Главная страница

Обобщение педагогического опыта учителя английского языка по теме: Игра как средство формирования универсальных учебных действ. опыт работы. "Игра как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках английского языка в рамках фгос "


Скачать 0.52 Mb.
Название"Игра как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках английского языка в рамках фгос "
АнкорОбобщение педагогического опыта учителя английского языка по теме: Игра как средство формирования универсальных учебных действ
Дата11.08.2022
Размер0.52 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаопыт работы.docx
ТипУрок
#643974
страница2 из 6
1   2   3   4   5   6
Тема: Орфография + Глагол to be.

Здесь представлена адаптированная версия популярного телевизионного шоу.

Материалы: Мел/маркер

Загадать слово из 6 букв (например слово flower) и обозначить его пробелами

_ _ _ _ _ _

Ход проведения. Игроки по очереди бросают кубик, а учитель вписывает букву, порядковый номер которой соответствует количеству выпавших точек. После каждого броска, участник игры имеет право задать один вопрос-догадку с глаголом to be. Игра может протекать так:

Игрок А бросает кубик и выпадает 5 точек.

Учитель вписывает на доске:

_ _ _ _ е _

Игрок А: Is it 'summer'?

Вы: No, it isn't.

Игрок B бросает кубик и выпадает 1 точка.

Вы вписываете на доске:

f _ _ _ е _

Игрок В: Is it 'father'?

Вы: No, it isn't.

Игрок C бросает кубик и выпадает 3 точки.

Вы вписываете на доске:

f _ o _ е _

Игрок С: Is it 'flower'?

Вы: Yes, it is.

Таким образом, Игрок С становится победителем первого раунда и ведущим второго. Игра продолжается до тех пор, пока каждый её участник, хотя бы один раз, не побывает в роли ведущего.













2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

В ходе данного этапа предполагается проверка домашнего здания и выполнение пробного учебного действия. Для того, чтобы уйти от скучного традиционного контроля выполнения заданной работы на дом, я использую игру «Крестики - нолики». Дети делятся на 2 команды «Крестики» и «Нолики». На доске изображено игровое поле с перевернутыми карточками со словами или изображениями. Если ученики правильно называют слово, то учитель рисует в поле крестик или нолик соответственно. Выигрывает команда, которая быстрее заполнит линию. Формируются регулятивные (Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку) и коммуникативные универсальные учебные действия (Ребенок может интегрироваться в группу сверстников).

Игра «Соотнеси» («Match»)

На скорость в командах нужно сопоставить цифры со словами, их обозначающими. Формируются регулятивные (Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения, Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно) и коммуникативные универсальные учебные действия (Ребенок может интегрироваться в группу сверстников. Ребенок может сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации).

3.Реализация проекта выхода из затруднения

На текущем этапе преобладают групповые и парные формы работы. Например, при изучении какого-либо грамматического материала целесообразно проведение игры «Составь предложение»: класс делится на две группы, которым необходимо из хаотичного порядка слов составить предложение. Затем учащиеся представляют полученные работы и вместе с учителем выводят правило. Эту игру можно провести на грамматическом материале «Использование настоящего длительного времени» Формируются познавательные (Ребёнок умеет составлять модель и преобразовывать её в случае необходимости. Ребёнок умеет выбрать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации.) и коммуникативные (Ученик умеет вступать в диалог. Может создавать устные и письменные высказывания.) универсальные учебные действия.

4.Первичное закрепление во внешней речи

На этом этапе можно провести игру «Закончи рассказ» на развитие у учащихся выражать мысли в их логической последовательности. Учитель предлагает учащимся прослушать начало рассказа. На самом интересном месте он останавливается и дает учащимся 2-3 минуты на обдумывание концовки рассказа. Учитель вместе с учащимися определяет победителя.

Формируются коммуникативные универсальные учебные действия.

При изучении лексики по теме “Parts of the Body” можно провести игры «Художник», «Нарисуй монстра», которые ребята очень любят.

Ход игры: Учитель диктует лексику по теме, а учащиеся рисуют человечка или монстра в том порядке, как им диктует учитель. Также данную игру можно провести на основе текста. Дети, прочитав текст, рисуют монстра в соответствии с описанием, данном в этом тексте. Формируются регулятивные УУД (Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку), познавательные УУД (Поиск и выделение необходимой информации).

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

На этом этапе можно выполнить самостоятельную работу с текстом. Игровой прием «Собери радугу» помогает собрать части текста, чтобы сохранить последовательность событий рассказа.

Формируются познавательные (Ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме) и регулятивные (Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий) универсальные учебные действия.

6.Включение в систему знаний и повторение

Данный этап можно охарактеризовать как границу применимости нового знания, т. е. учащиеся должны  показать, насколько они усвоили тот или иной материал в системе уже изученных знаний. Так, при изучении темы: “Animals ” («Животные») школьники сначала разгадывают загадки. После чего играют в игру «Загадай загадку». Класс делится на группы. Каждая группа представляет свою загадку. Формируются познавательные (Ученик владеет способами решения проблем.) и коммуникативные (Ребенок умеет слушать и слышать. Может создавать устные и письменные высказывания.) универсальные учебные действия.

7.Рефлексия деятельности

Для оценки учебной деятельности школьники принимают участие в игре «Интервью». Формируютсяличностные и регулятивные универсальные учебные действия.

Игра «Уборка в доме».

Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным. 

Материал: три листа большого формата с рисунками, фломастеры. 

К стене прикрепляются три больших листа на первом нарисован чемодан, на втором - мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка. На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока или семинара, заберет с собой и будет активно применять. На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину. На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то, что нужно ещё додумать и доработать.

Формируютсяличностные (Ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься (обобщенное действие, умение учиться) и регулятивные (У ребенка развита рефлексия. У ребенка развита адекватная самооценка.) универсальные учебные действия.

Опыт показывает, что игра, хотя и на короткий промежуток времени способствует созданию «языковой среды» на уроке и во внеклассной деятельности. В рамках недели иностранного языка ежегодно провожу занимательные уроки и внеклассные занятия в игровой форме. [Приложение №2]

Энергичный темп игры приучает младших школьников быстро мыслить, упражняет готовность их языковой памяти, способствует развитию темпа речи. Школьники практикуются в речевой деятельности, которая благодаря этому автоматизируется. Однако все это реализуется лишь при правильном подборе и организации игр учителем.

Все игры должны проводиться методически грамотно. Для этого необходимо:

1.Одну и ту же игру повторить несколько раз (путем подстановки новых лексических единиц).

2.Новую игру начинать учителю (роль ведущего), а затем эту роль передать хорошо подготовленному ученику.

3.Придать игре характер соревнования, для того чтобы получить от игры наибольший эффект.

4.Снабдить учеников различными красочными аксессуарами, предметами, пособиями.

5.Использовать знакомые для учащихся фразы, которые помогут учителю проводить игру на иностранном языке.

6.Большое значение в играх имеет исправление ошибок. Желательно, чтобы и оно проводилось в игровой форме «разыгрывания фантов», «записывания очков» и т. п.

Играя с учениками, следует помнить три условия:

1.Простота объяснения. Правила игры должны быть просты. Лучше всего объяснять правила игры на родном языке.

2.Отсутствие дорогих и сложных материалов игры.

3.Использовать игры, которые можно легко подстроить под количество, возраст и уровень знаний учеников.

3. Результативный компонент опыта.

Анализ изученной литературы и свой собственный опыт позволили мне разработать систему оптимальных приемов формирования универсальных учебных действий у младших школьников через игровую деятельность на уроках английского языка.

Для получения результатов было проведено наблюдение за формированием личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 4 «А» и 4 «В» классов. Наблюдение проводилось в период с 1 сентября 2018 по 1 сентября 2019 г. (Диаграмма №1 – 4 «А» класс); (Диаграмма №2 – 4 «В» класс).

Результаты показали положительную динамику развития универсальных учебных действий у учащихся в диапазоне от третьего класса к четвертому (Диаграммы 1, 2).
Диаграмма №1.

Формирование универсальных учебных действий младших школьников.

3 «А» класс – 2018 г.



4 «А» класс – 2019 г.


У 3 «А» класса к четвертому классу:

1.Высокий уровень формирования личностных УУД увеличился на 14%.

2. Средний уровень формирования регулятивных УУД увеличился на 4%.

3.Средний уровень формирования познавательных УУД увеличился на 4%.

4.Высокий уровень формирования коммуникативных УУД увеличился на 3%.

Диаграмма №2.

Формирование универсальных учебных действий младших школьников.

3 «В» класс – 2018 г.



4 «В» класс – 2019 г.


У 3 «В» класса к четвертому классу:

1.Высокий уровень формирования личностных УУД увеличился на 18%.

2. Высокий уровень формирования регулятивных УУД увеличился на 9%.

3.Средний уровень формирования познавательных УУД увеличился на 18%.

4.Высокий уровень формирования коммуникативных УУД увеличился на 9%.

Вывод:

Как видно из диаграмм, ребята сделали кто маленький, а кто большой шаг вперед в развитии универсальных учебных действий.

Данные показатели говорят о практической целесообразности применения игры для формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках английского языка.
4. Адресная направленность опыта.

Данный опыт предлагается учителям английского языка, работающим в начальной школе во 2-х – 4-х классах.
III. Заключение.

На основании собственного опыта включения игры в процесс обучения английскому языку в начальной школе, могу отметить, что целенаправленное формирование универсальных учебных действий с использованием игровых технологий создаёт условия для развития у детей способности к самостоятельной продуктивной иноязычной деятельности.
Формирование универсальных учебных действий младших школьников будет успешным, если учитель знает:

  • важность формирования универсальных учебных действий школьников;

  • сущность и виды универсальных умений;

  • педагогические приемы и способы их формирования.

И, если учитель умеет:

  • отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УДД;

  • использовать диагностический инструментарий успешности формирования УДД.



Список литературы.

1.Примерные программы начального общего образования. Примерная программа по английскому языку. — М.: Просвещение, 2009.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

3.Абакумова, И. В.Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И. В. Абакумова. — Ростов на/Д., 2003.

4.Биболетова, М. З. Программа курса английского языка к УМК “Английский с удовольствием” для 2–11 классов, М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева — Обнинск: Титул, 2010.

5.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.

6.Планируемые результаты начального общего образования / Л. А. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.] Под ред. Г. С.Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. — (Стандарты второго поколения).

7.Психологическая теория деятельности : вчера, сегодня, завтра / Под ред. А. А. Леонтьева. — М., 2006.

8.Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка: (из опыта работы). Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1981.

9.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. – 256с.

10.Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999 – 360с.

11. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя Под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – С.3.


Приложение № 1

Виды и категория игр.
Фонетические игры

Нередко у детей начальных классов возникает проблема с произношением звуков. Фонетические игры способствуют постановке правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных английских звуков.

Цель: тренировать учащихся в произнесении английских звуков.

Среди фонетических игр можно выделить игры-загадки, игры-имитации, игры-соревнования, игры с предметами, игры на внимательность.

«Долгие и краткие звуки»

Поднять руку, когда звук в слове произносится долго или кратко.

«Кто лучше знает звуки?»

Учитель произносит звуки, а учащиеся показывают соответствующие транскрипционные значки. Или наоборот.

«Назови слово по буквам»

Произнести слово по буквам.

«Какой звук я задумал?» (игра-загадка)

Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук. Отгадавший первым получает право загадать свою загадку. Например: mother, map, father, fat, dad, daughter, cap, sat, rabbit, teacher.

«Скороговорка» (игра-имитация)

Учащиеся пытаются произнести за учителем скороговорку, фразу, стишок на определенный звук. Например: A black cat sat on a mat and ate a fat rat.

Playing Airplane

Игра используется для тренировки учащихся в произнесении звука [v].

Teacher: Let’s pretend we are airplanes flying in the sky. (Дети изображают самолетики) What sound do we make? - [ж].And how about English children? - They say [v]. Let’s fly! (Учитель рассказывает стихотворение, а дети произносят звук [v])

The plane is travelling up in the sky,

Vvv-vvv-vvv,

Moving so fast, and ever so high,

Vvv-vvv-vvv.

Over the land, and over the sea,

Vvv-vvv-vvv.

But we always come back in time for tea.

Vvv-vvv-vvv

Игра"The Old Grey Goose"

Игра используется для отработки звука [θ]

Teacher: Can you imagine a goose? Let’s pretend you are geese. Stretch out your necks and hiss. Can you hear anything? No, nothing but [θ-θ-θ]. Let’s play!

8

An old grey goose am I.

Th! Th! Th!

I stretch my neck and cry

At puppies passing by!

I like to make them cry!

Th! Th! Th!

When puppies jump and run,

Th! Th! Th!

I think it's lots of fun!

I'm sure they'd like to be

An old grey goose like me!

Th! Th! Th!

Лексические игры

Цель: тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке; активизировать речемыслительную деятельность учащихся; развивать речевую реакцию.

«Пропущенные буквы»

Слова, например, называющие животных. В них пропущены буквы. Учащиеся должны их вставить.

«Лотерея»

Представители двух команд по очереди достают из коробки карточки с названиями предметов и помещают их под заголовками. Например: «Clothes» и «Shoes» или «Healthy and Unhealthy food».

«Цепочка слов – 1»

Первая команда получает задание написать на доске слова или словосочетания по теме «Семья», вторая – по теме «Внешность человека». Представители каждой команды выстраиваются в цепочку друг за другом. Ребята по очереди бегут к доске, пишут на ней слово по теме и возвращаются

в конец цепочки. Выигрывает команда, написавшая больше слов по теме и не сделавшая при этом ошибок.

«Зашифрованное письмо»

Если А – это буква №1 в алфавите, то все остальные буквы имеют свои номера. Прочитайте, что здесь написано.

Например: 2,5 3,1,18,5,6,21,12 23,8,5,14 25,15,21 3,18,15,19,19

20,8,5 19,20,18,5,5,20!

(Ответ: Be careful when you cross the street!)

Игра: «Лето»

1.Цель: тренинг лексико-грамматического оформления высказываний повествовательного и описательного характера.

2.УУД, которые формируются в ходе игры:

  • Личностные: воспитание толерантного отношения к сверстникам.




  • Регулятивные: овладение учащимися навыком построения повествовательных и описательных высказываний,

  • Познавательные: развитие у учащихся умение самовыражения, творческое мышление, воображение и фантазию,

  • Коммуникативные: воспитание умение слушать и видеть собеседника.

3. План игры:

  1. Преподаватель раздаёт учащимся карточки, на которых написано, что им следует изобразить (всё связано с летом);

  2. Все встают или садятся в круг

  3. Учитель дает целевые установки;

  4. Преподаватель начинает рассказывать историю про лето;

  5. Как только называется то, что написано на карточке 1 из учащихся, он(а) начинает изображать данный объект с помощью движений

  6. Затем учащийся рассказывает на иностранном языке о себе как об этом объекте;

  7. Преподаватель продолжает рассказывать историю, упоминая остальные объекты

4. Достигнутый результат:

Учащимися прочно усвоена лексика по теме, освоено составление повествовательных и описательного характера, развивается толерантность, развивается творческое мышление, развиваются воображение и фантазия.

Игра: Магазин готовой одежды

Игра направлена на развитие грамматических навыков расширения, репродукции и подстановки, лексических навыков подстановки и комбинирования.

2.УУД, которые формируются в ходе игры:

  • Личностные: воспитывать толерантность, развивать коммуникабельность.

10


  • Регулятивные: способствовать овладению навыком составления общих и специальных вопросов.

  • Познавательные: развивать воображение, способность к самовыражению.

  • Коммуникативные: развитие навыка построения диалога.

3. План игры:

  1. Преподаватель просит учащихся представить, что класс – это магазин готовой одежды;

  2. Учащимся даётся целевая установка;

  3. Между учащимися распределяются роли продавцов и покупателей;

  4. Учащиеся начинают речевое общение, в ходе которого выполняют свои роли: покупатели перемещаются по воображаемым «отделам» магазина, а продавцы предлагают товар и помогают подобрать покупку;

  5. Подводятся итоги о произведённых покупках

4. Достигнутый результат:

Успешно усвоена лексика по данным темам, улучшено взаимодействие партнёров во время построения диалога. Происходит постепенное овладение навыками составления общих и специальных вопросов.

Игра: «Картина»

1. Цель: формирование навыков и умений оформления описательных речевых высказываний.

2.УУД, которые формируются в ходе игры:

  • Личностные: воспитывать толерантность, эстетическое восприятие мира.

  • Регулятивные: умение вытроить план своих действий.

  • Познавательные: развивать внимание и логическое мышление.

  • Коммуникативные: способствовать овладению учащимися навыком построения восклицательных и описательных предложений.

3. План игры:

  1. Учащиеся садятся в круг

  2. Преподаватель показывает сюжетную картинку или репродукцию и даёт целевую установку

  3. Учащиеся передают репродукцию по кругу, стараясь запомнить её содержание в течение 5-7 секунд, при этом каждый, глядя на неё, должен построить восклицательное высказывание, к примеру, - What an amazing picture! - What a beautiful landscape!, затем картина откладывается в сторону.

  4. Ученики по очереди начинают описывать её, стараясь развить мысль предыдущего в 1-2 предложениях

  5. Вспоминая репродукцию, ученики должны в общем разговоре обсудить её сюжет, назвать основное событие, отдельные действия, охарактеризовать героев картины, предположить дальнейшее развитие действия и т.д.

4. Достигнутый результат:

Достигнутый результат полностью соответствует предполагаемому в аспекте овладения детьми навыком построения восклицательных предложений и структурами описания местоположения. Возникают сложности в построении описательных предложений в связи с малым лексическим запасом.

Игры с фразами
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта