Главная страница
Навигация по странице:

  • 4. Мораль и этика буддизма Буддизм

  • Сиддхартха

  • Галаху

  • Интеграция и систематизация знаний студентов об этнопедагогике и этнокак науке


    Скачать 0.62 Mb.
    НазваниеИнтеграция и систематизация знаний студентов об этнопедагогике и этнокак науке
    Дата14.09.2022
    Размер0.62 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаParfilova.G.G.._uchebnoe.posobie.2_.pdf
    ТипДокументы
    #676889
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5
    Шахад (символ веры Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его.
    - Салят – это название молитвы, которую мусульмане произносят не менее 5 разв день.
    - Закат
    – милосердие. Отношение дающего к человеку важнее, чем размер помощи.
    - пост Рамазан – священный месяц в исламском календаре, потому что именно в этом месяце Мухаммед был впервые признан как пророк.
    - Хадж (паломничество. Каждый мусульманин должен совершить паломничество в Мекку. Цель хаджа – укрепить преданность паломника Богу. Правила, что можно и чего нельзя употреблять в пищу, в исламе разработаны подробнее, чем в других религиях. Хотя многие из них заимствованы из доисламских обычаев и традиций, исламом они освящены и узаконены. Помимо прямых запретов, есть еще и косвенные, означающие порицание или неодобрение. Безоговорочно ислам запрещает употребление свинины, мусульманину запрещено даже торговать ею запрещается употреблять в пищу кровь животных, мяса животных, умерших своей смертью. Очень строго ислам запрещает употребление алкоголя, для мусульманина считается грехом даже присутствие при пьяном застолье. Появление в исламе запрета на употребление спиртного неслучайно. Пьянство мешало исполнению религиозных предписаний. Для правоверного мусульманина считается грехом пропустить хотя бы одну из пяти обязательных молитв. А молитвы нетрезвого человека до Бога не доходят. Особый акцент делается на обязательности постов (того, что мы привыкли называть разгрузочными днями, без которых организм перегружен шлаками. Эти предписания порождены многотысячными наблюдениями над здоровьем человека. Есть еще одна традиция, объединяющая все мусульманские народы омовение. Омовение – предписанный Кораном очистительный акт, предшествующий молитве. Состоит из обмывания чистой водой различных частей тела гениталий, лица полоскания рта и горла. При отсутствии воды допускается очищение песком. Перед пятничной молитвой совершается полное омовение. Основополагающей установкой исламской этики является идея нерасторжимой связи веры и нравственности. Согласно мусульманской традиции, вера (иман) состоит из 3 элементов внутреннее восприятие
    (итикад), исповедование словом (икрар), совершение добрых дел
    (амаль). Вера должна соединяться с добродетелью (исхан) и с исламом вручением себя Аллаху с чувством зависимости. Из всего этого складывается религия (дин) в общем смысле слова. Как и другие верования, ислам имеет несколько ветвей суннизм, шиизм и ваххабизм.

    40 Исповедуется в странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Восточной Азии мусульмане составляют религиозное меньшинство в Индии, КНР и балканских странах в странах бывшего СССР проживают главным образом в Средней Азии, Казахстане, Азербайджане, Дагестане, Татарии и Башкирии.
    4. Мораль и этика буддизма Буддизм – религиозно-философское учение, первая повремени возникновения мировая религия (наряду с христианством и исламом, возникшая в Древней Индии в 6-5 вв. до н.э. Согласно буддийской традиции, основателем буддизма является Сиддхартха из рода Гаутамы, прозванный Буддой – просветленным. Идеалом, поучению буддизма, является достижение нирваны – полного прекращения процесса перевоплощений и избавления, таким образом, от страданий, якобы составляющих сущность жизни. В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Восьмеричный путь состоит из восьми ступеней, тесно взаимосвязанных. Праведное знание. 2. Праведная решимость. 3. Праведные слова.
    4. Праведные поступки. 5. Праведный образ жизни. 6. Праведное усердие
    7. Праведные помыслы. 8. Праведное созерцание. Этот путь напрямую связан стремя разновидностями взращивания добродетелей нравственностью, сосредоточением и мудростью – праджней. Суть восьмеричного пути заключается в том, что он является путем самодисциплины. Буддизм говорит о том, что если человек следует этому пути во всех его категориях, то он сможет достичь гармонии и счастья, достичь состояния нирваны.

    41 Буддийский пантеон состоит из огромного количества богов – будд и бодисатв. Буддизм имеет три направления тхеравада; махаяна; ваджраяна. Он наиболее распространён в Тибете, Мьянме, Таиланде, Шри-
    Ланке, Камбодже, Монголии, Вьетнаме, Корее, Китае и Японии. Указом императрицы Елизаветы Петровны в 1741 году буддизм был официально признан в России и распространён от Кавказа до Сахалина. Сегодня это основная религия в Бурятии, Туве и Калмыцкой степи. В России представлена лишь ваджраяна (алмазная колесница, известная под именем ламаизма.
    5. Мораль и этика иудаизма Иудаизм (от древнееврейского Иегуда, согласно библейскому мифу, основоположник племени иудеев) – термин, принятый для обозначения религиозных верований, распространенных главным образом среди евреев. История иудаизма условно делится на 4 периода библейский, талмудический, раввинистический и реформированный.
    Иудаисты верят в единого Бога Яхве, бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход Мессии, богоизбранность еврейского народа. Если обратиться к святой книге иудеев, к Торе, к Ветхому Завету, то можно понять, что такое избранность. Избранность не является избранностью на ка- кой-то легкий путь дополнительных привилегий. Избранность – это всегда дополнительная ответственность, нелишние права, а лишняя ответственность. Иудаизм отличается тем, что не имеет одного человека, про которого можно сказать, что он стал основателем религии. Это историческая религия, которая складывалась постепенно, в течение многих веков. История иудаизма приводится в Ветхом Завете.

    42 Праотцами иудаизма считаются Авраам, Исааки Иаков. Авраам был тем человеком, которому Бог открыл, что потомкам его будет дано откровение и будет дана земля обетованная, в которой эти люди будут жить в единстве с Богом и через них придет спасение всем людям на земле. Священной книгой иудаистов является Танах, тождественный христианскому Ветхому Завету. Признается и Талмуд, в котором дается толкование содержащихся в Танахе религиозно-этических, правовых и бытовых предписаний. Этические нормы иудаистов
    (их на Земле около 16 млн) – это заповеди Моисея Существует 613 библейско-талмудистских предписаний (365 запретов и 248 разрешений, регламентирующих жизнь евреев- иудаистов.
    Иудаисты соблюдают обряд обрезания, пост, соблюдают предписания о дозволенной (кошарной) и недозволенной (трефной) пище. Помимо Торы, преследующей цель нравственного совершенствования человека, евреи чтут следующее.
    Галаху – предписания, регламентирующие религиозную, семейную и гражданскую жизнь.
    Агаду – книгу сказок, мифов, притч, басен, пословиц. Помимо ортодоксального иудаизма имеют место и другие его течения. Среди них – караимизм, каббализм и хасидизм Верующие евреи России в своем подавляющем большинстве исповедуют иудаизм Крупнейшие иудаистские общины в России находятся в Москве, Петербурге, Ростове-на-Дону и Дербенте. Иудаизм исповедуют крымчаки (крымские евреи) и таты (горские евреи Дагестана.
    6. Этические ценности северных народов Шаманизм – форма религии культ духов. Шаманизм – это особое восприятие мира, форма самоосознания человеком своего выделения из мира природы, идеология охотничьей взаимосвязи с миром животных (Кукушин В.С.). Шаманизм как религия характеризуется следующими признаками а) широким кругом анимистических верований (преимущественно в злых духов, что составляет его вероисповедную основу б) наличием особых служителей культа – шаманов, способных приводить себя публично в состояние религиозного экстаза и тем внушать окружающим мистические воззрения в) особым ритуалом камлания, при котором шаман в состоянии экстаза издает бессмысленные восклицания и проделывает различные манипуляции и движения телом, которые будто бы предназначены влиять на мир духов г) наличием особого ритуального инструмента (бубна, побрякушек, особых головных уборов, плаща, пояса и т. п, применяемого шаманами
    (Данильян О.Г., Тараненко А.М.). На основании этих признаков они дают следующее определение шаманизм – это вера в возможность особых людей (шаманов) быть посредниками между человеком и духами. Слово шаман в переводе с тунгусо-маньчжурского означает знающий. В основе шаманизма лежит экстазирование. Шаманизм имеет многовековую историю. Эта вера старше всех мировых религий. Возникновение шаманизма относят к палеолитической охотничьей культуре, ко времени разложения родового строя. Основой шаманистского мировосприятия является понимание Космоса как единого универсального целого, сотворенного и упорядоченного Великим Духом. Центр мира представляется как Мировая Гора или Мировое Древо и ассоциируется с магическими цифрами 9 и 7 (небес, ступеней в Верхний мир. Универсальным для шаманской практики всех народов является представление о путешествии шамана в другие миры – Верхний, где обитают благожелательные к людям духи, и Нижний сего вредоносными обитателями. Путешествие совершается в состоянии транса, в которое шаман приходит вовремя сеанса (камлания) с помощью ритмического танца, особых дыхательных приемов, а иногда – наркотиков. Шаман выступает в роли посредника между миром людей и животными, между миром живых и миром мертвых, между людьми ибо- жествами. Шаманизм признает ясновидение, изменение веса тела пожеланию шамана, билокальность (одновременное пребывание в двух местах. Отношение к шаманизму как к духовному началу, а не шарлатанству, возродилось в последнее десятилетие XX века. У некоторых народов Азии, Африки, Полинезии шаманство сосуществовало с другими формами религии. В настоящее время оно еще существует у тувинцев, западных бурят, якутов, хакасов, хантов, манси и некоторых других народов. Остатки шаманизма присутствуют и во всех современных религиях. Контрольные вопросы и задания

    1. Что такое религия, какие функции она выполняет в современном мире
    2. Какие мировые религии Вызнаете. Что такое христианство Какие народы проживают на территории Вашего города, района, республики, исповедующие христианство
    4. Что такое ислам Какие народы проживают на территории Вашего города, района, республики, исповедующие ислам
    5. Есть ли на территории Вашего города, района, республики народы, исповедующие буддизм, иудаизм и шаманизм
    6. Каковы основные обряды, праздники, ритуалы основных религий,
    разрешённых в РФ

    45 Литература

    1. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика. учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений Л.Н. Бережнова, ИЛ. Набок, В.И. Щеглов. – М Издательский центр Академия, 2007. Глава 5.
    2. Доусон КГ. Религия и культура. Спб., 2000. – С. 62.
    3. Кукушин В.С. Этнопедагогика. Учебное пособие. – М Издательство Московского психолого-социального института Воронеж Издательство НПО
    «МОДЭКС», 2002. – С. 108 – 144.
    4. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. – М, 1986.
    5. Этнопедагогика семьи Энциклопедический словарь. – Казань Изд-во
    ТГГПУ, 2010. – С. 201, 227 – 229, 286, 288.
    6. Энциклопедический словарь. Издатели ФА. Брокгауз, И. А. Ефрон. ТА СПб., 1899. – С. 539 – 544. Религия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп. – СПб., 1890 – 1907. ТЕМА 4. ОСНОВЫ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
    1. Общее понятие о традиции.
    2. Воспитательные традиции христианских народов.
    3. Воспитательные традиции мусульман.
    4. Воспитательные традиции иудеев.
    5. Воспитательные традиции буддистов.
    6. Традиции северных народов.
    1. Общее понятие о традиции Традиция (от лат. traditio– передача) – устойчивое, повторяющееся социальное отношение, представляющее некую закономерность исторической преемственности, это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Традициям свойственна своя сложная структура она включает идеи и убеждения, представления и взгляды, идеалы и ценности, исторически сложившиеся идейно-нравственные принципы и наиболее обобщенные социальные установки и нормы поведения, интересы и потребности, чувства и эмоции, привычки и вкусы, сохраняемые общественным мнением. В традициях фиксируются исторически сложившиеся нормы и принципы, отношения, взаимоотношения, идеалы, утвердившиеся в социуме, обеспечивающие его выживание и активное функционирование. Можно выделить следующие признаки традиций
    — всеобщность, массовость (традиции поддерживаются широкими массами, общественным мнением
    — прочность (традиции создаются временем как коллективный опыт, навык
    — жизненность (традиции – явления жизни, факт самой действительности, проявляются в убеждениях и действиях людей, многие овеяны духом романтики, красоты они впечатляют, влекут, волнуют. Традиция,
    – писал АС. Макаренко, – украшает коллектив, она создает для коллектива тот внешний каркас, в котором красиво можно жить и который поэтому увлекает
    — долговечность (традиции обладают постоянством, устойчивостью, повторяемостью. Отдельные общественно ценные традиции стечением времени, даже потеряв или сильно изменив свое первоначальное содержание, продолжают жить в памяти людей как дань признательности к хорошему прошлому
    — многообразие (традиции бывают семейные, трудовые, игровые, школьные, студенческие, молодежные, армейские, медицинские, спортивные и т. д) (Г. Пшибельский). В повседневной жизни традиции выполняют четыре взаимосвязанные функции регулирования отношений между людьми и коллективами, социальной связи, информации, воспитания (Ю. Сысоев, А. Малы- шев).

    47 Традиции оказывают влияние на взаимоотношения людей, на формирование их чувства. Они являются частью культуры, которая исторически сложилась у того или иного народа. Содержание традиций определяется материальной и духовной жизнью общества. Выступая как коллективная память, народные традиции являются неотъемлемым элементом этнического сознания. Такой памятью являются духовные, материальные ценности этноса, устные, письменные произведения народного творчества, художественно-прикладное искусство. В тоже время известно, что сохранение старых элементов в исторически изменяющихся общественных отношениях может осуществляться в экстенсивной и интенсивной формах. Что касается народных традиций, то для их экстенсивного распространения характерно простое возобновление исторически сложившихся структур общественных отношений, те. их тиражирование во времени и пространстве, а для интенсивного развития их показательны качественные преобразования ее переход либо в более, либо в менее сложное образование. Именно то обстоятельство, что традиция развивается (либо чрезвычайно медленно, либо относительно быстро, и делает ее диалектическим законом преемственности. Причем диалектика развития традиций как общественных отношений связана стем, что всякая традиция представляет собой своеобразную систему систем, те. выступает как традиция традиций. Например, традиция межнациональной дружбы и согласия содержит в себе патриотические, коллективистские, трудовые и прочие традиции, каждая из которых, в свою очередь, раскладывается на более специфические, например, трудовая – на традиции взаимопомощи, взаимовыручки, сотрудничества и т.д.

    48
    2. Воспитательные традиции христианских народов Давно известно, что христианское воспитание детей – прежде всего дело семьи, дома. В лоне семьи человек пребывает постоянно, изо дня вдень, она влияет на все стороны нашей жизни – личные отношения, приготовление пищи, трапезу, на здоровье и болезнь. Все- мье проходит вся жизнь ребенка. У каждого народа имеется своеобразная, специфическая, сложившаяся в течение многих тысячелетий цельная воспитательная система, охватывающая все стороны подготовки детей и подростков к будущей жизни, своя народная педагогика, которая в течение длительного времени, совершенствуясь и улучшаясь, передаётся от старшего поколения младшему, становится впоследствии достоянием молодых родителей и даёт положительные воспитательные результаты в нравственном становлении личности. Археологические исследования дают основание утверждать, что традиции народного воспитания у сегодняшних православных христиан стали складываться в VI -IX вв. Семья была важнейшим институтом воспитания детей и подростков. Она была тем жизненным очагом, который помогал человеку чувствовать себя социально защищённым. Семейное воспитание на протяжении многих веков имело могучую силу. В общинах господствовал культ семьи. Об этом свидетельствуют многие поговорки В семье и каша гуще, За общим столом еда вкуснее и др. Авторитет родителей был чрезвычайно велик. Их взаимоотношения с детьми были основаны на безусловном послушании детей – независимо от их возраста. Взрослые сыновья приводили невесту сначала в родительский дом. Как правило, отец принимал решение об их отделении Неженатых общество порицало. Развод считался страшным позором, и разводы были крайне редки. Если сохранить семью не удавалось, то разведённых с немалой долей иронии и осуждения называли соответственно соломенный вдовец, соломенная вдова. Родители не принимали у себя соломенных вдов и вдовцов, священник в церкви не брал их под крест. Классическая семья состояла обычно из деда, сыновей, внуков, правнуков, во главе которой стоял большак эта роль передавалась от отца к сыну. Старший по возрасту мужчина управлял всей жизнью и хозяйством семьи. Вся культура поведения в семье строилась на принципе почтительного отношения к мужчинами старшим. Почтением, особым уважением была окружена в трудовой семье мать, что закреплено обычаем повседневного поведения. Такое отношение было важным элементом нравственного воспитания, которое закладывалось с самого раннего детства. Муж голова, жена душа (семьи) – так определили роли супругов в семейной жизни. Мать показывала детям личный пример любви к ним, повседневной заботы, нежности и ласки. В свою очередь, в старости она могла рассчитывать на уважение и уход со стороны детей. Если же взрослые дети забывали о своём долге перед матерью, на её защиту становилось общество, требовавшее наказания для них. Как и многие другие народы нашей страны, русский народ гордиться своими возвышающими человека обычаями и традициями уважения младшими старших, подчёркивая этим своё отношение к жизненному опыту, мудрости, духовному наследию, воспитательному примеру. У русского народа действовал принцип Старший сказал, – делай. И неважно, кто был старшим отец или дед, старший брат или сосед. Старики особо почитались. На улице при виде старика замедляли шаг, снимали шапку, спешили поклониться. Нарушение этого правила не проходило незамеченным. Крестьянская община чужих детей не знала. Старший обязательно останавливал провинившегося Чей будешь Пойди и скажи дома, что стариков не уважаешь, а як вам вечером зайду. И тот непременно сообщал дома (отцу, деду) о своём проступке и обязательно подвергался самому суровому внушению, а то и наказанию. При стариках не курили, не появлялись небрежно одетыми, женщины и девушки не показывались передними без головных уборов. Старики следили, чтобы безусые и безбородые не употребляли спиртное, а взрослые не пили в будни. Молодое поколение проявляло уважение к старшему поколению и хорошим уходом за могилами на кладбищах, посадкой там цветов и деревьев, уходом за ними, бережным отношением к памяти предков. В помощь умершим необходимо было совершать такие благотворения как отслужить обедню в память об умерших заказать в церкви панихиду и поставить свечи на поминальный столик (канун не менее важное, раздача милостыни нуждающимися. В крестьянских семьях были дети разных возрастов. Многодетностью гордились. Воспитание детей происходило как бы исподволь, опосредованно. Отец никогда не говорил сыну Я тебя воспитал. Чаще всего утверждал Я тебя выкормили выпоил». В семье детине только осваивали свои будущие трудовые обязанности, овладевая практическими умениями, но и осознавали свои функции в будущей взрослой жизни. Девочка перенимала у матери стиль её поведения в семье, училась строить свои взаимоотношения с другими членами семьи, признавая безусловный авторитет мужчины – главы семьи. Врождённый инстинкт материнства развивался благодаря постоянной практике участия в воспитании детей няньченье, приглядывание за младшими. Уже с раннего детства девочка начинала заботиться о своей

    51 будущей семейной жизни, готовя себе приданое – пряла, ткала, вышивала. Мальчик также начинал осознавать будущую ответственность за семью с раннего детства, включаясь в различного рода трудовую деятельность и также постепенно входя в сложившуюся систему взаимоотношений. Достоинствами юноши были ловкость, сила, трезвенность, трудолюбие – те ориентиры, к которым он должен был стремиться. Родительская семья служила для детей прообразом их будущего жизненного устройства. Большое внимание уделялось физическому развитию мальчиков. Многие детские игры (лапта, например, включая в себя бег, прыжки, метание предметов, вырабатывали выносливость и смекалку. В этих играх формировались навыки социального поведения. Детей рано приучали скакать верхом. Мальчика сажали на коня в двух-трехлетнем возрасте. Дальнейшее обучение верховой езде делало из подростков и юношей лихих наездников. Ни один праздник не обходился без скачек, где молодежь демонстрировала свою удаль. Немалая роль отводилась умственному воспитанию. Долгими зимними вечерами в грамотных крестьянских семьях устраивались коллективные чтения. В сибирской крестьянской семье можно было услышать о Ледовом побоище, Куликовской битве, опричнине, Смутном времени, о расколе Православной Церкви, о реформах Петра Первого и многом другом. Отметим и ещё одну важную сторону семьи – её особый микроклимат. Само упоминание о родительском доме вызывает у каждого человека тёплые и добрые чувства, потому что исстари в семье господствовали любовь и душевность, доброжелательность и терпимость, гостеприимство и чуткость к душевному состоянию в ней находили утешение при невзгодах.

    52 В отношениях с детьми родители прибегали не только к ласке, но и наказаниям за проступки. Причём, пока ребёнок был мал, его чаще всего не наказывали, а пугали. Смотри, встретишь лесового, видел я его раз, ростом он с берёзу, а глазище мутные, борода белая, не дай бог его встретить, – так говорили загулявшему до позднего вечера ребёнку. Или Сел за стол с грязными руками, тут же к тебе пристроился бес.
    Он-то и смотрит, как бы схватить кусочек и т.п. Становился ребёнок старше – использовалось наказание. Это могли быть упрёки в дополнительной работе для матери, когда приходил в разорванной рубахе строго отчитывали за грязь в доме, порчу вещей могли выпороть за неосторожное обращение с огнём. Плачущего, раскаивающегося ребёнка старались простить. Доброжелательное, ласковое отношение к детям создавало у них ощущение защищённости. Необходимость строгих наказаний проповедовали авторы многочисленных наставлений, поучений, притч о воспитании. Нов практике воспитания физическое наказание считалось крайней мерой, так как ласковое слово пуще дубины. Строго придерживались в семье и правила не наказывать детей трудом, так как труд должен быть сопряжён с радостью, тогда и не будет в тягость. Таким образом, семья се бытом, обычаями, традициями взаимоотношениями была для ребёнка прообразом его будущей семьи, она определяла хозяйственные и нравственные устои, на которых держалась крестьянская жизнь.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта