1 Характеристика понятия творческие способности
Скачать 1.23 Mb.
|
Возможности уроков изобразительного искусства в развитии творческих способностей младших школьниковОдной из основных целей современного начального образования является развитие творческих способностей младшего школьника, что отображено в ФГОС НОО [58] а также в утвержденных и реализуемых в общеобразовательной школе программах по изобразительному искусству. Для развития творческих способностей детей в начальной школе сегодня необходимо использовать новое, интересное, нестандартное, это способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний. Стремление развить познавательный интерес учащихсяк предмету, побуждает искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно, результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность школьников по овладению знаниями. Все уроки должны быть построены по схеме «от простого к сложному». Это дает равные возможности овладения навыками изобразительного языка. Можно использовать и нетрадиционные уроки, такие как уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-викторины, уроки-праздники. Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроках изобразительного искусства, открывает новые возможности. Задания на уроках развития творческих способностей можно классифицировать на 3 вида: тренировочные, где предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки; частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов. творческие, где характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного. К заданиям творческого характера относятся упражнения на сравнения нахождения общих признаков, поиск различий. Так, в программе Б.М. Неменского [39] «Изобразительное искусство и художественный труд» для I—IX классов одной из важнейших задач выступает задача развития творческих способностей у школьников. Развитие творческих способностей необходимо при создании произведения искусства, и при его восприятии – ребенок становится то художником, то зрителем. Необходимой основой творчества является освоение языка искусства, которое предусматривает обязательное выполнение практических упражнений и заданий на уроках изобразительного искусства. «Умения и навыки владения средствами языка — линией, цветом, объемом, пространством, ритмом и др. помогут созданию художественного образа в творческой деятельности обучающихся. Программа В.С. Кузина «Изобразительное искусство» для учащихся I – IX ориентирована на развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса. Развитие творческих способностей у учащихся на уроках изобразительного искусства осуществляется с помощью использования живописных материалов, через знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников, произведениями бытового, исторического, батального жанров, а также с творчеством ведущих художников-иллюстраторов. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель развивает творческое воображение младших школьников, перенося их мир искусства, богатейших форм, мотивов, тем. Анализируя и беседуя о картинах, учащиеся могут представить, пофантазировать, увидеть всю красоту народного творчества. На занятиях осуществляется рисование по памяти, выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности, что непосредственно влияет на развитие воображения. Например, учащимся можно предложить такое задание, после поездки в парк, нарисовать животное которое они запомнили больше всего и предложить пофантазировать ребятам, чтобы было, если животное оказалось в пустыне. Скорее всего, картины будут очень интересными. Для мотивации к творческой деятельности, в основе курса лежат беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Основные темы бесед: прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства; виды изобразительного искусства и архитектуры; жанры живописи; портреты детей в изобразительном искусстве; прекрасное вокруг нас (красота вещей); родная природа в творчестве русских художников (времена года, природа в разное время суток на картинах художников, вечер в рисунке и живописи и т.п.); сказочные сюжеты в изобразительном искусстве; русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве (городецкая роспись, хохломская роспись, дымковская игрушка). Различные виды и формы уроков, беседы об изобразительном искусстве также имеют эффективное значение при развитии творческих способностей. С помощью беседы мы можем заложить в каждом ученике позитивное представление об искусстве, о прекрасном, обо всем том, что нас окружает, представить мир с другой стороны. Осознав это, ученик сможет создать интересный сюжет, а учитель увидеть уровень развития творческих способностей. Программа Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство и художественный труд» ставит целью развитие творческих у ребенка и пробуждение интереса к искусству своего народа. Для мотивации к творческой деятельности и созданию интересных картин, в содержании программы предусмотрены: вариативность в выборе материалов (акварель, гуашь, тушь, фломастеры) и техник (отпечаток, замкнутый контур и др.). Развитию творческих способностей способствует экспериментирование с цветом – превращение раздельных мазков, цветовых пятен в изображение пейзажа, воды, весенних цветов. Использование в рисунках точек, линий (цветной, черной и белой), мазков, пятен; вариативность в выборе произведений изобразительного и народного искусства. Например, создание образов знакомых и любимых персонажей с передачей в их облике характерных особенностей («Краски природы в наряде русской красавицы»), сюжетно-тематических и декоративных композиций: «Осенний листопад», «Зимний пейзаж», «Узор срябинкой», «Заснеженные цветы на морозном окне», «Цветущий луг», «Утро на реке», «Родные места вечером», «Богатыри земли Русской» и т.д. В программе предусмотрена вариативность в организации творческой деятельности учащихся (поисковая работа, эксперименты с художественным материалом, а также с бумагой, глиной, тканью, природными материалами). Большое внимание уделяется развитию творческого воображения через восприятие природы, пониманию того, что природа является источником создания художественного образа, как в искусстве, так и в изобразительной деятельности учащихся. Отметим, что различные виды техник, работа с природными материалами, экскурсии всегда пробуждала интерес у учащихся. Педагог обязательно должен предусматривать различный вид деятельности на занятиях, чем интересней и увлекательней она будет, тем эффективнее будут развиваться творческие способности. Важную роль играет отбор методов, так как именно они определяют деятельность учителя и ученика на уроке. Методы, применяемые на уроках, продиктованы спецификой изобразительного искусства. Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства можно использовать следующие методы обучения: Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею открытие. Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из всех возможных. Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, а с другой, приучать четко придерживаться ограничения Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники. Метод сравнений. На уроках необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи. Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся – уроки-вернисажи. Таким образом, «создаются условия для сотрудничества и общественного созидательного труда» [60, с.234]. Проанализировав различную научную литературу, разработки и материалы авторов можно сделать вывод, что каждая программа особенна, и каждый автор описывает свою особую методику, свои способы и приёмы преподавания, представляют свои техники рисования, которые способствуют развитию творческих способностей у младших школьников. Но и этого, иногда не достаточно, для полноценного развития творческих способностей. |