Главная страница

И. А. СтернинОсновыречевого воздействия


Скачать 0.87 Mb.
НазваниеИ. А. СтернинОсновыречевого воздействия
Дата30.01.2021
Размер0.87 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаI.A.-Sternin-Osnovyi-rechevogo-vozdeystviya.pdf
ТипДокументы
#172601
страница3 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Восприятие человека человеком в общении
1. Способы восприятия человеком окружающих людей
Когда люди общаются друг с другом, у них возникают взаимные оценки,
мнения друг о друге, которые в дальнейшем могут серьезно влиять на их дальнейшее общение, взаимоотношения, совместную деятельность и даже совместную жизнь. Люди могут друг другу понравиться, не понравиться, а могут на какое-то время остаться равнодушными друг к другу, даже не заметить друг друга.

33
Существуют особые психологические механизмы, которыми люди пользуются, когда составляют впечатление друг о друге, воспринимают друг друга в процессе общения и вообще - социального взаимодействия.
Люди судят друг о друге по внешности, речи и поведению.
Огромное значение имеет первое впечатление о человеке – есть данные,
что 90% впечатления о человеке формируется у нас в первые 90 секунд общения с ним. При этом формируется первое впечатление очень быстро и легко, а вот изменяем мы мнение о человеке очень неохотно, первое впечатление остается очень устойчивым.
Физиогномическая редукция
Психологи установили, что при восприятии человеком внешности другого человека действует механизм, который назвали физиогномическая
редукция. Этот научный термин (обратите внимание, что он происходит от названия науки о внешности - физиогномики, а не от слова физиономия)
обозначает свойство людей практически без всякого участия сознания, без всяких усилий с их стороны судить по внешности, по зрительно воспринимаемым чертам человека о его внутренних качествах и характере. Физиогномическая редукция - это суждение о человеке по его
внешности.
Мы судим о человеке по его глазам, ушам, лбу, волосам, улыбке,
походке, рукопожатию и многому другому. Так, твердый подбородок часто означает для нас решительность, высокий лоб - ум, полные губы - доброту
, тонкие губы - злость и т.д. Никто из нас не измеряет высоту лба другого человека, чтобы соотнести ее с его умом - такие представления каждый человек получает в том или ином обществе в готовом виде - из фольклора,
традиций, шуток, песен, устных преданий, афоризмов, рассказов других людей.
В каждой стране физиогномические представления различаются: так, у вьетнамцев, например, большой рот у мужчины означает ум, чего нет в русской культуре. Физиогномические представления национальны, причем представления одного народа могут не «сработать» при анализе внешности представителей других народов: например, мы видим, что все русские лица разные, и вместе с тем для нас японцы и китайцы на одно лицо, в то время как для них - все европейцы на одно лицо, отличительные признаки европейских лиц азиатами выделяются с трудом.
К суждениям по внешним признакам надо относиться с осторожностью,
но несомненно, что определенные закономерности здесь есть, и люди широко пользуются механизмами суждения по внешности для того, чтобы составить первое впечатление о человеке.
Социальная категоризация
Социальная категоризация, или просто категоризация - это отнесение человека к определенному типу, классу, категории - мужчина, женщина,
ребенок, взрослый, русский, иностранец, коренной житель, приезжий,
бедный, богатый, умный, глупый и т.д.

34
У нас в сознании есть набор «клеточек», своеобразная категориальная сетка с названиями категорий людей, и мы, встретив нового человека,
пытаемся сразу посадить его в ту или иную клеточку с надписью –
«умный», «хитры», «ленивый», «красивая», «растяпа», «крутой», «эгоист»,
«фифа», «подлиза», «миляга», «добряк» и т.д. и т.п.
Мы часто ощущаем беспокойство, если сразу не можем найти для нового знакомого подходящую клеточку в своем сознании - говорим, «не пойму, что он за человек». Подобно физиогномической редукции, мы, при первом впечатлении «посадив» своего собеседника в найденную нами для него клеточку, очень неохотно пересаживаем его в другую, даже если для этого уже есть достаточно много оснований – к примеру, если мы определили своего собеседника как эгоиста, и уже несколько раз видели примеры того, что он не эгоист, мы стараемся его все-таки подольше подержать в клетке для эгоистов – говорим: «и все-таки он эгоист, я помню, как он…» – и припоминаем ему его первый поступок, который позволил нам категоризовать его как эгоиста.
Количество клеточек в категориальной сетке конкретного человека может быть очень различным – от нескольких десятков и даже сотен до нескольких, и даже до двух – «хорошие люди» и «плохие люди».
Объективный человек – это тот, у кого много клеточек, и который не стесняется «пересаживать» людей из одной клетки в другую или держит одного и того же человека в нескольких клетках одновременно.
Субъективный человек - у которого две клетки – хорошие и плохие люди.
Таковы дети: купил игрушку – значит хороший, не купил – плохой,
играешь с ним – хороший, не играешь – плохой, опять стал играть – опять хороший. Поэтому у детей то любовь, то драка, то опять любовь друг к другу. Аналогично у людей с низким интеллектом, недостаточным культурным уровнем, примитивным мышлением. У алкоголиков – как у детей: налил водки – хороший, не налил – плохой, налил – опять хороший.
Вместе пьют, потом дерутся, потом опять пьют, потом опять дерутся…
Это – следствие крайне примитивного механизма социальной категоризации, сложившегося в их сознании. Культура человека заключается в умении относительно объективно оценивать своих окружающих, то есть в сформированности большого количества категорий
(категориальных «клеточек») в его сознании.
Важно отметить, что социальная категоризация в своей основе изначально оценочна – все клеточки делят людей на плохих и хороших,
которые нравятся и не нравятся и т.д. Механизм оценки задан человеческому сознанию априорно. Известен эксперимент американского психолога Г.Хартли, который опрашивал американцев на улицах, как они относятся к данирейцам – и нашлись люди, которые их терпеть не могут,
хотя такого народа в природе не существует. Новый человек в коллективе,
как показали исследования, неоцененный может ходить не более трех дней.

35
Оценочная шкала каждого человека чисто субъективна, мы судим о людях преимущественно по их отношению к нам. Немецкие исследователи
В.Зигерт и Л.Ланг в своей книге «Руководить без конфликтов»
справедливо отмечали: «Да там одни идиоты… Такое можно часто услышать в трамвае, когда ведется «неофициальный» рассказ о контактах с учреждениями, конторами и т.п. «Идиоты» сидят там потому, что они не поняли того, с чем к ним, собственно, и приходил посетитель. «Там такая милая девушка» – такой может быть реплика человека, который ощутил себя полностью понятым. Вполне может оказаться, что «идиот» и «милая девушка» по существу выдали одну и ту же информацию» (с.150).
Мы вообще используем в своей практике мало оценочных признаков. По некоторым подсчетам, в русском языке более 2000 оценивающих человека слов, в то время как в большинстве случаев мы используем 10-20, а то и меньше. Нужно всегда помнить, что для оценки человека нам всегда бывает достаточно нескольких признаков, особенно при физиогномической редукции (подбородок вверх – «занайка»), но это всегда упрощение, способ запомнить, «пометить» человека в своем сознании. Любой человек всегда сложнее той словесной характеристики,
которую мы ему даем, определяя его в соответствующую категориальную
«клеточку».
Положительная оценка человека, привязанность к нему, как показывают наблюдения и исследования, очень часто бывает мало связана с его реальными качествами. Ср.: «нравится, и все – не спрашивайте почему»,
«любовь зла – полюбишь и козла», «они сошлись – вода и камень, стихи и проза, лед и пламень…», «за что он ее любит?», «что она в нем нашла?»,
«как можно с таким (такой) жить?» и многочисленные подобные высказывания-недоумения свидетельствует об одном – аттракция субъективна, основана часто на случайных признаках или на признаках,
важных только для одного конкретного человека.
Традиционно критически подчиненные обычно оценивают начальника –
он всегда под микроскопом подчиненных:
«Приедет на работу вовремя, говорят: «Ишь, прибежал спозаранку,
хочет нам глаза втереть». Придет поздно – скажут с иронией: «начальство не опаздывает, оно задерживается». Спросит: «Как жена, как дети?» – сует нос не в свое дело. Не спросит – скажут: «Ну и черствый же человек!»
Поинтересуется: «Какие есть предложения?» - уже шепот: «Сам никаких не имеет». Не спросит: «К голосу коллектива не прислушивается». Решает вопрос быстро – тороплив, не хочет думать. Решает медленно - нерешителен, перестраховщик. Требует новую штатную единицу –
раздувает штаты. Скажет: «Справимся своими силами» – недовольны, на наших костях хочет выехать. Обходится без указаний сверху –
вольнодумствует. Выполняет указания точно – старый бюрократ. Начнет шутить – острят: «Без щекотки не засмеешься». Не шутит – ворчат: «Хоть раз видели на его лице улыбку?». Держится по-дружески – хочет втереться в доверие. Держится обособленно – сухарь, зазнайка. Дела идут хорошо -

36
в конечном счете это мы работаем. Снимают за невыполнение плана –
поделом, он один виноват» (В.А.Кан-Калик. Грамматика общения).
Объективность оценки собеседников предполагает отказ от
«гастрономического подхода» - нравится, не нравится, использование всего потенциала социальной категоризации, которым располагает человек.
Групповая идентификация
Групповая идентификация или самоидентификация - это решение человека, к какой группе отнести себя, в какую клеточку себя поместить в своем собственном сознании. Легко отнести себя к мужчинам или женщинам, к школьникам или студентам, к горожанам или селянам,
труднее отнести себя к глупым или умным, порядочным или непорядочным, красивым или некрасивым.
Социальное сравнение
Социальное сравнение - это сравнение себя как члена группы с членами других групп. Это осознание противопоставления МЫ и ОНИ. Мы выявляем, чем МЫ отличаемся от НИХ: например, мы русские, они нет,
мы живем в Северном районе, а они в центре, мы болеем за “ЦСКА”, а они
-за “Спартак” и т.д. При сравнении выявляются различия между людьми.
Межгрупповая дискриминация
Межгрупповая дискриминация (различение) - это вывод человека о преимуществе группы, к которой принадлежим МЫ. Такой вывод позволяет человеку усилить свое ощущение значимости, развивает чувство гордости за принадлежность к группе. Межгрупповая дискриминация усиливается в условиях конкуренции групп, соревнования между ними ( особенно в условиях победы одной группы над другой) и может вести к столкновениям национального, социального и просто группового характера (ср. драки болельщиков победившей и проигравшей команд после футбола).
Этологи (специалисты по поведению животных) установили, что наиболее сильно преувеличиваются именно незначительные различия между видами – это имеет сугубо эволюционно-биологическое значение
(чтобы сохранить вид как таковой), у людей это явление является проявлением биологического в их поведении, и с этим необходимо бороться. Именно межгрупповая дискриминация может стать и, к сожалению, нередко становится основой социальной нетерпимости,
расизма, агрессии к непохожим на тебя людям.
Стереотипизация
Стереотип - это устойчивое мнение о ком- либо или чем-либо.
Стереотипизация – это образование и использование стереотипов в мыслительной деятельности.
Существуют национальные, профессиональные, гендерные,
возрастные, территориальные, социальные стереотипы и т. д. - то есть стереотипы, характерные для сознания определенной профессиональной,

37
возрастной, гендерной, национальной, социальной группы, определенной территории. Такие стереотипы могут не совпадать с общенациональными.
Типичная стереотипизация заключена во фразе – «они все такие»:
ученые умны, рассеяны, далеки от повседневной жизни; студенты ленивы,
и в то же время они веселые, оптимисты, любят выпить, всегда не
готовы к экзамену; офицеры решительны, честны, благородны; молодые
девушки ветрены; все мужчины обманщики; у молодежи один ветер в
голове; старики молодых никогда не понимают; англичане сдержаны,
финны молчаливы, французы любвеобильны, итальянцы темпераменты,
немцы пунктуальны, чеченцы жестоки, цыгане нечестны, столичные
специалисты лучше местных и т.д.
Существуют и профессиональные стереотипы.
Стереотипы военных: гражданские не приучены к порядку, во всем нужна строгая дисциплина, надо укреплять исполнительную вертикаль
(дисциплину).
Стереотипы гражданских: военные исполнительны и обязательны,
умственно ограничены, умеют действовать только в рамках приказа.
Стереотипы учителей: родители не хотят заниматься детьми, если ребенок тихо отвечает – значит не знает.
Стереотипы родителей: учителя не хотят учить, учителя только орут на детей и вымещают на них свои личные трудности.
Стереотипы водителей: все гаишники мздоимцы.
Стереотипы гаишников: все водители нарушители.
Стереотипы «силовиков»: был бы человек, статья найдется.
Мужские стереотипы: красивая – значит хорошая жена будет, все жены изменяют мужьям.
Женские стереотипы: все мужчины обманщики, изменил – значит никогда не любил, высокий – значит красивый, сильный и умный и т.д.
Социальные стереотипы:
пенсионеры – государству до нас нет дела, старики никому не нужны;
чиновники – посетители не дают нам работать,
начальники – критика - это подкоп под мой авторитет,
подчиненные – против начальства не попрешь и т.д.
Возрастные стереотипы: маленьких детей, внуков надо покормить – они
всегда голодные, стариков теперь никто не слушает, старики никому не
нужны, старики молодых никогда не понимают и не поймут, бабушка с
дедушкой, родители покупают мне подарки – значит меня любят, не
покупают – значит не любят и др.
Стереотипы в сознании каждого народа имеют свою специфику,
обусловленную национальными особенностями мышления данного народа. Многие из стереотипов народа находят отражение в его поговорках и пословицах, раскрывая национально-своеобразный подход данного народа к восприятии действительности.

38
Так, русские ментальные стереотипы отражены в таких поговорках и речениях как молодо-зелено, яйца курицу не учат, кто не с нами, тот
против нас, богатый – значит вор, гостя надо угостить и т.д.
Американские стереотипы: новый – значит лучший, богатый- значит
умный, мои личные права никто не должен ущемлять.
Финский стереотип: если преподаватель повторяет объяснение второй
раз, он считает учеников за идиотов, в споре сильного со слабым всегда
виноват сильный.
Немецкие стереотипы: во всем должен быть порядок, вся деятельность
должна быть заранее запланированной.
Стереотипы, формирующиеся в сознании людей, объективно необходимы для мышления, для восприятия и понимания действительности, они облегчают понимание новых людей (хотя и не всегда обеспечивают правильное понимание): мы переносим уже известный нам, сформировавшийся у нас в сознании стереотип на нового человека:
раз студент - значит, не готов к экзамену, раз слесарь-
сантехник – значит, обязательно пьяница и т.д. Описанные механизмы обеспечивают человеку ту или иную интерпретацию поведения другого человека, позволяют сделать определенные выводы о новом человеке, на основании которых возможно в дальнейшем построение отношений с этим человеком или же отказ от отношений с ним.
Вместе с тем необходимо еще раз подчеркнуть, что все эти механизмы могут давать искаженную картину, неточно, а то и неправильно определять имидж того или иного человека, поскольку все они основаны на уже сложившихся мнениях, убеждениях человека и представляют собой применение к новому человеку старых психологических шаблонов,
заготовок, механизмов. Необходимо в оценке человека по его внешности и поведению проявлять максимальную объективность, опираться на
совокупность признаков и фактов и не судить окончательно по отдельным чертам внешности, фактам или поступкам. Для первого же впечатления этим механизмы очень важны и именно они обеспечивают восприятие человека при первой встрече с ним.
Каузальная атрибуция
Люди судят друг о друге на основе механизмов каузальной атрибуции
(«кауза» – лат. причина, атрибуция - приписывание) – стереотипов восприятия, базирующихся на субъективном понимании связей между наблюдаемыми фактами и некоторыми последствиями из них (выводами).
Под каузальной атрибуцией понимается стереотипное приписывание людям свойств и причин поведения в опоре на внешнюю информацию о них (по схеме: если А, то В).
Американский ученый Ф.Хайдер, который заложил основу теории каузальной атрибуции, отмечал, что у человека всегда есть априорные каузальные схемы, то есть готовые стереотипы восприятия, которые человек бессознательно применяет при оценке новых людей, фактов,
впечатлений, событий. В большинстве случаев каузальные схемы дают

39
неточную, ошибочную картину, так как человеку обычно свойственно злоупотреблять каким-либо одним, излюбленным видом каузальной атрибуции. В.Зигерт и Л.Ланг писали, что человек не хочет, чтобы кто-то корректировал его образы. Персонаж А.Н.Островского Дикой в драме
«Гроза» говорил просто: «Хочу так думать, и думаю!»
Так, многие начальники любую критику воспринимают как попытку подорвать их авторитет, о творческом, неординарном человеке часто судят как о таком, который «стремиться вылезть», «стремится занять руководящее кресло». Есть люди, которые все поступки окружающих объясняют сексуальными причинами, другие объясняют все завистью,
третьи – эгоизмом, четвертые – личной амбициозностью.
Неудачи люди склонные чаще приписывать влиянию объективных обстоятельств, а успех – своим личным усилиям. Участники событий обычно объясняют неудачи влиянием объективных причин, а наблюдатели приписывают неудачу личностям – винят их в недостаточной активности,
неумелой деятельности, неподготовленности и т. д. (ср.: проигравшая футбольная команда всегда жалуется на травмы, плохое поле,
необъективных судей, плохую погоду, неудачный календарь встреч, не дающий отдохнуть и т.д., а болельщики говорят – не хотят играть, не стараются, никто не выкладывался на поле и под.).
В 30-70-ые г.г. во внешней и внутренней политике СССР для народа насаждались простейшие каузальные схемы: все успехи – это результат мудрости вождя и партии, а все неудачи – это козни внутренних врагов,
козни сионистов, происки мировой буржуазии.
Отметим, что для того, чтобы человек был адекватно воспринят другими, удобнее, чтобы он вел себя стандартно, не отклоняясь от принятых в обществе норм – тогда стереотипы и каузальные схемы дают окружающим наиболее правильную картину, хотя и в этом случае,
конечно, не могут быть исключены ошибки. Если же человек ведет себя нестандартно, то он практически никогда не воспринимается в обществе адекватно, его не понимают и приписывают ему ложные мотивы и цели,
иногда просто чудовищные, вплоть до признания его сумасшедшим (ср. –
Гамлет, Чацкий). Именно поэтому великие и просто неординарные люди так часто остаются в истории непонятыми и веками могут оставаться загадкой, а их жизнь обрастает множеством легенд.
2. Языковой паспорт говорящего и его роль в общении
Языковой паспорт человека - это та информация, которую человек
«автоматически», бессознательно передает о себе, когда он говорит. Это информация, «сообщаемая» человеком о его поле, возрасте, откуда он родом – из города или деревни, насколько он эмоционален, его физическое состояние (бодр или устал), что он делает в момент речи (ест,
движется, приближается, удаляется или стоит на месте и т.д.).

40
По речи можно определить, иностранец ли человек, а иногда даже и его национальность или регион, откуда он приехал. Можно определить и местность, из которой происходит человек – по специфическим особенностям его произношения, отдельным словам и выражениям.
Региональные особенности произношения дают представление о том, где человек родился или где прошла большая часть его жизни.
Известен случай, который произошел с великим русским ученым,
создателем знаменитого словаря русского языка Владимиром Ивановичем
Далем. Однажды он встретил в пути монаха и спросил его: - Какого,
батюшка, монастыря? – Соловецкого, родненький. – Из Ярославской губернии? (В.И.Даль знал, что слова родненький, родименький часто употреблялись в Ярославской губернии). – Нетути, родненький, тамо-ди в
Соловецком живу. – Да еще из Ростовского уезда?
Монах упал в ноги: - Не погуби!
Оказалось, что это был беглый солдат из Ростовского уезда Ярославской области, выдававший себя за монаха.
По языковому паспорту человека можно судить об уровне его общей культуры, уровне его воспитанности. У всех бывали, наверно, такие случаи: едем в транспорте, за спиной разговаривают. Обернуться неудобно, но по голосу мы можем сформировать достаточно полное впечатление о говорящем - возраст, пол, уровень культуры, воспитанности,
характер и многое другое, включая национальность, городской он или деревенский и т.д. То же самое, когда мы просто присутствуем при разговоре незнакомых людей - мы их не знаем, в беседе с ними не участвуем, но довольно много можем узнать о них из манеры речи, из употребляемых ими слов и выражений, из их общего стиля общения. Или такой случай: - Мне кто-нибудь звонил? - Звонили. - Кто? - Не знаю.
Приятный (интеллигентный) мужской голос. Как мы определяем, что звонил интеллигентный человек, что голос приятный? Исключительно по языковому паспорту человека.
Эксперименты показывают, что по речи человека можно определить его возраст – иногда с точностью до 2-3 лет, размеры тела ( удой, средней полноты, полный), рост ( маленького роста, среднего роста, высокий).
По речи человека бывает можно определить приблизительно его профессию (по проскальзывающим в речи профессиональным словам и оборотам).
Свой языковой паспорт человек предъявляет всем окружающим как только откроет рот - отсюда огромная важность благоприятного языкового паспорта человека. Если мы соблюдаем правила речевого этикета - наш языковой паспорт благоприятный, мы производим положительное впечатление на людей, с нами хотят общаться, готовы помочь, выполнить просьбу. А кто захочет вступать в общение с грубияном, помогать хаму,
невоспитанному человеку, говорящему всем «ты», использующему грубые повелительные интонации и т.д.?

41
Следить за своим языковым паспортом - трудная задача, но каждый человек должен помнить о важности этой задачи и работать над своим языковым паспортом, придавать ему положительные черты - следить за культурой речи, правильной дикцией, вежливой интонацией, соблюдать нормы общения и требования речевого этикета.
В милиции существует специальная служба, которая составляет по голосам телефонных хулиганов и террористов их предположительный портрет, на этом во многом основан успех их поимки. Однажды в Москве крупный преступник, уверенный в своей безнаказанности, позвонил перед совершением очередного преступления в отделение милиции. Спросил:
«Давно скучаете по мне?» И сообщил: «На дело иду». В городе было совершено несколько дерзких преступлений, и дежурный сразу понял, что разговаривает с человеком, их совершившим. Он пытался затянуть разговор, заставить преступника наговорить побольше на магнитную пленку, пробовал «засечь» телефон. Но преступник был опытным: «Я
знаю, ты передаешь», - сказал он напоследок и повесил трубку. Но и по этому короткому разговору специалисты по фонетике, диалектологии,
психологии из Всесоюзного НИИ судебных экспертиз определили ряд недостающих признаков преступника - примерный возраст,
национальность, некоторые другие признаки. Именно это и дало возможность его задержать.
В газете «Известия» 25 марта 2000 г. было сообщено, что специалисты
ФСБ России создали устройство, определяющее по голосу «телефонного террориста» многие его черты, включая внешность. Звонок записывается на магнитофон и мгновенно анализируется компьютером. Использование этого устройство позволило УФСБ Карелии за 8 месяцев установить личности 27 телефонных хулиганов, звонивших о якобы заложенных бомбах. В Москве за 1999 г. привлечены к уголовной ответственности 13
человек, «пойманные» анализатором голоса. Когда корреспондент
«Известий» по согласованию со службами ФСБ позвонил по телефону 02 и изменив голос, сообщил о якобы заложенной бомбе, в редакцию позвонили оперативники и с минимальными погрешностями охарактеризовали корреспондента – 25-28 лет, рост около 180 см, вес около 75 кг., лицо овальное, слегка вытянутое.
К языковому паспорту относится и информация, которую мы получаем из почерка человека – почерк может много рассказать о человеке, особенно специалисту-графологу. Это – отдельная отрасль науки, очень важная в криминалистике. Однако по сравнению с устным языковым паспортом,
который легко опознают и интерпретируют все носителя языка,
интерпретация почерка требует обычно специальных знаний, хотя и в этой сфере рядовой человек может сделать определенные выводы о характере и некоторых других особенностях написавшего тот или иной текст человека.

42
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


написать администратору сайта