Главная страница

философия1. Инструкция по выполнению задание выполняется, опираясь на лекции по Разделу i (темы 18), основную и дополнительную литературу. Необходимо выполнить один из вариантов задания, дав развернутые и обоснованные ответы на все вопросы в выбранном варианте.


Скачать 27.47 Kb.
НазваниеИнструкция по выполнению задание выполняется, опираясь на лекции по Разделу i (темы 18), основную и дополнительную литературу. Необходимо выполнить один из вариантов задания, дав развернутые и обоснованные ответы на все вопросы в выбранном варианте.
Дата27.12.2022
Размер27.47 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлафилософия1.docx
ТипИнструкция
#865805

ТК – 10. Итоговое контрольное задание по темам Раздела I

«Философия и ее исторические типы»

.

Инструкция по выполнению: задание выполняется, опираясь на лекции по Разделу I (темы 1-8), основную и дополнительную литературу. Необходимо выполнить один из вариантов задания, дав развернутые и обоснованные ответы на все вопросы в выбранном варианте. Выбор варианта осуществляется обучающимся по желанию, задание необходимо выполнять САМОСТОЯТЕЛЬНО, за идентичные ответы снижаются баллы.
Вариант 1.

  1. Дайте развернутое определение понятию «мировоззрение», выделите основные уровни и исторические формы мировоззрения. Обоснуйте, почему философию считают теоретической формой мировоззрения.


Мировоззрение – это совокупность взглядов, убеждений, оценок, идеалов и норм, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение. Для практически каждого человека характерно наличие определенного мировоззрения. Но для большинства из нас свойственны мировоззренческие взгляды, идеи, основанные на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Их нередко называют жизненной философией или обыденно-практическим уровнем мировоззрения. Эта стихийно складывающаяся форма мировоззрения заключает в себе мироощущение и миропонимание широких слоев общества. Данный пласт сознания очень важен, поскольку является массовым и реально работающей формой общественного сознания. Обыденно-практическое мировоззрение неоднородно, поскольку неоднородны – по характеру 3 образования, уровню интеллектуальной, духовной культуры, по национальным, религиозным и другим традициям – его носители. Отсюда широта диапазона жизненной философии – от самых примитивных, отсталых, обывательских форм сознания до проявления полноценного, просвещенного здравого смысла, трезвой, разумной жизненной ориентации. Своеобразной разновидностью данного уровня мировоззрения являются взгляды, формирующиеся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности. Так, по праву говорят о мировоззрении ученых, инженеров, политических деятелей, чиновников. Обобщения жизненного опыта через деятельность педагогов, публицистов, писателей, представителей творческих профессий в различных видах искусства транслируются в тех или иных художественных формах в общество и могут оказывать весьма значительное влияние на мировоззренческие идеи широкого круга.

В то же время мировоззрение, выраженное в его обыденных, типовых, массовых, элементарных проявлениях, включает в себя не только богатую память веков, убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, веру и сомнения, но и множество предрассудков. Такое миропонимание порой слабо защищено от ошибок, подвержено влиянию нездоровых настроений (националистических и других), современных мифов и иных не вполне зрелых проявлений общественного сознания, не говоря уже о целенаправленном воздействии со стороны преследующих свои узкоэгоистические цели отдельных социальных групп. Не застрахованы от такого рода влияний и взгляды некоторых людей, профессионально занятых научным, литературным, инженерным и другим трудом. Житейское миропонимание в его массовых, повседневных формах носит стихийный характер, не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, в критических ситуациях эмоции могут захлестнуть разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. И, наконец, повседневное мышление пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности. Эти черты присущи обыденно-практическому уровню мировоззрения лишь в наиболее зрелых его проявлениях. Но и на этом уровне воззрения, формирующие мысли и действия, все же нечасто сами подвергаются специальному критическому анализу, осмыслению. Это осуществляется уже на другом, теоретическом уровне мировоззрения, к которому и принадлежит философия. Именно на этом уровне происходит рациональное, логическое осмысление и систематизация ключевых мировоззренческих принципов и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей, понимание которых фиксируется в текстах, работах философов (исключением в западной философской мысли, является, пожалуй, Сократ).

Философ в высоком смысле этого слова не только сам является носителем, творцом, реформатором определенного мировоззрения, но и 4 видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение вообще предметом своего теоретического анализа, специального изучения, обязательно подвергнуть его критическому суду разума.

Однако рассмотренная нами градация обыденно-практическое и теоретическое мировоззрение недостаточна для понимания своеобразия философского мировоззрения. Необходимо также определить место философии среди других социально-исторических форм мировоззрения.

Наиболее ранней исторической формой мировоззрения является мифология. Мифология – это комплекс мифов того или иного народа, возникающих на ранней стадии его развития. Миф является первой эмоционально-образной формой понимания и объяснения мира. Одной из особенностей мифа является перенесение человеком своих эмоциональных состояний (радости, гнева и т.п.) на окружающую действительность и персонификацию их в образе богов и героев, которые оказывают непосредственное влияние на жизнь человеческого сообщества. Миф имеет несколько важных функций, среди которых можно выделить, во-первых, объяснение мира (а то, что мы понимаем и можем объяснить, нас уже пугает в гораздо меньшей степени). Во-вторых, регулирование поведение человека в коллективе, опираясь на представления, данные в мифах, о добре и зле, допустимом и недопустимом поведении.

Наиболее известными для нас являются вавилонские мифы, а также мифы Древнего Египта, Греции, Индии, Китая, древнеславянские, древнееврейские (ветхозаветные), чрезвычайно разнообразны по содержанию, но всех их объединяет определенная общность сюжетов и тематики. Так выделяют, космологические мифы – о появлении мира, антропологические – о появлении человека, эсхатологические – о загробном существовании души человека и конце мира, социально-культурные – о появлении социальных отношений и культурных благ и т.д. Таким образом, миф дает ответы на жизненно важные вопросы и человек получал готовое решение и понимание практически всех, в которых он мог оказаться, а также определенные версии прошлого и будущего. Понимание мира в мифах ни у кого не вызывали сомнений и были закреплены в традициях, ритуалах, передающихся из поколения в поколение, что являлось еще одним весомым доказательством «истинности» мифа (то что помогло выжить нашим предкам, поможет и нам). Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме – это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это неинтеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа состоит не столько в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение, а чтобы оправдать определенные общественные установки, санкционировать установившийся тип верования и поведения.

Таким образом, миф, в широком понимании, это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания. Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать свое знание, так и убедиться в своем незнании. Для него знание не существовало как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица. Можно сказать, что главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

Наряду с мифологией существовала и еще одна историческая форма мировоззрения, речь идет о религии. Религиозное мировоззрение близко к мифологическому, но не идентично с ним. Религия – это форма мировоззрения и культуры, в основе которой лежит вера в бога (божества), выражаемая в культе (система обрядовых действий), догматике (основные постулаты), влияющая на поведение и образ жизни людей.

Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Особенно ярко это проявляется в наиболее зрелых формах, так называемых монотеистических религиях (иудаизм, христианство, ислам), которых творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

Следует отметить, что религия не является раз и навсегда данным и закрепленным феноменом культуры, от своих наиболее ранних первобытных форм (тотемизма, фетишизма, анимизма), она прошла эволюцию к политеистическим, языческим религиям (например, религия Древней Индии, Египта, Греции и т.д.), а далее, к уже упоминаемым монотеистическим религиям, включая, такие мировые религии как христианство и ислам 1 . Но всех их объединяло то что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится в потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию.

Однако, как уже было отмечено, существует тесная взаимосвязь между мифологией и религией, особенно на ранних этапах их развития. Зачастую определенные мифы получали ритуальное сопровождение, что и стало одной из главных отличительных особенностей религии. Таким образом, специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является вера в Бога (божества) и культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны. Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения, и получают оформление в религиозных догматах, представляющих собой некие непреложные и не подлежащее критике истины для верующих данной религии. И это придает религиозному мировоззрению особый духовнопрактический характер. Религиозная догматика и сопровождающая ее культовая практика выступают основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т. д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным. Одной из основных функций религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия (включая его собственную смертность) и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д. Таким образом, религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.

Не смотря на то что, мифология и религия не потеряли свое значение до настоящего времени и продолжают влиять на формирование мировоззрения людей, следует подчеркнуть, говоря об историческом развитии форм мировоззрения, что постепенное накопление знаний о мире, а также начавшееся разложение родоплеменного строя, в силу ряда социальноэкономических причин, способствует зарождению индивидуального самосознания и рационального мышления, которое уже не удовлетворяется шаблонами и стандартами коллективной мифологии и религиозной практики. У человека возникают вопросы, готовых ответов на которые нет в мифологи, и начинается путь становления мышления философского, который получил название «путь от мифа к Логосу». Логос (греч. lógos), – чрезвычайно широкое понятие в греческой культуре, включая такие понимания как 7 «слово» (или «предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» (или «понятие», «суждение», «основание»); при этом «слово» берётся не в чувственно-звуковом, а исключительно в смысловом плане, но и «смысл» понимается как нечто явленное, оформленное и постольку «словесное».

Таким образом, в отличие от мифа, философия это мышление индивидуальное, рациональное, выраженное не столько в образах и символах, а в слове, теоретически представленное и обоснованное, включая использование специализированных понятий и категорий. Именно поэтому мы можем говорить о философии как теоретической форме и основе мировоззрения.

В то же время религию и философию мы можем рассматривать не только с точки зрения исторического развития форм мировоззрения, но и как самостоятельные сферы культуры.


  1. Заполните таблицу, отразив основные этапы развития античной философии, указав наименования этапов, хронологические рамки, представителей и примеры, обсуждаемых философских проблем:



Наименование этапа античной философии и хронологические рамки.

Основные философы, представители этого периода

Основные проблемы и примеры их решений

1

Доклассический (натурфилософский, досократовский) этап: VII – 1-я пол. V вв. до н.э.

Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор (Самосский), Ксенофан (Колофонский), Парменид, Зенон Элейский, Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит

Рассмотрением онтологических проблем, первоначально связанного с поиском первоосновы или единого первоначала мира (архе).

Для Гераклита огонь стал подлинным первоначалом мира, путем сгущения огонь превращается в воздух, воздух – в воду, вода же – в землю.

Демокрит считал, что существует бесконечное множество миров; одни миры возникают, другие гибнут

2

Классический этап: середина V – конец IV вв. до н.э.


софисты (Протагор, Горгий, Гипий, Продик, Критий и др.), Сократ, Платон, Аристотель.

Этическая и социально-политическая проблематика

Сократ - с вопросов об устройстве и первоначале мира центр философского внимания был перенесен на человека, а метод Сократа способствовал развитию одного из основных методов философского мышления – диалектики (поиск истины через преодоление противоречий).

Проблема идеального (проблема идей).

Концепция идеального государства

3

Эллинистический этап: конец IV – конец I вв. до н.э.


Антисфен, Диоген Синопский, Эпикур, Зенон, Пиррон, Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий, Секст Эмпирик.

Ээтическаяпроблематика

решить вопрос о том, как должен себя вести человек, можно только понимая, что представляют собой люди и какое место они занимают в мироздании (космосе). Поэтому анализ этических проблем неразрывно был связан с учениями о природе.


  1. Что такое экзистенциализм, каковы его хронологические рамки, основные представители, проблемы и идеи, каков вклад в развитие философии и культуры 20 века?


Экзистенциализм (лат. existetia − существование), или философия существования, − одно из наиболее влиятельных и распространенных направлений в философии XX века.

Появился он в период между двумя мировыми войнами (1918−1939 г.г.) в Германии, а после второй мировой войны пережил второй период расцвета, преимущественно во Франции. Мировые войны показали человечеству реальность конца цивилизации. Это было время осмысления пережитых потерь и разочарований, время кардинальных переоценок прежних идеалов, включая веру в разум человека и силу науки. Так как прошедшие войны показали самые темные стороны человеческой натуры: жестокость, стремление к превосходству, уничтожению. Были отброшены христианские ценности, культивировавшиеся на протяжении многих тысячелетий. В Германии, Италии и Испании существовали фашистские режимы, опирающиеся на низменные и животные инстинкты людей. Одиночество, индивидуализм, утрата чувства сопричастности происходящему, неприкаянность − вот главные черты менталитета той эпохи. Именно в это время формируется экзистенциализм, в котором отразилось общее мироощущение людей той эпохи.

Как философское и духовное течение экзистенциализм просуществовал с 20-х по 70-е годы ХХ века и был представлен многочисленными учениями и школами. Родоначальниками этого философского направления являются Мартин Хайдеггер (1889−1975), Карл Ясперс (1883–1969), Жан Поль Сартр, Габриэль Марсель, Альбер Камю. Наибольшее влияние оказали на экзистенциалистов работы Кьеркегора и Ницше. Философыэкзистенциалисты часто прибегали к изложению своих идей в собственнолитературной форме (романы, эссе, пьесы), хотя им не была чужда и определённая философская методология. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н.А. Бердяев, Л. Шестов) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю).

Центральным понятием учения является экзистенция − человеческое существование как нерасчлененная целостность объекта и субъекта. Постигая себя как экзистенцию, личность обретает свободу, которая есть 2 Более подробно с пониманием данного вопроса изложенного работе Э.Фромма «Иметь или быть» Вы можете ознакомиться в Приложении 8. 5 выбор самой себя, своей сущности. Выбор свободы накладывает на индивида ответственность за все происходящее в мире.

Основная установка экзистенциализма − существование предшествует сущности, т.е. человек сначала существует, появляется в мире, действует в нем, а уж потом определяется как личность. По экзистенциализму, человек − это временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Этот мотив ярко выражен в экзистенциалистском учении о «пограничных ситуациях» − предельных жизненных обстоятельствах, в которые постоянно попадает человеческая личность. И главная «пограничная ситуация» − это ситуация перед лицом смерти.

Пограничные ситуации ставят человека перед необходимостью выбора. Человек постоянно должен выбирать ту или иную форму своего поведения, ориентироваться на те или иные ценности и идеалы.

Представляется возможным выделить ряд ключевых проблем обсуждавшихся в рамках экзистенциализма:

• Проблема бытия, в частности бытия человека, перед лицом смертности (например, М. Хайдеггер работа «Бытие и время»).

• Проблема становления человека, его свободы и ответственности за свой выбор. Так в противовес психоанализу, Ж.П. Сартр в работе «Экзистенциализм – это гуманизм» отмечал, что человек делает самого себя, постепенно обретает свою сущность, изначально уже обладая существованием, т.е. нет заданной человеческой природы; никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не способен превратить его в человека. Индивид должен сделать это сам. И именно он несет ответственность, если его превращение в человека в подлинном смысле так и не состоится.

• Проблема понимания абсурдности бытия человека и поиск выхода (Ж.П. Сартр, А. Камю). «Изо дня в день, − пишет Камю, −нас несет время безотрадной жизни, но наступает момент, когда приходится взваливать ее груз на собственные плечи. Мы живем будущим: «завтра», «позже», «когда у тебя будет положение», «с возрастом ты поймешь». Восхитительная эта непоследовательность − ведь в конце концов наступает смерть. Приходит день, и человек замечает, что ему тридцать лет. Тем самым он заявляет о своей молодости. Но одновременно он соотносит себя со временем, занимает в нем место, признает, что находится в определенной точке графика. Он принадлежит времени и с ужасом осознает, что время − его злейший враг. Он мечтал о завтрашнем дне, а теперь знает, что от него следовало бы отречься. Этот бунт плоти и есть абсурд».

Несмотря на различия подходов, философы-экзистенциалисты исходят из очень важной идеи индивидуальной ответственности человека за все, что происходит с ним самим и с другими людьми. Человек − своего рода «проект», который живет, развертывается, реализуется или не реализуется, и процесс обретения индивидом человеческой сущности длится всю его жизнь, не теряя остроты и драматизма.


написать администратору сайта