Главная страница
Навигация по странице:

  • «Я – покупатель» -деловая игра

  • ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

  • «Кому что нужно для работы»

  • «Кто построил этот дом»

  • доклад по теме игра ведущая деятельность у младших школьников. игра. Игра вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в продуктивной деятельности, а в самом процессе. Игра


    Скачать 154.58 Kb.
    НазваниеИгра вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в продуктивной деятельности, а в самом процессе. Игра
    Анкордоклад по теме игра ведущая деятельность у младших школьников
    Дата18.05.2022
    Размер154.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаигра.docx
    ТипДокументы
    #537128
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6

    «Знаю все профессии» 


    Цель: познакомить с профессиями; тренируем внимание; развиваем память, логическое мышление, речь. 

    Ход игры: играть можно как индивидуально, так и с небольшой группой детей. Ребёнку предлагается большая карта, на которой изображён представитель профессии (милиционер, учитель, врач, повар и другие). Ведущий показывает маленькую карточку с изображённым на ней предметом. Ребёнок должен назвать этот предмет, подумать, какой профессии он соответствует и почему, и выложить его на соответствующую карту. Если ребёнок не может объяснить свой выбор, то ведущий кладёт маленькую карточку обратно в стопку и в игру вступает следующий игрок. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно закроет свои карты. 



    1. «Я – покупатель» -деловая игра 


    Перед началом игры аккуратно разделите карточки с купюрами по стопкам (240 купюр):по 5 у. е. -60 штук; по 10 у. е. – 120 штук; 50 у. е. – 30 штук; по 100 у. е. -30 штук.

    Внимательно изучите на игровом поле покупки и цены на них (обратите внимание: цены не соответствуют действительным, даны в условных единицах). Подумайте, чтобы вы хотели приобрести для себя и своих близких, и хватит ли у вас денег. Постарайтесь обосновать свой выбор, прикиньте, может, без этих покупок можно обойтись или приобрести их в следующий раз? Но и не жадничайте – если вещь действительно нужна, непременно впишите её в свой «Список покупок», который выдаётся каждому игроку перед игрой, а также её цену. Записи ведите фломастером или ручкой. После игры протрите их сухой тряпочкой и можете играть дальше.

    Количество игроков: 2 – 4 человека. 


    • Вариант № 1: 


    Цель: купить каждому игроку по 1 вещи в каждом отделе на общую сумму 600 у. е. 

    Описание игры: возьмите нужную сумму денег. Определите первого игрока жребием или броском кубика. Далее ход игроков по часовой стрелке. Поставьте свои фишки на любые клетки «ВХОД-ВЫХОД». Кидайте по очереди кубик и передвигайте свою фишку по серым стрелкам к нужной покупке. На пути могут встретиться клетки с разными значениями:

    «ПОТЕРЯ» - вы отдаёте 100 у. е. Увы! Вы потеряли деньги, нужно быть внимательнее. Если деньги у игрока закончились, то он не может их потерять!

    «СКИДКА» - вам повезло, вы покупаете одну вещь в этом отделе за половину цены, даже если вы уже заплатили за неё. 
    «КРАСНАЯ КЛЕТКА» - пропуск хода.

    «ЗЕЛЁНАЯ КЛЕТКА» - дополнительный ход.

    Дойдя до клетки с нужной покупкой, поставьте на неё свою фишку, заплатите деньги, отметьте «галочкой» в «Списке покупок». Считается, что игрок купил товар. Если на кубике выпало очков больше, чем нужно, поставьте фишку на нужную вам клетку. Оставшиеся очки этого хода «сгорают». Переходить из отдела в отдел можно только с клеток «ВХОД- ВЫХОД». Нельзя пересекать красные линии. Побеждает тот, кто первым купит запланированные покупки на нужную сумму во всех отделах и выйдет из магазина. 


    • Вариант № 2: 


    Цель: купить каждому игроку по 2 вещи в каждом отделе на общую сумму 950 у. е.

    Начинает игрок, победивший в первом варианте. Далее игра идёт по тем же правилам.


    • Вариант № 3: 


    Цель: купить каждому игроку по 3 вещи в каждом отделе на общую

    сумму 1500 у. е.

    Абсолютный победитель тот, кто выиграл во всех трёх вариантах

    игры! 


    1. «Профессии» - пазл 


    Игра «Профессии», изготовленная по технике Puzzle; в комплект входят 20 картонных карточек, каждая из которых состоит из двух частей, связанных единой ассоциативной цепочкой изображений. Всего 40 элементов. 




    • Вариант № 1: 


    Отберите три элемента игры так, чтобы два из них составляли общую пару. Предложите ребёнку соединить подходящие элементы в одну карточку, обязательно попросите ребёнка назвать профессию изображённого человека и рассказать, в чём заключается его работа. Затем предложите ему далее самостоятельно собрать остальные элементы в карточки. 




    • Вариант № 2: 


    Все половинки карточек с изображениями людей перемешивают и кладут в середину стола лицевой стороной вниз. Остальные элементы игроки делят поровну между собой. Право первого хода определяет жребий или считалка. Игрок, получивший право хода, берёт со стола один из элементов, называет профессию изображённого человека и оставляет элемент у себя, если у него есть второй элемент карточки. Если подходящей половинки нет, элемент вновь смешивается с оставшимися на столе, а право хода получает следующий игрок. Выигрывает тот, кто быстрее подберёт половинки для всех карточек. 
    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 



    1. «Домино» 


    Дидактическая задача: закрепить знания детей о разных машинах, помогающих людям; правильно их называть и подбирать парные изображения: легковая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, подъёмный кран, поливальная машина, трактор, комбайн и другие знакомые детям машины. 

    Игровое правило: класть карточки по очереди, рядом с одинаковой машинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки. 

    Игровое действие: если нет парной картинки у играющего, он пропускает ход и ждёт, когда на каком-либо конце появляется парная картинка. При повторении игры карточки раздаются заново. 

    Ход игры: начинается игра короткой беседой о машинах. Педагог выясняет знания детей о том, как эти машины помогают людям работать. Дети рассматривают картинки. Затем учитель обращает внимание на то, что на карточке изображены две машины, разделённые вертикальной полоской (как в игре «Домино»).

    - Я сейчас раздам вам карточки (по 4-6), и мы поиграем в игру «Домино». Вот я положила свою карточку. Какие машины здесь нарисованы? Правильно. Трактор и подъёмный кран. У кого на картинке есть трактор, тот положит рядом с моим. У кого есть подъёмный кран? Куда он положит свою карточку? (С другой стороны.) Правильно. А теперь какие картинки лежат у нас по краям? У кого есть такие картинки? Положите их в один ряд.

    Дети находят одинаковые картинки и кладут их на концы образовавшегося ряда. Так игра продолжается до тех пор, пока у ребят картинок не останется. В заключении они могут поиграть так – потихоньку двигать весь ряд по столу и при этом говорить: «Поехали, поехали все наши машины.» Какая профессия у людей, которые водят различный транспорт: автомобиль, кран, трактор, поезд, самолёт? Что должен знать и уметь человек, который хочет стать шофёром? Затем все картинки складывают в коробку, перемешивают и раздают снова. Игра продолжается, учитель говорит:

    - А теперь, дети, послушайте, какие правила ещё надо выполнять в игре. Свои карточки класть по очереди. Если у вас не будет нужной карточки, тогда вы пропускаете ход и говорите: «У меня нет такой картинки». И будете ждать, когда на конце ряда появится ваша парная картинка. Выигрывает тот, кто первым положит все свои карточки. Будьте внимательны!

    Примечание: содержание картинок для этой игры в следующий раз может быть иным: цветы, ягоды, овощи, фрукты, игрушки, транспорт, животные, орудия труда и др. Усложнением в игре является увеличение числа картинок. 




    1. «Кому что нужно для работы?» 


    Дидактическая задача: закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи, орудия труда; воспитывать интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. 

    Игровое правило: закрывать карточки на большой карте только теми картинками, которые соответствуют её сюжету. 

    Игровое действие: поиск нужных карточек, соревнование – кто быстрее закроет все клетки на большой карте. 

    Ход игры: игра проводится по типу «Лото». На больших картах изображены повар, врач, шофёр, свинарка, на маленьких – предметы, необходимые в работе. Учитель уточняет знания детей о профессиях и орудиях их труда. Затем напоминает правила знакомой игры в «Лото». Педагог помогает вопросами тем, кто затрудняется: «Что ещё нужно врачу? Чем он измеряет температуру? Чем забинтовывает?» «Поищи внимательнее все предметы, которые нужны шофёру?».

    Эту игру проводят после наблюдения за работой людей разных профессий, обращая внимание на орудия их труда. По мере ознакомления детей с трудом взрослых добавляются картинки с изображением других профессий.



    1. «Что кому?» 


    Дидактическая задача: учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх. 

    Игровые правила: называть профессию в соответствии с предметами труда. Вспомнить, где они видели такого работника. 

    Ход игры: у учителя на столе приготовлены предметы труда людей разных профессий – игрушки: набор медицинских инструментов «Доктор Айболит», набор инструментов для работы на огороде (грабли, лопата, тяпка), набор кухонной посуды, стиральная машина, утюг, пылесос, молоток, рубанок, гвозди, гаечный ключ, и др.

    Учитель приглашает по одному участнику к своему столу. Тот берёт какой-либо инструмент и называет его. Остальные дети должны назвать, кому что нужно для работы. Например, ребёнок показал и назвал молоток. Дети отвечают: «Он нужен столяру, плотнику».

    Если есть несколько орудий труда для одной какой-либо профессии, учитель предлагает детям их найти. Приглашённые к столу находят предметы и правильно называют их. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все орудия, нужные для труда людям разных профессий. Закончить игру можно так: дети делятся на две группы; одна группа называет орудия труда, а другая - профессии. Выигрывает та группа, участники которой ни разу не ошиблись. 


    1. «Кто что делает?» 


    Дидактическая задача: уточнять, закреплять знания детей о сельскохозяйственном труде; развивать мышление, смекалку, сосредоточенность, желание играть со сверстниками. 

    Игровое правило: собирать из отдельных частей целую картинку по видам сельскохозяйственного труда: тракторист пашет землю, комбайнёр убирает хлеб, доярки доят коров, скотник ухаживает за животными, птичница кормит кур, колхозники пропалывают поле и т. д. 

    Игровые действия: поиск нужных частей картинки; рассказывание о виде труда, изображённом на получившейся целой картинке. Соревнование – кто первым сложит картинку. 

    Ход игры: игра начинается с краткой беседы о сельскохозяйственном труде, в ходе которой дети вспоминают о разных профессиях, машинах, помогающих сельским труженикам в их работе. Затем учитель напоминает правила игры, усвоенные раньше, в других играх с картинками. Усложнение в этой игре заключается в том, что число частей увеличивается до 10-12. здесь надо быть ещё более внимательным, сообразительным. Выигрывает тот, кто первым сложит картинку и расскажет о виде труда. 



    1. «Чья одежда?» 


    Дидактическая задача: воспитывать у детей интерес к людям разных профессий; уточнять знания о рабочей одежде; учить, по рабочей одежде, отличать людей разных профессий: почтальона, шахтёра, строителя, врача, водолаза, лётчика, электросварщика и др. 

    Игровые правила: по рабочей одежде определять профессию, находить нужную картинку и показывать её детям. 

    Игровое действие: одевание кукол в рабочую одежду. 

    Ход игры: прежде чем начать игру, учитель уточняет знания детей о рабочей одежде, выясняет, замечали ли они, что люди работают в особой одежде и что по их одежде можно узнать, кем они работают. Показывает картинки:

    - Посмотрите, дети (на картинке лётчик гражданского флота), можно ли по одежде узнать, кто изображён на картинке? Да. Это лётчик. Как вы догадались?

    Дети рассказывают о фуражке, костюме, погонах. Затем учитель читает стихотворение из книги Л. Куклина «Кто как одет». 
    Рабочий работает быстро и ловко.

    Рабочая форма зовётся спецовкой.

    Для каждой работы одежда своя –

    Об этом расскажет вам книжка моя.

    Шахтёр

    На трудовую вахту Шахтёры носят каски –

    Шахтёр поедет в шахту. Каски-безопаски.

    Он спустится под землю И домнам, и заводам

    На лифте скоростном. Доставят в нужный срок

    Брезентовая роба Шахтёрскую добычу –

    Топорщится на нём. Отборный уголёк! 
    Электросварщик

    Ты видео, как он управляет огнём?

    Железная маска надета на нём.

    Вот строится дом – посмотри поутру:

    Он в стёганой куртке сидит на ветру.

    Варил он опоры могучих мостов,

    Варил он суда из огромных листов…

    Железо с железом он может сварить!

    Он добрый волшебник, что тут говорить! 
    Учитель показывает картинки, где изображены модели разных профессий, а дети узнают: шахтёр, строитель, врач, почтальон, водолаз, лётчик, электросварщик и др.

    Затем учитель предлагает одеть кукол в одежду, заранее сшитую и приготовленную для этой игры. Все куклы потом используются в самостоятельных творческих играх. Учитель советует детям, как можно сними играть (в зависимости от полученных впечатлений и знаний о разных профессиях).



    1. «Кто построил этот дом?» 


    Дидактическая задача: систематизировать знания детей о том, кто строит дома, о последовательности в строительстве дома, об инструментах и машинах, которые помогают людям в строительстве; воспитывать уважение к профессии строителей, желание брать на себя роли строителей в творческих играх. 

    Игровые правила: подбирать маленькие карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Кто первым закроет все клетки на карте, получает фишку. Обмен картами. Кто больше получит фишек, тот объявляется победителем в игре. 

    Игровые действия: поиск карточек. Соревнование. 

    Ход игры: учитель вместе с детьми рассматривает большие карты, на которых нарисованы архитекторы, строители отделочники. Проводится небольшая беседа о содержании картинок, об этапах в строительстве дома, о людях машинах, инструментах, используемых на стройке. Учитель показывает маленькие картинки, на которых изображены детали большой карты. Затем предлагает детям взять по большой карте и по сигналу (стучит кубиком о стол) подобрать нужные машины, закрыть ими клетки на картах. Кто первый и без ошибки найдёт нужные карточки и назовёт правильно все механизмы, тот и побеждает.

    Игра может быть продолжена, тогда дети обмениваются картами или меняется состав играющих.

    Закончить игру можно беседой с детьми о бережном отношении к своему дому, к зелёным насаждениям возле него, т. е. ко всему, что создано трудом людей.

    По этому же принципу проводится игра на тему «Транспорт» в ней систематизируются, углубляются знания детей о том, какими средствами передвижения пользуются люди по земле, по воде, в воздухе.

    Для игры готовят большие карты с изображением земли, неба, моря. К ним дети подбирают маленькие карточки с разными видами транспорта: например, для большой карточки, где нарисована земля, подбирают такие картинки, как автобус, троллейбус, велосипед, трамвай, электричка, метро и др.

    Как и в первой игре, здесь количество картинок должно быть одинаковым. Выигрывает тот, кто быстро и правильно закроет все пустые клетки на больших картах.



    1. «Собери картинку» 


    Дидактическая задача: упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей; через содержание картинок закреплять знания детей о разных видах труда в колхозе; воспитывать интерес к хлеборобам, овощеводам, животноводам. 

    Игровое правило: за определённое время правильно собрать из частей целую картинку. 

    Игровые действия: поиск, складывание частей картинки. 

    Ход игры: учитель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением разных видов сельскохозяйственного труда (например. Сев, жатва хлеба, посадка рассады, сбор овощей, заготовка сена, уход за телятами и др.). объясняя правила игры, педагог напоминает уже известное правило, как из отдельных частей сложить целую картинку.

    - Но сейчас у нас ещё одно правило: сложить надо быстро. Начнёте складывать картинку и закончите по сигналу: удар кубиком по столу, - уточняет правила игры учитель.

    Раздав картинки по числу играющих, учитель говорит: «Начали!» и ударяет кубиком по столу. Дети выбирают из стоящей на столе коробки нужные части своей картинки. Кто первым сложит картинку, получает фишку. Затем можно обменятся картинками, и повторить игру. Учитель обращает внимание на тех, кто не может ещё быстро выполнить правила игры, подбадривает их, просит тех, кто быстро складывает картинку, помочь товарищу.

    Для этой игры необходимо иметь два комплекта картинок: один состоит из целых картин, другой из их частей (не менее 9-12).



    1. «Где был Петя?» 


    Дидактическая задача: активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, речь детей; воспитывать уважение к людям труда. 

    Игровое правило: рассказывать можно только о том, что есть в задании, на участке школы или за её пределами, т. е. что предусматривается правилами игры. 

    Игровые действия: отгадывание. Зарисовки по сюжетам рассказов, рисунок-отгадка. 

    Ход игры: 




    • Вариант 1 


    Учитель говорит детям, что они будут играть в такую игру, которая заставит их вспомнить всё, что они видели в своей школе: какие есть комнаты, кто в них находится, что стоит в каждой комнате, чем в ней занимаются.

    Учитель рассказывает:

    - Давайте представим, будто в нашу школу пришёл новый мальчик Петя. Вместе с учителем он пошёл осматривать школу. А вот куда он заходил и что там увидел, расскажет Петя. От имени Пети будете рассказывать все по очереди. Не называйте комнату словом. Мы должны узнать её сами по вашему описанию.

    Примерные описания: «Петя зашёл в комнату, где на полках лежало много чистого белья. Мария Петровна гладила его, гудела стиральная машина». (Прачечная.) «Петя заглянул в комнату, где дети пели, танцевали, кто-то играл на пианино. Комната была большая, светлая» (Зал.)

    Учитель предупреждает детей, что надо описывать только то, что Петя мог увидеть в здании школы. Если ребёнок рассказал о том, чего нет в школе, он считается проигравшим. 


    • Вариант 2 


    Можно усложнить эту игру. Учитель при её повторении предлагает вспомнить, что мог увидеть Петя, выйдя на участок школы. Дети описывают участок, постройки, деревья, кустарники, выделяют признаки, отличающие участок одной группы от другой.

    Учителю необходимо активизировать словарь детей, предлагая назвать одно и то же разными словами. Так, например, ребёнок описал овощехранилище: «Петя пустился по лестнице и увидел на полочках банки с различными фруктами, соками, компотами; в мешках была морковь, а в большом ящике картошка. Там было прохладно». Дети отвечают «Петя попал в подвал». Учитель предлагает подумать и сказать другими словами. Ответы детей могут быть такими: «На продуктовый склад», «В кладовую», «В овощехранилище».

    Учитель подтверждает правильность ответов детей: «Да, помещение, куда заглянул Петя, можно назвать по-разному». 


    • Вариант 3 


    Можно предложить более сложный вариант.

    Учитель говорит детям:

    - Мы с вами хорошо знаем наш город (район), мы ходили на экскурсию, видели, какие учреждения, здания, улицы есть в городе. А вот Петя только недавно приехал в наш город. Расскажите, где он уже побывал и что увидел, а мы отгадаем.

    Описания: «Петя зашёл в дом. Там было много полок с книгами, люди стояли и рассматривали их». Поэтому описанию трудно догадаться, где же был Петя: в книжном магазине или в библиотеке? Воспитатель уточняет рассказ ребёнка: «Книги там продавали или выдавали?» - «Выдавали». –«Куда же попал Петя?» дети отвечают: «В библиотеку».- «Что же было главным в описании ребёнка?» - спрашивает педагог. – «То, что книги вам выдавали». – «Кто выдавал книги?» - «Библиотекарь». – «А кто продаёт книги?» - «Продавец». – «Где работает продавец?» - «В магазине». Так учитель уточняет и углубляет знания детей об окружающем.


    • Вариант 4 


    Учитель рассказывает о том, что Петя уехал с родителями отдыхать. Дети должны рассказать, куда бы мог поехать Петя и что бы мог он там увидеть, с людьми каких профессий познакомиться. 



    • Вариант 5 


    Учитель предлагает детям подумать и рассказать, что бы мог увидеть Петя, ели бы он был путешественником. 
    В конце игры учитель может предложить детям зарисовать то, о чём они рассказывали в игре «Где был Петя?» 


    1. 1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта