Теоретическая поэтика понятия и определения. Хрестоматия - Тамарченко Н.Д.. Теоретическая поэтика понятия и определения. Хрестоматия - Тамар. Хрестоматия для студентов филологических факультетов университетов и пединститутов Москва 1999
Скачать 2 Mb.
|
Тема 34. Канонические и неканонические структуры в лирике. Ода, сатира, элегия, послание, идиллия, балладаI. Cловари Ода и сатира 1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Ода. Лирическое произведение, разновидность, восходящая к греческой и римской поэзии (Пиндар, Гораций), похвальная песнь в честь выдающегося человека, славящая события, достижения человеческого разума (напр., изобретение), абстрактные понятия, моральную правду и т. п. Характеризуется обычно приподнятым тоном, гиперболическим стилем, изобилующим сравнениями и метафорами” (S. 172). 2) Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur. “Ода (греч. — песнь) <...> 2. лирич. форма торжественного, празднично-приподнятого и воодушевленно-идейного; в античности также песенна, однако в противоположность единству переживания и переживающего в сегодняшней песне характеризуется «направленностью визави» (часто в форме обращения на «ты»), сдержанной дистанцией и все же глубокой захваченностью переживанием, которая обуздывает себя в строгой, устойчивой формовке, большей частью безрифменной и строфической в стиле сдержанного пафоса, чем она отличается от свободно текущих гимна и дифирамба. В качестве материала, который вместе с возбуждаемыми им чувствами, отчасти внезапными ассоциативными переходами, однако всегда ясно соотносимыми и прочно очерченными, изображается в абстрактной ясности, соразмерным возвышенному предмету приподнятым языком, здесь появляются особ.: Бог, религия, государство, отечество, природа, искусство, истина, дружба, общение, любовь, наслаждение жизнью, спокойствие, посмертная слава и др., также соответствующие поводы стихотворений на случай” (S. 533). 3) Barnet S., Berman M., Burto W. Dictionary of Literary, Dramatic and Cinematic Terms. “Сатира. Литературное произведение, высмеивающее легко распознаваемые предметы реальной жизни, с целью таким образом вызвать у читателя презрение к ним” (p. 96). 4) Словарь литературных терминов: B 2 т. Т. 2. а) Бродский Н.Л. Ода. Стлб. 525-527. “О. <..>. лирическое произведение, посвященное изображению крупных исторических событий или лиц, говорящее о значительных темах религиозно-философского содержания, насыщенное торжественным тоном, патетическим воодушевлением автора, сознающего себя во власти высших сил, органом или божественной воли или всенародного разума”. б) Чешихин-Ветринский В. Сатира. Стлб. 754-757. “С. <...> Как особая поэтическая форма сатира явилась в гражданской культуре древнего Рима. <...> C ХVIII в. сатира развивается в русский век классицизма как особая лирическая классическая форма...“ 5) Квятковский А. Поэтический словарь. “Ода <...> В дальнейшем О. называлось торжественное лирическое стихотворение, написанное в приподнятом тоне. <...> В России одическая поэзия как лирико-ораторский жанр появилась в ХVIII в., в эпоху классицизма. <...> Для русской классической О. характерна особая строфическая форма — десятистрочие с подразделением на три части: в первой — четыре строки, во второй и третьей — по три строки, система рифмовки — abab ccd eed” (с. 178-179). 6) Морозов Ал. Ода // Клэ. Т. 5. Стлб. 389-390. “О. <...> поэтич. жанр. сложившийся в эпоху классицизма. <...> В европ. лит-ре О. появилась в качестве поэзии высокого стиля, связанной с утверждением нац. абсолютистского гос-ва”. 7) Гаспаров М.Л. Ода // Лэс. С. 258. “О. <...> жанр лирич. поэзии. <...> В поэзии классицизма (17-18 вв.) О. — ведущий жанр высокого стиля с каноническими темами (прославление Бога, отечества, жизненной мудрости и пр.), приемами («тихий» или «стремительный» приступ, наличие отступлений, дозволенный «лирический беспорядок») и «видами» (О. духовные, торжественные — «пиндарические», нравоучительные — «горацианские», любовные — «анакреонтические»); <...> В эпоху предромантизма (кон. 18 в.) жанровые признаки О. расшатываются (Г.Р. Державин и др.). В 19-20 вв. жанровая система в лирике размывается...” Элегия и послание 1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Элегия. Лирическое произведение с печальным настроением, выражающее, напр., скорбь об утрате любимого существа <...> или боль и грусть общечеловеческие; содержит обычно рефлексию на тему несчастия. Элегии античные, греческие и римские были написаны обычно так наз. элегическим дистихом...“ (S. 73-74). “Послание поэтическое (épitre). Поэтическое произведение в передающей форме послания (поэма эпическая, лирическая, дидактическая, сатирическая и т. п.), обращенного к фактическому или вымышленному адресату” (S. 144). 2) Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur. “Элегия (греч.), в античности любое стихотворение, написанное дистихом (элегическим), за исключением эпиграммы, которая однако сближалась с короткой элегией, без оглядки на содержание и настроение; установка на грустную, жалобно-смиренную субъективную лирику чувства появилась лишь позднее, так что чисто формальные Э. без тоскующей печали так же возможны, как подлинные элегии с подобным настроением без формы дистиха. Первоначально тесная близость Э. к эпосу в форме (дактили гекзаметра), как и в содержании (отчасти — миф) отступает, когда при всей строгости способной к превращениям формы (дистиха) к самому сильному внутреннему переживанию болезненно-сентиментальные настроения и рефлексия получают преобладание над личн. желаниями поэта; характерным остается многообразие мотивов и субъективное сцепление в ходе мыслей” (S. 226-227). “Эпистола <...> 3. как форма поэзии поэтич. Э. (письмо-стихотворение) в стихах (гекзаметр, дистих, нем. ямб, франц. александрийский стих), чаще всего поучительного моральн., филос. или эстетич. содержания в эпической (изображение события) или лирической (чувства, признания) форме, фамильярном тоне болтовни и всегда направленное на определенную реальную или фиктивную личность (Гораций. Послание к Пизонам = Искусство поэзии), часто близкое элегии (Овидий. Письма с Понта) и сатире...“ (S. 250). 3)Dictionary of World Literary Terms / By J. Shipley. “Элегия — жалобное, скорбное стихотворение о смерти; также медитативное стихотворение с торжественным или печальным настроением, например, о безответной любви” (p. 94). 4) Cuddon J.A. The Pinguin Dictionary of Literary Terms and Literary Theory. “Послание (эпистола). Стихотворение, адресованное другу или покровителю, своего рода письмо в стихах. Приблизительно существуют два типа: (а) на моральные и философские темы; (b) на романтические или сентиментальные темы” (p. 299). 5) Словарь литературных терминов: B 2 т. а) Эйгес И. Послание. Стлб. 615-617. “П. — письмо в стихах. Еще Гораций дал образцы таких посланий...” б) Эйгес И. Элегия. Стлб. 1111-1113. “Э. — стихотворение с характером задумчивой грусти. <...> Впоследствии был, пожалуй, только один период в развитии европейской литературы, когда словом Э. стали означать стихотворение с более или менее устойчивой формой. Это именно под влиянием знаменитой элегии английского поэта Томаса Грея ...” 6) Квятковский А. Поэтический словарь. “Послание — древнейший жанр монологической поэзии, большое стихотворение, в котором поэт, как бы беседуя с адресатом, высказывает свои суждения по какому-либо важному вопросу. <...> Наиболее употребительный стихотворный размер в П. — шестистопный ямб (александрийский стих). <...> Являясь жанром, близким к письму, П. иногда превращались, по существу, в литературно-политические памфлеты (например, «Послание цензору» Пушкина)” (с. 219-220). “Элегия <...> лирический жанр античной поэзии, стихотворение, проникнутое смешанным чувством радости и печали или только грустью, раздумьем, размышлением, с оттенком поэтической интимности. <...> Стихотворный размер русских Э. преимущественно ямбический” (с. 350-351). 7) Краткая литературная энциклопедия. а) Гаспаров М.Л. Послание. Т. 5. Стлб. 905-906. “П., эпистола <...> 1) Лит. жанр: стихотворное письмо. Время расцвета П. — классицизм 17-18 вв. <...> В эпоху романтизма П. постепенно выходит из моды и к сер. 19 в. перестает существовать как жанр. Формальный признак П. — наличие обращения к конкр. адресату и соответственно такие мотивы, как просьбы, пожелания и пр.; адресат может быть и фиктивный <...> «К Овидию» Пушкина. <...> Грань между П. и др. жанрами, разрабатывавшими то же содержание, по мере ослабления формальных признаков П., стиралась; этому содействовало и то, что нек-рые др. жанры по традиции также допускали посвящение конкретному адресату (антич. оды и элегии, любовная лирика нового времени); поэтому мн. П. близки к сатирам (Гораций), элегиям (Овидий), дидактич. поэмам (А. Поп), лирич. стихам неопредел. жанра (Пушкин, «Во глубине сибирских руд» и др.); в них-то и растворился жанр П. в сер. 19 в.”. б) Фризман Л.Г. Элегия. Т. 8. Стлб. 866-867. “Э. <...> жанр лирич. поэзии. <...> В 18 в. в ряде лит-р, прежде всего в английской, получают распространение медитативные меланхолич. Э. — пространные стихотворения, посв. грустным размышлениям о жизни и любви, о тщете земных благ, об уединении на лоне природы: образец — «Элегия, написанная на сельском кладбище» Т. Грея <...> Э. иного типа культивировали франц. лирики, корифеи «легкой поэзии»: Э. Парни, А. Шенье, Ш. Мильвуа..” 8) Гаспаров М.Л. Элегия // Лэс. С. 508. “Э. <...> — лирич. жанр, стихотворение средней длины, медитативного или эмоц. содержания (обычно печального), чаще всего — от первого лица, без отчетливой композиции. <...> Расцвет наступает в эпоху предромантизма и романтизма <...> затем Э. теряет жанровую определенность и термин выходит из употребления...” Идиллия и баллада 1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Баллада. <...> 2. Эпико-лирическое произведение, которое при всех различиях в происхождении и эволюции образцов обладает непременно характеристическими признаками; среди них — связанные с тематикой (чудесное, загадочное происшествие), способом восприятия (простота, наивность), композицией (концентричное действие, представленное эскизно в главных, повторяющихся фабулярных моментах, лиризованное повествование часто с диалогическими вставками), типичностью поэтических средств (эпитеты, сравнения, параллелизмы, повторения и т. п.), форма мелодичная, обычно строфическая” (S. 42). “Идиллия 2) Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur. “Баллада <...> жанр, находящийся между тремя литературными родами, который изображает необыкновенное, богатое действием, нередко с чертовщиной и привидениями и большей частью трагическое событие из истории, саги или мифа (часто роковую встречу, в которой человек — только способ описания космических процессов, столкновений между силами, нравами и природой и т. п.), продвигающееся вперед благодаря обмену речами между персонажами, показанное в качестве непосредственно современного в сжатой, чаще всего рифмованной строфической форме, и который при этом благодаря эмоциональному содержанию рассказанного, намекающему способу изложения, возгласам и припеву поддерживает нечто вроде мелодии, вызывает лирическое настроение. Предлагая собственно действие только как повод для образа настроения, создает переход к лирике; также подвижной является граница с романсом, однако легко ироническое этого жанра превращается в серьезное, благородное и темное, закрытое тенью судьбы. В прозе Б. соответствует новелла в выборе материала, сжатости формы и драматическом строении. Собственной метрической формы Б. не разработала...“ (S. 73-74). “Идиллия <...> эпико-полудрамат. (диалогическая) поэтическая форма, изображение спокойно-скромн., уютно-приятн. уголка счастья безобидно чувствующего человека в безопасности и самоудовлетворенности и естеств.- повседневн. сельской и народной жизни простым будничным языком, стихом или прозой, часто с лирич. вставками в замкнутых сценах (жанровая картина), особ. как форма пастушеской поэзии” (S. 401-402). 3) Barnet S., Berman M., Burto W. A Dictionаry of Literary Terms. “Баллада. Традиционная или популярная баллада — это история, рассказанная в песне, которая передавалась в устной форме, от певца к певцу. Баллады стали распространенным жанром в XV в., однако первые образцы восходят еще к XIII в. Каково бы ни было их первоначальное авторство, они становились собственностью сообщества людей, которые их пели, шлифовали их сознательными или бессознательными изменениями и учили им своих детей. Эта устная передача традиционного материала, возможно, сказывается в безличном тоне (певец редко поет о своем отношении к рассказу). <...> Обычная тема — любовь, часто трагическая. Простой язык и безличный тон часто скрывают глубокие чувства, а рефрен добавляет элемент торжественного ритуала или лирического контраста к застывшему рассказу” (p. 19-20). 4) Barnet S., Berman M., Burto W. Dictionary of Literary, Dramatic and Cinematic Terms. “Идиллия. Короткое, красочное произведение, как правило, о пастухах (пастораль), иногда термин применяется к тому, что критики называют эпиллионом, представляющему собой малую эпическую форму. Эпиллион представляет эпизод из героического прошлого, но его внимание направлено на живописную и романтическую его сторону, а не на героическую” (p. 61). 5) The Longman Dictionary of Poetic Terms / By J. Myers, M. Simms. “Баллада (от латинского «танцевать») — простая, хорошо запоминающаяся песня, которая устно передает содержание рассказа в форме повествования и диалогов. Народная популярная баллада — одна из наиболее ранних форм литературы, чье содержание восходит к ранним периодам деревенской культуры. Ее отличительными свойствами являются простой язык, простой сюжет, повторы, объективное повествование и любовная тема, тема сверхъестественного и тема физической силы героя. Рассказ стремится к своей кульминационной точке, к катарсису.” (p. 31). “Идиллия (от греческого «маленький образ», также «короткая описательная поэма» <...>) вид литературы, описывающей сельскую местность, тематику которого составляют несложные идеалистические темы и счастливые события” (p. 139). 6) Cuddon J.A. The Pinguin Dictionary of Literary Terms and Literary Theory. “Баллада. Слово происходит от позднелатинского и итальянского «ballare» — «танцевать». Если говорить обобщенно, то баллада — это песня, рассказывающая историю и первоначально являвшаяся музыкальным аккомпанементом к танцу. Можно выделить очевидные базовые черты, общие для большого числа баллад: (а) начало часто внезапно; (b) язык прост; (c) история рассказывается при помощи диалога и действия; (d) тема часто трагическая (хотя есть некоторое количество комических баллад); (e) часто имеется рефрен. К этим чертам можно добавить: баллада обычно имеет дело с отдельным эпизодом; события, ведущие к кризису, разворачиваются быстро; минимум деталей, касающихся окружающей обстановки; сильный драматический элемент; значительная напряженность и непосредственность повествования; повествователь объективен; постоянные эпитеты используются в устной традиции кеннингов; часто бывает нарастающее (увеличивающееся) повторение; единственная линия действия и скорость рассказа сильно мешает попыткам обрисовки характера; образы редки и просты. Можно провести различия между двумя основными типами баллад: фольклорной или традиционной балладой и литературной балладой. Первая являлась анонимной и передавалась от певца к певцу из уст в уста. Она принадлежит к устной традиции. Таким способом баллады переходили из одного поколения в другое на протяжении веков. Это неизбежно приводило к появлению многочисленных вариаций одного рассказа. Фольклорная баллада имела тенденцию к процветанию в нелитературной или полулитературной среде, в сельском окружении, и эта традиция до сих пор жива в северной Греции, кое-где на Балканах и на Сицилии. Второй тип баллад не является анонимным и записывается поэтом в том виде, в каком был сочинен. Эти различия важны, тем не менее баллады обеих традиций имеют общие черты. Многие историки и критики выделяют третий тип баллад — популярную (массовую). Она имеет много общего с традиционной или фольклорной балладой. Тем не менее, она ассоциируется скорее с полулитературными или литературными городскими, а не сельскими сообществами, и часто бывает очень реалистичной, негероической, комической или сатирической. Впрочем, иногда она может быть и трагической. Ее иногда называют уличной балладой и, наряду с балладой традиционной, она оказала влияние на творчество многих поэтов” (p. 77, 79). “Идиллия. Это может относиться и к поэме, и к эпизоду из поэмы, или к стихотворению, которое описывает сцену из сельской жизни (в данном случае это близкий синоним пасторали), или описание всякой сцены спокойного счастья. В общеупотребительном значении “идиллический” используется для описания спокойного и эйфорического состояния или окружения, которое с трудом достижимо и идеализировано. Вследствие этого идиллия не является определенным (конкретным) поэтическим жанром” (p. 442). 7) Словарь литературных терминов: B 2 т. а) Петровский М. Баллада. Стлб. 90-93. “Б. <...> Совершенно иное значение и иную историю имеет термин баллада, каким мы его встречаем впервые в нашей поэзии у Г.П. Каменева (1772-1803) с его «Громвалом» и у Жуковского. <...> Метрические признаки в балладе этого типа не играют значительной роли. Жанр ее устанавливается более по содержанию. Эпическая тема излагается прерывисто, эпизодически, фрагментарно, оставляя большой простор фантазии слушателей, которая работает уже окрашенная лирическим тоном баллады, чаще всего мрачным, меланхолическим. Вначале — это героические или бытовые народные песни, часто фантастического характера, воспевающие иногда исторических лиц ...“ б) Зунделович Я. Идиллия. Стлб. 278-279. “И. — поэтическое произведение, рисующее картину простой наивной жизни, непосредственных чувствований и т. п.” 8) Квятковский А. Поэтический словарь. “Баллада <...> лирический жанр, возникший в средние века в поэзии романских стран. <...> Английская Б. — это, по существу, сюжетная лиро-эпическая поэма строгой строфической формы (обычно — четверостишия); строится она на фантастическом, легендарно-историческом и бытовом материале. <...> В Германии Б. первоначально была хороводной песней. Затем она приняла форму сюжетной лиро-эпической полупоэмы на материале сказаний, легенд или античных мифов. <...> В русской книжной поэзии зачинателем Б. как жанра был Жуковский...“ (с. 55-56). “Идиллия <...> жанр лироэпической, так называемой буколической поэзии в античном мире. Основные признаки стихотворной И. — описание мирных бытовых картин и пейзажей, безмятежной жизни землевладельцев, пастухов и рыбаков с их простыми наивными характерами. Этот жанр возник в античной поэзии как противопоставление торжественной одической и героической поэзии. В новой европейской литературе И. появилась в виде стилизации под античные образцы” (с. 116). 9) Краткая литературная энциклопедия. а) Никонов В.А. Баллада. Т. 1. Стлб. 422-423. “Б. <...> Как сюжетное поэтич. произв., преим. на историч. или на легендарном материале, с мрачным колоритом, Б. стала одним из любимых жанров поэзии сентиментализма, романтизма в Англии <...> и Германии <...> Этот вид Б. получил широкое развитие в русской поэзии 19 в. ...“ б) Миров Н.С. Идиллия. Т. 3. Стлб. 58-59. “И. <...> — поэтич. жанр, стихотворение, изображающее в идеализированных тонах быт простых людей обычно на лоне сел. природы. <...> В рус. лит-ре жанр И. разрабатывали преим. писатели-сентименталисты...“ 10) Гаспаров М.Л. Баллада // Лэс. С. 44-45. “Б. <...> 2) Лиро-эпич. жанр англо-шотл. нар. поэзии 14-16 вв. на историч. (позднее также сказочные и бытовые) темы <...> (сходны с романсом испанским, нек-ми видами рус. былин и исторических песен и нем. нар. песнями, впоследствии также названными Б.) — обычно с трагизмом, таинственностью, отрывистым повествованием, драматич. диалогом. <...> Интерес к нар. Б. в эпоху предромантизма и романтизма <...> породил аналогичный жанр литературной Б.” II. Учебники, учебные пособия 1) Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. “Лирические произведения в различные эпохи делились на различные жанры. И по отношению к лирике ХIХ в. сыграл ту же роль, что и по отношению к другим родам: жанры смешались, и их строгие когда-то границы распались. Тем не менее жанры эти, перестав являться в чистом виде, не исчезли. <...> К началу ХIХ в. сохранялся только один вид оды — ода торжественная, лирическое стихотворение на значительную тему <...> имитирующее ораторскую речь. <...> В конце ХVIII в. с одой боролась за преимущественное значение элегия, разрабатывавшая интимную тематику в соответствующем эмоциональном плане (типичны любовные элегии, распространены были элегии, окрашенные эмоциями печали, горести, уныния; эти последние и создали типичное представление об элегии как о печальном стихотворении)” (с. 241). III. Специальные исследования 1) Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. [1] “Совершенно ясно, что отдельного произведения в литературе не существует, что отдельное произведение входит в систему литературы, соотносится с нею по жанру и стилю (дифференцируясь внутри системы), что имеется функция произведения в литературной системе данной эпохи. Произведение, вырванное из контекста данной литературной системы и перенесенное в другую, окрашивается иначе, обрастает другими признаками, входит в другой жанр, теряет свой жанр, иными словами, функция его перемещается. Это влечет за собой перемещение функций и внутри данного произведения, доминантой оказывается в данной эпохе то, что ранее было фактором подчиненным” (с. 227). [2] “Ода как витийственный жанр слагалась из двух взаимодействующих начал: из начала наибольшего действия в каждое данное мгновение и из начала словесного развития, развертывания. Первое явилось определяющим для стиля оды; второе — для ее лирического сюжета; при этом лирическое сюжетосложение являлось результатом компромисса между последовательным логическим построением (построение «по силлогизму») и ассоциативным ходом сцепляющихся словесных масс. <...> витийственное начало оды выдвигало с большой силой вопрос об ее интонационной организации: ораторское, с установкою произносимости, стиховое слово должно было быть организовано по принципу наибольшего интонационного богатства. Самая десятистрочная строфа оды представляла сложную и податливую канву для особого синтактико-интонационного строя” (с. 230-231). 2) Грехнев В.А. Лирика Пушкина. О поэтике жанров. “На пушкинскую эпоху в русской поэзии выпадают едва ли не самые интересные страницы в истории литературных жанров. В эту пору наиболее продуктивные из них — ода, элегия и послание — завершают цикл своего развития, и лирика вырывается на просторы свободного мышления. Но, приближаясь к закату, жанр, как убеждает нас в этом пушкинская лирика, вспыхивает необыкновенно ярко <...> Пока жанр движется в колее стереотипов, экспрессивная энергия его элементов постепенно угасает, но она разгорается с неожиданной силой всякий раз, когда чей-либо стиль смещает его перспективу. Привычное в структуре жанра оживает для восприятия, освещается как бы новым светом, и «новизна» высвечивает «старину»“ (с. 6). “Но и державинская традиция, художественные возможности, заключенные в ней, были не в силах продлить существование одического жанра. Не случайно возможности эти подхватил и расширил другой жанр — дружеское послание, выдвинутое временем на роль своеобразного жанра-разведчика” (с. 8). “Элегия развивается в окружении жанров-антиподов. <...> Пушкинская элегия вбирает в себя интонации обращенной речи, как бы заимствуя художественную общительность послания. Уроки пластики, почерпнутые в жанре антологической пьесы, сказываются на материально твердом и отчетливом рисунке пушкинского элегического пейзажа или предметного фона эмоции. Антологические мотивы проникают у Пушкина в жанр послания, тяготея в нем к изображению естественного бытия поэта. Да и самый жанр антологической пьесы не свободен в лирике Пушкина от вторжения элегических настроений <...> Нет, пожалуй, менее изученной области в современной науке о жанрах, чем теория лирических жанров. <...> Представление о жанрах как о мировоззренчески насыщенных типах структур, являющихся продуктом коллективного опыта, совмещающих устойчивое и динамическое, общее и индивидуальное в потоке литературного развития, — это представление меньше всего укоренилось в изучении лирики. Здесь все еще в ходу наивно-тематический принцип членения” (с. 11). ВОПРОСЫ 1. Сравните определения оды в справочной литературе. Указываются ли структурные признаки канонического литературного жанра? Какие именно? Обратитесь с этой же точки зрения ко второму фрагменту статьи Ю.Н. Тынянова. 2. Ответьте на те же вопросы относительно поэтической сатиры. Сопоставляются ли жанры сатиры и оды в характеристиках каждой из них? Известно ли Вам что-нибудь о соотнесенности этих жанров друг с другом в рамках жанровых систем определенных эпох? 3. Сопоставьте вначале определения элегии, затем — послания. В каких случаях указываются признаки инвариантной жанровой структуры? Отметьте такие характеристики обоих жанров, в которых затрагивается вопрос об их взаимосвязи в литературном процессе. 4. Прочитайте характеристики, которые дают балладе, а также идиллии разные авторы. Выделите те из них, где: а) акцентирована внежанровая, межродовая природа произведений этих двух типов; б) устанавливаются устойчивые признаки этих жанров в области тематики и стилистики. Обратите внимание на то, какая именно традиция (национальная, направленческая) имеется в виду во втором случае. 5. Подводя итоги анализа определений, заимствованных нами из справочной литературы, сравните Ваши выводы с замечаниями В.А. Грехнева о состоянии вопроса в науке. 6. Сравните приведенные фрагменты исследований Ю.Н. Тынянова и В.А. Грехнева. Как Вы полагаете, какой из следующих путей решения проблемы лирических жанров выглядит наиболее убедительным, обоснованным: а) названные жанры представляют собой инвариантные (канонические) структуры, но не на длительном протяжении истории литературы, а в рамках одной определенной литературной эпохи; в таком контексте каждый из них может быть изучен в отдельности; б) в рамках данной литературной эпохи каждый жанр самоопределяется во взаимодействии с другими, поэтому необходимо изучать формы такого взаимодействия; в) необходимо продуманное сочетание обоих подходов: ведь коль скоро жанр не перестает быть собой в процессе межжанровых контактов, следовательно, он сохраняет инвариантную структуру, унаследованную от предшествующих литературных эпох? Проблема стиля |