Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Методы изучения этнопедагогики

  • Интеграция и систематизация знаний студентов об этнопедагогике и этнокак науке


    Скачать 0.62 Mb.
    НазваниеИнтеграция и систематизация знаний студентов об этнопедагогике и этнокак науке
    Дата14.09.2022
    Размер0.62 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаParfilova.G.G.._uchebnoe.posobie.2_.pdf
    ТипДокументы
    #676889
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    3 Введение Народная педагогика возникла и постоянно развивается вместе с возникновением и качественным изменением такого социального образования, которое обозначается словом народ, народность. Она постоянно обогащалась, вбирая противоречия и прогрессивные начала общественной жизни. Это происходит ив настоящее время.
    Ещё в родовом обществе сказания, игры, и песни являлись источником воспитания нравов, поведения, определённых черт характера. Формирование современного человека является как бы основным лейтмотивом народного воспитания. В курсах Теория и методика воспитания, История образования и педагогической мысли студенты знакомятся с целями и задачами, основными категориями и понятиями, методикой воспитания в народной педагогике. Однако для того, чтобы более полно познакомить студентов с народной педагогикой и методикой использования её в работе с детьми в современных условиях, необходим и специальный курс. В педагогическом вузе необходимо привести полученные студентами по педагогическим дисциплинам знания, педагогические умения, навыки, в том числе и использование народной педагогики, в опреде- лённую систему. Эта задача в какой-то мере решается через курс «Этно- педагогика, который включён в учебный план за счёт времени, выделяемые на дисциплины по выбору. Данный курс может занять важное место в системе подготовки студентов педагогических вузов к работе с детьми. В организации воспитательной работы педагогу необходимо знать традиции, обычаи народа той местности, где он живёт: знать психологию жителей, их нравственные, правовые, бытовые, семейные отношения, всё то, что оказывает воздействие на детей. Цель курса расширить и углубить знания студентов о народной педагогике, включить наиболее актуальные проблемы, которые не могут

    4 быть достаточно затронуты в обычных лекционно-практических курсах по педагогике и истории педагогики. Задачи курса

    - интеграция и систематизация знаний студентов об этнопедагогике и этнокак науке
    - осмысление специфики предмета этнопедагогики, её места и роли в системе наук о человеке
    - ознакомление с теорией и практикой воспитания с использованием народной педагогики
    - организация самостоятельной творческой работы над важнейшими темами этнопедагогики по изучению её источников
    - включение в самостоятельный сбор материала по избранной теме, приобщение к методике исследовательской работы по этнопедаго- гике. Требования к знаниями умениям Студенту, освоившему этот курс, необходимо знать
    - основные понятия, источники, методы и задачи этнопедагогики;
    - природу этноса
    - духовные истоки народной педагогики
    - средства и факторынародной педагогики
    - народные традиции в практике семейного воспитания. Студенту необходимо также овладеть следующими умениями и навыками- пользоваться понятийным аппаратом этнопедагогики;
    - самостоятельно работать с научно-педагогической литературой
    - вести дискуссию, отвечать на проблемные вопросы
    - чётко и ёмко формулировать свои мысли
    - осуществляют микроисследования и интерпретировать их результаты- формулировать цели и задачи воспитательных мероприятий этно- педагогического характера
    - организовывать и проводить воспитательные мероприятия этно- педагогического характера.

    6 МОДУЛЬ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭТНОПЕДАГОГИКИ ТЕМА 1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭТНОПЕДАГОГИКИ

    1. Этнопедагогика и предмете исследования.
    2. Источники этнопедагогики.
    3. Методы изучения этнопедагогики.
    4. Сущность и особенности народной педагогики.
    5. Принципы народной педагогики.
    1. Этнопедагогика и предмете исследования Необходимость появления в программе учебных заведений курса
    «Этнопедагогики» было вызвано потребностями общества. С уходом ХХ века человечество завершило технократическое развитие и переходит к этапу гуманитарной культуры, потому что на грани веков необходимы изменения в самих людях. Стратегия ХХI века – это переход от логики силы и страха к логике разума и любви. Неслучайно первое десятилетие ХХI века ООН объявлено Десятилетием культуры мира и ненасилия. Ключевые элементы культуры мира мир, демократия, права человека, толерантность. Что такое толерантность Толерантность – это терпимость (многие словари. Жизнь показывает, что толерантность больше, чем терпимость. Это признание права человека на его свободы. Признать такое определение толерантности – значит иметь большое мужество, ибо свобода каждого из нас заканчивается там, где начинается свобода другого. Профессор Вильнюсского педагогического университета Б.П. Би- тинас определил культуру мира как сочетание двух да и двух нет. ДА - толерантности, которой людей нужно обучать.

    7 ДА - ответственности перед собой и за себя, перед другими и за других. НЕТ - агрессии, в том числе и детской. НЕТ - делению людей на своих и чужих. К сожалению, на стыке ХХ – ХХI вв. идут скрытые внутренние войны, которые носят этнический характер, т.к. в каждом народе есть свои особенности, которые не учитываются обществом, большинством. Сейчас многие исследования в области воспитания ориентированы на поликультурное образование молодежи в ущерб этническому. Но человек духовное и биосоциальное существо, он должен знать свои духовные корни, свой язык, свою культуру. Только на этой основе он способен понять культуру других народов, принять и усвоить общечеловеческие ценности. Между тем человечество в третьем тысячелетии стоит перед выбором сближение и ассимиляция культур, что превратит человечество в некое безнациональное общество сединой общечеловеческой культурой или человечество пойдет по пути сохранения самобытных культур, являющихся достоянием и богатством не только самого этноса, но и всего человечества На эти вопросы, отчасти, призвана дать ответ этно- педагогика. Развитие этнопедагогики, как и всякой другой науки, началось с зарождения первых этнопедагогических мыслей, обобщающих знаний. Они возникли как первые эмпирические обобщения эмпирического воспитательного опыта, отраженные в произведениях устного народного творчества. Этнопедагогика как наука сформировалась гораздо позже, в х гг. XX в. Основатель этнопедагогики Г.Н. Волков, в х гг. XX в. определил этнопедагогику как науку об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этнических и этнических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации (Г.Н. Волков. С появления термина «этнопедагогика» некоторые ученые, а также большинство практиков стали отождествлять понятия «этнопедагогика» и народная педагогика ». Ряд исследователей, не проводя четкой грани между этнопедагогикой и народной педагогикой и зачастую описывая традиционный народный воспитательный опыт, используют термин эт- нопедагогика. Академик Г.Н. Волков определил основное различие между этими научными понятиями народная педагогика имеет отношение копыту, его описанию, этнопедагогика — сфера теоретической мысли, сфера науки. По мнению В.С. Кукушина:
    - народная педагогика – это воспитательные традиции конкретной этнической группы
    - этнопедагогика – это обобщённое понятие, означающее сравнительный анализ воспитательных традиций различных народов.
    Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути использования в современных условиях. Этнопедагогика – это отрасль педагогической науки. Предметом этнопедагогики
    является народная педагогика. По мнению Г.Н. Волкова, объектно-предметное поле этнопедаго- гики охватывает такие основные вопросы
    - педагогика семейного быта,
    - поговорки, пословицы,
    - загадки,
    - народные песни.
    - самодельные игрушки и творчество детей,

    9
    - детская и молодёжная среда, её педагогические функции,
    - колыбельные песни, материнская школа и материнская педагогика- общность педагогических культур различных народов и др. Как и любая наука этнопедагогика имеет свои задачи. Задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного сдвижением общественного самосознания. Итак, этнопедагогика изучает
    1) основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение)
    Ребёнка как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, приёмыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда
    3) функции воспитания (подготовка к труду, формирование мо- рально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному
    4) факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал, (личности- символы, события-символы, идеи символы
    5) методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение, наказание, побои и т.д.)
    6) средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т.д.);
    7) организацию воспитания (трудовые объединения детей и молод жи, молодёжные праздники, общенародные праздники)
    (Г.Н. Волков) Изучение этнопедагогики как дисциплины направлено на решение таких задач

    - усвоение студентами теоретических основ этнопедагогики, знаний о традиционном народном воспитании, позволяющих на их основе эффективно строить учебно-воспитательную работу с детьми
    - познание творческой взаимообогащающей взаимосвязи народной педагогики и педагогических идей выдающихся педагогов.
    - приобретение знаний об обогащающей роли народной педагогики и народной культуры в совершенствовании обучения и воспитания подрастающего поколения на современном этапе
    - овладение умениями и навыками работы с детьми в условиях многонациональных коллективов на принципах толерантности, уважения к родной культуре и культурам других народов, гуманизма и др
    - развитие самообразовательных умений по изучению источников этнопедагогики, их анализу и формированию у студентов методов и приемов интеграции прогрессивных традиционных народных знаний о воспитании и обучении детей в современный образовательный процесс.
    2. Источники и методы этнопедагогики Поскольку этнопедагогика предполагает теоретическое осмысление и обобщение фактов народной педагогики, то необходимо сказать и об ее источниках, откуда она черпает необходимый эмпирический материал. Назовем основные из них и дадим их краткое описание. Источниками изучения этнопедагогики являются многовековой практический опыт народного воспитания, закрепленный в образе жизни народа, традициях, обычаях, фольклоре и др. Практика воспитания, бытующая в народе, главным образом в семье, в людской среде, это – неисчерпаемый, постоянно пополняемый и обновляющийся источник. В этом случае воспитание идет от интуиции, здравого смысла, часто – путем проб и ошибок и потому – иногда успешно, а иногда – с большими издержками.

    11 Образ жизни конкретной народности, нации, сообщества. Это устоявшиеся, типичные для исторически конкретных социальных отношений формы индивидуальной (групповой) жизни и деятельности людей. Они характеризуют особенности общения, поведения и склада мышления людей в области труда, общественно политической деятельности, быта и досуга. Можно в комплексе рассматривать основные сферы жизни и деятельности людей труд, быт, семейно-брачные отношения, образование, культуру, общественную жизнь, национальные отношения, ценностные ориентации, причины поведения людей. Всякий народ имеет свой специфический образ жизни, который и формирует личность в народном духе. Так, образ жизни русских и белорусов значительно отличается от жизни, скажем, казахов или монголов, грузин или египтян. Особенности образа жизни у разных народов складываются под влиянием многих специфических факторов природно- климатических условий, языка, религии (верований, условий трудовой деятельности (земледелие, охота, рыболовство, скотоводство и т.п.). Образ жизни нации создает социальную среду, в которой формируется личность. Эта среда формирует нормы морали, типы и правила поведения людей, их ценностные ориентации. В ней человек с младенчества усваивает национальный образ жизни что значит трудолюбие или тунеядство и как люди относятся и оценивают эти качества человека что такое скромность и высокомерие, экономность и мотовство и т.п. и что, соответственно, одобряется, и что – осуждается. Образ жизни включает цепочку понятий в такой последовательности обычай — традиция — обряд — ритуал. Их объединяет однотипность поступков в сходных, повторяющихся ситуациях, преемственность, консерватизм, постоянство. Они могут быть прогрессивными или реакционными, желательными или осуждаемыми. Человек, пребывая в социальной среде конкретной народности,

    12 нации, неизбежно формируется в соответствии с образом жизни именно этого народа, общины, племени усваивает и разделяет их ценностные ориентации и соответственно им регулирует свои действия, поступки, поведение. Образ жизни включает уменьшающиеся по объему обычаи, традиции, обряды и ритуалы те. степень их всеохватности уменьшается в указанной последовательности. Но зато в той же последовательности возрастает степень консерватизма форм их проявления. В частности, самая косная форма — это ритуал, здесь отступления недопустимы ни на йоту несколько подвижнее обряды, они допускают в известных пределах некоторые варианты еще более подвижны традиции, а затем и обычаи. Все они в общей сложности составляют образ жизни, который постоянно воздействует на формирование человека и регулирует его поведение. Родной язык как источник этнопедагогики. О роли родного языка в обучении и воспитании детей говорили все выдающиеся педагоги минувшего Я.А. Коменский и И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой и Я.С.
    Гогебашвили, Э. Пашкевич и В.Ф. Вахтеров. По справедливой оценке К.Д. Ушинского, родной язык ко всему же еще и удивительный педагог. Язык является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории Но этот удивительный педагог – родной язык – не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу. Константин Дмитриевич определил три функции родного языка а) родной язык — неисчерпаемый источник знаний и новой информации, для детей в особенности б) язык — духовное наследие тысяч предшествующих поколений

    13 в) сам язык — удивительный педагог, который учит легко и простои с которым ничто в этом не может сравниться. Фольклор от англ. Folk – lore – букв народная мудрость) – народное искусство (в более узком смысле – устное народное творчество широко использует этнопедагогика в качестве своего источника. Фольклор включает также коллективную творческую деятельность разных социальных слоев и групп. В нем отражается жизнь народа, его воззрения, идеалы, чаяния. Сюда относится созданная ими бытующая в народе поэзия предания, легенды, былины, эпос, сказки, загадки, пословицы и поговорки, а также песни и музыка, театр, танцы, живопись, архитектура, декоративно-прикладное искусство. Народное творчество, которое зародилось в глубокой древности, есть историческая основа всей художественной культуры и источник национальных художественных традиций. В нем выражается народное самосознание. Вот почему фольклор представляет для этнопедагогики особый интерес как источник. Верования, религии
    разных направлений также содержат значительный материал для этнопедагогики. Молодое поколение с малых лет усваивает эти верования, поддерживаемые старшими. Игры для детей и взрослых. Ребенок растет в мире игр и игрушек. Народные игры имеют незаменимый информационный материал для эт- нопедагогики. В играх ребенок познает окружающий мир, социальные отношения, отображает этот мир в условной ситуации. Через игру также формируется духовный мир детей. Нравы общества, общественное мнение, народный кодекс воспитания выступает у масс как кодекс норм и регулятор поведения взрослых и детей. Людская молва той социальной среды, в которой живет и формируется личность, либо одобряет, либо осуждает те или иные поступки членов общества, поощряет или, напротив, предупреждает от

    14 дурных поступков. Так через общественное мнение шлифуется стиль поведения человека с малых лет его жизни. Родная природа в народной педагогике и, значит, в этнопедагогике играет огромную роль. В литературе, в том числе педагогической, уже закрепилось понятие малой родины и – соответствующего чувства. Природа, непосредственно окружавшая ребенка в детстве, оставляет неизгладимый отпечаток в сознании на всю жизнь. Это чувство порой бывает настолько сильным, что, попав в какие-нибудь другие края, для него – чужие, человек глубоко тоскует, и чувство ностальгии побуждает его рано или поздно вернуться в родные места. Зовите меня варваром в педагогике, – писал К.Д. Ушинский, – ноя вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога что день, проведенный ребенком посреди рощи и полей, когда его головой овладевает какой-то упоительный туман, в теплой влаге которого раскрывается все его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком льющиеся из природы, что такой день стоит многих недель, проведенных на учебной скамье. К источникам изучения этнопедагогики относятся также обще- ствоведческие, исторические, этнографические и этнопсихологические труды археологические материалы исследования и описания учёных этнографов записки путешественников публицистические материалы официальные документы историческая и общественно-политическая литература непосредственный контакт с представителями изучаемого этноса данные специально организованных педагогических исследований и др.

    15
    3. Методы изучения этнопедагогики
    Этнопедагогика, исследуя закономерности и особенности традиционного народного воспитания, пользуется, прежде всего, методами и источниками педагогики, но вместе стем для нее чрезвычайно актуально применение этнографических, этнолингвистических, археологических, этнопсихологических и социологических методов. Кроме того, в ней формируются и собственные методы исследования, учитывающие особенности ее предмета. Методы научного исследования в этнопедагогике – это способы получения информации о сущности традиционного народного воспитания, его идеалах, ценностях, содержании, методах, средствах, и т. д. Для достижения этой цели этнопедагогика использует комплексы различных методов разной степени обобщения и гносеологической наполняемости, которые могут быть представлены как
    1.
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта