Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Идея материального единства мира в философии Фалеса Милетского и его школы. Учение Фалеса из Милета. Зарод. в Др. Гр. 6 в. до н.э.Первая философская школа.

  • 2. Р. Декарт об аксиоматическом методе в науке. Линия рационализма в теории познания.

  • 3. Проблема изменчивости и противоречивости вещей в философии Гераклита. Гераклит

  • 4.Механистическая картина мира в философии Р. Декарта. Дуализм Декарта.

  • 6. Учение Б. Спинозы о единой субстанции, ее атрибутах и модусах. Принцип детерминизма у Спинозы. Основу философской системы Спинозы составляет учение о субстанции

  • 8. Вопрос о первоисточнике всех человеческих знаний в философии Дж. Локка. Обоснование Дж. Локком принципа сенсуализма.

  • Теория Локка гласила: 1)

  • Локк подразделяет опыт на два вида

  • Простые идеи

  • 9. Демокрит о процессе познания мира, роли органов чувств и логического мышления. Демокрит о двух уровнях знания. Демокрит

  • Первое, чувственное познание

  • Шпоры по философии (3 семестр). Идея материального единства мира в философии Фалеса Милетского и его школы


    Скачать 217.5 Kb.
    НазваниеИдея материального единства мира в философии Фалеса Милетского и его школы
    АнкорШпоры по философии (3 семестр).doc
    Дата24.11.2017
    Размер217.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпоры по философии (3 семестр).doc
    ТипДокументы
    #10410
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    ФИЛОСОФИЯ


    1. Идея материального единства мира в философии Фалеса Милетского и его школы.




    1. Р. Декарт об аксиоматическом методе в науке. Линия рационализма в теории познания.




    1. Проблема изменчивости и противоречивости вещей в философии Гераклита.




    1. Механистическая картина мира в философии Р. Декарта. Дуализм Декарта.




    1. Гераклит и Зенон о противоречивости движения.




    1. Учение Б. Спинозы о единой субстанции, ее атрибутах и модусах. Принцип детерминизма у Спинозы.




    1. Проблема закономерной связи всех явлений в философии Гераклита и Демокрита. Принцип детерминизма и его значение для науки.




    1. Вопрос о первоисточнике всех человеческих знаний в философии Дж. Локка. Обоснование Дж. Локком принципа сенсуализма.




    1. Демокрит о процессе познания мира, роли органов чувств и логического мышления. Демокрит о двух уровнях знания.




    1. Диалектическая философия Гегеля. Принцип развития и системный подход в методологии современной науки.




    1. Пифагор: законы мира и математика.




    1. Парадоксы и противоречия сенсуализма (Дж. Беркли, Д. Юм).




    1. Проблема человека в философии Сократа. Сократ о значении обобщенных понятий в познании мира и принципов жизни человека.




    1. И. Кант о творческом характере познания и о методологической роли категорий. Антиномии Канта и современное естествознание.




    1. Платон о соотношении общих понятий и единичных вещей. Проблема познания в философии Платона.




    1. Проблемы методологии науки в философии логического позитивизма.




    1. Атомизм Демокрита, его значение для науки.




    1. Модели эволюции научного знания в философии постпозитивизма (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун).




    1. Критика Аристотелем философии Платона. Проблема источника движения и источника всех форм в философии Аристотеля.

    2. Критика Лейбницем сенсуализма Локка. Лейбниц о природе пространства и времени.




    1. Учение Аристотеля о категориях. Аристотель о четырех видах причинности, четырех видах движения, о соотношении материи и формы. Категория возможности.




    1. Проблемы методологии науки в философии позитивизма (О. Конт, Э. Мах).




    1. Дискуссия о соотношении общих понятий и единичных вещей в средневековой европейской философии (номинализм и реализм).




    1. Гегель о закономерностях исторического процесса, роли народных масс и личностей в истории.




    1. Проблемы научного метода познания природы в философии Ф. Бэкона. Линия эмпиризма в теории познания.




    1. Проблемы человека и исторической необходимости в философии Н. А. Бердяева. Вопрос о судьбе России.




    1. Ф. Бэкон о роли науки в жизни общества. Виды эксперимента по Ф. Бэкону.




    1. Анализ Парменидом категории "бытие".




    1. Платон о происхождении государства. Человек и государство в трактовке Платона.




    1. Ниспровержение системы общепринятых ценностей в философии Ф. Ницше. Идея сверхчеловека.




    1. Аристотель о различных формах государства.




    1. Проблемы человеческого существования в философии экзистенциализма.




    1. Метод дискуссий у Сократа. Сократ о принципах морали.




    1. Диалектический и исторический материализм К. Маркса.



    1. Идея материального единства мира в философии Фалеса Милетского и его школы.

    Учение Фалеса из Милета. Зарод. в Др. Гр. 6 в. до н.э.

    Первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. Основу мира эти философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) видят в определенном материальном принципе. Школа стихийно тяготеет к материализму. Ее представители интуитивно понимали мир как материальный. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется и “наивная” диалектика.

    Фалес. Соединял практическую деятельность с глубоким изучением природы. Свои географические, астрономические и физиологические познания Фалес связал в философское представление о мире, материалистическое в основе, несмотря на явные следы мифологических представлений. Фалес полагал, что все существующее возникло из воды. По форме Земля - плоский диск, плавающий в воде. Вселенная полна богов, все воодушевлено. Полагал, что ближе всего к Земле находятся звезды, а дальше всего - Солнце.

    Анаксимандр. Прозаическое сочинение “О природе”. Впервые чертит карту земли и создает нечто вроде небесного глобуса. Земля по форме напоминает срез цилиндра или колонны. Небо - сфера, окружающая Землю со всех сторон. Земля неподвижно пребывает в центре мира, находясь на равном расстоянии от всех точек небесной сферы. Пространство первоначально было заполнено неизвестным веществом, затем над Землей возникли оболочки воды и воздуха, огня. При высыхании Земли вода скопилась в углублениях. Родина жизни - илистое дно моря. Люди должны были родиться и первоначально развиться внутри рыб и только по достижении силы вышли оттуда.

    Анаксимен. единое начало-воздух. Воздуху свойственны процессы разрежения и сгущения, посредством которых из него образуются все вещества. Разрежаясь, воздух становится огнем; сгущаясь, последовательно превращается в воду, в землю, в камни. Земля - плоский диск, парящий на воздухе. Устанавливает истинный порядок расположения Луны, Солнца и звезд в мировом пространстве по отношению к Земле. Воздух - источник жизни, душа - “дыхание”, дуновение воздуха.

    Гераклит. огонь вечен, это связь между противоположностями, чувственная символизация всеобщности, для того, чтобы был огонь необходима смерть. Душа – место, где существует логос. Логос создает сущее из противоположностей. Человек рождается биологически и сознательно. Космос – это порядок, он всегда есть, был и будет. Космос по сути и есть огонь, может быть неразбуженная или полуразбуженная стихия. Огонь – синоним вечного движения, единственное что нетленно – это мысль, сами предметы исчезнут, а знания останутся, так как мысль независима от времени. Мысль – высший предел знания. 4 мысли - космос, огонь, логос и учение о душе. Учение о душе – метаморфоза огня, самообогащение, способность принять другое, не потеряв себя.
    2. Р. Декарт об аксиоматическом методе в науке. Линия рационализма в теории познания.

    1. Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 — 1650) - видный французский философ и ученый-математик.

    Заслуга Декарта перед философией в том, что он:

    • обосновал ведущую роль разума в познании;

    • выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;

    • стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии;

    • выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".

    2. То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом:

    • в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.);

    • зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.);

    • следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;

    • сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, -мыслит;

    • мыслить может реально существующий человек;

    • следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;

    • поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.

    В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: "Я мыслю, следовательно, я существую".
    3. Проблема изменчивости и противоречивости вещей в философии Гераклита.

    Гераклит(ок.530–470 дон.э.) был великим диалектиком, пытался понять сущность мира и его единства, опирается не на то, из чего он сделан, а на то, как это единство себя проявляет. В качестве основного признака выделил свойст-во–изменчивость(его фраза:“В одну реку нельзя войти дважды”). Возникла проблема познания: Если мир изменчив, то как его познать?( Основа всего–огонь, это и образ вечного движения).

    Получается, что ничего нет, все лишь становится. Нельзя даже вообразить себе, чтобы в сущем что-то, вдруг оцепенев, застыло бы напрочь в абсолютной немоте. В ощущении остается лишь одна текучая волна, за которую трудно ухватиться щупальцами разума: она все время ускользает. Это ведет к крайнему скептицизму Кратила: ни о чем ничего нельзя утверждать, ибо все течет; скажешь о человеке что-то хорошее, а он уже утек в грязь дурного.

    Согласно воззрениям Гераклита, переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным всеобщим Лого-сом, т.е. единым, общим для всего существования законом: не мне, но Логосу внимая, мудро признать, что все–едино. По Гераклиту, огонь и Логос «эквивалентны»: «огонь разу-мен и является причиной управления всем», а то, что «всем управляет через все», он считает разумом. Гераклит учит, что мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим.

    Огонь как душа Космоса предполагает разумность и божественность. А ведь разум обладает властной силой управления всем сущим: он все направляет и всему дает форму. Разум, т.е. Логос, правит всем через все. При этом объективная ценность человечес­кого разума определяется степенью его адекватности Логосу, т.е. общему миропорядку.
    4.Механистическая картина мира в философии Р. Декарта. Дуализм Декарта.

    Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека.

    С точки зрения дуализма Декартом решается и "основной вопрос философии": спор о том, что первично — материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

    Философия Декарта заключает с себе важный материалистический элемент - физическую теорию, исходящую из материалистического понимания природы. Краеугольным камнем физики Декарта является учение о материи и движении. Декарт полностью отделил свою физику от метафизики. Материя представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания.

    Основные положения физики Декарта таковы: вселенная материальна и бесконечна; материя, хотя и состоит из частиц (корпускул), все же, в принципе, делима до бесконечности; пустого пространства не существует; атрибутом субстанции является протяжение; частицы материи находятся в движении, представляющем собой изменение их положения в пространстве; никаких сил, стоящих вне самой материи, не существует (за исключением бога); материя и движение неуничтожимы.

    Все явления сводятся к перемещению материальных частиц, к их механическому воздействию друг на друга при непосредственном контакте в момент удара и к изменению форм частиц. В целом математические изыскания Декарта (как и космологические представления) тесно связаны с метафизическим пониманием им природы как гигантского механизма.

    Исходя из открытий Галилея, Кеплера и своих собственных естественнонаучных достижений, Декарт пытается обосновать механистическую методологию науки о природе, логику механистического естествознания, рассматривая ее как "всеобщую науку", указывающую путь правильного, плодотворного исследования всех явлений окружающего мира.
    6. Учение Б. Спинозы о единой субстанции, ее атрибутах и модусах. Принцип детерминизма у Спинозы.

    Основу философской системы Спинозы составляет учение о субстанции. Субстанцию Спиноза понимает как единую, вечную и бесконечную природу. Субстанция одна, она есть причина самой себя. Эта единая субстанция не нуждается ни в чем другом для того, чтобы существовать. Природа разделяется на природу творящую и природу сотворенную. Природа творящая есть Бог, единая субстанция. Субстанция обладает двумя главными атрибутами: мышлением и протяжением, распространенностью, посредством которых человеческий ум воспринимает субстанцию в ее конкретности, хотя число атрибутов, присущих субстанции, безгранично. Нет никакой причины, которая бы стимулировала субстанцию к действию, кроме ее самой. 
    От субстанции, представляющей собой необусловленное бытие, Спиноза отличает конечные вещи - модусы. Конечные вещи, или модусы, отличаются от субстанции тем, что они зависят от внешней причины. Они характеризуются своей конечностью и такими качествами, как изменение, движение. Единичные, конкретные вещи (модусы) - это природа сотворенная. Модусов существует бесчисленное множество. 
    Концепция субстанции Спинозы определяет и его концепцию детерминизма. В мире не существует ничего случайного, так как субстанция характеризуется внутренней необходимостью своего существования. Каждая вещь имеет причину. Тем самым в мире господствует жесткий детерминизм. Он отождествлял причинность с необходимостью, а случайность считал только субъективной категорией. Спиноза был сторонником жесткого детерминизма во всех областях человеческой деятельности, даже в области аффектов и поведения на основе этих аффектов. Для Спинозы аффект является следствием воздействия окружающих предметов на нас. В "Этике" Спиноза указывает, что тяга ребенка к молоку причинно обусловлена инстинктом самосохранения. Таким же образом Спиноза объясняет и самоубийство: оно обусловлено возникновением аффектов, изменяющих духовную и телесную природу самоубийцы, т.е. человека тянет к самоубийству так же, как в противоположных случаях он детерминирован инстинктом самосохранения.

    8. Вопрос о первоисточнике всех человеческих знаний в философии Дж. Локка. Обоснование Дж. Локком принципа сенсуализма.

    Одним из видных философов 17в. является Джон Локк. Основной философской работой Локка является "Опыт о человеческом разуме". Локк продолжил развитие эмпиризма Бэкона, обосновывая сенсуалистическое направление в теории познания. Локк считал, знание проистекает из опыта, а опыт складывается из ощущений. Человек – телесное существо, которое может познавать и действовать в соответствии со знаниями. Теория Локка гласила: 1) нет врожденных идей, все познание рождается в опыте; 2) душа или разум человека при рождении подобны чистой доске; 3) в интеллекте нет ничего, чего раньше не было в ощущениях, в чувствах.

    Локк подверг критике учение Декарта о "врожденных" идеях. Ощущения, получаемые человеком от окружающей его среды, по мнению Локка, - первое и решающее основание всего познания. Локк подразделяет опыт на два вида: опыт внешний (ощущения) и внутренний (рефлексия). Источник первого - объективный материальный мир, воздействующий на наши органы чувств и вызывающий ощущения. Внутренний же опыт через рефлексию обращен на наблюдение своих собственных наблюдений. Локк подразделяет все идеи на простые и сложные. Простые идеи, по Локку, образуются непосредственно из ощущений и рефлексии. Простые идеи пассивны, они как бы навязываются нам извне. Сложные же идеи требуют активности ума. Эта деятельность сводится к комбинированию простых представлений. Таким путем, по Локку, образуются даже самые сложные, абстрактные идеи. Локк был одним из первых философов, рассмотревших чувственные восприятия, вызванные внешним миром, как исходный момент всей психической жизни. Это одно из основных положений материалистической теории познания. Таким образом, Локк положил начало эмпирической психологии, в которой первостепенное значение придавалось самонаблюдению.
    9. Демокрит о процессе познания мира, роли органов чувств и логического мышления. Демокрит о двух уровнях знания.

    Демокрит (460 - около 370 до н.э.) - древнегреческий философ, ученый. Основатель первого на Западе исторического типа философского и научного атомизма. Совершал путешествия в Египет, Вавилон, Персию, Аравию, Эфиопию, Индию. Вклад Д. в развитие философских идей весьма велик, но самым главным является, безусловно, его учение об атомах. В традиционное для античности представление о первоначале Д. ввел идею плюральности и множественности, объявляя в качестве этого первоначала предельно мелкие материальные частицы, которые нельзя непосредственно ощутить с помощью органов чувств. Этому мельчайшему первоначалу Д. устанавливает своего рода предел деления, которое на определенной стадии становится более невозможным. Именно отсюда и происходит название частицы atomos (греч.) - неделимый. Идея плюрального, множественного, бесконечно малого, не воспринимаемого органами чувств и имеющего предел деления первоначала позволила Д. разрешить целый ряд проблем науки и философии того времени: в частности, ответить на вопрос о причинах множественности и разнообразия вещей, единства и материальности мира, единства телесного и материального, а также объяснить суть процесса познания. Отсутствие атомов, по Д., - есть пустота (небытие), бесконечное пространство, благодаря которому и в котором осуществляется хаотическое движение атомов. Атомы неделимы (из-за твердости), не имеют качеств, различаются по величине, форме, фигуре и весу, месторасположению и порядку (очертание, поворот и соприкасание), находятся в пустом пространстве и вечном движении. Вследствие их соединения и разъединения возникают и гибнут миры и вещи. Время у Д. не имеет начала. По Д., все совершается по некоей неясной и непостижимой необходимости (судьбе) и для человека-случайность. Познание причин явлений - смысл подлинного философского познания. Душа - воплощение стихии огня - состоит из особых мельчайших круглых и гладких атомов, распределенных по всему телу. Д. впервые употребил термин "микрокосм", проведя аналогию между космосом и организацией человеческого организма. Органом мышления выступает исключительно мозг. Ощущения возникают благодаря проникновению в душу исходящих от вещей "образов" ("идолов"). От предметов, которые видят люди, считает Д., отделяются маленькие, невидимые частицы и проходят через пустоту, попадая в виде отпечатка на сетчатку глаза, а затем начинается работа ума. Высшее благо - блаженство, достигаемое обузданием желаний и умеренностью образа жизни. Атомистическая концепция Д. оказала большое влияние на историю философской и научной мысли, сделав "атом" своего рода принципом объяснения существования, движения, рождения и гибели материальных тел.

    Два уровня знаний:

    Человек для Демокрита-это  не только душа и тело, это целый микрокосмос. Внешне мы знаем человека, однако, мы должны понять то, что нам в нём не ясно. В поиске ответа на этот вопрос Демокрит  видел смысл жизни любого философа. Процесс познания человека состоит из ощущений и из разумного познания. Первое, чувственное познание, Демокрит  считает “тёмным”, так как оно затемняется обманом ощущений. Второе же, разумное познание, он называет “светлым”, так как оно глубже проникает в суть вещей. Эти два  пути познания, через ощущения и разум, выступают у Демокрита  как два  уровня  познания, высший и низший. Причём они взаимно дополняют друг друга. Это говорит о  том, что Демокрит , хотя и несознательно, но оперировал понятием порога ощущения. По его мнению, например, нет в природе острого вкуса, а возникает он лишь во “мнении”, когда на органы чувств воздействует вещество, атомы которого острые, угловатой формы. Таким образом, все ощущения (тёплое и холодное, цвет, вкус, запах) существуют лишь “во мнении”, а “по истине” существуют атомы и пустота. В этом и есть трудность познания - разум не может найти истину без чувств, а чувствам доверять нельзя.
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта