Главная страница
Навигация по странице:

  • Протокол проведения 2 задания

  • КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: Игровая деятельность в системе средств духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста. 24.05. курсовая Билибенко Марина. Игровая деятельность в системе средств духовно нравственного развития детей дошкольного возраста


    Скачать 182.82 Kb.
    НазваниеИгровая деятельность в системе средств духовно нравственного развития детей дошкольного возраста
    АнкорКУРСОВАЯ РАБОТА на тему: Игровая деятельность в системе средств духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста
    Дата22.01.2020
    Размер182.82 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла24.05. курсовая Билибенко Марина.docx
    ТипКурсовая
    #105379
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5

    Рис. 1. Соответствие чувств о нравственно – волевых качествах детей возрастным нормам

    Протокол проведения 2 задания

    Первый вариант. Дошкольнику говорилось: «Я буду тебе прочитывать истории, а ты их закончи».

    1 ситуация. Дети сооружали города. Оля не хотела участвовать. Она стояла неподалеку и смотрела, как играют остальные. К детям подошла воспитательница и сказала: «Сейчас будет ужин. Нужно сложить кубики в коробку. Пригласите Олю помочь вам». А Оля ответила ребятам… Что ответила Оля?

    2 ситуация. Кате в день рождения мама преподнесла нарядную куклу. Катя начала с ней играться. К ней подошла ее маленькая сестра Надя и попросила: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя сказала…. Что ответила Катя?

    3 ситуация. Соня и Даня рисовали. Соня рисовала зеленым карандашом, а Саша – красным. Внезапно Сонин карандаш поломался. «Даня, – сказала Соня, – разреши мне дорисовать рисунок твоим карандашом?» Даня ей ответил…Что ответил Даня?

    Таблица 3

    Ситуации

    Валера

    (6 лет2мес)

    Милана

    (5лет10мес)

    Соня

    (6лет3мес)

    Вероника

    (5лет10мес)

    Вадим

    (5лет7мес)

    1

    Не играла, не буду убирать. Потому что каждый свои игрушки убирает. Она ленивая.

    Она скажет: «Хоть я не играла, ну помогу». Потому что надо помогать друзьям.

    Если очень попросят, поможет.

    Она скажет: «Хорошо, я вам помогу, но только вы тоже мне поможете потом». Потому что она не играла с ними.

    Она скажет: «Хорошо, я вам помогу». Потому что надо помогать.

    2

    Даст куклу. Потому что это ее сестра.

    «На, возьми». Потому что младшим всегда уступать нужно.

    Могла и дать, и нет. Потому что игрушка новая, маленькая сестренка могла сломать.

    «Хорошо, поиграй недолго, а потом я буду играть с ней»

    «Только не сломай ее» и даст куклу. Только надо спросить, сломает она ее или нет.



    3

    Он ответил: «Ладно, сначала дорисую, а потом дам». Он же тоже не дорисовал

    Он мог дать карандаш, мог и не дать. Потому что он может жадным был.

    Починил бы карандаш.

    Он ответил: «Сейчас, я быстренько дорисую и дам тебе карандаш».

    Он ответил: «Возьми, но верни мне его назад, когда нарисуешь».


    Второй вариант.

    Читаем детям стихотворение Е. Благининой «Подарок»

    «Пришла ко мне подружка, и мы играли с ней.

    И вот одна игрушка вдруг приглянулась ей:

    Лягушка заводная, весёлая, смешная. Мне скучно без игрушки – любимая была,

    А всё–таки подружке лягушку отдала». Потом задаем вопросы.

    Протокол второго варианта «Подарок»

    Таблица 4

    Вопросы

    Валера

    (6 лет2мес)

    Милана

    (5лет10мес)

    Соня

    (6лет3мес)

    Вероника

    (5лет10мес)

    Вадим

    (5лет7мес)

    Какая игрушка была любимой у девочки?

    Лягушка

    Лягушка заводная.

    Лягушка.

    Лягушка заводная.

    Лягушка.

    Жалко или нет было ей отдавать игрушку подруге?

    Думаю, жалко

    Жалко было отдавать

    Да, жалко

    жалко отдавать, потому что любит свою лягушку.

    Да, жалко.

    Почему же она отдала игрушку?

    Потому что они дружили.

    Потому что они подружки.

    Потому что девочка была не жадиной.

    Не хотела наверно чтобы говорили как о жадной.

    Потому …потому …потому что она любила и подружку, и лягушку.

    Правильно или неправильно она сделала?

    Правильно.

    Правильно.

    Правильно.

    И правильно, и неправильно

    Правильно


    Как бы ты поступил, если бы твоя любимая игрушка понравилась твоему другу?

    Смотря какая игрушка. Если мой робот понравился, то отдал бы. Потому что он мне давал свою игрушку, когда у меня не было.

    Если это моя подружка – дам. Потому что друзья друг другу все дают.

    (молчит некоторое время): Наверно отдала бы игрушку, ненадолго. Ведь эта игрушка – моя любимая. Или скажу, чтобы выбрала другую игрушку себе.

    Если Оля попросит, я ей дам, мы с ней дружим.

    Зависит, какая игрушка. У меня любимых игрушек (считает) 4. Динозавра могу дать, я с ним уже много раз играл.

    Результаты проведения 2 задания.

    Таблица 5

    Имя ребенка


    1 ситуация

    2 ситуация

    3 ситуация

    Валера

    +

    +

    +

    Милана

    +

    +

    +

    Соня

    +

    +

    +

    Вероника

    +

    +

    +

    Вадим

    +

    +

    +

    «+» – справились с решением заданий

    Все дети выполнили это задание. Только ответы разнились определением способа действия героев в определенных обстоятельствах. Многие предлагали отвечающий социально утвержденному образцу порядок поведения. С. Алиса сказала, что даст куклу сестре, потому что надо делиться, а Ваня О. «Ладно, сначала дорисую, а потом тебе дам», «Не играла, не буду помогать, потому что каждый сам убирает свои игрушки», выдвигал неправильные способы решения. При верном ответе, дети указывают на свои банальные желания, интересы, не понимая смысл социальной ответственности (Она скажет: «Ладно, я вам помогу, а потом вы тоже мне поможете»), на эмоциональное положение, желания другого, может поставить себя на его место, понять, но оставаясь в заложниках конкретной ситуации (скажет: «На, бери». Потому что маленьким мы всегда должны уступать»), на описанную в рассказе картину, но не понимает социального содержания принципов (« Даст куклу. Потому что это ее сестра»), на нравственную норму, которая превратились в позицию поведения («Она скажет: «Хорошо, я помогу, потому, что надо выручать друг друга»). В последнем событии можно говорить о развитии осмысленной нравственности, а не бессознательной, ведь дети выполняют социальную норму, потому что по - другому поступить не могут. То есть на основе своей внутренних требований. Чрезвычайно выделяются ответы Оли Н. – «Могла ответить и да, и нет. Потому что кукла новая, маленькая сестра могла поломать», «Он мог поделиться, а мог и не дать карандаш. Может он жадным был». Дети говорят о том, что ребенок не может принять по собственной инициативе решение или не хочет согласиться с нормой, знает ее, но прячет свое желание.

    В итоге анализа второго задания можно разделить детей на 4 уровня понимания нравственных норм:

    1. Ребенок объясняет нравственную норму, правильно относится к поведению детей и объясняет свою оценку.

    2. Ребенок объясняет нравственную норму, правильно соотносит поведение детей, без объяснения своей оценки.

    3. Ребенок расценивает поведение детей как правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не объясняет и нравственную образец не определяет.

    4. Ребенок не может понять поступки детей.

    Разделение детей по этим уровням показано в таблице 6.

    Таблица 6

    Разделение детей по уровням выстроенности нравственных показателей.

    Имя ребенка

    1 уровень

    2 уровень

    3 уровень

    4 уровень

    Валера







    +




    Милана







    +




    Соня




    +







    Вероника

    +










    Вадим







    +




    Из таблицы 6 видно:

    - один ребенок соответствует 1 уровню, то есть в разговоре выражает нравственное качество и в точности оценивает поступок девочки и объясняет свою оценку;

    - один ребенок соответствует 2 уровню, то есть определяет нравственную норму, уместно оценивает, но не объясняет свою оценку;

    - трое детей соответствуют 3 уровню, то есть описывают поступок, указывая на иные причины, не называют нравственные границы, но оценивают поступок героини точно с ситуацией;

    4 уровню никто из детей не соответствует.



    Рис. 2. Уровни осознания детьми нравственных норм

    Условия

    В представленном исследовании предлагаем рассмотреть комплекс педагогических условий духовно - нравственного воспитания старших дошкольников в развивающей предметно - пространственной среде.

    1) построение развивающей предметно - пространственной среды для приобщения детей к истории родного края (тематический уголок в группе, выставки, информационно-просветительские стенды для родителей);

    2) организация требуемой атмосферы психологической благоустроенности (пробуждение темпераментного отклика на объекты искусства и исторические факты, который «функционирует в устройстве нравственной оценки, и выбор, который создает нравственную точку зрения»);

    3) применение разноплановых видов деятельности по ознакомлению с православной и национальной культурой, традициями и праздниками;

    4) взаимодействие ДОУ и семьи по духовно - нравственному развитию старших дошкольников [9, 37].

    Механизм духовно - нравственного становления личности, основанный на православных ценностях, содействует сохранению и развитию духовно - нравственного, историко - культурного и врожденного наследия, есть фундаментом гражданского и патриотического развития личности. Перенос от одного поколения к другому установившихся примеров поведения, действий – состоит не только из обогащения духовно - нравственных представлений ребенка, но и из моментов духовного, индивидуального роста в разные периоды протекания непрерывного образования и воспитания. Рассмотрим представленные изложенные педагогические условия подробнее и с разных точек зрения.

    Во-первых, предметно-пространственная среда для приобщения детей к истории родного края, является основной целью современных ДОУ в решении задач духовно-нравственного развития. Базовые составляющие развивающей предметной среды содержат не только групповые центры, но и другие действующие пространства. ДОУ являются оригинальным культурным центром и для родителей, в котором они сумеют показать свои способности и получить возмещение своим родительским упованиям. Разнообразные фундаментальные звенья развивающей предметной среды позволяют избежать рутины и в частном порядке организовать педагогический процесс. Ведь если дошкольник все время занят конструктивным и целесообразным делом, это уже большая воспитательная удача. Энергичный, инициативный ребенок может быть только там, где он ощущает себя в уютном, теплом, родном доме, открытом для него, его друзей, родителей и воспитателей. Реализация образовательного проекта духовно-нравственного развития на этнокультурном принципе, создает уникальные параметры освоения дошкольниками богатства этнических культурных устоев, уклада жизни общества, системы установившихся духовных ценностей. При постижении этнокультурного предмета, обеспечивается вероятность личностного самоопределения дошкольника, как представителя различной этнической культуры и ценностей, а также организация условий для введения личности в полноправный диалог с действующим культурным обществом.

    Во-вторых, самые важные характеристики организации необходимой атмосферы душевного комфорта, при направленности на систему моральных принципов, можно изобразить следующим образом.

    Ученые ставят на первое место не овладение нормами поведения и не становление духовно-нравственных принципов, а развитие общественных настроений и нравственных ощущений, к которым, главным образом, относятся сопереживание и отзывчивость, кротость, бескорыстие. Это и есть центром развития духовно-нравственной сознательности.

    Механизм сопереживания выражается в реальности дошкольника понять сверстника, увидеть в определенных шагах моральный поступок, объяснить его и оценить, самому ощутить переживания другого, постигнуть свершение морального выбора на базе духовно-нравственных принципов. Эмоционально-ценностный элемент также имеет своих приверженцев в инновационной педагогике. Например, Л.В. Чепикова, проводившая увлекательные исследования психологии детей дошкольного возраста, пишет: «Духовно - нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора. Именно они определяют уровень социальной активности и зрелости дошкольника, его душевную культуру». У старшего дошкольника уже начинает складываться конкретная духовно-нравственная точка зрения. Она еще зыбкая и ситуативно продиктована, но ребенок уже пытается сознательно координировать свое поведение так, чтобы его дела позволяли осуществить дружеские отношения, построить игру и т.п. Кроме всего прочего, у ребенка складывается понятие совести: он осознает, что умышленное причинение другому человеку дискомфорта, боли и т.п., не просто осуждается взрослыми, но и порождает чувство стыда и раскаяния. Основываясь на этом, дошкольника можно учить координировать свое поведение нравственными принципами. Замечательно обрисовывает сущность этого составляющего И.В. Сушкова: «Шестилетний малыш уже способен испытать моральное удовлетворение от реализации стремления «быть хорошим» [Выготский 1991]. В сотрудничестве с окружающими взрослыми, душевный комфорт и эмоциональное процветание, достигаются в условиях образовательной среды, наполненной духовно-нравственным смыслом, для которой типичны:

    - отсутствие беспричинных запретов;

    - продуманная, логическая система требований и правил сотрудничества;

    - отсутствие психологического натиска со стороны взрослого;

    - допустимость выбора деятельности.

    В-третьих, раскроем обширно особенности использования интегрированных видов деятельности по исследованию народной культуры, традиций и праздников. Духовно-нравственное развитие на основе православных обычаев создает личность, благодатно влияя на все аспекты и формы взаимоотношений дошкольника с миром. Педагогика считает этап детства порой формирования важнейших нравственных качеств ребенка, таких как бескорыстие, стыд, мораль. В моральном отношении к себе (стыд) - дошкольник анализирует и чувствует в себе хорошее, плохое, нуждающееся в исправлении. В моральном отношении к другим людям (бескорыстие) чувствует тяготение к ним, сострадание, желание вызвать радость. В деятельности совести ребенком котируется не сама личность, а ее демонстрация в действиях, точнее – в последствиях действий. Дошкольный возраст – самый темпераментный и ранимый период детства. Именно на этом этапе закладываются образы добра и зла, духовно-нравственные идеалы и нормы поведения. Духовно-нравственная культура – это совокупность духовно - нравственных устоев, закрепленная в традициях. Она обязательна для удовлетворения духовных интересов и поиска первостатейных ценностей. Христианские праздники – это тоже раздел нашей истории, нашей православной образованности, нашего устоя. Особенность народных праздников радостно изменять все вокруг, помогать людям, ярче проживать и глубже осмысливать явления из жизни природы и моральной истории. Это делает их ценным средством в педагогической работе с детьми дошкольного возраста. Дошкольники прекрасно чувствуют концептуальную глубину праздничных представлений и осознают их значение. Народные праздники – их много, и все они разные, но все решительно учат добру, доверию, надежде и верности. Познанию навыков доброжелательной, бережной и заботливой манеры поведения, способствуют, наряду с другими методами, способами, следующие возможности предметно-развивающей среды, как воспитательного условия духовно-нравственного развития дошкольников – формирование у них представлений о разумном и образовательном устройстве предметной среды и возможности вместе с родителями участвовать в создании этой среды путем оформление группы к праздникам. Необходимым условием развития духовно-нравственных качеств является научение детей решать построенные в форме игры духовно-нравственные, концептуальные задачи. Например, в игре-драматизации или с участием кукол дошкольнику следует решить какую-нибудь спорную или проблемную ситуацию, отражающую реализацию духовно-нравственного выбора на базе духовно-нравственных представлений; раздать красивые игрушки, когда на всех очевидно не хватит, или выбрать, кому выпадет играть положительную роль в игре, или оказать помощь слабому и не имеющему первичных навыков и т.п. Очень значительно, что в последнее время создаются все новые методики образования у дошкольников милосердных чувств и благодушия. Так, например, Л. В. Чернецкая, советует регулярно проводить психологические игры и упражнения, помогающие формированию у дошкольника чувство командной сплоченности, общей ответственности, чуткости, и других духовно-нравственных сторон личности. В каждом режимном моменте можно определить или смоделировать ситуацию, нацеливающую детей на проявление участия, поддержки, эмоциональной тонкости, альтруизме. Мы поддерживаем мнение, которое заявляет в этой связи Т.И. Бабаева: «Следует помнить, что духовно-нравственное развитие детей происходит постоянно. Оно не может быть ограничено рамками какого - то одного вида детской деятельности или специального мероприятия. Поэтому воспитатель всегда использует все средства для обогащения нравственных понятий, гуманных чувств и культуры поведения каждого ребенка дошкольного возраста».

    В-четвертых, сложность взаимодействия ДОО и семьи по духовно-нравственному развитию старших дошкольников в настоящее время содержится в спектре жизненно важных направлений инициативности педагогов ДОО. Родителям важно помнить, что детский сад – всего лишь помощник в развитии ребенка, и потому им не следует перекладывать все обязательства на педагогов и устраняться от воспитательно - образовательного процесса. На основе нашего эксперимента каждый год разрабатывается, а затем корректируется план коллективной работы с родителями и детьми. План мероприятий по духовно-нравственному развитию составлен так, чтобы соответствовать целям и задачам ДОО, интересам и запросам родителей и возможностям воспитателей. Сложность привлечения родителей в целостную зону детского развития ДОО мы регулируем в нескольких направлениях:

    1. Рост духовно-нравственного развития родителей.

    2. Привлечение родителей в работу ДОО, взаимный обмен опытом.

    Основными целями в своей работе я считаю:

    - наладить партнерские связи с семьями воспитанников;

    - объединить общие старания для духовно-нравственного развития детей;

    - устроить атмосферу согласия, совокупности интересов, эмоциональной взаимопомощи;

    - усиливать и обогащать духовно-нравственные ценностные ориентиры родителей;

    - поддерживать их убежденность в собственных воспитательных возможностях. Принципами сотрудничества с родителями в моей работе являются:

    1. Радушный стиль общения;

    2. персональный подход;

    3. совместная деятельность;

    4. активность в работе.

    Чтобы распланировать работу с родителями, нужно провести предварительный обзор и проработку особенностей семей дошкольников. Для этого начинать работу нужно с анализа социального паспорта родителей, их душевного состояния и ожиданий от нахождения ребенка в детском саду. Осуществление анкетирования, индивидуальных бесед на тему духовно-нравственного развития поможет точнее выстроить работу с родителями, сделать ее более совершенной, подобрать увлекательные методы сотрудничества с семьей. Способы работы с родителями по духовно-нравственному развитию дошкольников необходимо основывать на педагогике взаимности. Работу необходимо проводить в двух направлениях:

    1)воспитатель - родитель;

    2)воспитатель - ребенок - родитель.

    При избрании формы общения с родителями следует помнить – не надо их поучать, а нужно привлекать к разрешению важных задач, к нахождению единых правильных ответов. Детство испокон веков с надеждой обращено в будущее, как бы плохо ни было настоящее. И дети, как водится, ждут, чтобы старшие показали им дорогу, которая укажет им настоящую достойную жизнь. Только полное погружение в атмосферу праздника, включение себя в различные роли позволит ребенку дошкольного возраста эффективно запоминать передаваемые духовно-нравственные значения и моделировать на их основе характерные каждой цивилизованной личности духовно-нравственные ценности [Яновская 1994].
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта