Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы для самопроверки

  • Рекомендуемая литература

  • Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. Имиджелогия. Как нравиться людям


    Скачать 3.83 Mb.
    НазваниеИмиджелогия. Как нравиться людям
    Дата28.10.2022
    Размер3.83 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаШепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям.pdf
    ТипДокументы
    #759271
    страница25 из 45
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   45
    Упражнение 1
    Встать прямо. Правую руку положить на область движения
    диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание
    вдохнуть, сделать глубокий вдох носом (следить, чтобы рот

    335
    был закрыт) так, чтобы было приятное, лѐгкое ощущение
    вдоха, без напряжения. Выдыхать также через нос. Затем
    выждать естественную в цикле дыхания паузу, снова сделать
    вдох и затем выдох. Упражнение нужно проделать три раза
    без перерыва, всѐ время с закрытым ртом.
    При выполнении этого упражнения нужно внимательно
    следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, и оставались
    спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет
    двигаться верхняя часть грудной клетки. Но следует
    добиваться, чтобы главным образом работала диафрагма.
    Упражнение 2
    Встать прямо. Кисти рук лежат на нижних рѐбрах грудной
    клетки: большой палец впереди, четыре пальца – на спине.
    Сделать выдох (вообще все упражнения по дыханию нужно
    начинать с выдоха). Затем – вдох носом, на одну секунду
    задержать грудную клетку в расширенном состоянии
    (состояние вдоха), затем выдохнуть. Повторить упражнение
    три раза.
    При упражнении не нагибаться вперѐд, делать
    максимальный вдох.
    Упражнение 3
    Стоять прямо. После предварительного выдоха взять
    дыхание через нос, последить, правильно ли работают
    диафрагма, нижние рѐбра и мышцы живота. Плечи должны
    быть спокойны. Прежде чем начать выдох, сделать небольшую
    остановку, которая станет подготовкой к выдоху. Положение
    смешанно-диафрагматических мышц при остановке перед
    выдохом будем называть «опорой дыхания». Научиться
    сохранять опору дыхания при выдохе очень важно, так как
    правильная опора дыхания организует работу голосовых связок
    на хорошей воздушной струе. После остановки начать выдох
    через узкое отверстие, образованное губами. При выдохе
    должно быть такое ощущение, как будто струя воздуха

    336
    продолжает воздушный столб, идущий от диафрагмы.
    Выдыхаем легко, постепенно и плавно.
    Упражнение проделать три-четыре раза. Следить за тем,
    чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и
    шеи. Освободить мышцы шеи, покачивая головой вправо, влево,
    по кругу, вниз. Проделать это же упражнение сидя.
    Упражнение 4
    Медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое
    отверстие, образованное губами, на свечу, которая стоит
    недалеко от вас. Пламя еѐ должно плавно отклониться по ходу
    течения воздушной струи (от вас). Затем снова делаем
    медленный вдох и дуем медленно на свечу, которая стоит
    дальше, чем в первом случае. Снова медленный вдох и медленный
    выдох на свечу, стоящую уже на более далѐком расстоянии. Вы
    ощущаете, что в зависимости от удаления свечи мышцы
    живота будут испытывать всѐ большее напряжение. Голову
    вперѐд не тянуть.
    Упражнение 5
    Сидеть. Делать быстрый вдох носом, затем паузу и
    быстрый выдох на свечу, стоящую близко, чтобы загасить еѐ.
    Отодвинуть свечу и, делая быстрый вдох, также загасить
    свечу. Поставить свечу ещѐ дальше, сделать вдох и снова
    загасить свечу. Мышцы живота работают с хорошей
    активностью.
    Упражнение 6
    Встать прямо, расставив ноги на ширину плеч. Представить себе, что перед вами куст сирени и вы вдыхаете еѐ запах. Запах замечательный, и вам хочется продлить вдох. После вдоха небольшая остановка, а затем медленный выдох также через нос, как бы стараясь не потерять приятного запаха цветка. Если положить руку на шею под подбородком, то чувствуется движение мышц, при вдохе опускающих язык и расширяющих глотку.

    337
    Упражнение 7
    Упражнение выполнять стоя. Медленный вдох носом и одновременно с быстрым выдохом через рот бросить корпус вниз. Медленно поднимаясь, делать медленный вдох. На выдохе бросить корпус в сторону. Проделать упражнение несколько раз, меняя положение корпуса при выдохе, – направо, налево, перед собой. Ноги в коленях не сгибать.
    Упражнение 8
    Чтобы приучить себя к контролю над взаимосвязью произвольного вдоха и выдоха, подчиним их счету. Определим длительность вдоха на счет «три», а длительность выдоха – на счет «шесть». Чтобы зафиксировать состояние мышц после вдоха, в момент подготовки их к выдоху, даем маленькую паузу на счет «один». Все упражнение будет протекать в такой последовательности: вдох – три единицы, пауза – одна единица, выдох – шесть единиц. Счет вести про себя. Вдох делать носом, а выдох ртом, будто выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь. Упражнение выполняется три-четыре раза.
    Упражнение 9
    Так как задача речевого выдоха состоит в том, чтобы
    максимально использовать дыхание в образовании звуков речи,
    то в упражнениях необходимо воспитывать целесообразный
    выдох, выдох «без утечки».
    Это упражнение рассчитано на тренировку выдоха при образовании одного из согласных звуков – звука «Ф», в дальнейшем можно его делать на некоторых других согласных с правильной их установкой.
    Встать прямо. Сделать выдох, а затем вдох и начать выдох
    на звуке «Ф».
    Следить за тем, чтобы не надувались щеки: выдыхаемая
    струя выходит только через щель, образованную зубами и
    нижней губой. Следить за опорой дыхания. Вдох делать носом,

    338
    губы при вдохе должны быть сомкнуты. Упражнение
    проделать три-четыре раза подряд, следить, чтобы выдох
    длился не меньше восьми-девяти единиц счета.
    Упражнение 10
    Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении, но выдох рассчитан на длительность в двенадцать единиц, и эти двенадцать единиц равномерно распределяются между четырьмя звуками: «Ф», «С», «Ш», «X» – на каждый звук падает три единицы счета. Упражнение также проделывается три- четыре раза. Следить за опорой дыхания.
    РЕЗЮМЕ
    Все больше появляется видов деятельности, в которых речь используется как постоянно действующее орудие труда, поэтому необходимо совершенствовать способы подготовки работников в речевом отношении.
    Благозвучие речи помогает в создании положительного имиджа и облегчает процесс общения, ибо окружающие невольно попадают под обаяние человека, владеющего правильной ясной речью
    Вопросы для самопроверки
    1. Почему голос – один из важных составляющих имиджа?
    2. Что создает красоту звучащего голоса?
    3. Что такое дикция?
    4. Какой вид дыхания является оптимальным для звучащей речи?
    Рекомендуемая литература
    Саричева Е. Сценическая речь. М., 1955.
    Емельянов В.В. Развитие голоса. СПб., 1997.

    339
    Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.
    ОЧАРОВАНИЕ СЛОВОМ
    РЕЧЬ – КУЛЬТУРА БЛАГОЗВУЧИЯ
    Современные имиджмейкеры вполне могут считать своим девизом утверждение А.П. Чехова «В человеке все должно быть прекрасно и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Именно такую цель должен преследовать создатель нужного, «заданного» имиджа, и именно таким имиджем он должен обладать сам. Но если в работе над лицом и одеждой профессиональный имиджмейкер может вполне опереться на достижения стилистов, визажистов, косметологов, модельеров, то в работе над душой и мыслью опоры не столь очевидны и не так легко достижимы. Без самостоятельного и целенаправленного обучения достичь красоты мысли и слова невозможно.
    «Необходимо знать всю историю, чтобы черпать из нее примеры, необходимо изучить до тонкости все движения души, которыми природа наделила род человеческий, нельзя также упускать знакомства с законами и гражданскими правами, ко всему этому должны присоединиться юмор и остроумие, образование, достойное свободного человека, и благовоспитанность», – считал Цицерон, говоря о требованиях, предъявляемых к ораторам (Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972. С. 81.). По одному перечню необходимых знаний и навыков становится ясно, что очарование словом – это результат длительной, серьѐзной и основательной подготовки, что только «труд, работа, обучение и мудрость образуют венец славы, который сплетается из цветов красноречия и возлагается на головы тем, которые его любят»
    (Платон. Федр).
    Необходимость специально обучать овладению мастерством
    Звучащего Слова была осознана в античной Греции. В V в. до н.э. возникают первые риторические школы, разрабатываются оригинальные программы по ораторскому искусству,

    340 социальной ценностью становится Культ Слова. Желание людей овладеть речевым искусством было так велико и так массово, что именно учителя риторики оказались самыми востребованными и поэтому наиболее состоятельными людьми.
    Объяснение этого феноменального успеха речевого образования следует искать в универсальном значении Речи и Слова в жизни людей. Речь – это не только средство передачи информации и основа коммуникативного контакта. Речь – это всегда оценка человека, его основная и наиболее объективная характеристика.
    С помощью речевого воздействия можно управлять энергетическим ресурсом человека, существенно корректировать его личностные параметры, изменять ценностные установки. Только речь способна скрывать визуальное несовершенство, делая его незаметным и незначимым. И только речь способна наиболее ярко и отчетливо высветить внутреннее убожество, как бы искусно оно ни было завуалировано эффектным внешним фасадом.
    Система современного риторического образования, опираясь на достижения классической риторики, основную свою задачу видит в том, чтобы разработать предельно доступные и наиболее эффективные речевые технологии, способные сформировать у человека навыки хорошего и результативно звучащего слова. К их числу относятся:
    1. Технологии, формирующие культуру благозвучия
    2. Технологии, используемые при создании конкретного речевого произведения.
    3. Технологии, регулирующие речевое поведение в процессе общения.
    Аристотель отмечал, что из трех элементов речевого взаимодействия: самого оратора, предмета речи и слушателя, главным в процессе общения является именно слушатель, его реакция и оценка речевой коммуникации. Современные исследования в области психологии риторики подтверждают это положение Аристотеля данными психологии восприятия. До

    341 80% получаемой информации адресат речи воспринимает подсознательно. Чтобы сформировать нужный имидж, оратору особенно важны первые минуты коммуникативного контакта. В это время реакция адресата на речевую ситуацию и еѐ участников носит преимущественно эмоционально-оценочный характер. Это значит, что в сферу действия такой оценки в первую очередь попадает звуковое оформление передаваемой информации и невербальное поведение оратора. Поэтому
    «выиграть» на этом этапе речевого состязания оратор может, только освоив культуру благозвучия и владея навыками эффектного «вхождения» в речь. Само сочетание «благо и звучание» отражает тот эффект, который должен возникнуть при звуковом оформлении речи. С точки зрения слушателя – это комфортное, располагающее, воспринимаемое с удовольствием и наслаждением, звучащее слово оратора. Такой эффект возникает при одновременном сочетании правильного речевого дыхания, свободного от мышечного напряжения звучания голоса, равномерной работы голосовых резонаторов, правильной и чѐткой артикуляции звуков, соблюдении интонационно-мелодического рисунка произносимой речи.
    Технологии, целенаправленно формирующие культуру благозвучия, предоставлены в особом разделе риторики –
    технике речи.
    Звучный, гибкий, красивый голос – это, прежде всего правильная организация речевого дыхания. Звуки речи образуются при выдохе, поэтому основное упражнение для тренировки речевого дыхания следующее: короткий вдох, затем пауза для укрепления брюшного пресса и длительный выдох через рот в соотношении времени вдоха и выдоха 1:15–20.
    Начинать работу над голосом нужно с того, чтобы создать условия для свободного звучания. Для этого необходимо снять мышечное напряжение в области гортани, где расположены голосовые связки. Произнесите звук «М» сзакрытым ртом и тихо стоните на выдохе. Укрепив звук «М», постепенно присоединяйте к нему гласные звуки У-О-А-Э-Ы-И: Мммммм-

    342
    У-мммм-О-мммм-А-мммм-Э-мммм-Ы-мммм-И-мммм.
    Дополните это упражнение другими, обращаясь к литературе по технике речи.
    Чѐткое произношение звуков зависит от степени тренированности наиболее активных речевых органов – губ и
    языка. Поэтому отработка дикции, соответствующей фонетической норме русского языка, должна начинаться с артикуляционной гимнастики и дикционного тренинга. Наряду со специальными упражнениями для повседневной тренировки речевого аппарата можно использовать сочетание «улыбки и поцелуя», адресованных себе лично. Включение этого приятного упражнения в комплекс утренней разминки обеспечит хорошее настроение в начале рабочего дня.
    Особая роль в создании благозвучия принадлежит
    интонации. Современные исследователи отмечают, что более
    38% передаваемой в устном общении информации обеспечивает интонационная окраска речи. Интонация передаѐт эмоциональное распределение голосовых и речевых средств в коммуникативном контакте, создавая особый мелодический рисунок звучащего слова. Если при прочтении написанного текста, выбор необходимой интонации в первую очередь подсказывают знаки препинания, то при устном общении интонационно-мелодический рисунок речи зависит от эмоционально-психического состояния говорящего и его отношения к предмету речи. Если оратор находится в состоянии эмоционального напряжения (возбуждение, излишнее волнение, страх, депрессия, усталость), то по закону эмоционального
    «заражения» у его слушателей возникнут аналогичные, но нежелательные для них ощущения. Чтобы избежать таких последствий, современная риторика рекомендует оратору перед началом публичного выступления проводить
    психофизиологическую самоподготовку. Опережая возможное мышечное напряжение, полезно сделать следующее
    упражнение: поставьте ноги на ширину плеч, руки согните в локтях и максимально напрягите все мышцы своего тела.

    343
    Сожмутся кулаки, ноги задрожат от напряжения, шея одеревенеет. В таком неприятном состоянии следует пробыть 4–
    5 сек., после чего мысленно скомандуйте себе «сброс» и моментально сбросьте с мышц всѐ напряжение. Проделайте это несколько раз, пока не почувствуете приятное ощущение расслабленной мускулатуры.
    После этого постарайтесь мысленно проанализировать предстоящую речевую ситуацию. Сознательно сосредоточьтесь на излагаемой проблеме, теме, вопросе как на главной цели и задаче своего выступления, т.е. переключите внимание со своего состояния на тему предстоящего общения.
    Специальными упражнениями для выработки навыков выразительного интонирования являются следующие тексты:
    Льюис Кэрролл. Бармаглот.
    Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве, и хрюкали зелюки, как
    мюмзики в мове. И бойся Бармаглота, сын! Он так свиреп и дик, а в
    глуще рымит исполин – злопастный Брандашмыг! Но взял он меч, и взял
    он щит, высоких полон дум. В глущобу путь его лежит, под дерево
    Тумтум. Он встал под дерево, и вдруг граахнул гром – летит ужасный
    Бармаглот и пылкает огнѐм! Раз-два, раз-два! Горит трава! Взы-взы –
    стрижает меч. Ува! Ува! И голова барабардает с плеч. О, светозарный
    мальчик мой! Ты победил в 6ою! О, храброславленный герой, хвалу тебе
    пою! Варкалосъ. Хливкие шорьки пырялись по наве. И хрюкали зелюки,
    как мамзюки в мове.
    Л. Петрушевская. Пуськи бятые.
    Сяпала Калуша по напушке и увозила бутявку. И волит: Калушата,
    калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И
    придудонились. И Калуша волит: Оее, оее! Бутявка-то – некузявая!
    Калушата бутявку вычурили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась
    и усякала с напушки. А Калуша волит: бутявок не трямкают. Бутявки
    дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудунятся. А бутявка
    волит за напушкой: Калушата подудонились! Калушата подудонились!
    Зюмо некузявые! Пуськи бятые!!
    ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
    Современная риторика так же, как и классическая, выделяет в речевом поведении оратора две фазы. Первая фаза – подготовка

    344 речи. Вторая фаза – произнесение речи «эффективно и с обаянием».
    Различные задачи, которые решает оратор, создавая речь и произнося еѐ перед слушателями, обусловили и различие форм его речевого поведения на этих этапах. Если на этапе непосредственного выступления перед публикой оратор должен быть гибким, артистичным, умеющим импровизировать, то на стадии понятийной разработки темы речи его поведение должно подчиняться всеобщим законам формальной логики. Именно поэтому классическая риторика разработала готовую программу, позволяющую создавать надѐжную основу для любой речи. В основе этой программы – система универсальных способов логического размышления на ту или иную тему.
    Отсюда известное правило: научиться говорить эффективно и эффектно можно, только научившись хорошо думать. Освоение программы мыслительной разработки темы речи (древние называли еѐ Топикой) в античной риторике рассматривалось как первый и важный шаг на пути к риторической образованности.
    Современная риторика также широко использует технику создания речи на основе готовых словесных моделей. Такие модели представляют собой результат логического
    «размножения» любой заданной темы на еѐ смысловые элементы. Чтобы создать хорошую основу речи, достаточно девяти способов «размножения» темы. Это подведение темы
    (идеи) под общее, родовое понятие (род) при одновременном выделении видовых особенностей (вид). Затем на этой основе даѐтся определение идеи, отмечается еѐ связь и единство с другими (целое). Далее выделяются еѐ характерные особенности через название свойств, элементов структуры (часть), приводятся сравнения с другими явлениями, называются возможные места еѐ нахождения (обстоятельства), в качестве подтверждения приводятся примеры или причинно- следственные связи, используется название темы.
    Следующий шаг на пути к хорошему речевому произведению
    – логическая и структурная упорядоченность избранного

    345 содержания. В зависимости от задач коммуникативного контакта: описание, рассказ, убеждение – развитие темы может осуществляться либо по одному из названных речевых сценариев, либо совмещая приѐмы каждого из них. Поэтому правила описания, повествования, рассуждения и технологии их создания обязательно включаются в систему современного риторического образования. Так, например, чтобы создать хорошее описание чего-либо (кого-либо), необходимо соблюдать следующие принципы:
    1. Интересно «подать» предмет слушателям, т.е. речевыми средствами выполнить операторскую или режиссѐрскую работу.
    2. Правильно выбрать главную, характерную черту или свойство, определяющее сущность предмета.
    3. Подобрать точное сравнение, на основе которого можно было бы создать запоминающийся образ предмета.
    Нетрудно заметить, что эти принципы не только точно называют нужные для хорошего описания способы
    «размножения» идей, но и подсказывают возможную последовательность их применения в речевом произведении.
    Например:
    Однажды, прогуливаясь по набережной, я обратил внимание на удивительную клумбу. Цветы на ней были посажены так, что в центре оказался один, вполне распустившийся красный цветок, с заметными шипами на стебле. Конечно, это была роза. Однако еѐ намеренное возвышение над другими цветами клумбы и даже какая-то изоляция от всех остальных растений делали розу такой величественной и яркой, каким бывает только солнце в самый ясный день лета.
    Свои принципы и правила создания имеет риторика повествования или рассказа. Прежде всего, следует постоянно помнить: кому и с какой целью адресуется речевое произведение. Интерес у слушателей должен развиваться постепенно, достигая основного накала к кульминации и развязке в заключении.

    346
    Большое значение в риторической подготовке отводится навыкам убеждающего слова.
    В зависимости от настроения аудитории такое слово должно звучать по-разному, поэтому оратору необходимо освоить тактику гибкого речевого поведения. Если аудитория не расположена к оратору, или она не подготовлена к восприятию темы, или сам оратор плохо представляет себе своих слушателей, то более правильно будет строить рассуждения от доказательств к основному тезису. Такой способ получил название «сократического» в отличие от «аристотелевского», в основе рассуждений которого находится тезис, доказываемый различными аргументами. Века последующей риторической практики свидетельствуют о мудрости Сократа, утверждавшего, что категорически высказанный в начале речи тезис способна
    «выдержать» только очень хорошо и заранее подготовленная к нему аудитория. В любых других случаях лучше подводить еѐ к нужному выводу постепенно, предложив сначала убедительные доказательства, которые заставят аудиторию прежде всего прислушаться к самому оратору, и только потом, через доверие к нему, согласиться с тезисом, который он защищает.
    Возможную реакцию аудитории на будущее выступление позволяет предусмотреть заранее составленный «социальный портрет слушателя». Такой условный портрет можно получить, выяснив следующее:
    1. Социальный состав аудитории (если она неоднородна, то выделить наиболее многочисленные группы).
    2. Роль собеседника по отношению к говорящему
    (руководитель, подчинѐнный, родитель, друг).
    3. Количественный состав аудитории (2–4 человека, 12–15 человек, 40–50 человек).
    4. Приблизительный возраст слушателей.

    347 5. Круг особых интересов адресата и набор «запретных тем»
    (т.е. тем, обсуждение которых в данной аудитории нежелательно).
    6. Желательно определить такие особенности слушателей, как характер образования и воспитания, вкусы, пристрастия, потребности).
    7. Почему и зачем собрались эти слушатели?
    8. Как предлагаемое сообщение связано с их интересами и потребностями?
    9. Чего они вероятнее всего ждут от общения с оратором?
    10. Где, когда и как могут они использовать полученные сведения?
    Заранее продуманный «социальный портрет аудитории» позволяет решить очень важные задачи. Современные исследования показывают, что степень адекватного понимания речи тем выше, чем ближе еѐ содержание интересам и потребностям слушающих эту речь людей. Поэтому даже предварительная оценка и приблизительное представление об аудитории позволяет отобрать для выступления или беседы именно те факты, примеры и доказательства, которые будут хорошо знакомы, интересны, доступны или жизненно важны в данной аудитории. Кроме этого, «социальный портрет аудитории» позволяет правильно определить «информационный запас» адресата речи. Как известно, любое общение будет продуктивным только тогда, когда у собеседников есть общая интеллектуальная база, позволяющая им понимать друг друга.
    Поэтому доходчивость темы зависит не только от близости темы интересам адресата, но и от правильного дозирования сообщаемой информации. Новая информация и терминология должны вводиться постепенно, с учѐтом уже имеющихся у адресата знаний. Такой приблизительный уровень слушателей оратор должен представлять себе уже на стадии понятийной разработки темы, «закладывая» в содержание речи общий с

    348 адресатом информационный фундамент. Поэтому при создании текста важен тщательный отбор слов и их сочетаний, фраз и предложений, выбор ритма будущего речевого звучания, тропов и фигур речи, специальных риторических приѐмов, т.е. тех
    «цветов красноречия», которые должны не только объяснять, доказывать, описывать или рассказывать, но и восхищать слушателей, будить их чувства, вызывать эстетическое наслаждение от услышанной речи.
    Однако, используя образные речевые картины с целью получить эмоциональный отклик ваудитории, важно соблюдать чувство меры. Существует сравнение «цветов красноречия» с красными чернилами или курсивом в рукописи. Если весь текст написан красными чернилами или курсивом, он также теряет выразительность, как и вовсе еѐ лишѐнный. Отсюда правило – яркость, образность речи должна сочетаться с еѐ естественностью. Украшать речь следует незаметно, делая вид, что говоришь не искусственно, а естественно, потому что естественное способно убеждать, а искусственное, напротив, вызывает недоверие к оратору, настраивает против него
    (Аристотель. Риторика: Кн. 2). Современные исследования разговорной речи полностью подтвердили выводы теоретика классической риторики. Имитация разговорной речи в условиях публичного выступления вызывает у слушателей иллюзию естественного, непринуждѐнного общения, «равенства» с оратором, спонтанности, незапланированности его выступления, несмотря на тщательную домашнюю подготовку. Слушателям кажется, что удачные сравнения, яркие образы, блестящие мысли – всѐ это рождается у них на глазах, и они ощущают себя почти в той же мере творцами речи, что и оратор. Поэтому в настоящее время самым эффективным стилем публичной речи и любого другого общения признан именно естественный, разговорный стиль речи.
    ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

    349
    Основная задача, которую решает оратор в непосредственном процессе общения – адекватно передать слушателям свои идеи, чувства, эмоции, составляющие содержание его речевого произведения. В значительной степени успешное решение этой задачи зависит от знания автором-оратором основных законов психологии восприятия звучащего слова. Так, в многовековой риторической практике установлено, что трудно удерживать внимание слушателей дольше, чем три четверти часа даже при использовании специальных риторических средств. Не случаен в этой связи 45-минутный период «академического» часа. К специфике восприятия звучащей речи относится и тот факт, что естественный период, в течение которого человек может слушать не отвлекаясь, – это 5–10 минут, после которых необходимо специально стимулировать внимание. Естественная пульсация внимания слушателей (5–10 минут оно включено, затем «микросон») требует квантовой структуры публичного выступления, при которой тезисный квант будет чередоваться с
    «микросном». Очень важна во время речи передышка: заполненная «несерьѐзным» содержанием (шуткой, примером, анекдотом), она помогает воспринимать смысловые центры речи как узловые, центральные моменты, что хорошо запоминается слушателями.
    Современная риторика, опираясь на классические традиции, выделяет в процессе речевого общения следующие этапы: вступление в общение, основное время общения, выход из общения.
    Начало общения не случайно все исследователи считают самым ответственным моментом в процессе речевой коммуникации. Именно здесь в течение 3–5 минут решается
    «речевая судьба» говорящего: удалось ли ему расположить к себе слушателей, увлечь их темой предстоящего разговора, заинтересовать собой как неординарной личностью. Таковы конкретные цели введения в речь. В результате риторически грамотного поведения оратора в начале его общения с аудиторией должен сформироваться такой речевой имидж,

    350 который, с одной стороны, отвечал бы поставленным во введении целям (располагающий к себе, знающий, интересный), а с другой – полностью соответствовал бы общему личностному имиджу говорящего, т.е. гармонировал бы с его визуально воспринимаемым обликом, его психологическими и интеллектуальными особенностями. Иными словами, чтобы созданный имидж был бы одновременно привлекательным для аудитории и естественным для оратора. Современная риторика выработала ряд конкретных рекомендаций, следование которым позволяет «входить» в любую аудиторию уверенно, спокойно, демонстрируя доброжелательность по отношению к слушателям, всем своим видом убеждая их в том, что ему как оратору есть что сказать и он знает, как это сделать именно в этой аудитории. Прежде всего, «дайте на себя посмотреть». Для этого: встаньте так, чтобы вас было удобно видеть слушателям, а вы сами без особых усилий могли бы «встретиться» взглядом с каждым (по возможности) из присутствующих в аудитории.
    Такая тактика позволяет создать у слушателей впечатление, что говорить будут именно с ним и для него. Приѐм вовлечения в визуальное сотрудничество важен в начале выступления ещѐ и потому, что для аудитории это сигнал к управлению своим вниманием, к сосредоточенности на речевом контакте с оратором. Для выступающего же – это дополнительная возможность подкорректировать социальный портрет аудитории, который был создан на этапе подготовки речи. Но чтобы у аудитории не возникло ощущения, что еѐ специально изучают или критически оценивают, опытный оратор обязательно скроет своѐ «исследование» слушателей за приветливой улыбкой, дружеской репликой, доброжелательным приветствием. Словом, любое начало должно представлять собой дружескую увертюру, тогда даже враждебно настроенная аудитория не устоит.
    Объѐм введения не должен быть большим – не более 1/8 всей речи. Поэтому всѐ, что говорится во введении, должно быть прямо связано с темой речи.

    351
    Очень важно сформулировать тему выступления так, чтобы у слушателей возникло ожидание чего-то важного и интересного именно для них. Психологи утверждают, что ничто так не способно заинтересовать человека и держать его в напряжѐнном ожидании, как ожидание интересной для него информации.
    Поведение оратора в основной части общения должно учитывать следующие особенности восприятия слушателями устного слова. Основная часть выступления не должна включать более пяти основных положений. Такая рекомендация связана с особым механизмом запоминания: память человека может одновременно удерживать не более 7+2 единиц хранения.
    Ещѐ одна особенность восприятия связана с различной степенью активности оратора и его слушателей. Вынужденная неподвижность (сидят и слушают), «запрет» на общение с сидящими рядом (слушают молча) неизбежно вызывают у слушателей торможение нервной деятельности и значительно более быстрое, чем у оратора, наступление усталости. Поэтому время от времени аудиторию следует выводить из состояния заторможенности, используя голосовую подачу «разрядочной информации»: речевой энтузиазм, оптимистическое настроение должны обязательно присутствовать в интонационно- мелодическом рисунке речи. Поддерживать и направлять внимание слушателей помогает правильно выбранный темп речи. Существуют примерные параметры скорости публичного выступления, основанные на психологии восприятия. Для оратора это приблизительно 100–120 слов в минуту. Это та скорость, при которой слушатели вполне успевают следить за ходом мыслей выступающего перед ними человека. Слишком быстрая речь и речь замедленная одинаково нежелательны, так как при излишне торопливой речи слушатели «отстают» и теряют речесмысловую ориентацию. При излишне медленной речи слушатели начинают невольно «опережать» оратора и успевают переключить своѐ внимание на что-нибудь другое, вообще уходя с общей речевой дистанции. Кроме темпа речи чувству продвижения и ориентации в речевом общении

    352 помогает и так называемый эффект границы. Этот эффект построен на такой психологической закономерности, как
    «зависимость запоминания от эффектности воспринимаемой речи». Если кванты речи в речевом поведении оратора эффектно отделены границами (перемена позы, жест, пауза, изменение громкости голоса, его высоты, интонационное разнообразие), то в памяти слушателей они сохраняются дольше и основательнее.
    В то же время следует учитывать, что, желая подчеркнуть важность того или иного тезиса или выделить интонационно смысловой центр речи, оратор невольно может усилить категоричность своего утверждения. Категоричность же, как показывают исследования, воспринимается слушателями как
    «нарушение их личностного суверенитета». Возникающая при этом у них защитная реакция снижает эффективность речевого воздействия и подсознательно ухудшает оценку самого оратора.
    Для снятия излишней категоричности в русском языке существуют специальные смягчающие средства: вводные слова
    (возможно, вероятно, видимо), вопросы в форме утверждения
    «Не кажется ли вам, что…?», комплиментарные слова и обращения (дорогие друзья, уважаемые коллеги). Особенность воздействия этих средств в том, что они не фиксируются сознанием слушателей в момент их произношения, но через подсознание выполняют очень важную роль, формируя позитивное отношение к оратору.
    Заключительный этап в процессе общения не менее важен, чем начальный. Поведение оратора на этом отрезке речевого пути должно быть ориентировано на эмоциональную память его слушателей. Именно в этой памяти останется впечатление от увиденного и услышанного в речевом общении. Поэтому на завершающем этапе необходимо эмоционально-выразительное и образное повторение ключевых моментов речи. В качестве основных средств можно использовать: метафору, афоризм, поэтическую цитату. Заключение должно создавать у слушателей впечатление, что многое и интересное осталось ещѐ недосказанным. Только в этом случае будет сохранѐн интерес к теме речи после еѐ окончания. Завершающие слова важно

    353 произнести «на подъѐме», с оптимизмом, создавая такое же состояние и у слушателей.
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   45


    написать администратору сайта