Главная страница
Навигация по странице:

  • Практическое занятие № 2 Что такое национальный характер

  • энтопсих. Группа Вл19П172


    Скачать 83.17 Kb.
    НазваниеГруппа Вл19П172
    Дата06.06.2022
    Размер83.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаэнтопсих.docx
    ТипДокументы
    #573741
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    4. Диагностика по «Методике измерения этноцентризма», разработанной М. Г. Стадниковым

    Методика разработана М. Г. Стадниковым, который опирался на определение Д. Мацумото: «Этноцентризм – тенденция оценивать мир с помощью собственных культурных фильтров». Создавая методику, автор использовал идеи Т. Адорно, теорию социальной идентичности Г. Тэджфела и теорию социальной категоризации Д. Тернера. На основе анализа научных, литературных и газетных текстов, интервью с представителями разных национальностей он разработал инструментарий, определяющий уровень этноцентризма личности.

    В Краснобаковской детской библиотеки для учащихся 6 класса МАУСОШ №1 проводилась диагностика по «Методике измерения этноцентризма», разработанной М. Г. Стадниковым. Она направленна на выявление степени этноцентризма русских. Колличество учащихся – 10 человек. В ходе диагностики ребята прошли 2 теста.

    Первый тест

    Суждения

    Полностью согласен

    Согласен

    Трудно сказать

    Не согласен

    Совершенно не согласен

    Следует повысить солидарность и чувство национального самосохранения русского народа




    5 человек

    5 человек







    Цель любого гражданина нашей страны в первую очередь - спасение и укрепление единства Отечества, а приоритет - возрождение культуры и достоинства русского народа

    10 человек













    Русский народ для других народов России - естественный центр притяжения










    10 человек




    Государственное будущее России зависит от восстановления русским народом своих материальных и духовных сил, своего национального единства







    10 человек







    На сепаратизм окраин существует только один действительно серьезный ответ - укрепление единства и мощи русского народа ради восстановления его роли как центра притяжения







    10 человек







    Ни у кого нет права, оставаясь гражданином России, рассматривать ее как чуждую страну пребывания, как «эту» страну













    10 человек

    Русская культура представляет историческую основу, богатство культуры нашей страны

    10 человек













    Сегодня принижается роль русской культуры в историческом духовном процессе, искажаются ее высокие гуманистические принципы







    10 человек







    Сегодня не только пропагандируется идея духовного вырождения русской нации, но и усиливаются попытки создать для этого благоприятные условия







    10 человек







    Сегодня широко практикуется продвижение с помощью кино, телевидения и печати антирусских идей, порочащих нашу историю и культуру, открыто унижается достоинство русской нации, осмеиваются русская история и наш народ




    2 человека

    2 человека




    6 человек

    Сегодня продолжается уничтожение русских архитектурных памятников. Реставрация памятников русской архитектуры ведется крайне медленно и очень часто с сознательным искажением их изначального облика













    10 человек

    Необходимо поставить вопрос о более активной защите русской национальной культуры, правильном освещении ее истории в печати, кино и телевидении, раскрытии ее прогрессивного характера, исторической роли в создании, укреплении и развитии русского государства







    10 человек







    Сегодня необходимы усилия, направленные на защиту и дальнейшее развитие великого духовного богатства русского народа, являющегося великим завоеванием всего человечества







    10 человек







    Возрастание национального самосознания любого народа рассматривалось как явление позитивное и прогрессивное. Аналогичные процессы в национальном самосознании русских однозначно расцениваются как явление резко отрицательное







    10 человек







    Я считаю, что русский человек - это самый развитый и самый умный человек вообще

    10 человек













    Я считаю, что русский человек - это тот человек, который родился в России, там прожил всю жизнь и умер там. Он отличается от других тем, что ему не надо «чужой земли»

    5 человек

    5 человек










    Мне кажется, что русский человек -это человек, который родился в России и у него очень открытая душа

    10 человек













    Я думаю, что русский человек - это человек, который живет в России и мыслит как русский

    10 человек













    Главная особенность русского человека – это его сильный дух и широкая душа

    10 человек













    Русский человек - это самый хороший человек: добрый, умный, сильный, он все делает хорошо, за это его уважают все страны, это самый доблестный человек

    10 человек














    Результаты первого теста: согласен – 48 баллов, полностью согласен – 50 баллов, трудно сказать – 231 балла, не согласен – 20 баллов, полностью не согласен 34 балла.

    Второй тест


    Суждения

    Полностью согласен

    Согласен

    Трудно сказать

    Не согласен

    Совершенно не согласен

    Большинство национальных культур мира более отсталые по сравнению с русской культурой













    10 человек

    Для остальных национальных культур России русская культура должна быть образцом для подражания







    10 человек







    Люди, принадлежащие к другим национальным культурам, ведут себя странно, когда приезжают в Россию










    10 человек




    Образ жизни, принятый в других национальных культурах, также имеет право на существование, как и образ жизни людей, принадлежащих к русской культуре







    10 человек







    Другие национальные культуры мира должны стремиться достигнуть уровня русской культуры







    2 человека

    8 человек




    Мне безразличны ценности и обычаи других национальных культур мира













    10 человек

    Я могу дружить с людьми из любых национальных культур

    10 человек













    Я очень интересуюсь ценностями и обычаями других национальных культур




    10 человек










    Я ориентируюсь на ценности русской культуры, когда сужу о людях из других национальных культур







    10 человек







    Я рассматриваю людей русской культуры как высокодуховных




    2 человека

    2 человека




    6 человек

    Я предпочитаю не иметь дело с людьми из других национальных культур













    10 человек

    Большинство людей в русской культуре не знают, что для них хорошо







    10 человек







    Я не доверяю людям из других национальных культур













    10 человек

    Я не люблю общаться с людьми из других национальных культур










    10 человек




    Я не особенно уважаю ценности и обычаи других национальных культур













    10 человек

    В русской культуре принят практически самый правильный образ жизни







    10 человек








    Результаты второго теста: согласен – 48 баллов, полностью согласен – 50 баллов, трудно сказать – 132 балла, не согласен – 56 баллов, полностью не согласен - 56 баллов.
    Как показывает анализ результатов нашей работы: согласен – 96 баллов, полностью согласен – 100 баллов, трудно сказать – 363 балла, не согласен – 76 баллов, полностью не согласен 92 балла. В ходе работы, мы видим, что дети затрудняются ответить на вопросы обоих тестов. Участие в данном мероприятии помогли школьнику более четко определиться в осознании себя гражданином своей страны, воспитывает в нем потребность противостоять внешним и внутренним вызовам, заботиться о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддерживая межэтнический мир и согласие.
    Практическое занятие № 2
    Что такое национальный характер?

    Национальный характер — это совокупность наиболее устойчивых, характерных для данной нацио­нальной общности особенностей восприятия окружаю­щего мира и форм реакций на него. Национальный харак­тер представляет собой, прежде всего, определенную совокупность эмоционально-чувственных проявлении, выражаясь в первую очередь в эмоциях, чувствах и настроениях — в предсознательных, во многом ирро-циональных способах эмоционально-чувственного освое­ния мира, а также в скорости и интенсивности реак­ций на происходящие события.

    Наиболее отчетливо национальный характер про­является в национальном темпераменте — например, отличающем скандинавские народы от, например, латиноамериканских. Зажигательность бразильских карнавалов никогда не спутаешь с неторопливостью северной жизни: различия очевидны в темпе речи, динамике движений и жестов, всех психических прояв­лений.

    Понятие национального характера по своему про­исхождению поначалу не было теоретико-анали­тическим. Первоначально, оно было, прежде всего, описательным. Впервые его стали употреблять путе­шественники, а вслед за ними географы и этнографы для обозначения специфических особенностей образа дсизни и поведения разных наций и народов. При этом разные авторы в своих описаниях часто имели в виду совершенно различные и подчас просто несопостави­мые вещи. Поэтому синтетическая, обобщенная трак­товка национального характера невозможна — она носит заведомо комбинаторный и оттого недостаточ­но целостный характер. В рамках политической пси­хологии наиболее адекватной все-таки является ана­литическая трактовка.

    В аналитическом контексте принято считать, что национальный характер — составной элемент и, одно­временно, основа («платформа», «базовый уровень») психического склада нации в целом, и национальной психологии как таковой. Сложная, взаимосвязанная и взаимообусловленная совокупность в основном эмо­циональных (национальный характер) и более рацио­нальных (национальное сознание) элементов как раз и представляет собой «психический склад нации» — ту самую «духовно-поведенческую специфичность», которая и делает представителей одной национально-этнической группы непохожими на представителей других таких групп. Психический склад нации — ос­нова всей национально-этнической психологии, уже как совокупности этого «склада» и определяемого им поведения.

    В истоках национального характера лежат пре­жде всего устойчивые психофизиологические и био­логические особенности функционирования челове­ческих организмов, включая в качестве основных такие факторы, как реактивность центральной нерв­ной системы и скорость протекания нервных процессов. В свою очередь, эти факторы связаны, по своему происхождению, с физическими (прежде всего, кли­матическими) условиями среды обитания той или иной национально-этнической группы. Общий, единый национальный характер является следствием, псхическим отражением той общности физической территории, со всеми ее особенностями, на которой проживает данная группа. Соответственно, например жаркий экваториальный климат порождает совершенно иные психофизиологические и биологиче­ские особенности, а вслед за ними и национальные характеры, чем холодный северный климат.

    Разумеется, формирование современных нацио­нальных характеров представляет собой результат сложного историко-психологического процесса, про­должающегося уже в течение многих веков. Прожи­вая в неодинаковых природных условиях, люди с те­чением времени постепенно приспосабливались к ним вырабатывая определенные общепринятые формы вос­приятия и реагирования на эти условия. Это играло адаптивную роль, способствуя развитию и совершен­ствованию человеческой деятельности и общения лю­дей. Подобные адаптивные формы восприятия и реа­гирования закреплялись в определенных нормативных, социально одобряемых и закрепляемых способах инди­видуального и коллективного поведения, наибо­лее соответствующих породившим их условиям. Осо­бенности национального характера находили свое выражение в первичных, наиболее глубинных формах национальной культуры, формируя своего рода социо-культурные эталоны, нормативы и образцы адаптив­ного поведения. Так, например, художниками давно было очень образно подмечено, что «народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность». Напротив, в специальном исследовании шведский этнограф А. Даун, проанали­зировав обширный материал, установил, что основной чертой шведского национального характера является чрезвычайная рациональность мышления. Шведы не склонны выставлять свои чувства напоказ, в случае конфликтов не дают волю эмоциям, стремятся к ком­промиссным решениям. Этим А. Даун объясняет осо­бенности удивительно четкого функционирования шведской государственной машины, слабую религиоз­ность населения, традиционную посредническую роль Швеции в международных конфликтах и др.

    С усложнением способов социальной организации жизни, адаптивная роль и приспособительное значение национального характера, непосредственно связывав­шего человека и его поведение с физическими условия­ми среды обитания, постепенно отходили на задний план. В развитых формах социальности, национальный характер оставляет за собой значительно более скромную функцию — своеобразной «эмоциональной подпит­ки» поведения представителей национально-этнических групп, как бы лишь чувственно расцвечивая те формы поведения, которые теперь уже носят вторично социально- и культурно-детерминированный и, потому, неиз­бежно более унифицированный характер, а также при­давая эмоциональное разнообразие действию общих социальных факторов, их восприятию и реагированию на них. Понятно, что политик-русский или политик-азер­байджанец достаточно по-разному исполняют свои, в об­щем-то, одинаковые социальные роли.

    Закладываясь на самых ранних, досоциальных эта­пах развития общества, элементы национального харак­тера служили важнейшим способом стихийного, эмпи­рического, непосредственного отражения окружающей действительности в психике членов национально-этни­ческой общности, формируя, тем самым, ее первичное, природно-психологическое единство. Сохраняясь, в последующем, они подчиняются влиянию социально-политической жизни, однако проявляются в повседнев­ной жизни в основном на обыденном уровне, в тесной связи с формами обыденного национального сознания. Однако в определенных ситуациях, связанных с кризи­сами привычных форм социальности, с обострением национальных проблем и противоречий, с появлением ощущения «утраты привычного порядка», непосредст­венные проявления национального характера могут выходить на передний план.

    В этих случаях, как бы вырываясь на свободу из-под гнета социальности, они непосредственно детер­минируют кризисное поведение людей. Многочислен­ные примеры такого рода дают процессы модификации политических систем, в частности, распада тоталитар­ных унитарных государств имперского типа — напри­мер, СССР. Именно с взрывными проявлениями нацио­нального характера связано большинство случаев быстрого подъема массовых национально-освободи­тельных движений.

    В структуре национального характера обычно различают ряд элементов. Во-первых, это националь­ный темперамент — он бывает, например, «возбуди­мым» и «бурным», или, напротив, «спокойным» и «замедленным». Во-вторых, национальные эмоции— типа «национальной восторженности» или, допустим, «национального скептицизма». В-третьих, национальные чувства — например, «национальную гордость», «национальную уничижительность» и др. В-четвертых первичные национальные предрассудки. Обычно это — закрепившиеся в эмоциональной сфере мифологемы касающиеся «роли», «предназначения» или «историче­ской миссии» нации или народа. Эти мифологемы мо­гут касаться и взаимоотношений национально-этниче­ской группы с нациями-соседями. С одной стороны, это «комплекс нацменьшинства». С другой стороны, это «национально-патерналистский комплекс», обычно про­являющийся в виде так называемого «имперского син­дрома» или «синдрома великодержавности» (иногда именуемого «синдромом Большого брата»). Разновидно­стью национально-этнических предрассудков являются соответствующие стереотипы реагирования на проис­ходящие события типа, например, «национального кон­серватизма», «национальной покорности» или, напро­тив, «национального бунтарства» и «национальной самоуверенности».
    1   2   3   4


    написать администратору сайта