Главная страница
Навигация по странице:

  • Сюжетно-ролевая игра

  • Настольные (дидактические) игры

  • Дидактические игры

  • Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников.

  • ВАРИАНТЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР «Детский сад (школа)»

  • ВАРИАНТЫ НАСТОЛЬНЫХ ИГР

  • Совет!

  • «Играем в профессии. Ключ-лото»

  • доклад по теме игра ведущая деятельность у младших школьников. игра. Игра вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в продуктивной деятельности, а в самом процессе. Игра


    Скачать 154.58 Kb.
    НазваниеИгра вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в продуктивной деятельности, а в самом процессе. Игра
    Анкордоклад по теме игра ведущая деятельность у младших школьников
    Дата18.05.2022
    Размер154.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаигра.docx
    ТипДокументы
    #537128
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6



    Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в продуктивной деятельности, а в самом процессе. 

    Игра – один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает наше внимание людей разных профессий. 

    Игра – самовыражение человека, способ его совершенствования.

    Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.

    Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

    Работа по профориентации в начальной школе очень специфична, она отличается от работы с учениками средних и старших классов. Особенность заключается в том, что в 1 – 4 классах не ставится цели подвести детей к выбору определённой профессии. Главное – развитие внутренних ресурсов личности ребёнка. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений детей. На этой стадии создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Для этого необходимы игры по профориентации в начальной школе.

    Игры и беседы с элементами практической деятельности играют важную роль в профессиональной ориентации младших школьников. Они способствуют расширению знаний о мире профессий, углубляют представления детей. Использование наглядности, игрового материала (кроссворды, загадки, пословицы, викторины, ребусы), элементов занимательности может создать у младших школьников многообразие впечатлений. В игре совершенствуются движения и умственные операции. Таким образом, ребёнок познаёт и запоминает мир профессий.

    В первом классе игры направлены на знакомство со всеми профессиями; во втором классе помимо углубления и расширения знаний о профессиях показывается значимость каждой профессии для общества; в третьем – четвёртом классах представления о мире профессий расширяются, создаются условия для формирования коммуникативных навыков и опыта проектной и исследовательской деятельности.

    Существуют разнообразные виды игр: настольные (дидактические), сюжетно-ролевые, деловые, спортивные и др. Маленькие дети используют в своей профориентационной деятельности в основном сюжетно-ролевые и настольные (дидактические) игры. Рассмотрим специфику этих игр. 

    Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста. В чём же её особенность? Характеризуя её, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество.

    Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность окружающих его взрослых и сверстников.

    Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является в ней наличие воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

    Сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

    Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребёнок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своём сознании ребёнок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребёнок тем или иным образом использует те, или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т.д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

    В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные – «как будто».

    В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т.п.). в то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т.д.).

    Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребёнок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре ещё нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.

    Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры – стремление ребёнка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребёнка к его осуществлению, с другой – с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.

    Своеобразие содержания сюжетно-ролевой игры также является одной из её важнейших особенностей. Многочисленные исследования отечественных педагогов (Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г, Саморуковой, Н. В. Королёвой и др.) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в её разнообразных проявлениях. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.

    Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества – это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр. 

    Настольные (дидактические) игры знакомят детей с различными профессиями: их названиями, назначением, с характерными особенностями внешнего вида, предметами и техникой, необходимыми для работы.

    Эти игры расширяют кругозор и словарный запас, помогают овладеть способами образования новых слов, активизируют слуховое внимание, быстроту реакции, развивают память и умение общаться, позволяют весело и с пользой провести время.

    Дидактические игры

    Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

    Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические, или автодидактические, игры. В первом случае ведущая роль принадлежи учителю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приёмы, создаёт игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

    С помощью игр-занятий учитель не только передаёт определённые знания, формирует представления, но и учит детей играть.

    Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с окружающим миром, с природой, в развитии сенсорной культуры.

    Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Учитель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

    Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность, основана на осознании этого процесса, самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила усвоены детьми. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер (например, учитель, как и дети, является непосредственным участником игры).

    Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление детей с цветом, Фомой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр по сенсорному восприятию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предмета.

    В играх проявляются и такие черты характера ребёнка, которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность и др. учитель обращает внимание детей на эти качества, делая это очень осторожно. 

    Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников. 

    ВАРИАНТЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР 


    1. «Детский сад (школа)» 


    Цель: ознакомление детей с трудом взрослых, работающих в детском саду. Развитие способности взять на себя роль. 

    Игровой материал: куклы, игрушечная посуда, предметы-заместители. 

    Подготовка к игре: экскурсия по детскому саду (в группы, музыкальный зал, медицинский кабинет, кухню). Экскурсия к месту получения няней готовой продукции для детей. Систематическое наблюдение за трудом няни. Наблюдение за трудом воспитателя, медсестры, музыкального работника. Рассматривание картин, игра-занятие, беседы, чтение рассказов, лепка, конструирование, слушание музыкального произведения. 

    Игровые роли: повар, врач, няня, воспитатель, музыкальный работник. 

    Ход игры: можно начать игру с экскурсии по детскому саду (школе). Во время экскурсии обращается внимание на то, что в саду (школе) много помещений и детей. Всем живётся весело и интересно, потому что о них заботятся взрослые: повар готовит пищу, музыкальный работник проводит с ними музыкальные занятия. Врач делает детям прививки, лечит их, няня (техничка) убирается, повар варит, воспитатель занимается (учитель – учит).

    После экскурсии учитель спрашивает детей, что они видели, и предлагает каждому побыть в роли повара, няни, воспитателя, музыкального работника. Педагог может сначала сам показать действия с предметами. После этого предлагает одному из детей повторить эти действия. Так, педагог может разыгрывать несколько сюжетов. Постепенно происходит слияние нескольких сюжетов в единую интересную игру.



    1. «У врача» 


    Цель: ознакомление детей с деятельностью врача, закрепление названий медицинских инструментов. Обучение детей реализации игрового замысла. 

    Игровой материал: фотографии, иллюстрации, картины, куклы, игрушки-животные, строительные материалы, халат и шапочка врача, медицинские инструменты. 

    Подготовка к игре: прогулки к поликлинике, к пункту скорой помощи, экскурсия в аптеку, в медицинский кабинет, игры-занятия, рассказы учителя, чтение отрывков из произведений, просмотр мультфильмов. 

    Игровые роли: врач, медсестра, мама, папа. 

    Ход игры: игру во «врача» можно начать с игры-занятия. Утром можно обратить внимание детей на то, что кукла заболела. Можно вызвать школьную медсестру. Она осматривает «больную», ставит диагноз: «Кукла простудилась, её необходимо положить в больницу». При осмотре врач комментирует свои действия: «Сначала измерим температуру, подайте, пожалуйста, градусник. Температура 38 градусов. Надо посмотреть горло. Горло красное. Конечно, она простудилась». Когда медсестра уходит, то учитель просит повторить действия медсестры. Например:

    - Давай играть во «врача».

    - Давай.

    - Я врач (надевается халат, шапочка, берётся фонендоскоп, шприц, шпатель, бумагу, карандаш, садится за стол. Всё делает спокойно, серьёзно).

    Берётся кукла и ребёнок приходит с ней на приём

    - Здравствуйте.

    _здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Что с вашим сыном? Что у вас случилось?

    - Он кашляет, у него болит горло.

    Врач осматривает куклу, выслушивает её, делает укол. При этом говорит, что это раз – и всё. Потом выписывает рецепт, отдаёт родителю со словами: «Будете давать по чайной ложке три раза в день. До свидания.»

    - Спасибо. До свидания.

    После игры, можно поменяться ролями.

    Ещё учитель может предложить инсценировать какое-либо художественное произведение.
    ВАРИАНТЫ НАСТОЛЬНЫХ ИГР 




    1. «Лото» 


    Количество игроков от 1 до 9.

    Для игры понадобятся большие карты с сюжетной картинкой профессии и маленькие карточки с предметными изображениями. Понадобится 9 больших и 27 маленьких карточек с изображениями.

    Ведущий поровну раздаёт игрокам большие карты, а карточки с предметными картинками перемешивает и кладёт стопками на столе лицевой стороной вниз. Затем ведущий берёт по одной карточке и показывает участникам игры игрок, которому карточка подходит, выкладывает её на свою большую карту. Таким образом, заполняются пустые клетки на больших картах.

    После этого каждый участник игры рассказывает о своей профессии.

    Побеждает игрок, который быстрее всех правильно заполнит большие карты или тот, у кого получился самый интересный рассказ. 


    1. «Викторина» 


    Для игры нужны карточки с изображениями людей различных профессий и маленькие карточки с предметными картинками.

    Все карточки лежат на столе лицевой стороной вверх.

    Ведущий задаёт вопросы, а игроки по очереди отвечают на них, сопровождая ответ соответствующей карточкой, которую выбирают.

    Например: Люди, каких профессий работают только в помещении? Люди, каких профессий работают на открытом воздухе? Назови профессии своих родителей и расскажи, что ты знаешь о них. Без каких предметов не может работать врач? повар? Что нужно пчеловоду для работы? Без чего не сможет обойтись продавец? Зачем продавцу весы? Зачем милиционеру жезл? Зачем учителю глобус? доска? Зачем швее ножницы? нитки? Что делает парикмахер феном?

    Карточки после ответа на вопрос возвращаются на место.

    Дети сами определяют победителя – того, кто лучше всех отвечал на вопросы.

    Совет! Побуждайте детей говорить полными предложениями, помогайте им дополнительными вопросами. 




    1. «Образуй новое слово» 


    Для игры потребуются карты с изображениями людей различных профессий. Карты выкладываются на столе лицевой стороной вверх.

    Ведущий называет слово, предлагает детям по очереди образовать название профессии от этого слова и найти карту с изображением данной профессии, например:

    продавать – продавец; варить – повар; врачевать (лечить) – врач; летать – лётчик; милиция – милиционер; пчёлы – пчеловод; швы – швея; учить – учитель; парик – парикмахер.

    Затем детям даётся обратное задание: по названию профессии определить слово, от которого образовано это название, и найти карточку с изображением данной профессии.


    1. «Играем в профессии. Ключ-лото» 


    В игре есть ключ-карты, на которых изображены сюжетные картинки со Смешариками и жетоны с замочками. Для каждого жетона найдётся своё, особое место на карте. Перед началом игры внимательно рассмотрите ключ-карты с вложенными в них жетонами и разберитесь, что на них изображено. Например, карточке Совунья-доктор соответствуют три жетона с «медицинскими2 предметами – градусник, шприц, аптечка. 

    Цель игры: подобрать три жетона к ключ-карте. 

    Подготовка к игре: в игре могут участвовать от 2-х до 6-ти игроков. Отделите круглые жетоны от ключ-карт. Разложите карты с сюжетными картинками вверх. Перемешайте жетоны, соберите их в стопку и выложите на стол рисунком вниз. На жетонах изображены предметы, которые вам предстоит узнать. 

    Ход игры: очерёдность хода определяется жребием. 




    • Первый вариант игры: 


    Возьмите один жетон из стопки и вложите его в подходящую ключ-карту. После этого ключ-карту пододвиньте к себе. Если жетон выбран неверно, то есть ключик и замочек не совпадает, подложите её под стопку. Как только другой игрок вставит в ключ-карту ещё один жетон – он придвигает карту с вложенными жетонами к себе. В результате заполненная карта достанется тому, кто положит последний жетон. В собранной ключ-карте должно быть три жетона. 

    Окончание игры и определение победителя: игра продолжается, пока кто-то не соберёт: три полные ключ-карты – если игроков двое; две полные ключ-карты – если трое-четверо; одну – если пятеро или шестеро. 




    • Второй вариант игры: 


    Можно сделать игру немного сложнее. Для этого раздайте игрокам все жетоны, а участники игры по очереди будут вставлять свои жетоны в ключ-карты. Каждый ход игрок может вставить в карту только один жетон. Условия победы неизменны. 




    • Третий вариант игры: 


    Раздайте участникам игры все жетоны. А теперь будьте внимательны! Игрок может выложить жетоны в ключ-карту только при условии, что у него уже собраны все три жетона для данной карты. Если жетонов не хватает – придётся меняться. Обмен происходит согласно очерёдности и вслепую. Игрок отдаёт ненужный жетон соседу слева, тот отдаёт взамен свой жетон. Далее так же действует второй игрок, потом третий и т. д. условия победы неизменны. 


    1.   1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта