Главная страница

1 Характеристика понятия творческие способности


Скачать 1.23 Mb.
Название1 Характеристика понятия творческие способности
Дата17.06.2020
Размер1.23 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файла10Kazakova.docx
ТипРеферат
#130857
страница1 из 7
  1   2   3   4   5   6   7


СОДЕРЖАНИЕ





ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…………………

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………


7

1.1. Характеристика понятия «творческие способности»………………..

7

1.2. Психолого-педагогические особенности развития творческих

способностей младших школьников……….………………………………


20

1.3. Возможности уроков изобразительного искусства в развитии

творческих способностей младших школьников……………..…………..


29

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……..


34

2.1. Диагностика творческих способностей младших школьников на

констатирующем этапе опытно-поисковой работы………………………...


34

2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста на

уроках изобразительного искусства…………………………………………


47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….….………....

59

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….

61

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Развитие творческих способностей человека является одной из важнейших проблем общества. Особую актуальность данная проблема приобретает в последние десятилетия в связи с социально-экономическими преобразованиями в стране. Изменения, происходящие в жизни общества, связанные со сменой экономического строя, новыми рыночными отношениями, ориентируют систему образования на подготовку подрастающего поколения, способного творчески решать задачи в быстро меняющемся, динамичном мире. В этой связи в настоящее время внимание педагогов акцентируется на поиске и реализации эффективных путей развития творческих способностей учащихся. Реформирование образования нашло свое отражение в Федеральном Законе

«Об образовании РФ», в статье 48 указано, что педагогические работники обязаны развивать у обучающихся творческие способности.

Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.

Младший школьник, как феномен, способен к собственному многомерному творческому раскрытию и творческой самореализации. Ведь именно в этом возрасте в большей степени сохранены черты сензитивности для развития творческих способностей и связанных с ними психических процессов.

Изучением творческих способностей занимались такие учёные и педагоги, как Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, Л.Е. Стрельцова,

Н.Д. Тамарченко, Д.Б. Эльконин, А.М. Матюшкина, А.В. Запорожец, В.Н.Дружинин, Е.И. Игнатьев, К.К. Платонов, Дж. Рензулли и другие о творчестве, как деятельности человека, ведущей к преобразованию внешнего и внутреннего мира личности писали Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.С. Кузин, Я.А. Пономарев и многие другие.

Изобразительная деятельность является эффективным средством развития творческих способностей. Каждый вид искусства обладает своими специфическими возможностями воздействия на личность, но, действуя в отдельности, не всегда может в полной мере развить ее творческие способности, а, следовательно, и воспитать полноценную, гармонически развитую, творческую личность. Поэтому особое значение для развития творческих способностей представляет взаимодействие разных видов искусства и художественно-эстетической деятельности.

Таким образом, в педагогической практике существует противоречие: между возможностью развития творческих способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на основе художественно изобразительной деятельности.

Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: как обеспечить успешное развитие творческих способностей детей младшего школьного на уроках изобразительного искусства деятельности?

Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили тему квалификационной работы: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства».

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и провести комплекс уроков изобразительного искусства, направленных на развитие творческих способностей младших школьников.

Объектом исследования является процесс развития творческих способностей младших школьников.

Предметом исследования является комплекс уроков изобразительного искусства, направленный на развитие творческих способностей младших школьников.

Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие

задачи:

  1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, на основании изученной литературы уточнить понятие

«творческие способности»;

  1. Проанализировать психолого-педагогические особенности развития творческих способностей у младших школьников;

  2. Рассмотреть возможности уроков изобразительного искусства в развитии творческих способностей у младших школьников;

  3. В ходе опытно-поисковой работать разработать и провести комплекс уроков изобразительного искусства, направленный на развитие творческих способностей у младших школьников.

Теоретико-методологической основой исследования являются положения психологической науки о способностях как индивидуально- психологических особенностях личности, проявляющихся и развивающихся в деятельности (В.Н. Дружинин, Е.И. Игнатьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.); о творчестве как деятельности человека, ведущей к преобразованию внешнего и внутреннего мира личности (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.С. Кузин, Я.А. Пономарев, и др.); концепция творческих способностей Б.М. Теплова, Л.А. Венгера, теоретические положения С.А. Шмакова, Б.М. Неменского, В.А. Сухомлинского о игре как феномене культуры; теоретические положения Э.П. Торренса о развитии творческого воображения и творческих способностей ребенка.

Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:

Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;

Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов детского творчества, анализ и обработка результатов опытно- поисковой работы.

База опытно-поисковой работы: МАОУ СОШ № 67 с углубленным изучением отдельных предметов г. Екатеринбурга, 21 учащихся 3 «А» класса.

Опытно-поисковая работа по развитию творческих способностей осуществлялась в три этапа.

На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого- педагогической и методической литературы по проблеме развития творческих способностей у младших школьников; выявлялись структурные компоненты творческих способностей, определялась характеристика уровней их развития, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня развития творческих способностей младших школьников.

На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня развития творческих способностей младших школьников, разрабатывалось содержание комплекса уроков изобразительного искусства, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами компонентов творческих способностей у младших школьников, осуществлялось проведение разработанного комплекса уроков изобразительного искусства.

Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы 61 источников, приложения.
  1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта