Интеграция и систематизация знаний студентов об этнопедагогике и этнокак науке
Скачать 0.62 Mb.
|
Общелогические методы анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование, проектирование, экстраполяция. 2. Общенаучные методы анализ и контент-анализ литературных источников теоретический анализ и синтез социально-педагогических исследований наблюдение, изучение и обобщение опыта эксперимент метод экспортных оценок. Исторические методы сравнительно-исторический метод (для установления закономерности, повторяемости историко-педагогических процессов, генетический метод (раскрытие происхождения, причини стадий изучаемого явления структурный метод (установление связей отдельных элементов со всей системой) и др. 4. Социологические методы анкетирование и интервью метод комплексного социального (психосоциального) моделирования и др. Этнопедагогика использует также и более специфические для нее методы теоретического и эмпирического уровня. 16 К теоретическому уровню относится — историко-педагогический анализ и синтез (определение целей, предмета и задач исследования развитие педагогических представлений и воспитательной практики народа в разные периоды его этногенеза использование педагогической литературы, посвященной педагогическим персоналиями др) Исторический метод способствует более глубокому пониманию современного состояния анализируемого этнопеда- гогического явления — реконструкция (объяснение и понимание педагогических событий прошлого, рассмотрение трансформации историко-педагогических знаний, осуществляемое на основе работы с информацией о педагогических событиях прошлого, предпосылках, условиях и последствиях их осуществления. Носителями информации являются такие источники как письменные документы, устные предания, традиции, обычаи, ритуалы и обряды, памятники и изобразительные материалы. сравнение и обобщение (обработка и этнопедагогическая интерпретация библиографических указателей, историографических, этнографических и фольклорных изданий, археологических материалов структуризация (систематизация приобретенного историко- педагогического знания и соотношение его с конкретными периодами, тенденциями и перспективами становления этнопедагогики). К эмпирическому уровню можно отнести такие методы — диагностические (беседы, интервью, воспоминания в воспоминаниях обсервационные (наблюдения в разных условиях жизнедеятельности семьи, народа, изучение результатов труда, образцов народной культуры и др. — полевые исследования. Метод полевого исследования основывается на пребывании и 17 вживании исследователя в изучаемую этническую среду (широко известны полевые исследования американских ученых М. Мид и Дж. Уайтинга). Продолжительность исследования должна быть не менее одного этнического года, его срок на два – три месяца превышает календарный. Метод полевых исследований позволяет получить сведения как о материальной (орудия труда, жилища, утварь, одежда и т. д, таки духовной (традиции, ритуалы, фольклор и др) культуре народа, в том числе и педагогической, зафиксировав их с помощью современных (кино, фото, аудио, видеоаппаратура) и традиционных средств. 4. Сущность и особенности народной педагогики Научное понятие народная педагогика ввел в педагогический обиход К.Д. Ушинский через свое знаменитое, выдержавшее десятки изданий Родное слово. Но это понятие дог. употреблялось и другими учеными, такими как, например, В.И. Водовозов. Как уже было отмечено выше, долгое время этнопедагогические знания развивались в русле научной педагогики. Первая попытка сделать народную педагогику предметом специального теоретического изучения принадлежит знаменитому педагогу и этнографу ГС. Вино- градову. В 1926 г. выходит его книга Народная педагогика. В ней он дает описание сущности этого явления как составной части педагогической культуры народа, утверждавшей право существования термина и понятия народная педагогика. Народная педагогика не столько система, сколько сумма знаний, умений, – утверждал ГС. Виноградов. Он охарактеризовал народную педагогику как совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении. 18 Ноне менее важной его заслугой является обоснование необходимости использования научного подхода, изучения теоретического для глубины и полноты охвата всего содержания народной педагогики. Таким образом, он обосновывает необходимость специальной науки, которая бы изучала народную педагогику во всем ее богатстве и многообразии. Решение этой важной проблемы осуществил академик Г.Н. Волков. В своей монографии «Этнопедагогика» (1974) он обосновал право на существование специальной отрасли научно-педагогического знания – этнопедагогики. Имеется множество определений научного понятия народная педагогика известных ученых педагогов ГС. Виноградова, Г.Н. Волкова, А.Э. Измайлова, З.Г. Нигматова, Я.И. Ханбикова и др. Более полным, на наш взгляд, является определение академика А.Э. Измайлова. Под народной педагогикой он понимает совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, сведений, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме, как продукт исторического и социального опыта народных масс. Памятники народной педагогики хранятся народом в создаваемых им сказках, легендах, эпосах, поговорках и пословицах, преломляются через призму национальных обычаев и традиций разных народов ив конечном счете, имеют цель целенаправленно воспитывать и обучать молодое поколение на лучших идеалах народных масс. Очень важно помнить, что народная педагогика не является наукой, т.к. она представляет совокупность эмпирических знаний, проверенных практикой воспитания многими поколениями, органично соединенными с жизнью и трудом ребенка. 19 Народная педагогика является предметом науки этнопедагогики, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука, а также этнопедагогика. Именно народная педагогика оказала влияние на формирование законов и правил научной педагогики. Необходимо обратить внимание на то, что поскольку в основе народной педагогики лежат эмпирические знания, она наряду с практически достоверными ценными, полезными знаниями содержит антигуманистические положения, например, пренебрежительное отношение к женщине, покорность к проявлениям социальной несправедливости. Об этом свидетельствуют народные пословицы и поговорки За одного битого двух небитых дают, Курица не птица, баба не человек, Моя хата с краю, я ничего не знаю, Своя рубашка к телу ближе и др. Народная педагогика, помимо отработанных веками своих воспитательных средств, использует в воспитании детей также средства народной культуры фольклор, народные игры, праздники, обряды, предметы материальной культуры и др. Она развивается и сегодня, бытует в семьях, прежде всего в сельской местности. Ее богатый воспитательный потенциал широко используются в практике учебно- воспитательной работы школ, в педагогической пропаганде среди населения. Однако он используется лишь частично. 5. Принципы народной педагогики Сходство и общность идей народных педагогик различных народов состоит, прежде всего, в общности ведущих принципов воспитания. 1. Целенаправленность в воспитании и обучении детей. Она выражается в существовании у каждого народа, нации, этноса идеала человека, главными чертами которого являются любовь к Родине, нравственное совершенство, высокая духовность, любовь к людям и к природе. Различия же состоят в образе жизни, мыслей, обычаях, традициях 20 народа, определяемых географической средой его существования, историей социального, экономического развития. 2. Природоцелесообразность. Этот принцип предполагает рассмотрение человека как части природы, а также уважение, поклонение, любовь, бережное отношение к природе. Этот принцип родился, когда человек очеловечивал природу. Познание природы дало толчок к пробуждению в человеке мысли о совершенстве, впоследствии развившейся в сознательное стремление к самоусовершенствованию. Природа обогащает человеческий ум важными сведениями и интересными сведениями. Благодаря наблюдениям человек научился ориентироваться по звёздам, по солнцу, деревьям находить нужные направления в окружающем мире. Природа давала ему кров, одежду, пищу. Поэтому человек считал себя обязанным не только боготворить природу, но и уподобляться ей. 3. Общинный характер обучения и воспитания. Дети – это забота не только семьи, но ирода, общины, а часто и региона в целом. Например, в Дагестане годекан – традиционное место общественного воспитания. Общественность (джамаат), как правило, мужская часть населения, свободная от домашней и сельскохозяйственной работы, время от времени собирается здесь, и молодёжь из уст старших узнаёт новости, слушает мудрые советы, обсуждает очередные дела. Горский годекан пользуется большим авторитетом у населения и утвердился в качестве своеобразного педагогического института. 4. Важнейшим принципом воспитания в народной педагогике является уважение к старшим почитание их как носителей мудрости народа, носителей его традиций и идеалов Хоть шесть дней голодай, но отца почитай, Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют (дагестанские пословицы Слово дедов – источник разума, 21 Поступай по совету старшего, если он старше тебя только на год (осетинские пословицы. 5. Дифференцированность воспитания мальчиков и девочек Мальчик – это будущий воин, отец семейства, охотник, рыбак, строитель девочка же – будущая мать, хранительница домашнего очага. У них в жизни разное предназначение – отсюда и воспитание, как по содержанию, таки по способам, должно быть различным. Но для тех и других одинаково работают два следующих принципа. 6. Раннее начало обучения и воспитания детей, осуществляемое прежде всего в семье Воспитай дитя, пока оно поперёк лавки лежит- говорит русская пословица. Чем раньше начато серьёзное воспитание, тем оно эффективнее – это общепризнанное правило народной педагогики. Например, десятилетний хант – почти взрослый мужчина. Десятилетняя девочка-манси в состоянии вести всё домашнее хозяйство, какие мать. Эвенки трёхлет- нему ребёнку дают нож, четырёхлетнему – лыжи, а пятилетнему – весло. 7. Воспитание и обучение должно осуществляться в деятель- ности.Этот принцип, пожалуй, самый старый, но и самый актуальный сегодня. Он зародился на заре человечества, когда опыт передавался младшим включением их в жизненно необходимую для рода деятельность подготовку к охоте, приготовление пищи, изготовление одежды. Контрольные вопросы и задания 1. Что такое этнопедагогика? 2. Когда она возникла 3. Что является предметом этнопедагогики? 4. Объясните значение этнопедагогики в жизни многонационального российского общества. 5. Какое значение имеет этнопедагогика в профессиональной подготовке будущего педагога. 6. Почему этнопедагогику называют междисциплинарной отраслью научно – педагогического знания. 22 7. Что такое народная педагогика 8. В чем главное отличие этнопедагогики от народной педагогики. 9. Каковы источники и методы изучения этнопедагогики? 10. Назовите и раскройте сущность основных принципов этнопеда- гогики. Литература 1. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика6 учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений Л.Н. Бережнова, ИЛ. Набок, В.И. Щеглов. – М Издательский центр Академия, 2007. Глава 1. 2. Богомолова МИ. Народная педагогика в системах прошлого и на современном этапе. Учебно-методическое пособие для студентов педагогических институтов. Набережные Челны, 1995. Гл. 1. 3. Виноградов Г.С.Народная педагогика. Изд. Восточно-Сибирского отдела Русского Географического Общества, 1926. 4. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. среди высш. пед. учеб. заведений М Издательский центр Академия, 1999. Гл. 5. Измайлов А.Э.Народная педагогика Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М Педагогика, 1991. С. 76. 6. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России советы, игры, обряды. – е изд. – М Школьная Пресса, 2001. – С. 62 – 67. 7. Кукушин В.С. Этнопедагогика. Учебное пособие. – М Издательство Московского психолого-социального института Воронеж Издательство НПО «МОДЭКС», 2002. Введение. 8. Нездемковская Г.В. Этнопедагогика: учебное пособие для вузов. – М Академический проект Альма Матер, 2011. Раздел 1. Тема 1. ТЕМА 2. ЭТНОПЕДАГОГИКА В КОНТЕКСТЕ ОСНОВНЫХ ЭТНОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ 1. Общее понятие об этносе. 2. Основные тенденции этнического развития. 1. Общее понятие об этносе Этнос слово, по происхождению, означало в древнегреческом языке племя, народ, группу людей, род. Академик Ю.В. Бромлей (1921 – 1992) дал следующее понятие этноса этнос – это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая языки психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований, фиксированном в самосознании. Первыми типами этнических общностей людей были роды и племена. Род – основная общественная организация первобытнообщинного строя, объединённая кровным родством. Племя – этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самосознанием. Народность – это общность людей, возникшая в рабовладельческом обществе, у других этносов – в период феодализма. Для народности характерны общие этнические признаки - особенности культуры, - общий язык, - самосознание. Социальная жизнь народности несравненно более сложна, чему родоплеменной общности, ведь роди племя (в отличие от народности) не имели классового деления, политических организаций, государства. Народность – это общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений на базе единства языка и территории и развивающейся общности экономической жизни и культуры. Нация – это тип этноса, появившийся в капиталистическом обществе, на основе общности экономической жизни, в едином рыночном пространстве. В отличие от народности, нация – более устойчивая общность людей, причём устойчивость ей придают глубокие экономические факторы. Нация – наиболее развитая историко-культурная общность. Она складывается в течение длительного исторического периода в результате 24 соединения, «перемеживания», сплавления представителей различных племён и народностей. Ключевые признаки нации, определяющим е, является духовная культура. Человек связан со своей нацией, прежде всего, через культуру, а не через кровь, те. не через этнические корни. Во многих странах мира в наши дни нацию понимают как гражданскую общность, определённую государственными границами. Национальность – это принадлежность человека к той или иной нации. В большинстве стран мира национальность определяется негосударственными органами, а самим человеком добровольно. Народ – многозначное понятие, это население страны. 2. Основные тенденции этнического развития Проблемами возникновения и развития этносов во второй половине века серьёзно занимался наш соотечественник Лев Николаевич Гумилёв. Главное отличие гумилевской концепции этноса от пока еще функционирующей в отечественном обществознании теории этноса заключается в том, что Л. Н. Гумилев дает не описательную, а объясняющую характеристику этноса, его происхождения и особенностей развития. Концепция этноса Л.Н. Гумилева затрагивает настолько фундаментальные и при этом междисциплинарные вопросы, что современная наука пока неготова оценить ее объективно. Чрезвычайно важен и перспективен и ее междисциплинарный характер концепция строится на стыке этнографии, истории, психологии, социологии, теории культуры с общим естествознанием, географией, биологией. Гипотеза Л. Н. Гумилева, на которой строится его концепция, состоит в том, что при воздействии определенного типа космического излучения на Землю (оно происходит несколько раз за тысячелетие) возникает пассионарный толчок — мутация гена человека, отвечающего за 25 восприятие организмом энергии из внешнего мира. И тогда человек способен воспринять энергии больше, чем ему обычно необходимо. Такой человек становится пассионарием, те. человеком с повышенной тягой к действию. Его энергия направляется на активные действия – от завоевательных походов до научных экспедиций и открытий. Начало этногенеза, по Гумилеву, связано стем, что такие пассионарии оказываются объединены общей целью и собираются в благоприятных климатических (природно-ландшафтных) условиях. Это и есть зародыш нового этноса, реализующий себя в начальной стадии этногенеза. Он выделил три базовые причины происхождения, развития и исчезновения этносов. Первая – воздействие всех видов энергии Вселенной на человека энергия Солнца, энергия распада внутри Земли, космическая энергия, пробивающаяся через ионосферу. Вторая – это законы биосферы на клеточном и молекулярном уровне, в частности – наследственные признаки. Третья – географическая среда. Совокупность всех этих факторов обуславливает стереотипы поведения, психические черты этноса, его культуру, включая вероиспове- дование. По Л.Н. Гумилёву, возникновение и развитие этносов – процесс стихийный, управлять им невозможно. В происхождении и развитие народов Л.Н. Гумилёв выделил 3 стадии (формы) этноса - субэтнос (предэтнос), - этнос, - суперэтнос (сверхэтнос). Учённый считал, таили иная религия – важнейший культурный признак этноса. 26 Субэтнос – так принято называть группы низшего уровняв вертикальной классификации этнических групп. Субэтносы по своему происхождению бывают разными. В одних случаях – это бывшие этносы, постепенно утратившие роль основных этнических подразделений, в других – бывшие этнографические группы, осознавшие свою общность, в-третьих – социальные общности, обладающие специфическими чертами культуры (например, донские казаки. Могут быть выделены также субэтносы хозяйственно-культурного, лингвистического и административно-территориального происхождения. Особое место среди субэтносов принадлежит тем, что возникли на основе расовых групп. В частности, негров США можно рассматривать не только как просто этнорасовую группу, но ив качестве субэтноса североамериканской нации (этносоциальной общности Субэтносы образуют |