Главная страница
Навигация по странице:

  • (Милованова Т.А.) Очарование словом (Троянкина Л.Д.) Упреждение конфликтов – мастерство общения (Баныкина С.В.)

  • «неоклассика»

  • Первое правило

  • Второе правило

  • Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. Имиджелогия. Как нравиться людям


    Скачать 3.83 Mb.
    НазваниеИмиджелогия. Как нравиться людям
    Дата28.10.2022
    Размер3.83 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаШепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям.pdf
    ТипДокументы
    #759271
    страница21 из 45
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   45
    ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ ИМИДЖИРОВАНИЯ:
    ПОЗИЦИОННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
    САМОПРЕЗЕНТАЦИИ (ЧАСТЬ 2)
    ЧАСТЬ
    2
    Умение выбирать и носить одежду
    (Масалкова Л.А.)
    Тенденции современной моды
    (Масалкова
    Л.А.)
    Эффект женских флюидов
    (Рассказова И.Н.)
    Постановка голоса
    (Милованова Т.А.)
    Очарование словом
    (Троянкина Л.Д.)
    Упреждение конфликтов – мастерство
    общения
    (Баныкина С.В.)
    Построение отношений с клиентом
    (Мартыненко О.В.)
    УМЕНИЕ ВЫБИРАТЬ И НОСИТЬ ОДЕЖДУ
    ОДЕЖДА В НАШЕЙ ЖИЗНИ
    «По одѐжке встречают, по уму провожают» – в этом выражении очень тонко подмечена роль, которую играет одежда в социальной презентации человека. Одежда выступает как средство общения, как инструмент воздействия на поведение и отношение к еѐ обладателю других людей.
    В нашей жизни с еѐ стремительным темпом и кратковременными встречами бывают ситуации, когда нам просто некогда проявить свой ум, поэтому максимально благоприятное впечатление мы можем произвести с помощью одежды. При создании имиджа наибольшую роль играет умение носить одежду и правильно подавать все компоненты костюма.
    В костюмологии (науке об одежде) существуют широкое и узкое понятия слова «костюм»; в узком смысле – это вид

    277 мужской или женской одежды. Например, мужской костюм – это пиджак и брюки, женский костюм – это жакет и юбка. В широком смысле: «Костюм – это образно решенный ансамбль, в центре внимания которого – человек; ансамбль объединяет одежду, обувь, прическу, грим, аксессуары (от франц. accessuar
    – дополнения к костюму: головной убор, шарф, платок, галстук, перчатки, сумка, кошелек, пояс, зонт, чулки и т.п.) и несет определенную утилитарно-эстетическую функцию» (Шармон
    Ф.М. Композиция костюма. М.: Легпромбытиздат, 1985. С. 8).
    В прикладной костюмологии изучаются проблемы, непосредственно связанные с созданием имиджа, одежда рассматривается не только с утилитарных позиций, но и с позиции самопрезентации личности и еѐ восприятия в процессе общения с другими людьми.
    Не случайно среди специалистов стало популярным выражение: «Костюм – это Я-концепция, которую носят на себе». С помощью одежды можно достичь психологической самокоррекции. Одежда способна не только влиять на самочувствие и настроение, но и изменять манеры и даже характер своего носителя.
    Мы не согласны с выражением «нет некрасивых женщин – есть женщины ленивые» нам ближе высказывание, приведенное сестрами Зориными в книге «Презентация внешности» (М.:
    Гном-пресс, 1998): «Нет некрасивых и непривлекательных женщин – есть женщины неумело одетые». Можно добавить: «и не умеющие носить одежду». Последнее качество начинается с умения выбрать одежду, а выбор связан с той ситуацией, для которой одежда предназначена: исполнением обязанностей, временем суток, возрастом, фигурой, настроением носителя.
    Считается, что при выборе одежды должна быть видна сама женщина, и лишь затем – еѐ «оформление», т.е. как она одета.
    Многие женщины находят неуместным комплимент: «Какое красивое на вас платье!» Им было бы гораздо приятнее услышать: «Как вы красивы в этом платье» или «Как вам к лицу

    278 этот костюм». Женщину сравнивают с бриллиантом, который нуждается в оформлении. Таким «оформлением», не затмевающим сверкания драгоценного камня, служат правильно подобранные одежда и аксессуары.
    Женская элегантность подчиняется возрасту, фигуре и обстоятельствам. Соответствовать обстоятельствам – это значит, как говорили раньше, «быть ко двору». В XIX веке женщина должна была иметь много платьев, чтобы несколько раз переодеваться в течение дня: пеньюар для утреннего завтрака, платье для визитов, для приема гостей дома, для прогулок, для верховой езды, для театра, для бала, траурное платье…
    Вовлечение женщин в производство и процесс эмансипации покончили в начале XX века с многочисленными переодеваниями в течение дня. Габриэль Шанель разработала стиль, благодаря которому женщина была со вкусом и элегантно одета в течение всего дня, не прибегая к частым и разорительным сменам гардероба. Стилю Шанель могли следовать не только самые молодые – она позволяла женщинам забыть об их возрасте. Выйдя утром на работу в костюме стиля
    «Шанель», его обладательница может посетить ресторан в обеденное время и выглядеть весьма элегантной вечером, добавив бижутерию или заменив аксессуары. У современной женщины зачастую не бывает времени, чтобы перед посещением театра заехать домой и переодеться, поэтому актуальной становится тема «с работы – в театр», «с работы – в гости», где предлагаются модели (платья, костюмы), которые после небольшой трансформации (добавление съѐмных деталей, аксессуаров, бижутерии) превращаются если не в «большие вечерние туалеты», то, по крайней мере, в достаточно элегантные вещи. О таких моделях говорят: «И в пир, и в мир».
    При выборе одежды многие начинают с журналов мод, забывая подчас об особенностях собственной фигуры. Мы бы посоветовали начать с зеркала: именно оно должно подсказать, на каком разделе журнала мод (модели для полных, гардероб для женщин невысокого роста и т.д.) следует остановить

    279 внимание. Ведь у большинства женщин фигуры отличаются от фигур манекенщиц или фотомоделей.
    По данным антропологов, российские женщины лидируют среди женщин Европы по средним объемам талии и бѐдер, а 40% жительниц
    Москвы и Московской области после 40 лет переходят в разряд полных.
    Как часто, любуясь понравившимся нам фасоном из журнала мод и представляя эту модель на себе, мы поневоле забываем о недостатках собственной фигуры, которые этот фасон не способен скрыть, а лишь подчеркнѐт. Чтобы избежать подобного, необходимо отчѐтливо осознавать, для какой обстановки предназначена эта вещь, и не забывать об особенностях собственной фигуры и цветового образа, ибо, как известно, одежда может как подчѐркивать, так и сглаживать наши недостатки.
    Неудачно подобранная одежда (искажѐнные пропорции или силуэт, неверная цветовая гамма и т.п.), противоречащая вашему типу внешности, почти всегда вызывает комплекс неполноценности, не говоря уже о дискомфорте. Идеально одетый человек – это человек без комплексов.
    Итак, не поленитесь лишний раз встать перед большим зеркалом (лучше при дневном освещении) и постарайтесь посмотреть на себя со стороны без всяких придирок и излишней самовлюблѐнности. Поскольку некрасивых женщин не бывает, каждая наделена своим шармом, важно найти эту «изюминку» и научиться подавать себя с наилучшей стороны.
    Инна Криксунова в книге «Создай свой имидж» (Спб.: Лань,
    1997) предлагает оценить себя, все части тела по пятибалльной системе, выделив как «козыри» вашей внешности, так и проблемные зоны. Не обязательно сводить в специальную таблицу недостатки и достоинства своей фигуры, как предлагает этот автор, но всегда следует руководствоваться знанием особенностей своей внешности. При выборе одежды большое значение имеют так называемые зрительные иллюзии в костюме. Чтобы понять это, достаточно представить одну и ту

    280 же женщину, одетую в пушистую кофту из белого мохера или в полуприлегающее чѐрное платье.
    В технологии имиджирования большое значение имеет выбор цвета. В костюме важен цвет не только одежды, но и головного убора, обуви, аксессуаров. При работе над имиджем нельзя рассматривать цвет в отрыве от облика человека, функций костюма, его пропорций, масштаба, линий, формы, фактуры, материала, а в некоторых случаях и цвета окружающей среды
    (например, при выступлении на телевидении).
    В последнее время издано много литературы, исследующей проблему цвета в создании имиджа. Получила популярность теория, согласно которой мужчин и женщин разделяют на группы по их цветовым предпочтениям: «светлый тип», «тѐплый тип», «холодный тип», а также «зима», «весна», «лето» и
    «осень».
    При формировании имиджа и подборе одежды важно учитывать, где мы проводим время: идѐм ли мы на работу или на прогулку, в театр или в гости, занимаемся спортом или работаем на дачном участке. Казалось бы, банальная тема, столько уже написано об этом, и всѐ же… Вот по телевизору показывают депутатов Госдумы, перепутавших, очевидно, зал заседаний с теннисным кортом и явившихся в одежде для week- end'a, вот студентка на утренних занятиях, одетая как на дискотеку, или по-спортивному одетые абитуриенты на вступительных экзаменах… Конечно, сейчас много говорят о демократичности моды и универсальности одежды, но одежда для дела и для потехи – совсем не одно и то же.
    ЧТО ЗНАЧИТ: УМЕТЬ НОСИТЬ ОДЕЖДУ?
    Уметь носить одежду – значит правильно выбрать свой стиль.
    Существует большое разнообразие стилевых решений в костюме, которое можно свести к нескольким основным:
    классический, стиль «Шанель», спортивный, «фэнтази»,
    авангардный, фольклорный, ретро-стиль. В последние годы деление на стили становится условным – в моде появился

    281 диффузный стиль; отдельные вещи комплектуются по принципу
    «совмещение несовместимого». На наш взгляд, не стоит увлекаться каким-то одним стилем, будь то классический или спортивный, – каждая женщина, создавая свой ситуационный имидж, может придать себе очарование и найти свойственную только ей индивидуальность в каждом из стилей.
    Для классического стиля характерны элегантность и сдержанность, детали лаконичны или отсутствуют. Основные членения форм одежды совпадают с естественными членениями фигуры. Декор в костюме классического стиля вообще отсутствует или сведѐн к минимуму. Для него характерен полуприлегающий силуэт, который придаѐт фигуре большую стройность и потому не выходит из моды. К классическому направлению относятся пальто, платья и костюмы, получившие название «одежда английского стиля», или «редингот». Рукава, как правило, втачные, но покрой реглан также относится к классическому стилю. Свитер, юбка в клетку, в складку – это тоже примеры классического стиля в одежде. Это то, что модно всегда, поэтому классический стиль, слегка видоизменяясь, остаѐтся актуальным. Для него характерен и выбор тканей; как правило, для костюмов – это шерстяные ткани, многочисленные разновидности твида. В орнаментальном решении полотен используются клетка, полоска, горох. В последнее время приобрѐл популярность стиль «неоклассика», который использует элементы классического стиля и последние веяния современной моды.
    Одежда спортивного стиля – это не одежда для занятий спортом. Спортивный стиль в одежде начал формироваться в начале XX века. Для одежды спортивного стиля характерны свободные, прямые силуэты, наличие накладных деталей, таких, как карманы, паты, погоны, присутствуют отделочные строчки по краю борта, лацканов и воротников. Одежда спортивного стиля комфортна и практична, но, в отличие от классического, не приемлема для торжественных случаев.

    282
    Для мужской одежды характерны классический и спортивный стили, хотя в одежде для эстрады могут быть использованы авангардный, фольклорный, романтический,
    стиль «фэнтази» и другие.
    В последнее время у молодѐжи популярен авангардный
    стиль, для которого характерен отказ от канонов классической моды. Истоки этого стиля разнообразны: это и использование костюма тех социальных групп, которые своим внешним видом вызывают протест приверженцев традиционного представления об одежде, и желание некоторых кутюрье внедрить в моду своѐ видение внешнего облика человека XXI века. Во всяком случае, если авангардный стиль уместен на подиумах альтернативной моды, где можно черпать вдохновение для использования свежих идей, то представителям «возраста элегантности» и тем, чья профессиональная деятельность далека от творческой сферы, следует быть осторожным.
    У исследователей нет единой точки зрения на стилевое разнообразие в костюме, а потому деление на авангардный, романтический, стиль «фэнтази» и ретростиль весьма условно.
    Для одежды стиля «фэнтази» характерно большое разнообразие форм, сложность покроя, асимметрия, нарядность отделки. Может быть использован мех, кружево, гипюр и т.п.
    Этот стиль применяется в нарядной одежде, в туалетах для особо торжественных случаев, в костюмах для эстрады.
    Пожалуй, почти все кутюрье в своем творчестве обращаются к фольклорному стилю, т.е. к использованию в моделировании кроя, декора, элементов костюма различных народов и национальностей. Сегодня ценностям европейской Цивилизации противостоят традиции далѐких стран. Мода черпает своѐ вдохновение в Полинезии и в Скандинавии, в России и в
    Японии, Аргентине, Китае… Конечно, использование элементов того или иного национального костюма должно быть не поверхностным, а бережным и деликатным. Сегодня никого уже не удивляет, когда ведущие кутюрье мира предлагают дамам

    283 одеться то японками на экскурсии в Лувре, то мексиканками на базаре в Гаване. Мэтры моды восхищают нас то цыганскими блузами, то мотивами японского или монгольского костюма.
    Устанем ли мы когда-нибудь изумляться экзотике? По мнению известного историка моды Александра Васильева, – нет. «Как никогда не устанем пить чай и кофе, есть арбузы и кукурузу, лакомиться инжиром и шоколадом».
    Дух обновления, конфликт со старым не исключают обращения моды к прошлым формам культуры и общественной жизни. Это составляет основу явления, именуемого ретро- модой. Ретростиль прочно утвердился в моде XX века, хотя периодическое использование моды прошлого было характерно и для XVIII, и для XIX веков. Для моды конца XX века не исключение заимствование «некоторых цитат» из моды почти что каждого десятилетия, будь то мода 20-х и 30-х, 40-х и 50-х,
    60-х, 70-х, 80-х годов.Большое влияние на развитие ретростиля оказало искусство кино. Так, например, один из стилей мужской одежды получил наименование «Крѐстный отец».
    Создавая ваш, неповторимый, имидж в стиле ретро, необходимо использовать соответствующие причѐску и макияж, грамотно подобрать аксессуары.
    Лучшая визитная карточка – это наш собственный внешний облик. И в этом деле нет мелочей, особенно если речь идѐт об одежде. Любая деталь нашего костюма может вызвать целый ряд как приятных, так и неприятных ассоциаций. Как в разговорной речи мы не можем позволить себе нецензурные выражения, так и в собственной одежде нельзя позволить какой- либо детали «проговориться». Наш облик должен говорить о нас лишь то, что мы сами хотим сказать.
    Существуют законы восприятия, которые нельзя не учитывать при создании собственного образа. С чего начать?
    Постараться понять законы восприятия и на их основе строить модель собственного образа.
    ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ СТИЛЯ ОДЕЖДЫ

    284
    Первое правило – необходимо определить свою аудиторию, т.е. тех людей, на которых мы собираемся воздействовать.
    Следует помнить и о том, какой эффект мы собираемся произвести. Естественно, что любая профессия накладывает отпечаток на человека. Например, имидж делового человека рассчитан на аудиторию, состоящую из деловых людей.
    Подобная среда требует неукоснительно соблюдать общепринятые правила, а потому характеризуется традиционностью. Любая попытка соригинальничать (вроде знаменитых белых брюк Бориса Немцова на официальном приѐме) будет расценена негативно. Незнание и пренебрежение правилами может нанести имиджу непоправимый ущерб.
    Поэтому лучший способ выделиться из окружающих – быть слегка элегантнее и изысканнее остальных. Путь к деловому успеху – это строгое соответствие вашего имиджа вашей профессии.
    Еще 20–30 лет тому назад по одежде можно было безошибочно определить учительницу или актрису, работника торговли или рабочего. В последнее время стираются грани между имиджем представителей творческих профессий и деловых кругов, хотя художница или манекенщица может позволить себе более экстравагантные, острые модели, чем секретарь-референт или преподаватель. Если вас окружают люди творческих профессий, то вы можете допустить в своѐм костюме больше смелых, фривольных, авангардных ноток. Но служащим офисов необходимо всѐ же быть корректными в деловой одежде, хотя, как во всяком правиле, и здесь возможны исключения. Многое, конечно, зависит от профессиональной ориентации и традиций, принятых на фирме.
    Любой человек стремится к самовыражению. При этом люди яркие, оригинальные хотят выделиться из общей массы, а люди застенчивые стремятся к ней приобщиться. С этой точки зрения, любая одежда есть не что иное, как форма самовыражения личности.

    285
    Среди потребителей моды принято выделять лидеров моды, умеренных и консерваторов. Лидеры – это те, для кого художники-модельеры предлагают наиболее «острые», авангардные модели. Умеренные более осторожны в восприятии нового, а консерваторы подчиняются уже устоявшимся в мире моды тенденциям. В 80-е годы считалось, что авангардная мода предназначалась только молодѐжи, умеренное направление – дамам, достигшим «возраста элегантности», а консерватизм в одежде приписывался тем, кто этот возраст уже перешагнул.
    Однако дело не только в возрасте, но и в вашем отношении к моде. Можно быть лидером моды в 45 лет и консерватором – в
    20.
    Известна старая истина: умение элегантно и со вкусом одеваться – это такое же искусство, как игра на фортепиано.
    Кто-то с молоком матери впитал это чувство и поэтому может тонко чувствовать моду и проявлять в одежде индивидуальность. А другие же, напротив, должны учиться тому, как одеваться со вкусом.
    Установлено, что при помощи правильного имиджа и умело подобранной одежды можно преодолеть нерешительность и выработать уверенность в себе. Это поможет заново родиться вашей творческой личности, которую вы сами зачастую сознательно загоняете внутрь.
    Второе правило в создании стиля одежды можно условно назвать законом ассоциативности – при взгляде на вас у людей должны возникать желаемые вами ассоциации. Например, юная секретарша пришла на работу в обтягивающих лосинах.
    Естественно, что у посетителей-мужчин при взгляде на еѐ стройные ноги возникают положительные ассоциации, другое дело, что они могут носить сексуальный характер. Уместно ли это в данном офисе – пусть решают шеф и сама секретарша.
    Возьмѐм другой пример – женщина идѐт на свидание.
    Предположим, она выбирает строгий классический костюм, который ей действительно очень идѐт. Но что будет думать еѐ

    286 кавалер, увидев даму в подобном наряде: «Да, с ней было бы приятно пойти на презентацию, но на бокал шампанского домой еѐ не пригласишь».
    У этого правила есть ещѐ одна сторона: никакая деталь в нашем имидже не должна вызывать отрицательных ассоциаций.
    Заранее продумайте всѐ, вплоть до мелких деталей и аксессуаров. Недаром Микеланджело говорил: «Совершенство создаѐтся из мелочей». В таком деле не бывает мелочей, ибо именно они создают законченный облик совершенства. Не бывает элегантных женщин с облупившимся на ногтях лаком или аптечной резинкой в причѐске. Не думайте, что, надев модное платье и обувь, вы тем самым получаете разрешение на вульгарную косметику или дешѐвые аксессуары. И никакие собственные привычки не могут служить оправданием небрежности. Везде и всюду нас ждут людские оценки: «Какая элегантная дама!» или: «Ну и вырядилась», либо: «Ничего особенного» (а ведь самое страшное для женщины – быть как все…). Поэтому надо стараться всегда объективно оценивать себя со стороны, не забывая о достоинствах и недостатках своей внешности.
    Мужчинам особое внимание следует уделить не только тому, как сидит костюм на фигуре, но и таким мелочам, как манжет сорочки, который на 1,5–2 см. должен выглядывать из-под рукава, или обнажѐнная часть ноги, которая не должна показываться между краем брюк и носками, когда мужчина садится.
    Теперь перейдѐм к базовым деталям имиджа, несущим информацию о нашем статусе, вкусе, материальном и даже интеллектуальном уровне.
    Считается, что класс женщины определяется тем, в каком состоянии у неѐ голова и ноги. И если у вас платье от известного кутюрье, то и аксессуары, и обувь должны быть в порядке. Что касается обуви, то дело не только и не столько в еѐ цене.
    Вспоминается выражение: «Мы не настолько богаты, чтобы

    287 покупать дешѐвые вещи». Практичные женщины скорее купят дорогую обувь, сэкономив на чѐм-то другом. Стоит напомнить в этой связи, что кардинальные изменения в моде на обувь происходят реже, чем в моде на одежду, и классическая конструкция обуви «лодочка» остаѐтся почти неизменной на протяжении ряда лет.
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   45


    написать администратору сайта