Главная страница

фп. Нерсесянц Владик. Философия права. Учебник для вузов - royallib.. Институт государства и права Российской академии наук Академический правовой университет


Скачать 1.94 Mb.
НазваниеИнститут государства и права Российской академии наук Академический правовой университет
Дата02.01.2021
Размер1.94 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файлаНерсесянц Владик. Философия права. Учебник для вузов - royallib..rtf
ТипУчебник
#165553
страница69 из 71
1   ...   63   64   65   66   67   68   69   70   71
829 Ibid. S. 46.


830 См.: Гегель. Философия права. С. 281—284.


831 Там же. С. 282.


832 Там же.


833 См. там же.


834 Там же.


835 Там же.


836 См. подробнее: Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989. С. 26 и сл.


837 Коркунов И.М. История философии права. СПб., 1908. С. 233.


838 Неволин К. Энциклопедия законоведения. Киев, т. I, 1839. Дореволюционный русский юрист, ученик Б.И. Чичерина И.В. Михайловский характеризовал Неволина как основателя философии права в России. — Михайловский И.В. Очерки философии права. Томск, Т. I, 1914. С. 36. См. также: Кузнецов Э.В. Указ. соч. С. 101.


839 Неволин К. Указ. соч. С. 52.


840 Там же. С. 23.


841 Там же. С. 24—30, 152—153, 156, 628, 633.


842 Там же. С. 629.


843 Там же. С. 628.


844 См.. Редкий И.Г. Энциклопедия юридических и политических наук. СПб., 1872-1873. С. 18.


845 Там же. С. 122.


846 Там же. С. 1744.


847 Редкий И.Г. Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще. Т. I. СПб., 1889. С. 200.


848 Там же.


849 Там же. С. 171.


850 Там же. С. 173.


851 См.: А.Ш. Краткий очерк жизни и деятельности А.Д. Градовского // Градовский А.Д. Собр. соч. Т. IX. СПб., 1904. С. I— VII.


852 См.: Градовский А.Д. Собр. соч. Т. IX. С. XV.


853 Градовский А.Д. Собр. соч. СПб., 1899. С. 269—310. (Статья эта впервые была напечатана в июльском номере "Журнала Министерства Народного Просвещения" за 1870 г.).


854 Градовский А.Д. Собр. соч. Т. III. С. 283.


855 Там же. С. 314.


856 См.: Шершеневич Г.Ф. История философии права. Спб., 1907; Он же. Общая теория права. Вып. 1—4. М, 1911—1913. 516 Раздел V. История философии права и современность


857 См. подробнее: Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978. С. 30 и ел.; Кузнецов Э.Ф. Указ. соч. С. 48—50.


858 Шершеневич Г.Ф. Философия права. Т. I. Вып. 4. М., 1911. С. 805.


859 Катков В.Д. Реформированная общим языковедением логика и юриспруденция. Одесса, 1913. С. 407.


860 Там же. С. 391.


861 См. подробнее: Зорькин В.Д. Указ. соч. С. 102 и сл.


862 Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1909. С 85.


863 Там же. С. 51.


864 Там же. С. 42, 86—87.


865 Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М., 1916.


866 Там же. С. 554.


867 Там же. С. 556.


868 Там же. С. 576.


869 См.: Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М, 1990. Авторами статей сборника были И.А. Бердяев, С. И. Булгаков, М.О. Гергиензон, А.С. Изгоев, Б.А. Кистяковский, И.Б. Струве, С. Л. Франк.


870 Там же. С. 4.


871 К числу публикаций Б.И. Чичерина относятся, в частности, следующие работы: Философия права. М., 1900; История политических учений, Ч. 1—5, М., 1869—1902; Вопросы философии. М., 1904; Вопросы политики. М., 1903; Основания логики и метафизики. М., 1894; Наука и религия. М., 1879; Положительная философия и народном представительстве. М., 1866; Опыты по истории русского права. М., 1858; Очерки Англии и Франции. М., 1858; Областные учреждения России в XVII веке. М., 1856; Конституционный вопрос в России. М, 1906.


872 См. подробнее: Зорькин В.Д. Из истории буржуазно-либеральной мысли России второй половины XIX — начала XX в. (Б.И. Чичерин). М., 1975; Он же. Чичерин. М., 1984.


873 Чичерин Б.И. История политических учений. Ч. 1. М., 1869. С. 5.


874 Чичерин Б.И. Наука и религия. С. 450.


875 Чичерин Б.И. Философия права. С. 1.


876 Там же.


877 Там же.


878 Там же. С. 1—2.


879 Там же. С. 2.


880 Там же.


881 Там же.


882 Там же. С. 3.


883 Там же.


884 Там же. С. 3, 24.


885 Там же. С. 21.


886 Там же. С. 22.


887 Там же. С. 22—23.


888 Там же. С. 23.


889 Там же. С. 23—24.


890 Там же. С. 24.


891 См. подробнее: Нерсесянц B.C. Гегелевская философия права: история и современность. М, 1974. С. 198—228.


892 Чичерин Б.Г. Философия права. С. 53.


893 Там же. С. 55—56.


894 Там же. С. 60


895 Там же. С. 83.


896 Там же.


897 Там же. С. 89.


898 Там же. С. 90.


899 Там же. С. 91.


900 Там же. С. 84.


901 Там же.


902 Там же. С. 88.


903 Там же. С. 94.


904 Там же. С. 95.


905 Там же.


906 Там же. С. 96.


907 Там же. С. 98, 99.


908 Там же. С. 103.


909 Там. же. С. 107.


910 Там же. С. 120.


911 Там же. С. 235.


912 Там же.


913 Там же. С. 225.


914 Чичерин Б.И. Несколько современных вопросов. М., 1862. С. 200.


915 Чичерин Б.И. Философия права. С. 334, 335.


916 Там же. С. 335.


917 Новгородцев И.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в области философии права. М., 1901. С. 200.


918 Там же. С. 223.


919 НовгородцевИ.И. Об общественном идеале. М., 1911 // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990. С. 213, 239.


920 Новгородцев И.И. Из лекций по общей теории права. Часть методологическая. М., 1904. С. 12.


921 Критическому анализу идей исторической школы права Новгородцев посвятил отдельную работу. — Новгородцев И.И. Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба. М., 1896.


922 Новгородцев И.И. Лекции по истории философии права. Учения Нового времени. XVI—XIX вв. Изд. 3. М., 1914. С. 110


923 Там же. С. 111.


924 Там же.


925 Там же.


926 Там же. С. 112.


927 Там же. С. 111—112.


928 См. подробнее: Поляков А.В. Естественноправовая концепция B.C. Соловьева // Правоведение. 1987, № 4.


929 Соловьев B.C. Право и нравственность // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990. С. 90.


930 Там же. С. 91.


931 Там же. С. 90.


932 Соловьев B.C. Оправдание добра. М., 1996. С. 325.


933 Соловьев B.C. Право и нравственность. С. 98.


934 Предшествующее, первичное (лат.).


935 Там же. С. 98—99.


936 Там же. С. 99.


937 Там же.


938 Там же. С. 97.


939 Там же. С. 98.


940 Там же. С. 99.


941 Там же.


942 Там же.


943 Там же. С. 100.


944 Там же. С. 101.


945 Там же.


946 Там же. С. 105, 106.


947 Там же. С. 106.


948 Там же. С. 108.


949 Соловьев B.C. Оправдание добра. С. 328.


950 Соловьев B.C. Нравственность и право. С. 108.


951 Соловьев B.C. Оправдание добра. С. 329.


952 Там же. С. 329.


953 Соловьев B.C. Нравственность и право. С. 112.


954 Соловьев B.C. Оправдание добра. С. 331.


955 Там же. С. 36.


956 Там же. С. 326.


957 Там же. С. 331.


958 Там же. С. 332.


959 Там же.


960 Там же. С. 335.


961 Там же. С. 337.


962 Там же. С. 338.


963 Соловьев B.C. Нравственность и право. С. 95.


964 Соловьев B.C. Оправдание добра. С. 337.


965 Там же. С. 338.


966 Там же. С. 340.


967 Там же.


968 Там же. С. 38.


969 Там же. С. 40.


970 Там же. С. 391, 392.


971 Там же. С. 40—41.


972 Там же. С. 395.


973 Там же. С. 394.


974 Там же. С. 338.


975 Бердяев И.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // О назначении человека. М., 1993. С. 254.


976 Там же.


977 Бердяев НА. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С. 5.


978 Там же. С. 21. С позиций философии права уместно отметить, хотя сам Бердяев об этом нигде не говорит, что понимание и определение свободного и независимого человека как персоны, лица, личности, лежащее в основе бердяевского (и иных версий) персонализма, восходит к римским юристам и относится к началам юриспруденции. Правда, Бердяев трактует эту свободу личности универсально, а не юридически, хотя в определенном аспекте - и в ее связи с юридической проблемой прав и свобод человека.


979 Там же. С. 13.


980 Там же. С. 14, 22.


981 Там же. С. 22.


982 Там же. С. 15.


983 Там же.


984 Там же. С. 17.


985 Там же. С. 25.


986 Там же.


987 Там же. С. 356.


988 Там же. С. 323.


989 Там же.


990 Там же. С. 332.


991 Там же. С. 333.


992 Там же. С. 352.


993 Там же. С. 355.


994 Там же.


995 Там же. С. 313-314. В данной связи Бердяев весьма вольно (в интересах своей концепции христианского персонализма и эсхатологического анархизма) трактовал известные слова апостола Павла "Нет власти не от Бога" в том смысле, что они "никакого религиозного значения не имеют, - их характер чисто исторический и относительный, вызванный положением христиан в Римской империи". — Там же. С. 311.


996 Бердяев И.А. О назначении человека. С. 174. Такую характеристику государства Бердяев использовал вслед за Ф. Ницше.


997 Там же.


998 Бердяев И.А Царство Духа и царство Кесаря. С. 327.


999 Там же. С. 312.


1000 Там же. С. 307. Показательно, что в угоду своей концепции христианского персонализма Бердяев обходит молчанием тот общеизвестный факт, что как начало учений о естественном праве, так и естественноправовая идея о свободе всех людей восходят к дохристианским временам, к античным (греческим и римским) авторам.


1001 Там же. С. 314.


1002 Бердяев И.А. Государство // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990. С. 288.


1003 Бердяев И.А. Царство Духа и царство Кесаря. С. 307.


1004 Бердяев И.А. О назначении человека. С. 175.


1   ...   63   64   65   66   67   68   69   70   71


написать администратору сайта