Центральное место в описании первого дня боя занимает 5-я книга, «подвиги Диомеда». Диомед убивает Пандара и ранит покровительствующих троянцам богов Ареса (Арея) и Афродиту. Эта книга имеет очень архаический характер и заключает в себе ряд сказочных» черт, обычно чуждых повествованию «Илиады» (мотив шапки-невидимки). Боги и люди представлены здесь сражающимися как равные.

    Совершенно иной характер имеет 6-я книга, действие которой развертывается главным образом в стенах осажденной Трои. Обреченность города показана в двух сценах: шествие Троянских женщин к храму Афины-градодержицы с мольбой о спасении. Вторая - прощание Гектора с его женой Андромахой и сыном.

    Безрезультатным единоборством Аякса и Гектора (кн. 7) кончается первый день боя.

    С 8-й книги вступает в силу решение Зевса помогать троянцам, и они начинают одолевать ахейцев. Тогда Агамемнон снаряжает посольство к Ахиллу (9-я книга).

    Особняком в общем ходе повествования «Илиады» стоит 10-я книга - рассказ о ночной экспедиции Одиссея и Диомеда в троянский стая, три которой они захватывают в плен троянского лазутчика и производят резню в лагере вновь прибывшего союзника Трои, фракийца Реса.

    Книга 11-я и последующие - новые успехи троянцев. Описание боя разбито на ряд эпизодов, посвященных «подвигам» различных ахейских героев, и перемежается с действием в «олимпийском» плане, где дружественные ахейцам боги пытаются помочь им, обманув бдительность Зевса.

    Особенно интересна сцена «обольщениям Зевса» в 14-й книге: Гера отвлекает Зевса с помощью любовных чар и усыпляет его.

    Проснувшись, Зевс заставляет богов прекратить всякую помощь ахейцам. К концу 15-й книги положение греков почти безнадежно: они оттеснены к берегу моря, и Гектор уже готовится зажечь их корабли и отрезать таким образом путь к возвращению домой.

    С 16-й книги начинается поворот в ходе событий. Ахилл дает согласие на то, чтобы его друг Патрокл одел его доспехи и отразил непосредственную опасность. Обезоруженный Аполлоном, он гибнет от руки Гектора.

    Вокруг тела Патрокла возгорается ожесточенный бой, но Гектор уже завладел доспехами, и ахейцы, не надеясь отстоять тело, посылают к Ахиллу сообщить о случившемся (кн. 17).

    Ахилл потрясен гибелью друга; «гнев» сменяется жаждой мести. 19-я книга приносит «отречение от гнева». Ахилл возвращается к военным действиям.

    Запруженный трупами поток Ксанф тщетно убеждает Ахилла ослабить рвение и даже обрушивается на него своими волнами, но на помощь Ахиллу приходит Гефест, обратив против вод огонь (кн. 21). Наибольшей напряженности повествование достигает в 22-й книге («умерщвление Гектора»)

    23-я книга, очень интересная для истории греческих религиозных представлений, посвящена похоронам Патрокла. Душа Патрокла является к Ахиллу в виде призрачной тени и требует скорейшего погребения. Описывается погребальный обряд и состязания, устроенные по этому случаю Ахиллом.

    Примиряющую ноту вносит в поэму последняя, 24-я книга. Приам у ног Ахилла, и Ахилл, держа Приама за руку, - оба плачут о горестях человеческого существования. Ахилл соглашается принять выкуп и вернуть тело. Описанием погребения Гектора заканчивается «Илиада».

    Герои:

    Ахилл – особый герой, он заменяет собой целое войско. Задача Гомера – описать всех героев и быт, но Ахилл затмевает их. Ахилл велик, но смертен. Героизм – осознанный выбор Ахилла. Эпическая доблесть Ахилла: храбрый, сильный, бесстрашный, воинственный клич, быстрый бег.

    Типично эпические ценности – в каждом герои свои качества (Агамемнон – тщеславие, Диомед – воин, равный богам, Парис – герой-любовник, Приам-мудрость, Гектор - патриотизм). Поэтизация и сакрализация оружия. Эпические формулы – постоянные эпитеты, многочисленные повторы речевых оборотов в описании оружия и боев, подробность описания убийств.

    (см. также в тетради, пз)
    Вопрос №5. Особенности сюжетостроения и композиции поэмы Гомера «Одиссеи».

    «Одиссея» - возвращение на Родину после десяти лет скитаний одного из значительных героев Троянской войны. По ходу действия поэмы становится известным о том, что произошло в промежутке между окончанием «Илиады» и началом «Одиссеи» (гибель Ахилла, подвиги его сына Неоптолема, деревянный конь). О деревянном коне поёт поэт Демодок. Сам Одиссей, явившись в облике нищего в собственный дворец, выдаёт себя за участника Троянской войны. «Одиссея» сообщает не обо всех событиях после смерти Гектора, эпизоды из истории Троянской войны были широко известны аудитории и рассказывались профессиональными сказителями (киклические поэмы – «Разорение Илиона», «Малая Илиада», «Возвращение»). Сходство между «Одиссеей» и «Илиадой» в общности единого героя, вокруг которого строится повествование (Ахиллес и Одиссей). Сочетание трёх фольклорных мотивов + волшебство придают «Одиссее» иной характер, нежели в «Илиаде». Героическое прошлое присутствует лишь в воспоминаниях. Одиссей – неоднозначная фигура. Происхождение его имени неизвестно. Считается, что он один из местных героев догреческого прошлого. Эпитеты Одиссея: многоумный, многохитрый, очень изобретательный. Все эти эпитеты в меньшей степени востребованы в «Илиаде». «Одиссея» – бытовая, сказочно-приключенческая эпопея. Её характерной чертой является чёткий композиционный рисунок.

    В плане фабулы (мифологической последовательности событий) «Одиссея» соответствует «Илиаде». Но она повествует не о военных событиях, а о странствиях. Ученые называют ее: «эпическая поэма странствий». На первый план выходит судьба Одиссея – прославление ума и силы воли. «Одиссея» соответствует мифологии позднего героизма. Посвящена последним 40 дням возвращения Одиссея на родину. О том, что центром является возвращение, свидетельствует самое начало.

    Композиция: сложнее «Илиады». В «Одиссее» три сюжетных линии: 1) боги-олимпийцы. Но у Одиссея есть цель и никто не может ему помешать. Одиссей выпутывается из всего сам. 2) собственно возвращение – тяжкие приключения. 3) Итака: два мотива: собственно события сватовства и тема поисков Телемахом отца. Некоторые считают, что Телемахия - это поздняя вставка.

    Впервые появляется женский образ, равный мужскому – Пенелопа, многомудрая –супруга Одиссея. Пример: она прядет погребальный покров.

    Поэма сложнее не только по композиции – циклическая, прерывистая, но и сточки зрения психологической мотивации поступков. Есть мнения, что антипсихологична, психология – описание внутреннего мира индивида, а также внешние детали. Отсутствует анализ внутреннего мира, лишь пластический, портретный психологизм (способен на жадность, хитрость). Героико-приключенческая поэма с элементами сказки.

    Основной сюжет «Одиссеи» относится к широко распространенному в мировом фольклоре типу сказаний о «возвращении мужа» к моменту, когда его жена уже готова выйти замуж за другого, и расстраивает новую свадьбу.

    Действие поэмы отнесено уже к 10-му году после падения Трои. Все важнейшие герои греческого стана «Илиады», живые и мертвые, выведены и в «Одиссее». Как и «Илиада», «Одиссея» была разбита античными учеными на 24 книги.

    Поэма открывается, после обычного обращения к Музе, краткой характеристикой ситуации: все участники троянского похода, избегшие гибели, благополучно вернулись уже домой, один Одиссей томится в разлуке с домашними, насильно удерживаемый нимфой Калипсо. Дальнейшие подробности вложены в уста богов, обсуждающих вопрос об Одиссее на своем совете. Покровительствующая Одиссею Афина предлагает послать к Калипсо вестника богов Гермеса с приказом отпустить Одиссея, а сама отправляется на Итаку, к сыну Одиссея Телемаху. На Итаке в это время женихи, сватающиеся к Пенелопе. Афина побуждает Телемаха отправиться к вернувшимся из-под Трои Нестору и Менелаю разузнать об отце и подготовиться к отмщению женихам (кн. 1).

    2-я книга дает картину народного собрания итакийцев. Телемах жалуется на женихов, но народ бессилен против знатной молодежи. Женихи требуют, чтобы Пенелопа остановила на ком-либо выбор. Попутно встает образ «разумной» Пенелопы, при помощи хитростей затягивающей согласие на брак. С помощью Афины Телемах снаряжает корабль и тайно уезжает из Итаки в Пилос к Нестору (кн. 2).

    Нестор сообщает Телемаху о возвращении ахейцев из-под Трои и о гибели Агамемнона, но за дальнейшими вестями направляет его в Спарту к Менелаю, возвратившемуся домой позже других ахейских вождей (кн. 3).

    Радушно принятый Менелаем и Еленой, Телемах узнает, что Одиссей в плену у Калипсо. Женихи, испуганные отъездом Телемаха, устраивают засаду, чтобы погубить его на возвратном пути (кн. 4). Вся эта часть поэмы богата бытовыми зарисовками: изображаются пиры, праздники, песнопения, застольные беседы. «Герои» предстают пред нами в мирной домашней обстановке.

    Начинается новая линия ведения рассказа. Следующая часть поэмы переносит нас в область сказочного и чудесного.

    В 5-й книге боги посылают Гермеса к Калипсо, остров которой изображен чертами, напоминающими греческие представления о царстве смерти (самое имя Kalypso - «покрывательница» - связано с образом смерти). Калипсо отпускает Одиссея.

    Спасшись, благодаря богине Левкофеи от бури, выплывает на берег о. Схерии, где живет счастливый народ - феаки, мореплаватели, обладающие сказочными кораблями, быстрыми, «как легкие крылья иль мысли», не нуждающимися в руле и понимающими мысли своих корабельщиков. Встреча Одиссея на берегу с Навсикаей. (6 кн)

    Алкиной, со своей женой Аретой, принимает странника в роскошном дворце (кн. 7) и устраивает в его честь игры и пир, где слепой певец Демодок поет о подвигах Одиссея. О. плачет. (кн. 8). Есть основания думать, что по исконному смыслу мифа феаки - корабельщики смерти, перевозчики в царство мертвых, но этот мифологический смысл в «Одиссее» уже забыт, и корабельщики смерти заменены сказочным народом, ведущих мирный и пышный образ жизни.

    Рассказ Одиссея о приключениях занимает 9-12-ю книги поэмы и содержит ряд фолькл сюжетов. Первое приключение еще вполне реалистично: Одиссей со своими спутниками грабит город киконов (во Фракии), но затем буря в течение многих дней носит его корабли по волнам, и он попадает в отдаленные, чудесные страны. Сначала это - страна мирных лотофагов, «пожирателей лотоса», вкусив его, человек забывает о родине и навсегда остается собирателем лотоса. Потом Одиссей попадает в землю киклопов (циклопов), одноглазых чудовищ, где великан-людоед Полифем – О. ослепляет его.

    бог ветров Эол вручил Одиссею мех с завязанными в нем неблагоприятными ветрами, но уже недалеко от родных берегов спутники Одиссея развязали мех, снова их в море. Затем они опять оказываются в стране великанов-людоедов, лестригонов, которые уничтожили все корабли О, кроме 1, кот затем пристал к острову волшебницы Кирки (Цирцеи). Кирка, как типичная фольклорная ведьма, живет в темном лесу, превращает спутников О в свиней, но О с помощью чудесного растения (Гермес помог), преодолевает чары и в течение года наслаждается любовью Кирки (кн. 10).

    По указанию Кирки, он направляется в царство мертвых, для того чтобы вопросить душу знаменитого фиванского прорицателя Тиресия. Одиссей беседует со своей матерью, с боевыми товарищами, Агамемноном, Ахиллом, видит различных героев и героинь прошлого (кн. 11)

    Возвращаясь из царства мертвых. Одиссей снова посещает Кирку, плывет со своим кораблем мимо смертоносных Сирен, мимо Скиллы и Харибды.

    Заключительный эпизод повествования Одиссея рисует жестокость богов и их презрение к людскому горю. На о.Тринакэрии, где паслись стада бога Гелиоса (солнца), Одиссей и его спутники вынуждены были задержаться из-за ветров, закончилась еда. О. заснул, спутники убили священных животных, Зевс погубил корабли. Спасся Одиссей, выброшенный волнами на о. Огигию, где он затем находился у Калипсо (кн. 12).

    Феаки, богато одарив Одиссея, отвозят его на Итаку. Царство сказки кончается. Одиссей, превращенный Афиной в нищего старика, отправляется к верному свинопасу Эвмею (кн. 13). Неузнаваемость» героя - постоянный мотив в сюжете о «возвращении мужа». Неузнанность использована для введения многочисленных эпизодических фигур и бытовых картин. Перед слушателем проходит вереница образов, друзей и врагов Одиссея, причем и те и другие изверились в возможности его возвращения.

    Пребывание у Эвмея (кн. 14) - идиллическая картинка; преданный раб, честный и гостеприимный, но искушённый тяжелым жизненным опытом и несколько недоверчивый, изображен с большой любовью, хотя и не без легкой иронии. Здесь Одиссей встречается со своим сыном Телемахом. сыну открывается (кн. 15 - 16). В виде нищего бродяги является Одиссей в свой дом. «Узнание» Одиссея неоднократно подготовляется и вновь отодвигается. Лишь старая няня Эвриклея узнает Одиссея по рубцу на ноге.

    Ярко изображено насильничание надменных и «буйных» женихов, которое должно повлечь за собой кару со стороны богов; знамения, сны, пророческие видения - все предвещает близкую гибель женихов (кн. 17- 20).

    С 21-й книги начинается развязка. Пенелопа обещает свою руку тому, кто, согнув лук Одиссея, пропустит стрелу через двенадцать колец.

    О. открывается женихам и с помощью Телемаха и Афины убивает их (кн. 22). Лишь после этого происходит «узнание» Одиссея Пенелопой (кн. 23). Завершает поэму сцена прибытия душ женихов в преисподнюю, свидание Одиссея с его отцом Лаэртом и заключение мира между Одиссеем и родственниками убитых (кн. 24).

    (см. также в тетради,пз)
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта