Главная страница
Навигация по странице:

  • [c.659] 1. Понятие, структура и формирование политического сознания

  • [c.665] 2. Политическая психология

  • [c.670] Глава XXXIX.Вопросы для размышления, самопроверки, учебные задания

  • Жукова В.И., Краснова Б.И. Общая и прикладная политология. Учебное пособие. М., 1997. 992 с. Жукова В.И., Краснова Б.И. Общая и прикладная политология. Учебн. I. общая политология раздел первый. Введение в политическую науку


    Скачать 5.58 Mb.
    НазваниеI. общая политология раздел первый. Введение в политическую науку
    АнкорЖукова В.И., Краснова Б.И. Общая и прикладная политология. Учебное пособие. М., 1997. 992 с.doc
    Дата07.05.2017
    Размер5.58 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЖукова В.И., Краснова Б.И. Общая и прикладная политология. Учебн.doc
    ТипДокументы
    #7202
    КатегорияСоциология. Политология
    страница38 из 56
    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   56
    РАЗДЕЛ СЕДЬМОЙ. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

    ГЛАВА XXXIX. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

    Политическое сознание является естественным компонентом духовной жизни индивида и общества, важнейшей составной частью политических отношений. В своем диалектическом развитии оно проявляет свою многомерность, многоаспектность, выражающихся в многообразии процессов и форм отражения политической действительности. Будучи относительно целостным образованием, политическое сознание имеет сложную структуру. Рассмотрим в чем состоит суть политического сознания, его содержание и процесс формирования. [c.659]

    1. Понятие, структура и формирование политического сознания

    Политическое сознание как сфера общественного сознания является отражением тех отношений, которые складываются внутри общества между различными социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования власти, то есть – политических отношений. Политическое сознание – это результат одновременно и отражения субъектами тех или иных явлений, и выражения их отношения к отражаемым политическим событиям. Что же в нем отражается и оценивается? Прежде всего отношение к власти, способам, формам ее организации и реализации, к политическим силам различной направленности и методам их деятельности. Следует отметить, то обстоятельство, что политическая деятельность является именно той основой, на которой [c.659] формируется политическое сознание. Оно предстает прежде всего как осознанное, осмысленное через призму социально-политических потребностей политическое знание, которое являет собой его рациональную составляющую. Однако содержание политического сознания не ограничивается лишь знанием как рациональным моментом, а включает в себя продукты чувственного отражения и оценки. Политическое сознание является продуктом рационального, эмоционального и волевого освоения людьми содержания и особенностей политических отношений.

    Политическое сознание можно определить как комплекс идей, теоретических концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суждений, эмоциональных состояний субъектов политических отношений.

    Политическое сознание является естественным субъективным компонентом политической деятельности, политического поведения.

    Политизация общественного и индивидуального сознания, его выделение в относительно самостоятельную сферу происходит там и тогда, где и когда возникают социальные неравенства, формируются институты социального управления и публичной власти.

    При этом следует заметить, что генезис политического сознания предопределяется не только общественными отношениями, становлением органов власти и управления, но и развитием таких форм общественного сознания как наука, мораль, религия, правосознание.

    Субъективные образы, с помощью которых социальная группа, личность или общество в целом отражают политическую действительность образуют структуру политического сознания. Познание объективной реальности субъектом возможно с помощью интеллекта, чувств, воображения, фантазии. Следовательно, структура политического сознания в целом определяется с помощью трех составляющих: рациональной, чувственной и иррациональной. К чувственным относятся образы, восприятия, оценки, настроения, желания и т.п. К рациональным относятся обобщенные идеи, концепции, представления, нормы, мнения и т.д. К иррациональным составляющим относятся немотивированные сознанием субъективные образования, а также утопии, фантастические образы. Рациональные, чувственные и иррациональные [c.660] представления взаимосвязаны между собой. Рациональный образ политической действительности не может возникнуть вне чувственного восприятия, которое стимулирует мыслительные процессы. Иррациональные представления, например, политические мифы, также связаны с чувственными и рациональными компонентами.

    Рассматривая структуру политического сознания следует отметить, что в зависимости от специфики процессов и форм политического отражения в нем выделяются различные сферы, уровни, формы, виды и т.д. Так, его сферами являются политическая наука (теории, концепции, гипотезы и т.д.), политическая идеология (доктрины, идеалы, программы, лозунги и т.д.), политическая психология (политические стремления, чувства, настроения и т.д.).

    Политическая идеология представляет собой систематизированную совокупность идейных воззрений и положений, выражающих и защищающих политические интересы и потребности той или иной социальной общности или группы и требующих подчинения индивидуальных взглядов и помыслов провозглашенным идейно-политическим доктринам и установкам.

    В политической идеологии можно выделить два уровня функционирования: теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы класса, социального слоя (прослойки), нации, государства, и программно-политический, где политические принципы и идеалы переводятся или воплощаются в соответствующие программы, манифесты, лозунги и являют собой идейно-политическую основу для принятия управленческих решений и ориентирования политического поведения и деятельности людей. По уровню отражения политической реальности политическое сознание может быть теоретическим и обыденным. По своей направленности оно бывает демократическим, авторитарным, традиционным, современным, верноподданническим, лояльным, бунтарским и иным. Его основными видами являются массовое и специализированное политическое сознание. По субъектам можно выделить социально-групповое, национально-этническое, религиозно-конфессиональное, корпоративное, индивидуальное и другие виды сознания. Многообразие видов политического сознания увеличивается при [c.661] рассмотрении его по отношению к конкретным объектам и субъектам политических процессов: к глобальным проблемам (войне, миру, окружающей среде и т.д.) (1).

    Весьма актуально рассмотрение структуры политического сознания по критерию властного потенциала его носителей в диапазоне субъект (властвующий) – объект (подвластный).

    Структура политического сознания может рассматриваться и по другим критериям. Например, за основу могут быть взяты “матричные” показатели, те, что построены на одновременном учете различных признаков содержания, организации, функционирования. С этой точки зрения структура, например, политического сознания в США, по мнению наших исследователей Ю.Замошкина и Э.Баталова, включала следующие его типы: 1) либерально-технократический, 2) либерально-реформистский, 3) либеральный, 4) традиционалистский, 5) неоконсервативный, 6) радикально-либеральный, 7) радикально-этатистский, 8) правопозитивистский, 9) радикально-демократический, 10) радикально-бунтарский, 11) радикально-романтический, 12) радикально-социалистический и др.

    Политическое сознание классифицируется и по качественно-содержательным параметрам. У различных его носителей оно может быть более или менее развитым, доминировать в структуре общественного и индивидуального сознания или быть второстепенным фактором жизнебытия.

    Интенсивная политизация общественного сознания связана с периодами кризисно-революционных ситуаций, со сменой политических режимов, персональных носителей власти, реконструкцией политических систем, концептуальных основ политического поведения.

    Политизация общественного сознания как правило начинается с низших и верхних слоев социальной структуры. В меньшей степени политизации подвержены средние слои общества.

    Политическое сознание относительно самостоятельно.

    Относительность самостоятельности политического сознания по отношению к сознанию вообще и его конкретным не политизированным проявлениям (наука, мораль, религия, искусство и т.д.) обусловлены тем, что создание как способ постижения реального бытия едино в своих сущностных характеристиках, законах проявления и функционирования. У сознания во всех его формах и [c.662] проявлениях единое основание – социально-природное бытие людей, их интеллект, воля, чувства.

    Относительно самостоятельный характер политического сознания, в отличие, к примеру, от морали или экономического сознания, проявляется в специфике политического пространства, политических отношений, политической культуры, традиций и норм политического поведения, в специфике политических технологий и методов политической деятельности, в специфике концептуально-категориального аппарата выработанного политической философией, политологией, социологией политики и другими науками, изучающими политические реалии и политическое сознание.

    Для понимания сущности политических отношений, политических процессов и возможных перспектив их развития важен более подробный анализ массового, социально-группового и индивидуального политического сознания. Массовое политическое сознание представляет собой совокупность наиболее типичных, общепризнанных политических идей, взглядов, установок по поводу политической власти и социального управления. Оно возникает и развивается в процессе политизации общественной жизни, унификации ее норм и принципов на основе исторического, личного опыта, традиций культуры, морали, религиозных воззрений. Массовое политическое сознание различается по степени своей однородности. Наиболее однородно оно в обществах со стабильными политическими системами, развитой общегражданской идеологией и культурой.

    На принципах цивилизованного плюрализма формируется и развивается массовое политическое сознание в странах с демократическими моделями организации политической жизни, где сложились правовые государства и гражданские общества. Подобный плюрализм массового сознания конструктивен по своей сути, ибо политическое сознание широких масс сориентировано на созидание лучшего, перспективного, справедливого, демократического жизнебытия.

    На иных, нередко революционно-анархических принципах, формируется массовое политическое сознание в обществах с крайне полярной социально-классовой структурой, с авторитарными способами осуществления публичной власти и управления. Массовое политическое сознание данного типа чрезвычайно подвержено [c.663] идеологическому, пропагандистскому воздействию, остро и эмоционально реагирует на те или иные социально-политические процессы текущей действительности.

    Что касается социально-группового политического сознания то оно возникает и развивается в процессе взаимодействия различных социальных групп по поводу удовлетворения ими своих политических интересов.

    Групповое политическое сознание не может быть до конца однородным, как не может быть однородным социально-политический статус входящих в него субъектов. Поэтому внутри любой социальной группы могут быть несовпадающие политические позиции. Кроме того, политическое сознание группы включает универсальные политические ценности общества, являющиеся той основой, на базе которой возникает единство и стабильность общественного порядка. А поскольку политическое сознание вырастает из взаимодействия различных политических интересов, его формирование связано и с внешними условиями реализации политических интересов.

    Политические концепции, идеи, взгляды, оценки весьма широко представлены в сознании современного человека.

    В процессе политической социализации личность усваивает основополагающие черты массового и группового политического сознания. Реализуя свои интересы, она объективно солидаризуется в своих действиях с позициями той социальной группы, которые ей близки. Хотя групповое политическое сознание складывается из индивидуальных политических сознаний, это вовсе не означает их тождества. Личное политическое сознание характеризуется не только высоким уровнем социализации, но и своей уникальностью, достаточно разнообразными свойствами. Социальный опыт каждой личности неповторим, и поэтому в процессе жизнедеятельности политическое сознание претерпевает изменения, в результате которых формируются реакционные, консервативные или революционные политические позиции.

    Политическое сознание личности, социальной группы, общества выполняет познавательную, ценностно-ориентирующую, идеологическую и прогностическую функции.

    В становлении и развертывании политического сознания субъектов можно выделить ряд этапов: [c.664]

    1. Включенность субъектов сознания в систему политических отношений. Политизация личности, социальной группы, общества.
    2. Зарождение политических ориентаций.
    3. Накопление политических знаний.
    4. Политическое самоопределение.
    5. Осознанные политические действия.

    К числу основных свойств политического сознания можно отнести: исторический, социальный характер, плюралистичность, многокомпонентность, многоуровневость, диалектичность.

    Политическое сознание является предметом исследования философии, политологии, специальных разделов социологии. В целостном виде политическое сознание изучается политической психологией. [c.665]

    2. Политическая психология

    Политическая психология как наука о политизированных компонентах общественного и индивидуального сознания начала формироваться в 20-30 годы ХХ века, прежде всего в США, Германии, во Франции, ряде других западноевропейских стран.

    В этот период происходят процессы предметной специализации психологии. Выделяются такие предметные сферы как психология управления, психология труда, социальная психология.

    Политическая психология как наука и учебная дисциплина складывалась в контексте и философских и психологических и социологических теорий.

    Среди предпосылок ее ускоренного развития следует выделить нарастание кризисных явлений в социальной жизни и прежде всего в социально-политической сфере, обострение борьбы за власть и политическое лидерство.

    Особенно широкие исследования в области политической психологии развернулись с 60-х гг. XX в. В то время эта отрасль научного знания находилась под сильным влиянием бихевиоризма. Его сторонники в США делали акцент на изучение психологических структур и процессов как детерминантов политической мысли и решений. Однако они пренебрегали исследованием макроотношений власти, влияния и авторитета в обществе. Западноевропейская политическая психология, несмотря на влияние бихевиоризма, отличалась [c.665] более широким, чем американская, подходом к политико-психологическим явлениям.

    Проблемами социальной, политической психологии занимались и отечественные исследователи. Можно выделить работы Ф.М.Бурлацкого, В.И.Вьюницкого, Т.И.Заславской, В.А.Иванова, И.С.Кона, Б.Д.Парыгина, В.Д.Попова, А.К.Уледова, Е.Б.Шестопал, А.И.Юрьева.

    Определенное развитие политико-психологических знаний в 60-90-е гг. шло в рамках страноведения. Политологи-страноведы опубликовали ряд работ по проблемам политического сознания и поведения, политической культуры и социализации в психологическом измерении. Это труды А.А.Галкина, Б.С.Ерасова, Б.Г.Капустина, Г.И.Мир-ского, М.А.Чешкова и др.

    В последние годы активно предпринимаются попытки политико-психологического осмысления таких проблем, как политическое сознание граждан, политическая культура, политический плюрализм, феномен сталинизма и т.п.

    В отечественных исследованиях параллельно с изучением вопросов психологии политики идет разработка проблем социальной психологии, которая имеет более значительную историю. Социопсихология – это синтез социологического и психологического подходов к изучению человеческого общества, людей. “Чтобы понять: кто мы, куда идем и к чему надо идти, – писал российский политолог В.Д.Попов, – следует обратиться к глубинной психологии народа и увидеть ее современные проявления” (3).

    Без знания социопсихологии сложно ответить на вопросы в чем особенности психологии индивидуализма и коллективизма того или иного народа, частнособственнической и иждивенческой психологии, психологических аспектов предпринимательской деятельности. Трудные, подчас драматические и даже трагические годы перестройки “убедили меня в том, – отмечал В.Д.Попов, – что многие беды, промахи и неудачи исходили не раз из одной и той же причины – игнорирования социально-психологического фактора исторического развития, особенно в период реформаций. И тут ясно обнаруживались вакуум и наше глубокое отставание от цивилизованных стран в овладении наукой о душе народа, нации, коллектива, личности, т.е. отставание в социальной психологии или социопсихологии” (3). [c.666]

    Становится ясным, что для обеспечения сознательного участия масс в общественной жизни сегодня уже недостаточно знания истории, политики и экономики. Разбираться в политике, влиять на нее нельзя без учета состояния психологических факторов: политического массового сознания, общественного мнения, чувств и эмоций, проявляющихся в социально-политическом поведении и деятельности групп и индивидов. Решению этих задач и призвана помочь политическая психология. Известный французский социолог Э.Дюркгейм подчеркивал, что “знание психологии составляет необходимую пропедевтику для социолога. Но оно будет полезно ему лишь в том случае, если он, овладев им, освободится от его влияния и выйдет за пределы данных психологии, дополняя их специфическим социологическим знанием” (4).

    Политическая психология – интегрированная область политологии и психологии, наука, изучающая психологические компоненты и феномены (ценностные ориентации и определенные мысли, связанные с политикой, мнения, настроения, чувства, волю, особые черты характера, потребности, мотивы, традиции и др.), которые формируются у людей в результате социально-политических отношений и реализуются в политических действиях индивидов, социальных групп, классов, народов и наций.

    Американский политолог М.Дойч называет следующие основные темы политической психологии: индивидуум как политический деятель; политические движения; политический лидер; политические объединения и структурные образования; политические связи между группами; процессы политического влияния; развитие отдельной личности и др. Кроме того, Дойч относит к политической психологии анализ решений избирателей, стилей группового мышления и изучение вопроса о том, что означают для человеческого достоинства правительственный аппарат и его деятельность.

    Французский политолог Ф.Бро, анализируя политико-психологическую проблематику отмечает, что “новейшие социопсихические методы уделяют большое внимание анализу явлений на уровне эмоций, аффектов в данном конкретном обществе. Так же, как в экономической науке, здесь оперируют понятием “потоков” (в экономике потоки – товарные, денежные, капиталов) и [c.667] тем самым стремятся выявить динамику, присущую требованиям или желаниям, принуждению или институционным преградам. Всеобщие надежды и чаяния или самоутверждение, идентичность (например, в хаосе национализма), отчаяние и различные виды агрессивности в политическом лагере – все это питает потоки импульсов, которые становятся тем заметнее, чем энергичнее стремление политических институтов направить их в определенное русло, оздоровить или даже подавить” (5).

    Политическая психология – это отрасль знаний, которая изучает влияние на политику индивидуальности человека и отношений между людьми. Сфера политической психологии в потенциале очень широка, и нелегко определить, где кончается политическое поведение (political behaviour) и начинается политическая психология. Х.Беррингтон считает, что по чисто теоретическим соображениям можно ограничиться изучением роли психологии для принятия политических решений, отражающих сильные и слабые стороны членов групп, принимающих решения. Социальный психолог И.Дженис в своей книге “Жертвы групповщины” (“Victims of Groupthink”, 1972) исследовал причины, по которым комитеты, обладающие правом решать или давать советы, состоящие из опытных, хорошо информированных и, на первый взгляд, целенаправленных людей, иногда делали такой выбор, который приводил к катастрофе, причем опасности и затраты, связанные с принятым решением, даже не просчитывались. Исследования динамики групповых решений связаны с длительной традицией экспериментальной социальной психологии.

    Одной из важных тем политической психологии является политическое рекрутирование. Если политическая социология принимает во внимание социальное положение политических авторов (принадлежность к определенному социальному классу, род занятий, характер полученного образования и т.п.), то социальная психология рассматривает их психологические качества, особенно их мнение о самих себе. Представители одной из школ политической психологии считают, что политика парадоксальным образом привлекает к себе большое число эмоционально угнетенных людей с низкой самооценкой, испытавших унижение, издевательства и разочарование в [c.668] детстве или испытывают их, будучи взрослыми. Эти люди ищут компенсации в том престиже и той власти, которые им предлагает политика. Совершенно иначе считают представители другой школы, которые утверждают, что политика увлекает за собой людей с высокой самооценкой, готовых испытывать тревоги, потрясения и опасности, связанные с политической жизнью.

    В связи с тем, что политическая психология обращает большое внимание на политическое рекрутирование, она постоянно интересуется и политическими элитами, пытаясь создать такую классификацию политических лидеров, которая позволила бы идентифицировать регулярные черты их поведения.

    В политической психологии можно выделить такие разделы: I) Методологические проблемы науки: объект и предмет политической психологии, ее категории и методы, принципы и функции, место в системе политических наук. II) Изучение психологических механизмов массовых форм политического поведения и деятельности, психологических закономерностей становления стихийных политических форм поведения и сознания, формирования массовых движений, политико-психологических аспектов массовых чувств, потребностей, настроений, установок, мотивов, ценностных ориентаций. III) Исследование психологии малых групп как элемента политических процессов или явлений; проблемы политического лидерства, конформизма, психологического климата, общественного мнения, настроений, конфликтов и др. IV) Изучение вопросов психологии политического руководства и управления, выработки, принятия и реализации политических решений. V) Анализ психологических закономерностей вовлечения личности в политику и особенностей формирования различных политико-психологических типов личности. VI) Исследование психологии международных отношений.

    Предметом политической психологии являются и проявления в политической деятельности деструктивности – маниакальности, истерии и т.д., исследованию которых уделял особое внимание Э.Фромм.

    Таким образом, в содержании политической психологии доминирующую роль играют чувственные и эмоциональные элементы сознания, ориентирующие ее на отражение насущных интересов людей, позволяющие [c.669] весьма точно и тонко отражать политическое взаимодействие различных сил, правильно определять деятельность субъектов политики и власти.

    В политической психологии можно выделить две части: устойчивую (психологический склад этноса, личности, традиции, здравый смысл, нравы) и динамичную (эмоции, чувства, настроения, переживания и др.). Наличие устойчивых эмоций, стереотипизация чувств делает поведение человека в политике прогнозируемыми. Что и является одной из важнейших функций этой науки. [c.670]

    Глава XXXIX.

    Вопросы для размышления, самопроверки, учебные задания:

    1. Раскройте содержание и структуру политического сознания.

    2. Что такое массовое политическое сознание?

    3. Дайте функциональную характеристику политического сознания.

    4. Определите специфику и предметное поле политической психологии.

    5. Осуществите политико-психологический анализ феномена вождизма.

    Литература:

    1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1980.
    2. Бурдье П. Социальная политика. Пер. с фран. – М., 1993.
    3. Власть. Очерки современной политической философии Запада. – М., 1980.
    4. Диалог. 1991. № 8. С.91.
    5. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии. М., 1991. С.500.
    6. Бро Ф. Политология. М., 1992. С.80.
    7. Общественное сознание и его формы. / Предисл. и общ. ред. В.И.Толстых. – М., 1986.
    8. Одайник В. Психология политики. Политические и социальные идеи Карла Густава Юнга. Пер. с англ. – М., 1996.
    9. Политическое сознание // Философия политики. М., 1993. Кн. IV. Рук. авт. колл., д.ф.н., проф. Бессонов Б.Н.
    10. Теоретическая и прикладная социальная психология. / Отв. ред. А.К.Уледов. – М., 1988.
    11. Хорн Клаус. Политическая психология. М., 1990. [c.670]

    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   56


    написать администратору сайта