1 Характеристика понятия творческие способности
Скачать 1.23 Mb.
|
Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей младших школьниковВ соответствии с логикой нашего исследования раскроем особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Для этого, первоначально, следует рассмотреть психологические особенности детей младшего школьного возраста. Как отмечает В.В. Давыдов, «младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования» [9]. Что же происходит с ребенком, когда он приходит в школу? Происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. Как отмечал Л.С. Выгодский, «границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 10-11 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе» [13]. С приходом в школу ребенок попадает в новую социальную ситуацию и сталкивается с новым видом деятельности, который становится ведущим – это учебная деятельность, и одним из главных направлений развития младшего школьника становится развитие эмоционально-волевой сферы, дисциплинированности, организованности, ответственности. Творческие способности личности (параграф 1.1) включают следующие основные критерии: Эстетическое отношение (А.А. Мелик-Пашаева); Творческое воображение (Е. Торренса); Владение выразительными средствами (С.В. Погодина); Рассмотрим выделенные нами показатели с учетом возрастных особенностей младших школьников. Особенность развития эстетического восприятия в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. Например, формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, природы, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. «Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме», отмечает в своей работе Б.Т. Лихачев [15]. С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Б.Т. Лихачев отмечает в своей работе, что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что «…одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, рассматривания иллюстраций в них, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что «это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность» [33]. Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление. «А бывает, что читают, смотрят или слушают из престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения». [33]. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. В работе Б.М. Неменский довольно четко подчеркивается, что «педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру – один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования». Он также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются показателем действенности эстетического воспитания. «В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли» [39]. Таким образом, младший школьный возраст – это особенный возраст для развития эстетического отношения, где главную роль играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством развития в школьниках эстетического восприятия заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности. Развитие творческих способностей тесно связано, с развитием воображения ребенка, поэтому именно воображение можно считать одним из составляющих творческих способностей. Воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности. Воображение – способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи различных действии. Для воображения характерна высокая степень конкретности и наглядности. Ведущим механизмом творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения какого – либо свойства предметов другой области. Как показывают исследования Л.С. Выготского, «воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом»[12, с.119]. Автор делает вывод о необходимости «расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности» [12, с.123]. Детское воображение имеет образный характер, его функционирование – это «особого типа переработка образов, которое осуществляется через способность отчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ. Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению опыта» [12, с.134]. Воображение умладших школьников имеет два показателя: порождение общей идеи и составление плана реализации этой идеи. При построении нового образа дети трех – пяти лет используют в основном элементы реальности, в отличии от них дети шести – семи лет строят образ уже в процессе свободного оперирования представлениями. Таким образом, обращаясь к характеристике творчества, исследователи характеризуют ее как способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения, фантазии. К основным критериям проявления творческого воображения ус младших школьников относят: оригинальность выполнения детьми творческих задач; использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других. Исходя из выше изложенного параграфа, можно сказать, что творческие способности это и есть креативность. Исследования психологов позволяют связать креативность с развитием воображения, которое имеет особую форму, вид у младших школьников, а значит, особую форму имеет и креативность ребенка. Рассмотрим психолого-педагогические особенности младших школьников по второму показателю – творческое воображение. Воображение – это «процесс преобразования представлений, отражающие реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами» Л.С Выготский [12]. Деятельность творческого воображения очень сложна и разнообразна, эффективность ее зависит от целого ряда самых различных факторов. Для того, что бы понять, как воображение функционирует и насколько оно влияет на развитие младших школьников, отметим ряд психолого- педагогических особенностей младших школьников, например: активность внимания, импульсивность, преобладание непроизвольного внимания над произвольным, развитие технического мышления, большое значение уделяется игре. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретенных ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них новых психологических качеств. Воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще, и чаще допускает нарушение жизненной реальности. «Неустанная работа воображения – важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству и способов освоения нормативности специального пространства, последнее принуждает работать воображение непосредственно на развитие личностных качеств» [59, с.304]. Анализируя психолого-педагогические особенности по данному показателю, мы выделили следующие особенности развития воображения в младшем школьном возрасте. Рассмотрим эти особенности более подробно. Первая особенность, в том, что воображение младших школьников формируется в процессе его учебной деятельности под влиянием ее требований. Непосредственные впечатления также развивают воображение. Совершенствуется воссоздающее воображение, связанное с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и так далее. Воображение младших школьников, с одной стороны, постепенно освобождается от влияния непосредственных впечатлений, с другой стороны, усиливается реализм их воображения, связанный с развитием способности контролировать и оценивать образы воображения с позиции логики, законов объективного мира. Таким образом, воображение – «это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью» [59]. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов, не программирующих активную деятельность, а заменяющих ее. Рассмотрим особенности развития творческих способностей по следующему показателю – владение выразительными и изобразительными средствами, с учетом возрастных особенностей младших школьников. Младший школьный возраст – ответственный период в развитии детей. Это время активного формирования представлений об окружающем мире, в котором цвету, форме, отводится большое значение как важному признаку предметов и явлений. Ребенок должен уметь планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства. Ему необходимо владеть достаточно полным, точным и расчлененным восприятием, т.к. обучение в начальной школе в значительной мере основано на выполняемой под руководством учителя собственной работы детей с различным материалом. Важное значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве. Обучающийся получает указания, которые невозможно выполнить без учета пространственных признаков вещей. Работы ученых физиологов С.С. Алексеева, К. Ауэра, Л. Терека, В.П. Ершакова, И. Иттена, С.В. Кравкова, Л. Лукхарда, В. Оствальда, П.А. Шеварева, исследовавших процесс восприятия цвета человеческим глазом и выявившие индивидуальные особенности цветовосприятия и форм человеком. Вопросами ознакомления детей с цветом, формой и обучения их элементам живописи на первоначальных этапах обучения в уделяли внимание такие просветители и педагоги как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци и Ф. Фребель. Выразительные средства, как и психические функции, претерпевает изменения с возрастом ребенка. Сначала оно статично и ограничивается внутренним воспроизведением состояний, доступных восприятию, а по мере развития ребенка становится более гибким и подвижным, способным к предвосхищению последовательных моментов возможного преобразования одного состояния в другое. «Владение цветом, формой, композицией, идет по пути от непроизвольного к произвольному, от воссоздающего к творческому. Оно опирается на развитие способности представления» [51]. Умение владеть выразительными средствами присущи каждому человеку, а особенно эти качества присущи детям. Именно развитию таких выразительных средств, как цвет форма, композиция, необходимо уделять внимание в воспитании ребенка в возрасте от 5 до 12 лет. Этот период ученые называют сензитивным, то есть наиболее благоприятным для развития когнитивных функций ребенка. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребенку, как и взрослому человеку, достаточно трудно.Возрастные изменения необходимо учитывать при организации воспитательного, учебного процессов, а также при проведении диагностики и развивающего обучения. «Творчество ребёнка часто носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания. В этом возрасте впервые проявляется целостное планирование: ребёнок может уже до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, корректируя по ходу выполнения» [52]. Владение выразительными и изобразительными средствам происходит через преобразование впечатлений, соединение образов, которые становятся более реалистичными. Ребенок уже больше руководствуется логикой, а не фантазией. Создаваемые ребенком не противоречат действительности, так как ребенок уже способен к критической оценке. Совершенствование происходит через представление ранее воспринятого при создании образа в соответствии с его описанием. В своих произведениях дети начинают направленно искать приёмы для передачи переработанных впечатлений. Целостный образ по-прежнему создаётся на основе отдельного элемента действительности, но этот элемент начинает занимать не центральное, а второстепенное место, становится отдельной деталью образа воображения. С помощью выразительных средств ребенок не только осваивает новый опыт, прогнозирует свою жизнь, но и формирует представление о себе как о личности, причем не только на данный момент, но и на будущее. Воображаемый образ может быть выражен в рисунке, отражающем в этом случае, доминирующие черты личности. В процессе учебной деятельности владение цветом, формой, композицией у младших школьников формируется под влиянием ее требований. Именно поэтому представления, получаемые детьми в школе, должны быть полными, яркими, красочными. На их основе строятся художественные образы. В процессе обучения владение выразительными средствами, является существенной предпосылкой усвоения знаний, требующих умения представить себе конкретную ситуацию, которую ребенок не может воспринять непосредственно, и является существенной предпосылкой для развития творческих способностей. Таким образом, рассмотренные психолого-педагогические особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста, подробный анализ каждого из выделенных нами показателей, дает нам основание утверждать о сензитивности младшего школьного возраста к творчеству в изобразительной деятельности. |