Главная страница

И. А. СтернинОсновыречевого воздействия


Скачать 0.87 Mb.
НазваниеИ. А. СтернинОсновыречевого воздействия
Дата30.01.2021
Размер0.87 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаI.A.-Sternin-Osnovyi-rechevogo-vozdeystviya.pdf
ТипДокументы
#172601
страница8 из 14
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14
Речевые игры и общение
Наблюдения над общением людей в типовых ситуациях привели американского психолога Э.Берна к выводу о том, что во многих случаях разговор людей в таких ситуациях развивается как бы по заранее известному всем участникам плану, и результаты такого разговора двух или группы людей тоже, в общем, достаточно предсказуемы. Такие типовые разговоры Э.Берн назвал речевыми играми.
Э.Берн называет игрой совокупность повторяющихся речевых действий,
содержащих скрытую цель – получение некоторого выигрыша или психологического поглаживания. Например, игра «Жалоба» – ребенок хочет, чтобы его пожалели, или игры взрослых – «Меня недооценивают»,
«Неудачный муж».
Э.Берн выделял :
1. Процедуры – стереотипные действия материального характера –
например, приготовление пищи, уборка, переодевание, накрывание на стол и т.д. Процедуры не являются общением.

89 2. Ритуалы – стереотипные серии простых дополнительных трансакций. Это стереотипное прямое общение (- Где вы были? - Мы так давно не виделись!). При исполнении ритуалов говорящие чувствуют,
сколько поглаживаний они должны друг другу: например, после отпуска разговор при встрече должен быть длиннее, чем обычно; если один из собеседников говорит взволнованно и заинтересованно, второй должен ему вернуть столько же «поглаживаний».
Э.Берн отмечает, что между процедурой и ритуалом не всегда можно провести четкую грань, например, как в случае с мытьем рук. Процедуры проще ритуалов, и люди, не умеющие исполнять ритуалы, прибегают к процедурам: не умеющие вести светское общение в незнакомой компании просят дать им какое-либо дело – например, резать хлеб, чем-либо помогать хозяйке.
Ритуалы исполняются по воле Родителя, процедуры планируются
Взрослым.
3. Времяпрепровождения - полуритуалы, когда собеседники занимают время разговором на принятые в подобных ситуациях темы. Это серия дополнительных трансакций, групповая болтовня или серьезный разговор.
Э.Берн пишет: «Наблюдения подтверждают, что такого рода мероприятие практически ничем, кроме имен присутствующих там людей, не отличается от десятков подобных же вечеринок, происходящих в то же самое время и в такой же среде. Для различных социальных слоев типичен разный набор времяпрепровождений» (с.27). Группы, участвующие в подобных времяпрепровождениях, различаются по возрасту, полу,
семейному положению, национальности, культурному уровню,
благосостоянию.
4. Игры – повторяющийся набор трансакций, обладающий скрытой мотивацией. Э.Берн указывает, что игра – это серия ходов, содержащих ловушки, подвох, скрытое намерение.
Игра отличается от процедур, ритуалов и полуритуалов:
1) наличием скрытого мотива,
2) наличием выигрыша (вознаграждения).
Возможные вознаграждения:
· стабилизация состояния,
· занятие времени (особенно до рождения детей и когда дети выросли);
· привлечение внимания, получение внимания;
· реальный выигрыш (помощь, протекция);
· формирование близости людей.
Э.Берн отмечает, что если людям удается достичь полной близости, то игры между ними отпадают:
«Свободная от игр человеческая близость, которая по сути есть и должна быть самой совершенной формой человеческих взаимоотношений,
приносит такое ни с чем не сравнимое удовольствие, что даже люди с неустойчивым равновесием могут вполне безопасно и даже с радостью

90
отказаться от игр, если им посчастливилось найти партнера для таких взаимоотношений» (с. 32 ). Например, женщина бальзаковского возраста,
выйдя замуж, отказывается от сплетен и интриг в коллективе, которыми она славилась долгое время.
Цели, которые могут преследовать речевые игры, таковы:
· проведение времени (например, светское общение);
· демонстрация сходства мнений (дружеское общение, базируется на взаимном отзеркаливании собеседниками тем, проблем);
· формирование психологической близости;
· выражение эмоционального состояния;
· выражение знания, мнения, осведомленности;
· поглаживание собеседника;
· получение поглаживания, привлечение внимания;
· выполнение официального ритуала, имеющего общественную значимость и приводящего к установлению или изменению социального статуса участников.
Э.Берн также описал общественное значение речевых игр. Он полагал, что речевые игры имеют:
· историческое значение – игры передаются от поколения к поколению и сохраняют исторические и культурные традиции народа;
· культурное значение – воспитание в большинстве случаев сводится к обучению играм; каждый класс, социальный слой, социальная или возрастная группа имеют свои игры;
· социальное значение – они заменяют искренность, которая не поощряется, например, американским обществом, они позволяют заполнить время общением, позволяют поддерживать отношения тем, у кого отношения далеки от идеала;
· личностное значение – люди выбирают друзей из тех, кто играет в эти же игры, имеет такую же манеру поведения; в брак вступают люди,
играющие в своих семьях в одинаковые игры.
Концепция речевых игр Э.Берна, как и разработанный им и описанный выше трансакционный анализ, получили широкое признание в психологии и коммуникативной лингвистке. Однако современный этап развития коммуникативной лингвистики требует уточнения и развития некоторых положений Э.Берна о речевых играх, тем более что он создавал концепцию речевых игр для описания психологии личности, а не процессов общения в обществе.
То, что Э.Берн называет речевыми играми, в действительности – игры далеко не только речевые: многие из них более поведенческие, чем речевые, и речевой элемент в них сведен до минимума. Например, это можно сказать о таких упоминаемых им играх как Загнанная домохозяйка,
Придворный, Кавалер и поклонница, В постели у режиссера, Сядь ко мне
на колени и др. Трансакция в таком случае выступает не как обмен

91
репликами, по его собственному определению, а как обмен действиями,
некоторые из которых могут быть речевыми.
Э.Берн отличает речевые игры от процедур, ритуалов и
времяпреповождений наличием у первых мотива и вознаграждения.
Однако мотив и вознаграждение могут быть обнаружены везде – и в процедуре, и в ритуале, и в полуритуале (светская беседа имеет, к примеру,
совершенно явные мотивы и вознаграждения), да и в любом тексте и даже в отдельной реплике.
Четкий, предсказуемый исход, постулируемый Э.Берном исключительно для речевых игр, есть и у процедур, и у ритуалов.
В речевые игры у Э.Берна фактически попадают многие коммуникативные роли – Калека, Беспомощный, Дурачок, Неимущий и мн.
др. В речевых играх люди могут исполнять определенные коммуникативные роли, но вряд ли целесообразно сами роли рассматривать как речевые игры.
В речевые игры попадают также некоторые коммуникативные тактики –
типовые по тематике монологи, конкретизируемые конкретными репликами (например, «я нуждаюсь в совете», «только вы можете мне помочь» и др.). Тактики монологичны, они отвечают цели (то есть стратегии) общения в данной ситуации ( Девушка, который час? Они меня
еще вспомнят! Попался, негодяй!). Игра не может быть монологической, в ней должно быть минимум два участника.
В дальнейшем под речевой игрой предлагается понимать разговор двух или группы лиц по стереотипному, типовому сценарию, принятому в данной социокультурной среде для подобных коммуникативных ситуаций.
Есть игры мужчин и женщин, игры начальников и подчиненных, детей и родителей, пенсионеров и т.д.
Приведем примеры речевых игр разного типа:
Гардероб (нечего надеть)
Родительский комитет
Кавалер и поклонница
Что хотят, то и делают
А что стало со стариной Джо?
Нынешняя молодежь
Консилиум
Как дела?
Какие новости?
Где лучше отдыхать?
А вы знаете N?
Выпьем по рюмочке
Сколько лет, сколько зим!
Как отдыхали?
А вы бывали в …?
О чем они только думают?

92
Как все подорожало…
На следующее утро
Почему бы вам не… Да, но…
Изъян
Я знаю дорогу лучше
Как быстро летит время…
Нас учили лучше
Молодые службу не тянут
Судебное разбирательство ( А он… А он…)
Защита диссертации
Защита дипломной работы
Судебный процесс
Ученый совет
Регистрация брака
Кто виноват?
Если бы вы пришли вчера…
Свадьба
Похороны
День рождения
Юбилей
Вручение премии, награды
А вот в наше время
Непутевый муж
Когда же будет порядок?
Куда все подевалось?
Вот раньше… а сейчас
Мои несчастья лучше ваших
Надо больше отдыхать
Надо думать о здоровье
Я заплачу за всех
Встреча старых друзей
Девушка, а который час?
Кого из наших встречаешь7
Я недавно купила…
Я недавно был в …, так там…
А ты вспомни, как ты
А ты помнишь, как …
Слышали новость?
Старики сейчас никому не нужны
Я бы рад, но начальство не позволит
В игре всегда есть инициатор – человек, который предлагает игру, он же часто выполняет роль ведущего в игре, есть также участники игры, иногда
– наблюдатели.
Игра обычно включает следующие структурные элементы:

93 1. Запускающую фразу – например; Сколько лет, сколько зим! Кого я вижу! Мама, он у меня совочек отнял!
2. Обмен репликами в определенной последовательности.
3. Терминационную фразу (от лат. terminari – завершать) – фразу,
завершающую игру, позволяющую выйти из нее или перейти к другой игре.
Примеры терминационных фраз: Ужас, что делается! Не знаю, что и
делать. Что хотят, то и делают! Я с тобой больше не играю.
Основные виды речевых игр
Речевые игры в описанном выше понимании могут быть подразделены на несколько видов.
1. По степени официальности - официальные и неофициальные.
Официальные игры – это такие, которые осуществляются в официальной обстановке (то есть в присутствии посторонних лиц) по официально утвержденным правилам. Правила официальных речевых игр устанавливает государство (судебное заседание, инаугурация президента,
регистрация брака), ведомство (защита дипломных работ, защита диссертаций, устный экзамен), общественная организация (торжественное собрание, вручение премий или наград, премий, чествование заслуженных лиц).
Неофициальные игры – это игры, принятые в неофициальном общении, в кругу знакомых лиц (день рожденья, отмечание семейных праздников,
дружеская вечеринка, ухаживание).
2. По степени конфликтности - конфликтные и бесконфликтные.
Конфликтные игры заведомо ведут к конфликту, их надо распознать и прекратить (Кто виноват? Попался, негодяй…). Бесконфликтные игры
могут продолжаться сколь угодно долго ( А вы знаете такого-то? А что стало со стариной Джо? Вы слышали новость?)
3. По назначению - игры для участников и игры для зрителей.
Игры для участников предполагают, что в игре заинтересованы сами участники, игры для зрителей разыгрываются для развлечения аудитории
(например, КВН, различные ток-шоу на телевидении, игры типа «Почему не выполнили мои указания?» в присутствии посторонних).
4. По содержанию могут быть выделены несколько типов речевых игр.
Ситуационные игры - такие, которые разыгрываются, будучи спровоцированы типовой ситуацией. Например: Я знаю дорогу лучше
(спор, кто лучше объяснит дорогу), Как ты вырос! (вариант: Как дети
растут!) - при виде выросшего ребенка; Ну, какие новости? - при встрече

94
приятелей, Я заплачу за всех - спор в компании; А что, еще никого нет? - беседа пришедших первыми на какое-либо мероприятие и др.
Эмоциональные игры - преследуют цель выразить эмоцию и получить сочувствие.
Например: Жалоба - ребенок жалуется старшим, чтобы его пожалели;
Ах, я бедняжечка!(варианты: У меня всегда все наперекосяк! Со мной
всегда что-нибудь случается! Опять я за старое!) -жалоба на постоянно преследующие неудачи; Мои несчастья лучше ваших - спор, кто сильнее болеет или страдает; Болею, но тяну лямку - жалоба на здоровье с подчеркиванием, что все равно старается работать из чувства долга,
ответственности и т.д.; Я перенес болезнь - жалоба на перенесенную болезнь, операцию и т.д.; Неимущий - прибедняется, что всегда нет денег,
ничего не умеет достать, не везет с подработками и т.д.; Я им покажу ! - угрозы в адрес отсутствующих - начальства, «преследователей» и т.д. в присутствии третьих лиц; Судебное разбирательство (Он меня ударил! А
он у меня отнял игрушку! - у детей; Вчера она ..., -На самом деле все было так...-у взрослых); Смотри, какой я молодец! (вариант: Смотри, как я все
прекрасно сделал!) - демонстрация результата своего труда в расчете на восхищение; Я знаю лучше - попытка сделать или объяснить что-либо,
чтобы показать свое преимущество в данной области: Посмотри, что у
меня есть - демонстрация наряда, сережек, какого-нибудь технического приобретения и т.д.
Обвинительные игры - преследующие цель выразить неудовольствие партнером, его действиями или высказываниями.
Например: Попался, негодяй! - (Опять пришел грязный! Опять ты
опоздал! Опять не купил хлеб! Я тебе говорила - когда ты должен был
прийти?! и др.); Ну, что я говорил - констатация того, что собеседник напрасно его не послушал; Посмотри, что ты наделал - уличение в неправильных действиях, Посмотри, что я из-за тебя надел! - попытка оправдать свою ошибку вмешательством постороннего, помехами при работе и др.; Если бы не ты -обвинения в помехах деятельности; И что ты
за человек! - критика, в рамках которой обобщаются недостатки партнера;
О чем они там только думают? - безадресная критика в адрес «верхов»;
Что за безобразие! - констатация недостатков без какого-либо вывода о путях их преодоления.
Групповые игры - преследующие цель проведения времени. Играются в компаниях, в условиях группового участия.
Например: Вы слышали последнюю новость? Когда мы были в...; А вы
не бывали в ...? А вы знакомы с ...? А где сейчас старина Джо? (вариант:
А что стало со стариной Джо?); Родительский комитет - родители,
имеющие детей одного возраста обсуждают, как сейчас трудно стало с детьми; Консилиум - кто-то перенес болезнь, и все ему дают советы, как лечиться и что делать, чтобы поправиться; Подумайте, какой ужас! - рассказ о неприятностях, ужасах, чтобы показать информированность и напугать других, уменьшив свой собственный страх; Что хотят, то и

95
делают - Э.Берн так характеризует содержание этой игры: поверхностное обсуждение экономических или политических вопросов: здесь обычно фигурирует некий персонаж со смутными очертаниями, держащий в своих руках все козыри, который зовется «они»; Нынешняя молодежь - игра стариков; А вот в наше время... - идиллические воспоминания о прошлом благоденствии или строгих правилах, которые тогда все соблюдали;
Непутевый муж - жалоба жены на бестолковость и непрактичность мужа;
Если бы не он – «тогда бы я могла бы..., стала бы... и т.д.»; Нечего надеть - женская игра, когда женщины друг другу жалуются, что не в чем ходить;
Что где почем; Давайте выпьем по рюмочке - кто-то хочет напиться и подбивает других принять в этом участие, помочь ему; На следующее утро
- мужская игра, когда мужчины после вчерашней выпивки рассказывают друг другу, как им было плохо или с какими приключениями они добрались домой; Молодые службу не тянут - ветераны критикуют новое поколение; Когда же будет порядок? - вариант игры Что хотят, то и
делают; Как все подорожало!; Он плохой работник - заочная критика коллег; Ну что, ваша/ее/ дочь вышла замуж - злорадное обсуждение женщинами судьбы другой женщины; Как сейчас трудно в школе учиться
- разговор родителей, чьи дети плохо учатся и т.д. Так называемое светское общение или светская беседа - это тоже развернутая групповая речевая игра с достаточно стандартными правилами, темами, стратегиями ведения общения.
Семейные игры - преследуют цель объяснить или разрешить семейные трудности или проблемы.
Например: Загнанная домохозяйка - Э.Берн описывает это так: “Берет на себя все дела, которые попадаются под руку, и сама напрашивается на новые занятия. При званом обеде хочет сыграть роль Безупречной собеседницы, Образцовой хозяйки и распорядительницы, Художника по интерьерам, Шеф-повара, Обольстительной элегантной женщины и обязательно Дипломата. И еще утром решит испечь пирог и отвести детей к зубному врачу. Этого достаточно, чтобы все завалить, подвести мужа и гостей, утратить красоту и получить стресс” /с.38/. Вариант этой игры - Я
ничего не успеваю!; Если бы не долги!; Если бы не ты...;Это ты меня
втянула! - констатация провала с попыткой обвинить в нем жену; Я делаю,
что могу; И что ты за человек? -я идеальный, а ты с недостатками и т.д.
Административные игры - направленные на решение тех или иных административных проблем.
Например: Я бы рад но начальник не пропустит; Если бы вы пришли
вчера...; Он плохой, я хороший - критика стиля работы с клиентами своего коллеги и предложение другого, более дружеского стиля (обычно по предварительному сговору с коллегой); Везде бюрократы – «мои инициативы не встречают поддержки»; Я доложу руководству; Это не к
нам - так называемое “отфутболивание”, Зайдите попозже и др.
Игры подчиненных - направлены обычно на оправдание своей деятельности или на оценку своего места и отношений в коллективе.

96
Например: Что хотят, то и делают – «начальство всесильно, с ним с кем не считается»; Меня недооценивают – «мало платят, не выдвигают, не спрашивают моего мнения» и т.д.; Беспомощный – «я не справлюсь, я не смогу, меня никто не слушает, мне никто не помогает, поручите другому- помоложе, мужчине» и т.д.; Дурачок – «мне такие вещи поручать нельзя, я все напутаю, все равно все забуду» и т.д.; Калека – «я болею, но все равно тяну лямку, а это никто не оценивает, меня нельзя так нагружать» и т.д.
Сексуальные игры - направленные на привлечение внимания лиц противоположного пола.
Например: Ухаживание; А ну-ка подеритесь - женщина поощряет конкуренцию двух из-за нее, а в последний момент исчезает с третьим;
Катись отсюда - поощряет ухаживание, а потом в последний момент отталкивает мужчину; Чулок пополз! (вариант - Спина устала!- с закладыванием рук за голову) -демонстративное привлечение внимание к ногам или бюсту; Кавалер и поклонница - романтическое демонстративное ухаживание пожилого мужчины за молоденькой девушкой и т.д.
Как относиться к речевым играм? К разными играм - по-разному. В
эмоциональных играх, рассчитанных на сочувствие, необходимо подыгрывать собеседнику (но самими играми, рассчитанными на сочувствие, нельзя злоупотреблять). В ситуативные игры люди играют чисто автоматически, реагируя на саму ситуацию. В групповых играх надо участвовать, поддерживая их, поддакивая, возмущаясь, соглашаясь в унисон с правилами игры, этого требуют правила культуры.
Некоторые игры надо вовремя распознать и прекратить или выйти из них - это, прежде всего, относится к таким играм, как обвинительные,
административные. Если вы руководитель, вам надо подготовиться к играм, в которые захотят с вами играть подчиненные; особенно необходимо быть готовым к играм Беспомощный, Дурачок, Калека.
Некоторые игры конфликтны, и их надо избегать - например, таких как
Попался, негодяй! Посмотри, что ты наделал! Посмотри, что я из-за
тебя наделал! Это все из-за тебя! Выпьем по рюмочке! Это ты меня
втянула! Загнанная домохозяйка; Если бы не ты ! И что ты за человек и нек. др.
Речевые игры – это термин, и читателей не должно вводить в заблуждение использование в нем слова «игра» – ничего несерьезного или шуточного этот термин не предполагает, речевые игры – важнейшая часть человеческого общения, и сам термин – речевая игра - столь же
«серьезен», как термины текст, диалог, монолог.
Речевые игры - это разновидность закрытого общения.
Необходимо уметь распознать предлагаемую вам речевую игру, оценить ее цель, последствия и принять решение, принимать ли в ней участие.
Участие в речевой игре предполагает следование правилам данной игры,
принятой в обществе. Скажем, светское общение не предполагает споров,
столкновения точек зрения и пр., оно предполагает комплиментарность

97
общения, и если мы решили вступить в такое общение, то необходимо придерживаться этих правил.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14


написать администратору сайта