Главная страница
Навигация по странице:

  • Кафедра адаптивной физической культуры Луценко С.А. Организация и проведение соревнований по спортивным играм Санкт- Петербург

  • Луценко С. А.

  • Глава 1. Cистемы проведения соревнований по спортивным играм

  • Круговая система

  • 1.2. Система с выбыванием

  • Таблица результатов соревнований на первенство района по волейболу

  • Главный судья соревнований_________________ Главный секретарь соревнований______________

  • Проведения соревнований. ОРганизац. и проведение соревн.. Институт специальной педагогики и психологии Кафедра адаптивной физической культуры


    Скачать 339.5 Kb.
    НазваниеИнститут специальной педагогики и психологии Кафедра адаптивной физической культуры
    АнкорПроведения соревнований
    Дата27.12.2019
    Размер339.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОРганизац. и проведение соревн..doc
    ТипДокументы
    #102406
    страница1 из 3
      1   2   3

    Институт специальной педагогики и психологии

    Кафедра адаптивной физической культуры

    Луценко С.А.

    Организация и проведение соревнований по спортивным играм


    Санкт- Петербург

    2002

    Печатается по решению Учёного Совета Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребёнка им. Рауля Валленберга.


    Луценко С. А. Организация и проведение соревнований по спортивным/ Учебно-методическое пособие/Перераб. и доп. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2002. – 39с.

    В пособии раскрывается роль и место спортивных игр в cистеме физического воспитания населения, особенности организации и схемы проведения соревнований с изложением практических рекомендаций по осуществлению этой работы.

    Пособие написано в соответствии с теоретическим курсом раздела «Спортивные и подвижные игры», изучаемого студентами института специальной педагогики и психологии по специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» на кафедре Адаптивной физической культуры в рамках дисциплины «Базовые виды двигательной деятельности и методики обучения». Оно может быть использовано и студентами других физкультурных вузов, обучающихся по аналогичным дисциплинам, специалистами физической культуры, а также работниками коррекционных учреждений, физкультурно-спортивных клубов и федераций, организующих и проводящих соревнования с лицами, имеющими ограничения в умственном и физическом развитии.

    Рицензенты: Шапкова Н.В., канд. пед. наук, профессор

    Сорокин В.М., канд. психол. Наук, доцент


    Введение
    Игра представляет собой исторически сложившееся средство воспитания. Одна и та же игра, периодически повторяемая, проходит по новому и таит в себе много неожиданностей. П. Ф. Лесгафт, основоположник научной системы физического воспитания, подчёркивал, что игра, в отличии от строго регламентируемых движений, всегда связана с инициативным моментом решения двигательных задач. Это имеет притягательную силу для её участников. Например, среди детей, как установили социологи, она стоит на высшей ступени их интереса. С ней ничто не может соперничать. Это обусловлено тем, что игра не только удовлетворяет естественные потребности в движениях, но и является прекрасным средством самоутверждения.

    Однако ценность спортивных и подвижных игр заключается не только в воздействии на моторную функцию человека, но и на его психическую и эмоциональную сферы. В результате этого у человека воспитывается воля и упорство, инициатива и находчивость, смелость и решительность. Важно и то, что через игру формируется коллективизм, чувство локтя, согласованность в действиях, взаимовыручка и взаимопомощь.

    Кроме того, чередование работы относительно высокой интенсивности с паузами для отдыха и их эмоциональная направленность позволяют играющим выполнять большой объём работы, что значительно устраняет дефицит их двигательной активности и, следовательно, оказывает благотворное влияние на функциональное состояние организма, в первую очередь, на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

    Игры, используемые в физическом воспитании населения условно можно разделить на две большие группы: спортивные и подвижные.

    Спортивные игры – это определённые виды спорта, возникшие на базе подвижных игр и достигшие высокой степени совершенства. В спортивных играх технические приёмы и некоторые двигательные действия, выполняемые участниками игры, строго регламентированы или оговорены официальными правилами соревнований. К спортивным играм, относятся: волейбол, баскетбол, футбол, мини-футбол, теннис настольный, бадминтон, хоккей и многие другие.

    Подвижные игры – разновидность игровой деятельности, основанная на применении простейших приёмов и двигательных действий. В подвижных играх её участники более свободны в выборе технических приёмов и двигательных действий для достижения результата. Особое место в перечне таких игр занимают подвижные игры, содержащие элементы спортивных игр, в первую очередь волейбола, баскетбола, футбола. К ним относятся: пионербол, стритбол, зонный футбол и др.

    Значительное место спортивные и подвижные игры занимают и в системе физического воспитания лиц с ограниченными возможностями, так как они помимо положительного влияния на функциональное состояние их организма и физическое развитие благотворно воздействуют и на психику, что очень важно в данном случае. Мобилизуя их волю и интеллектуальные возможности игра возвращает людям с физическими и умственными недостатками уверенность в себе, чувство социальной полноценности, позволяет им более полно реализоваться в обществе.

    Одной из форм физического воспитания населения является спортивная работа. Она предполагает занятия в спортивных секциях или специализированных спортивных школах избранным видом спортивных игр для последующего участия в соревнованиях.

    В зависимости от количества участвующих и целей соревнований они могут быть: командными, лично-командными и личными.

    Командные соревнования – это когда играющие составляют отдельные коллективы (команды). Они характеризуются совместной деятельностью всех членов команды, направленной на достижение общих целей, подчинение личных интересов интересам команды.

    Лично - командные – это соревнования переходные к командным, когда играющие отстаивают свой интерес в первую очередь, но иногда играющий может вступать в совместную игровую деятельность с другим игроком для достижения цели.

    Личные – это соревнования, в которых игровая деятельность направлена на достижение личного превосходства одного игрока над другим.

    Командные соревнования проводятся по баскетболу, волейболу, гандболу, футболу, хоккею и т. д. Личные и лично – командные – по бадминтону, настольному теннису, городкам, боулингу, шахматам, шашкам и т. п.

    По своему назначению и задачам соревнования подразделяются на первенства или чемпионаты, соревнования на кубок, отборочные, матчевые и товарищеские встречи.

    Всё это необходимо учитывать при подготовке и проведении соревнований по спортивным играм, которым уделяется большое внимание в работе различных учреждений и организаций, занимающихся физическим воспитанием населения. В данном пособие рассматриваются общие вопросы организации и проведения соревнований по спортивным играм как в низовых коллективах физической культуры (на предприятиях, в учебно-воспитательных учреждениях, физкультурно-оздоровительных и социально-оздоровительных центрах или клубах), так и для проведения соревнований более крупного масштаба: первенство города, региона, страны, международные турниры и т. п.

    При написании книги использован многолетний опыт практической деятельности автора и специалистов, работающих в сфере спорта вообще и в области организаторской деятельности по подготовке и проведению соревнований по спортивным играм в частности, а также материалы специальной литературы по рассматриваемым в ней вопросам.

    Глава 1. Cистемы проведения соревнований по спортивным играм
    Соревнования по спортивным играм проводятся по следующим системам: круговой, с выбыванием, смешанной, «Выиграл-Проиграл» и по системе тестов. Выбор какой-либо из них зависит от задач соревнований, количества участвующих команд или участников, спортивной базы, уровня спортивно-технической подготовленности участников и т. д.

    Каждая система розыгрыша имеет определённые способы составления календаря встреч. Перед составлением календаря игр проводится жеребьёвка участвующих команд (если соревнования командные) или участников (если соревнования личные). По результатам жеребьёвки каждая из команд или участник соревнований получает определённый номер. На основании этих номеров составляется календарь соревнований.


      1. Круговая система


    Суть проведения соревнований по данной системе заключается в том, что участники встречаются друг с другом. Круговая система проведения соревнований позволяет не только наиболее точно выявить победителя и определить места всех других участников, но и даёт точное представление о состоянии соревнующихся команд или участников.

    Главным недостатком круговой системы соревнований является то, что на их проведение требуется большое количество времени. Соревнования по круговой системе обычно проводят в один круг. Для того, чтобы создать одинаковые условия для соревнующихся команд или участников, соревнования проводятся в два круга В этом случае команды или участники встречаются между собой два раза: на поле соперника и на своём поле. Количество игровых дней и игр, необходимых для проведения соревнований по круговой системе в один круг рассчитываются по определённым формулам.

    Так для определения количества игровых дней необходимо знать общее число команд (участников), участвующих в соревнованиях. Если оно чётное, то число игровых дней будет на единицу меньше числа играющих команд (участников). Если оно нечётное, то число игровых дней будет равно числу команд (участников), участвующих в соревнованиях, т. е. Д = К - 1 (при чётном числе команд или участников) и Д= К(при нечётном ), где :

    Д – количество игровых дней соревнований;

    К – число команд (участников) участвующих в соревнованиях.

    Количество же игр при проведении соревнований по круговой системе в один круг определяется по такой формуле:
    К ( К – 1)

    И = -------------- ,

    2

    где: И – количество игр при проведении соревнований по круговой системе в один круг; К – общее количество соревнующихся команд или участников; (К – 1) – число игр, которые должны провести участники в ходе соревнований (т.е. оно на единицу меньше количества команд, участвующих в соревнованиях); 2 – показатель того, что в игре одновременно принимают участие две команды (участника).

    Если соревнование по круговой системе проводятся не в один круг, а в два, три, четыре и т.д., то количество игровых дней и игр возрастает соответственно в два, три, четыре и т.д. раза. Календарь игр при этом составляется по двум вариантам.

    Первый вариант. Он более всего распространен при проведении соревнований по спортивным и подвижным играм и предусматривает чередование полей. В этом случае все участвующие команды должны иметь свое поле и каждая из них проводит часть игры на своём поле, часть – на поле соперника. Календарь игр по данному варианту составляется с помощью специальных схем и всегда на нечетное число команд, даже если в соревнованиях участвует их чётное количество. Например, в соревнованиях участвует 10 команд, то схема составляется для 9 команд, т.е. на единицу меньше. Изменению не подвергается только нечётное число команд. если команд восемь, то - для семи команд; если пять, то - для пяти. Порядок составления календаря игр сводится к следующему. Рассмотрим это на примере 7 команд. По количеству игровых дней (в нашем примере - семь) чертятся вертикальные линии (рис.1).



    5 4

    6 3

    7 2

    1

    Рис.1.
    Под первой вертикальной линией ставится цифра 1, а далее снизу вверх между первой и второй вертикальными линиями в порядке возрастания проставляется столько цифр, сколько можно составить пар из семи команд. В данном случае это цифры 2, 3, 4. Цифры 5, 6, 7 дописываются сверху вниз слева от первой вертикальной линии соответственно напротив цифр 4, 3, 2 (см. схему1). Таким образом первый календарный день соревнований по первому варианту составлен.

    Для последующих дней написание цифр производится по способу “волна” (в некоторых источниках его ещё называют «змейкой»), т.е. цифры от одного до семи пишутся между, над и под вертикальными линиями до тех пор, пока справа от последней вертикали не будут написаны снизу вверх цифры 5, 6, 7. При этом необходимо учитывать следующее: составляя схему, цифры надо писать строго посередине между вертикалями и соответственно друг против друга (рис.2).
    5 6 7

    5 4 6 5 7 6 1 7

    6 3 7 4 1 5 2 6

    7 2 1 3 2 4 3 5

    1 2 3 4

    Рис. 2
    После составления данной схемы осуществляется распределение игр по игровым дням. Цифры, расположенные по одну из сторон вертикалей и под ними, по принятому в теории положению, принято считать “хозяевами” поля. В игровых парах они стоят первыми. Составление игровых пар начинается с цифр, стоящих под и над вертикалями, затем справа налево или слева направо, в зависимости от того, кого решено назначать хозяевами поля. В практике чаще всего игровые пары составляют справа налево. Распределение игр по игровым дням для семи команд показано на Рис. 3.

    При нечётном числе команд-участниц против номеров команд, обозначенных цифрами 1, 5, 2, 6, 3, 7, 4, стоящими над и под вертикалями, проставляются ноли (см. рис. 3). Это значит, что данные команды будут выходными в игровом дне. Если число команд чётное (например 8, 10 и т.д.), то вместо цифры ноль ставится цифра 8, 10 и т.д.


    1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й

    день день день день день день день

    1-0 0-5 2-0 0-6 3-0 0-7 4-0

    2-7 6-4 3-1 7-5 4-2 1-6 5-3

    3-6 7-3 4-7 1-4 5-1 2-5 6-2

    4-5 1-2 5-6 2-3 6-7 3-4 7-1
    Рис. 3
    Окончательное написание календаря оформляется в виде расписания, где игр вместо цифр (номеров, полученных командами при жеребьёвке) пишутся наименования команд, а также указываются: дата, время начала игры и место её проведения. При данном способе составления календаря соблюдается очерёдность смены полей в каждом календарном дне (приложение 1).

    Второй вариант. Он значительно проще и применяется тогда, когда схема полей при проведении соревнований не играет никакой роли, т.е. соревнования проводятся в одном месте, на одном поле для всех участвующих команд. При этом способе порядок игр составляется непосредственно по календарным дням.

    Номера, соответствующие количеству выступающих команд (в нашем примере - 6), записывается в колонку из двух столбиков, начиная с первого номера и далее по часовой стрелке - 2 3, 4, 5, 6 напротив друг друга. Это будет первый игровой день (см. рис. 4). Для составления последующих календарных дней номера передвигают против часовой стрелки, оставляя при этом первый номер на месте (рис.4).

    1-й день 2-й день 3-й день 4-й день 5-й день
    1 - 2 1 - 3 1 - 4 1 - 5 1 - 6
    6 - 3 2 - 4 3 - 5 4 - 6 5 - 2
    5 - 4 6 - 5 2 - 6 3 - 2 4 - 3
    Рис. 4
    Если в соревнованиях участвуют нечетное число команд , то вместо последнего чётного числа ставится ноль. На рисунке 5 изображён порядок составления календаря для 7 команд.

    1-й день 2-й день 3-й день 4-й день 5-й день 6-й день 7-йдень
    1 - 2 1 - 3 1 - 4 1 - 5 1 - 6 1 - 7 1 - 0
    0 - 3 2 - 4 3 - 5 4 - 6 5 - 7 6 - 0 7 - 2
    7 - 4 0 - 5 2 - 6 3 - 7 4 - 0 5 - 2 6 - 3
    6 - 5 7 - 6 0 - 7 2 - 0 3 - 2 4 - 3 5 - 4
    Рис. 5
    Соответственно как и при первом варианте, команда, номер которой при распределении попадает в пару с цифрой ноль, будет выходной в игровом дне.

    При проведении соревнований по круговой системе с большим числом участвующих команд, когда каждой из них нужно определить место в розыгрыше, а время для проведения соревнований ограничено, применяют `систему проведения соревнований в один круг с предварительными и финальными играми. Так, если число команд 18, то предварительно их разбивают на подгруппы, например на 6 подгрупп по 3 команды в каждой.

    В каждой подгруппе соревнования проводятся в один круг и по результатам определяются места команд (с 1-го по 3-е). Затем команды, занявшие в подгруппах первые места , объединяются в первую финальную группу, где разыгрывают места с 1-го по 6-е; занявшие вторые места - во вторую финальную группу, где разыгрывают места с 7-го по 12-е; занявшие третьи места – в третью финальную группу, где разыгрывают места с 13-го по 18-е.

    Исходя из количества участвующих команд, число команд в подгруппах, где проводятся предварительные игры, можно увеличить. Например, 18 команд разбить на 3 предварительные подгруппы ( по 6 команд в каждой подгруппе). После проведения соревнований в подгруппах в первую финальную группу как правило объединяются команды, занявшие в подгруппах 1-ое и 2-ое места; во вторую - команды, занявшие 3-ье и 4-ое места и т.д. При 24 командах можно делать 4 подгруппы по 6 команд или 6 подгрупп по 4 команды и т.д. Принцип же формирования финальных групп остаётся прежним.

    Для того, чтобы в финале повторно не проводить встречи между командами, вошедшими в одну финальную группу из одной предварительной подгруппы, результат встречи между ними в предварительной подгруппе может быть засчитан в финале. Это позволяет сократить время проведения соревнований.

    Жеребьёвка команд в этом случае проводится следующим образом. Команды, занявшие первые и вторые места в подгруппах, получают парные номера. Они в расписании финальных игр учитываться не будут, так как сыграли между собой в подгруппах. Например, если число команд 6, то первый день будет выглядеть следующим образом: 1 – 2, 3 – 6, 4 – 5. Далее представители команд (любой из них), вышедших в финал из одной подгруппы, вытаскивают на жеребьёвке сначала парные номера (так как это показано выше), а затем, чтобы определить хозяина поля разыгрывают между собой те парные номера, которые они вытащили, т.е. 1 или 2, 3 или 6, 4 или 5. Таким образом, первый день финальных игр считается как бы сыгранным, а все последующие игры по дням составляются в соответствии с рассмотренным ранее вариантом (см. рис. 4) и в зависимости от номеров, которые они получили на жеребьёвке. Соответствующим образом проводится жеребьёвка для команд, занявших в подгруппах 3-е и 4-е, 5-е и 6-е места.

    В том случае, когда команд немного и они играют между собой по кругу (т.е. в одной подгруппе), то проводится общая жеребьёвка. Если же команд много, а сроки соревнований ограничены, они комплектуются по подгруппам с помощью рассеивания. При этом команды по подгруппам рассеиваются по результатам прошлогодних, предварительных или отборочных соревнований. Это позволяет сформировать подгруппы относительно равные по составам. Для этого применяются два способа рассеивания: жребием и «змейкой» Рассеивание жребием производится по количеству подгрупп. Например, если подгрупп три, то команды, занявшие в прошлом году 1-е, 2-е и 3-е места, рассеиваются жребием по этим подгруппам (как правило. они ставятся во главе этих подгрупп). Затем аналогичным образом рассеиваются жребием команды, занявшие в прошлом году 4-е, 5-е и 6-е места, и так до тех пор пока не будут рассеяны все участвующие в данном соревновании команды. В тоже время, рассеиванию могут подвергаться как все команды, так и часть из них. Так, например, вначале по подгруппам могут рассеиваться команды – призёры прошлогодних (или победители оборочных, предварительных и т.д.) соревнований. Для остальных проводится общая жеребьёвка. При этом обращается внимание на то, чтобы в зависимости от полученного по результатам жеребьёвки номера команды попадали в определённую подгруппу.

    Рассеивание по способу “змейка”. В этом случае командам, участвующих в соревнованиях, присваиваются номера в соответствии с местом, занятым ими на соревнованиях прошлого года, предшествующих данным соревнованиям или согласно рейтинга, проводимого федерацией игрового вида спорта (обычно это правило действует на соревнованиях международного уровня), после чего команды распределяются по группам.

    Пример рассеивания восьми и двенадцати команд на две и три подгруппы представлены на рисунках 6 и 7. Как видно из представленных рисунков при рассеивании команд по способу «змейка» создаётся условное равенство команд в подгруппах.
    1 2


    4 3

    5 6



    1. 7


    Сумма мест – 18 Сумма мест – 18

    (1-я подгруппа) (2-я подгруппа)
    Рис. 6

    1 2 3


    6 5 4


    7 8 9


    12 11 10




    Cумма мест – 26 Сумма мест – 26 Сумма мест 26

    (1-я подгруппа) (2-я подгруппа) (3-яподгруппа)
    Рис. 7
    После распределения команд по подгруппам по одному из способов в них проводится дополнительная жеребьёвка. Способ распределения и количество команд в подгруппах должны быть предусмотрены Положением о соревнованиях.

    Места команд по результатам соревнований определяется по сумме очков, набранных ими в играх. Начисление очков производится в соответствии со шкалой оценок, обычно принятой в том или ином игровом виде спорта (если она не предусмотрена Положением о проведении соревнований) и предусматривает начисление очков за победу, ничью, поражение или неявку команды на игру. Ход соревнований и его окончательные результаты отражаются в таблице. Образец такой таблицы на примере результатов соревнований на первенство района по футболу среди школ представлена в приложении 2.
    1.2. Система с выбыванием
    Сущность этой системы заключается в том, что команда после поражения (первого, второго и т. д.) выбывает из соревнований., что даёт возможность при большом количестве команд или участников проводить соревнования в более короткие сроки, чем круговая система. Её ещё называют олимпийской системой, так как впервые стала использоваться при проведении соревнований по игровым видам спорта на олимпийских играх. В настоящее время она обычно используется при проведении кубковых соревнований. Однако данная система не даёт полного представления о силах команд и не позволяет определить места всем командам, принявших участие в данном конкретном соревновании. Кроме того, в этом случае возможен элемент случайности и заведомо слабая команда может стать призером соревнований или даже выиграть их.

    При проведении соревнований по такой системе сначала составляется сетка распределения игр на заявленное количество команд и только после этого проводится жеребьёвка. Сетка распределения игр по системе с выбыванием после первого поражения для команд, число которых равно степени 2 (для 4, 8, 16 и т. д. команд), составляется следующим образом. Рассмотрим это на примере восьми команд – рис. 8. Вычерчивается сетка для восьми команд как показано на рисунке и затем слева от линий сверху вниз в возрастающем порядке пишутся номера (с 1-й по 8-й), образуя игровые пары. Победители таким же порядком объединяются в игровые пары следующего этапа соревнований. Команды, выигравшие на втором этапе образуют финальную пару, победитель которой и станет обладателем первого приза.

    1-й этап 2-й этап 3-й этап

    1/4 финала 1/2 финала финал

    1




    2




    3




    4 Победитель




    5




    6




    7




    8



    Рис. 8
    Если число команд не относится к числам со степенью 2, то на первом этапе соревнований проводятся игры определённого числа команд, участвующих в соревнованиях. Проигравшие команды

    выбывают из дальнейшей борьбы, а победители образуют с остальными количество команд равное числу со степенью 2. Например при 10 командах на первом этапе в играх участвуют четыре команды, две из которых должны выбыть по результатам игр первого этапа. На втором этапе будут участвовать уже восемь команд, так как к оставшимся шести командам добавляются две команды, выигравшие на первом этапе, а далее по уже известной схеме: проигравший вылетает. Рассмотрим это подробней.

    При составлении сетки игр вначале определяется количество команд, играющих на первом этапе (первый день) соревнований. Для этого пользуются формулой: К = (Ко – 2n) х 2.

    К – количество команд, участвующих в играх первого дня соревнований;

    Ко – общее количество команд, заявленных на соревнования;

    2n – число, являющееся степенью 2 из общего числа команд;

    2 – показатель того, что играют одновременно 2 команды.

    В нашем примере К = (10 – 8) х 2 = 4. Согласно общепринятым положениям в играх первого дня соревнований участвуют команды, имеющие по результатам жеребьёвки средние номера или это слабейшие команды (определяется на основании рейтинга по результатам предыдущих соревнований). Команды, не принимающие участия в играх первого дня распределяются в верхней и нижней частях сетки игр поровну ( в том случае если число команд чётное). В нашем примере в первый день соревнований в играх не будут принимать участия 6 команд. Для этого 10 делится пополам и получается, что в первый день не участвуют 1-я, 2-я и 3-я команды сверху и 8-я, 9-я и 10-я команды снизу. Таким образом, в первый игровой день встречаются 4-я, 5-я, 6-я и 7-я команды. Сетка распределения команд по дням соревнований для данного примера представлена на рис. 9. В случае с нечётным количеством команд (например, 11), в нижней части сетки располагается на одну команду больше, чем в верхней её части – рис. 10.

    Количество игровых дней для проведения соревнований по системе с выбыванием после первого поражения определяется по формуле: Д = n, где Д – количество игровых дней, необходимых для проведения соревнований по данной системе, n - –степень числа 2 из общего количества участвующих команд. Например, для 16 команд будет 4 игровых дня, поскольку число 16 является четвёртой степенью числа 2 (Д = n = 4):

    1-й день 2-й день 3-й день 4-й день

    1



    2



    3




    4

    4

    5

    Победитель

    6

    6

    7

    8

    9



    10

    Рис. 9
    1-й день 2-й день 3-й день 4-й день

    1

    2
    3




    4
    5




    6 Победитель
    7




    8



    9
    10



    11
    Рис. 10
    Для всех остальных случаев необходимо пользоваться другой формулой: Д = n + 1, где:

    Д – количество игровых дней, при проведении соревнований по системе с выбыванием после первого поражения;

    n + 1 – степень числа 2 плюс единица.

    Например, если число команд 12, то количество игровых дней будет 3 + 1 = 4, так как для 12 ближайшей цифрой со степенью числа 2 является цифра 8 (степень 3), плюс один игровой день, который необходим для того, чтобы из соревнований выбыли 4 команды. Точкой отсчёта во всех случаях служит последняя цифра, получаемая от возведения в степень числа 2. Такой для 5 – 7 команд будет цифра 4, для 9 – 15 команд цифра 8 и т. д.

    Для определения количества игр при проведении соревнований по системе с выбыванием после поражения используют следующую формулу: И = (К – 1) х n, где:

    И – количество игр для проведения соревнований по системе с выбыванием;

    К – число команд, участвующих в соревнованиях;

    n – количество поражений, после которого команды выбывают из соревнований.

    Например, если число команд , участвующих в соревнованиях – 13 и соревнования проводятся с выбыванием после второго поражения, то количество игр будет равно 24 (И = (13 – 1)х2 = 24).

    При данной системе, особенно с выбыванием после первого поражения, желательно чтобы в одну группу не попали сильнейшие команды (в противном случае в финальную часть могут выйти слабо подготовленные команды) необходимо их развести по группам. Как мы отмечали ранее, это можно сделать с учётом прошлогодних или предыдущих соревнований. С этой целью между ними проводится жеребьёвка, в результате которой одной из них достаётся первый номер, а другой последний из общего числа команд, участвующих в соревнованиях. Для остальных команд жеребьёвка проводится среди оставшихся номеров.

    При проведении соревнований по системе с выбыванием в первый день хозяевами поля являются команды, имеющими нечётные номера, во второй день – команды, игравшие в первый день на поле соперника. Если же обе команды играли на выезде (на поле соперника), или на своём поле (являлись хозяевами), то между ними для определения места встречи (своего поля) проводиться жеребьёвка. Данное положение сохраняется во всех последующих турах. Исключение составляет финальная игра, которая может назначаться на нейтральном поле или по решению главного судьи соревнований в заранее оговоренном месте. Таблица соревнований по системе с выбыванием составляется следующим образом – см. рис.11.

    В случае проведения соревнований по системе с выбыванием после двух поражений таблица результатов игр выглядит несколько иначе – см. рис. 12. Как видно из рисунка, таблица результатов соревнований состоит из основной и дополнительной сеток. Команды, проигравшие в первом туре, переводятся в нижнюю часть таблицы (дополнительную сетку) и там играют до тех пор, пока не проиграют во второй раз. В таком случае количество игровых дней и игр увеличивается в два раза. При этом не исключён вариант, когда финале командам придётся играть дважды: на своём поле и на поле противника.

    Таблица результатов соревнований на первенство района по волейболу


    1 «Салют»

    «Салют»

    2 «Волна» 2 : 1

    «Салют»

    3 «Бриз»

    «Школа №7» 2 : 1

    4 «Школа №7» 2 : 0 «Салют»




    5 «Школа №11» 2 : 0

    «Метеор»

    6 «Метеор» 2 : 1 «Надежда»




    7 «Надежда» 2 : 0

    «Надежда»

    8 «Школа №4» 2 : 0



    Главный судья соревнований_________________
    Главный секретарь соревнований______________

      1   2   3


    написать администратору сайта