Главная страница
Навигация по странице:

  • Этнопедагогика в контексте основных этнологических понятий 1. Общее понятие об этносе 2. Основные тенденции этнического развития Модуль 2. Традиционное народное воспитание

  • Интеграция и систематизация знаний студентов об этнопедагогике и этнокак науке


    Скачать 0.62 Mb.
    НазваниеИнтеграция и систематизация знаний студентов об этнопедагогике и этнокак науке
    Дата14.09.2022
    Размер0.62 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаParfilova.G.G.._uchebnoe.posobie.2_.pdf
    ТипДокументы
    #676889
    страница5 из 5
    1   2   3   4   5
    3. Воспитательные традиции мусульман Воспитательные традиции мусульман – воспитание подрастающего поколения в традициях Ислама. Ислам – одна из наиболее распространенных религий мира, но характер его влияния на культуру человеческих сообществ неоднозначен и зависит от конкретно-исторических обстоятельств данного общества. Так, говоря о сегодняшних реалиях существования ислама, мы должны иметь ввиду два варианта его рели- гиозно-культурологического влияния на людей. Первый из них отражает условия существования Ислама в так называемых странах исламскою мира, где он обладает силой, максимально детерминирующей мировоззрение и нравственность самых широких слоев населения. Другой вариант характерен для государства, в котором признаки мусульманской цивилизации не являются преобладающими, хотя и присущи по культур- но-историческим традициям части его населения, как это характерно для некоторых народов Поволжья. Основа и суть ислама – это воспитание высоконравственных, мыслящих, справедливых и добродетельных людей. Эти качества служат мерой умственного развития правоверного мусульманина. Люди с положительными качествами считаются лучшими людьми перед Аллахом. Поэтому мусульманин, не стремящийся сознательно выработать этика- чества, тем более, если он занимает руководящие посты и проповедует Коран, скорее походит на бездушный, не мыслящий граммофон только милость и милосердие, человечность и порядочность, благовоспитанность и добродетельность, знание и трудолюбие, справедливость и любовь ко всем людям и творениям Аллаха превращают человека в истинно правоверного мусульманина. Проповедовать Коран и Сунну, не вырабатывая сознательно в себе этих качеств – это позор и насмешка над религией Аллаха. Основополагающей установкой исламской этики является идея нерасторжимой связи веры и нравственности. Согласно мусульманской традиции, вера (иман) состоит из 3 элементов внутреннее восприятие
    (итикад), исповедование словом (икрар), совершение добрых дел
    (амаль). Вера должна соединяться с добродетелью (исхан) и с исламом

    54 вручением себя Аллаху с чувством зависимости. Из всего этого складывается религия (дин) в общем смысле слова. Таким образом, вера без дел греховна, и лишь единство веры и добродетели представляет нравственную ценность. Это главный принцип исламской социально-нравственной доктрины. Долг родителей перед своими детьми состоит в том, чтобы дать им нравственное благовоспи- тание и привить добродетельность. Все это возможно только путем знаний и стремления к истине, таково требование ислама. Вот только некоторые воспитательные идеи, заключенные в хади- сах: Не будьте тунеядцами и обузой для других людей.
    2. В Судный день каждый будет опрошено следующих пяти вещах на что он истратил свою жизнь Куда использовал свою молодость Какими путями приобрел земные блага Как и куда истратил приобретенное богатство Как использовал приобретенные знания
    3. Лучшее наследство и подарок отца сыну – это прекрасное воспитание. Сперва делай добро матери, затем материи еще раз матери, а потом отцу.
    5. Устанавливайте справедливость между детьми.
    6. Никого нив чем не загружай, не обязывай, не эксплуатируй. Если даже сидишь на коне или подводе и упал кнут, то и тогда не проси, чтобы тебе подали кнут. Слезь и сам возьми кнут.
    7. Прекрасный характер – половина Ислама.
    8. Лучший из вас тот – у кого характер прекрасней.
    9. Чрезмерная любовь к жизненным благами богатству – начало всех грехов.
    10. Лучший из вас тот, кто более полезен другим людям, ориентирует их в сложной обстановке.

    55 11. Не ругайтесь, не отворачивайтесь, не завидуйте, будьте братьями. Аллах больше всего любит тех, кто призывает других к добру, справедливости и истине.
    13. От бессовестного не жди добра.
    14. Одиночество лучше плохого друга. Рай находится у ног ваших матерей (в исполнении сыновнего долга перед матерью.
    16. Долг детей перед родителями если родители голодны, их накормить (содержать, если без одежды, одеть, если призывают, откликаться, если что-то поручают, выполнять, разговаривать сними, не забегая вперед, любить для них тоже самое, что любишь для себя. Среди положительных общечеловеческих качеств личности Ислам выделяет чистосердечность, отсутствие высокомерия, добродетельность, щедрость, разумную бережливость (рачительность. Среди отрицательных черт – необоснованный обман, высокомерие, показуху, зависть, жадность (скупость, расточительность. В Исламе представлен достаточно богатый выбор воспитательных средств и приемов, обеспечивающих формирование в детях высоких моральных качеств и принципов. В частности, своеобразно трактуется в источниках ислама сам процесс воспитания ребенка, сравниваемый с возведением здания – кирпич за кирпичом, что подчеркивает его постепенность, последовательность накопления в личности нравственных качеств и полезных привычек. Об этом есть указания в Хадисах. В воспитании рекомендуется пользоваться многообразием существующих методов, ставя их в зависимость от особенностей личности воспитуемого. Из воспоминаний о деятельности пророка Мухаммеда следует, что те или иные моральные воздействия по отношению к сироте, ребенку из благополучной семьи, взрослому, подростку должны быть абсолютно разными, что вполне созвучно известному принципу научной педагогики индивидуального подхода в воспитании. В качестве наиболее значимого способа воздействия наличность рассматривается стимулирование. Своеобразны в системе исламского воспитания словесные методы воздействия диагностичность, рассуждающий характер текстов Корана ив Хадисах помогают моральному самоуглублению подростка эмоциональность изречений, содержащихся в этих же источниках, стимулирует пробуждение нравственных чувств увлекательность и образность коранических сказок облегчает доведение их морального смысла до ума ребенка. Большое эмоциональное воздействие способна оказывать проповедь, в которой содержатся ценные нравственные наставления, призывы к справедливости, добрым делами воспитывается отвращение к мерзости порока. Ислам и проповедуемая им нравственность не только не противоречит общечеловеческим ценностям, а напротив усиливает их, способствует их закреплению, подводит молодежь к непреложной истине только вера, чистые помыслы, высокая нравственность есть точка опоры в любых, даже самых неразрешимых обстоятельствах. Культивируемая исламом испокон века физическая и нравственная чистота источала силу духа. Человек не может выжить без того, что называют душой. Убийство духовности, в конечном счете, означает самоубийство. Вот почему загрязнение окружающей среды есть нечто иное, как следствие загрязнения человеческой души.
    4. Воспитательные традиции иудаистов В Библейский периоду евреев не существовало особых образова- тельно-воспитательных институтов. Воспитание детей осуществлялось в семейных и клановых рамках. В основу еврейского воспитания было положено привитие социальных, трудовых и религиозно-культовых навыков преимущественно через участие детей в семейной и общинной деятельности. Залогом успеха в этот период была семейная, клановая и племенная солидарность, и патриархальная организация семьи с ее непререкаемым авторитетом родителей, в первую очередь, отца. Воспитание детей в раннем возрасте возлагалось преимущественно на мать когда сыновья подрастали, их дальнейшее воспитание переходило введение отца, в то время как воспитание дочерей вплоть до замужества оставалось в руках матери, которая также обучала их домашним работами женским ремеслам однако ответственность за распутное поведение дочерей возлагалась на отца. Главное внимание уделялось воспитанию мальчиков, которые были продолжателями рода и хранителями семейного имении имущества. Библия особо подчеркивает ответственность отца за религиозное воспитание детей и вменяет в обязанность главе семьи обучать детей религиозным заповедям. Пленение вавилонское привело к усилению еврейского религиозно- национального сознания и возникновению нового религиозного института синагоги, посещение которой детьми постепенно стало частью их религиозного воспитания. Введенное Эзрой регулярное публичное чтение Торы превратилось в мощный образовательно-воспитательный фактор. Родительские наставления более не могли удовлетворять возросших требований общества к воспитанию детей, и потому в этот период сложилась концепция общественного воспитания, согласно которой до 13 лет мальчики должны получать образование у профессиональных учителей, как правило, интерпретаторов Торы – софрим (предшественники фарисеев. Такое воспитание получило распространение преимущественно в городах, в то время как в сельских поселениях дети воспитывались в семейном кругу, хотя и там большое значение имела синагогальная проповедь.

    58 В дидактических произведениях эпохи Второго храма уделяется много внимания проблемам воспитания. В Притчей Соломоновых книге и Бен-Сиры Премудрости от родителей требуется воспитывать детей в духе добродетели и формировать у них навыки, необходимые для жизненного преуспеяния. Среди качеств, которые следует прививать юноше трудолюбие, воздержание от излишеств, верность в дружбе, послушание старшим, в первую очередь – уважение и повиновение родителям, милосердие к бедняку, честность в делах однако решающее значение придается мудрости. В воспитании девушки идеалом служит эшет хайл – добродетельная супруга и энергичная хозяйка дома. Талмудический период знаменовал окончательную победу идеологии фарисеев идеал всеобщего школьного обучения мальчиков стал жизненной нормой. Однако значение семьи в воспитании детей не только не уменьшилось, но, напротив, возросло с разрушением Храма большее значение стало придаваться домашней религиозной обрядности, например, седеру. Семья продолжала оставаться решающим фактором в воспитании девочек, так как они не посещали общественных школ. Идеалы воспитания, сформировавшиеся в талмудический период, продолжали служить основой воспитания детей в средние века, хотя изменившиеся условия жизни и нееврейское окружение оказывали заметное воздействие на процесс воспитания. Поэтому наряду с тенденциями, общими для всего еврейского мира, в воспитании обнаруживаются определенные различия между общинами. В странах ислама в высших слоях еврейского общества детям давали наряду с религиозным также и светское воспитание, как это было принято у мусульман. Оно включало не только изучение светских наук, но и привитие хороших манер, выработку красивого почерка, умение сочинять стихи.

    59 С началом упадка исламской цивилизации в XIII в. евреи начали возвращаться к традиционному еврейскому воспитанию. Аналогичный процесс произошел также среди евреев, изгнанных из Испании и расселившихся в пределах Османской империи. В общинах изгнанников детям стремились привить не только общееврейские традиции, но и сохранить специфические традиции евреев страны исхода. Воспитание в этот период характеризуется распространением каббалистических мистических верований. С упадком Османской империи (начиная с конца XVI в) и ухудшением условий жизни ее еврейского населения усилилась роль семейной солидарности и, как результат, возросло влияние патриархальной семьи на воспитание детей. С изобретением книгопечатания получило широкое распространение чтение нравственной и дидактической литературы, что было тесно связано с воспитанием детей. Особенно значительным было влияние литературы на идиш на воспитание девушек, так как они обычно не знали иврита. Немалую воспитательную роль играли еврейские ремесленные цехи, члены которых рассматривали себя как одну семью, имели, как правило, свою синагогу, организовывали совместные празднества и заботились о воспитании осиротевших детей своих членов. Эмансипация привела к радикальным изменениям в еврейском воспитании в Западной и Центральной, в меньшей степени ив Восточной Европе. Секуляризация евреев выразилась, в частности, в том, что на смену традиционному хедеру пришла школа, причем даже в еврейских школах в этот период значительное место уделялось преподаванию общих предметов. Нередко секуляризация и ассимиляция заходили столь далеко, что родители вовсе не давали детям еврейского воспитания. В Восточной Европе на протяжении XIX в. евреи в подавляющем большинстве сохраняли традиционный образ жизни и традиции еврейского воспитания. Хедер, иешива и синагога продолжали оставаться центральными институтами воспитания еврейских детей. Формирование в конце XIX в. еврейского национального движения привело к возникновению нового идеала еврейского национального воспитания, которое ставило своей целью переориентацию еврейского религиозного самоопределения на национальное, привитие национальной гордости, готовности к самообороне, возрождение иврита как национального языка, подготовку к поселению в Израиле и занятию там производительным трудом. Разногласия по вопросу об отношении к религии впоследствии привели к возникновению двух систем образования на иврите – светского и национально-религиозного. Вначале в. в Восточной Европе возникло идишистское движение, которое считало язык идиш национальным языком еврейского народа и положило светскую литературу на этом языке в основу еврейского воспитания. В странах ислама, которые небыли затронуты эмансипацией и секуляризацией, сохранилось традиционное еврейское воспитание, которое с конца XIX в. начало сочетаться с общим (за исключением Йемена, где традиционные формы воспитания сохранились в чистом виде. Общество Альянс открыло многочисленные еврейские школы, где преподавание велось на французском языке и изучались общие предметы. Поскольку обучение в этих школах сочеталось с религиозным воспитанием и с влиянием традиционной среды, оно не вступало в конфликт с привитыми в семье традиционными еврейскими ценностями. Лишь в Алжире, где евреи получили французское гражданство, французское воспитание стало доминирующим. В Ираке, особенно в Багдаде, в высших слоях еврейского общества на воспитание детей значительное влияние оказывала арабская культура. На протяжении й половины XX в. увеличилось

    61 число девочек, посещавших школы, однако разрыв в уровне образования между мужчинами и женщинами оставался велик. В Советском Союзе школы на иврите и организованное религиозное образование детей были запрещены в конце гражданской войны, хотя в х гг. во многих местечках продолжали тайно существовать хедеры, а родители все чаще предпочитали говорить с детьми на русском языке. Эти факторы постепенно привели к почти полному исчезновению еврейского воспитания в России. В отличие от российских евреев, евреи восточных общин на территории СССР (грузинские, горские, бухарские евреи и крымчаки) в гораздо большей степени сохранили традиционный уклад жизни. Хотя запрет на религиозное образование резко понизил уровень еврейских знаний, семейное воспитание продолжало оставаться в этих общинах преимущественно еврейским. С началом перестройки в Советском Союзе (конец х гг.) появилась возможность открыто давать детям еврейское воспитание. Важнейшая особенность воспитания в последние годы – ярко выраженный общественный характер, ибо лишь в отдельных семьях сохранились элементы еврейских знаний, обычаев и культуры, которые взрослые были бы в состоянии передать подрастающему поколению. Большое значение имеет поэтому деятельность возрождающихся еврейских общин, где сообща семьями отмечаются праздники и выполняются различные обряды. Система воспитания в Израиле в значительной степени сформировалась еще в период британского мандата в Палестине, причем в ее основе лежали принципы национального воспитания, что обусловило определенный разрыв с традиционным еврейским воспитанием. В восточных общинах воспитание детей осуществлялось преимущественно в рамках патриархальной семьи, однако переселение в Израиль и приспособление к новым жизненным условиям, как правило, сопровождалось

    62 болезненным разрушением традиционного семейного уклада. Хотя семьи европейских евреев в целом легче адаптировались к жизни в Израиле, у них тоже нередко возникали проблемы переходного периода, связанные с отрывом от еврейских традиций и с травмой Катастрофы. В этих условиях роль дошкольных и школьных учебно-воспитательных учреждений была решающей, что, однако, часто приводило к конфликту между семейными общественным воспитанием. Впоследствии вхождение родителей в жизнь страны и смена поколений постепенно устранили разрыв между общественными семейным воспитанием. В нерелигиозных кругах синагога утратила прежнюю воспитательную роль в ультраортодоксальных кругах поддерживается традиционное еврейское воспитание. В странах диаспоры в еврейских домах, как правило, говорят на языке окружающего населения, что уменьшает влияние семьи на национальное воспитание детей. Положение усугубляется тем, что во многих еврейских семьях родители не обладают еврейскими знаниями в той степени, которая позволила бы им привить детям традиционные ценности. Тем не менее, еврейская семья служит первичным звеном в еврейском воспитании детей – идет ли речь о передаче ребенку религиозных традиций или о привитии ему любви к еврейской культуре и к Израилю. В наши дни значительно сохраняются иудаистические обычаи, связанные с жизненным циклом (обрезание, свадьба, похороны, потребление ритуально пригодной пищи (кошар), мацы, отмечаются праздники Судный день, Новый год, Пасха и Пурим. Придерживающиеся обычаев богопослушные иудеи едят ритуальную пищу, или, как ее называют, кошерную, приготовленную по специальным правилам. Она делится на несколько категорий растительная, рыбная и мясная. При этом рыбная не считается кошерной, если у рыбы нет чешуи, нельзя богопослушным евреям есть также черную икру и балык.

    63 Кошерной мясная еда считается лишь при наличии обязательных условий на животном не должно быть никаких ран. Правоверные иудеи не едят мясо с кровью. Удаляется также весь жир и седалищный нерв. И еще одно обстоятельство евреи могут употреблять в пищу только животных с раздвоенными копытами и отрыгивающих жвачку. Мясную пищу они не едят после молочной в течение шести часов, зато молочную после мясной есть можно, но предварительно прополоскав рот. В отличие от православных христиан, евреи постятся только в Судный день, а на Песах (Пасху) едят мацу и растительную пищу. К древнейшим установлениям еврейской религии, имевших большое влияние на хозяйственную жизнь населения, относится и обязательный отдых в седьмой день каждой недели, в субботу («шаббат» – отдых. За долгие годы российские евреи были совершенно оторваны от своих духовных корней, почти полностью утратили национальную культуру, растеряли все традиции. Были забыты и языки религия. Тем не менее, еврейская диаспора продолжала существовать, отличаясь исключительной преданностью положительным идеалам советской цивилизации (например, стремление к высшему образованию. Основной социальной ячейкой горских евреев вплоть до 1930 гг. была большая трех-четырех поколенная семья с числом членов 70 и более человек. Как правило, такая семья занимала большой двор, в которому каждой малой семьи был свой дом или квартира (в городах. Вплоть досоветского периода практиковалась полигамия – чаще всего двое- и троеженство. Каждая жена с детьми занимала отдельный дом или отдельное помещение в доме. Во главе большой семьи стоял отец, после его смерти главенство переходило к старшему сыну. Глава семьи заботился об имуществе, которое считалось коллективным достоянием ее членов, определял порядок работы всех мужчин. Мать семейства (или первая из жен) вела хозяйство и наблюдала за женскими работами – уборкой помещений, приготовлением общей пищи.

    64 Женщины и девушки вели замкнутую жизнь, не показываясь посторонним. Помолвка часто совершалась в младенческом возрасте, за невесту выплачивался калым. Сохранялись обычаи гостеприимства, взаимопомощи. Часто были побратимства с семьями других горских народов. Если в течение трех дней месть убийце-еврею не осуществлялась, обе семьи считались связанными узами кровного родства. В наши дни значительно сохраняются иудаистические обычаи, связанные с жизненным циклом (обрезание, свадьба, похороны, потребление ритуально пригодной пищи (кошар), мацы, отмечаются праздники Судный день, Новый год, Пасха и Пурим.
    5. Воспитательные традиции народов, исповедующих буддизм Буддизм в России был официально признан и распространён от Кавказа до Сахалина после указа Елизаветы Петровны в 1741 году. Сегодня это основная религия в Бурятии, Туве и Калмыцкой степи. В России представлена лишь ваджраяна (алмазная колесница, известная под именем ламаизма. Первичной ячейкой социальной организации бурят, по мнению Ку- кушина В.С.,была испокон веков семья. Обычно она состояла из главы семьи
    – мужа, его жены, детей, иногда – родителей. В большие семьи, которые не являлись редкостью, входили семьи родных братьев, дедушка, бабушка, прародители. Такие семьи возглавлялись старшим братом или отцом, и они обычно образовывали селение хуторского типа в составе улуса. Глава семьи обладал неограниченной властью. Положение женщины в семье и обществе не было приниженным она имела свои права и защиту, нов силу религиозных традиций соблюдала различные запреты. Характерными чертами быта и нравов бурят были тесные родственные связи, оказание помощи в нужде и беде, содержание общиной бедных, сирот и вдов.

    65 Их отличали почитание старших, любовь к домашнему очагу и гостеприимство. В семейно-брачной системе важную роль играла экзогамия. Историческую основу бурятской культуры составляет комплекс материальных и духовных ценностей, относящихся в целом к культуре монгольского суперэтноса, деформированный христианскими буддийским влиянием после вхождения Бурятии в состав России. Пение и музицирование – важная часть духовной жизни бурят. Наряду с популярными народными танцами и играми у бурят существовал особый вид музыкально-драматического искусства – шаманские и буддийские ритуальные действия, мистерии. У большинства бурят существовали три обязательных тайлагана праздника) – весенний, летний и осенний. С утверждением буддизма появились ламаистские праздники
    - майдари и цам в летнее время,
    - цаган cap (белый месяц, означавший начало Нового года. По мнению Кукушина В.С. педагогика калмыков сложилась на базе буддийской религии. Человек соизмерял свое поведение с Богом, который был для него высшим мерилом совестливости, идеалом справедливости. В основе нравственного учения буддизма – этика воздержания от восьми неправедных поступков нельзя лишить жизни живое существо, воровать, лгать, злословить, быть грубым, завистливым, злонамеренным, нарушать запреты нравственного поведения. Им противостоят шесть добродетелей и, соответственно, десять черт характера мужчины трудолюбие, здоровье, ум, дружба, целомудрие, честность. Согласно представлениям калмыков, настоящий мужчина (йоста залу кюн), всесторонне совершенен, а это значит, что он мужественный, проявляет в нужный момент силу воли, презрение к смерти, воинскую доблесть, непримиримость к врагу, глубоко почитает заветы дружбы, обладает чувством

    66 собственного достоинства, самолюбив и горд, бережет честь семьи, рода, племени. Идеалу женщины соответствуют трудолюбие, скромность, терпение, почитание родни мужа. Кочевой образ жизни калмыков наложил специфический отпечаток на характер воспитания подрастающего поколения. Свою главную задачу родители видели в том, чтобы их дети с раннего возраста усвоили обычаи своего народа и овладели необходимыми для жизни среди своих соплеменников знаниями, умениями и навыками. Жизнь кочевника-калмыка проходила в постоянном общении с природой, неповторимой степной ковыльной красотой. Она давала ему жизнь, уверенность в благополучном будущем. Жизнь кочевника постоянно сопровождали смертельные опасности, он полностью зависел от стихий природы. У детей с раннего возраста воспитывали бережное отношение к природе. Экологическая мудрость является замечательной особенностью национального характера калмыков. Существовала целая система правил- запретов. Главное среди них Не делай зла ни траве, ни дереву, ни человеку. Экологическое воспитание было сутью педагогики этого этноса. Важное направление этого воспитания – приручение и уход за животными, определение растений, используемых в народной медицине, посильная трудовая деятельность с раннего возраста. Средоточием всех воспитательных начали родительского счастья укал- мыков была семья с ее прочным укладом, традициями, обычаями, своими праздниками и обрядами. Созидательница и хранительница семьи – женщина – сопоставлялась с образом Матери-Земли. Культ матери был безграничен, ее почитали как священную сокровищницу – «Чиндамани Эрдни», приносящую благополучие. Женщина-мать должна обладать всеми добродетелями быть светла и чиста душой и телом, в делах мастерицей, в супружестве опорой мужу, уважительной к его родне, почтительной к старшим, она должна оберегать себя от пяти скверен не соблазнять мужчин, не завидовать другим, не поддаваться бурным помыслам, не быть жадной, не заниматься пустым делом. У калмыков говорят Хорош ли ребёнок узнают по матери. В особый культ возводилось отношение к родителям, старшим. Считалось, что залог настоящего и будущего счастья входящего в жизнь человека в его крепкой связи с матерью и отцом, способности воспринимать и принимать их наставления и заботы, разделять их тревоги. Характерны в этой связи такие калмыцкие пословицы « Человек в беде спешит к родителям, как птица – к гнезду. У калмыков издавна культивировалось благоговейное отношение к предкам. Родоплеменная связь при кочевом образе жизни, полном опасностей, способствовала сплоченности. Перемещались с места на место и выбирали новые пастбища сразу целыми родами и племенами. Семейно- родственное начало составляло главное основание для группировки кибиток в поселение – хотон. Был широко распространен обычай принимать в хотон под общую опеку сироту. В этом случае он давал клятву-присягу на родство, в том, что они его дети, их потомки будут следовать обычаям хотона ирод- ства. Исстари повелось, что каждый должен знать своих предков до седьмого, а то и девятого колена, историю семьи, рода и племени, осознавать свою роль и ответственность как звена в этой цепи, стараться, чтобы она не порвалась, стремиться прославить свой род добрыми делами. Ребенка с малых лет сперва учат знать имена предков по меньшей мере до седьмого колена. Наследующей ступени обучения он должен запомнить, где родились его предки, как жили, сколько имели близких родственников и чем они занимались. Так, семейно-родственные отношения, домашний очаг, родной дом становились высшими нравственными ценностями.

    68 Рождение ребенка всегда было у калмыков желанными радостным событием. Многодетность считается одним из главных критериев семейного счастья. Такие супружеские пары пользовались большим уважением и поддержкой односельчан. Рождение мальчика встречалось с особым ликованием. Мать радовалась, что упрочивалось ее собственное положение в семье, ведь отец видел в лице сына, прежде всего, хранителя семейных традиций. Повседневное общение взрослых с детьми и подростками происходило, прежде всего, в трудовой, хозяйственно-бытовой деятельности. Родители первым делом учили малолеток садиться на коня, пасти домашний скот, ухаживать за животными. Вместе стем они становились настоящими участниками многих игр, которые были своеобразным аналогом, воспроизведением отдельных трудовых операций. Кроме умения ездить верхом, пасти стадо,дети в обязательном порядке приучались собирать в степи ар- хен (сухой навоз, растапливать очаг, присматривать за младшими, выполнять другие посильные поручения. По достижении семи лет их начинали обучать более сложным хозяйственным работам, причем дальнейшее воспитание девочек и мальчиков шло раздельно. Всеми жизненно необходимыми навыками хозяйственного труда они должны были овладеть ко времени половой зрелости, и с этого периода уже считались взрослыми. В народе особо поощрялись те дети, которые знают и умеют все, что делают их родители и соседи. Личный пример родителей, старших – это самое главное. С раннего возраста прививалось почтительное отношение к старшим, беспрекословное послушание. Приучали к правилам традиционного этикета нельзя громко говорить, беспричинно смеяться в присутствии старших, вмешиваться в разговор взрослых, при посторонних или гостях следовало держаться особняком. Так постепенно подрастающее поколение включалось в жизнь взрослых.

    69 Большую воспитательную нагрузку несли свадебные ритуалы. Выбор невесты согласовывался с рекомендациями зурхачи. Брачная церемония предписывала пять поездок родственников жениха к родителям невесты, что сопровождалось подношениями и застольями. Между сватовством и брачными церемониями проходило немало времени. Смотрины жениха и невесты проходили в атмосфере радостного ожидания, предвосхищения близкого счастья. Невесту, ставшую законной женой, наряжали в костюм женщины, расплетали девичью косу, изменяли данное при рождении имя. Религиозные праздники буддистов немногочисленны – их всего 6. Первый из них – Новый год. По лунному календарю его встречают в феврале. В апреле верующие собираются в дацаны на молебен Дойнхор, который продолжается в течение трех дней. В мае буддисты отмечают день рождения Будды. Вовремя богослужения ламы славят великого учителя, верующие получают благословение. В июле проводится большой и красочный праздник Майдари в честь грядущего преемника Будды. В октябре в храмах проходят коллективные моления, посвященные возвращению Будды от небожителей. А в ноябре – декабре буддисты отмечают Золо-хурал – праздник лампады во славу основателя ламаизма Цзонк- хапы. Всю ночь перед его изображениями горят лампадки, верующие молятся всю ночь. Следуя этим традициям, молодое поколение проходит уроки нравственного очищения.
    6
    . Воспитательные традиции северных народов Северными народами принято называть те этнические сообщества, которые живут за Полярным кругом или в условиях, отличающихся северным суровым климатом. Такие территории в России составляют свыше
    50%, хотя из-за малой плотности заселения общая численность северных народов невелика.

    70 Важно подчеркнуть, что своеобразные обычаи, диктуемые образом жизни в тундре, выработаны ив области семейных отношений укоренных народов Севера, что, конечно же, влияет на воспитание детей. Традиционно соблюдалось распределение семейных ролей муж – кормилец, хозяин родового огня, продолжатель рода и фамилии, а женщине предназначалось заботиться о его одежде и обуви, пище и покое, любыми способами стараться помочь ему, когда он окажется в беде. Для семейного общения характерны немногословность, сдержанность вот- ношениях между мужчиной и женщиной лишь в песне можно было выразить словами свою нежность, преданность, ревность, поведать о разочарованиях. Совместно решались жизненно важные вопросы, сохранялось уважительное отношение мужа к жене он запрягает оленей для упряжки жены, выбирая самых красивых, легко управляемых животных, мастерит для нее прочную и удобную для перевозки детей нарту.
    В гостеприимстве «по-северному» воплощается внутренняя культура, проявляются чувства дружбы и взаимопомощи, что имеет большой воспитательный смысл, ибо без этого трудно жить на Севере. Народная педагогика, нравственные и духовные заповеди коренных народов Севера тесно связаны сих традициями и обычаями, которые представляют собой совокупность педагогических ценностей и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках, специфической практике воспитания будущих мужчин – оленеводов, рыболовов, охотников – и женщин, хранительниц домашнего очага, рукодельниц, тружениц на ниве художественных народных промыслов. Специфические особенности воспитания детей в семье в условиях Крайнего Севера своими истоками уходят к жизненным традициями обычаям, связанным с продолжением рода и активным участием в трудовой деятельности. У этносов Севера семья похожа на патриархальную главенствующая роль принадлежит мужу. Но это совсем не значит, что он обладает деспотическими правами и может единолично распоряжаться имуществом и самой жизнью членов семьи. Ее микроклимат определяется отношениями равенства и сотрудничества, крепкими родственными связями. По мнению В.С. Кукушина, патриархально-родовой строй, существовавший у всех северных народов, раньше других начал распадаться у ненцев. Вероятно, сказалось соседство европейской цивилизации. Исторические источники века свидетельствуют о том, что род делился на большие патриархальные семьи, а при общинном пользовании пастбищами и землями у ненцев уже в XVII веке существовала частная собственность на оленьи стада и орудия производства. К началу XX века крупные родовые единицы все больше и больше дробились на мелкие, однако каждый ненец сознавал себя принадлежащим к тому или иному роду, состоявшему из группы кровных родственников по мужской линии. У каждого рода были свои жертвенные места и свое родовое кладбище. Строго соблюдалась экзогамия, то есть запрет брать жену из своего рода. Был распространен левират, то есть обязанность младшего брата взять в жены вдову после смерти старшего брата. Существовала кровная месть. Система родства была классифицированная, то есть каждый родственный термин относился не к одному лицу, а к целому кругу лиц. Например, ненец называет
    «някав» (мой старший брат) своего старшего брата и младшего брата своего отца.

    72 Массовая христианизация северных народов, начавшаяся с появлением русских в их ареалах обитания, не нашла отклика в их душах и до сих пор многие из них придерживаются шаманизма.
    О.Г. Прохорова отмечает, что уместного населения Таймыра ценности и приоритеты детей в семьях сохранились до наших дней
    - ответственность и взаимопомощь (особенно между родственниками- стремление выжить в суровых условиях
    - моральные требования, предъявляемые к детям, подкрепляются конкретными примерами поведения взрослых
    - в практическом обучении детей особая роль принадлежит наглядному примеру взрослых
    - немногословность и сдержанность в речах, осмотрительность и осторожность в делах
    - доброта к окружающим, бережное отношение к родному краю, тундре, стремление сохранить ее для будущих поколений (к ней относятся как к народному достоянию, житнице и кладовой без замков
    - сила и действенность слова по своему значению приравнивается к поступку все, что человек сказал, он должен выполнять также неукоснительно, как и решения, принятые на ях ахты сыты – общественном собрании.
    О.Г. Прохорова также отмечает, что сегодня обострились воспитательные проблемы семей в связи с утратой преемственности между поколениями в передаче традиционных трудовых навыков, с нарушением устоев семейного уклада, осложнением взаимоотношений между людьми, с забвением родной культуры, с утратой религиозных воззрений и т.д. Внесемейное воспитание детей, широко практикуемое среди северных народов (с довольно раннего возраста дети проживают в интернате в отрыве от родителей, в условиях частичной или полной их изоляции от

    73 семьи, приводит к низкой самостоятельности ребенка, его инфантильности, неосознанному отношению к будущему, изменению ориентации в самооценке, примитивному характеру деловых контактов. Контрольные вопросы и задания

    1. Что такое традиция и чем она ценна для людей
    2. Каковы воспитательные традиции народов, исповедующих христианство, ислам, буддизм, иудаизм и шаманизм
    3. Что общего в воспитательных традициях народов, исповедующих христианство, ислам, буддизм, иудаизм и шаманизм
    4. Напишите эссе о традициях народа, с которым Вы себя позиционируете. Литература

    1. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика. учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений Л.Н. Бережнова, ИЛ. Набок, В.И. Щеглов. – М Издательский центр Академия, 2007. Глава 6.
    2. Кукушин В.С. Этнопедагогика. Учебное пособие. – Издательство московского психолого-социального института Воронеж издательство НПО «МОД-
    ЭК», 2002. – С. 145 – 226.
    3. Проблемы современного социального развития народностей Севера. Новосибирск. Хазанович А. М. Друзья мои - нганасаны: Из Таймырских дневников. М,
    1986.
    5. Василевич ГМ. Эвенки Историко-этнографические очерки (XVIII - нач. XX вв.). Л, 1969.
    6. Данилов ДА, Неустроев Н. Д. Этнопедагогические основы подготовки учителей для школ коренных народов Севера методологический аспект // Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки Материалы научно-практической конференции. В 2 ч. ЧМ. Этнопедагогика семьи Энциклопедический словарь. - Казань Изд-во
    ТГГПУ, 2010. – С – 50.
    8. http//www.eleven.co.il/

    74 СОДЕРЖАНИЕ Введение Модуль 1. Общие основы этнопедагогики
    ……………………………..6 Тема 1. Объект, предмет и задачи этнопедагогики……………………6 1. Этнопедагогика и предмете исследования 2. Источники этнопедагогики……………………………………………..10 3. Методы изучения этнопедагогики……………………………………..15 4. Сущность и особенности народной педагогики 5. Принципы народной педагогики Тема 2. Этнопедагогика в контексте основных этнологических понятий 1. Общее понятие об этносе 2. Основные тенденции этнического развития Модуль 2. Традиционное народное воспитание………………………31
    Тема 3. Духовные истоки народной педагогики 1. Религия как источник народной этики 2. Христианская этика и мораль 3. Мораль и этика ислама 4. Мораль и этика буддизма 5. Мораль и этика иудаизма 6. Этические ценности северных народов Тема 4. Основы народной педагогики 1. Общее понятие о традиции 2. Воспитательные традиции христианских народов 3. Воспитательные традиции мусульман Воспитательные традиции иудеев 5. Воспитательные традиции буддистов 6. Традиции северных народов
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта