Главная страница

фп. Нерсесянц Владик. Философия права. Учебник для вузов - royallib.. Институт государства и права Российской академии наук Академический правовой университет


Скачать 1.94 Mb.
НазваниеИнститут государства и права Российской академии наук Академический правовой университет
Дата02.01.2021
Размер1.94 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файлаНерсесянц Владик. Философия права. Учебник для вузов - royallib..rtf
ТипУчебник
#165553
страница68 из 71
1   ...   63   64   65   66   67   68   69   70   71



660 Покровский И.А. Указ. соч. С. 194.


661 Стоянов А. Указ. соч. С. 10.


662 Там же. С. 11.


663 См. там же.


664 См. там же.


665 См.: Покровский И.А. Указ. соч. С. 198.


666 Так, комментарии Бартолуса (1314—1357) "пользовались в судах чрезвычайным авторитетом; в Испании и Португалии они были переведены и даже считались для судов обязательными". — Покровский И.А. Указ. соч. С. .199.


667 См.: Стоянов А. Указ. соч. С. 35.


668 См. там же. С. 72. Примечательно также, что, относя к "лучшим частям римского права" естественное право и право народов, Донелл признавал их универсальное значение и пригодность для всех народов.


669 Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги,

в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. М., 1956. С. 68.


670 Там же. С. 71.


671 Там же.


672 Там же. С. 74.


673 Там же. С. 48.


674 Уместно отметить, что устремления Гроция - при всей специфике его подхода и словаря - по своему теоретикоконцептуальному и логическому смыслу созвучны современным представлениям о теории (и философии) права как основе учения о законе. Существенным и актуальным аспектом этой проблематики является идея необходимости научно обоснованной системы отраслей права как объективной основы для надлежащей законотворческой деятельности, для определения соответствующих отраслей (и направлений) законодательства.


675 Там же. С. 52.


676 Там же.


677 Там же. С. 74.


678 Там же. С. 70.


679 Там же. С. 49.


680 Там же. С. 72.


681 Там же. С. 46.


682 Там же.


683 Там же. С. 48.


684 Там же. С. 159.


685 Там же.


686 Там же. С. 50.


687 Там же. С. 68.


688 См. там же. С. 526.


689 Там же. С. 689.


690 Там же. С. 67.


691 См.: Бэкон Ф. Соч. М., 1971. Т. 1. С. 507—536. Ссылки на положения этого трактата в дальнейшем будут приводиться в самом тексте в виде указания на нумерацию соответствующих афоризмов.


692 "Естественноправовое значение такой бэконовской характеристики закона, как справедливость, отчетливо видно из следующих его слов: "В то же время в высшей степени правильно то, что люди обладают уже от природы некоторыми нравственными понятиями, сформированными под влиянием естественного света и естественных законов, такими, как добродетель, порок, справедливость, несправедливость, зло". - Бэкон Ф. Соч. Т. 1. С. 539.


693 Любопытно (в плане истории идей и современности), что наши юристы и законодатели уже давно планируют принятие своего "Закона о законах" в виде официального нормативного акта.


694 Бэкон Ф. Соч. М., Т. 2. С. 476—477.


695 Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1936. С. 113. В дальнейшем для краткости данная работа будет обозначаться "Левиафан". См. также: Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине. М., 1914. С. 22


696 Г Т. Левиафан. С. 115.


697 Гоббс Т. Левиафан. С. 117.


698 Там же. Такое противопоставление права и закона отрицает их общность и отвергает саму возможность правового закона как правовой формы признания и защиты свободы людей.


699 Там же. С. 118.


700 См.: Гоббс Т. Левиафан. С. 118—138; Он же. Философские основания учения о гражданине. С. 30—59.


701 Гоббс Т. Левиафан. С. 127.


702 Один из естественных законов запрещает пьянство и все то, что уклоняет ум от его естественного состояния, разрушая или уменьшая тем самым способность рассуждения. Основание формулировки этого закона таково: естественный закон - это веление правого разума (recta ratio), а последнее в естественном состоянии представляет собой "акт рассуждения, т.е. собственное и истинное рассуждение каждого отдельного человека о его действиях, которые могут привести к выгоде или вреду для остальных людей". Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине. С. 30, 53—54.


703 Гоббс Т. Левиафан. С. 137


704 Там же. С. 138.


705 Там же. С. 146—147.


706 Там же. С. 179.


707 Там же. С. 171.


708 Там же. С. 254.


709 Там же. С. 119.


710 Там же. С. 177.


711 Там же. С. 178.


712 Там же. С. 151.


713 Там же. С. 210.


714 Там же. С. 224.


715 Там же. С. 176.


716 Там же. С. 214.


717 Там же. С. 209.


718 Там же. С. 210. Кстати говоря, здесь Гоббс должен был бы говорить о естественном и гражданском законах как о различных частях законов (законодательства), а не права, так как право в его учении (в отличие от закона) - это лишь естественное право, отрицание которого является целью и естественного закона, и гражданского закона.


719 Там же. С. 208.


720 Там же. С. 223.


721 Там же. С. 223—224.


722 Austin . Lectures on urisprudence or the Philosophy of Positive Law. London, 1873, vol. 1, p. 89, 98.


723 Amos Sh. A systematic View of the Science of urisprudence. London, 1872, p. 73.


724 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1910. Вып. 1. С. 281.


725 Там же. С. 314.


726 Локк Д. Избранные философские произведения. М., 1960. Т. 2. С. 8.


727 Там же. С. 50.


728 Там же. С. 7.


729 Там же. С. 72.


730 Там же. С. 116.


731 Там же. С. 68.


732 Там же. С. 34.


733 Там же. С. 16.


734 Там же. С. 78.


735 Там же. С. 87.


736 Там же.


737 Там же. С. 85.


738 Там же. С. 86.


739 Там же. С. 81—82.


740 Монтескье Ш. О духе законов. // Избранные произведения. М., 1955. С. 159.


741 Там же. С. 165.


742 Там же. С. 167.


743 Там же. С. 164.


744 Там же. С. 168.


745 Там же. С. 169.


746 Там же. С. 178.


747 Там же. С. 187.


748 Там же. С. 169.


749 Там же. С. 289.


750 Там же.


751 Там же. С. 318.


752 Там же. С. 642.


753 Там же. С. 652.


754 Там же. С. 653—654.


755 Там же. С. 654.


756 РуссоЖ.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права // Трактаты. М., 1969. С. 160.


757 В оригинале "person publique", т.е. публичная персона или публичная личность.


758 Там же. С. 161—162.


759 Там же. С. 170.


760 Там же. С. 170—171.


761 Там же. С. 171.


762 Там же.


763 Там же. С. 161.


764 Там же. С. 156.


765 Там же. С. 156, 161, 174.


766 Там же. С. 172.


767 Там же. С. 162—163.


768 Там же. С. 175.


769 Там же. С. 175.


770 Там же. С. 163.


771 Там же.


772 Там же. С. 164.


773 Там же. С. 174.


774 Там же. С. 177.


775 Там же. С. 189.


776 Там же.


777 Там же. С. 183.


778 Там же. С. 183.


779 Там же. С. 190.


780 Там же. С. 190—191.


781 Там же. С. 178.


782 Там же. С. 178.


783 Там же. С. 179.


784 Там же. С. 217.


785 Там же. С. 218.


786 Там же. С. 222.


787 Там же.


788 Там же.


789 Кант И. Соч. Т. 2. С. 206.


790 См. подробнее: Философия Канта и современность / Под общей редакцией Т.И. Ойзермана. М., 1974. С. 112 и сл.


791 Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2. С. 7.


792 Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 413.


793 Там же. С. 274. Это совпадение на самом деле является следствием кантовской юридизации морали: принципом морали (для всех и каждого) у Канта оказывается (по смыслу его категорического императива) принцип права - принцип "всеобщего законодательства".


794 Там же. С. 260.


795 Там же. С. 270.


796 Там же. Т. 4. Ч. 2. С. 140.


797 Там же. С. 139.


798 Под заметным влиянием этих идей И.Г. Фихте определял право как отношение Между разумными, морально автономными и свободными индивидами. — Fichte .G. Samtliche Werke. Berlin, 1845, В. 3. S. 557.


799 Гегель. Политические произведения. М., 1978. С. 208.


800 Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2. С. 233. "Правовыми законами" Кант называет закон государства (в отличие, скажем, от моральных законов). Иначе говоря, это не правовой закон в смысле развиваемого нами юридического правопонимания.


801 Кант И. Соч. Т. 6. С. 269.


802 Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2. С 237.


803 Философское учение о праве Кант относит к сфере моральной философии (так, он говорит о морали в смысле "учения о праве"). В отличие от этого "юрист, если он в то же время (в моральном отношении) не философ", расценивается им лишь как законовед, стоящий "рядом с властью", обязанности которого сведены к тому, чтобы "применять существующие законы, а не исследовать, нуждаются ли они сами в улучшении". - Кант И. К вечному миру // Трактаты о вечном мире. М., 1963. С. 173, 191.


804 Эту проблематику Э.Ю. Соловьев раскрывает как "взаимодополнительность морали и права". — Соловьев Э.Ю. Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1992.


805 Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 224.


806 Там же. С. 387.


807 Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2. С. 256.


808 Там же.


809 Кант И. Соч. Т. 6. С. 299—300.


810 Имеется в виду т.н. "квалифицированное убийство", т.е. убийство с отягчающими обстоятельствами.


811 Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2. С. 292.


812 Кантовскую концепцию отношения индивида к государству, не соответствующему правовому идеалу, Э.Ю. Соловьев характеризует как "внешнее повиновение при внутреннем неучастии", близкое тому, что позднее стали называть "ненасильственными действиями". — Философия Канта и современность. С. 222.


813 Кант И. Религия в пределах только разума. СПб., 1908. С. 98.


814 Гегель. Политические произведения. М., 1978. С. 185—275.


815 Там же. С. 218.


816 Гегель. Философия права. М., 1990. С. 75.


817 Там же. С. 85.


818 Там же. С. 98.


819 Там же. С. 129.


820 Там же. С. 228.


821 Там же. С. 359.


822 Там же. С. 90.


823 Там же. С. 247.


824 Там же. С. 62.


825 Там же. С. 250.


826 Там же.


827 Там же. С. 62.


828 Puchta G.F. Cursus der Institutionen, I Band, 5. Aufl., Leipzig, 1856. S. 47.


1   ...   63   64   65   66   67   68   69   70   71


написать администратору сайта