Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. Имиджелогия. Как нравиться людям
Скачать 3.83 Mb.
|
Третье правило: созданный вами образ самого себя должен быть адекватен вашему истинному «Я». Однако для этого вы должны обладать объективной самооценкой. Как писал об этом Оноре де Бальзак в своѐм «Трактате об элегантности»: «Равно плохо выглядеть и скупым богачом и расточительным бедняком… Будете ли вы слишком тщеславны или слишком скромны, вы … нарушаете закон единства, непременным следствием которого является … счастливое равновесие между вашими возможностями и вашим внешним обликом». Проведѐнные за рубежом исследования свидетельствуют, что на изменения моды в одежде больше реагируют те слои населения, которые еще недостаточно утвердили себя в социальной иерархии. Правило четвѐртое. Важнейшая задача имиджа – выделять вас из общей массы, чтобы о вас нельзя было сказать словами М. Зощенко: «Таких по десять штук в каждом трамвае ездют». Хоть в чѐм-то вы обязаны быть оригинальным: стиль, манера носить одежду, аксессуары и т.д. Манера ношения – это и слегка приподнятый воротник, и надвинутый на лоб или надетый набок головной убор, и шарф, пропущенный под лацканы. Но самое главное – даже следовать общепринятой моде вы должны только в присущей вам манере. Необходимо изучить тенденции современной моды и выбрать то, что больше подходит именно для вас, потому что она не диктует, а предлагает. Вам же остаѐтся только сделать правильный выбор из веера многочисленных возможностей. Пятое правило. Имидж должен быть подвижным, динамичным и меняться в зависимости от моды, которая, являясь формой выражения общественных настроений, вкусов и 288 увлечений, подчѐркивает извечную справедливость слов французского поэта Фарга: «Кто проходит мимо моды, проходит мимо жизни». Наиболее восприимчива к нововведениям моды молодѐжь, но это вовсе не означает, что люди среднего и старшего возраста должны полностью игнорировать еѐ рекомендации. Исследователи установили, что именно этим возрастными группам населения свойственна некоторая идеализация моды времени их молодости, а современную моду они склонны воспринимать «в штыки». Следовать последним тенденциям моды – не значит обязательно приобретать дорогие туалеты ведущих кутюрье. Главное – выработать в себе чувство моды, стиля и современности. А помогут в этом и специализированные журналы, которые издаются в таких количествах, что только перечисление их названий заняло бы слишком много места; и специализированные рубрики в периодической печати; и, конечно, посвящѐнные проблемам моды теле- и радиопередачи. Важно не стать «рабом» моды, а сформировать своѐ отношение к ней и стилю, выразив его в собственной одежде. Уметь носить одежду значит ощущать себя в ней комфортно. Исключение составляют большие вечерние туалеты – длинные платья для женщин, смокинги и фраки для мужчин. Прежде чем показываться на каких-либо торжественных мероприятиях, следует примерить эти туалеты дома, перед зеркалом, пройтись, поворачиваясь и следя, чтобы не наступить на шлейф или не наступить на подол. На официальном приѐме можно заметить «пингвинов» – мужчин, не умеющих носить смокинги и выглядящих в них напыщенно или смешно. Им стоит «обжить» новые вещи, прорепетировать, как садиться на стул, отбрасывая полы фрака. Посоветуйтесь с опытным имиджмейкером или с человеком, мнение которого для вас значимо, насколько выбранная вами модель соответствует вашему внутреннему «Я». Недаром существует выражение: «Это – ваша вещь, она создана для вас». 289 Важно, чтобы выбранная вами модель хорошо сидела на фигуре. Остановимся подробнее на выборе мужского костюма, так как он составляет основу мужского гардероба. Костюм – это общепринятая официальная одежда мужчин, поэтому она сопровождает его с ранней юности и до неизбежного печального церемониала. В середине жизни гардероб определяется или личными пристрастиями или выбранной профессией. В любом случае хотя бы один костюм должен быть в гардеробе любого мужчины. Кстати, классический костюм тѐмного цвета, белая рубашка и галстук останутся в моде и в XXI веке. Общеизвестны зарубежные фирмы, специализирующиеся на мужской одежде: «Черутта», «Хуго Босс», «Эрменеджильдо Зенъя». Стимулируемые рыночными отношениями отечественные фабрики тоже стали искать свою нишу: недорогие ткани, современный фасон, совместное производство с иностранными партнѐрами. При этом наши костюмы стоят дешевле, чем костюмы тех фирм, где приходится платить за раскрученное имя модельера. ТИПЫ КОСТЮМОВ Английский костюм. Как правило, это однобортный английский пиджак с двумя боковыми шлицами. Плечи пиджака не так расширены, как в костюме европейского покроя. Талия обозначена полуприлегающим силуэтом. Шлицы удобны для мужчин с широкими бѐдрами, которые чувствуют себя стеснѐнными в европейских пиджаках без шлиц. Карманы прорезные с клапанами и немного скошены. У однобортного костюма лацканы по размеру меньше лацканов европейского костюма. Английский двубортный костюм имеет ту же конструкцию, что и однобортный, застѐжка на 4 или 6 пуговиц. Костюм европейского покроя. Двубортный европейский костюм обычно имеет 2 или 6 пуговиц, однобортный – 2; 290 пиджак удлиненной формы, поэтому костюм рекомендуется высоким мужчинам. По сравнению с другими плечи этого пиджака наиболее расширены. Пиджак европейского покроя не имеет сзади шлиц, поэтому перед тем, как сесть, мужчине необходимо расстегнуть пуговицы на пиджаке. Лацканы этого фасона шире, чем у остальных покроев, поэтому мужчине требуется смелый как по ширине, так и по цвету галстук. Европейский костюм подчѐркивает плечи и бѐдра, не акцентируя внимание на талии. Этот покрой подойдѐт для более стройных в бѐдрах мужчин. Однако он не способствует визуальному увеличению роста, поэтому невысоким мужчинам лучше остановить свой выбор на следующем типе покроя. Европейский костюм видоизменѐнного покроя. Эти костюмы лучше сидят на фигуре, чем костюмы европейского покроя. Костюм предназначен мужчинам, которые хотят быть более выразительными, чем это предусмотрено требованиями традиционного английского костюма. Для этого подходит «игра пуговицами»: например, двубортный костюм застѐгивается на одну пуговицу посередине. При этом незастѐгнутая нижняя пуговица подчѐркивает линию талии, что хорошо смотрится на мужчинах среднего и низкого роста. Как правило, карманы в таких костюмах прорезные, что подходит мужчинам с широкими бѐдрами, в то время как карманы с клапанами создают излишний объѐм. Брюки у такого костюма создают минимальный объѐм, поэтому сидеть в них, закинув ногу на ногу, будет не очень удобно. Тем, кто хочет выглядеть элегантно, можно смело рекомендовать костюмы этого типа. Элегантность неотделима от спокойствия, корректности, поэтому такой костюм не слишком подойдѐт порывистым, упрямым, плохо умеющим держать себя в руках людям. Для них больше подходят благородные объѐмы европейского или английского костюма. 291 Американский сак. Этот покрой возник в Америке, после чего его стали использовать европейские модельеры. Характеризуется квадратными формами, при этом он короче, чем европейские модели. Чтобы создать впечатление большей мягкости, неширокие лацканы слегка скруглены. Клапаны для карманов обязательны, а спинка пиджака непременно имеет центральную шлицу. Фасон американского сака стандартный, а небольшие видоизменения связаны с количеством пуговиц (2 или 3). Преимущества этого покроя в том, что он удобен и создаѐт чувство комфорта, а его просторный фасон очень нравится мужчинам с квадратным или полным туловищем, тем более, если обхват талии у них больше обхвата груди или даже шире плеч. Недостатки этого костюма вытекают из его достоинств – напоминая своей громоздкостью и квадратностью «комод», мужчина будет выглядеть не слишком элегантно, поэтому для деловых встреч предпочтительнее костюмы иных покроев. Лучше всего прийти покупать костюм в деловой рубашке и будничной обуви. Если вы пришли за покупкой в тенниске, джинсах и спортивной обуви, вы не сможете проверить, подойдѐт вам костюм или нет. Брюки должны закрывать задник обуви и в некоторых случаях часть каблука, на спине пиджака не должно образовываться ни продольных, ни поперечных складок, а манжеты сорочки должны быть видны из-под рукава пиджака. Итак: Умение носить одежду начинается с тщательного изучения достоинств и недостатков вашей внешности. Создаваемый вами имидж должен быть адекватным вашему истинному «Я». Необходимо тщательно учитывать обстоятельства, при которых вам нужно появляться в данной одежде. 292 Перед этим обязательно требуется «обносить» предполагаемый костюм, чтобы чувствовать себя в нѐм максимально уверенно и комфортно. Заранее обдумайте манеру своего поведения, диктуемого этим костюмом жесты, походка и т.п. Необходимо уделить самое тщательное внимание аксессуарам (с точки зрения их уместности, вкуса и цветовой гаммы). РЕЗЮМЕ Ваш успех зависит от того, насколько точно и изящно вы сумели выразить через одежду свое внутреннее достоинство. Если вам это удалось, то вас не только хорошо встретят по одежке, но и прекрасно проводят по уму. Вопросы для самоконтроля 1. Какие существуют правила выбора одежды? 2. В чем состоит умение носить одежду? 3. Какие стили существуют в современном моделировании костюма? 4. Как одеться, чтобы вас «проводили по уму»? Рекомендуемая литература Криксунова И. Создай свой имидж. СПб.: Лань, 1997. Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена М.: Ось-89, 1996. Сѐстры Сорины. Одежда плюс психология. Кн. 1. Презентация внешности. М., 1997. Спиллейн М. Создайте свой имидж. М., 1996. ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОДЫ 293 ЧТО ТАКОЕ МОДА? Мода всегда отражает эпоху. Мода последнего десятилетия XX века формировалась в эпоху спада, и в ней нашли свое отражение политические и социальные события 90-х годов. Но на смену спаду идет подъем, и новая мода уже отражает тенденции шикарной жизни. Еще год назад надо было выглядеть скорее «незнакомкой в сером», чем «фифой с бриллиантами». Теперь быть богатой и элегантной престижно. К началу нового тысячелетия мода выметает старые стили, однако старается сохранить все лучшее и оригинальное. Стиль минимализм, господствовавший в последние годы на подиумах и в жизни, отступает, сдавая позиции более декоративным направлениям. У минимализма было много приверженцев, особенно среди молодежи. Он полюбился за изысканную простоту линии и материалов. Минимализм пришел к нам с Запада, где прочно утвердился в противовес излишней роскоши моделей «от кутюр». Публика, наиболее активно потребляющая моду в богатых странах, пресытившись изысками авангардных коллекций, искала спокойствия и умиротворенности в минимализме. Да и климат в Европе теплее тюльпаны цветут почти круглый год – глаз радуется, поэтому можно одеться не так ярко, и дизайнеры стали предлагать более сдержанную колористическую гамму. В России минимализму прочили короткую жизнь: русские женщины, мол, любят одежду яркую и декоративную. Однако все вышло по-другому: он пришел к нам позже и задержался у нас дольше. Минимализм был и вампирическим (ярко-красные губы, макияж в стиле «вамп», черные волосы, агрессивные прически), и функциональным (с использованием спортивных элементов, застежек, заклепок, с эффектом мокрых волос, отсутствием украшений и маникюра), и гламурным (с элементами голливудской моды 50-х годов). Главное, что определяет сегодняшнюю моду, – комфорт и удобство. Это благодатный момент для людей, придерживающихся в одежде классического направления, и для 294 дам элегантного возраста. На арене – молодая и в то же время зрелая женщина со сложившимися пристрастиями в выборе одежды. Если же это молодѐжная одежда, то многие художники- модельеры не предлагают подчѐркнутой экстравагантности. Для молодѐжного направления подойдѐт и гардероб в спортивном стиле деловой женщины. По многим моделям, создаваемым стилистами для молодѐжи, видно, что они адресованы именно этой возрастной группе, но нет прежнего «перехлѐста», наблюдавшегося в некоторых авангардистских коллекциях прежних лет. Многие художники-модельеры, желая дополнить простоту и даже некоторую аскетичность моделей одежды прежних лет, вводят в них колористическую насыщенность, декоративные детали и, конечно, новые ткани. Ткани – вот что будет определять моду XXI века. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ МОДЫ Моду будущего станут диктовать производители высокотехнологичных тканей нового поколения. Новаторы утверждают, что в XXI веке швейная машинка станет раритетом: ткани будут спаиваться, склеиваться и свариваться. Разработаны материалы, в которых тепло зимой и прохладно летом, мембранные ткани (в них легко дышит кожа), антибактериальные, лечебные и даже антистрессовые ткани. Что касается волокон, используемых в современных тканях, то предпочтение отдаѐтся натуральным волокнам: льну, хлопку, шѐлку, шерсти, а также смесовым тканям. Современная мода использует экологичные ткани, в которых на первый план выходит экотехнология. Синтетика сильно изменилась, приобретая образ «дамы, приятной во всех отношениях». «Дамы» – потому, что у синтетики уже солидный возраст. Кроме того, потребитель хочет, чтобы ткань была комфортной в носке, еѐ легко было бы стирать, и не надо было бы гладить. Смесовые ткани отвечают всем этим требованиям. 295 В современной моде практически не делается различия между мужскими и женскими тканями. Мы уже не увидим надписей в магазинах «Ткани для женских пальто» и «Ткани для мужских костюмов». Стиль «унисекс» проник и в эту сферу. Из одной материи шьют и мужскую куртку, и женскую юбку. Используются жаккардовые ткани, ткани, слегка напоминающие мебельные. Особую роль нынешняя мода отводит новому дениму, сочетаниям джинсовой ткани с другими, тканям- компаньонам, вельвету и вельвету-корду (с широким рубчиком). Используются добавки лайкры и эластана. Стрейч утвердился в мире моды навсегда. Шерстяные ткани по-прежнему играют важную роль в ассортименте модных тканей. Фактуры могут быть блестящими, гладкими, плотными и рыхловатыми, с разреженной структурой и начѐсом, а также выделанными под замшу, кожу, твид. Интересны пальто и куртки из слоѐных тканей, например, трикотаж, костюмная ткань, а между ними – синтепон. Популярны эффекты мятости и жатости. В кружевные ткани, расшитые мохером, вышивка привносит эффект романтичности. Все ткани стали легче, тоньше и мягче. Спортивная одежда также оказывает влияние на материалы – появились новые виды вязаных трикотажных полотен, содержащих высокотехнологичные виды пряжи. Очень популярны ткани стрейч, причѐм эластичные нити добавляются не только в хлопок, но и в льноподобные ткани. Все эти новые ткани получили название многокомпонентных. В моде прозрачные и полупрозрачные ткани и их комбинации с различными материалами. В 2001 году в моде произошѐл взрыв цвета, поэтому 2002 год «отшлифовывает» модные цвета. Самое актуальное для 2002 года – это возвращение чѐрного цвета, но он возвращается через сочетание с белым. В моде винно-красные оттенки, а также цвета макияжа. Синий цвет, который был очень популярен после выхода на экраны фильма «Титаник» и забытый в 2000-м и 2001 годах, снова входит в моду. В моде мелованные – очень лѐгкие цвета и тѐмные – очень глубокие. 296 Особенно хочется сказать о цвете хаки, который стал особенно любим. Он может становиться более жѐлтым, более зелѐным или более охристым. Цвет хаки не выходит из моды, так как присутствует в модном ныне стиле «милитэр». Популярны и натуральные оттенки, которые относили раньше к стилю «сафари»: оттенки песка, земли, сухой травы. В группе «сиреневый туман» присутствуют все оттенки сиреневого, серо- сизый и дымчато-розовый. В теме «Городская графика» видим переход от чѐрного к белому через беж, причѐм бежевый цвет имеет большое количество оттенков. Новый деним – отдельная тема в современной моде. Наблюдается возвращение к исходно тѐмно-синему дениму с добавлением лайкры, причѐм предлагаются модели с сочетаниями нескольких цветов денима в одном ансамбле и комбинирование с другими тканями, даже с пѐстрым букле. Не уходит из моды и цвет «кэмел» (верблюжьей шерсти). Орнаментальное решение текстильных полотен стало более динамичным. В моде геометрия, стиль «оп-арт» (пришѐл из моды 60-х годов XX века), полоски, рисунки с размытыми очертаниями (как бы несфокусированные), ассоциативные рисунки, наложение одного мотива на другой, психоделические мотивы и, конечно, цветочные композиции, причем в тканях воспроизводятся орнаменты различных стилей: от эпохи рококо до ампира, а также реминисценции стилей ушедшего XX века. Что касается классических приѐмов, то в моде клетки: традиционные шотландские, пье-де-пуль, пье-де-кок, «бербе- ри» (использовавшаяся прежде только для подкладки). Ведущие западные дизайнеры предлагают даже сочетание клетки с яркими орнаментами, пейзажами, изображениями животных, чего не было в моде прежде, а если и было, то искусствоведы относили это к кичу. Вообще кич, появившийся в моде тридцать лет назад, видоизменился и трансформировался до такой степени, что даже искусствоведы, изучающие изыски моды, порой теряются в 297 догадках, к какому стилю отнести это направление, граничащее подчас с дурным вкусом. Основной силуэт – лѐгкое прилегание, силуэт не трапециевидный, как в предыдущие годы, а прямой и полуприлегающий. Вещи становятся более компактными, они как бы жмутся к телу. Причѐм часто прилегающий эффект создаѐтся за счѐт актуальных нынче поясов и ремешков. Снова популярны пояса-цепи, пояса-шнуры, кожаные ремни. В направлении «буржуазный шик» наблюдается возвращение костюмов точного покроя, хорошо сидящих на фигуре. Интересно в современной моде и использование мотивов спецодежды: халата медика, костюма спасателя, скафандра водолаза. ЖЕНСКАЯ МОДА В современной моде больше интеллигентной деловитости, ощущается потребность в комфорте, привносятся декоративные элементы. В женской моде сказывается влияние мужской спортивной одежды, исторического костюма, стиля «милитари». Специалисты в области тендерной социологии утверждают, что в XXI веке женщина будет играть более важную роль в бизнесе, управлении, менеджменте, политике. Это – уверенная в себе женщина, профессиональная занятость которой влияет на моду: разрабатывается новый деловой стиль в женской одежде. Предлагаются жакеты новых пропорций, юбки с разрезами, складками, запа хами, различные варианты брюк и блуз. На подиумах и страницах журналов мод видим много брючных костюмов, причѐм брюки разнообразны по форме, но уже не расклѐшены, как было в прошлые сезоны, когда отдавалась дань моде 70-х годов XX века. В моде XXI века ощущается влияние всех десятилетий века XX: в некоторых вечерних платьях угадывается стиль 20-х годов, благодаря использованию стрейч достигается облегание вечерних платьев; 30-е годы прослеживаются в удлинѐнных силуэтах и асимметрии деталей; 40-е – в силуэтах в виде 298 латинских букв А и X; прообразом 50-х годов стали конструкции платьев, низ которых стягивается кулиской, из 60-х годов возвращаются короткие платья с отделкой кантом, из моды 70-х годов заимствованы темы макси-платьев, диапазоны длин. Контрасты по-прежнему популярны: контрасты в длине, в объѐмах; для любительниц контрастов интересны контрасты в сочетании предметов одежды: женственную блузку из полупрозрачной ткани можно сочетать с мужскими брюками и мужской обувью, а жакет из плотной ткани можно надеть с полупрозрачной юбкой из очень тонкой ткани. Не следует забывать и о том, что спортивность и женственность не исключают друг друга. Используются спортивные формы с декоративными элементами. Конечно, большое влияние на это направление оказывает одежда для различных видов спорта: тенниса, гольфа. Теме спортивности также присуща элегантность: она характерна для одежды week-end'a. Доминирующая длина юбки для женщин элегантного возраста – классическая, по колено, то, что называется «длина Шанель», в молодѐжном направлении снова видим длину «мини». Костюмы (жакет плюс юбка или брюки) уступают место комплектам. Что это значит? Теперь жакет и брюки могут быть не из одинаковой ткани, а из тканей-компаньонов, то есть разных материалов, но сочетающихся по цвету и удачно гармонирующих, например, юбка в клетку и жакет из ткани, перекликающейся с одним из цветов клетки. Можно дополнить ту же клетчатую юбку шарфом или пончо из точно такого же материала – приѐм называется «связь по пятну» и сейчас очень моден. Актуальна и асимметрия: жакеты с асимметричным воротником и краем борта, юбки с неровным краем борта, асимметричные вырезы горловины. Под жакет носят и блузки, и трикотаж (более чем актуально для нашего климата). Как и в 70- 299 е годы, воротник белой блузки можно носить поверх воротника жакета, так же эффектно смотрятся высовывающиеся на полтора-два сантиметра из-под рукава жакета манжеты блузки. Снова в моде блузы с множеством оборок, кокилье или жабо. В моду возвращаются из прошлого драпировки – их видим на платьях, юбках, жакетах. Возвращаются из моды прошлых лет и складки: байтовые, встречные, плиссировка. Есть вариант: половина юбки гладкая, а половина заложена в складки. Совершенно новый приѐм – пальто может быть чуть короче юбки, и это придаѐт динамичность, свойственную современной моде. Интересен и стиль, получивший название «лучшее из классики». Действительно, классический стиль, возникший ещѐ в XIX веке, настолько прочно утвердил свои позиции, что идѐт как бы параллельно с развитием современной моды, оставляя всѐ лучшее, что было создано за предыдущие годы. В современной моде увидим и эротические интонации: глубокие вырезы и декольте, смелые разрезы, полупрозрачные ткани, использование бельевого стиля. Оговоримся тут же, что всѐ это неприемлемо в деловой одежде. Многим женщинам по вкусу придутся и модели под девизом «сдержанный шик» и «экстравагантность». В коллекциях из трикотажа интересны джемперы со съѐмными рукавами, пристегивающимися воротниками и другими трансформирующимися деталями. Но в отличие от последних лет, когда предпочтение отдавалось пуловерам и джемперам, самым продаваемым товаром становится блуза. Для деловой женщины она напоминает батник 70-х годов с вышивкой нитками в тон. Блуза может на 10–12 см. выглядывать из-под жакета. Кстати, длинная юбка тоже может быть видна из-под «школьного» пальто, хотя общая тенденция сводится к тому, чтобы еѐ укоротить. 300 Интересны юбки, скроенные из квадратных кусков ткани, которые поочерѐдно пришиваются к поясу, образуя ромбы со срезанным верхом. Из этой же ткани делается шарф с модной нынче бахромой. Дизайнеры вновь предлагают силуэт юбки- баллон (по низу продѐргивается резинка или шнур, придавая изделию баллонообразную форму). В моделях, продемонстрированных на «Неделе высокой моды» и неделях моды «pert-a-porter», наблюдается возврат к естественной линии плеча, плечи могут быть прямыми и твѐрдыми (когда женщина как бы закрывает собой мужчину), естественной формы, расширенными (подобная форма корректирует фигуру, зрительно зауживая бѐдра) и реглан. Покатое плечо актуально и в мужской одежде. Воротники приемлемы самых разнообразных форм и размеров. Снова вернулась стойка, но не отрезная, а цельно- кроенная с полочкой и спинкой. Встречаются воротники-апаш и, конечно, традиционные английские воротники. Для стиля «золотой шик» характерны благородные золотистые оттенки. Это направление проникло в лѐгкую одежду: блузоны, топы, брюки и даже в верхнюю: пальто и плащи из золотистых тканей; коснулось это и косметики: отливающие благородным металлом тени для век и крем-пудра. Мех победил на всей планете. Меховые платья, юбки, жакеты, жилеты модницы носят даже в жарких странах. Ещѐ недавно мех стригли, и норка и бобѐр походили на кролика. Теперь в моде шикарный, дорогой мех, выкрашенный в цвета осенних листьев. Предлагается многоцветная окраска (в разные цвета) и резервная, когда пуховой волос окрашивается в один цвет, а остевой – в другой. Норка имитирует зебру, леопарда. Шкурки иногда располагают горизонтально. По-прежнему актуальны всевозможные пончо, пелерины, накидки, которые можно носить с юбками и разнообразными по форме брюками. Капюшон остаѐтся модной деталью будущего 301 сезона, причѐм он предлагается не только с куртками и плащами, но и с платьями и блузонами. Возвращается мода на логотипы. Их печатают не только на мужских галстуках, шарфах, но и на женских платках, шалях и даже колготах. Модно применять аппликации, причем во взрослой одежде может быть использована детская тематика. В модных брючных комплектах отсутствует традиционный облик строгости, так свойственный облику «бизнес-костюма». В новых костюмах – ощущение естественности, комфортности и даже легкой небрежности. Это ощущение вызвано тем, что в весенне-летнем сезоне модный жакет предполагается надевать на голое тело и носить его застегнутым на две верхние пуговицы. На шею можно повязать шарф, завязанный бантом. Вообще аксессуары очень актуальны. Комплекты дополняются блузками, майками, бюстье, корсетами. Блузки заимствованы, пожалуй, из всех десятилетий XX века: и блузки с вырезом «лодочкой» и «карэ», с жабо и рюшами; блузки, превратившиеся в новый тип жакета, и, конечно, блузки, напоминающие мужские сорочки. В спортивном стиле присутствуют брюки, заимствованные из одежды для джокинга, брюки на резинке и кулиске. Карманы в брюках спортивного стиля взяты из военной одежды. Для современного спортивного стиля характерны майки с набивным узором, спортивные блузоны и куртки с капюшоном. Использование прозрачных тканей в спортивной одежде – это, пожалуй, то, чего раньше не было в моде. Из застѐжек преобладают молнии. По-прежнему популярны куртки-анорак и парки. Спортивные блузоны предлагаются с юбкой до колен и брюками. В коллекциях многих дизайнеров присутствовали платья рубашечного покроя и платья со всевозможными ремешками и поясами, обтянутыми тканью. Возможно комбинирование различных стилей и направлений, нет идентичных материалов и однообразного стиля. Полная 302 свобода. Но дерзать надо осторожно, не превращая свой имидж в образец кича. МУЖСКАЯ МОДА Если внимательно изучать историю развития мужской моды, то можно сделать вывод о том, что яркие роскошные мужские костюмы эпохи Возрождения, барокко и рококо уступили место деловому практичному костюму XIX века. В XX веке о мужской моде писали, как о чем-то второстепенном, например, «не забыты и мужчины» или «несколько слов о мужской моде». Мужская мода была как бы в тени, и первые из отечественных модельеров, кто обратился к творчеству для мужчин, был Вячеслав Зайцев (у него в Доме Моды одновременно на подиуме демонстрируют одежду столько же девушек, сколько и молодых людей). Продолжает традицию Егор Зайцев, разрабатывающий новые авангардные коллекции для молодѐжи. На подиумах всего мира в мужских коллекциях мелькают заимствования из исторического костюма и национальной одежды: длинные робы, юбки-килты, романтические пелерины, пончо, накидки, жабо и цилиндры и др. Но никто, как правило, не носит этого. Конечно, изменения в мужской моде не так заметны, как в женской, – мужской моде в отличие от женской присущ больший консерватизм. Продолжают развиваться основные два стиля – классический и спортивный, но и они подвергаются некоторым изменениям. Мужская мода, как и женская, может черпать вдохновение то в недавнем прошлом, то в седой старине, вновь обращаться к национальным костюмам различных народов. Есть мужчины, которые не приемлют никаких изменений в имидже, довольствуясь деловым костюмом с сорочкой и галстуком. Во многих организациях и офисах именно такой стиль в одежде единственно допустим. Работники творческих профессий могут позволить себе более раскованный имидж. 303 Главное, в чѐм могут экспериментировать мужчины, – это цвет и материалы (и именно в этой последовательности). Цвет в мужской одежде долгое время был приглушѐнным, и как бы ни пестрели международные подиумы изысками цвета, мужчины в колористической гамме оставались консервативными. На будущий сезон предлагаются два основных направления в цвете: – футуристическое, абстрактное, ненатуральное из современных технологий (металлизированное покрытие, эффект шанжан и т.д.); – натуральные цвета (земли, песка, верблюжьей шерсти). Эти два начала не противоречат, а скорее, дополняют друг друга, причѐм колористическая гамма не рассматривается в отрыве от фактуры и структуры материалов. Что касается текстуры и поверхности материалов для мужских пальто, костюмов и брюк, то она стала разнообразнее, чем в предыдущие годы. Стираются границы между мужскими и женскими тканями, идѐт взаимопроникновение мужской моды в женскую и, отчасти, женской – в мужскую. Модельеры мира в своих коллекциях используют смешение различных фактур и текстур материалов, причѐм применяются как новые ткани, так и традиционный текстиль. Он может быть рустикальным (от французского слова «rustique» – грубый, простой) либо традиционно классическим. Твиды, габардины – в клетку, полоску по-прежнему популярны. Благодаря уникальной структуре и сложному колориту костюм из твида выглядит умеренно и вместе с тем стильно. Эта ткань позволяет еѐ обладателю подчеркнуть свою индивидуальность, не выделяясь из общей среды. Новый виток популярности твида специалисты связывают с изменением представления о фешенебельности. На смену показному богатству предшествующего десятилетия пришла сдержанная роскошь. Как никогда ранее, в материалах 304 стало цениться мастерство, хорошо заметное в каждом переплетении. Возродилось понятие «сделанной» ткани – ткани, обладающей собственной сущностью. Вновь усилился интерес к натуральному. Абсолютно непохожие по творческому почерку дизайнеры используют в своих коллекциях самые разнообразные твиды: «диагональ», «шеврон», «харрис», ирландский твид. Главное достоинство твида: чем дольше его носишь, тем лучше ткань выглядит. Твид из природно окрашенных нитей прекрасно вписывается в экологическое направление. Сухой и корректный костюм из твида соответствует актуальной волне в моде – стилю «кейжуал». Идеологию этого стиля, не ведая о том, сформулировал Оскар Уайлд: «Мои потребности просты до предела: я всегда довольствуюсь самым лучшим». Не стоит название этого стиля (casual – в переводе с английского значит: случайный, непроизвольный, небрежный) понимать буквально: в одежде этого стиля нет ничего случайного. Наоборот, каждая мелочь продумана, каждая «небрежная» деталь выверена, чтобы полнее создать желанный образ современного мужчины: мобильного, сдержанного, но позволяющего себе некоторые вольности. В моде любого сезона всегда найдѐтся место чѐрному и белому. Но и чѐрный и белый могут быть разными: в мужской одежде представлен чѐрный «в новом имидже» с игрой оттенков от тѐмно-синего до коричневого с блеском, а иногда и эффектом прозрачности в облегающих вечерних сорочках. Белоснежно- белый встречаем в нарядных сорочках, а оттенки белого (цвет слоновой кости, топлѐного молока, неотбеленного холста – в трикотаже). Искусствоведы отмечают проникновение в мужской костюм цветов, ранее не типичных для мужской гаммы: фиолетового, сиреневого, розового. Мужчина, желающий выделиться и обратить на себя внимание, может использовать красный цвет: джемпер, пиджак и даже «тотальный» красный в ансамбле. 305 Яркие цвета вернулись в мужскую моду вместе со вторым пришествием кожи и вельвета, причѐм вельвета в крупный рубчик. Если раньше вельветовые пиджаки носили только отличающиеся левыми взглядами профессора университетов, вельветовые брюки выдавали во владельце художника или писателя, а бархатные жилеты были прерогативой конферансье, то теперь всѐ это предлагается носить в офисе. Серый цвет не утратил популярности, но модным в следующем сезоне будет вкрапление в ахроматический серый хроматических оттенков: зелѐного, коричневого, синего. По-новому зазвучали в мужской одежде деним и джинсовые ткани. В моде комбинирование джинсовых тканей с кожей, классическими тканями, а также вышивка в стиле «хиппи». Что касается стилей в мужской одежде, то наряду с классическим и спортивным, имеет права гражданства и стиль «милитэр», но он не несет в себе излишней агрессивности. Униформа трактуется под углом зрения практичности, отсутствия вычурности, рациональности кроя и деталей пиджаки френчи с накладными карманами с клапанами, коричневые рубашки, кожаные ремни, узкие галстуки. Важная стилистическая деталь в этом направлении – поднятый воротник, а деталь имиджа – длинные волосы, образ становится более романтическим. Напоминаем, что мода – это не только модный пиджак и костюм, но и манера носить эти предметы гардероба и комплектовать их в одном ансамбле. Очень многие мужчины полюбили трикотаж за его комфортность и удобство в носке джемперы, свитеры, водолазки и жилеты могут быть гладкими или с рисунками, причем используются изображения разноцветных флагов, фруктов, снежинок, любимых предметов и животных, – фантазия творцов моды беспредельна. Классический стиль в мужской одежде был, есть и будет. Оду классическому стилю исполнили дизайнеры мира, предложив классический мужской костюм, костюм-тройку (пиджак, брюки 306 и жилет) приталенных силуэтов небольших объемов. Но уже ощущается ностальгия по более свободному крою, знакомому по фильмам о гангстерах 40-х годов. Пальто или плащ дополняются поясом, застегнутым на пряжку или завязанным мягким узлом. Предлагаются как одно-, так и двубортные пиджаки. Напомним, что никакие излишества недопустимы в деталях и аксессуарах классического стиля. Ремни стали лаконичнее это полоса кожи или ткани с пряжкой прямоугольной или квадратной формы. И в заключение – несколько слов о галстуках. Ведь галстук – именно тот предмет гардероба, где мужчина может проявить свой вкус и индивидуальность. Наряду с изысканными галстуками традиционных рисунков предлагаются галстуки из кожи шоколадного цвета. Что же касается предложений отечественных модельеров, то в коллекции Александра Игманда (АО «Кузнецкий мост») была продемонстрирована традиционная школа моделирования, где есть все и ничего лишнего. В центре внимания – взрослый человек с устоявшимся вкусом. Все успокоено, приведено в гармонию. Классика – девиз Дома Моделей более полувека. Мода будущего провоцирует мужчин новыми идеями. Экспериментируйте, пробуйте, ищите и найдите свой индивидуальный стиль. |