Интегративная танцевальнодвигательная терапия
Скачать 3 Mb.
|
3.2.3. Работа со взаимоотношениями3.2.3.1. ЗеркалоЦели: расширение репертуара движений, развитие внимательности к телесным сигналам, установление эмпатических отношений. Продолжительность: 5–10 минут. Музыка: нейтральная, среднего темпа. Исполнение: в парах. Процедура. Танцоры делятся на пары, встают друг напротив друга. Один из них — ведущий, другой — ведомый. Когда ведущий движется, ведомый отражает каждое движение настолько точно, насколько это возможно. Цель — достигнуть такой согласованности движения, чтобы свидетель не мог различить, кто ведет, а кто следует. Ведущий должен сосредоточить свое внимание на том, чтобы двигаться четко, чтобы ведомый сохранял с ним связь, а задача ведомого — чувствовать связь его движений с движениями ведущего. Через несколько минут танцоры меняются ролями и повторяют упражнение. Вариация Лидерство перемежается между двумя танцорами. Смена может происходить в быстрой последовательности, так, что даже сами танцоры не смогут определить, когда эта смена происходит. Один из танцоров также может оставаться на время лидером. Ни один из танцоров не должен специально выбирать, сохранять ему лидерство или избегать этого. Примечание Чтобы сделать зеркальное отражение максимально точным, ведущие должны двигаться достаточно медленно и избегать внезапных движений. Они должны смотреть на своих партнеров, а партнеры, будучи зеркальным отражением ведущих, смотрят на них. Танцоры не обязаны оставаться на одном месте. Они могут перемещаться вдоль зеркала, приближаться или отдаляться от него. Они не должны, однако, двигаться сквозь зеркало. Они должны точно знать, где проходит зеркальная плоскость. 3.2.3.2. Человек и его теньЦели: расширение репертуара движений, углубление группового взаимодействия. Продолжительность: 5–10 минут. Музыка: нейтральная, среднего темпа. Исполнение: в парах. Процедура Танцоры делятся на пары, встают друг за другом. Тот, кто стоит сзади, — «тень», ведомый, другой — «хозяин тени», ведущий. Вначале происходит настройка, «тень» внимательно наблюдает за «хозяином», отмечая особенности его позы (постановку головы, положение рук и ног), «примеривает» его образ к себе. Когда ведущий движется, ведомый отражает каждое движение настолько точно, насколько это возможно. Через некоторое время танцующие разворачиваются на 180 градусов, и «тень» показывает «хозяину» характерные особенности его (ее) движения. Потом они обсуждают этот опыт в парах. Затем партнеры меняются ролями и повторяют упражнение. 3.2.3.3. Встречи и расставанияЭтот процесс основан на конкретном жизненном опыте каждого человека — опыте взаимоотношений. Отношения с Другими в нашей жизни имеют разное значение, но одну структуру: они начинаются, развиваются и заканчиваются. В основе многих проблем во взаимоотношениях лежит неумение принимать их процессуальный характер, а также опыт первичных отношений, исследуемый в теории объектных отношений. Цели: осознание чувств и стратегий поведения на разных стадиях взаимоотношений, иногда — выбор новых стратегий. Продолжительность: 10–15 минут. Музыка: эмоциональная, разнообразная, задающая настроение для каждого из этапов Исполнение: в парах. Процедура. Участники делятся на пары. Структура процесса: встреча-знакомство-взаимодействие-противодействие-расставание-собственный танец. Основными действующими «лицами» в этом процессе являются руки. Вначале проводится демонстрация и объяснения. Важно создать настрой на честное эмоциональное вовлечение в процесс. Каждая пара проходит процесс в своем темпе, тем не менее, ориентируясь на смену музыки. Партнеры начинают на расстоянии в 2–3 метрах друг от друга. Первые несколько секунд рекомендуется постоять с закрытыми глазами, дышать немного глубже и замечать свои чувства перед встречей с другим человеком, обратить внимание на имеющиеся страхи, надежды, ожидания. После этого участникам предлагается открыть глаза и встретится с партненром сначала взглядом, оставаться в контакте глазами в течение всего процесса. Первый этап — знакомство, это танец на кончиках пальцев, постепенно ладони находят более полный контакт, переходя к стадии взаимодействия — совместного танца. Постепенно в этом взаимодействии появляются элементы противодействия. Помните, что это тоже танец. В какой-то момент наступит пора расставания. И это тоже танец. Когда вы остались одни, приходит время для вашего собственного танца. По окончании процесса следуют вопросы для осознания: Кто из вас сделает первый шаг? Хватило ли вам времени для знакомства или оно было очень коротким? Насколько глубоким и разнообразным было взаимодействие? Чем для вас было противодействие — борьбой, игрой, просто повышением плотности и энергичности взаимодействия или чем-то еще? Как вы расставались? И что такое для вас ваш собственный танец? Вернитесь к своему партнеру и поблагодарите его. По окончанию процесса проводится проговор. Примечания:а) выбор партнера (пол, возраст, симпатия-антипатия) задает важный личный контекст процесса, поэтому вы можете в зависимости от состава группы предложить участникам разные варианты выбора; б) отказ, пропускание или сопротивление некоторым фазам процесса может дать богатый диагностический материал и понимание направлений дальнейшей работы. Традиционно, «сложными» стадиями являются противодействие и расставание; в) при проговоре очень важно проакцентировать разнообразие сценариев и «историй» взаимоотношений; г) в контексте работы с ранними отношениями (сепарация-индивидуация М. Малер) можно включить стадию возвращения: совместного танца с контактом глазами, но без телесного контакта. 3.2.3.4. Музыкант и музыкальный инструментЦели: Научиться чувствовать партнера, диагностика межличностных взаимодействий. Продолжительность: от 15 до 30 минут. Музыка: разная по ритму, настроению. Исполнение: в парах. Процедура Инструкция: «Выберите себе пару. Определитесь, кто будет музыкант, а кто музыкальный инструмент. Музыкальные инструменты завязывают или закрывают глаза». Инструкция для музыкальных инструментов: «Теперь Вам остается ждать, когда к вам подойдет музыкант и начнет на Вас играть. Старайтесь быть максимально расслабленными и следовать только за действиями музыканта». Инструкция для музыкантов: «Представьте, что ваш партнер — это музыкальный инструмент, который будет играть ту музыку, которую вы сочините. Почувствуйте своего партнера, и когда зазвучит музыка, начните с ним взаимодействовать. Говорить нельзя. Только движения вашего тела».. Упражнение может иметь несколько модификаций. После остановки музыки (обычно это одна композиция, длящаяся около 3–3,5 минут) участники в паре меняются ролями. И затем находят новую пару. После остановки музыки меняются только музыканты, инструменты остаются с закрытыми глазами и не знают партнера, который будет с ними дальше работать. Обычно упражнение содержит 4–6 музыкальных композиций. Далее происходит полная смена ролей. Те, кто был музыкантами, становятся инструментами. Примечание. Второй вариант более диагностичен. Здесь становятся очевидными манеры взаимодействия с партнером и нет субъктивных личностных оценок, основанных на отношении к данному человеку. Вопросы для обсуждения: Кем Вам понравилось быть больше: музыкантом или инструментом? Что Вам понравилось и не понравилось, когда вы были музыкантом? Что Вам понравилось и не понравилось, когда вы были инструментом? Какие части тела двигались легко, а какие сложно? Какие вообще не двигались? Чувствовали ли Вы насилие, когда были в роли инструмента? Какие эмоции и чувства Вы испытывали в процессе упражнения? 3.2.3.5. Разговор по душамЦель: развитие эмпатии. Продолжительность: 15–20 минут. Музыка: фоновая или отсутствие музыки. Исполнение: в парах. Процедура Инструкция: «Выберите себе партнера. Определите, кто будет говорить, а кто слушать. Те, кто будет говорить, подумайте, о чем вы хотите рассказать. Когда будете готовы, начните двигаться и рассказывать но не словами, а танцем. Второй партнер должен внимательно наблюдать и задавать вопросы, но тоже только с помощью движений. Вполне возможно, что у вас разовьется захватывающая беседа, а может, наоборот, вы не поймете друг друга. Начинайте разговор». Примечание. Можно задать определенную музыку, если задать тему для разговора, например, любовь, предательство, праздник, одиночество, вдохновение и т. д. Вопросы для обсуждения: Обсудите в парах свой разговор по душам. Смогли ли Вы понять друг друга? Если нет, то чего Вам хотелось от партнера? Что Вы чувствовали, когда танцевали свой рассказ? Понял ли Ваши чувства партнер? Что Вы чувствуете сейчас? 3.2.3.6. Танец с платкомЦель: диагностика межличностных взаимоотношений, развитие навыка взаимодействия с предметом в движении Продолжительность: 30–40 минут Музыка: разная. Исполнение: групповое. Процедура Инструкция: «Найдите себе место в зале, сядьте удобно и положите перед собой платок. Сосредоточьтесь на дыхании, пусть вдох плавно переходит в выдох и наоборот… Посмотрите на свой платок, какой он? Нравится ли он вам? Начните исследовать его… внимательно рассмотрите его… вспомните, как он у вас появился… как часто или редко вы пользуетесь им…. И постепенно пусть ваши движения переходят в танец… в танец с платком…» Примечание. Нужно попросить участников принести платок, желательно большой, типа палантина. В запасе у ведущего должны быть платки на тот случай, если кто-то из участников забудет принести свой. Вопросы для обсуждения: Опишите свой процесс. Какие чувства и эмоции у Вас были по мере взаимодействия с платком? Когда Вы закончили танцевать, где был платок? Оставляли ли Вы платок без присмотра. Как Ваши взаимодействия с платком соотносятся с взаимодействием в Вашей жизни с партнером? 3.2.3.7. Танец по рисункуЭтот танец я (В. Козлов) освоил 1992 г. на суфийском тренинге. Аль-Газали говорил, что тело нужно рассматривать как везущего, душу — как едущего на нем: «Душа должна заботиться о теле, как пилигрим на пути в Мекку заботится о своем верблюде; однако если пилигрим проводит все свое время в кормлении и украшении верблюда, караван оставит его позади, и он погибнет в пустыне». Хорошее здоровье и центрированность на потребностях тела поощряются до той степени, пока они не мешают внутренней работе. Этот тренинг, основанный на суфийских техниках, показал мне «срединный путь» в работе с телом. И сам танец, который нам продемонстрировала Ма Дэва Прэм, я рассматриваю в двух аспектах: 1) увеличение внутренней свободы, жизненности и раскованности тела; 2) научение на уровне тела рефлексировать и эмпатировать другому человеку. С тех пор я практикую этот танец, и его внутренняя идея легла в основу многих процессов с использованием связного дыхания: «Трава-вода», «Танец мастеров» и т. д. — а также коммуникативных тренингов. Цель: установление контакта с другими участниками в танце, сохраняя свой танец; увеличесние внутренней свободы Продолжительность: 5 минут на каждого участника группы Музыка: Танец проводится под ритмичную и громкую музыку, которая включается после инструкции. Для повышения общей энергии Вы можете использовать бубны, барабаны. Исполнение: групповое. До начала танца участники становятся в общий круг. Процедура Зал для проведения данного упражнения должен быть достаточно просторным. Участникам танцевального сета рекомендуется снять очки, часы, украшения. Одежда должна быть просторной и свободной. Инструкция: «Сейчас мы будем танцевать. Почувствуйте свое тело и настройтесь на танец. Вдохните глубоко и на выдохе сделайте первое движение в Вашем танце. Каждый танцует свой танец (5 минут). А сейчас тот человек, который стоит слева от меня по кругу, выходит в центр. Не прекращайте танец в центре, сохраняйте рисунок своего танца. Выберите в этом круге того человека, которому хотите предложить рисунок своего танца. Подойдите к нему в танце. Предложите ему присоединиться к рисунку Вашего танца. А Вы (партнеру) попробуйте зеркально отразить каждое движение, быть зеркальным отражением танцевального рисунка Вашего партнера. (Пара танцует в центре.) А сейчас, когда я хлопну в ладоши, тот, кто начинал этот танец, возвращается на место, а его партнер предлагает кому-то в круге свой рисунок танца...» Группа танцует до тех пор, пока каждый в круге не покажет свой рисунок танца. После упражнения проводится традиционный проговор. 3.2.4. Техники контактной импровизацииКонтактная импровизация — это направление, возникшее в начале 1970-х гг. в США. Его основателем стал танцовщик пост-модерна Стиво Пэкстон. В основу направления была положена идея, что для танца необходимы два человека. Здесь нет борьбы, секса, это не бальные танцы, хотя там и содержатся некоторые элементы всего этого. Эта работа — исследование способности сознания слиться с телом в настоящем моменте и оставаться в нем, оставаться в теле, когда условия изменились. Исследование развилось в новый технический подход, требующий работы как непосредственно с физическим телом, так и с определенным мысленным отношением. Необходима работа с кинетическими образами, которые соответствуют движению и являются для тела истинными. Многие идеи уже существовали до этого. Стив Пэкстон преподавал, используя Release-technique («техники высвыбождения"»; имеется в виду высвобождение новых двигательных возможностей и освобождение от мышечных зажимов), айкидо и некоторые другие методы. Кроме того, автором были найдены упражнения для развития ощущений связанных с полетом, поддержками и для формирования навыков уверенного владения этими экстремальными формами движений. Требуемая для этого физическая сила изыскивалась в результате «правильных», то есть наилегчайших рефлекторных действий, связанных скорее с внутренними ощущениями, чем с внешней формой. В этих обстоятельствах ранее заученная техника движения скорее мешала, чем помогала достичь требуемого. За 30 лет своего существования контактная импровизация как направление работы развилась в международную сеть со своими преподавателями, организацией воркшопов, фестивалей и подготовкой практиков; это одно из направлений танца, которое оказало большое влияние на язык современного танца и другие практики движения и, в том числе, на танцевально-двигательную терапию. Некоторые принципы контактной импровизации 1. Движение следует за смещением точки контакта между телами партнеров. Преобладают движения, связанные с прикосновениями двух тел, поиском взаимных пространственных траекторий при взаимодействии с весом тела партнера. Танец направляется ощущениями партнеров, их намерением сохранить или не сохранять физический контакт и продолжать поиск взаимной опоры. 2. Чувствование кожей. Почти постоянный физический контакт между партнерами направлен на использование всей поверхности тела для поддержки собственного веса и веса партнера. 3. Перетекание. Внимание направлено на сегментацию тела и движение одновременно в нескольких направлениях. В процессе движения последовательно включаются части тела в сочетании с их посылом в нескольких различных направлениях. Постоянное смещение веса на соседние сегменты расширяет возможности импровизации и смягчает падения и перекаты. Сегментация тела и множественность направлений создают эффект суставчатости движения. В отличие от традиционных техник танца модерн, где также используются подобные приемы, но акцент делается на одном направлении или простой противофазе, в контактной импровизации часто используется свободный поток инерции вне жесткого контроля. 4. Ощущение движения изнутри. Ключевое значение имеет ориентация и внимание на внутреннем пространстве тела. Вторичное внимание концентрируется на форме тела в пространстве. Контактные импровизаторы большую часть времени проводят, концентрируя внимание внутри тела с целью восприятия тончайших изменений веса и обеспечения безопасности себя и партнера. Мастера, для которых восприятие гравитации стало частью их натуры, могут чаще, чем начинающие, сознательно проецировать свое тело в пространство. В то же время, даже в сольной импровизации «контактер» часто сохраняет внутренний центр внимания и поглощенность движением. 5. Использование сферического пространства (360 градусов). Работают трехмерные траектории в пространстве, спиральные, искривленные округлые линии тела. Эти траектории тесно связаны с физическими задачами поднятия веса и падений с минимальным усилием. Подъем по дуге требует меньше мышечных усилий, а падение по дуге уменьшает удар. 6. Следование за инерцией, весом и потоком движения. В танце используется свободный, набирающий силу поток движения в сочетании с попеременным активным и пассивным использованием веса. Контактные импровизаторы часто подчеркивают важность непрерывности движения, когда заранее не известно, куда оно может привести их. Они могут активно тянуть, толкать или поднимать партнера, следуя порыву энергии, или пассивно позволять инерции увлекать их. 7. Подразумеваемое присутствие зрителей. Подчеркивается сознательная неформальность презентации в форме практики или джема, Приближенность к аудитории, сидящей обычно в кругу, без формально обозначенной сцены. Особенно в ранние годы танец контактной импровизации происходил, когда зрители только входили в зал, так что начало представления было неопределенным. В контактном джеме или выступлении чаще всего отсутствует специальный сценический свет, декорации, мизансцены, костюмы. 8. Танцор — обычный человек. Танцоры, как правило, избегают движений, четко идентифицируемых с традиционными техниками танца, и не делают различий между повседневными движениями и танцевальными; принимают повседневное или естественное положения вещей;. Они поправляют одежду, смеются, кашляют, причесываются, если это необходимо, прямо на сцене, как правило, не смотрят при этом на зрителей. 9. Позволить танцу случиться. Используются хореографические структуры, организованные в последовательность дуэтов, иногда трио или больших групп и почти непрерывное физическое взаимодействие танцоров. Такие элементы хореографии как организация пространства, выбор темы движения, использование драматических жестов очень редко используются намеренно. Но хореографические формы все же возникают из динамики смены участников и неизбежно возникающих настроений и состояний в процессе импровизации. 10. Каждый одинаково важен. Отсутствуют внешние знаки различия между танцорами, такие как порядок выхода, продолжительность танца, костюм. Качество движения в контактной импровизации усиливает этот эффект. В контексте терапии принципы и техники контактной импровизации используются для работы с весом (как одной из категорий Лабан-анализа и выражением определенной совокупности личностных характеристик — уверенности, заземленности и т. д.) и как один из способов исследования коммуникации. Важно понимать, что они именно используются, адаптируясь к психологическим и терапевтическим требованиям. Дальше мы приводим несколько техник контактной импровизации, используемых нами на тренингах. 3.2.4. 1. «Маленький танец» (The Small Dance)Цель: обретение центра Продолжительность: 10-20 минут Музыка: без музыки Исполнение: индивидуальное или в парах Процедура Это известный способ обретения центра, разработанный Стивом Пэкстоном (основателем контактной импровизации). Его основная идея в заключается том, чтобы стоя, с закрытыми глазами использовать минимум энергии. Просто наблюдайте за небольшими перемещениями веса, удерживающими вас в состоянии равновесия. Чувствуйте, как вес вашего тела передается через кости на пол. Вы заметите, что ваше тело в буквальном смысле слегка покачивается вперед и назад. Через некоторое время начните немного усиливать это покачивание. «Маленький танец» также можно делать в парах. Встаньте лицом к партнеру и соприкоснитесь лбами. Вновь постарайтесь минимизировать силы, затрачиваемые на поддержание тела в вертикальном положении, но также реагируйте на небольшие покачивания своего партнера. Если глаза у вас закрыты, обычно требуется всего несколько минут, чтобы найти общий ритм с партнером. 3.2.4. 2. Точка контактаЦель: развитие осознания точки контакта, умения концентрироваться на ней и удерживать. Продолжительность: 15-20 минут Музыка: разная Исполнение: в парах, тройках Процедура Точка контакта — это область физического соединения тел двух танцующих людей. С ней связаны две основные идеи — сохранение этой точки и перемещение ее по телу. Для увеличения осознания этой точки хорошо помогают упражнения с мячами. Возьмите мяч среднего размера (чуть поменьше, чем баскетбольный) и поместите его между собой и партнером. Вам вдвоем нужно удерживать мяч от падения. Начинать можно, встав боком к партнеру и поместив мяч между вашими плечами. Когда вы начинаете двигаться, мяч перемещается по телу партнера, и вам надо продолжать его удерживать. Мяч всегда остается вашей точкой контакта, поэтому за ней легко следовать. Это упражнение прекрасно демонстрирует новичкам идею точки контакта. Для людей продвинутого уровня можем порекомендовать сделать это упражнение в тройках и с двумя мячами. Вы также можете практиковать сохранение точки контакта, двигаясь у стены. Поэкспериментируйте с различными способами движения и передачи веса на стену. 3.2.4. 3. Перекаты на полуЦель: работа на полу — важный этап в обретении заземления (контакт с весом собственного тела и «основой внутри»). Она расширяет диапазон движений, чувство равновесия, позволяет делать необычные вещи и, соответственно, обеспечивает большую уверенность. Продолжительность: упражнения зависит от размеров группы и помещения. Музыка: упражнение может проводиться без музыки или под нейтральную медленную музыку. Исполнение: индивидуальное Процедура Один из удобных способов проведения этих техник — перекатывания друг за другом от одного конца зала до другого. Затем можно возвратиться к исходной точке и повторить все снова или же перейти к следующему варианту. Эти упражнения, за редким исключением, проходят с открытыми глазами. 3.2.4. 3. 1. Перекаты за центромУчастники, лежа на полу, начинают движение из центра (то есть области низа живота и таза). Очень важен при этом контакт с полом (ощущение веса тела) и качества движения — мягкость, непрерывность и медленность. 3.2.4. 3. 2. Диагональный переворот Диагональный переворот более сложен, и поэтому лучше начать с обучения ему. Такое обучение после демонстрации может проходить в парах. Сам переворот основан на связи центра и периферии (конечностей) и использует диагональные (то есть в том числе и межполушарные) связи. Движение начинается от конечностей, от пальцев рук или ног, идет по диагонали, постепенно распространяясь до центра, и позволяет телу перевернуться и перекатиться. Возможны 8 вариантов движения: вперед и назад за каждой из четырех конечностей. 3.2.4. 4. Падения Цель: Поскольку для контактной импровизации безопасность является «№1», часто мы начинаем с обучения падениям — возможности мягко «придти» на пол с разной высоты. Одновременно падения — это этап работы со страхами, Так же мы обучаем контакту с опорой и уделяем большое внимание метафорам открытости «жизненным падениям». Как пела Лори Андерсон: «Вы идете ... падаете. С каждым шагом ... Вы падаете. Вы начинаете падать и затем подхватываете себя. Много раз ... Вы падаете ... и затем ловите себя. Вы производите падение и остановку падения тела. Как будто Вы идете и падаете в одно и тоже время». Продолжительность: 20-30 минут Музыка: без музыки Исполнение: индивидуальное Можно использовать различные техники падения — из боевых искусств, актерского тренинга (падение марионетки). Чаще всего мы используем последовательность обучению падениям, предложенную Полой Джоза-Джонс. Мы начинаем с обучения диагональному перевороту, потому что он позволяет освоить важные принципы движения, задействованные в технике падения — взаимосвязь центра и конечностей, мягкое постепенное перетекание веса. Освоение правил падений проходит через несколько этапов, на каждом этапе — несколько повторов, вначале медленно, затем — быстрее; падения идут вбок и повторяются на правую и левую стороны: сидя на коленях («алмазная поза»). Падение начинается с центра, который словно соскальзывает вбок на пол, затем вся боковая поверхность тела постепенно приходит на пол. Рука при этом скользит, и очень важно, чтобы не было упора запястьем, обратите на это особое внимание, потому что при «бытовых» падениях чаще всего страдают именно запястья. Нога с противоположной стороны вытягивается и важно, чтобы она не «подлетала» («взлетающая» нога — показатель неосознаваемого напряжения, связанного со страхом). Последней приходит голова, она ложится на руку; стоя на четвереньках., Движение начинается из центра, который ведет тело назад и вниз, возвращаясь в предыдущую позицию, дальше — также как и в описании, рассмотренном на предыдущем этапе. Здесь важно уловить раскачивающееся движение, идущее из центра тяжести, именно оно определяет «грамотность» падения; стоя на одном колене. Падение идет в сторону опорного колена. Образ, помогающий почувствовать механизм падения — «таяние»; опорная половина тела «тает», центр идет вниз, к пятке, соскальзывает вбок, дальше все происходит как на предыдущих этапах; стоя, одна нога немного отставлена назад. Падение идет в сторону, соответствующую отставленной назад ноге. Эта нога переводится на подъем, вес переносится на другую ногу, и не-опорная половина тела начинает «таять», центр идет вниз. Важно ни в коем случае не удариться коленом! Колено приходит на пол мягко при любой скорости падения. При этом мы уже не опираемся ягодицами на пятки, центр (таз) соскальзывает вбок, дальше, как на предыдущих этапах; прыжок с падением. Начинаем как в предыдущем упражнении (4), подпрыгиваем на опорной ноге, в воздухе слегка погибая другую. Приходим на ту же опорную ногу, сразу же мягко идем вниз. Дальше двигаемся так, как описано в упражнении на предыдущем этапе. Для закрепления навыков падения можно применить несколько описанных далее игр. 3.2.4. 5. «Путь падений»Цель: закрепление навыков падений, расширение двигательного репертуара, работа со «страхом жизненных падений» через игру Продолжительность: 10-15 минут Музыка: активная., но не быстрая Исполнение: индивидуальное Процедура: Группа собирается у одной из стен и по несколько человек (в зависимости от размера помещения) начинает движение к противоположной стене, используя различные варианты падений. Инструкция: «Этот путь — ваша жизнь, проходя которую вы все время падаете, поднимаетесь, снова падаете, снова поднимаетесь и продолжаете движение вперед, не смотря ни на что». Примечание: следите за правильной дистанцией между малыми группами. 3.2.4. 6. «Подстрели друга»Цель: закрепление навыков падений, расширение двигательного репертуара, работа со «страхом жизненных падений» через игру Продолжительность: 5-10 минут Музыка: динамичная Исполнение: в группе Процедура: Участники распределяются по залу и, приближаясь друг другу, дотрагиваются кончиком пальца, обозначая «выстрел». Ощутив прикосновение, участник начинает падать, как «подстреленный». Через несколько секунд он может «ожить» и вновь присоединиться к игре. Инструкция: «Представьте, что вы — шпион, и у вас есть маленький шпионский пистолетик, ваша задача — подстрелить всех. Если вас подстрелили, то через несколько секунд вы «оживаете». Через несколько минут озвучивается дополнительная инструкция: вам выдали другое оружие, большего калибра, теперь вы можете стрелять друг в друга на расстоянии. Еще через несколько минут звучит следующая инструкция: у вас — помповое ружье, которое «разрывает» подстреленного, заставляя его подлетать. Грамотно проведенная работа с падениями повышает энергию группы, ведь страх — это всего лишь источник силы». 3.2.4. 7. Опора и поддержкаРабота с опорой — это использование естественной структуры тела для обретения больших возможностей. Она связана с умением отдавать и принимать вес, что отражает наши возможности доверия и уверенности, возможности принимать нагрузку, не создавая излишнего напряжения. Умение давать адекватную поддержку другому человеку может позволить не изнурять себя, а получать удовольствие. В контактной импровизации присутствует идея, что для работы с весом мы стараемся использовать не силу мышц, а естественную опорную систему тела — кости; каждый раз, принимая нагрузку, мы выстраиваем тело таким образом, чтобы принимаемый нами вес «проходил» сквозь кости и центр по кратчайшему пути в землю. Цель: использование естественной структуры тела для обретения больших возможностей Продолжительность: 20-40 минут Музыка: без музыки Исполнение: парное Процедура Партнеры делятся на пары. Один из партнеров отдает вес, вначале через руки, на различные части тела другого партнера. Лучше начинать снизу, с колен, постепенно поднимаясь вверх и меняя точки приложения веса. Задача партнера-опоры — при каждом изменении находить положение, при котором вес, отдаваемый партнером, приходил бы на кости и уходил через них в землю, пол. Обращайте внимание как на «точное» выстраивание тела, так и на способность плавно и быстро перестроиться при смене точки приложениия веса. Партнеры, отдающие вес, могут варьировать точки приложения веса, количество веса и части тела, через которые вы отдаете вес. Через 5–10 минут партнеры меняются ролями и повторяют упражнение в другую сторону. Затем они могут начать создавать контактный танец, используя перетекание точки контакта, веса и перестраивание структуры тела для нахождения непрерывного динамического равновесия. В парах партнеры исследуют различные положения тела: лежа, сидя, на четвереньках, стоя на ногах со спиной, параллельной полу и т. д. Ваша задача в любом из этих положений находить легкие способы отдавать и принимать вес, в том числе и весь вес партнера. Для нахождения этой позы устойчивости обращайте внимание на положение центров, отдавайте свой центр на центр партнера или так, чтобы вес вашего центра через кости передавался на центр партнера. 3.2.4. 8. Баланс и контрбалансЦель: Баланс, равновесие — одна из метафор движения, имеющая прямые жизненные коннотации. Основные идеи, лежащие в основе этих техник, — баланс связан с нахождением внутреннего центра и расширенным восприятием, объединяющим центр и периферию; не существует статического равновесия, поэтому нет смысла «удерживать» равновесие, сохранение равновесия — это всегда «возвращение в новое место». Продолжительность: 20-40 минут Музыка: без музыки Исполнение: парное Процедура 1) Встать в парах, опираясь спинами друг на друга. Партнеры начинают работать, сидя на полу, упираясь спиной в спину партнера, а ногами — в пол. Руки не используются. Это достаточно известное упражнение, наглядно демонстрирующее важность взаимного отдавания веса для нахождения общей «подъемной силы». «Неудачи» в этом упражнении связаны с неосознаваемым желанием «взять» вес партнера на себя (гиперответственность) и/или неспособностью отдать свой вес (недоверие). 2) Следующее упражнение очень похоже на предыдущее исследование опоры и поддержки, но на этот раз фокус внимания переходит на партнера, отдающего вес. Каждый раз, находя новое положение на партнере, участник обращает внимание, что невозможно опираться только на партнера, распределяя вес на поверхности опоры и в пространстве. Бессознательное стремление «удержаться» связано со «сжатием», тогда как равновесие находится на пути «расширения». Отдавая вес своего центра на центр партнера, мы находим «точку опоры», и тогда остальные части тела могут находиться в воздухе, правильный баланс приводит к ощущению «полета». Контрбаланс использует те же идеи, но сам вектор движения направлен в противоположную сторону. Упражнение проводится в парах, партнеры встают друг напротив друга, берутся за руки и откидываются назад, находя равновесие. «Попробуйте сесть, а затем встать, не используя силу рук, с прямыми руками. Повторите то же самое, держась за одну руку. Следите за положением и перемещением центра тяжести вашего тела. Затем оставьте только одну ногу на полу и медленно исследуйте образовавшиеся возможности движения, все время находя новый баланс. Руки остаются прямыми». 3.2.4.9. «Сиамские близнецы»Цель: тренирует навыки взаимосвязи и взаимозависимости в едином взаимодействии Продолжительность: 15-30 минут Музыка: разная, вначале более медленная Исполнение: парное Процедура Участники разбиваются на пары. Ведущий предлагает каждой паре представить себя сиамскими близнецами, сросшимися любыми частями тела. «Вы вынуждены действовать как одно целое. Пройдитесь по комнате, попробуйте сесть, привыкните друг к другу. А теперь покажите нам какой-нибудь эпизод из Вашей жизни: вы завтракаете, одеваетесь и т. д.» 3.3. Полифункциональные психотехнологии3.3.1. Body Jazz — ведение за центры (версия Александра Гиршона)Это упражнение относится к разминочным, но, в силу его продолжительности и множественности тем, к которым обращаются участники, мы посчитали, что его можно отнести к полифункциональным психотехнологиям. Цели: разогрев, развитие навыка осознавания тела в движении, установление контакта с другими участниками в танце, исследование баланса контроля/отпускания, развитие репертуара движения. Продолжительность: 40–45 минут. Музыка: различная для каждого центра. Исполнение: парное Процедура Вначале проходит объяснение и демонстрация упражнения. 1. Настройка. Партнеры делятся на пары. Оба партнера закрывают глаза и обращают внимание на ощущения собственного тела, на то, насколько мягко и уверенно они стоят на ногах, на ритм, глубину и текучесть дыхания. Один из партнеров (А) открывает глаза и внимательным и принимающим взглядом смотрит на своего партнера (Б), принимая факт присутствия и особенности тела партнера. Затем он(а), сохраняя фокус на партнере, обращает внимание на ощущения в собственных руках (кистях) и медленно подносит свои руки к голове партнера, мягко и уверенно прикасается к голове партнера. 2. Ведение. Партнер А ведет партнера Б за голову, его задача при этом — исследовать возможности движения, доступные из этого центра, при этом сохраняя баланс безопасности и творчества, а также баланс визуального и кинестетического (через прикосновение) ощущения движения. Задача партнера Б — позволять этим движениям происходить, не добавлять ничего лишнего в эти движения, не стараться угадать или помочь партнеру А. Это задача — «ничего не делать» — не так проста, но реальна. Этот процесс может многому научить обоих партнеров. Хорошая метафора адекватного взаимодействия в этом процессе — баланс между «любопытным ребенком» (как устроено это движение?) и «взрослым проводником» (я обеспечиваю безопасность в очень интересном путешествии). Затем партнеры меняются ролями, и партнер Б ведет партнера А за тот же центр — голову. Затем партнеры вновь меняются ролями и партнер А ведет партнера Б за плечи. Обычно в этом процессе мы обращаемся к 5 центрам: голова; плечи; руки; таз; ноги. После работы с каждым центром партнеры меняются ролями. Несколько замечаний по особенностям каждого из центров: а) голова — следует быть очень осторожным с шеей, но при этом сохранить уверенность в ведении. Поэтому лучше начать с небольшой амплитуды, постепенно развивая движение в пространстве; б) плечи — в плечах современного городского жителя обычно достаточно много напряжения, поэтому в работе с ними важна сила, ясность и определенность сигнала; в) руки — у рук очень много степеней свободы и достаточно развитый репертуар движений, поэтому целесообразно найти новые, малознакомые движения (например, скручивающие); г) таз — центр тяжести тела, поэтому все импульсы, приходящие в эту область, проходят через все тело. Также как и с плечами критическое значение имеют сила, ясность и определенность сигнала. Ведомому партнеру можно напомнить о важности сохранения «мягкости» ног (расслабленной готовности к движению в бедрах, коленях и ступнях); д) ноги — для работы с ногами ведомый партнер ложится на пол, на спину, ведущий партнер аккуратно поднимает ногу партнера, используя в качестве опоры собственные ноги и руки, и исследует подвижность и степени свободу в каждом из трех суставов и их взаимодействие при различных траекториях движения. Важно помнить о бережности и аккуратности при работе с бедренными суставами. Стратегии работы с неадекватным контролем: Достаточно часто, особенно на первых занятиях, встречаются участники, которые не могут сразу «отпустить» контроль над движением. В рамках этой техники есть несколько приемов, облегчающий работу со снятием гиперконтроля. Остановка — когда участник движется сам, не слушая сигналов партнера, целесообразно сделать остановку в движении, чтобы он(а) мог(ла) почувствовать неосознаваемый собственный импульс; Неожиданное изменение — неожиданное (но не резкое!) изменение скорости или направления движения позволяет «обмануть контроль», часто так срабатывает замедление движения. 3. Завершение — выход в танец. Во время завершения работы с ногами дается инструкция для ведомого партнера: начать собственное движение, вначале другими частями тела — не ногами — головой, руками, корпусом. Ведущий парнер по-прежнему продолжает вести партнера за ноги. Постепенно ведомый партнер больше движется сам, оставаясь с закрытыми глазами, а второй партнер просто сопровождает его в движении, лишь иногда добавляя импульсы в различные части тела, которые, как он(а) видит, недостаточно подвижны, а также внося элементы непредсказуемости в танец. После смены партеров в какой-то момент оба партнера открывают глаза и продолжают совместный завершающий танец. После процесса проводится обсуждение в парах или общем кругу. 3.3.2. Аутентичное ДвижениеАутентичное движение родилось из процесса, разработанного Мэри Старкс Уайтхаус, который она часто называла «движением в глубине»(movement-in-depth). М. Уайтхаус обучалась танцевальной технике у Мэри Вигман и Марты Грэм, которые призывали и воплощали в танце энергии и образы бессознательного. Работа Уайтхаус оказала большое влияние на многих студентов и ее коллег, включая танцоров, терапевтов и преподавателей, и была различным образом использована практиками в США и в Европе. В 1950-х гг. Уайтхаус сменила свою танцевальную ориентацию с художественной стороны на направление личностного роста и развития в танце и начала главное дело своей жизни, проживая и описывая процесс «движения и проживания движения» (moving and being moved).«Я двигаюсь»(I move) — это чистое знание того, что я лично совершаю движения. Противоположностью этому является внезапный и ошеломительный момент, когда «меня движет»(I am moved). Это момент, когда эго теряет контроль, перестает выбирать, прекращает напрягаться и требовать, позволяя Самости дать телу двигаться так как ему хочется. Это момент непреднамеренной капитуляции (surrender) , которая не может быть объяснена, в точности повторена, найдена или выполнена (1979, c. 57). Сущность двигательного опыта — это ощущение «я двигаюсь» и «мной движет». В идеале, оба присутствуют единовременно. Это момент тотального осознавания, того, что я делаю, и что со мной происходит (1958). «Аутентичный», в контексте ИТДТ, в первую очередь означает — неподдельный, подлинный, настоящий. Слово «аутентичный» происходит от греческого authentikos, относящийся к кому-то или чему-то «обладающему неоспоримым, неоспариваемым авторитетом». «Неоспоримым», потому что этот авторитет основывается на наблюдаемых действиях, фактах и реальности. Это слово также обозначает «убийцу» (потому что здесь есть осязаемое доказательство), «хозяина» (потому что здесь есть интенциональный уровень власти), «деятеля» (потому что здесь есть осязаемое действие). Эти ассоциации шокируют на первый взгляд и кажутся антитезисом всему, что мы знаем об аутентичном движении. Но эти представления раскрывают множество смыслов, лежащих в основе слова «аутентичный». «Когда движение просто и неоспоримо, не может быть другим, и не имеет значения насколько оно ограниченно или частично, именно тогда появляется то, что я называю аутентичным; оно узнается как уникальное, принадлежащее именно этой личности. Аутентичность является единственным термином, который, как я думаю, можно отнести к истине — истине, которой невозможно научиться… Это момент, когда эго отдает свой контроль… позволяя Самости взять верх и начать движение физического тела так как она желает» (Мэри Старкс Уайтхаус). Разрабатывая свой подход к движению, Мэри Старкс Уайтхаус учила студентов осознавать специфические двигательные импульсы, которые имели качество телесных чувственных ощущений: «Следование внутреннему ощущению, позволение импульсу принять форму физического действия — это и есть активное воображение в движении, точно такое же, как следование визуальному образу в активном воображении в фантазировании. Это наиболее драматические психофизические связи, доступные сознанию» (1963, с. 3). Она также интересовалась визуальными образами, которые возникают во время двигательного опыта, как и образами из воспоминаний, сновидений и фантазий. Образы могли быть божественными, человеческими, животными, растительными или минеральными, и в любом случае она поощряла студентов оставаться в своем собственном теле и взаимодействовать с внутренними ландшафтами и существами, которые там появлялись. Были моменты, когда образы, казалось, сами хотели воплотиться в теле, как будто образ можно было узнать лучше, если он входил в тело движущегося. Тогда студенты переживали не только «танец с», но позволяли на время внутреннему образу вести их в танце. При использовании Аутентичного Движения, мы развиваем диалог между сознанием и подсознанием. Джоан Чодороу были предложены и проиллюстрированы четыре источника импульсов в Аутентичном Движении: движение, происходящее из личного бессознательного, культурного бессознательного, первичного (primordial) бессознательного и оси Эго-Самость. Хотя каждый комплекс имеет элементы личного, культурного и первичного бессознательного, некоторые темы, которые проявляются через тело, настолько ясны, что кажется возможным и полезным понять из какого источника или уровни они появились. Не ограничивая спектр возможностей движения, мы можем заметить некоторые модальности движения, которые появляются из этих источников: импульсы, что идут чисто из ощущений (такие как потягивания или защита от травм), импульсы, основанные на переориентации нашего сознания (такие как вращения, ходьба назад, повороты), импульсы движения как путешествия (такие как раскрытие истории движения), или же те, что основываются на эмоционально заряженных или духовно трансформирующих состояниях, доступных через тело (таких, как слушание или выражение внутренних голосов, ритуальные жесты или архетипические характерные образы). Эти источники и модальности являются способами описания различных аспектов движения и все они проявляются в Аутентичном Движении. Зачастую люди, впервые обращаясь к этой технике, недоумевают, — что значит «слушать импульсы своего тела»? «А если мне не захочется двигаться?» Мне нравится отвечать, что у человека нет импульсов только в одном единственном случае — если он умер. В любом другом случае эти импульсы присутствуют, но чтобы услышать их, нужно настроить свое внимание, свою чувствительность. Эти импульсы обладают разной природой: Физические (телесные) импульсы, порожденные микронапряжениями в различных частях тела. Это небольшие потягивания, сжатия, сокращения, непроизвольный перенос веса и т. д.; Эмоциональные импульсы. В любой момент времени мы испытываем чувства, эмоции. Они могут быть сильными или слабыми, но они есть. Покой — скука — тревога — разочарование — злость — высвобождение — радость… и т. д., и т. д.; Образные импульсы. Это могут быть образы, порожденные памятью или воображением, образы, находящие отклик в теле. Для процесса Аутентичного Движения особенно важно, что эти образы не задаются извне, не придумываются заранее, а рождаются в самом процессе движения и естественно связаны с движениями и чувствами. Встреча с другим человеком во время групповой работы позволяет развить доверие на глубинном уровне. Базовое «правило» при групповой работе с закрытыми глазами — вы следуете своим собственным импульсам. В момент контакта выбор совместного движения с другим человеком зависит от того, сумеете ли вы остаться честным по отношению к своим собственным импульсам, контактируя с другим человеком, или нет. Так как каждый следует своим собственным импульсам, то никто не «ответственен» заботится о других. Мы должны увидеть себя во всей тотальности, а не такими, какими мы представляем себя, или какими другие хотят нас видеть. Групповая практика Аутентичного Движения является следованием правде, собственной правде в присутствии других. |