КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: Игровая деятельность в системе средств духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста. 24.05. курсовая Билибенко Марина. Игровая деятельность в системе средств духовно нравственного развития детей дошкольного возраста
Скачать 182.82 Kb.
|
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1. Разработка программы духовно – нравственного развития старших дошкольников в процессе игровой деятельности Для разработки программы по развитию духовно - нравственной воспитанности посредством игровой деятельности, рассчитанной на дошкольников 5-6 лет, использовала следующие формы работы: Театрализованная деятельность: 1.ООД; 2.коллективная деятельность педагога с ребенком (игры - драматизации, спектакли, игры в кукольный театр); 3.самостоятельная деятельность дошкольника; 4. театрализованное представление (праздники, развлечения, досуги, тематические занятия). 5.рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий; 6.беседы на тему этических норм, духовности, театральной активности; 7.целевые прогулки; экскурсии [6, 268]. Мы рекомендуем несколько игр, которые: - способствуют росту внимания детей друг к другу; - помогают ребенку стать гораздо открытее; - знакомят с первостепенными, добрыми качествами в человеке; - учат дошкольника работать в команде. Перспективный план работы Игра «Узнай сказку» (по иллюстрациям, по фрагментам) Драматизация сказки «Мышонок и его друзья» Чтение сказок «Заяц и ёж», «Бременские музыканты», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Зимовье», «Лиса - лапотница», «Бобовое зернышко». Загадки, викторины по знакомым сказкам - благоприятствовать развитию воображения, памяти, внимания. Изготовление героев сказки «Заяц и ёж» из пластилина для настольного театра. Создание блока рисунков к сказке: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Изготовление сказочных героев из спичечных коробков и инсценировка сказки «Курочка Ряба». Драматизация по произведению В. Сутеева «Под грибом». П/игра – соревнование «Весёлые старты по сказкам». Подготовка и театрализация сказки из пластмассовых ложек «Лисичка со скалочкой» Создание и демонстрация театра на ладошке по сказке «Теремок». Коллективное чтение произведения С.Я. Маршак « Кто колечко найдет?» Труд ручной: изготовление масок к сказке С.Я. Маршака « Кто колечко найдет?» театрализация по произведению С.Я. Маршака « Кто колечко найдёт?» Подготовка и инсценировка сказки « Царевна – лягушка» Создание теневого театра «Снежная Королева», «Цветик - семицветик» Театрализованная деятельность по сказкам «Снежная Королева», «Цветик - семицветик». Ср/игра: «Сказки в гостях». Показать, как сказочные герои выполняют различные действия: пробуют любимое (нелюбимое) блюдо, смотрят в зеркало, обуваются, садятся на стул, танцуют и т.д. Игры, которые помогают сформировать духовно - нравственные качества (почитание старших, взаимопомощь, культура общения) у дошкольников. 1 «Вежливые прятки». 2 «Цветок красивых слов» 3 «Гусеница» 4 «Что хорошо, что плохо» Работа с родителями Мастер-класс совместно с родителями по изготовлению настольного театра из спичечных коробков к сказкам. Повышение грамотности родителей, прогресс в детско - родительских отношениях через совместную деятельность. Выставка педагогической, нравственной литературы и методичек. Консультации для родителей «Добрая сказка - светлая душа». Прививать дошкольникам любовь к русским народным сказкам через театрализацию, игровую деятельность, умение видеть в отрицательных героях положительные качества. Привлечение родителей к изготовлению костюмов для праздников, инсценировок; совместные репетиции родителей и детей. Ознакомить родителей с результатами деятельности детей, продемонстрировать достигнутые навыки на театральном поприще, находить общий язык друг с другом о распределении ролей. Рассказать родителям о влиянии театрализованных постановок на духовно - нравственное воспитание детей. Информация в родительском уголке «Театрализованные игры с детьми дома и на прогулке», «Зачем ребенку кукольный театр?» Помогать родителям повышать уровень компетенции в развитии духовных и моральных качеств у детей, вовлечь родителей в жизнедеятельность группы. Рекомендации по организации домашнего театра: « Как правильно разучивать стихи?», « Как организовать домашний театр?». Показать родителям приемы разучивания стихов; изготовление и использование полученных знаний в домашних условиях. Выставка на тему: «Мой домашний театр». Совместное обсуждение домашних кукольных спектаклей, заинтересовать остальных. Поднимать уровень товарищеских отношений между родителями, детьми и воспитателями. Хочется отметить, что как никогда важным условием духовно- нравственного развития является подготовка в группе, в семье условий для регулярной и целенаправленной работы по театрализованной работе. Использование её педагогических возможностей, что будет помогать формированию нравственных качеств детей. Осознание духовно - нравственных ценностей, повышение этических норм поведения, как дошкольников, так и воспитателей и родителей; возрождению сути и форм воплощения духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста; укрепление партнерских отношений МКДОУ с семьей, обеспечивает требуемые ожидаемые результаты. Систематизированная и направленная работа по использованию игр - театрализаций помогает духовно - нравственному воспитанию детей [Артёмова 1991]. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что выполняя с детьми различного содержания игры, мы, воспитатели, сумеем повысить уровень духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста на более высокую ступень, поможем им быстрее адаптироваться в современном мире, познать законы этических норм и поведения. 2.2. Механизмы и способы духовно – нравственного развития старших дошкольников в процессе игровой деятельности Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста происходит с помощью различных методик, механизмов и способов. В структуру программы, по воспитанию духовно – нравственных ценностей, должны входить различные виды игровой деятельности (театрализованные, пальчиковые, ролевые, сюжетные, подвижные и т.д.), педагогические материалы, художественная литература, конструктивные и подвижные занятия. При применении сюжетных и игровых заданий нужно акцентировать детей на этической стороне, сопереживании, гуманности и сострадании. В структуру программы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, также должны быть включены такие виды деятельности, как: продуктивная деятельность (изготовление аппликаций, конструкций, поделок); театрализованная деятельность (авторские сценки на тему духовности); познавательная деятельность (чтение исторической и духовной литературы, сказок); творческая деятельность (лепка из пластилина, рисование, танцы); нравственная деятельность (уроки доброты, знакомство с народными традициями и ценностями); совместная деятельность (участвуют дети и родители), нацелена на духовное развитие семейных отношений, укрепление родовых ценностей, уважение и единодушие (семейные и православные праздники, игры и спектакли). В работе с дошкольниками, по духовно-нравственному воспитанию, акцентированы следующие приоритеты: 1. Окружающие ребенка предметы должны быть самобытными. Это будет способствовать, с раннего возраста, детям понять, что они - часть великой русской нации. 2. Широко применяются все виды фольклора (потешки, песенки, поговорки, пословицы, хороводы). Фольклор представляет собой богатейший источник познавательного и духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста. 3. Огромное значение в приобщении детей дошкольного возраста к православной и этнической культуре имеют народные праздники и обычаи. 4. Немаловажным является ознакомление детей дошкольного возраста с национальной декоративно - прикладной росписью. По мнению Н. В. Космачевой, преимущественно эффективными приемами и способами в ходе становления духовно - нравственной ценностей у детей дошкольного возраста является: - наставление, разъяснение, проблемное условие, положительный пример, обсуждение и оценка нравственных и аморальных поступков; - собственный пример адекватной эмоциональной реакции педагога, картинки, показ мультфильмов нравственного содержания, рассказ педагога о своих ощущениях и переживаниях в обстоятельствах нравственных и безнравственных, построение ситуаций эмоционального настроения; - методы побуждения (одобрение, комплемент, доверие, признание, поощрение, признательность); - приемы сдерживания (укор, предупреждение). Исключительное внимание стоит уделить к привлечению дошкольников к решению проблематичных жизненных задач, предусматривающих моральный выбор, ввиду того, что именно этот метод предоставляет дошкольнику удобный случай проявить нравственную манеру держаться, выразить моральные ощущения. Именно игра – является долговечным и надежным источником духовного роста детей дошкольного возраста [Богуславская 1991]. Сказки всегда были наиболее действенным способом общения с дошкольниками. Они слагались на протяжении веков, вобрали в себя культуру нации, в сказках отражены моральные принципы и общечеловеческие традиции. Мир в сказках представлен многогранным и двойственным, но в них постоянно говорится о том, что выход есть даже из самой непростой, вроде бы, не решаемом положении. Посредством сказок ребенок получает информацию об окружающем мире, взаимоотношениях между людьми, о трудностях и препятствиях, которые появляются у людей в жизни; учится преодолевать трудности, верить во власть добра над злом и справедливость. Слушая сказочные повествования, дошкольник соотносит их со своей жизнью, пытается воспользоваться образцом положительных героев сказки для борьбы со своими страхами, заимствует из них веру в светлое будущее. Важно дать дошкольнику поддержку, которая будет вести его на протяжении всего жизненного пути. Рекомендуются следующие методы: наглядный, словесный, практический. Наглядный - применяется во время чтения воспитателем художественных произведений; экскурсий и целевых прогулок; наблюдений; демонстрации сказок (воспитателем, детьми); рассматривания иллюстраций к сказкам и рассказам, предметов; проведения дидактических и сюжетных игр. Словесный - является наиболее продуктивным в ходе чтения различных произведений педагогом; чтения стихотворений дошкольниками, педагогом; диалоговых бесед, суммирующих рассказов педагога; ответов по теме воспитателя. Выполнение игровых действий (сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); изложение вспомогательного материала педагогом; разгадывание загадок; лицезрение и исследование наглядности, анализирование жизненных ситуаций; проведения игровых ситуаций, конкурсов, тематических занятий; чтения сказок и рассказов родителями [Аполлонова 2012]. Практический - применяется, когда нужно подготовить продуктивную деятельность; построить игры (конструктивные, дидактические, подвижные, инсценировки, драматизации и др.); приготовить с детьми несложные блюда (овощной или ягодный сок, овощное пюре, суп), собрать коллекцию семян для трудовой деятельности; сделать кукол по сюжетам сказок; организовать представление по сказкам, рассказам, а еще викторины и конкурсы; провести экскурсии всевозможной тематики; организовать посиделки для родителей и детей с педагогом; создать с детьми наглядные руководства для использования на занятиях. Механизм нравственного становления личности. Для становления любого морального качества важно, чтобы оно продвигалось обдуманно. Для этого нужны познания, на основании которых у ребенка дошкольного возраста будут сформировываться представления о смысле нравственного потенциала, о его важности и о приоритетах овладения им. У дошкольника должно возникнуть желание овладеть духовно - нравственными чертами, то есть самое главное, чтобы появились мотивы для приобретения нужного нравственного качества. Возникновение мотива ведет за собой отношение к качеству, которое, само собой, порождает общественные ощущения. Эти чувства вносят в процесс эволюции индивидуально - весомую окраску и потому оказывают влияние на фундаментальность возникающей принадлежности. А знания и ощущения формируют потребность в их фактической реализации - в поступках, в характере и манере держаться. 2.3. Динамика и условия эффективного духовно – нравственного развития старших дошкольников в процессе игровой деятельности Исследование проводилось персонально. Первое задание осуществлялось в первой половине отрезка времени, второе задание – в другой половине дня. Методы изыскания: беседы по диагностическим принципам работы Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Изучение чувств дошкольников о нравственно - волевых качествах» и «Изучение осознания дошкольниками нравственных норм». Протокол проведения 1 задания. Кого называют хорошим? Кого называют плохим? Кого называют честным? Кого называют лживым? Кого называют добрым? Кого называют злым? Кого называют справедливым? Кого называют несправедливым? Кого называют щедрым? Кого называют жадным? Кого называют смелым? Кого называют трусливым? Таблица 1
Результаты проведения 1 задания Таблица 2
«+» – справились с объяснением качеств, «–» – не справились. Анализ результатов выявил следующее (Таблица 1, 2) – основная часть детей может объяснить такие черты, как хороший, злой, плохой, жадный, добрый, смелый, щедрый. При пояснении таких черт, как справедливый, несправедливый, честный, лживый, дети не могут справиться с ответом. Комментируя эти качества, значительная часть детей указывает: – на обстоятельства, которые были в их жизни в условиях группы детского сада - «Щедрый тот, кто приносит игрушки в группу и дает поиграть»; – на определенных людей, как обладателем определенной особенности в ситуации - «Катя жадная, не дает мне никогда игрушки свои играть»; – на комплекс жизненных обстоятельств из личного опыта - «Человек, который выполняет все работы: здоровается правильно, убирает, варит - это хороший»; – на всеобщее понятие о качестве - «Кто всю правду говорит». Но есть еще дети, которые указывают на мультипликационных, литературных и сказочных героев, на себя, на оценку свойств, на неразделенное представление об особенностях. Так, Ваня, Соня, Милана указывают в ответах на своих одногруппников, как носителей индивидуальных свойств в определенной ситуации – « Веронику можно именовать доброй. Она нам улыбается, спокойная. Еще Соня добрая. Я смог ей шнурки раз завязать, а она мне потом завязала». Соня, Миша, Полина говорят так: «Меня можно назвать смелым. Потому что я никого и ничего не боюсь. Даже в деревне, когда я был у бабушки, я не боялся темноты», «Я честная. Воспитательница сказала маме, что я отлично занимаюсь, что я правдивый. И Ваня честный, потому что он никогда меня не обманывал». Большая часть ответов Миши О. созданы на поступках, влиянии сказочных и мульт. героев – «Смелые Бэтмен и Человек - паук. Они ничего не боятся и дерутся». Хотелось бы также отметить, что ошибки во мнениях детей о человеческих чертах, определяется в разъяснении одной черты через другую: «Добрый – это очень хороший человек», в характеристике, не связанной с данным качеством: «Воспитательница честная, потому что она ухаживает за нами» [16, 75]. Таким образом, я сделала вывод, что мнения о нравственно - волевых чертах детей исследовательской группы 60% (13 детей) адекватно возрасту, а 40% (7 детей) адекватны представлениям детей 5-6 лет. |