Главная страница

зарубежная социология. заруба ответы вск. Х. ОртегаиГассет Испания


Скачать 78.87 Kb.
НазваниеХ. ОртегаиГассет Испания
Анкорзарубежная социология
Дата26.11.2019
Размер78.87 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлазаруба ответы вск.docx
ТипДокументы
#97154
страница1 из 3
  1   2   3


Х. Ортега-и-Гассет

Испания

(9мая 1883 – 18 октября 1955) 72 года

Хосе Ортега-и-Гассет, известный испанский философ, уделявший немалое внимание проблемам социологии, в работе «Восстание масс» сформулировал получившую широкую известность теорию массового общества.

Значительные идеи:

  • Рациовитализм– учение X.Ортеги-и-Гассета, в котором обосновывается идея единства жизни и разума. 

  • Массовое общество

  • Перспективизм- философское воззрение, согласно которому все познание обусловлено личной позицией, точкой зрения познающего и, следовательно, невозможна значимость всеобщности, свободная от влияния этой позиции.

Основные работы:

  • 1914 «Размышления о Дон-Кихоте»

  • 1921 «Бесхребетная Испания»

  • 1925 «Дегуманизация искусства»

  • 1930 «Восстание масс»

«Восстание масс»

Масса — это множество людей, не обладающих никакими достоинствами, не способных к созидательной творческой деятельности. «Масса — это «средний человек», 

Принадлежность к массе — признак чисто психологический, вовсе не обязательно, чтобы субъект физически к ней принадлежал.

Масса — это множество людей без особых достоинств, ее элемент — средний, заурядный человек. Но не только лишь отсутствие талантов делает личность «человеком массы»: скромный человек, осознающий свою посредственность, никогда не почувствует себя членом массы и не должен быть к ней отнесен. Человек массы — тот, «кто не ощущает в себе никакого особого дара..., чувствует, что он «точь-в-точь, как все остальные» и притом нисколько этим не огорчен, наоборот, счастлив чувствовать себя таким же, как все» (127, с. 120-121). Необходимые черты его — самодостаточность, самодовольство: в отличие от человека элиты, предъявляющего к себе строгие требования, он всегда доволен собой, «более того, восхищен», не знает сомнений, с завидным спокойствием «пребывает в глупости» (там же, с. 143). К массе духовно принадлежит тот, кто в каждом вопросе довольствуется готовой мыслью, уже сидящей в его голове. Ему не дано проектировать и планировать, у него ограниченные творческие возможности, нет подлинной культуры, в решении споров он игнорирует основные принципы разума, не стремится держаться истины. Массового человека мало беспокоит, что идеи могут быть неверны, ведь это просто окопы, где он спасается от жизни, или пугала, чтобы ее отгонять (там же, № 3, с. 139-140).

Люди элиты — это люди «великого пути», пришедшие в этот мир созидать, творить, те, кто требователен к себе, берет на себя «труд и долг», а человек массы — тот, кто живет «без усилий, не стараясь себя исправить и улучшить, кто плывет по течению» («малый путь») (там же, № 3, с. 121).

Итак, ведущими признаками «человека элиты» являются компетентность, высокий профессиональный и культурный потенциал, самосовершенствование, творчество, «служение» как осознанный выбор, а «человека массы» — теоретическая «заскорузлость», иллюзия самодостаточности, отсутствие стимула к саморазвитию, самодовольное «пребывание» в глупости, «вожделение». Первый исповедует ценности творчества, познания как служения общенациональным, общечеловеческим задачам, второй же привержен ценностям потребления, не выходит, в целом, за перспективу собственного одномерного существования. Цивилизация интересует его не сама по себе, а лишь как средство удовлетворения растущих вожделений.

Кратко о работе выводы:

  • Вся власть в обществе перешла к массам!

  • Массы не могут управлять собой – кризис!!!!

  • Кризис- восстание масс!

  • Насти себе место – проблема

  • Толпа- понятие количественное и видимое

  • Меньшинство- личность особого социального достоинства

  • Масса- средний человек

  • Человек массы не ощущает особенности в себе

  • Избранный(элита) –требовательнее к себе, чем к другим

Выводы Ортеги- Кризис – когда человек вдруг оказывается без мира: он не знает, что делать так как он больше не знает, что думать о мире.

Причиной восстания масс он признает моральное разложение Европы.

М. Хальбвакс

Франция

(11 марта 1877- 16 марта 1945) 68 лет

Основные работы:

  • 1913 «Рабочий класс и уровень жизни «

  • 1928 «Лейбниц»

  • 1930 «Причины самоубийства»

  • 1942 «Социальные классы»

Французская социологическая школа

После Первой мировой войны социологическая мысль во Франции развивалась в нескольких главных направлениях.

Основные направления деятельности:

  • популяризация идей Э.Дюркгейма;

  • публикаций результатов собственных исследовании в области социальной морфологии, социологии морали, социологии религии, социологии образования и т.п.

Дюркгеймова школа:

Школу отличает большая свобода взглядов.

В целом школе была присуща значительная степень единства метафизических подходов, близость идеям либерализма. Основное социальное кредо школы можно охарактеризовать как солидаризм. Школа внесла во французскую науку не присущий ей феномен коллективного творчества и авторства.

Объединяющими моментами были приверженность к требованиям объективности в социальном познании и акцент на изучении социальных институтов.

Школа Дюркгейма заложила новую традицию во французском обществоведении и благодаря высокой степени собственной интеграции ей удалось институцианализировать социологию как академическую дисциплину.

Представителеи Французской социологической школы:

  • М.Мосс, (глава школы)

  • С.Бугле

  • П.Фоконне

  • М.Хальбвакс

  • Ж.Дави

  • П.Лапи

  • А.Морэ.

Морис Мосс

Племянник Э. Дюркгейма. М. Мосс посвятил себя изучению социологии религии

Работы: «Жертвоприношение: его природа и функции»

Его предметом были ритуалы религиозной жизни, а целью — развитие теории жертвоприношений. Этот очерк был опубликован в «Социологическом ежегоднике» в 1898 г.3, и вскоре Мосс стал одним из признанных исследователей в области социологии религии.

Морис хальбвакс

Хальбвакс разработал теорию социальной стратификации

Суть позиции Хальбвакса состояла в утверждении социологического подхода к пониманию класса как «многомерной, конкретной и живой, реальной социальной группы». Он обратил внимание на то, что класс — категория прежде всего нематериальная, базирующаяся в значительной степепени на психологических основаниях, или «коллективных представлениях». Понятие классов нельзя определять исключительно в категориях богатства.

Признаками класса, содержащимися в коллективном представлении, служат профессиональная организация данной группы; размер зарплаты тех, кто относится к низшим группам (наемных рабочих), и величина расходов тех, кто относится к средним и высшим группам; профессиональные и иные способности, стиль жизни («манера жить»), самочувствие людей, принадлежащих каждой группе. Это представление и есть объективный социальный факт

Таким образом, М. Хальбвакс дал определение рабочего класса как такой социальной группы, которая отчуждена от остального общества стеной своего материального труда.

«Безусловно, существует социальная морфология— это исследование населения. Но приходится также рассматривать величину, конфигурацию и т. п. религиозных, политических, экономических и прочих групп», — писал Хальбвакс.

В социальной структуре общества М. Хальбвакс выделяет три основных класса: низший (наемные рабочие), средний (работники здравоохранения, служащие, мелкие и средние чиновники) и высший (буржуазия)

«Социальные классы и морфология»

Глава 1

Чувства – главный предмет рефлексии и общения, поскольку каждый хочет счастья.

Счастье- труднодостижимое равновесие, которое требует опыта и обучения.

Эволюция чувств – истинно социальный феномен

Потребность- это всякая необходимость усилить радость, изгнать огорчение за счет контакта с внешним миром. (Шмоллер)

Источник человеческий потребностей – внешние события

Потребность проявляется в виде устремлений:

  1. Стремление к самосохранению и сексуальный инстинкт

  2. Устремление к действию ради действия это способ осознать себя

  3. Стремление выделиться

  4. Стремление трудиться

  5. Инстинкт приобретения

Материя и общество

Любая группа людей находится в контакте с материальной природой.

Рабочий класс: совокупность людей, которые для выполнения своей работы должны обращаться к материи и покидать общество.

Система Тейлора - система организации труда и управления производством, основные принципы которой были сформулированы Ф.У. Тейлором - . В основе данной системы лежат разделение труда и максимальная рационализация движений. При ее реализации на промышленных предприятиях впервые была создана и внедрена система сдельной заработной платы.

Характеристики средних классов

  • Буржуазия

  • Рабочий класс

  • Дворянство

Глава 3 Социальная морфология

Просто про жизнь во Франции. Браки и т.д. ничего ценного.

В общем теория социальных классов заключалась в деление общества на сами классы, разделения обязанностей и прав.

Ро́берт Э́зра Парк (1864 — 1944) США
- заложил основы социологии города

- глава чикагской школы социологии

Основные работы:

  • «Зеленая библия»

  • «Введение в науку социологии»

  • «Город: предложения по изучению природы человека

в городской среде»

  • «Экология человека»

Чикагская школа (социально-экологический подход):

  • Представители: Р. Парк , Э. Бёрджесс, Л. Вирт, Р. Маккензи, X. Зорбо, Э. Богардус, Р. Фэрис, Н. Андерсон, Ф. Трэшер, Л. Котрелл, Э. Хью.

  • 1892 г – социологический факультет в чикагском университете

  • 1915—1935 гг. – доминирует в американской социологии

  • Прикладные исследования

  • Социология изучает общество как особую организацию, связанную органическими узами во всех своих частях

  • Проблемы: экологические процессы в большом городе; социальная организация и дезорганизация; формы социального и личного контроля; символическая интеракция; управление личности собою; расовые и этнические отношения; ОМ; СМИ; отклоняющееся поведение и преступность; демографические сдвиги.

  • Исходная посылка социально-экологического подхода состояла в том, что человеческое общество следует изучать в соотнесении с окружающей его средой.


«ГОРОД КАК СОЦИАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»

Город – своеобразная «социальная лаборатория», в которой может быть досконально изучена природа человека и цивилизации.

Город становится выгодным местом для изучения социальной жизни, потому, что в городе каждая характерная черта человеческой натуры не просто очевидна, а проявляется все ярче и ярче.

С появлением городского сообщества человеческие возможности расширились; город стал центром и средоточием социальных изменений.

Человек в городе сам по себе.

Люди живут вместе потому что они нужны друг другу:

- соц. дистанции сохраняются несмотря на географическую близость

- отношения скорее символические, нежели социальные

В городских условиях институты растут очень быстро. Два типа институтов: (1) те, которые вырастают и (2) те, которые приводят в действие.
«ГОРОДСКОЕ СООБЩЕСТВО КАК ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОНФИГУРАЦИЯ И МОРАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК»

Отличие современного города от древнего: древний вырастал вокруг крепости, совр вырос вокруг рынка. Основные очертания совр города определяются (1) локальной географией и (2) маршрутами транспортных перевозок.

Город – констеляция естественных зон, каждая из которых имеет свою специфическую среду и свою функцию.

Концентрическая модель городских зон:

  1. Центр города - деловая зона, где сосредоточены административные учреждения, офисы компаний и банков, дорогие гостиницы и супермаркеты;

  2. транзитная (или переходная) зона, где сосредоточены промышленные предприятия;

  3. зона рабочих кварталов, где сосредоточены многоквартирные дома и селятся промышленные рабочие;

  4. зона фешенебельных кварталов и особняков.

Факторы, влияющие на выделение зон:

- Мобильность

- Кол-во и интенсивность взаимодействий

- Цена на недвижимость

- Транспортная система

Побочный результат роста сообщества – социальный отбор и сегрегация населения, а также создание ест соц групп и ест соц ареалов.

Естественные ареалы – относительно отграниченные от окружения и внутренне гомогенные районы; среда обитания естественных групп.

Каждый типичный городской ареал содержит характерную выборку из населения сообщества.

Мобильность - мера соц изменения и соц дезорганизации. Все социальное можно истолковать в терминах пространства и изменений положения инд в пределах ест ареала.
Питири́м Алекса́ндрович Соро́кин

(1889 - 1968) США (с 1922г.)

- основоположник теории социальной стратификации и социальной мобильности

- разработал концепцию социокультурной динамики

- идея интегрализма (создания обобщающей теории структуры и динамики различных социокультурных систем)

- неопозитивизм (социальный бихевиоризм)

- 1931 г – факультет социологии в Гарвардском университете
Основные работы:

  • «Преступление и кара, подвиг и награда» 1914

  • «Система социологии» 1920

  • «Социология революции» 1925

  • «Человек. Цивилизация. Общество»

  • «Социальная мобильность» 1927

  • «Социальная и культурная динамика» 1937—1941

  • «Современные социологические теории» 1966

  • «Кризис нашего времени: социальный и культурный обзор»


«СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ»

Предмет – социальная мобильность, т.е. явление перемещения индивида внутри соц. пространства.

Геометрическое пространство – некая «вселенная», в которой располагаются физические тела.

Социальное пространство – некая «вселенная», состоящая из народонаселения земли.

Социальное положение индивида – совокупность его связей со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, т.е. ее членами.

Положение человека в социальной вселенной определяется путем установления этих связей.

Сов-сть таких групп, а также сов-сть положений внутри каждой из них составляют систему соц. координат, позволяющую определить положение любого индивида.

Социальная стратификация – это дифференциация некой данной сов-ти людей (населения) на классы в иерархическом ранге; постоянная характеристика любого организованного общества. Основные формы: экономическая, политическая, профессиональная.
«КРИЗИС НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

Культура западного общества находится в чрезвычайном кризисе, а человечество — между двумя эпохами: умирающей чувственной культурой и наступающей новой культурой творческого завтра.

Период перехода от одной фундаментальной формы культуры и общества к другой порождают борьбу особой интенсивности.

Распад или разрушение той или иной социокультурной системы ценностей—значений—норм порождает кризисы.

Кризис — это переходный период, существенный фактор и неизбежная необходимость мирового исторического процесса; разрушение чувственной формы культуры, утвердившейся в обществе.

Последствия кризиса:

  • Умножение конфликтов

  • Рост преступности и наказаний

  • Международные войны и кровавые революции

  • Рост душевных болезней и самоубийств

  • Экономическая нищета


Человек стал непоследовательным и неинтегрированным комплексом случайных идей, убеждений, эмоций и импульсов, следствие – рост дезинтеграции и дезорганизации.

Две причины двух форм суицида:

  1. Эгоистическое самоубийство – рост психосоциальной изоляции индивида

  2. Анемическое самоубийство – система норм и стандартов претерпевает шок и становится дезинтегрированной

Бронислав Малиновский (1884-1942)

«Научная теория культуры» (1944 г.)

(английский этнограф, антрополог и социолог,

основоположник функциональной школы)

Основные работы:

  • «Тробрианские острова» (1915)

  • «Аргонавты Западной части Тихого океана» (1922)

  • «Функциональная теория» (1939)

  • «Научная теория культуры» (1944)

  • «Свобода и цивилизация» (1944)

  • «Динамика культурного изменения» (1945)

  • «Магия, наука и религия» (1948)


Считает, что социальные науки должны быть ориентированы на полевые исследования, наблюдения и детальный анализ поведения индивидов, которые взаимодействуют между собой.

Функционализм - это тот метод, который позволяет провести сравнительный анализ явлений в различных культурах.

Культура - продукт биологических свойств человека, так как человек — это животное, которое должно удовлетворять свои биологические потребности. Для удовлетворения их, человек добывает себе пищу, строит жилье, изготавливает одежду и пр. Тем самым он преобразует окружающую его среду и создает культуру.

Различия между культурами — это различия в способах удовлетворения потребностей. Помимо основных потребностей, Малиновский выделял еще производные (вторичные) потребности, порожденные уже не природой, а культурной средой.

Институт - это совокупность средств и способов удовлетворения той или иной потребности, основной или производной.

«Общие аксиомы функционализма»:

A. Культура по своей сути представляет собой инструментальный аппарат, посредством которого человек оказывается в положении, позволяющем ему лучше справляться со специфическими конкретными проблемами, встающими перед ним в ходе его взаимодействия со средой для удовлетворения своих потребностей.

Б. Она является такой системой участников, видов деятельности и отношений, где каждая часть существует как средство для достижения определенной цели.

B. Она является целостным образованием, разные элементы которого взаимозависимы.

Г. Составляющие культуру виды деятельности, отношения и участники организованы по принципу решения жизненно важных задач в институты такие как семья, клан, локальная группа, племя и организованные группы сотрудничества в хозяйственной области, для политической, юридическом образовательной деятельности.

Д. С динамической точки зрения, т. е., принимая во внимание типы деятельности, культура может быть разложена на ряд аспектов — таких как образование, социальный контроль, экономика системы познания, верований, морали, а также виды творческого и художественного выражения.

Согласно Малиновскому, культурный процесс в любом из своих конкретных проявлений всегда включает в себя людей, находящихся в определенных отношениях друг к другу, а это значит, что они определенным образом организованы, используют артефакты и общаются друг с другом при помощи речи иди иных символических средств. Артефакты, организованные группы (социальное окружение) и символика — три тесно связанных между собой измерения культурного процесса.

Так, каждый артефакт является либо инструментом, либо предметом непосредственного использования, т. е. принадлежит к классу предметов потребления. Каждый артефакт создается с целью его использования в качестве орудия или разрушается (истрачивается, съедается) определенной группой людей, представляющей собой социальное окружение.

В рамках такого анализа культурного процесса Малиновский выделил два ключевых аспекта, тесно связанных с социальными реалиями — «форму» и «функцию», а также показал их взаимосвязь.
  1   2   3


написать администратору сайта