зарема_курсовик_труд. І. 1 Проблема творчества в истории и теории педагогики 5
Скачать 290.5 Kb.
|
Глава І. Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей младших школьников в процессе трудового обученияІ. 1 Проблема творчества в истории и теории педагогикиАнализ психолого-педагогических и философских исследований творчества показывает, что интерес к этим проблемам не ослабевает на протяжении многих десятилетий. Сущность творчества по – разному рассматривалась в разные исторические эпохи. В античной философии творчество связывается со сферой изменчивого бытия, а не бытия бесконечного и вечного, созерцание которого ставится выше всякой деятельности. В понимании художественного творчества, особенно начиная с Платона, развивается учение об Эросе как о своеобразной устремленности человека к достижению высшего созерцания мира. В средние века творчеством считался волевой акт, вызывающей бытие из небытия. В эпоху Возрождения творчество осознается как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает интерес к личности самого творца. В разработке понятия «творчество» участвовали многие выдающиеся философы. В 18 веке Иммануил Кант также анализирует творческую деятельность. Специфика творчества рассматривается Кантом в системе его учения о целесообразности природы и человеческой деятельности вообще, а также в контексте его понимания искусства в широком смысле этого слова. Кант разграничивает понятие искусства как проявление всякой разумной, целесообразной деятельности (труда вообще) и действия природы, целесообразность которых устанавливать человеку не под силу. Практическая деятельность предполагает не только знание того, как надо делать те или иные вещи, но и определенное мастерство, умение создавать вещи. Но умение лишь следовать шаблонам, еще далеко не достаточно для создания произведений изящного искусства. Поэтому одним из основных мотивов эстетической деятельности, по Канту, является бегство от всех форм однообразной практической деятельности. Характерной особенностью искусства по сравнению с наукой Кант считал природную одаренность его творца. Кант, однако, недооценивал общественную среду в формировании творческих способностей человека и его субъективных волевых усилий в творческом процессе, особенно при возникновении замысла. Положение Канта о врожденности дарования обусловило и его понимание характера творческого процесса в искусстве как неосознаваемого и, по сравнению с процессом научного открытия,, безотчетного и неформализуемого. При разграничении различных уровней художественного творчества Кант наиболее существенный, содержательный уровень относил к проявлению природного таланта, а поверхностный – к сознательной роботе над оформлением этого содержания, когда создатель руководствуется вкусом. Вкусу как сознательному элементу Кант придает важнейшую организационную функцию. Таким образом, философ не отрицает необходимость сознательной работы в процессе создания художественных произведений. И если способность к творчеству является врожденной, то вкус основан на активной работе сознания человека. Свою теорию творчества создал и З. Фрейд. Согласно его теории всё культурное творчество возникает в результате сублимации (возвышения, переключения) части сексуальной энергии в различные формы общественной деятельности, которые якобы служат её замещающим средством. Возникновение художественного творчества связано с вытеснением из области сознательной жизни влечения, противоречащих принципу реальности, - эстетическим и этическим нормам общества, с которыми, выйдя из детского возраста, человек не может не считаться и как своеобразная компенсация этих вытесненных влечений, по Фрейду, в детстве у людей возникает страсть к играм, которая впоследствии переходит в склонность к фантазированию. Фрейд развивает мысль, согласно которой источник фантазии находится в бессознательном – этом вместилище психических сил человека. Но так как уже с детства человек вынужден считаться с внешним миром и запретами общества, то единственным выходом для него из непримиримого противоречия между собственными его влечениями и требованиями реальности является фантазия и возникшее на её основе искусство. Рассматривали теорию творчества и экзистенциалисты. Они считают, что носителем творческого начала является сама личность, т. е. прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального. Сартр в вопросе о природе художественного творчества важное значение придавал исследованию природы воображения, а также эмоций в жизни человека. Эмоции он справедливо рассматривал как важнейшую сторону практической и теоретической деятельности человека и считал, что они возникают в трудных, проблемных ситуациях. Однако вопреки данным современной психологии, он видел в эмоциях не стимулятор человеческой деятельности, способствующей преодолению проблемных ситуаций, а лишь только средство бегства от них. Роджерс отмечает, что главным побудительным мотивом творчества является стремление человека реализовать себя, свои возможности. Под этим стремлением Роджерс имеет в виду направляющее начало, проявляющееся во всех формах органической и человеческой жизни, - стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденцию к выражению и проявлению всех способностей организма и «я». Стремление есть в каждом индивиде и ожидает только подходящих условий для освобождения и проявления. Именно оно является главной мотивацией творчества, когда организм вступает в новые отношения с окружающим миром, пытаясь наиболее полно быть самим собой. Самое главное в творчестве – это новизна, и поэтому, нет эталона, по которому можно оценить его продукт. Роджерс признает тот факт, что человек творит в первую очередь потому, что его удовлетворяет, потому, что он чувствует в этом самоактуализацию. Когда индивид «открыт» своему опыту, тогда его поведение является творческим, и можно надеяться, что это творчество носит созидательный характер. Творчество развивается, если учитель, родители, другие люди, занимающиеся развитием, предоставляют индивиду полную свободу выражать своё самое сокровенное в своих мыслях, чувствах и состояниях. Это способствует открытости, а также причудливому и неожиданному сочетанию образов, понятий, что является частью творчества. Быть самим собой – вот, что способствует развитию надежного внутреннего источника оценок и вследствие этого приводит к созданию внутренних условий для созидательного творчества. Таким образом, проблема творчества рассматривалась многими философами, психологами. Каждый выдвигал свою теорию творчества. Кант считал, что развивать творчество невозможно, творческое начало должно быть врожденным. Фрейд считает, что процесс творчества не может быть сознательным, т. е. источник фантазии находиться в бессознательном, а следовательно развивать бессознательное тоже невозможно. Уже в теории творчества экзистенциалисткой философии уделяется внимание личности самого творца, его творению. Вопрос же о том как надо развивать творческое начало в человеке не затрагивается. Рассматривалась проблема творчества психологами и педагогами России. К. Маркс исходит из того, что творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью (по характеру осуществления и результату), оригинальностью и общественно-исторической (а не только индивидуальной) уникальностью. Н.А. Бердяев (начало XX в.) считал носителем творчества личность, понятую как некоторое иррациональное начало свободы, экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального, вообще «посюстороннего» мира. На протяжении многих исторических эпох рассматривалась проблема творчества, а не проблема развития творчества. Говорилось о том, что является основой творчества, но речь не шла о том, что необходимо сделать, чтобы стать творцом. Теоретические положения по проблеме развития творческих способностей выводили в своих трудах наши отечественные ученые: Б.М.Теплов, Р.С.Немов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Лук, Я.А.Пономарёв и многие другие. Рассмотрим как понимается проблема творчества в современной науке. Лилов, рассматривая природу художественного творчества, считает, что творчество – это общественное явление. Его глубокая специальная сущность заключается в том, что оно создает общественно – необходимые и общественно – полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и особенно в том , что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного субъекта при его взаимодействии с объективной действительностью. Творчество есть создание новых, общественно значимых материальных, научных, художественных и других ценностей. Творчество – целенаправленная человеческая деятельность .Конечный продукт творчества может быть как материальным, так и идеальным, завершенным или незавершенным, но творческий процесс не может быть бесплодным. Творчество ни в одной области человеческой деятельности невозможно без отражения – это есть преобразование природной и социальной действительности. Сотворение нового – это не мистическая операция, а изменение существующего на основе познанных его свойств и закономерностей. На рубеже ХІХ и ХХ столетий как специальная область исследования начала складываться та наука о творчестве, которая именовалась психологией творчества. В ней центральное и исходное место занимает понятие творчества как процесса. Именно в этом заключается отличие этой дисциплины от других, изучающих лишь результаты , продукты творческого труда. Предметом психологии творчества является исследования в динамике процессов создания произведений творчества. Процесс творчества расчленяется на стадии труда, бессознательной работы и вдохновения, труд необходим для пополнения сферы сознания содержанием , которое затем должно перерабатываться бессознательной сферой. Он необходим также для стимуляции бессознательной работы и вдохновения. Бессознательная работа сводится к отбору. Важнейшая способность творца – это его гениальность. Она выражается необыкновенной концентрацией, напряженностью внимания и огромной восприимчивостью, впечатлительностью , умением видеть вещи в их сущности, даром интуиции, предчувствия, предугадывания. Путем анализа и обобщения суждений о качествах творческой личности были выделены существенные признаки гениальности, выражающиеся в особенностях перцепции, интеллекта, характера, мотивации деятельности. К числу перцептивных особенностей относились: необыкновенная напряженность внимания, огромная впечатлительность, восприимчивость. К числу интеллектуальных – интуиция, могучая фантазия, выдумка, дар провидения, обширность знаний. Среди характерологических особенностей подчеркивалось уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация и колоссальная работоспособность. Особенности мотивации усматривались в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом процессе. Не так давно широко было распространено мнение, а многие западные психологи и педагоги и сейчас так считают, что творчество изначально присуще ребенку, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию, и, уж , конечно, не могут сохранить творческие способности надолго. Поэтому творчеству надо обучать. Стало понятно, что ребенку необходимо дать средства той деятельности, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не сможет найти этого средства, выработанные на долгом пути развития человечества. Он сможет открыть только самые примитивные из них. И творчество его обречено остаться на самой низкой ступени. Но , оказывается, просто дать технические навыки недостаточно. Даже при хорошем овладении ими ребенок, остается на уровне ремесла, а не творчества. Нужно вложить ещё в свое произведение эмоции, чувств , переживания, жизненный опыт. Выяснилось, что и этому можно научить детей, научить их представлять себе и описывать не только некоторые события, но и внутренний мир знакомых и прозаичных предметов. Но есть и ещё один компонент творчества , без которого немыслимо создание нового. Это творческое воображение, т. е. создание новых образов, представлений, которые воплощаются затем в произведении. Воображение – основа любого творчества и существуют общие законы , по которым оно развивается и проявляется, законы, общие для всех видов творческой деятельности. В 30-е годы крупнейший психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта Л. С. Выготский писал: «Первая форма связи и воображения с действительностью заключается в том , что всякое создание воображения всегда строится из элементов , взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека». Воображение отличает человека от всех остальных существ. Именно поэтому нас так привлекает творчество, творческие люди. Творчество – это вершина развития человеческих способностей. Чтобы создать новое творение необходимо иметь определенную базу знаний, т. к. любое новое появляется на основе старого. Значит в основе творческой деятельности лежит трудовая деятельность, необходимая для наполнения сферы сознания содержанием , которая затем должна перерабатываться бессознательной сферой. Труд необходим также для стимуляции бессознательной работы и вдохновенья ; трудовая деятельность является одной из стадий творчества : труд , бессознательная работа и вдохновение. Если бы человек не трудился , то не появлялись бы новые творения как духовные, так и материальные. Труд является основой, исторически первичным видом человеческой деятельности. В высших, наиболее совершенных формах творческого труда, отражающих многогранную сущность человека, находят действительное выражение и развитие душевных сил, замыслы личности. Разные ученые по разному определяют творчество. По мнению известных американских психологов Дороти Сиск и Сандры Кейплан творчество это: - социальное явление, связанное с преобразованием мира; - процесс, направленный на открытие мира и самого себя. - преобразующая деятельность, в результате которой создается новое и одновременно ценное; ключевое слово - новизна. Творчество не дар природы, а приобретенное через трудовую деятельность свойство. Именно преобразующая деятельность, включение в неё и являются необходимым условием развития способности к творчеству. Учеными доказано, что любой ученик способен к творческой деятельности, поэтому учителю необходимо уметь организовать такую деятельность, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию творческих способностей. |