зарема_курсовик_труд. І. 1 Проблема творчества в истории и теории педагогики 5
Скачать 290.5 Kb.
|
ІІІ.2. Формирующий этап и его результатыЦель данного этапа оказать благоприятное влияние на развитие творческих способностей детей в процессе трудовой деятельности с применением игровых технологий. В качестве примера приведем один урок полностью. Урок трудового обучения во 2-м классе Тема: «Объемная аппликация — изготовление белой кувшинки» Цель: формирование творчески развитой, адаптивной личности. Образовательные задачи: дидактические — освоение техники объемной аппликации; воспитательные — формирование коммуникативных качеств; развивающие— формирование наблюдательности, творческого мышления, развитие моторики рук. Дидактические материалы и инструмент: иллюстрации с изображением белой кувшинки, цветная бумага, ножницы, клей. Организация урока: При проведении урока класс делится по группам (по 4 человека). Каждая группа получает свой «кусочек озера» для выполнения аппликации. Ход урока Учитель: Сегодня, ребята, мы отправимся в небольшое по реке которая носит название ... Днепр (ответы детей). Закройте, дети, глаза и представьте, что мы плывем на лодке. А вокруг вода — голубая, прозрачная, так и хочется руку вниз окунуть или плескаться в воде. А где-то впереди прыгает рыба, шепчет камыш. Высокая стена камышей сменяется плавающими округлыми листьями растений. Но особую, необыкновенную прелесть тихой речной воде придают крупные белые цветки. Нам так и хочется сорвать этот белоснежный цветок, и наша рука тянется к нему. Но мы не сделаем этого, мы проплывем мимо, восхищаясь этой красотой. Откройте глазки. Кто из вас догадался, о каком растении идет речь? Дети: Белая кувшинка. Учитель: Правильно, ребята. Это растение — белая кувшинка. (Демонстрируются иллюстрации.) Учитель: Кто из вас, ребята, видел в жизни этот цветок? (Учащиеся делятся своими воспоминаниями.) Учитель: Ребята, если кому-то из вас не пришлось его увидеть, знайте, что все еще впереди. Вы подрастете, станете взрослыми и обязательно встретитесь с водяной лилией, так часто называют белую кувшинку. Как вы думаете, ребята, почему нельзя срывать эти растения? Дети: Они погибнут. Учитель: Мы можем выжить лишь тогда, когда мы сохраним все природное окружение. Во многих регионах белая кувшинка стала редким растением, исчезающим. Она занесена в Красную книгу. Что это за книга? Почему она называется Красной? Дети: Это книга опасности, тревоги. Учитель: Итак, ребята, сегодня на уроке мы будем играть в путешествие к озеру с кувшинками. Украсим наше озеро (Рис. 1) белыми кувшинками. Посмотрите на плакат (рис. 2), как называется этот вид аппликации? Почему? Рис. 1 На доске — «озеро» из синей бумаги. Числа — номера групп. Каждая группа выполняет свой кусочек, а потом соединяют их вместе. лепесток Рис.2 Элементы конструирования кувшинки Дети: Объемная. Так как элементы изделия (лепестки) приклеиваются не полностью, а только их часть. Учитель: Что вам потребуется для работы? Какой тип вырезания можно применить для изготовления листьев, лепестков? Дети: Цветная бумага — белая, зеленая, желтая, ножницы, клей. Вырезание — симметричное. Учитель: Какие правила работы с ножницами вы знаете? Учащиеся: Техника безопасности. Учитель: Итак, можно приступать к работе. (Дети выполняют выбранные варианты творчества: кто вырезает лист растения, а кто — лепестки цветка. В середине урока — физкультурная пауза.) Учитель: Дети, выйдите, пожалуйста, из-за парт. Покажите, как цветок засыпает, когда прячется солнце? (Дети садятся на корточки, руки вверх в замочек — бутон). А как цветок распускается? (Дети медленно поднимаются и разводят руки в стороны.) Подведение итогов урока. Выставка работ. Все «кусочки озера» соединяются в одно целое. Какая группа выполнила работу быстрее, аккуратней, красивее? Кто больше проявил наблюдательности в оформлении серединки кувшинки, цвета, размера? Учитель: Этот цветок был любим в давние времена, любят его и в наши дни. Многие писатели рассказывают о нем в своих произведениях, а в народе сочиняют загадки. Вот одна из них: «Чашечки и блюдца не тонут и не бьются». (Цветок кувшинки.) А ученица нашего класса прочитает стихотворение поэта Т. Белозерова о белой кувшинке: Тишина. Лишь кое-где Скрипнет камышинка, Спит на розовой воде Белая кувшинка. Спит и видит, что не спит. А за стаей вольной Белой уточкой летит Над водой безбрежной! В следующие уроки труда и в дальнейшем включются разнообразные игры, которые носили творческий характер. После проведения формирующего этапа было проведено тестирование на выявление творческого потенциала детей, для этого применялись те же методы, что и на констатирующем этапе. Результаты были занесены в таблицу 3. 4 Таблица 3.4 Результаты исследования уровней развития творческого потенциала у детей, после проведения формирующего эксперимента.
Несмотря на то, что значительных сдвигов в творческом потенциале детей не выявлено, факт повышения творческого потенциала одного ученика очевиден. Таким образом, если в процессе трудового обучения учитель использует методы на развитие творческого мышления, учит детей нестандартно подходить к решению проблемы, то можно развить творческие способности. Творческие способности не даются от рождения и не возникают на пустом месте. А для их развития нужны условия. Такие условия мы можно создать, проводя эксперимент. Конечно, при проведении подобной работы необходимо учитывать контингент детей, их уровень развития, здоровья, возможностей. Необходимо отметить, что важную роль здесь играет систематичность и последовательность работы. Отрывистая, несистематичная работа не может привести к положительному результату. Только творчески работающий учитель может воспитать творчески мыслящих учеников. Итак, трудовое обучение способствуют развитию творческих способностей учащихся. Следует учитывать условия формирования творческих способностей: благоприятная обстановка, свобода выбора, увлекательность, неограниченность в действиях. ЗаключениеВ курсовой работе были рассмотрены вопросы развития творческих способностей младших школьников на уроках труда. В процессе исследования были рассмотрены проблемы определения творческих способностей и трудовое обучение как фактор их развития. В заключение подведем итоги курсовой работы. Проанализировав теоретические основы развития творческих способностей мы пришли к выводу, что определение творчества пытались дать представители различных филосовских школ, психологических направлений. Однако для всех был характерен односторонний подход к характеристике мышления: оно выступает как процесс только репродуктивный, либо продуктивный. В аспекте стоящей перед нами проблемы нас интересовал вопрос о том, каковы те признаки, на основе которых исследователи раскрывали специфику творческого мышления, отражали ли они и в какой мере его репродуктивную и продуктивную стороны. Анализ литературы показал, что в любом случае, когда речь шла о творчестве, говорилось о возникновении нового. Таким образом, творческое мышление - это создание новых образов на основе накопленных знаний. Развитие творческих способностей - сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество школы и семьи. В экспериментальной части исследования нами была рассмотрена диагностика творческих способностей младших школьников. Проведение предложенных тестов, позволит выявить недостатки и наметить пути улучшения творческого потенциала детей. Это позволит разработать и провести занятия на уроках труда, с применением методических приемов по развитию творческого мышления. Один из примеров такого урока приведен в курсовой работе. Несмотря на то, что значительных сдвигов в творческом потенциале детей после проведения формирующего эксперимента не выявлено, факт повышения творческого потенциала одного ученика очевиден. Тем более, что уровень развития творческих способностей детей до проведения эксперимента был высоким. Таким образом, в курсовой работе была доказана гипотеза «уроки трудового обучения в начальной школе развивают творческие способности учащихся». Литература
|