Главная страница

фп. Нерсесянц Владик. Философия права. Учебник для вузов - royallib.. Институт государства и права Российской академии наук Академический правовой университет


Скачать 1.94 Mb.
НазваниеИнститут государства и права Российской академии наук Академический правовой университет
Дата02.01.2021
Размер1.94 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файлаНерсесянц Владик. Философия права. Учебник для вузов - royallib..rtf
ТипУчебник
#165553
страница67 из 71
1   ...   63   64   65   66   67   68   69   70   71



557 Об этом свидетельствуют, в частности, публикации 70-х годов В.Д. Зорькина, Е.А. Лукашевой, Д.А. Керимова, Г.В. Мальцева, Л.С. Мамута, B.C. Нерсесянца, Э.Л. Розина, В.О. Тененбаума, В.А. Туманова и др.


558 См.: Советское государство и право, 1979, № 7, 8.


559 См., в частности: Нерсесянц B.C. Различение и соотношение права и закона как междисциплинарная проблема // Вопросы философии права. М., 1973; Он же. Право и закон. М., 1983; Он же. Право и закон: их различение и соотношение // Вопросы философии, 1988, № 5.


560 Так, идеи либертарно-юридического правопонимания плодотворно применяются и развиваются в работах В.А. Четвернина. — См.: Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 1993.


561 Этим обусловлено и широкое распространение статьи Ф. Фукуямы, который (со ссылкой на Гегеля и неогегельянца Кожева) дает гегельянское "добро" нынешнему процессу капитализации социализма и в целом капиталистическому (в духе, как говорят, современного западного либерального, рыночного и т. д. строя) концу мировой истории и человеческой цивилизации. — См.: Фукуяма Френсис. Конец истории? // Вопросы философии. 1990, № 3. С. 134—148.


562 Подробнее см.: Нерсесянц B.C. Закономерности становления и развития социалистической собственности // Вестник АН СССР, 1989, № 9; Он же. Концепция гражданской собственности // Советское государство и право, 1989. № 10; Он же. Прогресс равенства и будущность социализма // Вопросы философии, 1990, № 3; Он же. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. М., 1992; Он же. Продолжение истории: от социализма — к цивилизму // Вопросы философии, 1993, № 4; On же. Право — математика свободы. М., 1996.


563 У Канта, чье понятие мы здесь используем, отсутствует, разумеется, идея равной гражданской собственности, появление которой исторически и логически возможно лишь после социализма. Это, кстати говоря, очень хорошо демонстрирует апостсриоризм реального содержания максим его категорического императива, ограниченного социально-историческими границами формально-правового равенства и частной собственности.


564 См.: Нерсесянц B.C. Цивилизм как русская идея // Рубежи, 1996, № 4. с 129—153. Интересная интерпретация цивилизма в контексте соотношения отечественной и западной мысли содержится у Ю.С. Пивоварова и А.И. Фурсова. — См.: Пивоваров Ю., Фурсов А. Послесловие к "Цивилизму" B.C. Нерсесянца // Там же. С. 154—158.


565 Кистяковский Б.А. В защиту права // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990. С. 106.


566 См. там же. С. 107.


567 СУ, 1905, отд. I, ст. 1326. ПСЗ-3, т. XXV. отд I, № 26656.


568 Там же.


569 ПСЗ-3, т. XXV, отд. I, № 26661, ст. 34.


570 Вскоре в России действовало уже около 100 политических партий, половина которых относилась к числу крупных общероссийских партий. — См.: История политических партий России. М., 1994. С. 11.


571 См. также: Программы политических партий России. Конец XIX—XX в. М., 1995. СУ, 1905, отд. I, ст. 1658.


572 Там же.


573 См.; СУ, 1905, отд. I, ст. 1973. ПСЗ-3, т. XXV, отд. I, № 27029.


574 См.: СУ, 1906, отд. I, ст. 196. ПСЗ-3, т. XXV, отд. I, № 27423.


575 См.: СУ, 1906, отд. I, ст. 197-198.


576 СУ, 1906, отд. I, ст. 603.


577 Там же. С. 4.


578 Там же. С. 10.


579 Там же. С. 7—9.


580 См.: ПСЗ-3, т. XXVII, № 29240.


581 См.: СУ Временного Правительства, 1917, № 169, ст. 915; № 251, ст.1801.


582 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 17. С. 345.


583 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 33. С. 46.


584 Материалы XIX Всесоюзной конференции КПСС. М., 1988. С. 122.


585 Для реализации этого конституционного положения и в связи с принятием России в Совет Европы необходимо принятие комплекса правовых актов, предусматривающих конкретные процедуры и порядок обращения граждан Российской Федерации для защиты своих нарушенных прав и свобод в Европейский Суд по правам человека и Европейскую Комиссию по правам человека.


586 См.: Палеев М.С., Пашин С.А., Савицкий В.М. Закон о статусе судей в Российскс Федерации. Комментарий. М., 1994.


587 Анализируя процессы современных преобразований в стране, Б.И. Топорнин справедливо отмечает, что многие конституционные положения еще далеки от реализации, а правовое государство — "это еще во многом идеал". — См. Топорпин Б.И. Высшее юридическое образование в России: проблемы развития. М, 1996. С. 10.


588 Внутренняя связь теории цивилизма и либертарно-юридического правопонимания адекватно и удачно отражена в трактовке В.В. Лазарева. — См.: Общая теория права и государства // Учебник для юридических вузов под ред. академика РАН В.В. Лазарева. М., 1996. С. 463.


589 Следует, конечно, иметь в виду, что жизнь и творчество самого Гомера, автора эпических поэм "Илиада" и "Одиссея", относятся к VIII в. до н. э.


590 Кстати говоря, имя богини правосудия — Фемида — восходит к слову темис (другое его чтение — фЪмис).


591 Подробнее о формировании и развитии правопонимания в Древней Греции см.: Нерсесянц B.C. Политические учения Древней Греции. М., 1979.


592 Редкий И.Г. Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще. СПб, 1889. Т. 1. С. 395.


593 См. aeger W. Paideia. Berlin, 1934, Bd. 1. S. 193.


594 Cassirer Ernst. Logos, Dike, Kosmos in der Entwicklung. Goteborg, 1941. S. 13.


595 См.: Аристотель. Афинская полития. М., 1937. С. 19—21.


596 См.: Аристотель. Этика. СПб, 1908. С. 91.


597 См.: Маковелъский А. Досократики. Казань, 1919. Ч. 3. С. 92.


598 Фрагменты Гераклита приводятся по кн.: Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 39—52.


599 Эрнст Кассирер отмечал, что "дике" означает "порядок права", но для Гераклита "дике" вместе с тем означает "порядок природы", поскольку и право, и природа подчиняются одному и тому же всеобщему правилу: бытие через логос и через дике утверждает (велит) нечто универсальное, возвышающееся над всяким своенравием и любой особенностью индивидуальных представлений и иллюзий. Право тем самым выступает как установление разума, а логос и дике подлежат признанию как "всеобщее и божественное". — CassirerErnst. Op. cit. S. 10, 21.


600 Русский перевод сохранившихся фрагментов Демокрита см.: Лурье С.Я. Демокрит. Л. С. 187—382; Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 53—178.


601 Материалисты Древней Греции. С. 152.


602 Лурье С.Я. Указ. соч. С. 373.


603 Там же. С. 371.


604 Материалисты Древней Греции. С. 170.


605 Характеризуя Протагора как "первого большого теоретика и представителя демократического идеала государства", К. Роде справедливо замечает, что в протаго-Ровской философии права ведущую роль играет принцип равной причастности всех людей к политико-правовым делам. — Rode К. Geschichte der europiiischen Rechts-Philosophie. Dusseldorf, 1974. S. 16.


606 См. Маковелъский А. Софисты. Баку, 1940. Вып. 1. С. 43.


607 Там же. С. 34.


608 Там же.


609 Там же. С. 35.


610 См.: Rode К. Op.cit, S. 20-21; Heinimann F. Nomos und Physis. Basel, 1945. S. 110.


611 Антология мировой философии. М, 1969. Т. 1. Ч. 1. С. 321.


612 Там же.


613 Там же. С. 320.


614 См.: Аристотель. Политика. М., 1911. С. 408.


615 См. подробнее: Нерсесянц B.C. Сократ. М., 1977 (новое издание — М., 1996).


616 См.: Нерсесянц B.C. Платон. М., 1984.


617 Известный немецкий исследователь естественноправовых концепций Г. Райнер, характеризующий принцип "каждому - свое" в качестве основного положения естественного права, подчеркивает связь этого принципа с платоновским определением права, согласно которому "каждый имеет свое". Соответствующие суждения Платона (Государство, 433 е) о справедливости и праве в переводе Г. Райнера с учетом терминологии оригинала звучат так: "Право (dikaion) и справедливость (dikai-osyne) состоят в том, что каждый имеет и делает свое, так чтобы никто не имел чужого и не лишался своего". — Reiner H. Die Hauptgrundlagen der fundamental-sten Normen des Naturrechts. Basel, 1976. S. 2.


618 В свете платоновской характеристики различных форм правления в зависимости от того, какая роль отводится в них закону, Эрнст Кассмрер справедливо отметил взаимосвязь закона и политической свободы в концепции Платона.

"Закон, - писал Кассирер, - является единственным подлинным выразителем свободы. Таковы об-Раз мыслей Платона о государстве и сумма его политической мудрости". - Cassirer Emst. Op.cit. S. 22.


619 Древнегреческое слово "номизма" имеет общий корень со словом "номос" (закон, установление, обычай).


620 Исследователь правовых взглядов Аристотеля В. Зигфрид следующим образом характеризует его естественноправовые представления: "По-моему, высшее и всеобщее положение естественного права весьма сжато гласит: каждому — свое, надлежащее... Второе основное положение, представляющее собой форму применения перво-Г01 гласит: равным — равное, неравным (соответственно) неравное". — Siegfried W. °er Rechtsgedanke bei Aristoteles. Zurich, 1947. S. 64—65.


621 В. Зигфрид, характеризуя аристотелевскую трактовку закона, пишет: "По способу своего действия закон, - как обычный закон, так и конституция, - выступает как распорядок; по своему возникновению он рассматривается как соглашение, прямо-таки как договор". — Siegfried W. Op.cit. S. 51.


622 В этой связи В. Зигфрид отмечает: "В наше время мы говорим об идеале правового государства. До некоторой степени соответствующее этому выражение у Аристотеля звучит: эвномия (благозаконие)". Об аристотелевской трактовке деспотизма он пишет: "Деспотический (тиранический) означает неограниченный, неограж-денный естественным или позитивным порядком; видимо, мы можем использовать здесь современное слово: тоталитарный". - Siegfried W. Op. cit. S. 47, 68.


623 В разумности закона присутствует момент верного выражения в нем требовании естественного права. "Что естественное право - разумное право, - пишет В. Зигфрид, - это очевидно уже потому, что их совпадение само собой разумеется для Аристотеля, хотя он, насколько мне известно, нигде этого четко не высказывает, природа - высшая норма для правильного, разум - высшая инстанция, чтобы сообщить нам, в чем это правильное состоит". - Siegfried W. Op.cit. S. 63.


624 Материалисты Древней Греции. С. 212.


625 Там же.


626 Там же. С. 219.


627 Там же. С. 224.


628 Там же. С. 215.


629 Там же. С. 217.


630 Там же.


631 Там же.


632 Там же. С. 218.


633 Там же. С. 217—218.


634 Там же. С. 235.


635 Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 1. С. 490.


636 Там же.


637 Там же. С. 493.


638 Там же.


639 Там же. С. 503.


640 Там же. С. 507.


641 Там же. С. 519.


642 Там же.


643 Там же. С. 520.


644 См.: Перетерский И.С. Дигесты Юстиниана. М., 1956. С. 62.


645 Кипп Т. История источников римского права. Спб., 1908. С. 7—8.


646 Синайский В.И. История источников римского права. Варшава. 1911. С. 59.


647 Кипп Т. Указ. соч.. С. 10—11.


648 См.: Перетерский И.С. Указ. соч. С. 105.


649 Там же.: Под "общиной" в приведенном положении имеется в виду полисный коллектив, полис, т.е. то же самое, что в определении Папиниана обозначено как "государство".


650 Там же.


651 Там же. С. 106. У Цицерона речь соответственно шла о велениях и запретах, у юриста Квинтилиана - о воздаянии, ограничении, наказании, запрещении и дозволении.


652 Там же. С. 107.


653 Там же.


654 Там же. С. 107, 109—110.


655 См. подробнее: Редкий И.Г. Энциклопедия юридических и политических наук. СПб., 1872/1873. С. 809—858; История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1986. С. 27—39; БоргошЮ. Фома Аквинский. М., 1975; Антология мировой философии. М, 1969. Т. 1. Ч. 2. С. 823—862; Das Naturrecht in der politischen Theorie. Wien, 1963.


656 В дальнейшем идея взаимосвязи свободы и необходимости с антитеологических позиций разрабатывалась целым рядом мыслителей, в том числе Спинозой и Гегелем.


657 Отмечая позитивные моменты подобной ориентированности средневековой юридической мысли и различных правовых школ и течений на римское право, дореволюционный русский историк права А. Стоянов писал: "Война и схоластические мечтания поглощали деятельность большинства в средневековом обществе. Грубая сила и выспренные, мертворожденные умствования были господствующими явлениями. А между тем ум человеческий нуждался в здоровой пище, в положительном знании. Где было искать их? Вообще можно положительно и беспристрастно сказать, что римское право было самым практическим и здоровым продуктом человеческой мысли в ту пору, когда европейские народы стали ощущать в себе жажду знания... Ученые школы римского права, как орган юридической пропаганды, были необходимы при подобных условиях". — Стоянов А. Методы разработки положительного права и общественное значение юристов от глоссаторов до конца XVIII столетия. Харьков, 1862. С. 250—251.


658 Покровский И.А. История римского права. Петроград, 1918. С. 191—192.


659 Стоянов А. Указ. соч. С. 4—5.
1   ...   63   64   65   66   67   68   69   70   71


написать администратору сайта