_Давыдов В.В., Проблемы развивающего обучения. I. Основные понятия современной психологии Диалектикоматериалистические истоки психологического понятия деятельности
Скачать 1.02 Mb.
|
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с. – (Труды д.чл. и чл.-кор. АПН СССР) Глава I. Основные понятия современной психологии 1. Диалектико-материалистические истоки психологического понятия деятельности В психологической науке определяющее значение при разработке ее проблем имеют основные положения диалектико-материалистической философии. Изучение многих фундаментальных психологических проблем осуществляется в русле ее основных идей и положений. Конечно, идеи и принципы диалектико-материалистического учения используются в психологии с учетом конкретных задач, возникающих перед ней на разных этапах развития. Известно, что в первые десятилетия после Великой Октябрьской социалистической революции советские ученые стремились усвоить существо марксистско-ленинского философского наследия при создании основ диалектико-материалистической психологии в борьбе с теми направлениями в психологии, которые так или иначе были связаны с идеализмом, с механистическим материализмом. Определение этих основ позволило психологам выделить соответствующую проблематику исследований (более четко и определенно сформулировать, например, проблемы, связанные с изучением общественно-исторической природы деятельности, сознания и личности человека), создать адекватные ей методы исследования Все отрасли и направления советской психологии развиваются на единой методологической 13 основе, опираясь на труды классиков марксизма-ленинизма, на работы советских философов. При этом особое значение для успешной разработки проблем психологии имеет использование идей, сформулированных в произведениях В. И. Ленина, в которых, в частности, указывается на связь диалектики и психологии при изучении сознания человека. Диалектика как логика и теория познания имеет, как известно, длительную и сложную историю. В домарксистской философии диалектика наиболее развернутое освещение в идеалистическом виде получила в «Логике» Гегеля. В трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина рассмотрение вопросов диалектики основывалось на принципах материализма. Диалектико-материалистическая логика систематическое развитие получила в «Капитале» К. Маркса. «Если Marx,— писал В. И Ленин,— не оставил «Логики» (с большой буквы), то он оставил логику «Капитала»... В «Капитале» применена к одной науке логика, диалектика и теория познания [не надо 3-х слов: это одно и то же] материализма, взявшего все ценное у Гегеля и двинувшего сие ценное вперед» . Это фундаментальное ленинское положение получило многостороннее раскрытие в работах ряда советских философов. Результаты их исследований имеют существенное значение для изучения философских основ современной психологии2. Важное значение для разработки проблем психологии имеет следующая ленинская характеристика предмета диалектической логики: «Логика есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития «всех материальных, природных и духовных вещей», т. е. развития всего конкретного содержания мира и познания его, т. е. итог, сумма, вывод истории познания мира»3. Иными словами, диалектическая логика как философская наука о мышлении должна рассматриваться как учение об объективных, всеобщих и необходимых законах природы, общества и всего совокупного познания человечества. В этом философском значении мышление (познание) нельзя сводить к некоторому субъективно-психологическому процессу. Всеобщие законы мышления в конечном счете совпадают со всеобщими законами развития природы и общества, а логика и теория познания — с теорией их развития. Тщательное изучение основ материалистической диалектики позволило В. И. Ленину выявить ряд исходных условий происхождения логических категорий. Прежде всего им было отмечено следующее: «Мысль (Гегеля.— В. Д.) включить жизнь в логику понятна — и гениальна — с точки зрения процесса отражения в сознании (сначала индивидуальном) человека объективного мира и проверки этого сознания (отражения) практикой...»4. 1 Л е н и н В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 301. 2 См.: К е д р о в Б. М. Единство диалектики, логики и теории познания. М., 1963; К о п н и н П. В. Диалектика как логика и теория познания. М., 1973; Ильенков Э. В. Диалектическая логика. М., 1984. 3 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 84. 4 Л е н и н В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 184. 14 При этом «жизнь = индивидуальный субъект отделяет себя от объективного»5. И далее В. И. Ленин делает такое заключение: «Если рассматривать отношение субъекта к объекту в логике, то надо взять во внимание и общие посылки бытия конкретного субъекта (= жизнь человека) в объективной обстановке» . Это высказывание соответствует содержанию другого важного положения В. И. Ленина: «Перед человеком сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения, т. е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать ею»7. Таким образом, логика как процесс отражения в сознании человека объективного мира и проверки правильности этого отражения практикой исторически порождается жизнью конкретных людей, когда они отделяют себя от явлений природы. Логические категории (например, количество, качество, мера, сущность и т. д.) выступают как узловые пункты и ступеньки познания природы и овладения ею человеком. Именно наличие таких категорий характеризует сознание человека, позволяющее ему выделиться, отделиться от объективно существующей природы. Категории диалектической логики и внутренне связанное с ними сознание человека возникают и формируются внутри целостной и многообразной жизненной практики конкретных индивидов и человеческого общества в целом. К этим идеям В. И. Ленина примыкают сформулированные им положения, касающиеся условий и причин происхождения так называемых логических фигур. «Для Гегеля,— пишет В. И Ленин,— действование, практика есть логическое «заключение», фигура логики. И это правда!»6. Две посылки для такого заключения состоят, по Гегелю, в следующем: 1) субъективная цель versus — «внешняя действительность», 2) внешнее средство — орудие (объективное). Вывод из этих посылок — совпадение субъективного и объективного, проверка субъективных идей9. В. И. Ленин, рассматривая соответствующие места из работ Гегеля, с иронией замечает, что тот иногда «тщится и пыжится» подвести целесообразную деятельность человека под категории логики, где сам человек играет роль некоторого «члена» в логической фигуре и т. п.10. Конечно, подобные натяжки вполне объяснимы, поскольку Гегель предпринимал такие попытки в общем русле своей идеалистической философии, для которой в действительности существует якобы некоторое абсолютное духовное начало, лишь реализующееся в деятельности человека. Читая Гегеля материалистически, В. И. Ленин сформулировал следующее 5 Там же. 6 Там же. 7 Там же, с. 85. 8 Там же, с. 198. 9 См.: там же. "См.: там же, с. 172 15 фундаментальное положение, относящееся к природе логических категорий, фигур и аксиом: <...>. Это не только натяжка, не только игра. Тут есть очень глубокое содержание, чисто материалистическое. Надо перевернуть: практическая деятельность человека миллиарды раз должна была приводить сознание человека к повторению разных логических фигур, дабы эти фигуры могли получить значение аксиом. Это notabепе ". Таким образом, первоначальной, исходной и всеобщей формой существования логической фигуры является реальная, чувственно-практическая деятельность человека. Речевое мышление может быть научно понято как производная форма практической деятельности. Это положение неприемлемо, на наш взгляд, ни для традиционной формальной логики, ни для традиционной психологии мышления. И наоборот — это положение вполне правомерно для диалектико-материалистической логики, а также для той психологии, которая сознательно и последовательно опирается на ее принципы. Ясно, что в этом случае логика и психология должны исходить из общего понимания целеполагающей деятельности человека и ее основных видов. В. И. Ленин дает такую характеристику деятельности: «Деятельность человека, составившего себе объективную картину мира, изменяет внешнюю действительность, уничтожает ее определенность (= меняет те или иные ее стороны, качества)...»12. Вместе с тем В. И. Ленин выделил «2 формы объективного процесса: природа (механическая и химическая) и целеполагающая деятельность человека» 13. В. И. Ленин ввел в материалистическую диалектику как логику и теорию познания понятие целеполагающей практической жизнедеятельности субъекта, меняющей и преобразующей внешнюю действительность. Важнейшими компонентами этой объективной деятельности человека являются целеполагание, выбор и использование внешних средств — орудий, проверка совпадения субъективного и объективного. Лишь при изучении особенностей человеческой деятельности логика может, с одной стороны, выявить отношения субъекта и объекта, с другой — выделить условия происхождения сознания человека, его логических категорий, фигур и аксиом (т. е. самого познания, мышления). В основе исторического развития мышления лежит развитие общественной (родовой) практической деятельности людей. В контексте этих положений важно подчеркнуть, что понятие деятельности вводится в современную науку диалектической логикой, которая рассматривает — с определенной точки зрения — всеобщую структуру и всеобщие схемы деятельности и, главное, ее историческое развитие в процессах отражения и преобразования человеком природы и самого себя 14. 12 Там же. " Там же, с. 199. 13 Там же, с. 170. 14 «Диалектическая логика есть поэтому не только всеобщая схема деятельности, творчески преобразующей природу, но одновременно и всеобщая схема изменения любого естественно-природного и социально-исторического материала, в котором эта деятельность выполняется и объективными требованиями которого она всегда связана» (Ильенков Э. В. Диалектическая логика, с. 8—9). 16 Известно, что человеческая деятельность является предметом изучения многих наук (в том числе и психологии). В чем же специфика логического подхода к деятельности? В работах В. И. Ленина на этот вопрос можно найти вполне определенный ответ. Для логики центральным и главным служит выяснение того, что такое истина и как она достигается. «Не психология, не феноменология духа, - писал В. И. Ленин, - а логика = вопрос об истине» 15. Истина — это процесс перехода человека от субъективной идеи (понятия) через практику к созданию объективной картины мира. Это совпадение понятия с объектом. Истина складывается из отражаемых в понятиях человека взаимоотношений всех сторон действительности. «Отношения (= переходы = противоречия) понятий = главное содержание логики...» 16. Таким образом, диалектическая логика изучает в деятельности проблемы движения человека к истинному знанию. Ее интересуют законы исторического происхождения категорий, функционирование которых в деятельности человека, переходящего от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, приводит его к достижению истинного знания. Исследования в области диалектической логики показали, что люди приходят к истине тогда, когда все свои знания и практический опыт они направляют на обнаружение в объекте его противоположных сторон и тенденций, на выявление особенностей их борьбы друг с другом, их взаимного перехода друг в друга. Мыслящий разум (ум) заостряет различие различного до противоположности. Лишь поднятые на эту вершину разнообразные представления становятся подвижными по отношению одно к другому и тем самым могут быть поняты в своем внутреннем самодвижении и жизненности. Говоря о «ядре диалектики», В. И. Ленин отметил: «Вкратце диалектику можно определить, как учение о единстве противоположностей»18. Ленинские идеи в области диалектической логики имеют существенное значение для определения теоретических проблем психологии на современном этапе ее развития. Прежде всего важно отметить, что понятие «деятельность», широко используемое в психологии, свои истоки и точные характеристики имеет в диалектико-материалистическом, философско-логическом учении о развитии человека. Именно это учение, во-первых, раскрывает всеобщие схемы человеческой деятельности и общие законы ее общественно-исторического развития, во-вторых, намечает те пунк- 15 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 156. 16 Там же, с. 178. 17 См.: там же, с. 128. 18 Там же, с. 203. 17 ты анализа самой деятельности, которые требуют компетенции психологии. Так, диалектическая логика изучает и описывает исторически значимые и всеобщие формы практической и мыслительной деятельности людей, которые лежат в основе развития всей материальной и духовной культуры общества. Диалектика показывает исторические истоки мыслительной деятельности человека и те логические категории, благодаря которым она продуктивно функционирует. Именно в этой области мы можем найти критерии понятий «практика» и «мышление», точные характеристики таких широко применяемых в психологии понятий, как «живое созерцание», «представление», «общее» и «единичное», «абстрактное» и «конкретное» и т. д. (в настоящее время проведены фундаментальные исследования, раскрывающие содержание этих понятий) 19. Необходимо подчеркнуть, что без специального и углубленного изучения работ по логике как теории познания психология будет сталкиваться со значительными трудностями при исследовании конкретных закономерностей становления различных форм деятельности человека. Ядром диалектики, как указывал В. И. Ленин, является учение о единстве противоположностей. Поэтому любое, в том числе и психологическое, рассмотрение деятельности субъекта должно быть направлено прежде всего на обнаружение в ней тех конкретных противоречий и противоположностей, переход которых друг в друга дает подлинный импульс всем формам человеческой жизнедеятельности. Диалектика внутренне присуща деятельности, единству и взаимопереходам основных ее форм — практики и мышления. И эта диалектика, естественно, проявляется в активности каждого человека. Перед психологами возникает фундаментальная проблема: найти, каким образом всеобщая диалектика мира становится достоянием самодеятельности индивидов, как всеобщие законы развития всех форм общественной практики и духовной культуры присваиваются индивидами. На наш взгляд, при разработке этих вопросов необходим единый комплексный подход диалектической логики, истории культуры, психологии и педагогики. Специальное изучение марксистско-ленинского наследия по материалистической диалектике, а также современных работ в этой области необходимо постоянно сочетать, на наш взгляд, с рассмотрением вопросов истории диалектики. Вместе с тем в работах по истории психологии редко затрагивается вопрос о вкладе, внесенном в становление психологической науки такими философами, как Спиноза, Кант, Фихте, Гегель. Исключительно важным делом является исследование психологами трудов Гегеля в области феноменологии и философии духа, а также в об- 19 См.: Ильенков Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. М., 1960; Бесчеревных Э. В. Проблема практики в процессе формирования философии марксизма. М., 1972; Иванов В. П. Человеческая деятельность—познание—искусство. Киев, 1977. 18 ласти самой логики, которым высокую оценку дали классики марксизма-ленинизма при создании материалистической диалектики. Здесь нелишне привести поучительное замечание В. И. Ленина: «Нельзя вполне понять «Капитала» Маркса и особенно его I главы, не проштудировав и не поняв всей Логики Гегеля» 20. Выше шла речь о значении диалектической логики для психологии. Вместе с тем В. И. Ленин выделял особую роль психологии в развитии самой диалектики. Теория познания и диалектика, как полагал В. И. Ленин, должна складываться из следующих областей: история философии, история отдельных наук, история умственного развития ребенка, история умственного развития животных, история языка плюс психология и физиология органов чувств21. Важно отметить, что среди источников диалектики В. И. Ленин выделил целую группу психологических дисциплин и смежных с ними наук. Из общего комплекса теоретических проблем, возникающих в философско-психологическом плане, затронем вопрос о роли исследований развития «ума» детей в разработке проблем материалистической диалектики. Прежде всего необходимо отметить то, что В. И. Ленин указывал на значение истории умственного развития ребенка для изучения проблем диалектики. Иными словами, для диалектики существенными являются не сами по себе те или иные психологические сведения (тогда диалектика будет лишь суммой соответствующих примеров), а результаты психологического анализа истории научного изучения умственного развития детей, выраженные в соответствующих понятиях. При этом следует иметь в виду, что научные понятия, согласно диалектической логике, сами возникают и формируются в закономерной связи с развитием их объектов и средств практического овладения ими. Применительно к умственному развитию ребенка это означает, что, во-первых, закономерности самого этого развития имеют исторический характер и, следовательно, меняются от эпохи к эпохе, во-вторых, детская психология имеет подлинное фундаментальное значение для диалектики лишь тогда, когда все многообразие своих данных выражает в понятиях, резюмирующих историю умственного развития детей, историю психологического изучения законов этого развития. Разработка проблем диалектики нуждается в хорошо отрефлектированных психологических понятиях, аккумулирующих итоги познания исторических законов умственного развития ребенка. В советской психологии идею об историческом характере психического развития детей высказали в свое время Л. С. Выготский, П. П. Блонский и другие. В 70-е гг. эта идея разрабатывалась Д. Б. Элькониным, который обосновал исторический харак- 20 Л е н и и В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 162. 2 См.: там же, с. 314. 19 тер самого детства и его периодизации". Необходимо проведение новых исследований, с тем чтобы можно было подготовить прочную базу для создания методологически значимой теории истории умственного развития ребенка (при этом очень важными будут новые материалы, характеризующие различные типы этого развития у детей исторических разных эпох и у тех, которые живут в настоящее время в разных странах). Интерес материалистической диалектики к результатам исследований истории развития психики детей связан, в частности со следующим важным обстоятельством. Воссоздание исторической го генезиса логических категорий является очень трудным делом, поскольку отсутствуют прямые данные, характеризующие содержание исторически разных видов практической деятельности людей и тех жизненных задач, решение которых основано на использовании определенных видов мышления. Для правильного описания этого генезиса в диалектической логике большое значение имеет использование данных многих наук (например, археологии, антропологии и т. д.), но немалую лепту в это дело может внести правильное понимание психологами исторических закономерностей становления ума ребенка — в этом процессе резюмирующемся в развитии современных детей, должны, вероятно своеобразно выражаться и повторяться стадии и особенности исторического .развития практической деятельности человека и его сознания. Идея о том, что психическое развитие ребенка повторяет основные этапы развития общества, возникла в психологии как известно, в прошлом веке (С. Холл, Дж. Болдуин) под влиянием положений, сформулированных сторонниками биогенетического закона (теории так называемой биологической рекапитуляции). В дальнейшем в психологии все более отчетливо стала обнаруживаться несостоятельность теории психологической рекапитуляции, прямо сопоставляющей стадии развития ребенка с конкретными и часто произвольно выделяемыми этапами развития общества. Однако отказ от этой теории нередко сочетался с возникновением новых попыток так или иначе объяснить фактическую общность логики развития сознания у ребенка и в истории общества (Э Клапаред и др.). В отечественной науке теорию психологической рекапитуляции в свое время поддерживал П. П. Блонский и ряд других наших психологов, но в дальнейшем проблему соответствия развития человеческого сознания в истории общества и в процессе онтогенеза ребенка просто перестали «замечать». Вновь она была поставлена в работах А. Н. Леонтьева в начале 60-х гг., когда он, раскрывая особенности психического развития ребенка в про- 22 См.: Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.— Вопросы психологии, 1971, № 4, с. 6—20. 23 См.: Бондаренко Л. И. Основные этапы становления сознания (логическое и историческое в развитии сознания) Киев, 1979; Белявский И. Г., Шкуратов В. А Проблемы исторической психологии. Ростов-на-Дону, 1982. 20 цессе присвоения им общественного опыта, писал: «Это процесс, который имеет своим результатом воспроизведение индивидуумом исторически сформировавшихся человеческих свойств, способностей и способов поведения»24. Такое воспроизведение способностей, деятельности с орудиями и знаниями предполагает, что «ребенок должен осуществить по отношению к ним такую практическую или познавательную деятельность, которая адекватна (хотя, разумеется, и не тождественна) воплощенной в них человеческой деятельности»25. При такой постановке проблемы вновь возникает необходимость анализа связи и соотношения исторических закономерностей формирования практической и познавательной деятельности людей с адекватной (но не тождественной) ей деятельностью ребенка, воспроизводящей в нем исторически сформировавшиеся способности (в частности, особая исследовательская задача состоит в раскрытии смысла «адекватности» в ее отличие от «тождественности» и т. д.). Эта проблема в последующие годы может стать, на наш взгляд, одной из основных в детской психологии. Изучение трудов В. И. Ленина отчетливо показывает, что материалистическая диалектика и психология имеют глубинные внутренние взаимосвязи, а методы их разработки существенно дополняют друг друга. Материалы ряда психологических дисциплин выступают как прямой источник построения диалектики, и вместе с тем психология (и прежде всего ее основы, определяемые понятием деятельности) сама может успешно развиваться только тогда, когда будет последовательно опираться на материалистическую диалектику как логику и теорию познания. |