_Давыдов В.В., Проблемы развивающего обучения. I. Основные понятия современной психологии Диалектикоматериалистические истоки психологического понятия деятельности
Скачать 1.02 Mb.
|
3. Теоретико-методологические идеи в психологическом учении А. Р. Лурия А. Р. Лурия внес большой вклад в развитие советской и мировой психологии. Вместе с другими советскими учеными он закладывал основы марксистской психологии. Опираясь на ее диалектико-материалистические принципы, Лурия активно разрабатывал общую и детскую психологию, психофизиологию, дефектологию, а в последние десятилетия своей жизни — нейропсихологию и патопсихологию. Он известен как талантливый экспериментатор, сумевший существенно продвинуть эту область, как блестящий организатор науки. 224 А. Р. Лурия постоянно занимался разработкой теоретических проблем современной психологии; его интерес к ним особенно обострился в 70-е гг., когда он написал несколько работ теоретико-методологического характера, подытоживших его размышления о судьбах нашей науки 36. Всю свою жизнь А. Р. Лурия руководствовался исходными теоретическими положениями своего учителя и друга Л. С. Выготского, конкретизируя и развивая их. Особенно развернуто это было осуществлено в работах, связанных с изучением проблем речи как одной из наиболее развитых коммуникативных систем 37. Опираясь на результаты своих исследований, а также на работы других представителей школы Л. С. Выготского (А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина и др.), А. Р. Лурия в конце жизни в одной из статей, опубликованных уже посмертно 18, отчетливо сформулировал свое понимание природы сознательной деятельности человека. В чем же существо его взглядов? Социально-историческую природу сознательной деятельности А. Р. Лурия рассматривал в ходе анализа ключевой проблемы психологии — проблемы произвольного действия, которая уже давно была камнем преткновения для психологов и философов. Идеалисты считали произвольное действие недетерминированным проявлением «свободного духа». Механицисты просто не признавали его существования, сводя его к вынужденному рефлексу. Однако произвольное действие все же существует. Как объяснить этот факт? А. Р. Лурия строит свое объяснение, исходя из принципов, сформулированных Л. С. Выготским. Последний считал, что для причинного объяснения произвольного действия нужно отказаться от попыток искать его истоки внутри организма. Корни решения проблемы произвольного действия нужно искать в отношении ребенка со взрослым, в социальных формах его деятельности. Действие ребенка начинается с указаний или приказов матери и кончается движением руки самого ребенка. Это действие первоначально разделено между двумя людьми: мать начинает действие — ребенок заканчивает его. В этом социальном строении действия и заложены источники его произвольности и сознательности. Первоначально ребенок подчиняется приказам матери, а затем начинает использовать собственную речь как средство, детерминирующее его поведение (речь ребенка вначале идет вслед за действием, а затем опережает его). «Из акта социального подчинения речи взрослого, - как отметил А. Р. Лурия, — возникает действие, подчиняющееся собственной речи — саморегулирующееся, произвольное, социальное по своему происхождению и опосредствованное предметным миром и речью по своему строению». Способ анализа происхождения и строения произвольного действия служит, по См.: Лурия А. Р. Психология как историческая наука (к вопросу об исторической природе психологических процессов). -В кн.: История и психология. М., 1971, с. 36—63; Л у р и я А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974; Л у р и я А. Р. Физиология человека и психологическая наука (к постановке проблемы).—Физиология человека, 1975, № 1, с. 18—37; Лурия А. Р. О проблеме психологически ориентированной физиологии.—В кн.: Проблемы нейропсихологии. М., 1977, с. 9—28; Лурия А. Р. О месте психологии в ряду социальных и биологических наук.—Вопросы психологии, 1977, №9, с. 68— 77; Л у р и я А. Р. Этапы пройденного пути: Научная автобиография. М., 1982. См.: Л у р и я А. Р.. Ю лови ч ф. Я. Речь и развитие психических процессов. М., 1956; Лурия А. Р. Основные проблемы нейро.чипгвистики. М., 1975; Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1979. См.: Л у р и и А. Р. О месте психологии в ряду социальных и биологических наук, -- Вопросы философии, 1977. № 9, с. 68-77. 225 убеждению А. Р. Лурия, своеобразной моделью подхода к рассмотрению всех форм сознательной регуляции деятельности человека. Результаты тщательного изучения некоторых таких форм позволили А. Р. Лурия сформулировать положение о том, что истоки психики «следует искать не внутри мозга, не в самих механизмах нервных процессов, а в реальном отношении человека к действительности, в его общественной жизни, которая и является подлинным источником сложнейших форм сознательной деятельности человека»40. Это положение является конкретизацией той общей установки Л. С. Выготского, что между внешней действительностью и сознанием человека есть промежуточная реальность предметно практическая деятельность людей, порождающая все формы их социальной коммуникации, в том числе и речь как средство общения. … Такую физиологию, соответствующую новой психологии, А. Р. Лурия называл «психологической физиологией» в отличие от так называемой «физиологической психологии», которой был присущ физиологический редукционизм". Родоначальниками «психологической физиологии» он считает Н. А. Бернштейна, сформулировавшего основы «физиологии активности», и П. К. Анохина, создавшего теорию «функциональных систем». Дальнейшая разработка этой физиологии требует усилий новых поколений исследователей. При решении ее задач необходимо прежде всего перейти к изучению тех изменений в реальных нейрофизиологических процессах, которые наступают при осущест- 39 Там же, с. 74. 40 Там же, с. 72. 41 Там же. 42 Л у р и я А. Р. О проблеме психологически ориентированной физиологии.—В кн.: Проблемы нейропсихологии, с. 15. 43 См.: там же, с. 9, 26. 226 влении человеком различных форм сознательной деятельности. «...Исследователи должны ставить протекание изучаемых ими нейрофизиологических процессов в зависимость от тех психологически хорошо обоснованных задач, структура которых им достаточно известна и которые могут быть построены на разных уровнях»44. Это требует объединения усилий психологов и физиологов, создания нового типа ученого—подлинного психофизиолога, объединяющего в себе обе эти компетенции. А. Р. Лурия считал, что уже первые успехи советской психофизиологии и нейропсихологии свидетельствуют о возможности успешного решения этих задач. Следует сказать, что оригинальное понимание А. Р. Лурия взаимосвязи психологии и нейропсихологии человека весьма близко к той ее трактовке, которой придерживался А. П. Леонтьев. Они как последователи Л. С. Выготского в правильном направлении развили его общие положения применительно к сложной методологической проблеме соотношения разных наук, изучающих один и тот же объект. Взгляды А. Р. Лурия по обсуждаемой проблеме позволили ему по-новому подойти к решению вопроса о соотношении «социального» и «биологического» в развитии человека. Он отвергает, с одной стороны, биологизаторское и социологизаторскос объяснение психического развития, с другой стороны—теорию «двух факторов»45. При этом формулирует положение о том, что нет оснований полагать, будто у человека есть «чисто биологические процессы», которые не подвергаются влиянию общественных форм его жизни. Признать это — значит отрицать творческую, формирующую роль общественных условий жизни человека в развитии его психики, его сознания. «Социальное, -- пишет А. Р. Лурия, — не просто «взаимодействует» с биологическим, оно образует новые функциональные системы, используя биологические механизмы, обеспечивая им новые формы работы, и именно в формировании таких «функциональных образований» и лежит факт появления высших форм сознательной деятельности, которые возникают на границе естественного и общественного...»46. А. Р. Лурия подчеркивал творческую, формирующую роль общественных источников, опосредствующих появление сознательной деятельности. Именно эти источники внутренне детерминируют ее образование и функционирование, используя при этом естественные предпосылки, имеющиеся у человека. Поэтому нельзя говорить о наличии у него «чисто биологических процессов» и о простом «взаимодействии» социального с биологическим. Здесь имеет место существенно иное их отношение--«естественное» используется только как необходимая предпосылка в процессе общественного опосредствования сознательной деятельности человека, которое служит подлинным ее источником и детерминантом. Более того, эта естественная предпосылка, связанная с физиологическими процессами мозга, сама приобретает общественную форму, а мозг человека начинает работать в соответствии с законами тех «функциональных систем», которые сложились при социальном опосредствовании сознательной деятельности. А. Р. Лурия не случайно писал в своих последних работах о соотношении «общественного» и «естественного» (а психологию интерпретировал как дисциплину, рождающуюся на границе общественных и естественных наук). Термин «биологическое» в контекст этих работ просто не вписывается. По сути же обсуждаемых им проблем термин «естественное» выступает как синоним «физиологического». На наш взгляд, если продолжить логику его понимания этой проблемы, то можно ввести еще один термин — «органическое». Тогда «естественное», «физиологическое» и «органическое» оказываются однопорядковыми понятиями, с которыми не совпадает по содержанию понятие «биологическое» (это понятие охватывает ту сферу «естественного» и «органического», которая связана лишь с поведением животных). А. Р. Лурия был глубоко прав, когда утверждал общественно-исторический статус психологии человека47, имеющий ряд пограничных с естественными науками проблем (например, с нейрофизиологией человека). Причем такая психология раскрывает, 44 Там же, с. 26. 45 См.: Л у р и я А. Р. О месте психологии в ряду социальных и биологических наук.—Вопросы философии, 1977, № 9, с. 68—73. 46 Там же, с. 75. 47 См.: Лурия А. Р. Психология как историческая наука (к вопросу об исторической природе психологических процессов).—В кн.: История и психология, с. 37. 227 в частности, закономерности превращения естественных (физиологических, органических) предпосылок сознательной деятельности человека в ее общественно-исторические формы (с этой точки зрения многие органические моменты его жизни имеют общественную природу). А. Р. Лурия не только теоретически отстаивал статус психологии человека как науки об общественно-историческом происхождении его психической деятельности, но и провел развернутое экспериментальное исследование, раскрывающее ее содержание на материале исторического развития познавательных процессов. При организации этого исследования он исходил из следующего положения, опирающегося на труды Л. С. Выготского: «Корень высших психических процессов оказывается лежащим вне организма: конкретные формы общественно-исторической деятельности, которые никогда не рассматривались классической психологией как имеющие основное значение для формирования психических процессов, становятся решающими для их научного понимания»48. Основные категории психической деятельности человека необходимо рассматривать как такие продукты общественной практики, которые изменяются при изменении основных ее форм. «Более того, целый ряд психических процессов, — отмечал А. Р. Лурия, — вообще не может сложиться вне соответствующих форм общественной жизни»49. Это исследование проводилось в начале 30-х гг. (но его материалы были опубликованы лишь в 1971—1974 гг.). Объектом были жители (дехкане) отдаленных кишлаков советской Средней Азии, которая претерпевала радикальные изменения в связи с бурно протекавшей в те годы социально-экономической перестройкой и глубокой культурной революцией. Все это внесло коренные изменения в общественную жизнь дехкан и привело к существенному расширению их представлений, понятий, форм культуры. «Перед психологами, участвовавшими в исследовании, — писал А. Р. Лурия, — стоял вопрос: исчерпываются ли возникшие сдвиги в сознательной жизни дехкан лишь ее содержанием, или же они изменяют и ее формы, перестраивают структуру психических процессов, создают новые виды функционирования сознания?50. Положительный ответ на этот вопрос позволил бы подтвердить статус психологии как общественно-исторической науки и раскрыть конкретный смысл ее положений. И такой ответ был получен группой психологов, руководимой А. Р. Лурия, которая тем самым внесла значительный вклад в становление нашей марксистской психологии. До сих пор большой интерес представляют результаты этого исследования, проведенного с помощью оригинальной методики на разных и относительно больших контингентах дехкан. Первый контингент составляли дехкане, жившие в условиях простых форм натурального хозяйства и сплошной неграмотности. Другой контингент составляли люди, уже перешедшие к коллективным формам труда, к новым общественным отношениям, овладевшие основами грамотности и знаний. Результаты исследования показали, что переход дехкан от одних форм практики к другим, более высоким, привел к конкретной перестройке основных познавательных процессов, к радикальному изменению их психологической структуры, к появлению новых видов познавательной деятельности, которые до этого не имели места (исследование проводилось в области восприятия и обобщения, умозаключения и рассуждения, воображения и анализа внутренней жизни). Если у первого контингента дехкан решающую роль играл непосредственный наглядно-действенный опыт, то у второго контингента этот опыт вводился в систему отвлеченных категорий, сформулированных в языке. Например, если у первого контингента процессы обобщения сводились к отнесению воспринимаемых ими мыслимых предметов к конкретной практической деятельности, то у второго контингента наблюдался теоретический анализ свойств предметов при их включении в некоторые отвлеченные классы. Далее, если у первого контингента движение мысли совершалось лишь в пределах непосредственного практического опыта и процесс рассуждения ограничивался воспроизведением ранее бывших ситуаций, то у второго контингента наблюдались рассуждения, приводившие к выводам на основе дискурсивных, 48 Там же. 49 Л у р и я А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов, с. 22. 50 Л у р и я А. Р. Психология как историческая наука (к вопросу об исторической природе психологических процессов).—В кн.: История и психология, с. 50. 228 вербально-логических процессов. У этого контингента были сформированы основы дискурсивного мышления, появились новые возможности анализа мотивов своих поступков, сознательного планирования своего будущего. Высоко оценивая роль этих исследовательских данных в построении такой психологии, которая изучает, как «формируется сознание человека на последовательных этапах исторического развития в ходе общественной истории человечества»5 , А. Р. Лурия вместе с тем констатирует, что «психология знает очень немного попыток подойти к решению этого вопроса». Сам А. Р. Лурия усматривал причину такого явления в том, что лишь в редких случаях можно наблюдать периоды, в которых коренная перестройка общественных укладов приводит к быстрому изменению форм сознания. А. Р. Лурия не мыслил себе другой психологии, кроме общественно-исторической, и он в течение всей своей жизни стремился решать—в меру своих возможностей—ее фундаментальные проблемы. Указанная им причина затруднений в ее становлении действительно существует. Но, на наш взгляд, главная причина связана с трудностями разработки общих методов общественно-исторической психологии, с наличием у нас таких позиций, которые препятствуют активному созданию ее методов. Никто из наших психологов-теоретиков не отрицает социальной природы познавательной деятельности и, конечно, признает ее историческое развитие. Однако, сталкиваясь с реальными трудностями исследования психики конкретных людей, живших в прошлые эпохи, некоторые психологи отходят от обсуждения и тем более от активного изучения сложных проблем исторического развития психики человека. На наш взгляд, в настоящее время, когда на арену активной жизни выходят многие ранее слаборазвитые народы, необходимо психологическими методами изучать развитие новых форм их сознания при становлении исторически характерных для них видов общественной практики. Именно в этой области уже получен большой конкретный психологический материал (данные А. Р. Лурия—лишь малая доля такого материала). Наряду с этим нужно иметь в виду, что общественно-историческая психология может создаваться, опираясь на те психологические дисциплины, которые проводят свои исследования методами проектирования новых видов человеческой деятельности (например, психология труда, социальная психология и др.). К этим дисциплинам относится та современная детская и педагогическая психология, которая берет на вооружение генетико-моделирующий метод исследования (он является своеобразным вариантом метода проектирования, связанного с формирующим экспериментом). Суть его состоит в том, что в соответствии со значимым социальным заказом, реализация которого нацелена на более или менее отдаленное будущее, психологи разрабатывают проект нового типа деятельности детей. Затем психологи вместе с педагогами формируют, например, у школьников этот тип деятельности с целью получения у них адекватного ему уровня сознания. Первоначальная разработка и проверка этого проекта (модели) осуществляется в экспериментальных условиях. Но при получении соответствующего эффекта в сфере сознания детей формирование у них нового типа деятельности может быть перенесено в более широкую практику. Общественно-историческая психология, о создании которой мечтал А. Р. Лурия, не только необходима, но и вполне возможна. Но реализация этой возможности требует развертывания теоретических и экспериментальных исследований единства онтогенеза сознательной деятельности человека и ее исторического развития. Эти исследования психология должна проводить в тесном взаимодействии с диалектико-материалистической философией и рядом исторических наук. Особо важно активнее разрабатывать общепсихологический метод изучения взаимосвязи деятельности и ее продуктов, а также метод проектирования и целенаправленного формирования у человека новых типов деятельности и возникающих при этом новообразований сознания. Важным (хотя и не единственным) объектом этой психологии может быть процесс становления новых форм сознания у тех народов, которые в современную эпоху переходят к совершенно новым для них видам общественной практики. Анализируя теоретические взгляды А. Р. Лурия, необходимо иметь в виду, что некоторые положения, развиваемые им, остались неясными и требуют критического разбора. Так, А. Р. Лурия редко обращался к исследованию общей природы психического и своеобразия его детерминации. У него в сущности нет развернутых и однознач- 229 ных характеристик психической реальности (вместе с тем, он был близок к ее правильному, на наш взгляд, пониманию, так как хорошо знал и высоко ценил работы А. А. Ухтомского, Н. А. Бернштейна, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, внесших существенный вклад в изучение этой труднейшей проблемы). Он внес очень многое в психологическую теорию сознания. Но сознание является, по его мнению, лишь формой психического, присущей человеку. Психика есть и у животных. Знакомясь с трудами А. Р. Лурия, трудно выяснить его отношение к изучению психологии животных, которая, конечно, отличается от учения об их высшей нервной деятельности. Известно, что Л. С. Выготский все психические функции человека подразделял ни низшие и высшие (опосредствованные). А. Р. Лурия это деление считал правильным. К высшим он относил категориальное восприятие, произвольное внимание, произвольное движение и т. д. К низшим, т. е. к элементарным, естественным физиологическим процессам он относил, например, непосредственное запечатление ребенком раннего возраста получаемой им информации53. На наш взгляд, такое деление не оправдано ни теоретически, ни экспериментально (об этом свидетельствуют, например, работы А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и Др.)54. Коммуникативное опосредствованно всех психических процессов наблюдается у ребенка с самого первого дня рождения. Другое дело, что такое опосредствованно претерпевает сложное развитие, в частности, новый и очень важный его уровень связан с появлением у ребенка речи. Далеко неправомерно считать, что психофизиологические процессы, не опосредствованные собственной речью ребенка, являются естественными. Такие процессы возникают у ребенка при первых же его контактах с матерью, с другими взрослыми. К этому же нас подводит и логика той общепсихологической позиции, которую занимал сам А. Р. Лурня. Анализ научного творчества А. Р. Лурия позволяет выделить в его трудах такие идеи, которые имеют принципиальное значение для разработки проблем всей современной психологии. Среди них можно еще раз указать на идею коммуникативного оносредствования всех процессов сознательной деятельности человека, на идею необходимосги создания психологической физиологии, а главное, на идею необходимости разработки общественно-исторической психологии. См.: Лурия А. Р. Психология как историческая наука (к вопросу об исторической природе психологических процессов).—В кн.: История и психология, с. 40—41. 54 См.: Запорожец А. В. Роль Л. С. Выготского в разработке проблем восприятия.—Вопросы психологии, 1966, № 6, с. 13—32; Э л ь к о н и н Д. Б. К проблеме периодизации психического развития детства.—Вопросы психологии, 1971, № 4, с. 6-20. |