Интегративная танцевальнодвигательная терапия
Скачать 3 Mb.
|
3.2. Базовые психотехники3.2.1. Работа с телом3.2.1.1. ПозыЕсли рассматривать на танец поэлементно, как кадры кинопленки, то в каждый момент времени каждый «кадр» — это определенная поза, «телесная ситуация». Каждая поза уже несет в себе семя состояния, истории тела, которая может развернуться во времени. То, как именно разворачивается действие или взаимодействие в этом процессе, позволяет вывести на поверхность и отреагировать многие бессознательные темы. Исследование перехода от статики к движению помогает «культивировать» внимание к телесному опыту, сигналам тела, создавая основу аутентичности движения. Последовательность упражнений, описанных ниже, позволяет исследовать эти темы в различных вариантах. Упражнения естественно вытекают одно из другого, но могут также проводиться в разные дни тренинга. В начале каждого упражнения проводится объяснение и демонстрация. 3.2.1.1.1. Скульптуры Цели: осознание позы как источника чувств, образов и ассоциаций. Продолжительность: в зависимости от размера группы, 2–3 минут. на каждую пару Музыка: без музыки. Исполнение: в парах. Процедура: Участники становятся в круг, в центр выходят партнеры, стоявшие напротив друг друга. По очереди партнеры «лепят» друг из друга «скульптуры». Партнер, из которого «лепят», стоит с закрытыми глазами. Важно создавать скульптуру не думая, спонтанно, случайно; после надо дать партнеру время для того, чтобы глубже прочувствовать образы, ассоциации и состояния, связанные для него с этой позой. 3.2.1.1. 2. Пигмалион и ГалатеяЦели: осознание позы как источника движений, раскрытие внутренней темы позы в движении.Продолжительность: 5–10 минут.Музыка: без музыки.Исполнение: в парах.Процедура:Участники делятся на пары. По очереди партнеры «лепят» друг из друга «скульптуры» как в предыдущем упражнении. По окончанию «лепки» дается сигнал (например, хлопок). Партнер-«скульптура» оживает, создавая танец из тех тем и жестов, которые были в позе.Затем партнеры меняются ролями. 3.2.1.1.3. Стоп-движение Цели: раскрытие внутренних тем различных поз в движение, «погружение» в поток внутренних импульсов. Музыка: минималистичная, «прозрачная», задающая атмосферу погружения (например, S. Micus “Till the end of the time”). Продолжительность: 15–20 минут. Исполнение: в парах. Процедура: Партнеры делятся на пары. В каждой паре один из партнеров закрывает глаза, другой «лепит» из него скульптуру, дает ему время прочувствовать ее, а затем переводит в другую точку пространства и «лепит» другую позу, отличающуюся от предыдущей. Процесс повторяется несколько (5–7) раз, а затем по команде ведущего партнер с открытыми глазами говорит одно слово: «Движение!». По этой команде, партнер с закрытыми глазами начинает двигаться, позволяя телу следовать за импульсами, накопившимися в этих позах. В любой момент времени первый партнер может сказать «стоп», второй останавливается и замечает в какую позу его (ее) привело движение. Затем вновь следует команда «движение». Человек с открытыми глазами обеспечивает безопасность процесса, не прикасаясь к своему партнеру. По указанию ведущего партнеры без слов меняются ролями и процесс повторяется в другую сторону. После упражнения следует проговор в парах или группе. 3.2.1.1.4. Три скульптуры: история Цели: раскрытие внутренних тем различных поз в движение, «погружение» в поток внутренних импульсов. Музыка: воодушевляющая, без барабанов. Продолжительность: 7–10 минут. Исполнение: в тройках. Процедура Участники делятся на тройки. В каждой тройке выбираются партнеры A, B, C. Партнер А мгновенно находит какую-либо позу. Партнер В находит позу в ответ. Партнер С присоединяется к паре со своей позой. Затем партнер А выходит из общей скульптуры, находит новую позу в ответ на то, что он видит. Тоже самое делают по очереди остальные партнеры. Процесс продолжается, постепенно становясь танцем с небольшими акцентами-остановками. После упражнения — обсуждение в этих тройках. 3.2.1.1. 5. Диалог скульптур Цели: групповое взаимодействие, отреагирование внутригрупповых отношений, объединение группы. Музыка: без музыки. Продолжительность: 5–7 минут. Исполнение: групповое. Процедура Участники делятся на две равные группы. Одна группа начинает создавать общую скульптуру тем же способом, что и в предыдущем упражнении. Получившаяся скульптура — это их «послание» второй половине группы. В ответ остальные участники создают свою скульптуру-послание. Обмен посланиями продолжается, пока группы не соединятся в одной общей скульптуре. |