|
Артбілім беру Тест на русском языке 2021. Институт искусства, культуры и спорта К. п н., ст преподавательДербисова М. А. Арт образование (3 курс филология)
Вопрос №88
V2
| Мавзолеи эпохи Золотой Орды и Казахского Ханства:
| 0
| Голубая мечеть
| 1
| Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясауи
| 1
| Мавзолей Айша-биби
| 0
| Мавзолей Ердена
| 1
| Мавзолей Арыстан-баба
| 0
| Шокпак-ата
| 0
| Мавзолей Жубан-ана
| 0
| Мавзолей Домбауыл
|
Вопрос №89
V2
| В 15—18 веках по долинам pек Сырдарии, Таласа развивались городские поселения:
| 1
| Отырар
| 0
| Караганда
| 1
| Сыганак
| 0
| Оренбург
| 1
| Сауран
| 0
| Шымкент
| 0
| Костанай
| 0
| Павлодар
|
Вопрос №90
V2
| Что из казахской национальной одежды является головным убором:
| 0
| Койлек-платье
| 0
| Бешпет
| 0
| Шапан
| 1
| Такия
| 0
| Камзол
| 1
| Тымак
| 0
| Етык-сапоги
| 1
| Борык
|
Вопрос №91
V2
| Что из казахской национальной одежды не является головным убором:
| 0
| Калпак
| 1
| Бешпет
| 1
| Шапан
| 0
| Такия
| 1
| Камзол
| 0
| Тымак
| 0
| Кимешек
| 0
| Борык
|
3 Уровень
Вопрос1
V1
|
1. Художник написавший картину «Портрет юного Абая»
A)Е. Толепбаев
В) А. Кастеев
C) А. Аканаев
D) А. Сыдыханов
E) А. Маргулан 2.В каком году была написана картина «Портрет юного Абая»
A)1935
B)1925
C)1945
D)1955
E.)1965
| 0
| 1-A, 2-C
| 0
| 1-B, 2-D
| 0
| 1-C, 2-E
| 1
| 1-В, 2-С
| 0
| 1-E, 2-B
| Вопрос 2
V1
| Казахское изобразительное искусство-художественное искусство, основанное на национальном мировоззрении, включающее в себя художественную живопись, скульптуру, графику, моду и прикладное искусство. Самым древним видом казахского изобразительного искусства являются народные промыслы. Путь становления и развития профессионального казахского изобразительного искусства был очень сложным. У его истоков стоял ученый-этнограф Ш. Валиханов. В 20 – 30 годы 20 века казахские мастера изобразительного искусства сделали первые шаги. Юные художники овладели профессиональным мастерством живописи и графики. Они (Н. И. Крутильников, А. Кастеев, А. Исмаилов, И. И. Савельев, Б. Сарсенбаев, К. Кожыков и др.) стремились отразить в своих первых работах, созданных на простом содержании, актуальные изменения, происходящие в стране..
1. Древнейший вид казахского изобразительного искусства
A) живопись
В) графика
C) ремесло
D) искусство рисования
E) музыкальное искусство 2. В какие годы казахские мастера изобразительного искусства сделали первые шаги
A) 10-20-е годы 20 века
B) 80-е годы 20 века
C) 20-60-е годы 20 века
D) 40-50-е годы 20 века
E.) 20-30-е годы 20 века 3. Юные художники овладели профессиональным мастерством живописи и графики. Они:
A) А. Кастеев, К. Кожыков и др.
B) А. Исмаилов, Н. Антонов
C) И. И. Сарсенбаев, Н. Г. Хлудов
D) Б. А. Чекалин, Г. А. Брылов
E.) Е. Тулепбаев, А. Маргулан
| 0
| 1-D, 2-В, 3-Е
| 0
| 1-B, 2-D, 3-А
| 1
| 1-C, 2-E, 3-А
| 0
| 1-В, 2-А, 3-С
| 0
| 1-E, 2-А, 3-В
| Вопрос 3
V1
| Развитие методики преподавания изобразительного искусства в Казахстане тесно связано с подготовкой учителей изобразительного искусства и черчения в педагогических институтах в 60-е годы 20 века. В 1964 году в Казахском государственном институте педагогики имени Абая впервые в республике началась подготовка учителей изобразительного искусства и черчения. До 1969 года это был единственный ВУЗ в стране, который готовил учителей изобразительного искусства и черчения. Затем, начиная с 1969 года, выпускники художественных и графических факультетов Шымкентского, Семипалатинского, Таразского педагогических институтов оказали большое влияние на развитие методики обучения изобразительному искусству в Казахстане.
1. В каком институте впервые велась подготовка учителей изобразительного искусства и черчения
A) Жетысуский государственный университет имени И. Жансугурова
В) КазНПУ им. Абая
C) Карагандинский государственный университет им. Е. А. Букетова
D) Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова
E) Южно-Казахстанский государственный университет имени М. Ауэзова
2.В каких городах с 1969 года начал открываться факультет «художественная роспись и графика»
A)Шымкент
B) Талдықорған
C) Семей
D)Көкшетау
E) Тараз
Ғ) Қостанай
| 0
| 1-D, 2-D,E,F
| 0
| 1-B, 2-A,E,D
| 0
| 1-C, 2-В,С,D
| 1
| 1-В, 2-А,С,Е,
| 0
| 1-E, 2-C,D,E
| Вопрос 4
V1
| Значимым этапом в развитии методики обучения изобразительному искусству в Казахстане стал первый учебник «Изобразительное искусство» для 1 класса, написанный авторской группой Ибрагимова У. Ш., Болатбаева К. К., Альмухамбетова Б. А., Айдаровой З. Ш., утвержденный Министерством образования, культуры и здравоохранения Республики Казахстан и изданный в 1997 году издательством «Атамура». Учебники «Изобразительное искусство» для 2-4 классов, написанные этим коллективом авторов, вышли в свет в период с 1998 по 2000 годы.
1. В каком году были изданы учебники «изобразительного искусства» для начальных классов?
A) 1997 году
В) 1998 году
C) 1998-2000 годах
D) 1999-2000 годах
E) 1996-1998 годах
2. Первые авторы учебника «Изобразительное искусство» для 1 класса
A) К.Қ. Болатбаев
B) Б.А. Әлмұхамбетов
C)Е. Асылханов
D)Қ. Әмірзин
E) А. Ғалымбаева
Ғ) З.Ш. Айдарова
| 0
| 1-D, 2-D,E,F
| 0
| 1-B, 2-A,E,D
| 1
| 1-C, 2-А,В,Ғ
| 0
| 1-В, 2-А,С,Е
| 0
| 1-E, 2-C,D,E
| Вопрос 5
V1
| Казахский орнамент - орнамент, используемый для гравировки предметов домашнего обихода, декоративных, бытовых изделий и одежды. В период массового развития (после 19 века) орнаменты, широко использовавшиеся казахами для украшения домашней мебели, можно классифицировать, в основном, на: зооморфные, растительного характера, геометрические, космогонические. Среди населения распространены орнаменты (зооморфный вид), сходные с внешними формами животных, рогами, когтями, шеями, лапами и др. Зооморфный орнамент часто встречается в украшениях бытовых изделий, таких как кебеже, жукаяк, абдре.
1. На сколько групп можно классифицировать орнаменты, используемые для украшения
A) 6
В) 2
C) 5
D) 3
E) 4 2. Распространенный среди населения вид орнамента
A) Космогонический
B) Геометрические
C) Зооморфный
D) характер растения
E) домашняя мебель
| 0
| 1-D, 2-E
| 0
| 1-B, 2-D
| 0
| 1-C, 2-В
| 0
| 1-В, 2-А
| 1
| 1-E, 2-С
| Вопрос 6
V1
| Эпические песни исполняли через домбру и жетыген, а с 19 века сопровождались кобызом. Исходя из средневековых сведений на персидском языке, во времена Империи Тимуридов было использовано около сорока музыкальных инструментов. В ходе своего развития человек, выйдя за пределы многих реалий, безоговорочно верил в существование одного тайного мира и рассматривал различные пути его достижения. Например: в буддийской религии – медитация, в хрестиянской – умоление, в исламской – молитва, а в тенгрианской – искусство кюй. Домбра, благодаря своему разнообразному ритму, соединила души со структурой мира в сочетании с фантазией людей.
1. Количество музыкальных инструментов, использовавшихся во времена Империи Тимуридов:
A) 18
В) 55
C) 40
D) 70
E) 30
2. Музыкальные инструменты предназначенные для исполнения эпических песен:
A) Сазсырнай и тай-туяк
В) Адырна и Жетыген
C) Домбра и Жетыген
D) Кобыз и адырна
E) Гитара и домбра
3. 3. Сакральная деятельность домбры:
A) Приводить людей к путешествию в таинственный мир через звук
В) Обеспечивать ритм и мелодию, благоприятную для танцев
C) Способствовать веселому времяпрепровождению
D) Инструмент для решения социально-актуальных проблем
E) Исправлять здоровье людей, открывать аппетит к еде
| 0
| 1-D, 2-E, 3-А
| 0
| 1-B, 2-D, 3-Е
| 1
| 1-C, 2-С, 3-А
| 0
| 1-В, 2-А, 3- D
| 0
| 1-E, 2-С, 3- В
| Вопрос 7
V1
| Танец рассматривается как основная форма восприятия мира и установления отношений в понимании древних людей. Культуролог Ясын Кумарович считает, что основа танцевального искусства казахского народа берет свое начало с деятельности Шаманов. По мнению специалистов, одним из древнейших тюркских танцев считается танец Кара жорга. Основной целью танца считается рисование движений иноходца Жорга. Например: танец кос-жорга, еркек-жорга, в ВКО кара-жорга исполняется как парный танец во время традиции «кыз алып кашу» (похищение невесты), а по словам Керея Кодарова на территории Каспийского моря, танец назывался «Шайтанкок».
1. Творение казахского танца:
A) Начинается с получения профессионального образования
В) Свойство из Верхнего мира
C) Берет свое начало с деятельности Шаманов
D) Был придуман Ш. Жиенкуловым
Е) Возник под влиянием русской культуры
2. Древнейший танец тюркских народов:
A) Аксак киик
В) Кара жорга
C) Жирен жорга
D) Кусбегы-дауылпаз
E) Вальс
3. Первоначальное название танца кара жорга:
A) Шайтанкок
В) Тапайкок
C) Апиток
D) Бурыл жорга
E) Тоныкок
| 1
| 1-С, 2-В, 3-А
| 0
| 1-B, 2-D, 3-Е
| 0
| 1-C, 2-С, 3-А
| 0
| 1-В, 2-А, 3- D
| 0
| 1-E, 2-С, 3- В
| Вопрос 8
V1
| Юрты бывают двух видов: казахская и Калмыцкая. Казахские юрты бывают круглыми, полнокупольными, а калмыцкие юрты отличаются островерхой крышей. Казахские юрты делятся на несколько видов, в зависимости от использования, роскоши. Например: одно кереге, т. е. одно звено, называется канат (крыло). По числу канатов (крыльев) определялись вместимость и назначение юрт: «караша уй» (3 - канатная, т. е. 3 - крылая юрта). «коныр уй» (4 - канатная), «боз уй» (5 - канатная), «ак уй» (6 - канатная), «ак-ала орда» (8 - канатная), «ак орда» (12 - канатная), «ак шанкан» (18 - канатная), «алтын узик» (24 - канатная), «алтын орда» (30 - канатная). Существуют также виды домов, приспособленных для переселения, временного убежища или хозяйственного, рабочего порядка. Они называются кос, абылайша, күрке, кепе, итарка, жаппа, жолым уй, ас уй, калка. «Отау» - это новый новый дом предназначенный для молодожёнов
1. Название 8-ми канатной юрты:
A) Ак уй
В) Абылайша
C) Ак-ала орда
D) Орда
E) Караша уй
2. Юрта предназначенная для раздельного житья молодых семей:
A) Алтын орда
В) Ақ шаңқан
C) Итарқа
D) Отау
E)Абылайша
3. Название 30-ти канатной юрты:
A) Алтын орда
В) Ақ шаңқан
C) Итарқа
D) Отау
E)Абылайша
| 0
| 1-С, 2-В, 3-А
| 0
| 1-B, 2-D, 3-Е
| 1
| 1-C, 2- D, 3-А
| 0
| 1-В, 2-А, 3- D
| 0
| 1-E, 2-С, 3- В
| Вопрос 9
V1
| Казахи воспринимали все через фольклор, будь то радость или горе. Пели от радости, когда дети появлялись на свет; во время бытовых дел или игр девушки шутили, а также с интересом слушали пословицы и поговорки. На свадьбах пели бет ашар, жар-жар, сынсу. Во время гибели произносили жоктау (причитания). О смерти погибшего, его близким сообщалось через поэтическое извещение о смерти - естирту. 1. Песня человека, потерявшего близкого:
A) Жар-жар
В) Сыңсу
C) Жоқтау
D) Тергеу
E) Қоштасу
2. Песня, которую девушка поет на прощание с близкими:
A) Жар-жар
В) Сыңсу
C) Жоқтау
D) Тергеу
E) Қоштасу
3. Песня для новоиспеченной невесты:
A) Жар-жар
В) Сыңсу
C) Беташар
D) Тергеу
E) Қоштасу
| 0
| 1-С, 2-В, 3-А
| 0
| 1-B, 2-D, 3-Е
| 0
| 1-C, 2- D, 3-А
| 0
| 1-В, 2-А, 3- D
| 1
| 1-С, 2-В, 3- С
| Вопрос 10
V3
| Содержание монумента Независимости. Монумент, расположен на площади Республики в г. Алматы, а на нем можно встретить каллиграфические надписи. По обеим сторонам стелы, на расстоянии восемнадцати метров от нее, подковообразно по кругу размещены десять рельефно - скульптурных стенок, чередующихся с надписью и рассматриваемых с двух сторон. В целом содержание этого произведения Шота Валиханов объясняет следующим образом:
«Рельеф 1. В рельефе отражена эпоха Томирис - царицы саков - древних предков казахов. Как поведал «отец истории» Геродот, персы во главе с царем Киром вступают на массагетские земли.
Они обманным путем перебивают часть войск массагетов, берут в плен сына царицы Томирис - предводителя массагетов, по имени Спаргапис. А царица, узнав об участи своего войска и сына, отправляет вестника к Киру со словами:
«Алчущий крови Кир, … отдай мне моего сына и уходи из этой страны безнаказанно… Если же ты не сделаешь этого, то клянусь тебе солнцем, владыкой массагетов, я напою тебя кровью, хотя ты и ненасытен». Томирис дала бой, где пало почти всё персидское войско.
Отыскав среди павших тело Кира, она велит всунуть его голову в мех, наполненный кровью, тем самым реализуя свое слово. Томирис в рельефе изображена на колеснице в момент победы, а проигравшие персы склонившись, просили о пощаде. Здесь использованы украшения, одеяния и другие атрибуты сакской культуры, дошедшие до нас по результатам археологических раскопок.
1. Назовите сцену, изображенную на первом рельефе
A. Образ Томирис - царицы саков.
B. Вторжение Кира на Персидскую страну.
C. Украшения, одеяния и другие атрибуты сакской культуры.
D. Сын Томирис Спаргапис в плену.
E. Тот момент, когда Томирис одержала победу и сидела на колеснице. 2. Кто является отцом истории?
Спаргапсис Геродот Кир Әл-Фараби Дулати
3. Укажите требование, предъявленное сакской царицей Томирис в письме к персидскому царю Киру?
A. «Алчущий крови Кир, … отдай мне моего сына и уходи из этой страны безнаказанно…
B. Я напою тебя кровью, хотя ты и ненасытен.
C. Освобождение из плена Спаргаписа, сына Томирис.
D. Проигравшие персы склонившись, просили о пощаде.
E. Вернуть земли.
| 1
| 1-Е, 2-В, 3-А
| 0
| 1-В, 2-С, 3-Д
| 0
| 1-А, 2-А, 3-Е
| 0
| 1-Д, 2-В, 3-А
| 0
| 1-А, 2-В,3-С
|
Вопрос 11
V3
| Клинопись — наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал — глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки, у шумеров клинопись возникла примерно в конце 4 тысячелетия до н.э. На основании шумерской клинописи логографический или один знак – указывает одно слово. Значение клинописной системы было раскрыто в 19-20 веках в результате работы ученых каждой страны. Другие народы, кроме шумеров, пользовались клинописью, поэтому клинопись стала адаптироваться к особым языкам и превратилась в логографический слог символов. Когда в степях Евразии стали появляться шумеры, их клинопись была изменена на новую надпись, получившую название «древнетюркское руническое письмо».
Время возникновения клинописи
A. 4 тысячелетие до н.э.
B. 19-20 век
C. 20 век
D. 19 век
E. 5 тысячелетие до н.э.
2. Назовите народ, впервые использовавший клинопись
Шумер Народ Евразии Сак Сармат Гунн
3. Дайте определение понятию «Логографический символ»
A. Условный символ, обозначающий целое слово
B. Предложение, соответствующее названию объекта на рисунке
C. Обозначение слога клинописными знаками
D. Символы состоящие из набора рисунков
E. Использование клинописных знаков в качестве букв
| 0
| 1-Е, 2-С, 3-Д
| 1
| 1-А, 2-А, 3-А
| 0
| 1-С, 2-Д, 3-С
| 0
| 1-А, 2-А, 3-Д
| 0
| 1-Е, 2-Е, 3-Д
|
Вопрос 12
V3
| В религиозных верованиях племен саков и савроматов отчетливо прослеживается двоякое отношение к умершему: с одной стороны, его почитали и уважали, а с другой - боялись, думая что в племя вернется душа умершего. В последнем случае культ огня, скорее всего, служил своеобразной страховкой. Именно с этой целью, когда совершался погребальный обряд, вокруг курганов горели десятки костров, например, на могильниках Караоба (Центральный Казахстан ) и Бесшатыр (Жетысу).
1. Не относится к религиозным верованиям сакских и савроматских племен.
A. Возвращение души умершего человека
B. Поклонение огню
C. Захоронение имущества вместе с умершим
D. Поклонение воде
E. Мумификация трупов
Суть поклонения огню
A. Служил своеобразной страховкой
B. Считалось, что в нем есть душа
C. Внутреннее пламя
D. С целью кремации
E. Страх перед огнём
3. Зоны с кострами в курганах
A. Караоба (Центральный Казахстан) и Бесшатыр (Жетысу)
B. Шиликты, Есик, Бесшатыр
C. Жуантобе, Сыпыра-оба
D. Сыпыра-оба, Караоба
E. Караоба, Уйгарак
| 0
| 1-С, 2-В, 3-А
| 0
| 1-Д,2-С, 3-А
| 1
| 1-Д, 2-А, 3-А
| 0
| 1-В, 2-С, 3-А
| 0
| 1-А, 2-А, 3-А
|
Вопрос 13
V3
| Прохождение Луны через Плеяду - называется тогус (тоғыс есебі -счет перекрещиваний или столкновений). Во время тогуса созвездие Уркера или остается за Луной и его не видно короткое время, или находится рядом с Луной, и это считается началом нового месяца. Тогус длится 3 дня. Период от одного тогуса до другого называется месяцем тогуса. Уркер в небе расположен близко к орбитам Солнца и Луны, поэтому по месту расположения Уркера относительно Луны (и Солнца), казахи определяли время (год, месяц, ночные часы), а также использовали его в качестве ориентира в ночное время. Уркер виден зимой и осенью, а к концу весны он исчезает с ночного неба, появляется только в середине лета. В начале осени его можно увидеть в сумерках с востока, зимой - он находится над головой, весной его можно увидеть - с запада. 1. Какое явление можно наблюдать, глядя на расположение Солнца и Луны? A. Времена года
B. Прогноз погоды
C. Время
D. Месяц
E. Год 2. Маршрут выхода Уркер в начале осени.
A. В сумерках с запада
B. В сумерках с холма
C. В сумерках с востока
D. Из шанырака
E. В сумерках с юга-запада 3. Сколько дней длится тогус?
1 день 9 дней 3 дня 4 дня 6 дней
| 0
| 1-А, 2-А, 3-А
| 0
| 1-Д,2-С, 3-А
| 0
| 1-Д, 2-А, 3-А
| 0
| 1-В, 2-С, 3-А
| 1
| 1-А, 2-С, 3-С
|
Вопрос 14
V3
| В первом тысячелетии до нашей эры союз скифо-сакских племен населял евразийские степи. Он завоевал обширные земли, сформировал союзы различных племён и стал могущественной нацией воинов. На западе (греки) их называли скифами, а персы (Иран, персидские царства) называли их саками. Если мы более внимательно посмотрим на историю скифов и саков, то увидим, что несколько племен, составляющих их, часто встречаются в в древних письменных летописях: сарматы, дахи, аланы, массагеты и уйсуны. Среди них, особенно распространены исторические данные о массагетах, аланах, уйсунах, часто данные встречаются в иранских, персидских и греческих письменах. Одна из самых старых записей находится в древней персидской религиозной книге - Авесте. Наряду с дахами кочевое племя восточного Ирана также прославляет «тур». И если мы скажем, что этих «тур» древние греки называли массагетами, мы увидим географический ареал тюркских народов, а точнее предков казахского народа.
Племена, жившие в первом тысячелетиях до нашей эры на всей Евразийской степи.
А. Уйсуны
Б. Авеста
C. Массагеты
D. Аланы
Е. Скифо-саки
Племена, распространенные в иранских, персидских и греческих письмах.
A. массагеты, аланы, уйсуны
B. массагеты, аланы, дахи
C. дахи, аланы, массагеты
D. сарматы, дахи, аланы
E. сарматы, массагеты, аланы
Массагетты Аланы Скиф-саи Дахи Сарматты
| 1
| 1-Е, 2-А, 3-А
| 0
| 1-В, 2-С, 3-Д
| 0
| 1-А, 2-А, 3-Е
| 0
| 1-Д, 2-В, 3-А
| 0
| 1-А, 2-В,3-С
| |
|
|