КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: Игровая деятельность в системе средств духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста. 24.05. курсовая Билибенко Марина. Игровая деятельность в системе средств духовно нравственного развития детей дошкольного возраста
Скачать 182.82 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет Педагогики и психологии Кафедра Психологии образования и социальной педагогики КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: Игровая деятельность в системе средств духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста Обучающейся 1 курса заочной формы обучения (3,5) направления подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование направленности (профиля) Дошкольное образование Билибенко Марины Сергеевны Руководитель: Доктор пед. наук, профессор, преподаватель кафедры ПОиСП Репринцев Александр Валентинович Допустить к защите: научный руководитель Репринцев А.В. «____» ______________ 20____ г. Курск, 2019 г. Оглавление ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3 ГЛАВА I. ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1. Социальная ситуация развития современных старших дошкольников в оценке педагогов и психологов………………………………………..............6 1.2. Духовно-нравственное развитие старших дошкольников: сущность, особенности, критерии, показатели, уровни………………………….……..13 1.3. Игровая деятельность в системе средств духовно-нравственного развития современных старших дошкольников…………………………….18 ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 2.1. Разработка программы духовно-нравственного развития старших дошкольников в процессе игровой деятельности…………………………..24 2.2. Механизмы и способы духовно-нравственного развития старших дошкольников в процессе игровой деятельности…………………………..29 2.3. Динамика и условия эффективного духовно-нравственного развития старших дошкольников в процессе игровой деятельности………………...34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….50 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….……………...53 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………55 ВВЕДЕНИЕ Актуальность. В данный момент, на федеральном, и на региональном уровнях обновились цели духовно - нравственного воспитания, которые прописаны в главных нормативных свидетельствах образовательной политики: «Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России »; ФГОС ДО; Федеральный закон «Об образовании в РФ», ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»; Православный элемент ДО к основной образовательной программе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Проблема духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста, за последнее время, в отечественной педагогике, подверглась некоторым качественным и численным изменениям. С одной стороны, духовно – нравственное развитие как педагогическая цель не теряет своей значимости в силу стандартных, и, в тоже время, базовых потребностей среды в самом полном и разумном развитии подрастающих детей. С другой стороны, духовно - нравственное развитие, как современная педагогическая ступень изменилась под воздействием общественных и политических изменений последнего времени, что привело к определенной утрате привычного значения духовно - нравственного развития, традиционного, в отечественных учениях. Большую роль в этом сыграла активация процессов технологичности и бездушности, наблюдающаяся в обществе. Развитие общества неосуществимо без согласия по единым целям, и эти цели не только физические, но и духовно - нравственные. Трудно переоценить главное значение ценностей духовно - нравственного развития в становлении личности, ее отношения к среде и людям, поведению в повседневной жизни. Искажения в развитии личности наиболее опасны в дошкольном возрасте, когда закладывается умение различать добро и зло, устанавливаются нравственные эталоны, осмысливается духовная культура своего народа. Поэтому, одной из важнейших задач нынешнего времени является повышение уровня духовно - нравственного развития дошкольников. Духовно – нравственное развитие должно состоять не только из гармоничного развития чувств и эмоций ребенка, но и из организации поведенческих реакций, нацеленных на реализацию гуманной позиции личности. Проблема: на каком этапе, и при каких педагогических условиях игровая деятельность обеспечивает эффективное духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста? Цель исследования: обосновать содержание и эффективные условия реализации потенциала игровой деятельности в социально-нравственном развитии детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности ДОУ. Объект исследования – игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – духовно-нравственное развитие старших дошкольников в игровой деятельности. Задачи исследования: 1. Охарактеризовать социальную ситуацию развития современных детей старшего дошкольного возраста. 2. Раскрыть социально-педагогический потенциал игровой деятельности старших дошкольников. 3. Обосновать эффективные виды и содержание игровой деятельности в духовно-нравственном развитии старших дошкольников. 4. Разработать и реализовать программу организации игровой деятельности старших дошкольников в образовательной среде ДОУ. 5. Выявить условия эффективного влияния игровой деятельности на духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза: развитие духовно – нравственных ценностей у детей дошкольного возраста будет эффективнее, при соблюдении некоторых условий в процессе работы: - включение в игровую деятельность художественных произведений, связанных с целенаправленным формированием духовно – нравственных ценностей у детей, через культурные традиции своего народа (любовь к народу, семье, о добре, мире, истине); - учет индивидуальных особенностей формирования духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста; - использовать в игровой деятельности задания, способствующей духовно – нравственному развитию дошкольников; - организация предметно – пространственной среды, включающей комплексное оснащение группы, для реализации поставленной цели; - использование театрализованной деятельности способствующей духовно – нравственному развитию. Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы: анализ психологической, педагогической и методической литературы; беседы по диагностическим принципам работы Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Изучение чувств дошкольников о нравственно - волевых качествах» и «Изучение осознания дошкольниками нравственных норм», наблюдение; индивидуальный контакт с детьми; обобщение результатов исследования. Базой для проведения практической работы стало МКДОУ «Глушковский детский сад № 1 «Калинка». В исследовании участвовали воспитанники старшей группы в количества 5 человек. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. ГЛАВА I. ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1 Социальная ситуация развития современных старших дошкольников в оценке педагогов и психологов Педагоги и психологи ДО, считают, что дошкольниками могут быть получены знания о некоторых событиях истории своего края, культуры, традиций, если они будут представлены в доступной форме, взволнуют чувства и вызовут неподдельный интерес у ребенка. Существенность духовно-нравственного воспитания, в формировании личности, построено в учении Н.А. Бердяева, И.А. Ильина и др. Воспитательные системы, сформулированные в работах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, стали, по большей части, исходными для установления содержания и средств духовно – нравственного развития, разработанных на принципах общности и использования русского языка, как условия общения, познания и воспитания дошкольников. Дошкольный возраст - это ценный период в жизни ребенка, когда закладываются азы эмоционального, социального, познавательного социального развития ребенка. В старшем дошкольном возрасте происходит становление индивидуальных качеств личности ребенка, развитие его способностей, приобщение к духовным ценностям. Ребенок начинает понемногу самоутверждаться, испытывает горечь разочарований и радость удач, восторг от общения и начинает осознавать свои интересы. Из дошкольного детства ребенок выносит для себя и отмечает то, что потом сохраняет на всю дальнейшую жизнь [Божович 2009]. Актуальность данного вопроса состоит в том, что в современном мире дошкольник живет и развивается, окруженный целым рядом разнообразных источников высочайшего воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые изо дня в день обрушиваются на неокрепший разум и чувства ребенка, на еще только формирующуюся область нравственности. В процессе духовно – нравственного воспитания у человека складывается гуманное отношение к окружающему, планомерно реализуется функция морали, создается регуляция поведения в согласованности с принятыми правилами, формируется установка личности, ее мировосприятие, система нравственных взглядов, что обеспечивает гармонию личности и общественных интересов, благоприятствует формированию нравственного поведения. Педагогический терминологический словарь считает духовно – нравственное воспитание как одну из форм репродукции наследования нравственности в социуме. Духовно-нравственное воспитание – это процедура целенаправленного и регулярного влияния на формирование у подрастающего поколения нравственного понимания, поведения и чувств. Проблемам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста проявляли и проявляют интерес многие педагоги. По мнению В.А. Сластенина, нравственность – это личностная характеристика, соединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, благородство, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, общность, регламентирующие индивидуальное поведение личности С.А. Козлова, результатом духовно-нравственного развития, считает возникновение и становление в личности конкретного набора нравственных качеств. И чем тверже сложены эти качества, чем меньше отклонений от установленных в обществе моральных норм просматривается у личности, тем выше восприятие его нравственности со стороны общества [Маханева 2009]. Как показывают разработки Р.С. Буре, Л.В. Коломийченко и др., плодотворность духовно-нравственного воспитания, во многом, зависит от осуществления комплексной организации в решении воспитательных целей и задач, от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого и разумного сочетания педагогических приемов и методов. В условиях трансформации на новые ФГОС ДО, сформулированы главные задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников: становление основ патриотизма и гражданственности; становление уважительного отношения к людям и окружающей среде; становление духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному достоянию своего народа; почитание к своей нации; осознание своих национальных принадлежностей; формирование чувства личного достоинства как образца своего народа; выказывать почтение к представителям других народов; формирование сочувственных, доброжелательных, дружеских взаимоотношений. Актуальность анализируемой темы складывается из того, что дошкольное детство изображено в качестве важного промежутка в жизни ребенка, в течение которого происходит формирование личных возможностей, вместе с потребностью к самостоятельному функционированию, а также складываются основные представления относительно окружающего мира, добра и зла в нем, вместе с пониманием семейного уклада и родной земли. Это и объясняет, почему на конкретном этапе развития немаловажно понимать и создавать нормально действующую систему духовно – нравственного воспитания в ДОУ; систему, основанную на ценностях устоявшейся духовной культуры, соответствующей потребностям совершенствования личности ребенка и нацеленную на развитие физически, душевно (психически) и духовно здорового ребенка. Для развития замысла духовно - нравственного воспитания личности дошкольника, очень важной, выступает работа ДОУ, представленная совокупностью способов, что направленны на выполнение ряда задач духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях сотрудничества «педагог-ребенок-семья». Социальная ситуация развития, определена переживаниями ребенка и имеет характер, который трансформируется с возрастом. Выготский представляет социальную действительность, как извечное противоречие между ребенком и его окружением. Противоречия рождаются в кризисе, где формируются психические процессы в сознании и личности дошкольника, определяющие вхождение в новую социальную обстановку развития. Идеальный мир взаимодействий и жизненных понятий дошкольник воспроизводит в условной игре. Противоречия, рожденные в процессе игры, адресуют развитие ребенка на освоение и понимание социальных отношений взрослого человека в режиме его социальных отношений. Игровые операции свободны от обязательных методов действия, оно имеет символический характер. В сюжетно - ролевой игре, свойственной для детей дошкольного возраста, ребенок примеряет на себя роль другого (чаще всего воспитателя) и повторяет его действия, проигрывает эту предполагаемую ситуацию. Реальный уровень развития дошкольника, объективно не совпадает с идеальными образами мира взрослых, с настоящим уровнем межличностных отношений. Психологическую характеристику личности, по мнению Леонтьева, «определяют конкретные обстоятельства жизни ребенка, то место, которое он занимает в системе человеческих отношений». Развитие ребенка старшего дошкольного возраста, влитого в отношения с воспитателем в ДОУ, с однолетками, и другие социальные связи, зависит от того общества, той позиции, которую ребенок занимает в структуре социальных отношений. Особенности, объединяющие дошкольника со всевозможными людьми - это доверительность и личностная ориентированность. Трансформация ребенка в структуре общественных отношений обрисовывает достигнутую им ступень развития, отражая суть его внешней и внутренней функциональности, которая, равным образом, зависит от отношений и жизненных требований, в которые поставлен ребенок. Внутренняя позиция дошкольника — это стремления и тяготения ребенка, которые строятся в особое образование и становятся движущей силой развития его новых психических черт. Дошкольный возраст – это важнейший этап в развитии ребенка, который является носителем высокой интенсивности физического и психологического развития. В тоже время осуществляется переход ребенка к новым связям с взрослыми и сверстниками. В.А. Сухомлинский понимал воспитание как «единство духовной жизни воспитателя и воспитанников, единство их идеалов, стремлений, мыслей, переживаний». Его педагогические взгляды строятся на гуманистических приемах уважения личности воспитанника и на всеобъемлющем доверии. Л. С. Выготский говорил, что моральное сознание ребенка и умственное развиваются синхронно. К.Н. Ушинский писал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии, философии, истории и других наук. Она должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться педагогическими условиями. В социальном воспитании дошкольника движущей силой является общение и различные виды совместной активности. Обучение провоцирует у ребенка интерес к окружающему, способствует возникновению в нем интереса к непознанному, чем приводит к оживлению процесс развития. Ребенок является социальным субъектом, без взаимодействия со средой он никогда не определит в себе тех качеств, которые появились в результате всего рода людского [Левчук 2000]. Социальный же опыт ребенок накапливает путем научения, имитации подражания в окружающей среде и разнообразной деятельности. Процесс социализации – это миграция интересов ребенка от мира предметов к миру взрослых людей. Ребенок в первый раз выходит психологически за пределы семьи, за пределы окружения ближайших людей. Каждый этап детского развития сформирован по одному принципу: в первую очередь открывается тенденция в сфере человеческих отношений, во - вторых следует развитие интеллекта и формирование опыта. Это положение дает нам возможность сделать вывод первенства вхождения ребенка в систему человеческих взаимоотношений, приобщения к культуре, нравственным стандартом социума по сравнению с процедурой обучения. Дошкольный возраст является именно тем этапом в жизни человека, когда он начинает свое вступление в человеческое общество. Дошкольник особенно нуждается в материнской опоре и заботе воспитателя. Поэтому, главным, считается, создание теплого и сердечного климата в группе. Необходимо заполнить жизнь маленького человечка интересными событиями, увлекательными играми, благотворными и познавательными занятиями. Ребенок должен ощутить себя окруженным вниманием и обхождением. Найдет первых друзей, научится демонстрировать доброжелательность к людям, проявлять заботу о животных, растениях, игрушках и одежде. Основная задача заключается в том, чтобы каждый ребенок дошкольного возраста чувствовал себя комфортно, постоянно приобретал опыт положительных поступков и дружелюбного отношения к сверстникам и взрослым. Каждый ребенок в течение дня норовит получить эмоциональную оценку воспитателя – одобрение, похвалу, ласку. Ощутив любовь взрослого, ребенок становится более упорным и общительным и с большим желанием начинает подражать его действиям. Поэтому, мы считаем особенно важным показывать пример детям путем своих положительных приемов в различных ситуациях, через цивилизованность своего поведения и через культуру речи. То есть, живой и твердый пример воспитателя, его искреннее причастие к детским делам и проблемам – это значительное условие благополучного социально - эмоционального развития дошкольников и создание их доброжелательных отношения со сверстниками и взрослыми, а также их отношения к окружающему миру. Социальная ситуация развития дошкольника – «ребенок – взрослый». Ребенок пытается поступать самостоятельно, как взрослый. Однако, учитывая его подлинный возраст, это невозможно и есть только один способ реализовать свои потребности для ребенка – это игра. Значение игры для душевного развития дошкольника очень велико. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что значение игры «определяется тем, что она затрагивает наиболее значимые стороны психического развития личности ребенка в целом, развития его сознания» [Нечаев 1984]. В дошкольном возрасте ребенок переживает путь от осмысления себя как физически отдельного самостоятельного субъекта, к пониманию своих чувств и переживаний. Одно из главных новообразований – нуждаемость в социальной деятельности, способность к занятию весомой социальной позиции. 1.2. Духовно – нравственное развитие старших дошкольников: сущность, особенности, критерии, показатели, уровни Россия, Родина, родной край. Любому человеку, до боли, известные слова. Но в последние годы, эти дорогие и нужные слова для каждого российского человека, стали уходить в небытие. В наше напряженное время, полное тревог и парадоксов, когда обязательными стали слова «распущенность», «насилие», «низменность», мы всерьез размышляем о том, какими вырастут современные дошкольники. Технический прогресс, великое множество изобретений, породили гипертрофированные образы об абсолютном приоритете закономерного познания перед эмоционально - чувственным, реального богатства над духовным. Засилье иностранных слов, фильмов, игр содействует спаду интереса к истоку своей страны, обычаям и ценностям, национальной культуре. Как в век приземленности и техницизма сохранить у детей интерес к этническим традициям, искусству, нравам? Не получим ли мы в лице нынешних дошкольников «потерянное поколение», не обладающее никакими нравственными ценностями? Выдающаяся фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше совпадает с данным вопросом. Задумываясь о корнях нравственных чувств, мы испокон веков обращаемся к впечатлениям детства: это и любимые напевы, и дрожание зеленых листьев березы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. С ранних лет жизни, развитие чувств ребенка, является первоочередной педагогической целью. Ребенок не рождается добродушным или злым, безнравственным или добродетельным. Одна из проблем инновационного образования состоит в том, что в ходе воспитания не соблюдается эпохальная преемственность поколений [Кондрыкинская 2011]. Дети лишаются возможности тянуться за людьми, жившими в минувшем времени, не знают, как человечество решало свои проблемы, что случилось с теми, кто пошел против священных ценностей, и с теми, кто смог исправить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Исходя из этого, духовные тренировки чувств, ума и сердца ребенка представляются основным способом духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение народу, служение благим делам. То, какие моральные качества разовьются у ребенка, зависит от педагогов, родителей и окружающих его старших, от того, какими ощущениями обогатят и как его воспитают. В понимании Н.А. Ветлугиной, в сфере личностного роста воспитание должно гарантировать: - способность и стремление к духовному развитию, самооценке, моральному самосовершенствованию, индивидуально-надежному поведению, осознанию смысла своей жизни; - готовность и умение к реализации творческих возможностей в продуктивной и духовной активности, профессиональной и социальной подвижности на основе моральных традиций, универсальному духовно-нравственному направлению «становиться лучше», беспрестанному образованию; - укрепление нравственности, построенной на воле, свободе и духовных народных традициях, внутреннем характере личности, поступать соответственно своей совести; - формирование морали, как признанной личностью, необходимости установленного поведения, основанного на традиционных в обществе представлениях о должном и непозволительном, о добре и зле; - развитие совести как возможность формулировать собственные моральные обязательства этического самосознания личности, реализовать нравственный самоконтроль, придавать нравственную самооценку своим и посторонним поступкам, требовать от себя реализации моральных норм; - принятие национальных нравственных традиций, ключевых национальных ценностей; - готовность и способность исповедовать и выражать свою гражданскую позицию, критически оценивать личные намерения, поступки и понятия; - способность к самостоятельным деяниям и поступкам, совершаемым на основе глубоко морального выбора, целеустремленность и упорство в достижении результата, принятию обязательств за их результаты; - трудолюбие, заботливость, способность к преодолению препятствий, жизненную оптимистичность; - осознание значимости человеческой жизни, ценности иных людей, нетерпимость к престижу и действиям, нравственному и физическому самочувствию и духовной безопасности индивида, умение им противостоять; - свободолюбие как способность к прогрессивному, гражданскому, профессиональному и прочему развитию и самоопределению в совокупности с моральной надежностью личности перед семьей, обществом, грядущими поколениями, Россией; - укрепление веры в сознание личной ответственности за Отечество, за Россию, перед предыдущими, настоящими и будущими поколениями. В сфере общественных позиций духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка должно гарантировать: - осознание себя гражданином России по принципу принятия общественных национальных моральных ценностей; - готовность граждан единодушно противостоять внутренним и внешним требованиям; - развитость гражданского единомыслия и чувства патриотизма; - поддержание международного покоя и согласия; - осознание неоспоримой значимости семьи как сущности нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству; - поддержание и понимание таких нравственных принципов семьи, как взаимовыручка, любовь, уважение к родителям, забота о старших и младших, ответственность за разных людей; - заботливое отношение к жизни личности, забота о продолжении своего рода; - социальную, духовную, культурную наследственность поколений [Кондрыкинская 2011]. Важную роль в воспитании основ нравственности играет семья. Невозможно привить человечность, если в сердце не укрепилась привязанность к близкому человеку. Собственно, с воспитания уважения к семейным традициям, любви к предкам, начинается любовь к родине, народу, отчизне, об этом повествуется во всех способах воспитания детей, начиная со старины и по сегодняшние дни. Критерии и показатели нравственного воспитания детей: - Обеспечивать среду для нравственного развития детей. - Создавать игровые ситуации, содействующие формированию доброжелательности, благосклонности. Помочь детям разобраться в себе: сообщать детям всевозможные сведения, касающиеся напрямую их (у тебя зеленые глаза, ты девочка), кроме всего прочего, сведения о прошлом (не умел говорить, ходить, пил из бутылочки), и о случившихся с ним изменениях (умеешь рисовать, танцевать). Формировать у детей радушное отношение друг к другу, опыт истинной оценки дурных и хороших поступков. Приучать детей к учтивости: благодарить за помощь, здороваться, прощаться. Прививать навыки помогать друг другу, жить в согласии, совместно пользоваться книгами, игрушками. Дошкольный возраст ребенка — фундамент воспитания и формирования личностных особенностей и внутренних направлений, развития физических и внутренних сил, получение и фиксирование знаний об окружающем мире, организация морально - этических привычек и умений. Дошкольный возраст ребенка трактуется активным получением, накоплением и употребление нравственного опыта. Дошкольный возраст в равной мере является исходной точкой нравственного устройства и самоопределения самосознания. Систематически устойчивое воздействие на духовно-нравственную область личности ребенка является основным звеном в воспитании настоящего члена общества. Духовное и нравственное развитие в дошкольном учреждении есть одним из основных моментов, оказывающих влияние на создание навыков адекватного взаимодействия личности с окружающим его миром. Это, в первую очередь, общее духовное и физическое здоровье ребенка, его интеллектуальные возможности и эмоциональное состояние, художественное и этическое воспитание, формирование мировоззрения и самоопределения себя как одним из социума, семейную тенденцию. Духовно - нравственное развитие — это прицельный процесс взаимодействия воспитанников и воспитателей, главной задачей которого есть формирование всесторонне образованной, гармоничной личности, изменение её ценностно смысловой области, посредством сообщения ей публичных установок и духовно-нравственных ценностей. Понятие «духовно-нравственные ценности» содержит в себе группу ценностей, являющихся преобладающими в рамках отношений между людьми, в обществе, семье, убеждения и нормы, базирующиеся на мерилах добра и зла, лжи и истины. 1.3. Игровая деятельность в системе средств духовно – нравственного развития современных старших дошкольников Такие изыскатели как, М.Я. Басов, П.П. Блонский, А.Б. Залкин и др. заверяют, что среда - это не только некоторое материальное пространство, а окружающие социально - бытовые, публичные, материальные и духовные обстоятельства существования ребенка. В этом плане предметно - развивающая среда играет особую миссию - она побуждает к игровой активности, она как бы является предметной средой мысли ребенка. «Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский В последних десятилетиях XX века игровая активность как форма и средство образования и воспитания завоевала огромную народность в системе образования. Этому способствовали созревшая в современном обществе социокультурная тенденция и появление научного центра исследования феномена игры. Многие педагоги и в прежние времена успешно использовали игру в опытной деятельности, находя в ней мощные внутренние резервы для решения различных задач. В дошкольных организациях игра приобрела особое содержание и стала одним из важнейших методов воспитания и развития, а значит, и прогресса личности ребенка. Тем не менее, игра, как своеобразный, в процессе обучения, и характерный ребенку вид деятельности, есть и остается предметом изучения как отечественных, так и иностранных ученых. Еще в XIX веке, передовой элемент интеллигенции, озабоченный воспитанием дошкольников, призывал педагогов и родителей в полном объеме применять образовательную функцию игры. Для нас особое внимание представляют игры, к которым можно зачислить сюжетные и игры - драматизации. В этих играх взрослый обеспечивает правила игры, даёт установленную программу действий для свершения определённого результата. При этом решаются определенные задачи воспитания, направленные на овладение определёнными правилами, которые должны соблюдать играющие. Воспитательная и развивающая ценность таких игр огромна. Они формируют цивилизованность игры; способствуют овладению социальных норм и правил, и, что особенно важно, представляют собой, наряду с другими формами деятельности, основой авторских игр, в которых дети могут творчески применять полученные знания. Игры, дают возможность выявлять и совершенствовать индивидуальные качества любого участника, предоставляя ему право избрания игровой деятельности для самореализации. Таким образом, во время игры, учащиеся накапливают опыт деятельности, ориентированной на реальную, в чем и заключается главная ценность игры. Иными словами, игра совершенно не пустое занятие, она не только обеспечивает максимум удовольствия ребенку, но и является мощным условием его развития, средством становления его духовно - нравственных ценностей, формирования настоящей личности. С одной стороны, игра - индивидуальная деятельность ребенка, с другой стороны, требуется воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», условием воспитания и обучения. Сделать игру методом воспитания, значит воздействовать на ее содержание, научить детей средствам полноценного общения. Игра - одно из наиболее действенных средств нравственного развития дошкольника. Игра ребенка обладает своими особенностями. Эмоциональная сторона игры нередко определяется связью между ребенком и взрослыми. Эти отношения рождают у ребенка желание подражать взрослым, их взаимоотношениям. Чем проще отношения между членами семьи, тем выраженнее они проявляются в общении ребенка с взрослыми, распространяются им на игру. Общение, разнообразные насущные ситуации создают обстоятельства для игровой деятельности дошкольника, особенно для процесса сюжетно - ролевых игр с бытовой тематикой, осуществляется нравственное воспитание ребенка. Игра занимает первостепенное место в деятельности дошкольников. В нашей работе становление духовно - нравственных ценностей происходит в процессе введения детей в игровую деятельность, вследствие чего здесь необходимо построение такой системы занятий, которая строилась бы на свободной форме контактирования, на возможности проявления как физической, так и творческой инициативности, и в тоже время, благоприятствовала развитию познавательных умений. Каждый вид игры (дидактическая, конструктивная, сюжетно - ролевая, подвижная, театрализация) оказывает воздействие на духовно - нравственно развитие дошкольника [Урунтаева 1995]. Доброжелательное отношение к людям обоюдная помощь, правдивость, искренность, уважение к старшим, тягу к труду, всё это может быть привито у ребенка в правильно составленной игре. Игровая технология используется во время просветительской деятельности, в самостоятельной и в естественной деятельности, на прогулке, в каждодневно - бытовых ситуациях, беседах, во второй половине дня. Действенность может быть организована незримо для ребенка, посредством включения воспитателя в процесс игровой активности. Детство всегда с надеждой сосредоточенно на будущем. И дети, как правило, надеются, чтобы взрослые указали им путь, который зафиксирует им правильную благородную жизнь. Конечно, трудно назвать все нравственные качества личности будущего общества, но главное, что эти качества требуется закладывать сегодня. Театрализованная деятельность представляет собой неисчерпаемый ресурс развития чувств, переживаний и эмоциональных обретений ребёнка, приобщает его к внутреннему богатству. Проблемой исследования театрализованных игр занимались такие учёные, как Л.С. Выготский, Л.Г. Стрелкова, Е.Л. Трусова, Л.В. Артёмова и др. Обзор психолого - педагогических, методических источников показал, что проблема становления нравственных ценностей, с помощью театрализованных игр, недостаточно исследована. В свою очередь она указывает на существование противоречий между растущим потенциалом театрализованной игры и её недостаточной эксплуатации в формировании моральных ценностей в старшем дошкольном возрасте. Наиболее полноценная деятельность по формированию душевных отношений к окружающим осуществляется в старшем дошкольном возрасте. В этом возрасте дети способны не только на вывод своего опыта отношений, но и на их разбирательство, на объяснение причин обнаруженных недостатков. Несмотря на то, что в старшем дошкольном возрасте больше участия проявляется к осознанию ребенком моральных устоев, опыт поведения, примера, также остаются основной частью педагогического труда. Воспитатель следит за тем, чтобы дети могли непрерывно упражняться в гуманном участии друг к другу, к природе, старшим. Важнейшим условием и вместе с тем методом духовно - нравственного воспитания у дошкольников, является пример педагога. Воспитатель не умеющий заинтересовать детей своими волнениями, заразить своими ощущениями, - плохой воспитатель. Огромную помощь в формировании духовно - нравственных ценностей могут продемонстрировать театрализованные игры. Театр – прекрасное средство, при помощи которого мы можем сопроводить по ступени душевного развития и продемонстрировать новые грани интеллектуальности. С чего начать и как подводить ребенка неторопливо к вершине по ступенькам? Что поставить в основании духовно-нравственного воспитания? Что общего в различных методах воспитания и образования в сказке: «Репка» - там, где дружат – живут, не тужат. Развивать умение отозваться на просьбу. «Теремок» - в тесноте, да не в обиде. Не бравши топор, жилья не срубишь. Доброта, взаимопомощь, как сделал, так и вернулось. «Кот и петух» - дружба, взаимовыручка. Без друга – прожить туго. Друг познается в беде. Дружить – значит, помогать друг другу. Своеволие – причина бед. «Гуси - Лебеди» - придет беда – не купишь ума. Ответственность за поступки, повиновение, приветливость, внимание к родным. «Лисичка - сестричка и Серый Волк» - не верить хитрости, не быть чрезмерно доверчивым. Различать негативные качества человека. «Морозко» - как проживешь – так и прослывешь. Трудолюбие – нерадивость, послушание – своеволие, вежливость – неучтивость. Воспитание прилежности, трудолюбия, милосердие. Какая работа – такая и награда. «Зимовье» - в согласии жить – жить, не тужить, дружбой дорожить. Необходимость единства, понимание, согласие, единое дело дает радость. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - смирение, осторожность, заботливость [Маханева 2009]. Мир не без добрых людей. Делать выводы, разбирая поступки. Воспитывать рачительность, внимание к родным людям. В течение года детей поджидает радостное предвкушение праздников – календарных, на тему народных традиций, где вводятся идеи нравственных связей. Они протекают как сюжетная игра с применением костюмов, народных песен, игр, народного творчества в исполнении педагогов, детей и родителей. Нашему обществу не обойтись без человека такого качества, который бы без колебаний, мог входить в современную обстановку, умел владеть предметом творчески, без предварительной подготовки, обладал бы мужеством пробовать и ошибаться, пока не будет найдено правильное решение. |