Интеграция и систематизация знаний студентов об этнопедагогике и этнокак науке
Скачать 0.62 Mb.
|
конвиксии и консорции. Конвиксии – это группы людей, объединённых общностью жизни, те. родственными связями, местностью, климатическими условиями. Консорции – это группы людей, объединённые общностью судьбы, те. связанные достижением какой-либо общей цели. Суперэтносами называют совокупность или группу этносов, объединенных верой или другими общими для них факторами. Таковы, например, христианский или мусульманский суперэтносы. В определенном смысле суперэтносами временно становятся все те нации и другие этнические группы, которые насильственно или иными способами объединяются и составляют империи. Суперэтносами-империями были Римская империя, Арабский халифат, Османская империя, Китай, СССР и другие этнические и национальные объединения. 27 Поскольку только внешней силы недостаточно для создания супе- рэтносов, правители империй обычно стараются опираться также на идеологию. Это явление мы наблюдаем и сегодня. Суперэтносами являлись Индия, древний Китай (особенно империя Тан, существовавшая в 618-907 гг. н.э.), Византия (греко-армянский суперэтнос), современный арабский мир, в котором много арабизиро- ванных народов, европейский суперэтнос (романо-германский), современный мир тюркоязычных народов (которых объединяет не только язык, но и религия — ислам, латиноамериканские суперэтносы и славянский суперэтнос. По-видимому, основными факторами или маркерами, превращающими группу из нескольких этносов в суперэтнос, являются язык, религия и другие аспекты культуры. Ю.В. Бромлей отмечает, что один и тот же человек может принадлежать одновременно к нескольким этническим общностям различных уровней. Например, можно считать себя русским (основное этническое подразделение, донским казаком (субэтнос) и славянином (метаэтниче- ская общность. Под «метаэтнической общностью следует понимать то, что мы, следуя за Л Н. Гумилевым, назвали суперэтносом. Если происходят крупные миграции, сопряжённые с экологическими, социальными, политическими экономическими факторами, этно- сы могут исчезнуть. Движущей силой этногенеза является механизм пассионарности от лат. р – страсть. Пассионарность – это свойства характера людей, результат трёх энергий, биологические и географические факторы осознанная и неосознанная деятельность иона не оценивается моральными критериями. 28 В результате пассионарного толчка могут возникать новые кон- сорции, которые при благоприятном стечении обстоятельств вырастут в этнос. Цикл жизни этноса, опираясь на свои энциклопедические, географические и исторические, знания, Л.Н. Гумилев определил по продолжительности примерно влет. Это иной, непривычный, резко отличающийся от общепринятого взгляд на историю человечества, иное понимание причинной обусловленности исторических событий, взаимосвязи этногенеза и биосферы Земли. Этнос, по Л.Н. Гумилёву, в своём развитии проходит семь фаз инкубационная фаза (150 – 160 лет, на которой определенное количество пассионариев объединяются в рамках старого этноса или нескольких этносов; фаза подъема примерно 200 – 300 лет, на которой число пассио- нариев растет, они ставят задачу формирования нового сильного государства, не считаются с неизбежными жертвами, основной императив их поведения — Будь тем, кем ты должен быть. Фаза имеет свои подэтапы – скрытый подъём и явный акмеатическая фаза, те. пиковая фаза(примерно 300 лет, характеризуется максимальным числом пассионариев, пассионарное напряжение достигает высшей точки, но теперь пассионариев волнуют уже не достигнутые на предыдущей стадии цели, а новые. Распространены индивидуализм, внутренние конфликты, господствует поведенческий императив Будь тем, кем я хочу. В результате пассионарии истребляют друг друга, а уровень пассионарного напряжения падает (характерный пример – европейские страны периода феодальной раздробленности фаза надлома примерно 150 – 200 лет) — кризисная фазана которой пассионариев постепенно сменяют субпассионарии, неспособные воспринимать даже норму энергии, – бродяги, люмпены и т.д. (Западная 29 Европа переживала эту фазу в периоды Реформации и Контрреформа- ции); инерционная фазана которой продолжается медленное снижение числа пассионариев, происходит некоторая стабилизация, пассионарное напряжение на время даже несколько нарастает, укрепляется государственность, накапливаются духовные и материальные ценности, воспринимающиеся как непреходящие, растет законопослушание, господствует императив Будь таким, как я (примером могут служить современные западноевропейские государства фаза обскурации – фаза старости этноса, подготовленная нарастающим кризисом в предыдущей фазе. Господствуют субпассионарии, губящие этнос, ширятся коррупция, преступность, преобладают люди нетворческие, нетрудолюбивые, умственно неразвитые, основной поведенческий императив которых – Будь таким, как мы (в этот момент этносу примерно 1100 лет, классический пример – Рим эпохи поздней империи фаза гомеостаза иногда переходящая в реликтовую фазу) — завершение этногенеза, что связано с окончательной утратой пассионарности, хотя на этой стадии возможно временное восстановление этноса – его регенерация. Этнос может очень долго существовать на стадии гомеостаза, если не станет жертвой агрессии соседей, стихийного бедствия или ассимиляции. Это период особого типа человека – тихий обыватель, адаптированный к биосообществу ареала, неспособный сначала регулировать, а потоми удовлетворять свои возрождения. В процессе этногенеза происходит растворения. Этот процесс происходит непрерывно, что подтверждается социологическими исследованиями и статистикой. Замечено, что люди, исповедующие христианство и иудаизм, легче вступают в брак с представителями других национальностей, чем мусульмане. Смешенные браки по этническому признаку чаще встречаются у немцев, евреев, татар, белорусов и украинцев. Контрольные вопросы и задания 1. Существует ряд определений этноса. Сделайте выборку этих определений из энциклопедий и толковых словарей, сравните их и выделите признаки, характеризующие этнос. 2. Проанализируйте известные вам концепции этноса — выберите ту, которая на ваш взгляд является наиболее приемлемой, докажите почему. 3. Какова роль этногенеза в зарождении этнопедагогической мысли 4. В каких значениях может употребляться понятие народ 5. Раскройте сущность научного понятия нация. 6. На основе изучения литературы по теме дайте описание следующих научных понятий этнос — этническое воспитание народ — народное воспитание нация — национальное воспитание. Литература 1. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М, 1983. 2. Бромлей Ю.В. Человек в этнической (национальной) системе // Вопросы философии. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М Наука, 1977. 4. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению. М Рольф, 2000. 5. Кукушин В.С. Этнопедагогика. Учебное пособие. – М Издательство Московского психолого-социального института Воронеж Издательство НПО «МОДЭКС», 2002. – С. 22 – 28. 6. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика. учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений Л.Н. Бережнова, ИЛ. Набок, В.И. Щеглов. – М Издательский центр Академия, 2007. Глава 2. 7. Налчаджян А.А. Этнопсихология. е изд. – СПб.: Питер, 2004 – Глава 1. П. 1.1. 31 МОДУЛЬ II. ТРАДИЦИОННОЕ НАРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ ТЕМА 3. ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ 1. Религия как источник народной этики. 2. Христианская этика и мораль. 3. Мораль и этика ислама. 4. Мораль и этика буддизма. 5. Мораль и этика иудаизма. 6. Этические ценности северных народов. 1. Религия как источник народной этики Религия особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину. Другие определения религии - одна из форм общественного сознания совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов, которые являются предметом поклонения. - организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам. Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчело- веческому духовному миру, некоей сверхчеловеческой реальности, око- торой человек кое-что знает и на которую он должен некоторым образом 32 ориентировать свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом. Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д. Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими сточки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п. В большинстве религиозных сообществ заметное место занимает духовенство (служители религиозного культа. Структура религии. В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т.п.), религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую, религиозные отношения (культовые, внекультовые), религиозные организации. Виды религий. Для религий Древнего Египта, Индии, Греции, ацтеков, майя, древних германцев, древней Руси характерно было многобожие – политеизм. Единобожие (монотеизм) характерно для таких религий, как иудаизм, христианство, ислам, сикхизм и некоторых других. Сточки зрения верующих, приверженцев вышеперечисленных религий, появление их стало следствием Божественного действия. Пантеизм — учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеизм был распространён в ряде античных рели- 33 гиозно-философских школ (стоики и др, в ряде средневековых учений (Спиноза и т. д. Многие элементы пантеизма присутствуют в отдельных формах язычества и неоязычества, а также в ряде современных синкретических оккультных учений теософии, Живой Этике и др. Существуют также религии без Бога (в том смысле, какой придаёт этому понятию западное религиоведение) – вера в абстрактный идеал буддизм, джайнизм. Основные функции (роли) религии. Мировоззренческая – религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом. Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана се мировоззренческой функцией и обрядовой частью суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью. Коммуникативная – общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами, душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни ив общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, ив обрядовой деятельности. Регулятивная – осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей. Интегративная – позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, дат человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования. 34 Политическая – лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях. Культурная – религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п) Дезинтегрирующая – религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы. По мнению Рэймонда Курцвейла, основная роль религии — это рационализация смерти, те. осознание трагедии смерти как хорошего явления. Мировая религия – религиозное течение, распространившееся среди народов различных стран и континентов, те. всемирная религия. В настоящий момент этим термином обозначаются только три течения христианство, ислам и буддизм (приведены в порядке численности последователей. Иудаизм, индуизм, конфуцианство, несмотря на большую численность своих последователей, являются национальными религиями. Чтобы религия считалась мировой, она должна удовлетворять следующим критериям, предложенным ЮНЕСКО - объединение крупной общности людей - наличие последователей во многих странах и среди различных народов. В советской науке под мировыми религиями обычно понимались буддизм, христианство и ислам (указаны в порядке древности. Кроме того, использовались дополнительные критерии, которые отсекали ряд религий 35 - мировая религия не может служить признаком национальной идентичности - должна быть сложена достаточно четкая философская школа, со сходными течениями - наличие влияния на ход развития мировой истории, мирового искусство и пр, при этом культура мировой религии не должна быть абсолютно одинаковой во всех регионах. 2. Христианская этика и мораль Христианство – самая распространенная в мире религия, объединяющая около 2,5 миллиарда последователей. Христианские страны создали высокоразвитую цивилизацию. Идеи христианства, воспринятые на всех материках Земли, сформировались 2000 лет назад и привлекали самых разных людей, потому что в их основе лежало сострадание и спасение, вера в искупительную силу мессии Христа, который своей мученической смертью искупил грехи человеческие. Всех христиан объединяет Священное Писание – Библия – и ее этические нормы, изложенные в Пятикнижии Моисея ив Нагорной проповеди Христа. Библия – это источник, из которого можно извлечь интереснейшие сведения не только о религиозных представлениях людей далеких от нас веков, но и об их истории, социальном строе, жизни и быте, мировоззрении, праве и морали. Поданным ЮНЕСКО, Библия полностью переведена на 240 языков из 2000), а если считать и частичные переводы – на 1685 языков (Куку- шин В.С.). Главное в христианстве – это учение о богочеловеке Иисусе Христе Сыне Божьем, который сошел с неба на землю, принял страдания и смерть для искупления человеческого первородного греха, воскреси вознесся на небо. В будущем, по христианскому учению, состоится второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми. Приверженцы христианства должны выполнять заповеди Христа, покорно переносить жизненные трудности, как это делал Христос, а воздаяние за это они получат в потустороннем мире (О.Г. Данильян, А.М. Тараненко). В структуре христианского культа выделяются таинства (лат. sacramentum), через которые, в соответствии сучением церкви, верующему незримым образом передается Божья благодать крещение, исповедь (покаяние, миропомазание, священство, евхаристия (причастие, елеосвящение (соборование, брак Различные направления христианства признают неодинаковое количество таинств, православие и католицизм признают все семь. Любое из таинств имеет определенный догматический смысл. Среди христиан нет единства. Первый идейный раскол среди верующих произошел в 1054 году, когда появились две ветви – православие и католицизм, позднее откололась ветвь протестантов Впервые христианство пришло на территорию России в VI в распространившись среди причерноморских адыгских племен. Его приняли также предки осетин, народы Чечни и Дагестана. Интенсивное проникновение христианства на древнерусскую землю началось после 988 года, когда великий князь Владимир Святославович принял решение о крещении Руси и осуществил свое намерение. Христианство пришло на Русь из Византии в своей восточной форме, которая после раскола в христианстве в 1054 году стала именоваться православием. Мораль и этика ислама Ислам – (арабск., буквально – покорность, или мусульманство, - одна из наиболее распространенных религий, возникшая вначале в. в Аравии. Ислам возник в Аравии в период перехода арабов на стадию классового общества и образования Арабского государства. Ислам, как и христианство, монотеистичен, то есть основным его положением является вера в единого Бога – Аллаха. Основатель этой религии Мухаммед (570 – 632 гг.) почитается ее последователями (мусульманами) как Божий посланник. Ислам не наделяет Мухаммеда сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что он такой же человек, как и все. В сравнении с прежними библейскими пророками он почти не творил чудеса. В основном мусульманская традиция описывает два чудесных явления, связанных с пророком, — это приветствие его в долине Мекки камнями и, главное, мирадж – чудесное путешествие по воздуху из Мекки в Иерусалим и на небеса. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Их священной книгой является Коран Текст Корана был записан в VII в. При халифе Османе была создана его сводная редакция, объявленная единственно правильной, расходящиеся с ней версии были уничтожены или объявлены вне закона. Коран был сведен в 114 сур. По мнению В.С. Кукушина, Коран – не только поучительная, но и весьма загадочная книга. Она переведена на 102 языка мира. Согласно исламу Коран является священной книгой, которой руководствуются в своем поведении все мусульмане. Строка за строкой Коран создает основы социально-юридической системы, которая в разной степени обращена как к мужчинам, таки к женщинами невозможно сказать, какому из полов в нем отдается предпочтение. 38 На основе заповедей Корана и проповедей пророка был создан шариат – свод законов оправах, обязанностях и привилегиях женщин. В этом своеобразном кодексе, построенном на религиозной основе, не заложена дискриминация женщин. Наоборот, ислам обеспечивает женщинам большее уважение, почет, безопасность, чем многие другие установления. Еще в VII веке ислам провозгласил человеческие свободы в их полном объеме, охватывающем все стороны человеческой жизни, и защиту от возможного ущемления или посягательства, создавая при этом возможности для реализации свобод. Официальный ислам покоится на пяти столпах - |