Главная страница
Навигация по странице:

  • Дж. Тернер Ключевые тезисы Маркса 2

  • Г. Зиммель Человек как враг 3 I

  • Психология. конфликьология. Хрестоматия (Питер) Наталия Гришина Психология конфликта Питер 2016 удк 316. 48(075) ббк 88. 53я7


    Скачать 329.13 Kb.
    НазваниеХрестоматия (Питер) Наталия Гришина Психология конфликта Питер 2016 удк 316. 48(075) ббк 88. 53я7
    АнкорПсихология
    Дата06.03.2023
    Размер329.13 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаконфликьология.pdf
    ТипИсследование
    #971005
    страница2 из 4
    1   2   3   4
    К. Маркс
    К критике политической экономии
    1
    Предисловие
    В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необхо- димые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соот- ветствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Сово- купность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества,
    реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства матери- альной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.
    Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы обще- ства приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или –
    что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности,
    внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изме- нением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громад- ной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материаль- ный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философ- ских, короче – от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию.
    Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существу- ющего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все про- изводительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие про- изводственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе все- гда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотре- нии всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо или по крайней мере находятся в процессе становления. В
    общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы про- изводства можно обозначить как прогрессивные эпохи экономической общественной форма- ции. Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической фор- мой общественного процесса производства, антагонистической не в смысле индивидуального антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни инди- видуумов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма.
    1
    Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1959. – Т. 13. – С. 6–8.

    Н. Гришина. «Психология конфликта»
    14
    Дж. Тернер
    Ключевые тезисы Маркса
    2
    I. Чем более неравномерно распределены в системе дефицитные ресурсы, тем глубже конфликт интересов между господствующими и подчиненными сегментами системы. II. Чем глубже подчиненные сегменты начинают осознавать свои истинные коллективные интересы,
    тем более вероятно, что они будут сомневаться в законности существующей в настоящее время формы распределения дефицитных ресурсов.
    A. Чем больше социальные перемены, производимые господствующими сегментами,
    подрывают существующие в настоящее время отношения между подчиненными, тем более вероятно, что эти последние начнут осознавать свои истинные интересы.
    Б. Чем чаще господствующие сегменты создают у подчиненных состояние отчуждения,
    тем более вероятно, что эти последние начнут осознавать свои истинные коллективные инте- ресы.
    B. Чем больше члены подчиненных сегментов смогут жаловаться друг другу, тем более вероятно, что они начнут осознавать свои истинные коллективные интересы.
    1. Чем больше экологическая концентрация членов подчиненных групп, тем более веро- ятно, что они сообщают друг другу свои жалобы.
    2. Чем выше возможности членов подчиненных групп получить образование, чем раз- нообразнее используемые ими средства коммуникации, тем более вероятно, что они должны будут обмениваться жалобами.
    Г. Чем больше подчиненные сегменты сумеют развить унифицированную идеологию, тем более вероятно, что они начнут сознавать свои истинные коллективные интересы.
    1. Чем выше способность вербовать или порождать идеологов, тем более вероятна идео- логическая унификация.
    2. Чем ниже способность господствующих групп регулировать процессы социализации и сети коммуникаций в системе, тем более вероятна идеологическая унификация.
    III. Чем больше подчиненные сегменты системы сознают свои коллективные интересы,
    чем больше они сомневаются в законности распределения дефицитных ресурсов, тем более вероятно, что они должны будут сообща вступить в открытый конфликт с доминирующими сегментами системы.
    А. Чем меньше способность господствующих групп проявлять свои коллективные инте- ресы, тем более вероятно, что подчиненные группы должны будут вступить в конфликт сообща.
    IV. Чем выше идеологическая унификация членов подчиненных сегментов системы, тем более развита их структура политического руководства, тем сильнее поляризация господству- ющих и подчиненных сегментов системы.
    V. Чем сильнее поляризации господствующих и угнетенных, тем более насильственным будет конфликт.
    VI. Чем более насильственным является конфликт, тем больше структурные изменения системы и перераспределение недостающих ресурсов.
    2
    Тернер Дж. Структура социологической теории. – М.: Прогресс, 1985. – С. 129.

    Н. Гришина. «Психология конфликта»
    15
    Г. Зиммель
    Человек как враг
    3
    I
    О естественной враждебности между человеком и человеком говорят скептические мора- листы, для которых homo homini lupus est
    4
    и «в несчастье наших лучших друзей есть нечто, не вполне для нас неприятное». Однако же и противоположным образом настроенная моральная философия, выводящая нравственную самоотверженность из трансцендентных основ нашего существа, отнюдь не избегает подобного пессимизма.
    Ведь она признает, что в наших волениях, опытно постижимых и исчислимых, невоз- можно обнаружить жертвенное отношение Я к Ты. Следовательно, эмпирически, согласно рас- судку, человек является просто эгоистом и обратить этот естественный факт в его противо- положность уже никогда не сможет сама природа; (на это способен) лишь deus ex machina
    5
    некоего метафизического бытия внутри нас. Видимо, данная враждебность оказывается по меньшей мере некоторой формой или основой человеческих отношений наряду с другой – сим- патией между людьми. Примечательно сильный интерес, который, например, человек испыты- вает именно к страданиям других людей, можно объяснить только смешением обеих мотиви- ровок.
    На сущностно присущую нам антипатию указывает и такое нередкое явление, как «дух противоречия», свойственный отнюдь не только принципиальным упрямцам, всегда говоря- щим «нет» (к отчаянию своего окружения, будь то дружеский или семейный круг, комитет или театральная публика). Нельзя сказать, что наиболее характерна область политическая, где
    «дух противоречия» торжествует в тех деятелях оппозиции, классическим типом которых для
    Маколея был Роберт Фергюсон; His hostility was not to Popery or to Protestantism, to monarchical
    government or to republican government, to the house of Stuarts or to the house of Nassau, but to
    whatever was at the time established
    6
    . Все эти случаи, считающиеся типами «чистой оппози- ции», не обязательно должны ею быть; ибо такого рода оппоненты объявляют себя защит- никами угрожаемых прав, борцами за объективно правильное, охранителями меньшинства как такового. Абстрактное стремление к оппозиции, по-моему, гораздо отчетливее демонстри- руют куда менее примечательные ситуации: тихое, едва осознанное, часто сразу же улетучива- ющееся побуждение противоречить некоторому утверждению или требованию именно тогда,
    когда оно встречается в категоричной форме. Даже во вполне гармоничных отношениях у мно- гих достаточно податливых натур этот оппозиционный инстинкт выступает с неизбежностью рефлекторного движения и подмешивается, пусть и без видимых последствий, к поведению в целом. Допустим, это действительно захотели бы назвать защитным инстинктом – ведь и многие животные автоматически выбрасывают свои приспособления для защиты и нападения в ответ на одно только прикосновение. Но тем самым был бы только доказан изначальный,
    фундаментальный характер оппозиции, так как это означало бы, что личность, даже и не под- вергаясь нападению, лишь реагируя на самовыражения других, не способна утверждать себя
    3
    Зиммель Г. Человек как враг // Социологический журнал. – 1994. – № 2. – С. 114–119.
    4
    Человек человеку волк (лат.).
    5
    Бог из машины; развязка вследствие непредвиденного обстоятельства (лат.).
    6
    Его враждебность относилась не к папству или протестантизму, монархическому правлению или республиканскому прав- лению, дому Стюартов или Нассаускому дому, но вообще ко всему в то время установившемуся (англ.). Речь идет о памфле- тисте Р. Фергюсоне (1637–1714), Фергюсоне-заговорщике, как его называли.

    Н. Гришина. «Психология конфликта»
    16
    иначе, как через оппозицию, что первый инстинкт, при помощи которого она себя утверждает,
    есть отрицание другого.
    Прежде всего, от априорного инстинкта борьбы невозможно отказаться, если присмот- реться к невероятно мелким, просто смехотворным поводам самой серьезной борьбы. Один английский историк рассказывает, что совсем недавно передрались между собой две ирланд- ские партии, вражда которых возникла из спора относительно масти какой-то коровы. В Индии несколько десятилетий назад происходили серьезные восстания вследствие распри двух пар- тий, ничего не знавших одна о другой, кроме того, что они – партии правой и левой руки. И
    только, так сказать, на другом конце эта ничтожность поводов для спора обнаруживает себя в том, что часто он завершается явлениями просто ребяческими. Магометане и индусы живут в
    Индии в постоянной, латентной вражде и отмечают ее тем, что магометане застегивают свое верхнее платье направо, а индусы – налево, что на общих трапезах первые усаживаются в круг,
    а вторые – в ряд, что бедные магометане используют в качестве тарелки одну сторону листа, а бедные индусы – другую. В человеческой вражде причина и действие часто до такой степени находятся вне связи и разумной пропорции, что невозможно правильно понять, является ли мнимый предмет спора его действительным поводом или всего только выходом для уже суще- ствующей вражды. Что касается, например, отдельных процессов борьбы между римскими и греческими партиями в цирке, разделения на партии ο'μοουσνοζ и ομονουσνοζ
    7
    борьбы Алой и
    Белой розы, – то невозможность обнаружить какое-либо рациональное основание для борьбы заставляет нас по меньшей мере сомневаться. В целом создается впечатление, что люди нико- гда не любили друг друга из-за вещей столь малых и ничтожных, как те, из-за которых один другого ненавидит.
    Наконец, (на мысль о том, что существует) изначальная потребность во враждебности,
    часто наводит и невероятно легкая внушаемость враждебного настроения. В общем, среднему человеку гораздо труднее удается внушить другому такому же доверие и склонность к некоему третьему, прежде ему безразличному, чем недоверие и отвращение. Весьма характерно, что это различие оказывается относительно резким именно там, где речь идет о низших степенях того и другого, о первых зачатках настроенности и предрассудка в пользу или против кого- либо; что касается более высоких степеней, ведущих к практике, то тогда решает уже не эта мимолетная, однако выдающая основной инстинкт наклонность, но соображение более осо- знанного характера. Здесь обнаруживается тот же факт, но как бы иначе повернутый: легкие,
    словно бы тенью набегающие предубеждения на наш образ другого могут быть внушены даже совершенно безразличными личностями; для возникновения же благоприятного предрассудка нужен уже некто авторитетный или находящийся с нами в душевной близости. Быть может,
    без этой легкости или легкомыслия, с каким средний человек реагирует именно на внушения неблагоприятного рода, и aliquid haeret
    8
    не стало бы трагической истиной.
    Наблюдение всяческих антипатий и разделения на партии, интриг и случаев открытой борьбы, конечно, могло бы поставить враждебность в ряд тех первичных человеческих энер- гий, которые не высвобождаемы внешней реальностью их предметов, но сами для себя эти предметы создают. Так и говорят, что человек не потому имеет религию, что верит в Бога, но потому верит в Бога, что имеет религию как настроенность своей души. В отношении любви,
    пожалуй, общепризнано, что она, особенно в молодые годы, не есть лишь реакция нашей души, которую вызывает ее предмет (например, как воспринимается цвет нашим аппаратом зрения). Душа имеет потребность любить и только сама объемлет некоторый предмет, удо- влетворяющий этой потребности. Да ведь душа впервые и наделяет его, при определенных обстоятельствах, такими свойствами, которые якобы вызвали любовь. Нет никаких оснований
    7
    Единосущего и подобносущего (греч.). Имеется в виду знаменитый догматический спор относительно природы Христа.
    8
    Что-то не ладится (лат.).

    Н. Гришина. «Психология конфликта»
    17
    утверждать, что то же самое (с некоторыми оговорками) не может происходить и с развитием противоположного аффекта, что душа не обладает автохтонной потребностью ненавидеть и бороться, часто только и проецирующей на избираемые ею предметы их возбуждающие нена- висть свойства.
    Это не столь очевидный случай, как любовь. Дело, видимо, в том, что влечение любви благодаря тому, что в юности оно невероятно физиологически обострено, несомненным обра- зом подтверждает свою спонтанность, свою определенность со стороны terminus а qио
    9
    . Влече- ние ненависти, пожалуй, только в виде исключения имеет такие острые стадии, которые могли бы позволить равным образом осознать ее субъективно-спонтанный характер.
    Итак, если у человека действительно есть формальное влечение враждебности как пар- ная противоположность потребности в симпатии, то, по-моему, исторически оно берет начало в одном из тех психических процессов дистилляции, когда внутренние движения в конце кон- цов оставляют в душе после себя общую им форму как некое самостоятельное влечение. Инте- ресы различного рода столь часто побуждают к борьбе за определенные блага, к оппозиции определенным личностям, что, вполне вероятно, в качестве остатка в наследственный инвен- тарь нашего рода могло перейти состояние возбуждения, само по себе побуждающее к антаго- нистическим выражениям.
    Известно, что – в силу неоднократно обсуждавшихся причин – взаимоотношения при- митивных групп почти всегда враждебны. Пожалуй, самый радикальный пример – индейцы, у которых каждое племя считалось находящимся в состоянии войны с любым другим, если с ним не был заключен внятный мирный договор. Но нельзя забывать, что на ранних стадиях куль- туры война есть едва ли не единственная форма, в которой вообще идет речь о соприкоснове- нии с чужой группой. Покуда межтерриториальное торговое общение было неразвито, индиви- дуальные путешествия неизвестны, а духовная общность еще не выходила за границы группы,
    помимо войны не было никаких социологических взаимосвязей между различными группами.
    Здесь взаимоотношения элементов группы и примитивных групп между собой проявляются в совершенно противоположных формах. Внутри замкнутого круга вражда, как правило, озна- чает прерывание взаимосвязей, отстраненность и избегание контактов; эти негативные явления сопровождает даже страстное взаимодействие открытой борьбы. Напротив, каждая из групп в целом равнодушна к другой, покуда длится мир, и лишь во время войны они обретают друг для друга активную значимость. Поэтому одно и то же влечение к экспансии и действенности,
    которое внутри требует безусловного мира как основы сцепления интересов и взаимодействия,
    вовне может выступать как воинственная тенденция.
    II
    Война, возникающая на основе единства и равенства, очень часто бывает более страстной и радикальной, чем в случае, если партии не составляли одно целое. Древний иудейский закон разрешает двоеженство, но он же налагает запрет на брак с двумя сестрами (хотя после смерти одной из них можно жениться на другой), ибо такой брак особо способствовал бы возбуждению ревности. То есть прямо предполагается как факт опыта, что на почве родственной общности возникает более сильный антагонизм, чем между чужими. Взаимная ненависть мельчайших соседних государств, у которых вся картина мира, локальные связи и интересы необходимым образом весьма сходны и нередко должны даже совпадать, часто намного более страстна и непримирима, чем между большими нациями, пространственно и по существу совершенно чужими друг другу. Этот рок настиг и Грецию, и послеримскую Италию, и с еще большей силой он обрушивался на Англию, пока там, после норманского завоевания, не сплавились обе
    9
    Исходный пункт (лат.).

    Н. Гришина. «Психология конфликта»
    18
    расы. Они, эти расы, жили вперемешку на одной и той же территории, были привязаны друг к другу постоянно действовавшими жизненными интересами, их удерживала вместе единая идея государства. И все-таки внутренне они были совершенно чужды, во всем существе каж- дой из них сказывалось отсутствие взаимопонимания, а во властных интересах они были абсо- лютно враждебны одна другой. Справедливо сказано, что ожесточение и ненависть тут были большими, нежели они вообще могли проявиться в отношениях между внешне и внутренне разделенными племенами. Дела церковные наиболее показательны, ибо здесь малейшее отли- чие, поскольку оно догматически фиксировано, сразу заключает в себе логическую неприми- римость: если отклонение вообще имеет место, то в категориальном отношении безразлично,
    велико оно или мало. Так обстояло дело в конфессиональных спорах между лютеранами и реформатами в XVII в. Едва только состоялось великое обособление от католицизма, как тут же целое расщеплялось, по ничтожнейшим поводам, на партии, по заявлениям которых скорее возможна была бы общность с папистами, чем со сторонниками иного исповедания. А когда в
    1875 г. в Берне возникла трудность с определением места католического богослужения, Папа не разрешил, чтобы оно состоялось в церкви старокатоликов
    10
    , лучше тогда уж в реформатской церкви.
    Два рода общности следует принять во внимание как фундамент особенно острого антагонизма: общность качеств и общность благодаря включенности в единую социальную связь. Первая сводится исключительно к тому, что мы являемся существами различными
    (Unterschiedswesen). Вражда должна тем глубже и сильнее возбудить сознание, чем больше схо- жесть партий, от которой она отталкивается. При мирном или исполненном любви настрое –
    это отличный защитный инструмент объединения, сравнимый с предупредительной функцией боли в организме; ибо именно явственная осознанность, с какой заявляет о себе диссонанс в обычно гармоничных отношениях, сразу же призывает к устранению почвы для спора, чтобы он не разъел отношения до самого основания.
    Но где нет этого намерения при любых обстоятельствах все-таки договориться, там сознание антагонизма, обостренное равенством во всем остальном, делает антагонизм еще ост- рее. Люди, у которых много общего, часто куда горше, несправедливее обижают друг друга,
    чем совершенно чуждые. Иногда это случается потому, что большая область их взаимной общ- ности стала чем-то само собой разумеющимся, и поэтому не она, а то, что на данный момент их разнит, определяет позиции по отношению друг к другу. Преимущественно это происхо- дит именно в силу их немногих различий, а всякий мельчайший антагонизм приобретает иное относительное значение, чем это бывает между людьми более отчужденными, с самого начала взаимно ориентированными на возможные различия. Отсюда – семейные конфликты из-за совершеннейших пустяков, трагичность «мелочей», из-за которых порой расходятся вполне подходящие друг другу люди. Это отнюдь не всегда означает, что гармонизирующие силы еще прежде пришли в упадок; как раз большая схожесть свойств, склонностей, убеждений может привести к тому, что расхождение в чем-то совсем незначительном (из-за остроты противопо- ложностей) будет ощущаться как нечто совершенно невыносимое.
    Сюда добавляется еще вот что: чужому, с кем не объединяют ни общие качества, ни интересы, (люди) противостоят объективно, пряча личность в скорлупу сдержанности, поэтому отдельное различие не так легко становится доминантой человека. С абсолютно чужими сопри- касаются лишь в тех точках, где возможны отдельные переговоры или совпадение интересов.
    Ими ограничивается и течение конфликта. Чем больше у нас (как целостных людей) общего с другим (человеком), тем легче наша целостность станет сопрягаться с каждым отдельным отно- шением к нему. Отсюда та непомерная резкость, те срывы, какие люди, обычно вполне собою владеющие, иногда позволяют себе как раз с самыми близкими. Счастье и глубина отношений
    10
    Старокатолицизм – течение, отколовшееся от католицизма после Ватиканского собора (1869–1870).

    Н. Гришина. «Психология конфликта»
    19
    с человеком, с которым мы, так сказать, ощущаем свое тождество, когда ни одно слово, сов- местная деятельность или страдание не остаются подлинно обособленными, а облекают собой всю душу, душа отдает себя без остатка – так это и воспринимается: вот что делает разлад в подобном случае столь роковым и страстным, задавая схему для гибельного (отождествления):
    «Ты – вообще».
    Если люди оказываются однажды связанными между собой таким образом, они слишком привыкают всю тотальность своего бытия и чувствования отдавать тому, к кому в этот момент обращаются. Иначе они и в спор привнесут (излишние) акценты, своего рода периферию, из- за чего спор перерастает сам повод к нему и пределы своего объективного значения и ведет к раздвоению личности. На высшей ступени духовного образования этого можно избежать;
    ибо для нее характерно соединение полной самоотдачи (душа отдает себя одной личности)
    с полным взаимным обособлением элементов души. В то время как недифференцированная страсть сплавляет тотальность человека с возбуждением одной части или момента, образова- ние не позволяет им вырваться за пределы его собственного, точно очерченного права. Тем самым отношения гармоничных натур обретают то преимущество, что именно в конфликте они осознают, сколь незначителен он по сравнению с соединяющими их силами. Но помимо этого, именно у глубоких натур утонченная чувствительность к различиям сделает склонность и отвращение тем более страстными, что они выделяются на фоне противоположным обра- зом окрашенного прошлого, а именно в случае однократных, неотзываемых решений об их отношениях, совершенно отличных от маятникового движения их повседневной взаимопри- надлежности, не подвергаемой сомнению.
    Стихийное отвращение, даже чувство ненависти между мужчинами и женщинами не имеет определенных оснований, а есть обоюдное отвержение всего бытия личностей – ино- гда это первая стадия отношений, второй стадией которых является страстная любовь. Можно было бы прийти к парадоксальному предположению, что у натур, которые предопределены к самой тесной чувственной связи, этот поворот вызывается инстинктивной целесообразно- стью, чтобы сообщить определенному чувству посредством противоположной ему прелюдии –
    словно бы отступлением для разбега – страстное обострение и сознание того, что теперь обре- тено. Ту же форму обнаруживает и противоположное явление: глубочайшая ненависть вырас- тает из разбитой любви. Здесь, пожалуй, решающее значение имеет не только восприимчивость к различиям, но прежде всего опровержение собственного прошлого, выражающееся в такой смене чувств. Узнать, что глубокая любовь (притом не только половая) является заблуждением и отсутствием инстинкта – это такое самообнажение, такой надлом в надежности и единстве нашего самосознания, что мы неизбежно заставляем предмет этого невыносимого (чувства)
    искупить его перед нами. Тайное ощущение собственной вины мы весьма предусмотрительно прикрываем ненавистью, которая облегчает приписывание всей вины другому.

    Н. Гришина. «Психология конфликта»
    20
    1   2   3   4


    написать администратору сайта