Главная страница
Навигация по странице:

  • Творческий характер познания

  • 15. Платон о соотношении общих понятий и единичных вещей. Проблема познания в философии Платона. Платон

  • Платоновский мир идей

  • Наверху

  • Теория познания Платона

  • 16. Проблемы методологии науки в философии логического позитивизма.

  • 17. Атомизм демокрита, его значение для науки Демокрит

  • Демокрит характеризует атомы так

  • Челове

  • 18. Модели эволюции научного знания в философии постпозитивизма (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун). Постпозитиви́зм

  • . Куна

  • 19. Критика Аристотелем философии Платона. Проблема источника движения и источника всех форм в философии Аристотеля. Аристотель

  • Аристотель начинает с критики Платона

  • Единственный существующий мир

  • Аристотель предполагал

  • Источник движения и источник всех форм.

  • Движение Аристотель тесно связывал с изменением.

  • Шпоры по философии (3 семестр). Идея материального единства мира в философии Фалеса Милетского и его школы


    Скачать 217.5 Kb.
    НазваниеИдея материального единства мира в философии Фалеса Милетского и его школы
    АнкорШпоры по философии (3 семестр).doc
    Дата24.11.2017
    Размер217.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпоры по философии (3 семестр).doc
    ТипДокументы
    #10410
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5

    14. Иммануил Кант о творческом характере познания и о методологической роли категорий. Антиномии Канта и современное естествознание.

    При рассмотрении теологической идеи Кантом  была выявлена несостоятельность доказательств бытия Бога, которые у него сводятся к трем: онтологическому, космологическому, физико-теологическому. Значение этих опровержений доказательств бытия Бога в том, что они способствовали освобождению философии от теологии (богословии). При рассмотрении космологической идеи Кант  выдвигает 4-е антимонии, которыми Кант  называл противоречащие друг другу космологические утверждения.

    1.мир конечен в пространстве и во времени; мир бесконечен в пространстве и во времени

    2.всякая сложная вещь состоит из простых частей; ни одна сложная вещь не состоит из простых частей

    3.в мире существует абсолютный детерминизм и все совершается в соответствии с необходимыми законами природы, и познается на основе закона причинности; в мире закон причинности является не единственным законом, для объяснения требуется допустить существование свободной причинности.

    4.существует некое высшее существо и мир им порожден; не существует высшего существа.

     Кант  говорит, что эти антимонии  возникают из-за того, что мы лезем в мир «вещей в себе» и выходим за пределы того, что мы можем познать и разум запутывается. Из того, что разум запутывается, следует его ограниченность.

    Творческий характер познания:

    Суть науки, суть человеческого познания, по Канту, заключается в том, что человек не тащится на поводу у природы. В математике, например, человек изобретает, строит геометрические фигуры, причем он делает это соответственно некоторой необходимости, согласно определенным принципам. В естествознании дело обстоит, согласно Канту, аналогичным образом. Естествоиспытатель ставит эксперимент, опыты, производит расчеты и, значит, заставляет природу отвечать на свои вопросы.  Иными словами революционную перемену, которая должна произойти в философии, в метафизике, Кант  видит в том, чтобы раскрыть творческий, конструктивный характер  человеческого познания, мышления, деятельности человеческого разума. Речь идет об осмыслении исторического факта: наука не рождается вместе с природой, даже если это наука о природе. Наука – конструктивное и творческое  создание человеческого ума.

    Кант  стремится выразить свое отношение к коренной проблеме: мир и познание, мир и человек. Он пытается доказать, что человек есть по природе своей творческое  существо, способное производить новые знания, делать то, чего не делает природа, или по крайней мере  вносить некоторые существенные дополнения к миру природы.

      Система Канта  глубоко противоречива. Кант  пытался «примирить» непримиримое: веру и знание, религию и науку, рациональное и иррациональное.

    15. Платон о соотношении общих понятий и единичных вещей. Проблема познания в философии Платона.

    Платон  (427 – 347 г.г. до н.э.) Великий древнегреческий философ, основоположник объективного идеализма. Родился в знатной семье, в 20 лет познакомился с Сократом, стал его учеником. После смерти Сократа бежал, путешествовал, установил дружеские связи с пифагорейцами, вернулся в Афины и основал большую философскую школу. Школа получила название Академии.

    Самая известная работа - «Государство». Платон  развивает учение Сократа, но развивает так, что это уже анти-Сократ. Сократ утверждал: «Познай самого себя». Платон  задумывается о духовном начале человека. Оно располагается где-то вне человека. Это особый мир – мир идей (мир вневременной и внепространственный).

    Платоновский мир идей. Идеи располагаются в виде пирамиды. Подножие – это идеи вещей (идея кошки, дерева и т.п.). Далее – идеи родов, классов вещей. Выше - классы классов. И т.д. Наверху – три идеи: истина, добро и красота. Для объединения их вводится понятие «блага». В качестве начала небытия Платон  вводит понятие материи. Материя – это начало хаоса, неупорядоченности. Мир идей – это структурная упорядоченность. Из материи согласно миру идей строится, упорядочивается чувственный мир. Ипостаси мира идей: причина, образец, цель, понятие (знание). Платон  вводит неопределенное 3-е начало – мировая душа. Это - некоторый ваятель (бог). Ваяние основано на геометрических фигурах (на математике).

    Человек отличается от других живых существ тем, что он обладает душой, индивидуальность которой есть идея. (До рождения человека она существовала в мире идей). Это дает возможность Платону  объяснить познание. (Сократ считал, что чем больше человек знает, тем он добрее).

    Теория познания  ПлатонаДостоверное познание  возможно только об идеях. О чувственных вещах возможно только вероятностное мнение. Между идеями и чувственными вещами находятся математические объекты, доступные рассудочному познанию. П. подошел к познанию  с позиций диалектики. Познание осуществляет человек, обладающий душой, умом и чувствами. Чувствами он не познает, он лишь фиксирует материальную оболочку вещей. Но чувства выступают толчком для работы ума, погруженного одной стороной в душу. Работа ума происходит в форме диалога с душой (диалектика). Это дает возможность уму вспоминать то, что запечатлела душа до рождения. Теория познания  – это теория воспоминания. В уме человека возникает логическая нагруженность. Ум должен в процессе диалога с душой искать понятие, т.е. познавать. П. отличал знание от субъективного ощущения.

    Помимо диалектики познания  П. разрабатывал диалектику единого и многого, тождественного и иного, движения и покоя. Он признавал, что все чувственное «вечно течет», непрестанно изменяется Þ не подлежит логическому уразумению.

    16. Проблемы методологии науки в философии логического позитивизма.

    Понятие “позитивизм” обозначает призывк философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания.

    Позитивизм возникает в 30-40-х годах 19 в. во Франции. Родоначальником этого течения явл-ся О. Конт. Он сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека: теологической, метафизической и позитианой. На первой, теолог-ой стадии все явления объяснфбтся на основе религиозных представлений, вторая - метафизическая заменяет сверхестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами. Вторая стадия подготавливает третью - позитивную

    Позитивистский подход предполагает два коренных преобразования. В сфере науки он означает ее отказ от метафизических наслоений. К которым Конт относил претензии науки на раскрытие причин явлений и проникновение в их сущность. Он утверждал, что наука не объясняет дейст-ть, а лишь описывает явления. Отрицая прежнюю “ метафизическую” философию, Конт не отказывается от философии как таковой. Он полагает, что для адекватного познания дейст-ти отдельных частных наук недостаточно.

    Вторая стадия в развитии позитивизма - эмпириокритицизм. Данная стадия сохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засилием метафизических подходов на изъятие из науки таких понятий, как “субстанция”, “причинность”, “материальное”, “идеальное”. Третий этап в развитии позитивизма - неопозитивизм - начинается в 20-х г. 20 в. Исторически первый и основной вариант неопозитивизма - логический позитивизм. Представители логического позитивизма исходили из предпосылки, что предметом философии не может быть и теория познания, поскольку ее решения вынуждены выходить на мировоззренческую проблематику, а это неизбежно наталкивает философское мышление в сферу “метафизических” проблем. По их мнению, философия вообще не имеет предмета исследования, потому что она не явл-ся содержательной наукой о какой-то реальности, а представляет собой род деят-ти, особый способ теоретизирования.

    17. Атомизм демокрита, его значение для науки

    Демокрит(460-370) учился у Анаксагора. Исходная мысль его учения "в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты". Бытие есть нечто предельно простое, неделимое, непроницаемое - атом. Атомов бесчисленное множество. Демокрит характеризует атомы так: атомы вечны, неизменны, нераздельны, непроницаемы, не возникают и не уничтожаются. Они обладают абсолютной плотностью и твердостью и отличаются друг от друга по своему объему и фигуре. Атомы отделены друг от друга пустотой. Если атом – быт, то пустота - это небытие. С одной стороны, если бы не было пустот, то не было бы и реального множества и движения. С другой стороны, если бы все было делимо до бесконечности, то пустота была бы во всем, то есть в мире ничего бы не было, не было бы и самого мира. Отсюда следует вывод, если бесконечная делимость уничтожала всякую величину, разрешив ее в ничто, то должны существовать твердые тела, иначе не было бы ничего плотного. Движение Демокрит считал вечным, естественным состоянием Космоса. При этом движение истолковывалось строго однозначно, как механическое перекрещение атомов в пустоте.
    Демокрит попытался применять свою теорию для объяснения происхождения и развития Вселенной. По его мнению, бесконечное движение атомов приводит их к совпадению, взаимной встрече и столкновению сначала отдельных атомов, а потом и целых комплексов. Под влиянием этого столкновения образуется единый вихрь, в котором атомы кружатся, наталкиваются друг на друга, соединяются и разделяются. При этом подобные отходят к подобным. Имеющие одинаковый вес, вследствие большого скопления, больше не в состоянии кружиться и образуют различные соединения. Тонкие тельца отступают в наружные части пустоты, как бы пролетая к периферии. Прочие же остаются в центре и образуют некое шарообразное соединение. 
    Из этой шарообразной массы отделяется нечто вроде "оболочки", которая в виде неба простирается над всем миром. Более плотные и тяжелые тельца собираются в середине и образуют землю, занимающую центр мироздания. По Демокриту, Вселенная бесконечна и бесконечно в ней количество миров. Организмы возникли под влиянием тех же механических причин. Человек - то же скопление атомов и отличается от других существ наличием души. Душа - это вещество, состоящее из мелких, наиболее подвижных, огненных атомов.
    Демокрит объясняет познание мира на основе принципа "истечения". Согласно этому принципу, процесс познания состоит в восприятии человеком воздействия на него тел через соответствующие органы чувств. Демокрит не видит связи чувственного уровня познания с рациональным рассуждением, резко отделяет и противопоставляет их друг другу. Истинное познание достигается только разумом.
    18. Модели эволюции научного знания в философии постпозитивизма (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун).

    Постпозитиви́зм — общее название для нескольких школ философии науки, объединённых критическим отношением к эпистемологическим учениям, которые были развиты в рамках неопозитивизма и обосновывали получение объективного знания из опыта.
    Основные представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.
    К постпозитивизму близки работы школы неорационализма, в особенности Г. Башляра и М. Фуко. Исторически первым учением, положившим начало постпозитивизму, был критический рационализм Карла Поппера. Выступая против неопозитивизма Венского кружка, Поппер подверг критике принцип индукции, указав, что никакое теоретическое знание из опыта не выводится. Поскольку кроме опыта, иных источников знания нет, надежное теоретическое знание невозможно. Это утверждение получило название принципа фаллибилизма. В основе теории лежит догадка, подкрепленная эмпирическими фактами. Теория должна быть способна предсказывать новые факты, которые в ходе проверки могут не подтвердиться (принцип фальсификационизма). Рано или поздно любая теория оказывается опровергнутой, а на смену ей приходит новая теория, более богатая содержанием (эволюция знания). Поппер обратил внимание, что эмпирический базис науки — это в значительной мере продукт рациональной конвенции, а термины языка науки всегда теоретически нагружены.Учение Поппера было дополнено и развито Лакатосом, который для описания прогресса науки применил модель эволюции не теорий, а методологических программ. Методологическая программа состоит из негативной и позитивной эвристик, которые представляют собой набор предписаний по организации исследовательской деятельности и по интерпретации результатов. Заменяя понятие теории на понятие исследовательской программы, Лакатос делает шаг от нормативного взгляда на науку, характерного для Поппера (и еще более для Венского кружка) к описанию реальной научной деятельности. Критический рационализм представляет собой наиболее влиятельное течение мысли в той линии постпозитивизма, которую условно можно обозначить как рационалистическую.
    Вторая основная линия постпозитивизма восходит к историческим исследованиям Т. Куна, которые привели к появлению понятий «научная парадигма» и «научная революция». Научное исследование, утверждает Кун, строится в соответствии с преобладающей системой взглядов на объект исследования и на саму научную деятельность. Эта система взглядов приводит к господству в каждую эпоху некоторой парадигмы, которая, в свою очередь, в период революции заменяется другой парадигмой, причем выбор парадигмы диктуется не неким «прогрессом знания», а зачастую психологическими и иными вненаучными факторами. Из теории Куна следует отрицание роста научного знания (поскольку парадигмы несоизмеримы), а также то, что к настоящему своему положению наука пришла в значительной степени случайно, и оно могло бы быть существенно другим, если бы история сложилась иначе.

    19. Критика Аристотелем философии Платона. Проблема источника движения и источника всех форм в философии Аристотеля.

    Аристотель (384-322 гг до н.э.). был учеником Платона до его смерти. Затем стал воспитателем А. Македонского. Аристотель был первым историком философии (он изучил все, что было до него).

    Аристотель начинает с критики Платона: «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель воспользовался самокритикой Платона. Мир идей – это некоторое единство, но в то же время существует множество идей. Пример - идеи кошки и животного - это одно и то же или нет. Аристотель говорит не об идеях, а о понятиях. Он разделяет все понятия на понятия вещей и понятия классов вещей.

    Единственный существующий мир – телесный мир и все его многообразные проявления, включая человека. Все знания – лишь вторичные сущности, а первичны сами сущности. Сущность – это не наши мысли о вещи, а сама вещь. Первые сущности – это то, о чем все сказывается, и что ни о чем не сказывает. Суждение: первая сущность – это субъект суждения. Пример, «Иван – человек», Иван – это первая сущность. Первая сущность выступает единицей бытия. Субстрат – лишь возможность. Телом он становится, только будучи упорядочен идеей. Идея внутренне присуща конкретной вещи (это заземление платоновской философии).

    Каждая первая сущность определена 4 причинами:

    Формальная причина – суть вещи (план дома в голове архитектора).

    Материальная причина – возможность (стройматериалы).

    Движущая причина – фактор, слепляющий частички вместе (руки рабов).

    Целевая причина – то, что вписывает эту вещь в окружающий мир (дом, чтобы в нем жить).

    Аристотель предполагал, что существует редукция в сторону формы или материала.

    Пример: Медный шар: шар – форма, медь – содержание.

    Перводвигатель – это бог, энтелехия (вечное, неподвижное, неизменное) – это второе начало, противоположное материальному. Он доказал бытие Бога, исходя из принципа причинности. Ряд причин не может быть бесконечным или безначальным. Должна быть причина, сама себя обуславливающая и ни от чего не зависящая: причина всех причин. Космос строится божеством из хаоса на основе 4-х элементов: огонь, воздух, вода, земля.

    Теория познания

    Первые сущности – это единство духовного и субстратного (физического) начала. Человек - это тоже сочетание духовного и субстратного начала. А духовное начало - это сочетание пассивного ума и активного ума (энтелехия души).

    Уровни познания:

    Эмпирия - самый низший – опыт;

    Техно – умение, обобщение на пальцах;

    Эпистемия - научное знание - знание ближайших причин связей и отношений;

    Софос - знание конечных причин, основания мира.

    Источник движения и источник всех форм.

    Несколько противоречивы взгляды Аристотеля на источник движения. Сказанное выше говорит о том, что движение присуще самим вещам, следовательно, источником является само движение. С другой стороны, возможно объяснение источника движения при помощи неподвижного первого двигателя. Этот первый двигатель (Бог) служит внешней причиной всякого движения.

    Аристотель различает шесть видов движения : возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемену и изменение места.

    Движение Аристотель тесно связывал с изменением. Он приводит четыре главных вида изменений : относящихся к сущности, к количеству, качеству и месту . Движение, относящееся к сущности , не может быть признано действительным , потому что в нем нельзя найти " противное". Это свидетельствует о понимании существования движения в связи с наличием противоположностей. По Аристотелю, противным движению является "покой"; противном возникновению – гибель; увеличению – уменьшение, а изменению места – покой на месте. Наиболее общую характеристику движению Аристотель дает следующим образом: реализация, осуществление сущего. Это значит, что движение выступает как переход возможности в действительность. Тем самым движение становится универсальным свойствам сущего.

    Процесс осуществления, то есть переход возможности в действительность, тесно связан со взаимоотношением материи и формы. Движение является определенной тенденцией материи ( как возможности ) к осуществлению реализации формы ( как реальности ) .

    Аристотель уделяет внимание и анализу "пространства" и "времени". Во-первых , он видит тесную связь между конкретным бытием и временем, подчеркивает связь времени и движения.

    Пространство Аристотель также связывает с движением тел, признает его объективное существование.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта