Главная страница
Навигация по странице:

  • Предшественники и теоретики движения

  • Пионеры Модерна

  • Поколение великих мастеров Модерна

  • Прорыв Кэннинхэма

  • Постмодернизм и послевоенное поколение

  • Интегративная танцевальнодвигательная терапия


    Скачать 3 Mb.
    НазваниеИнтегративная танцевальнодвигательная терапия
    Дата23.05.2023
    Размер3 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаkozlov_integrativnaya_tantsevalno_dvigatelnaya_terapiya.doc
    ТипДокументы
    #1154980
    страница34 из 35
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   35

    Приложение 1

    Развитие танца в ХХ в.


    Хореографы, течения, страны, время

    Нововведения в области тела, техники, движения


    Нововведения в области спектаклей-представлений, пространства, связи с другими направлениями искусства

    Кто, какие страны явились приемниками и последователями

    Предшественники и теоретики движения


    Франсуа Дельсарт
    Франция, конец XIX в.


    Связь между жестом, эмоциями, чувствами:

    Разработка кода жестов во взаимосвязи с эмоциями, отличного от ранее принятого в традициях классического танца


    Придание первостепенного значения роли жестов в общении; влияние (через своих учеников) на будущих пионеров американского модерна


    Франция;

    США: косвенное влияние на Рут Сен-Денис, Теда Шоуна, Айседору Дункан и др.


    Жак-Эмиль Далькроз
    Швейцария, Германия, c 1920 по 1950 гг.


    Ритмическая гимнастика

    Связь движения и ритма;

    Несколько основных принципов:
    1. Суть закрепощенного тела состоит в ритмическом закрепощении.
    2. Для естественного движения характерно состояние расслабленности, не напряжения.
    3. Дыхание играет ключевую роль в достижении расслабления и качестве основного ритмического движения


    Связь музыки/движения; определение телесной музыкальности;

    Обучение будущих пионеров модерна Германии


    Германия: Лабан, Вигман…

    Франция: Нижинский, Мари Рамбер…


    Рудольф Лабан
    Германия, Великобритания, c 1920 по 1960 гг.


    Движение — как источник жизни и

    инструмент для выражения

    социального положения

    Первая аналитическая и понятийная система движения, рассматриваемая в различных аспектах: вес тела, пространство, время, поток


    Танец — как необходимый опыт общения, образовывающий индивидуумов и группы для улучшения жизни всего общества



    Германия: Вигман, Йоосс и большинство танцоров модерна периода между двумя войнами;

    Англия; создание школы;

    США; большое значение системы понятий в движении

    Пионеры Модерна


    Луи Фуллер
    США, Франция, конец XIX – начало XX вв.


    Театрализованное

    движение:

    • Движение, скорее как способ, нежели цель.

    • Преображение, маскировка тела (использование аксессуаров: ткани, палочки и сложные эффекты электрического света).

    • Движение — форма визуализации пространства (формы и рисунки, созданные светом на тканях)


    Исследование новых возможностей в создании сценических иллюзионов с помощью электрического света


    Франция


    Айседора Дункан
    США, Франция, Германия Россия / С.С.С.Р., с 1900 по 1930 гг.


    Возвращение к природе,

    естеству.

    Свободный танец

    Танец и движения, вдохновленные связью с природой, а не заботой об эстетических условностях;

    Возвращение тела в естественную среду (контакт с природой) и получение вдохновения.

    Учение о взаимосвязях движения и четырех элементов (воды, земли, огня, воздуха).

    Определение свободы и чистоты тела


    Духовная функция танца.

    Образовательная ценность.

    Свобода женского тела.

    Связь с философскими и артистическими направлениями в других областях (театр, музыка, литература) в большей степени, чем с миром танца


    Германия.

    Россия


    Рут Сен-Дени
    США, с 1900 по 1930 гг.


    Танец как выражение

    духовности

    Поиски основ для танца вне классического балета: вдохновение Востоком.

    Танцовщица скорее жрица, чем легкая девушка.

    «Музыкальные визуализации» — первые шаги модерна в направлении абстракции


    Свобода женского тела.

    Духовная функция танца отражает его красочность и зрелищность


    США: Дорис Хэмфри, Мэри Вигман, Марта Грэм…


    Тед Шоун
    США, с 1920 по 1950 гг.


    Танец, созданный для танцоров

    мужчин.

    Поиски тождественности мужских и женских жестов.

    Создание техники и курса упражнений специально для мужчин.

    Создание атлетического тела в противовес мнению о женоподобном теле танцора


    Учение на базе «делсартизма» и первое рационалистическое объяснение техники модерна.

    Борьба за лучший социальный образ танцора


    США: Дорис Хэмфри, Мэри Вигман, Марта Грэм…

    Поколение великих мастеров Модерна


    Мэри Вигман
    Германия, с 1920 по 1960г.


    Танцевальная экспрессия

    Танцор в контакте с силами, которые ему помогают.

    Пространство наполнено «невидимыми партнерами», которые диктуют движения, и c их помощью сам танец превращается в «солирующую танцовщицу».

    Движение оcуществляется через серию противоположностей: внутреннее/внешнее, земное притяжение/желание подняться, индивидуальность/группа.

    Танец как проявление всеобщих тем: чародейства, смерти, и т. д.


    «Танцы совместно», что означает: развитие вначале формы соло, позволяющей затем создать другие привычные сценические формы.

    Структурирование профессии танцора;

    социальная и образовательная миссия хореографии


    Германия: все направления модерна 1920–30-х гг., послевоенный период.

    США: школы Ханя Хэлм, Алвин Николайс.

    Франция: ученики Вигман стали пионерам французского модерна


    Курт Йосс
    Германия, с 1920 по 1960 гг.


    Эссенциализм

    Включение элементов классической техники в образование танцора.

    Танец как способ выражения всех человеческих чувств.

    Использование мимики, создание типовых персонажей, комичный взгляд на танец


    Политическая роль хореографии; изобличение политических и экономических реалий


    Германия: появление огромного количества танцоров и хореографов послевоенного поколения

    Баухаус
    Шлеммер, Кандинский..., Германия, с 1919 по 1933 гг.


    Абстракция

    Тело как абстрактный объект.

    Движение как инструмент для проецирования в пространстве пластики форм


    Театральная сцена как место эксперимента для пластических танцоров


    Германия, в основном для визуального искусства.

    США: артисты Баухаус поступают в университеты; поощряется междисциплинарный подход; приглашение Кэйджа и Кэннинхэма в «Black Mountain College»


    Дорис Хэмфри
    США, с 1930 по 1960 гг.


    «Движение — это арка, протянутая между двумя смертями».

    Игры с гравитацией: выбор между сопротивлением падению и его принятием. «Падение и подвешенное состояние» как структурирующий элемент движения и динамики.

    Переменчивость, текучесть, неуловимость, лиризм танца.

    «Индивидуальное движение» как часть или этап мышления и понятие более объемное, чем «хореография».

    Танцор — как индивидуум, но так же и элемент группы.

    Движение одновременно рождается в теле каждого танцора и в переходах от одного к другому


    Разработка хореографического мышления — «композиции», отличного от прежнего взгляда на танец (индивидуальное движение танцора).

    Музыка как источник для размышления, обучения и создания композиции. Но танец не должен быть зависим от музыки, он должен развиваться за счет своей собственной музыкальности, ритмичности


    США: Чарлз Вейдман, Хосе Лимон


    Хосе Лимон
    США, с 1940 по 1970 гг.


    Театральность танца и хореографии. Постановка типовых персонажей


    Танец — как обращение, получившее политическое либо религиозное вдохновение


    США: Дженнифер Мюллер, Луис Фалко


    Марта Грэм
    США, с 1930 по 1970 гг.


    Танец и неосознаваемые экспрессии.

    Противоположности в танце — расслабление/напряжение; особое внимание центру тяжести (тазовой области) как очагу пульсации и рождения желания.

    Рассмотрение женского тела и анализ законов его движения.

    Движение как выражение всеобщих страстей.

    Сосредоточение на моментах и наивысших состояниях кризиса, отчаяния.

    Первоочередная роль соло: первенство танцовщиц в хореографии


    Символичность пространства: объекты в нем — как отражение воображения, страхов, образов внутреннего мира постановщика танца


    США и весь мир: М. Кэннинхэм, Э. Хоукинс, П. Тэйлор, и др., прошли через обучение в ее труппе; создание школ во многих странах; создание труппы


    Алвин Николайс
    США, с 1950 по 1980 гг.

    Абстракции. Децентрализация корпуса.

    Пересмотр принципа уникальности центра тяжести тела, и принятие, таким образом, новой иерархии: отказ от антропоцентризма. Все точки в теле могут быть «мотором» движения;

    Человек как элемент среди других элементов вселенной, находящихся в движении.

    Тело изменчиво: аксессуары, ткани, палочки удлинняют и изменяют форму человеческого тела до превращения его в абстракцию.

    Импровизация и композиция — как часть техники, влюченная в образование танцора.

    Ученик ответственен за исследование собственного тела


    Рассмотрение связей между телом и пространством.

    Движение как аспект постановки спектакля наряду с его аксессуарами, проекциями света, элементами сценографии.

    Возвращение к сценическому иллюзиону


    США: Мюррей Луис.

    Франция: «С.N.D.C». К. Карлсон, С. Буирж…


    Алвин Эйли
    США, с 1950 по 1980 гг.


    Афро-американский модерн

    Приобщение афро-американской культуры к модерну;

    Отражение африканской культуры в танце модерн


    Сценические постановки народов африканской культуры вне их гетто и приобщение их, т. о., к мировому опыту танца модерн;

    Использование музыкальных ритмов, напевов, характерных для этой культуры («спиричуэлс»)


    США: на все африканские танцы

    Прорыв Кэннинхэма


    Мерс Кэннинхэм
    США, с 1950 по 1990 гг.


    Абстракции. Роль непреднамеренностей (случайностей)

    «Движение является выразителем всех внутренних намерений».

    Тело разрознено; отказ от органических, описательных, типичных представлений о теле;

    Освобождение личности, эмоций и чувств танцора для блага движения;

    Тело и техники рассматриваются с точки зрения «рациональности»; включение в работу ног классических техник;

    Развитие виртуозности


    Придание Современному танцу статуса искусства и определение его места в истории танца;

    Центральная роль в сотрудничестве с Джоном Кэйджем;

    Влияние Дзен;

    Непреднамеренность (спонтанность) определяет взаимосвязь музыки, элементов сценографии, света и танца;

    Уход от централизованности и иерархичности сценического пространства: пространство разделено, фрагментировано; Многообразие одновременных сценических действий;

    Сотрудничество с именитыми художниками: Раушенберг, Джаспер Джонс и др. Отказ от абсолютной прерогативы «автора». Хореограф не высказывается об эстетической ценности по поводу возникающих на сцене импровизаций — случайностей;

    Свобода зрителя: его мнением не управляют, именно он делает свой выбор о продолжительности спектакля


    США и весь мир

    Рождение поколения постмодернизма.

    Влияние на современное искусство и особенно на искусство сцены

    Постмодернизм и послевоенное поколение


    Начиная с 1960-х гг. и поколения постмодернизма хореографы перестают создавать «школы» — в том смысле, в каком о них говорилось во времена «Поколения мастеров». Влияние этого факта неявно, и, по-видимому, еще рано делать выводы о том, как это отразиться на последующих поколениях.


    Театр Церкви Джадсон и Grand Union
    США, с 1960 по 1970 гг.


    Уровень «зеро» в движении, в танце и в публичных представлениях.

    Рассмотрение и оценка всего того, что делает танец «современным».

    Идентификация социальных и идеологических признаков в теле и в движении: тело танцора/ тело «пешехода», особенность женского/мужского и т. д.

    Развитие «перфомэнса». Актеры, танцоры, музыканты, пластические артисты, «перформеры» получают равный статус в перфомэнсе.

    Роль импровизации


    Политическая роль современного искусства

    Танец вне условных ограничений спектакля и поэтому перфоманс происходит на улице, в галереях и т. д.;

    Желание сблизить искусство со «зрительской аудиторией»


    США


    Поколение Постмодернизма
    Люсинда Чайлдс, Триша Браун, Мередит Монк, Дэвид Гордон, Стив Пэкстон, Ивонн Райнер и др.,

    США, с 1970 по 1990 гг.


    Экспериментальный подход в построении композиции.

    Использование общих с другими областями искусств техник, например — в музыке;

    Использование элементов импровизации;

    Работа на принципе «повторов» (Л. Чайлдс, Т. Браун, М. Монк…);

    Возвращение к существующим классическим техникам и включение их в современные (Л. Чайлдс);

    Импровизация (Стив Пэкстон) продвинута в ранг техники (Контактная импровизация)


    Междисциплинарный подход (Роберт Уилсон / Л. Чилдс);

    Поворот к «живому» спектаклю;

    Работа с преобразованием восприятия зрителя (игра на повторах…).


    США.

    Весь мир


    Триша Браун
    США, с 1970 по 1990 гг.


    Непрерывность движения

    Экспериментальный метод исследования движения, без использования наследия предшествующих периодов.

    Работа над специфической техникой, основанной на изучении игры и гравитации.

    Текучесть, непрерывность движения, позволяющая увидеть скорее поток, нежели формы.

    «Подвижное тело» — функциональный объект, а не трагический





    США.

    Весь мир


    Буто
    Тацуми Хиджиката, Казуо Оно, Ко Муробуши, Санкай Дзюку, Ариадоне и др.,

    Япония, с 1960 по 1990 гг.


    Танец «темноты»

    Движения — cпособ «возвращения» в свои воспоминания;

    Тело заключено в самом себе, что позволяет вернуться (в воспоминаниях) в состояние зародыша, до начала осознания себя


    Одновременно протест против традиционно японских театральных форм и западных танцевальных техник


    Япония.

    Европа


    Пина Бауш
    Германия, с 1970 по 1990 гг.


    «Танцтеатр» — танцевальный

    театр.

    Танцор играет себя самого (перенесение личных качеств на исполняемую роль).

    Разряженность танцевального движения, диссоциация между «станцованным» жестом и представленной ситуацией.

    Танцор использует техники не для создания движения, а для управления своими эмоциями и для распада жеста


    Танец — «по стопам театра»

    Постановка и высмеивание социальных особенностей (в частности, буржуазных), а также бессодержательность и пустоту в человеческих отношениях;

    Слова, игра, пение включены в представление


    Германия.

    Весь мир


    Новый французский танец
    Д. Багуэ, О. Дюбок, Ж.-Кл. Галотта, Д. Ларье, М. Марин, А. Прельжокаж, К. Сапорта и др.,

    Франция, с 1980 по 1990 гг.


    Танец/Театр.

    Танец делается носителем эмоций и чувств.

    Движение — как язык эмоций, зеркало внутреннего мира танцора

    Постановка на сцене состояний тела либо его бытия.

    Использование и стандартизация танцевальных техник американского и германского модерна


    Современный танец наследует традиции французского театра.

    Увеличение зрительской аудитории.

    Использование средств театральной сценографии (аксессуары, переполненное пространство)


    Франция.

    Европа


    Молодой Современный танец
    Вим Вандеркейбус, Саша Вальц, Матс Эк, Ольга де Сото, Л. Ньюсон...

    Бельгия, Великобритания, Канада, Нидерланды, США, и т. д., с 1990 г по сегодняшний день.
    Россия — с 1995 г.


    Стандартизация движения.

    Сближение новых

    хореографических работ с

    теле-продукцией и

    феноменами моды.

    Энергия, напористость и скорость — признанные достоинства танцоров, хореографов и молодежи 1990-х гг.

    Сближение сценического танца и уличного («хип-хоп»).

    Тело сражается и побеждает.

    Эстетика шока


    Танец — скорее отражение и носитель ценностей общества, чем место для инвестиций;

    Использование музыки, нарядов, аксессуаров современной моды


    Весь мир


    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   35


    написать администратору сайта