зарубежная социология. заруба ответы вск. Х. ОртегаиГассет Испания
Скачать 78.87 Kb.
|
Форма социальных реалий — это отражение конкретного типа поведения, характерного для любого общественного отношения. Таким образом, каждое явление в культуре представляет собой ≪оформленный≫ поведенческий акт и выполняет определенную функцию. Эта форма и ее функция, по Б. Малиновскому, взаимосвязаны. Функция - удовлетворение органического импульса соответствующим поведенческим актом. Институт - соглашение по поводу некоторого ряда традиционных ценностей, которые объединяют группу людей. Малиновский попытался обосновать, почему институт является той естественной функциональной единицей, которая должна стать основой любого здравого анализа культуры. «обособлена» — отличается от культурного комплекса или комплекса признаков, если его понимать как комплекс, ≪состоящий из элементов, находящихся в необязательных отношениях друг к другу≫, в том, что институт, напротив, постулирует некоторое обязательное отношение между элементами. конкретна, т. е. может наблюдаться как определенная социальная группа. обладает определенной структурой универсальна — никакой элемент, ≪признак≫ культуры, обычай или идея не определяются и не могут быть определены иначе как путем помещения в реальный и релевантный контекст культурного института. Культура — это единое целое, состоящее частью из автономных, а частью из согласованных между собой институтов. Она объединяет в себе ряд моментов, таких как общность крови, смежность среды обитания, связанная с совместной деятельностью, специализация этой деятельности и не в последнюю очередь—использование власти в политических целях. Альфред Реджинальд Редклифф-Браун (1881—1955) «Метод социальной антропологии» (английский социолог и один из наиболее известных антропологов первой половины XX века) Конкретные события социальной жизни — это факты, к которым должны быть приложены все научные понятия и теории. Собственный творческий подход он создает в 1908 году, будучи аспирантом и сформулировав три основных требования к науке о человеческом обществе: рассматривать социальные явления в качестве природных фактов и таким образом подверженных действию обязательных условий и законов, которые в принципе могут быть открыты наукой; быть приверженным методологии естественных наук; использовать только такие обобщения, которые могут быть проверены и верифицированы. Основные работы: «Андаманские островитяне» (1922) «Методы этнологии и социальной антропологии» (1923) «Брат матери в Южной Африке» (1924) «О понятии функции в социальной науке» «О социальной структуре» «Социальная организация австралийских племен». Вместо объяснений социальных явлений в исторических и психологических терминах, что он полагал невозможным, Редклифф-Браун предложил объяснить их как устойчивые системы адаптации, коадаптации и интеграции. Главная его рабочая гипотеза состояла в том, что жизнь общества может рассматриваться как динамическая система взаимозависимых элементов, основанная на взаимной вере. Составляющие ее взаимные элементы являются функционально совместимыми друг с другом. Он ввел понятие «социальная структура» еще в 1914 году, но окончательно это понятие было им углублено и точно проработано уже в 30-х годах. В окончательной формулировке социальная структура соотносится со взаимодействием индивидов, а организация — со взаимодействием деятельности. В то же время он заменил понятие «социальная система» на понятие «культура». Все эти изменения были взаимно связаны. Главной целью Редклиффа-Брауна было абстрагирование общих черт и поиск сравнимых типов и вариаций, и он полагал, что единственно приемлемым методом получения систематического знания является проверка ряда последовательных гипотез с помощью фактов. По его определению, социоантропология функций, структур и родственных связей имеет дело с отношениями реальной взаимосвязанности, с «продолжающейся организацией индивидов во взаимоотношения, определяемые или контролируемые институтами, то есть социально учрежденными нормами или образцами поведения». Предметом такого изучения является «реальная и конкретная» социальная структура, являющаяся следствием «ролевой деятельности» индивидов, занимающих определенные «позиции» в этой структуре. - рассматривает социальные отношения в целом как удовлетворение потребностей общества в целом - считает, что культура удовлетворяет потребности не каждого человека в отдельности, а всего общества в целом - изучает процесс формирования культуры и социальных взаимодействий. Центральное понятие: социальная структура (1914). Структура – упорядоченное положение элементов, соединенных друг с другом в более широкое единство. Конечными элементами социальной структуры являются человеческие существа. Сама же структура представляет собой упорядоченную расстановку лиц по отношения друг к другу. Социальная организация – упорядочивание деятельности двух или более лиц. Социальный институт – установленное или социально-признанная система норм и образцов поведения, относящаяся к тому или иному аспекту социальной жизни. РБ вводит еще одну характеристику: для социальной структуры свойственна преемственность, т.е. воспроизводство себя. Люди могут меняться, но структура, как правило, сохраняется. Социальная структура – преемственная по времени упорядоченная расстановка лиц в отношениях определяемыми или контролируемыми институтами, т.е. социально установленными нормами или образцами поведения. Направление: Теории социального конфликта Основная идея направления: Теории социального конфликта — это специальные социологические теории, опирающиеся на «конфликтную модель общества». Конфликт рассматривался как один из видов социальных отношений. Основоположниками социологической дисциплины социальный конфликт в целом трактовался как противостояние, борьба между индивидами или группами людей, пронизывающие все области общественных отношений и сферы человеческой деятельности и признавался одним из решающих факторов социального развития В самостоятельное социологическое направление эти теории оформились в 50-60 года 20 века. Представители направления: Предпосылки: Маркс и Зимммель Маркс. Считается, что первым ученым родоначальником теории конфликтов является К. Маркс. В сущности, весь марксистский стержневой идеей имеет идею борьбы классов. Зиммель. В своей работе «Социология» он сформулировал ряд выводов и ввел в науку само понятие «соц. конфликта». Его концепция заключалась в том, что конфликты имеют всеобщий, абсолютный характер. Они обусловлены психологией человека и прежде всего конфликт корениться в двух противоположных началах, инстинктах, свойственных любому человеку — любовь и ненависть. Представители Дарендорф исходил из того, что суть социальных конфликтов заключается в том, что у одних групп в обществе власть, а у других ее нет, причем власть одних как раз осуществляется по отношению к другим. Из этой ситуации существует 2 выхода: 1. обострение борьбы, конфликта в результате 3-х причин: а) власть у немногих, а большинство ее лишены, б) не существует спокойных, свободных путей перераспределения власти, в) большинство безвластное не имеет возможности свободно создавать партии, союзы, блоки, способствующие перераспределению власти; 2. преодоление конфликта, у которого тоже свои условия и этапы. Для преодоления конфликта люди должны осознать свои интересы, объединиться и перераспределить власть. По Козеру, суть конфликта заключается в идеологических явлениях, отражающих чувства людей недовольных распределением власти, доходов, комфорта, недовольных своим статусом, своей ролью в обществе, и это чувство неудовлетворенности заставляет формулировать аргументы, теории, объясняющие, что мир устроен несправедливо. Козер говорил, что в закрытом обществе нормально выразить свои интересы можно только объединившись с другими недовольными и объявив войну другой части общества. Результат — жестокая война частей общества. В открытых обществах этого не случается, поскольку, интересы разные реализуются в наборе демократических соц. институтов. Конфликт представляет собой борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в котором целями противников является нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. Основные работы: «Функции социального конфликта» (1956) Козер «Социальный конфликт и теория социального изменения» (1957) Козер «Дальнейшие исследования социального конфликта» (1967) Козер «Конфликт и консенсус» (1984) Козер «Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1957) Дарендорф «Индустриальная и производственная социология» (1956) Дарендорф «Социальная структура производства» (1959) Дарендорф «Общество и свобода. К социологическому анализу современности» (1961) Дарендорф Л. Козер «Функции социального конфликта» Краткое содержание работы: Для Л. Козера конфликты - не социальные аномалии, а необходимые, нормальные естественные формы существования и развития социальной жизни. Практически в каждом акте социального взаимодействия заключена возможность конфликта. Он определяет конфликт как противоборство социальных субъектов (индивидов, групп), возникающее из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностных притязаний, и предполагающее нейтрализацию, ущемление или уничтожение (символическое, идеологическое, практическое) противника. Главные вопросы, рассматриваемые Козером: - причины конфликтов; - виды конфликтов; - функции конфликтов; - типы общества; - острота конфликта; - последствия конфликта. Причины конфликтов Козер видел в дефиците каких-либо ресурсов и нарушение принципов социальной справедливости при их распределении: власти; престижа; ценностей. Инициаторами обострения отношений и доведения их до степени конфликтов являются чаще всего представители тех общественных групп, которые считают себя социально ущемленными. Чем устойчивее их уверенность в этом, тем активнее они инициируют конфликты и тем чаще облекают их в противоправные, насильственные формы. Л. Козер выделяет два типа социальных систем: 1 тип - твердые или жесткие системы деспотически-тоталитарного характера, внутри которых может господствовать идеологическое табу на упоминание о существовании внутренних конфликтов. В таких государственных системах отсутствуют институциональные политико-юридические механизмы разрешения конфликтов. Реакция государственных механизмов на отдельные вспышки конфликтных ситуаций имеет жесткий, репрессивный характер. Внутри таких социальных систем у индивидов и групп не вырабатываются навыки конструктивного поведения, а у самих конфликтов нет возможности играть конструктивную роль в жизни общества и государства 2 тип - гибкие. В них существуют официально признанные, активно практикуемые институциональные и внеинституциональные средства урегулирования конфликтов. Это позволяет совершенствовать навыки разрешения конфликтов, выявлять в конфликтах конструктивные элементы. Твердо-жесткие системы постепенно разрушаются от идущих изнутри возмущений социальной материи. Гибкие социальные макросистемы, в силу их адаптированности к подобным возмущениям, оказываются более долговечными. Конфликты бывают двух видов: 1. реалистические конфликты. К ним он относит те из них, для разрешения которых в обществе имеются все необходимые предпосылки. 2. Нереалистические конфликты - это те коллизии, где участники оказались в плену антогонизированных эмоций и страстей и пошли по пути выдвижения явно завышенных требований и претензий друг к другу. Позитивные функции конфликта по Л.Козеру 1. группосозидающие и группосохраняющие функции. Благодаря конфликту происходит разрядка напряженности между его антогонистическими сторонами. 2. коммуникативно-информационная и связующая функции, поскольку на основе выявления информации и установления коммуникации может происходить замена враждебных отношений дружественными. 3. созидание и конструирование общественных объединений, способствующих сплоченности группы. 4. стимулирование социальных изменений. Но при неправильном развитии может осуществлять: - негативную или деструктивную функцию (например, уменьшение сотрудничества во время конфликта, материальные и эмоциональные затраты на этапе разрешения конфликта, снижение производительности труда), но считает их менее значимыми в сравнении с позитивными последствиями конфликта. Эмоции, преобладающие у участников конфликта, уровень ценностей, за которые шла борьба, определяют степень остроты конфликта. Теория функционального конфликта часто сопоставляется с теорией Р. Дарендорфа, хотя Козер критиковал своего немецкого коллегу за отсутствие исследований позитивных последствий конфликта. Направленность теории конфликтов Л. Козера в целом противопоставлялась идеям теории классовой борьбы К. Маркса и теории социального согласия и «человеческих отношений» Э. Мэйо, которые господствовали в социалистических странах. Л. Козер приходит к заключению, касающегося анализа конфликта как на внутригрупповом, так и внегрупповом уровнях и связывающим его с социальными структурами, институтами и социальной системой. Дело не в конфликте как таковом, а в характере самой социальной структуры и социальной системы. Основные понятия: Конфликт Нереалистичный конфликт Реалистический конфликт Р. Дарендорф «Тропы из утопии» Краткое содержание работы: Критика представлений о стабильном обществе. «Непростой факт общества не только дан нам фактически повсюду, где мы находим людей: нам не по силам даже мыслить, абстрагируясь от общества». «Общество — это не просто правила, наделяющие нашу жизнь надёжным каркасом. Общество до такой степени вездесуще и в то же время столь упрямо, что мы постоянно с ним сталкиваемся и ссоримся; общество — это досадный факт». (Р. Дарендорф) Стабильное общество — это утопия. Утопическое общество: ● Вырастает не из знакомой реальности и не по разным законам развития ● Характеризуется наличием общего консенсуса относительно значимых ценностей и институциональных порядков ● Основано на утопической стабильности и социальной гармонии ● Занимает изолированное положение во времени и пространстве Все процессы — следуют повторяющимся образом и происходят в рамках определенного плана или его части. Утопический образ общества — нанёс ущерб прогрессу социологических исследований. Путь из утопии — начинается с познания удивительных фактов опыта, и начинается, когда берутся за проблемы, порождённые такими фактами. Р. Дарендорф «Элементы теории социального конфликта» Краткое содержание работы: Сущность и функции социальных конфликтов. Конфликт — это универсальный социальный факт и необходимый элемент социальной жизни. Источник систематических социальных конфликтов — отношения господства, принуждения и подчинения. «Социальные конфликты вырастают из структуры обществ, являющихся союзами господства и имеющих тенденцию к постоянно кристаллизируемым столкновениям между организованными сторонами». 1. Общество объединяет «навязанное принуждение» — некоторые позиции в обществе наделены влиянием и властью над другими. Неравное распределение власти неизменно становится определяющим фактором систематических социальных конфликтов. 2. Власть в обществе принадлежит не индивидам, а позициям. Различные позиции людей в обществе обладают разным объемом властных полномочий, то есть позиции определённым образом структурированы, в зависимости от «обладания» властью. 3. Конфликты имеют «структурное происхождение», которое следует искать в распределении социальных ролей, наделённых ожиданиями доминирования и подчинения. 4. Неотъемлемым компонентом социально-классовой структуры общества — механизмом передела и распределения жизненных шансов является классовый конфликт. 5. Задача, смысл и следствие социальных конфликтов — поддержать изменения в стабильных обществах и их частях и способствовать этим изменениям. Предмет социологического анализа конфликта — распределение властных ролей в обществе. Этапы и переменные социальных конфликтов. Путь от устойчивого состояния социальной структуры к развертывающимся социальным конфликтам аналитически проходит 3 этапа. Первый этап — выделение потенциальных сторон «фронта конфликта» — агрегатов представителей социальных позиций (квази-групп). Квази-группа — «совокупность тех, кто занимает позиции с идентичными ролевыми интересами». Второй этап — осознание латентных интересов и организация квази-групп в фактические группировки; формирование групп интересов. |